Распространение пятидесятничества в Африке
Распространение пятидесятничества в Африке
Аннотация
Код статьи
S032150750023566-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Захаров Иван Андреевич 
Должность: Старший научный сотрудник, Центр глобальных и стратегических исследований Института Африки Российской академии наук
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
77-84
Аннотация

В статье предпринимается попытка дать комплексную характеристику распространения пятидесятничества в Африке на основе обширной конфессиональной статистики по странам континента за 1906-2015 гг. Неравномерность вклада стран Африки в увеличение числа пятидесятников макрорегиона оценивается исходя из значений совокупного среднегодового темпа роста их общины. Этот индикатор также использован для определения соотношения естественного, конверсионного (перехода из одной религии в другую) и миграционного прироста (убыли) в изменении численности пятидесятников.

Установлено, что пятидесятничество смогло значительно увеличить численность своих адептов, прежде всего, за счет конверсии, объемы которой были значительно выше, чем у христианства и протестантизма в целом практически во всех странах Африки. Пиковые значения конверсии, обусловившие рост численности приверженцев пятидесятничества, пришлись на период 1960-1980 гг., совпавший с процессом деколонизации в Африке. Далее, начиная с 1980-х гг., вопреки распространенному мнению, рост численности пятидесятников на континенте замедлился. Последнее может указывать на приближение пятидесятничества к пределу своего роста в Африке. Тем не менее, экспансия пятидесятничества продолжается, что еще может привести к изменению географии этой религии.

