- Код статьи
- S086904990014960-8-
- DOI
- 10.31857/S086904990014960-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 49-63
- Аннотация
Результаты исследования фиксируют, что COVID-19 является существенным фактором, повлиявшим на потребление двух ведущих в российском обществе медиа – телевидения и интернет. Поскольку пандемия является глобальным явлением, то исследование российской аудитории проводится в контексте анализа аналогичных трендов зарубежных стран. Показано, что пандемия усиливала или изменяла тренды медиапотребления, потенциал которых был сформирован в результате массового внедрения коммуникационных инноваций в предыдущее десятилетие. Зафиксировано, что присущий ранее телевидению тренд сокращения длительности просмотра сменился в период пандемии 2020 г. на обратный. Тренд увеличения длительности использования интернет продолжился. В особенности это относится к различным форматам онлайн-видео. Наибольший рост медиапотребления наблюдался в период первой волны заболеваемости и введения карантинных мер. Наблюдалось углубление процессов медиатизации. Пандемия изменила социально-психологическую атмосферу, режим жизнедеятельности людей, что привело к интенсификации информационных процессов в обществе. Процессы конвергенции медиа обрели в год пандемии дополнительный импульс. Пользовательские экраны телевизоров, смартфонов и других устройств образуют теперь единое пространство борьбы за внимание аудитории. Это усиливает конкуренцию между традиционными телекомпаниями и новыми технологическими платформами, имеет серьезные политико-экономические и социо-культурные следствия.
- Ключевые слова
- телевидение, интернет, медиапотребление, пандемия, COVID-19
- Дата публикации
- 24.09.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 14
- Всего просмотров
- 2179
Библиография
- 1. Бауман З. (2002) Индивидуализированное общество. М.:Логос.
- 2. Бек У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция.
- 3. ВЦИОМ: Россияне доверяют традиционным СМИ больше, чем интернету. 26 июня 2020. https://news.rambler.ru/sociology/44412388-vtsiom-rossiyane-doveryayut-traditsionnym-smi-bolshe-chem-internetu/
- 4. Дженкингс Г. (2018) Конвергентная культура. М.: Рипол Классик.
- 5. Коломиец В.П. (2020) Медиатизация медиа. М.: Издательство Московского университета.
- 6. Левада Центр: источники новостей и доверие СМИ. 27.02.2020. https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi/
- 7. Маклюен М. (2003) Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле.
- 8. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. (2019) Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 19. № 2. С. 277-288.
- 9. Платящая аудитория российских онлайн- кинотеатров выросла на 52% до 8,5 млн человек. 09.03.2021. http://www.kinometro.ru/news/show/name/online_2020_tmtcons_8540
- 10. Полуэхтова И.А. (2010) Социокультурная динамика российского телевидения. М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл».
- 11. Телеаудитория выросла на четверть в апреле 2020. 13 мая 2020 г. https://mediascope.net/news/1139341/
- 12. Austin A., Barnard J., Hutcheon N. (2019) Zenith Media Consumption Forecasts 2019. London: Zenith.
- 13. Cha J.. Chan-Olmsted S.M. (2012) Substitutability between online video platforms and television. Journalism & Mass Communication Quarterly. no. 89. no. 2. pp. 261-278.
- 14. Clapp R. (2021) YouTube consumption shows double-digit growth. https://www.warc.com/content/article/warc-datapoints/youtube-consumption-shows-double-digit-growth/136278
- 15. Couldry N., Hepp F. (2017) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.
- 16. DeFleuer M., Ball-Rokeach S. (1989) Theories of Mass Communication. New York: Longman.
- 17. Edelman Trust Barometer 2021 Global report. https://www.edelman.com/trust/2021-trust-barometer
- 18. Global Marketing Monitor Weekly Market Trends. 01.02. 2021. https://www.groupm.com/global-marketing-monitor-weekly-market-trends-may-01-2021/
- 19. Hjarvard S. (2008). The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. vol. 29. no. 2. pp. 105–134.
- 20. How Covid-19 Supercharged the Advertising ‘Triopoly’ of Google, Facebook and Amazon. March 19, 2021. https://www.wsj.com/articles/how-covid-19-supercharged-the-advertising-triopoly-of-google-facebook-and-amazon-11616163738
- 21. Kayany, J. M., & Yelsma, P. (2000) Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of household. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol.44 no. 2. pp. 215–229
- 22. Krotz, F. (2007). The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame. Global Media and Communication, vol. 3 no.3. pp. 256–259.
- 23. Lukovitz K. (2020) Streaming Now Accounts For 25% Of U.S. TV Usage. 13.08.2020. https://www.mediapost.com/publications/article/354705/streaming-now-accounts-for-25-of-us-tv-usage.html
- 24. Murdock G. (2017) Mediatisation and the Transformation of Capitalism: The Elephant in the Room. Javnost - The Public. vol. 24. no. 2. pp. 119-135.
- 25. Nimrod G. (2019) Selective motion: media displacement among older Internet users. Information, Communication & Society. Vol. 22. no. 9. pp. 1269-1280.
- 26. One TV Year 2020 – Glance. Press release. 12.04.2021. https://www.glance-mediametrie.com/en/one-television-year-world-1
- 27. Rogers E.M. (1983) Diffusion of innovations. New York: The Free Press.
- 28. Schultz, W. (2004). Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication. vol. 19. no. 1. pp. 87–101.
- 29. Tefertiller А. (2018) Media Substitution in Cable Cord-Cutting: The Adoption of Web-Streaming Television. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol. 62. no. 3. pp. 390–407.
- 30. The Global TV Deck. The global proof of TV’s power and popularity. (2020) http://www.theglobaltvgroup.com/tgtv-deck/
- 31. Vaulprе F. Glance-Mеdiamеtrie. Global review of lockdown viewing – towards a ‘new normal’? A detailed analysis of TV and content consumption since January.2020 asi Virtual Conference. 3rd November 2020 Session. https://www.asiconferences.com/conferences/2020-asi-virtual-conference/
- 32. Warc. (2021) Media Owner Profile: Netflix, Global. https://www.warc.com/content/paywall/article/warc-datapoints/media-owner-profile-netflix-global/129427
- 33. Zotto С., Lugmay A. (2016) Media Convergence as Evolutionary Process / Lugmayr A., Dal Zotto C. (eds.), Media Convergence Handbook. Vol 1. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.