1 Сборник по школьной статистике. Вып. 1. Симферополь, 1903. С. 18-21; Обзор положения начального народного образования в Таврической губернии за 1907-1908 учебный год. Симферополь, 1908. С. 6; Обзор положения начального народного образования в Таврической губернии за 1913-1914 учебный год. Симферополь, 1914. С. 38.
2 Об основных тенденциях формирования учительского сообщества см.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, конец XIX - начало XX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М., 1976; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, конец XIX - начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991; Сучков И.В. Учительство России в конце XIX - начале XX века. М., 1998; Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ, 1870-1916. М., 2010; он же. Система начальных и средних учебных заведений в России (1890-1916 годы) // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы). М., 2012; О материальном положении и социальном статусе учительниц земских школ см. также: Зубков И.В. Повседневность учительниц земских школ (конец XIX - начало XX в.) // Социальная история. Ежегодник, 2010 / Отв. ред. Н.Л. Пушкарёва. СПб., 2011. С. 43-68.
3 Доклад губернской земской управы об общедоступности начального обучения в Таврической губернии. Симферополь, 1904. C. 2-3.
4 Андреевский Ф.Н. Мусульманский мектеб и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове (исторический очерк). Приложение к журналу «Таврический народный учитель». Симферополь, 1908. С. 15.5 Государственный архив Республики Крым (далее - ГА РК), ф. 450, оп. 1, д. 49, л. 2-4; Ковтуно-ва О.В. Частная периодическая печать Таврической губернии как источник по социальной истории России конца XIX - начала XX веков. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2010. С. 138.
6 Ельницкий К.В. Значение педагогического образования для женщин, как воспитательниц и учительниц детей. Киев, [б.г.]. С. 1. См. также: Катков М.Н. О женском образовании. Статьи, связанные с возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. М., 1897. С. 4.
7 Днепров Э.Д., Усачёва РФ. Женское образование в России: учебное пособие для вузов. М., 2009. С. 175-179.
8 По поводу женского адреса, поданного г. министру народного просвещения в Харькове // Журнал Министерства народного просвещения. 1870. Сентябрь. Ч. 151. Современная летопись. С. 269274. Среди подписавших адрес большинство составляли женщины. Подписей учителей гимназии или профессоров на обращении не было.
9 Деревицкий А. Женское образование в России и за границей. Исторические справки и указания. Одесса, 1902. С. 43-44. «Программа педагогики для специальных классов женских учебных заведений» была составлена К.Д. Ушинским (Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, конец XIX - начало XX в. М., 1976. С. 194).
10 Шушара Т.В. Розвиток жшочо! освгги в Тавршекш губернй (XIX - початок XX столитя). Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кив, 2006.
11 Хроника // Крымский вестник. 1898. № 144. С. 3.12 ГА РК, ф. 106, оп. 1, д. 25, л. 47; ф. 153, оп. 1, д. 31, л. 12.
13 Отчёт о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 учебный год. Симферополь, 1913. С. 1-3; Отчёт о состоянии Таврического епархиального женского училища за 1913-1914 учебный год. Симферополь, 1915. С. 7-9.
14 К 1915 г. в империи работали 54 138 учителей и 91 894 учительниц. В 1910 г. учительницы составляли 56.5% преподавателей начальных учебных заведений, а в 1914 г. - 62.9%. При этом в начальных школах число учительниц повсеместно (за исключением Кавказа и Царства Польского) превосходило число учителей (Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1914 году. Пг., 1916. С. 8-11. Подробнее см.: Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX века. М., 1912. С. 111-112).
15 Обзор положения... за 1913-1914 учебный год. С. 51.
16 Сборник по школьной статистике. С. 39.
17 Там же. С. 10.
18 Дьяконов А.Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1883 г. Бердянск, 1884. С. 23.
19 Обзор положения... за 1913-1914 учебный год. С. 49.
20 Ruane С. Gender, class and the professionalization of Russian city teachers, 1860-1914. Pittsburgh, 1994. C. 67, 68.
21 Гришко Н. Из Бердянского уезда // Таврический народный учитель. 1909. № 3-4. С. 15.22 Дьяконов А.Н. Общий очерк состояния... за 1883 г. С. 22-23; он же. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1884 г. Бердянск, 1885. С. 17; он же. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1885 г. Бердянск, 1886. С. 19.
23 Обзор положения... за 1913-1914 учебный год. С. 43.
24 Зубков И.В. Российское учительство... С. 52.
25 ГА РК, ф. 103, оп. 1, д. 5, л. 1-9.
26 Там же, д. 83, л. 137; Сборник по школьной статистике. С. 38-45; Дьяконов А.Н. Общий очерк состояния... за 1883 г. С. 55; Корецкий И. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1888 год. Бердянск, 1889. С. 19-21; Разные известия // Таврический народный учитель. 1909. № 9-12. С. 9.
27 ГА РК, ф. 106, оп. 1, д. 25, л. 93; ф. 153, оп. 1, д. 31, л. 195-199.
28 Таврическое учительское общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Таврической губернии 1887-1912. Симферополь, 1913. С. 2; В.Ш. Из Феодосийского уезда // Таврический народный учитель. 1909. № 9-12. С. 12-13.
29 Шуклина С.А. Меры, предпринятые общественностью по улучшению положения учителей начальных школ Таврической губернии (1865-1913 гг.) // Материалы X научной конференции «Ломоносовские чтения» 2011 года и X международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов - 2011». Севастополь, 2011. С. 110-111.
30 Сборник по школьной статистике. С. 40-41.
31 Сучков И.В. Указ. соч. С. 34-35.
32 Положение земского учителя в Ялтинском уезде // Таврический народный учитель. 1907. № 4-5. С. 11-12.
33 Разные известия // Там же. 1909. № 9-12. С. 9.
34 КорецкийИ. Указ. соч. С. 35-39; Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1898. С. 84-85.
35 ГА РК, ф. 103, оп. 1, д. 83, л. 12.
36 Обзор положения... за 1913-1914 учебный год. С. 47-48.
37 ГА РК, ф. 106, оп. 1, д. 4, л. 108.38 Пругавин А.С. Указ. соч. С. 275-276.
39 Зубков И.В. Повседневность учительниц земских школ...
40 ГА РК, ф. 260, оп. 2, д. 7, л. 5-6.
41 Там же, ф. 103, оп. 1, д. 89, л. 25, 27, 39.
42 Сборник по школьной статистике. С. 41-42.
43 ГА РК, ф. 103, оп. 1, д. 89, л. 22-24.44 Там же, л. 38-39.
45 Дополнительные постановления и распоряжения относительно училищных Советов // Пру-гавин А.С. Указ. соч. С. 37-38.
46 О.Л. Школьное зло // Таврический народный учитель. 1907. № 7-8. С. 3-6.
47 Объявления // Там же. № 14-15. С. 13-15.
48 Воронова Е.А. Школа в Алуште (из воспоминаний учительницы). Пг., 1915. С. 22-23.
Комментарии
Сообщения не найдены