Ключевые слова
пятидесятничество, Африка, конфессиональное пространство, религиозная конкуренция, конверсия, миссионерство, христианство
Источник финансирования
Исследование выполнено по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (№ МК-2046.2022.2).
Классификатор
Получено
17.05.2022
Дата публикации
15.12.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
512
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Пятидесятничество представляет собой одно из наиболее динамичных направлений христианства, которое возникло на базе баптизма и методизма в XIX в. Вскоре после возникновения движение приобрело глобальный характер, проявившийся в активизации пятидесятнических миссионеров во всех регионах мира и особенно в Африке. В научном дискурсе пока не сложилось единого представления об этом быстрорастущем и стремительно меняющемся движении.
3 Одни исследователи связывают с ним будущее христианства, отмечая при этом важность роли Африки для его развития [1], другие видят в нем духовно-теологическую основу для социально-экономического развития, воплощенную в «доктрине процветания» [6], третьи обнаруживают его «темную сторону» - ряд деструктивных черт этого молодого религиозного движения, в т.ч. «антиинтеллектуальность», коррупцию, финансовые манипуляции, авторитаризм отдельных лидеров и др. [9], четвертые оценивают его как инструмент внешней политики США [23] и др.
4 Очевидно, что выводы исследователей о природе и особенностях пятидесятничества противоречивы, что указывает на проблему субъективности научного дискурса относительно данной проблематики. Отчасти это связано с тем, что источниковая база зарубежных и немногочисленных отечественных исследований пятидесятничества строится вокруг материалов, предоставляемых самими пятидесятническими организациями и их членами, собранных из открытых источников или в ходе экспедиций и опросов, а также из газетных, журнальных публикаций, новостных сюжетов и т.п.
5 Разнообразие источников даже при сохранении нейтралитета исследователя порождает широкий спектр интерпретаций содержания и специфики африканского пятидесятничества. Тем не менее, как было показано нигерийцем Н.Варибоко (Бостонский университет), многие исследователи, особенно западные, в основу этих интерпретаций закладывают уже сложившиеся представления, диктуемые стереотипами или нерелевантными теоретическими построениями [11].
6 Неоднородность пятидесятнического движения заставляет исследователей ориентироваться на отдельные сообщества, соответственно, бо́льшая часть работ по этой проблематике выполнена на микроуровне. Чаще всего в фокусе их внимания оказываются разрозненные сведения об отдельных пятидесятнических общинах и церквях, на основе которых делаются общие выводы на страновом, региональном и даже глобальном уровнях. Тем не менее масштабные исследования этого религиозного движения, охватывающие Африку в целом, исчисляются единицами, что вносит ограничения для интерпретации результатов.
7 Одним из наиболее известных эмпирических исследований пятидесятничества считается отчет социологического исследовательского центра Pew Research Center (США) «Spirit and Power»1 2006 г., который охватывает только три государства Африки - ЮАР, Нигерию и Кению. Известны и более фундаментальные труды, например, Pentecostalism in Africa: Presence and Impact of Pneumatic Christianity in Postcolonial Studies [10]. Однако даже эта основательная монография, подготовленная при участии ведущих исследователей пятидесятничества, в т.ч. М.Линдхардта (Университет Южной Дании), А.Андерсона (Бирмингемский университет, Великобритания), П.Гиффорда (Школа востоковедения и африканистики Лондонского университета), Дж.Квабена Асамоа-Гьяду (Троицкая духовная семинария, Гана), Д.Комароффа (Гарвардский университет, США), не дает полного представления об этой конфессии, что связано с практически полным отсутствием освещения пространственного аспекта её развития в Африке.
1. Spirit and Power - A 10-Country Survey of Pentecostals. 2006. >>>> (accessed 10.08.2019)
8 Анализ распространения пятидесятничества мог бы дать более целостное представление об этом религиозном течении и его роли в развитии христианства в Африке. Это станет важным условием для преодоления субъективности и противоречивости выводов исследователей, изучающих данную конфессию. Особое внимание в статье уделено сдвигам в территориальной структуре пятидесятничества с учетом соотношения компонентов её прироста/убыли (естественного, миграционного и конверсионного) по странам Африки за период до 2015 г.
9 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
10 Распространение религий в настоящем исследовании рассматривается в рамках модели конкурентного развития конфессионального пространства, предложенной отечественным географом - профессором, д.г.н. С.А.Гороховым. Конфессиональное пространство представляет собой систему развивающихся во времени и опосредованных территорией разнонаправленных отношений, во-первых, между социальными общностями, образованными совокупностями религиозно идентифицирующих себя (на институциональном уровне и уровне массового сознания) индивидуумов, и, во-вторых, между этими же общностями и создаваемыми в результате их деятельности культовыми и внекультовыми объектами [15].
11 В соответствии с моделью С.А.Горохова, конфессиональное пространство Африки рассматривается нами как совокупность взаимодействующих между собой на одной территории отдельных религий и их направлений, конкурирующих друг с другом за адептов. Помимо собственно культовой составляющей, т.е. религиозных практик и доктрин, религии также ведут и внекультовую деятельность, например предоставление образовательных, медицинских, финансовых и иных услуг своим последователям. Конкурентоспособность религии можно оценить исходя из изменения её доли в конфессиональной структуре населения страны или континента. В этом отношении особое место принадлежит конверсии, т.е. переходу из одной религии в другую, обусловленной, прежде всего, активностью миссионерской деятельности.
12 Конкурентный характер развития религий в пределах определенной территории, помимо простого изменения соотношения числа их последователей, находит свое отражение как в социально-экономических и общественно-политических процессах, так и в самом изменении конфессионального пространства. В отношении последнего особый интерес представляет такая характеристика конфессионального пространства, как дискретность. Её следствием является одновременное существование территорий, в пределах которых происходит увеличение или сокращение доли адептов соответствующей религии [18].
13 ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В АФРИКЕ
14 В контексте поставленной цели представляется необходимым кратко обозначить общие черты пятидесятнического движения на Африканском континенте. Оно отличается высоким разнообразием и включает в свой состав сотни организаций по всей Африке. Сложность компонентной структуры пятидесятничества определяется сетевым характером этой конфессии, а также историей его развития.
15 Формирование пятидесятничества происходило в три волны: (1) начало ХХ в. - 1960е гг. - возникновение классических пятидесятнических церквей; (2) 1960-1980-е гг. - становление харизматического движения; (3) 1980-е гг. - н.в. - формирование неохаризматического движения2. Каждая последующая волна оказывала значительное влияние на предыдущие, при этом новые организации нередко позиционируют себя как самостоятельные религиозные течения. К пятидесятникам также причисляют последователей независимых Африканских церквей харизматического типа, возникших на базе миссионерских церквей [2; 10] и оказавших заметное влияние на глобальное пятидесятническое движение [11].
2. Подробный разбор различий волн пятидесятничества - задача отдельного масштабного исследования. Здесь же мы ограничимся лишь самой общей характеристикой. Первая «классическая» волна обычно ассоциируется с возвратом к апостольскому христианству, главными атрибутами которого считаются дары Святого Духа, прежде всего «дар языков». Вторая «харизматическая» волна связана с развитием духовных практик, вырастающих из идеи о дарах Святого Духа, и их адаптации другими протестантскими течениями, католицизмом и православием. Развитие третьей «неохаризматической» волны опирается на новые независимые и маргинальные церкви, которые включают в свои учения в т.ч. оккультные и мистические практики. К главным видимым различиям волн пятидесятничества можно отнести экспрессивность и зрелищность религиозных практик, которая со временем заметно усилилась (прим. авт.).
