- Код статьи
- S086904990011379-8-1
- DOI
- 10.7868/S0869049918030024
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 17-32
- Аннотация
В статье показано, что образовательный уровень российских рабочих довольно высок, хотя у подавляющего большинства из них нет профессиональной подготовки по той специальности, по которой они работают, или по близкой к ней (за исключением обучения непосредственно на рабочем месте). Более того, они не повышают и не стремятся повышать свою квалификацию. Продемонстрировано, что все эти особенности в последние годы усилились и что ключевые для развития данных негативных тенденций факторы – институционального характера, прежде всего незначимость в масштабах страны для уровня зарплат рабочих продолжительности их обучения или уровня профессионализма. Положительно влияет на их зарплату лишь наличие диплома о высшем образовании, который выступает для работодателя маркером большей социализированности, поскольку полученная в вузе специальность никак не соотносится у подавляющего большинства из них с профилем их деятельности. Падение ценности профессионализма и депрофессионализация не только рабочих, но и других российских работников, активно разворачивающаяся сейчас в России под лозунгами перехода к компетентностному подходу, ведет к тому, что в национальной производственной культуре постепенно утрачиваются ценности профессионализма. Однако видеть складывающуюся в области человеческого капитала рабочих картину исключительно в черном цвете тоже было бы неверно, поскольку у трети из них ярко выражена способность к обучению и переобучению, и при грамотной государственной политике именно эта часть рабочих способна стать кадровым резервом для технологического прорыва страны.
- Ключевые слова
- человеческий капитал, рабочие, трудовые ресурсы, кадровый потенциал экономики
- Дата публикации
- 10.06.2018
- Всего подписок
- 8
- Всего просмотров
- 1422
Библиография
- 1. Аникин В.А. (2010) Поведение по отношению к своему человеческому капиталу основных социально-профессиональных групп российского общества // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 3 кн. / отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. С. 289–298.
- 2. Аникин В.А. (2017) Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. Т. 18. № 4. С. 120–156.
- 3. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Ощепков А.Ю. (2017) “Новички” и “старожилы”: что говорят показатели специального стажа. Препринт WP3/2017/01. M.: ВШЭ (https://www.hse.ru/ mirror/pubs/lib/data/access/ram/ ticket/37/148715231924a7a4718050046fad01a51c57318abf/WP3_2017_01.pdf).
- 4. Диденко Д.В. (2015) Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. СПб.: Алетейя.
- 5. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. (2010) Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения”). М.: Либеральная миссия.
- 6. Каравай А.В. (2017) Состояние и динамика качества человеческого капитала российских рабочих // TERRA ECONOMICUS. № 3. С. 144–158.
- 7. Каравай А.В. (2016b) Человеческий капитал потомственных российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 107–124.
- 8. Каравай А.В. (2016a) Человеческий капитал российских рабочих: состояние и факторы // Вестник Института социологии. № 2. С. 91–112.
- 9. Константиновский Д.Л. (2010) Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал // М. К. Горшков (ред). Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф. С. 91–115.
- 10. Кремнева Н., Лукьянова Е. (2015) Рабочая профессия: успех или неудача? Восприятие социального положения рабочего в семейном контексте // Интер. № 10. С. 26–38.
- 11. Латова Н.В. (2017b) Производственная культура рабочих современной России как элемент их человеческого капитала (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) // Мир России. № 3. С. 36–63.
- 12. Латова Н.В. (2017a) Роль профессионального образования в воспроизводстве российского рабочего класса // Общественные науки и современность. № . 1. С. 99–113.
- 13. Латова Н.В. (2016) Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. № 1. С. 34–46.
- 14. Латова Н.В. (2017с). Характеристики человеческого капитала российских рабочих и рабочих других стран // ТЕRRА ECONOMICUS. № 3. С. 159–177.
- 15. Лукьянова А.Л. (2010) Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. № 3. С. 326–348.
- 16. Магун В.С. (1990) Мотивация трудовой деятельности рабочих. Информационные материалы. Вып. 3. Программа отделения философии и права АН СССР “Социальные процессы в условиях перестройки”. М.: Институт социологии СССР.
- 17. Митягина Е.В. (2014) Ресурсы российских рабочих в условиях современных модернизационных процессов. Нижний Новгород: НИСОЦ.
- 18. Плискевич Н.М. (2012) Человеческий капитал в трансформирующейся России. М.: ИЭ РАН.
- 19. Попова И.М., Бессокирная Г.П. (2005) Изменилась ли мотивация труда рабочих в 1990-е годы? (методология изучения, результаты и перспективы исследований) // Мир России. № 4. С. 105–137.
- 20. Соболева И.В. (2009) Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: ИЭ РАН.
- 21. Тартаковская И.Н., Ваньке А.В. (2016) Карьера рабочего как биографический выбор // Социологическое обозрение. № 3. С. 9–48.
- 22. Тихонова Н.Е. (2016) Влияние экономического кризиса на занятость и человеческий капитал россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2016. Т. 1–2. № 122. С. 63–74 (http://www.levada.ru/zhurnal).
- 23. Тихонова Н.Е. (2017) Человеческий капитал профессионалов и руководителей: состояние и динамика // Вестник Института социологии. 2017. № 2. С. 140–165.
- 24. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2017) Человеческий капитал российских рабочих: общее состояние и специфические особенности // Мир России. Т. 26. № 3. С. 6–35.
- 25. Чередниченко Г.А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М.
- 26. Becker G. (2009) Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. Chicago: Univ. of Chicago press.
- 27. Goldtorpe J., Lockwood D., Platt J. (1969) The affluent worker in the class structure. CUP Archive.
- 28. Mincer J. (1962) On-the-job training: Costs, returns, and some implications // The Journal of Political Economy. No. 5. Рp. 50–79.
- 29. Sabirianova K.Z. (2002) The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia // Journal of Comparative Economics, Vol. 30. No 1. Рp. 191–217.
- 30. Schultz T. (1961) Investment in human capital // The American Economic Review. No. 1. Рр. 1–17.