Пандемия и долгосрочная динамика медиапотребления
Пандемия и долгосрочная динамика медиапотребления
Аннотация
Код статьи
S086904990014960-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Назаров Михаил Михайлович 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социально-политических исследований (обособленное подразделение) Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН)
Адрес: Москва, ул. Фотиевой, д. 6, к. 1, vy175867@yandex.ru
Ковалев Павел Алексеевич
Должность: ведущий эксперт
Аффилиация: ООО "НСК"
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
49-63
Аннотация

Результаты исследования фиксируют, что COVID-19 является существенным фактором, повлиявшим на потребление двух ведущих в российском обществе медиа – телевидения и интернет. Поскольку пандемия является глобальным явлением, то исследование российской аудитории проводится в контексте анализа аналогичных трендов зарубежных стран. Показано, что пандемия усиливала или изменяла тренды медиапотребления, потенциал которых был сформирован в результате массового внедрения коммуникационных инноваций в предыдущее десятилетие. Зафиксировано, что присущий ранее телевидению тренд сокращения длительности просмотра сменился в период пандемии 2020 г. на обратный. Тренд увеличения длительности использования интернет продолжился. В особенности это относится к различным форматам онлайн-видео. Наибольший рост медиапотребления наблюдался в период первой волны заболеваемости и введения карантинных мер. Наблюдалось углубление процессов медиатизации. Пандемия изменила социально-психологическую атмосферу, режим жизнедеятельности людей, что привело к интенсификации информационных процессов в обществе. Процессы конвергенции медиа обрели в год пандемии дополнительный импульс. Пользовательские экраны телевизоров, смартфонов и других устройств образуют теперь единое пространство борьбы за внимание аудитории. Это усиливает конкуренцию между традиционными телекомпаниями и новыми технологическими платформами, имеет серьезные политико-экономические и социо-культурные следствия.

 

Ключевые слова
телевидение, интернет, медиапотребление, пандемия, COVID-19
Источник финансирования
Исследование выполнено в ИСПИ ФНИСЦ РАН в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы № 185 “Цивилизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности, идеалы” по государственному заданию НИР “Социокультурные и религиозные процессы в современной России”.
Классификатор
Получено
10.05.2021
Дата публикации
24.09.2021
Всего подписок
14
Всего просмотров
2110
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S086904990014960-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 08.05.2021
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Бауман З. (2002) Индивидуализированное общество. М.:Логос.

2. Бек У. (2000) Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция.

3. ВЦИОМ: Россияне доверяют традиционным СМИ больше, чем интернету. 26 июня 2020. https://news.rambler.ru/sociology/44412388-vtsiom-rossiyane-doveryayut-traditsionnym-smi-bolshe-chem-internetu/

4. Дженкингс Г. (2018) Конвергентная культура. М.: Рипол Классик.

5. Коломиец В.П. (2020) Медиатизация медиа. М.: Издательство Московского университета.

6. Левада Центр: источники новостей и доверие СМИ. 27.02.2020. https://www.levada.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi/

7. Маклюен М. (2003) Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

8. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. (2019) Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 19. № 2. С. 277-288.

9. Платящая аудитория российских онлайн- кинотеатров выросла на 52% до 8,5 млн человек. 09.03.2021. http://www.kinometro.ru/news/show/name/online_2020_tmtcons_8540

10. Полуэхтова И.А. (2010) Социокультурная динамика российского телевидения. М.: Аналитический центр «Видео Интернешнл».

11. Телеаудитория выросла на четверть в апреле 2020. 13 мая 2020 г. https://mediascope.net/news/1139341/

12. Austin A., Barnard J., Hutcheon N. (2019) Zenith Media Consumption Forecasts 2019. London: Zenith.

13. Cha J.. Chan-Olmsted S.M. (2012) Substitutability between online video platforms and television. Journalism & Mass Communication Quarterly. no. 89. no. 2. pp. 261-278.

14. Clapp R. (2021) YouTube consumption shows double-digit growth. https://www.warc.com/content/article/warc-datapoints/youtube-consumption-shows-double-digit-growth/136278

15. Couldry N., Hepp F. (2017) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity.

16. DeFleuer M., Ball-Rokeach S. (1989) Theories of Mass Communication. New York: Longman.

17. Edelman Trust Barometer 2021 Global report. https://www.edelman.com/trust/2021-trust-barometer

18. Global Marketing Monitor Weekly Market Trends. 01.02. 2021. https://www.groupm.com/global-marketing-monitor-weekly-market-trends-may-01-2021/

19. Hjarvard S. (2008). The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review. vol. 29. no. 2. pp. 105–134.

20. How Covid-19 Supercharged the Advertising ‘Triopoly’ of Google, Facebook and Amazon. March 19, 2021. https://www.wsj.com/articles/how-covid-19-supercharged-the-advertising-triopoly-of-google-facebook-and-amazon-11616163738

21. Kayany, J. M., & Yelsma, P. (2000) Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of household. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol.44 no. 2. pp. 215–229

22. Krotz, F. (2007). The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame. Global Media and Communication, vol. 3 no.3. pp. 256–259.

23. Lukovitz K. (2020) Streaming Now Accounts For 25% Of U.S. TV Usage. 13.08.2020. https://www.mediapost.com/publications/article/354705/streaming-now-accounts-for-25-of-us-tv-usage.html

24. Murdock G. (2017) Mediatisation and the Transformation of Capitalism: The Elephant in the Room. Javnost - The Public. vol. 24. no. 2. pp. 119-135.

25. Nimrod G. (2019) Selective motion: media displacement among older Internet users. Information, Communication & Society. Vol. 22. no. 9. pp. 1269-1280.

26. One TV Year 2020 – Glance. Press release. 12.04.2021. https://www.glance-mediametrie.com/en/one-television-year-world-1

27. Rogers E.M. (1983) Diffusion of innovations. New York: The Free Press.

28. Schultz, W. (2004). Reconstructing mediatization as an analytical concept. European Journal of Communication. vol. 19. no. 1. pp. 87–101.

29. Tefertiller А. (2018) Media Substitution in Cable Cord-Cutting: The Adoption of Web-Streaming Television. Journal of Broadcasting & Electronic Media. vol. 62. no. 3. pp. 390–407.

30. The Global TV Deck. The global proof of TV’s power and popularity. (2020) http://www.theglobaltvgroup.com/tgtv-deck/

31. Vaulprе F. Glance-Mеdiamеtrie. Global review of lockdown viewing – towards a ‘new normal’? A detailed analysis of TV and content consumption since January.2020 asi Virtual Conference. 3rd November 2020 Session. https://www.asiconferences.com/conferences/2020-asi-virtual-conference/

32. Warc. (2021) Media Owner Profile: Netflix, Global. https://www.warc.com/content/paywall/article/warc-datapoints/media-owner-profile-netflix-global/129427

33. Zotto С., Lugmay A. (2016) Media Convergence as Evolutionary Process / Lugmayr A., Dal Zotto C. (eds.), Media Convergence Handbook. Vol 1. Springer-Verlag Berlin Heidelberg.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

(additional_2.docx) [Ссылка]

(additional_3.docx) [Ссылка]

(additional_4.docx) [Ссылка]

(additional_5.docx) [Ссылка]

(additional_6.docx) [Ссылка]

Перевести