16 Рассматриваемая в статье религия ассоциируется с евангельским движением, ознаменовавшим третью волну «ревайвела» (христианского «обновления»), которое оказало существенное влияние и на более ранние направления христианства и даже другие конфессии. Такой масштабный отклик во многом объясняется притягательностью ключевой идеи пятидесятнической доктрины - об исключительном значении «Святого Духа». Считается, что его присутствие проявляется через «духовные дары», которые верующие получают после рождения «свыше». Среди них центральное место занимает «дар языков» - глоссолалия и ксеноглоссия, обычно воспринимаемые как опыт общения «Святого Духа» через говорящего, «дар исцеления», позволяющий убежденному верующему исцелять и/или обретать физическое и психологическое здоровье, а также «дар пророчества» и др.
17 В пятидесятничестве распространены высокие эсхатологические ожидания конца света и премилленаризм - вера в то, что пришествие Христа ознаменует Тысячелетнее царство, в котором Иисус и благоверные христиане будут править тысячу лет, что объясняет интенсивность миссионерской деятельности пятидесятников. Акцентирование различных проявлений присутствия «Святого Духа» и его манифестаций также стало важным стимулом для расширения этой конфессии [3; 20].
18 Рост числа деноминаций пятидесятничества в Африке сопровождался проникновением соответствующих идей в сознание приверженцев других направлений христианства. Так, «обновленческое движение», или «ревайвел», оказало сильное влияние на католицизм, протестантизм, восточное христианство, которые заимствуют элементы теологии, а также концепции и практики пятидесятнических церквей. Более того, пятидесятничество оказывает существенное влияние и на другие религии.
19 Например, в Нигерии в ответ на усиление присутствия пятидесятников начали возникать новые движения в исламе: NASFAT - Nasrul-Lahi-il Fathi Society of Nigeria (1995), Islamic Platform Society of Nigeria (2007), Aqibat Lil Mutaqeen Society of Nigeria (1999), Fadlullah Society of Nigeria (2006) и др. Эти организации заимствуют экспрессивную харизматическую манеру практик и ритуалов, адаптируют теологические концепции «обновленцев» [8]. Несмотря на это, они сохраняют собственную религиозную идентичность, поэтому в настоящей работе не рассматриваются.
20 Благодаря высокой религиозности населения континента влияние пятидесятничества в современной Африке выходит далеко за рамки духовного опыта и распространяется на массовую культуру, социально-экономические и общественно-политические процессы [10]. Согласно вышеупомянутому исследованию «Spirit and Power», с 1980-х гг. в правительствах ряда государства Африки южнее Сахары увеличивается присутствие пятидесятников. Представители пятидесятнических церквей активно лоббируют интересы своей общины, выступают против инициатив по расширению автономии мусульманских регионов.
21 В 1990-х гг. пятидесятнические деноминации обеспечили «духовную» легитимность власти в некоторых странах Африки. Исследователи отмечают вклад пятидесятнических и других протестантских церквей в распространение демократии в Африке за счет популяризации соответствующих принципов в обществе [21]. Тем не менее в силу высокой мозаичности пятидесятнического движения его влияние пока что носит локальный характер, а его значение в общественно-политической жизни различается от страны к стране [20].
22 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА В АФРИКЕ
23 Распространение пятидесятничества в Африке происходило крайне неравномерно - в одних странах его последователи появились еще в начале XX в., т.е. фактически сразу после возникновение международного движения пятидесятничества3; в других оно начало распространяться только во второй половине ХХ в. Согласно имеющимся данным, позже всего пятидесятничество проникло в Гамбию и Гвинею-Бисау (1970), Мавританию (1971) и Экваториальную Гвинею (1985). В отдельных африканских государствах оно не представлено до сих пор, по крайней мере, открыто (Ливия, Сомали, Джибути).
3. Превращение пятидесятничества в международное движение ассоциируется с «Пробуждением на Азуса-стрит» (Лос-Анджелес) в 1906 г. Это событие считается одним из наиболее значимых «духовных пробуждений» в истории христианства и началом активного миссионерства, приведшего к широкому распространению этого направления протестантизма по всему миру (прим. авт.). См. подробнее: [7].
24 При этом долгое время пятидесятничество в Африке оставалось относительно небольшим по численности религиозным течением. Ситуация начала меняться в период с 1960 по 2015 г., когда обозначился экспонентный рост данной общины, численность которой увеличилась с 3,5 до 97,2 млн человек4, что было обусловлено активизацией деятельности миссионеров в добившихся независимости странах Африки.
4. Если отнести к числу пятидесятников последователей синкретических течений христианства, включающих в т.ч. африканские независимые церкви харизматического типа, то приведенные цифры возрастут до 4,4 млн человек в 1960 г. и 108,1 млн - в 2015 г. (прим. авт.).
25 Рост числа пятидесятников сопровождался резким увеличением их доли в христианском населении Африки - в 1960 г. она составляла всего 4,2%, в 1980 г. - уже 11,9%. Их доля в протестантских общинах также увеличилась - с 13,6 до 28,4% за тот же период. После 1980 г. рост доли пятидесятников среди христиан замедлился, к 2015 г. она достигла 17,5%. При этом его позиции по отношению к другим направлениям протестантизма изменились не столь значительно, составив 34,6% в 2015г. - почти столько же, сколько и в 2000 г. (см. табл.).
26 Таблица. Динамика численности и доли пятидесятников в христианском и протестантском населении Африки, 1920-2015 гг.
27 Table. Dynamics of the size and share of the Pentecostal faith-group in the Christian and Protestant population of Africa (1920-2015)
28
Год Численность пятидесятников, млн чел. Доля пятидесятников среди христиан, % Доля пятидесятников среди протестантов, %
1920 0,2 1,1 3,5
1940 0,9 2,3 7,8
1960 3,5 4,2 13,6
1980 21,7 11,9 28,4
2000 60,0 16,5 33,6
2015 97,2 17,5 34,6
29 Составлено автором по: [4].
30 Относительно медленные темпы роста пятидесятнической общины на начальных этапах её развития обуславливает возникновение эффекта низкой базы, оказывающей заметное влияние на расчеты, поэтому в качестве базового года для обработки статистических данных был выбран 1920 г.
31 Согласно нашим расчетам, индекс структурных различий Рябцева5 для пространства пятидесятничества за 1920-2015 гг. принимает значение 0,365, т.е. указывает на «значительный уровень различий» его территориальной структуры в сравниваемые годы. Тем не менее преобразования территориальной структуры пространства пятидесятничества в историческом отношении шло неравномерно. Полученные значения по волнам пятидесятничества, свидетельствуют о том, что наибольшим динамизмом территориальная структура пятидесятничества характеризовалась в 1920-1960 и 1960-1980 гг. - индекс Рябцева принял значение 0,0956 и 0,084, соответственно. При этом в первый период бо́льшая часть изменений пришлась на 1960-1970 гг., а в 1970-1980 гг. изменений практически не произошло: индекс принял значение 0,063 и 0,003. В дальнейшем изменение территориальной структуры пятидесятничества замедлилось - значение индекса Рябцева за 1980-2015 гг. достигло лишь 0,025.
5. В.М.Рябцев - д.э.н., проф., действительный член Академии социальных наук. Предложенный им индекс позволил оценить сдвиги в территориальной структуре геопространства пятидесятничества исходя из изменений соотношения «веса» стран в общей численности последователей этой конфессии. Индекс Рябцева принимает значение от 0 до 1 - чем выше его значение, тем ниже уровень инерционности территориальной структуры, т.е. тем более масштабными были её изменения (см. подробнее: [22]).

