1. Как правило, историки указывали лишь общий вектор взаимоотношений между уполномоченными и группами верующих, без сравнительного анализа положения церковных общин в разных регионах. Исключение составляют монография М.В. Шкаровского и диссертация Д.Ю. Макаровой: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 1999; Макарова Д.Ю. Эволюция взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства в 1943–1991 гг. (на материалах Курской области). Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2015.
2. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. М., 1995. С. 14–15; Одинцов М.И., Кочетова А.С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941–1946 гг. М., 2014. С. 69–153, 181–215.
3. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие, 1941–1961. М., 1999. С. 28.
4. Подробнее см.: Одинцов М.И., Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР и Московская патриархия: эпоха взаимодействия и противостояния. СПб., 2013. С. 121.
5. Уполномоченный по делам РПЦ по Курской обл. В.Н. Ефремов в первые послевоенные годы достаточно объективно освещал нужды православного духовенства на вверенной ему территории (Государственный архив Курской области (далее – ГА КО), ф. Р-5027, оп. 1, д. 10, л. 58).
6. Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961 гг. / Сост. прот. Н. Доненко, Р.А. Замтарадзе, С.Б. Филимонов. Симферополь, 2015. С. 629.
7. Petrov I. The Orthodox Church and the totalitarian regime in the post-war Crimea: a survival strategy of archbishops Josaph (Zhurmanov) and Luka (Voyno-Yasenetsky) // Religiski-Filozofiski Raksti. 2017. № XXIII. P. 119.
8. Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от её учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011. С. 593.
Комментарии
Сообщения не найдены