6. При использовании 1910 года в качестве базового индекс Рябцева принимает значение 0,112 (прим. авт.).
32 На протяжении всего периода происходила территориальная деконцентрация пятидесятнических общин, обеспеченная проникновением этой религии в новые для неё страны Африки. Об этом свидетельствует последовательное снижение индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI)7: в 1920 г. индекс принимал значение 3090, в 1960 г. - 1959, в 1980 г. - 1547, в 2015 г. - 1099.
7.  Индикатор используется нами для оценки уровня территориальной концентрации пятидесятничества. HHI принимает значения от 0 до 10000 - чем ближе полученное значение к верхней границе, тем выше степень территориальной концентрации (см. подробнее: [5]).
33 Несмотря на выявленную нами тенденцию территориальной деконцентрации, привязка пятидесятничества к отдельным странам в течение рассматриваемого периода сохранялась - особое значение для него имели Нигерия, Кения, ЮАР, ДРК. В пределах только этих четырех стран по состоянию на 2015 г. проживало более 60% всех пятидесятников континента. В связи с этим закономерными выглядят более масштабные сдвиги в территориальной структуре протестантизма в сравнении с пятидесятничеством за 1920-2015 гг. - значения индекса Рябцева составили 0,534 и 0,365, соответственно. Тем не менее в последнее время наблюдается интенсивный рост числа пятидесятников и в других государствах континента, в т.ч. в Гане, Зимбабве, Малави, Мозамбике, Танзании, Эфиопии, Анголе и др. Это указывает на то, что экспансия этой религии в Африке еще продолжается.
34 Пятидесятники постепенно наращивали свое присутствие в странах Африки, успешно конкурируя даже с такими крупными религиозными организациями, как Римско-католическая церковь [16; 17]. Это иллюстрируется ростом доли этой конфессии среди христиан большинства стран континента (см. карту). В результате к 2015 г. во многих из них доля пятидесятников превысила отметку в 30%.
35 Прохождение данного рубежа указывает на два важных обстоятельства: во-первых, в соответствии с моделью религиозной конкуренции в этих государствах наступила фаза религиозного паритета, при которой интенсивность взаимодействия конфессий резко возрастает (см. подробнее: [14]), во-вторых, трансформация пространства христианства в ряде государств Африки обеспечивается именно за счет расширения [20] пространства пятидесятничества.
36 Такая ситуация особенно характерна для Ботсваны (доля пятидесятников в христианском населении составила 51%), Свазиленда (50,9), Алжира (50,4), Либерии (47,5), Зимбабве (43,1), Кении (39), ЮАР (37,6), Сьерра-Леоне (35,2), Нигера (32), Гвинеи-Бисау (31,6), Ганы (30,4%). Эффекты интенсификации внутрирелигиозной конкуренции в социально-экономических и общественно-политических процессах изучены достаточно слабо. Тем не менее, как нами было показано ранее, усиление внутрирелигиозной конкуренции, т.е. между направлениями мировых религий, нередко становилось важным фактором возникновения конфликтов в Африке [19].
37 Во многих из указанных выше стран влияние пятидесятнических организаций на численность христиан ограничивается фактически только их территорией, в то время как макрорегиональные тенденции во многом диктуются теми государствами Африки, в пределах которых проживают наиболее крупные общины пятидесятников. Среди них исключительное значение имеют Нигерия (23 млн человек)8, Кения (16,5), ЮАР (13,6), Гана (5,4), Зимбабве и Малави (по 4,2 млн) и др. государства (см. карту).
8. Несмотря на большой размер общины и влияние пятидесятнических церквей, их последователи составляют только 23% христианского населения Нигерии (2015) (прим. авт.).
38 Активизация миссионерской деятельности пятидесятников практически во всех странах Африки оказывает прямое влияние на изменение конфигурации пространства этой религии. В связи с этим особый интерес представляет территориальная неоднородность конверсионного прироста этой общины. Оценить её позволило сопоставление рассчитанных значений совокупного среднегодового темпа роста (ССТР) пятидесятничества [4] и населения9 в целом по странам Африки в 1920-2015 гг., благодаря чему была определена роль конверсионного прироста в увеличении численности этой общины.
9.  По данным: World Fertility Pattern. 2015. >>>> (accessed 10.01.2022)
39

40 Карта. Динамика доли пятидесятников в христианском населении государств Африки, 1920-2015 гг.
41 Map. Dynamics of the share of Pentecostals in the Christian population in African countries (1920-2015)
42 Составлено автором по: [4; 13].
43 Согласно нашим расчетам, на макроуровне ССТР населения за 1920-2015 гг. составил 2,07%, христиан - 3,27%, протестантов - 3,72%, пятидесятников - 6,01%. Соответственно, совокупный среднегодовой темп конверсионного прироста этих религиозных групп можно оценить: в 1,20% для христианства, 1,65% для протестантов и 3,94% для пятидесятников. Таким образом, можно утверждать, что экспансия пятидесятничества в рассматриваемый период в большей мере зависела от конверсии, чем от демографического прироста в сравнении с христианством и протестантизмом в целом.
44 На протяжении всего рассматриваемого времени её роль оставалась высокой, особенно на начальных этапах проникновения - в отдельных странах совокупный среднегодовой темп роста численности пятидесятников превышал соответствующий показатель для населения в целом в несколько раз. Во многих случаях это было связано с эффектом низкой базы - превышение могло быть более 30%.
45 Так, увеличение числа пятидесятников с 1,5 тыс. до 108,6 тыс. человек в 1960-1980 гг. в Эфиопии нашло свое отражение в экстремальных значениях совокупного среднегодового темпа роста - 31%, тогда как для населения в целом оно было достаточно низким (2,4%). Тем не менее стремительный рост наблюдался и в сравнительно крупных общинах, особенно в период масштабной деколонизации Африканского континента. Например, в 1960-1980 гг. в ДР Конго этот показатель достиг 11,1% (при ССТР для населения 2,8%), в Кении - 15,8% (3,5%), в Танзании - 12,3% (3,1%), в Малави - 15% (2,9%) и т.д.
46 С 1980 г. совокупный среднегодовой темп роста пятидесятничества начал постепенно замедляться, приближаясь к значениям соответствующего показателя для населения в целом. Это было характерно для Нигерии, Замбии, ЦАР, Южного Судана, Сьерра-Леоне и др. стран, где данная конфессия приблизилась к пределу своего роста.
47 В редких случаях имела место даже убыль пятидесятников, связанная, во-первых, с политической дестабилизацией стран, например, в Судане, когда внутренние противоречия привели к расколу страны (в 2000-2015 гг. ССТР их общины достиг 6,3%10), Руанде, охваченной геноцидом (7,1% в 1990-2000 гг.11); во-вторых, с законодательными ограничениями миссионерской деятельности пятидесятнических и других христианских организацией, например в Марокко12, Сомали, Ливии. При этом даже в условиях достаточно строгого ограничения религиозных свобод пятидесятничеству все же удается увеличивать число своих последователей, например, в Эритрее, Мавритании, Египте и др. Во всех остальных случаях ССТР пятидесятничества в 2000-2015 гг. хоть и замедлился, но остался на высоком уровне.
10. Для христиан и протестантов в целом отток населения был еще выше - ССТР составил 8,2 и 7,9%, соответственно, тогда как для населения данный показатель достиг лишь 0,2% (прим. авт.).

11. Интересным представляется факт, что совокупный среднегодовой темп роста христианского населения и протестантов остался положительным (2,9 и 2,5%, соответственно), хотя в обоих случаях их рост по сравнению с предыдущим десятилетием резко замедлился (в 1980-1990 гг. ССТР составлял 4,8 и 7,1%, соответственно).

12. В этой стране с 1940-х гг. наблюдается убыль христианского населения, которая усиливалась в 1960-1980 и 1900-2000 гг. до 6,4 и 4,8%.
48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49 С момента своего проникновения в начале ХХ в. пятидесятничество распространилось практически во всех странах Африки, что стало результатом масштабной миссионерской деятельности. Экспансия данной религии происходила неравномерно. Наиболее масштабные изменения пространства пятидесятничества совпали по времени с деколонизацией государств Африки в 1960-х гг. В этот же период зафиксировано наиболее быстрое увеличение численности пятидесятников (ССТР в 1960-1970 гг. составил 12,6%, в 1970-1980 гг. - 6,7%), которое сопровождалось стремительным распространением этой религии в странах континента. После 1980 г., в эпоху масштабных экономических и общественно-политических реформ, наблюдалось снижение значений всех рассматриваемых параметров. Тем не менее в абсолютном отношении размер пятидесятнической общины достиг впечатляющих масштабов - с 1980 по 2015 г. её численность увеличилась с 21,7 до 97,2 млн.
50 В то же время динамика доли пятидесятников в христианском и протестантском населении начала замедляться, особенно с 2000-х гг., что может свидетельствовать о приближении к пределу роста данной общины за счет конверсии. В пользу последнего говорит сближение значений совокупного среднегодового темпа роста пятидесятников и населения в целом, т.е. рост численности данной конфессии теперь в большей степени будет обеспечиваться естественным приростом. Это характерно в том числе и для Нигерии, занимающей первое место в Африке по размеру пятидесятнической общины.
51 Замедление территориальной экспансии и роста доли пятидесятников в населении Африки, по нашему мнению, является первым признаком стабилизации пространства этой религии. Пока что данный тренд достаточно четко обозначился лишь в нескольких государствах континента - прежде всего в Нигерии, Замбии, Южном Судане и др. странах. В связи с этим здесь можно ожидать усиления тренда на объединение пятидесятнических организаций в различные союзы и зонтичные структуры, что может привести к дальнейшей консолидации их достаточно разнообразных религиозных доктрин и практик, а также возрастанию их роли как крупного общественно-политического актора.
52 Тем не менее в большинстве стран Африки рост числа последователей пятидесятничества, в т.ч. за счет конверсии, сохраняется на достаточно высоком уровне, что еще приведет к изменению географии этой конфессии.

Библиография

1. Adogame A. 2012. The African Christian Diaspora: New Currents and Emerging Trends in World Christianity. L.

2. Anderson A. 2005. Towards a Pentecostal Missiology for the Majority World. Asian Journal of Pentecostal Studies. Pp. 29-47.

3. Anderson A.H. 2018. Pentecostalism in the Sub-Sahara. Spirit-Filled World: Christianity and Renewal - Interdisciplinary Studies. Pp. 23-50. DOI: 10.1007/978-3-319-73730-0_2

4. Brown D., James P. 2019. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics. V. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only.

5. Hirschman A.O. 1964. The Paternity of an Index. The American Economic Review. Vol. 54. Is. 5, pp. 761-762.

6. Jenkins P. 2011. The Next Christendom: The Coming of Global Christianity.

7. Liardon R. 2006. The Azusa Street Revival: When the Fire Fell. Shippensburg: Destiny Image. 238 p.

8. Obadare E. 2016. The Muslim response to the Pentecostal surge in Nigeria: Prayer and the rise of charismatic Islam. Journal of Religious and Political Practice. № 1, pp. 75-91.

9. Olson E.R. 2006. Pentecostalism’s dark side: Troublesome teachings and practices. The Christian Century. 2006. https://christiancentury.org/article/2006-03/pentecostalisms-dark-side (accessed 04.03.2022)

10. Pentecostalism in Africa: presence and impact of pneumatic Christianity in postcolonial societies. 2014. Ed. by M. Lindhardt, M.Leiden. Boston.

11. Wariboko N. 2017 Pentecostalism in Africa. Oxford Research Encyclopedia of African History. https://oxfordre.com/africanhistory/ view/10.1093/acrefore/9780190277734.001.0001/acrefore-9780190277734-e-120 (accessed 15.06.2021)

12. Westoff С.F., Bietsch K. 2015. Religion and Reproductive Behavior in Sub-Saharan Africa. DHS Analytical Studies. № 48. Rockville.

13. Wilson J. 2019. Religious Landscape in South Sudan: Challenges and Opportunities for Engagement.

14. Горохов С.А. География религий: Циклы развития глобального конфессионального пространства: монография. М., 2020. 235 с. ISBN 978-5-238-03377-8

15. Горохов С.А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий. Известия РАН. Серия географическая. 2012. № 2, c. 21-30. DOI: 10.15356/0373-2444-2014-2-21-30

16. Дмитриев Р.В., Горохов С.А. Геостратегическое соперничество негосударственных акторов в Африке: Римско-католическая церковь в борьбе за «континент надежды». Ученые записки Института Африки РАН. 2019. № 4, c. 70-81. DOI: 10.31132/2412-5717-2019-49-4-70-81

17. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Ватикан в современной Африке (к 50-летию визита в Уганду Папы римского Павла VI). Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76. С. 38-46. DOI: 10.17223/199886 13/76/5

18. Захаров И.А. География религий: трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ - начале XXI веков. М., 2020. 148 с. ISBN 978-5-94193-087-6

19. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020. № 4, c. 640-653. DOI: 10.21638/spbu07.2020.402

20. Захаров И.А., Уланова Н.С. Мобилизационный потенциал пятидесятничества в современной Африке. Восток (Oriens). 2022. № 2, с. 165-176. DOI: 10.31857/S086919080019206-3

21. Прокопенко Л.Я. Религиозный фактор в политическом процессе Замбии: взаимное влияние религии и политики. Азия и Африка сегодня. 2021. № 8, c. 40-47. DOI: 10.31857/S032150750015933-8

22. Региональная статистика. Ред. Рябцев В.М., Чудилин Г.И. М., 2001.

23. Филянова В.Н. «Нет границ, только люди!»: пятидесятники на службе глобализации. Проблемы национальной стратегии. 2014, № 4, с. 221-238.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести