Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды
Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды
Аннотация
Код статьи
S032150750023563-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Грибанова Валентина Валерьевна 
Должность: Cтарший научный сотрудник, Зав. Центром истории и культурной антропологии
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Уланова Наталья Сергеевна
Выпуск
Страницы
54-61
Аннотация

Цифровизация считается одним из приоритетных направлений развития образования в странах Африки южнее Сахары, где показатели доступности и эффективности школьного обучения остаются ниже мировых значений. Несмотря на реализацию в регионе нескольких заметных проектов, дальнейшие планы цифровой трансформации образования могут столкнуться с определенными трудностями.

В условиях развивающегося мирового экономического и политического кризиса дотационный характер подавляющего большинства социальных инициатив и зависимость от финансирования со стороны внешних доноров представляются наиболее уязвимыми параметрами инновационного развития большинства стран региона. С другой стороны, современная ситуация может стать хорошей возможностью для перехода от зависимой и навязываемой образовательной политики к формированию современных независимых национальных культурно-образовательных систем.

Центральным остается вопрос о том, насколько эффективно цифровизация сможет решить критические проблемы образовательных систем стран АЮС, в большинстве из которых инновации внедряются в условиях сравнительно слабо развитых национальных систем образования. Как показывают результаты уже реализованных проектов, даже значительные успехи в сфере технического и программного оснащения не снимают необходимости разработки полноценных учебных программ, учитывающих психолого-педагогические особенности обучающихся и социокультурную уникальность региона.

В статье представлен анализ актуальных проблем образования в странах АЮС и опыт использования цифровых технологий для их решения, дан обзор различных подходов к применению цифровых образовательных инноваций на примере некоторых стран региона, обозначены основные приоритеты в области дальнейшей цифровизации образования в Африке.

Ключевые слова
Африка южнее Сахары, образование в Африке, школьное обучение, цифровизация образования, цифровые технологии в Африке, Уганда, Кения
Классификатор
Получено
20.06.2022
Дата публикации
15.12.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
555
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Перспективы развития современного школьного образования всё чаще связывают с внедрением цифровых технологий. Эта тенденция особенно актуальна для стран Африки южнее Сахары, где, наравне с другими острыми социальными проблемами, развитие образования остается приоритетной задачей.
3 Из примерно полусотни стран, расположенных к югу от пустыни Сахара, более половины относят к наименее развитым странам мира. Именно эти бедные страны, хотя и каждая по-своему, пережили схожие периоды колониальной и постколониальной истории, и многие проблемы в сфере образования этих стран схожи. Несмотря на период крупных социально-ориентированных проектов по развитию национальных систем образования второй половины XX в., к концу столетия показатели грамотности населения и доступности образования практически во всех странах региона были далеки от ожидаемых.
4 Смогут ли цифровые технологии переломить ситуацию в области доступности качественного образования в африканских странах? Возможно ли сохранить независимую образовательную политику в ходе цифровой трансформации этой отрасли с опорой на внешние источники финансирования? Удастся ли сохранить темпы инновационного развития региона в условиях современного мирового экономического и политического кризиса? Такие первостепенные вопросы и вызовы стоят в настоящее время на пути дальнейшего курса на цифровизацию образования в большинстве стран АЮС.
5 Цель данной работы - дать анализ ситуации в образовании в странах АЮС в целом и в области перспективного использования цифровых технологий в современных условиях. В статье приведен обзор актуальных проблем образования в странах региона и опыт использования цифровых технологий для их решения, представлен сравнительный анализ различных подходов к применению цифровых технологий в некоторых странах АЮС, обозначены основные приоритеты в области цифровой трансформации образования в Африке с учетом вызовов современности.
6 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЮС
7 В последние десятилетия надежды на изменение ситуации в области образования в странах АЮС в основном связывали с реализацией программ ЮНЕСКО и ООН «Образование для всех» (Education for all) и «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals). Среди прочего за первые 15 лет ХХ в. предполагалось обеспечить всех детей мира равным доступом к бесплатному и обязательному начальному образованию, стереть гендерное неравенство и повысить качество обучения. Однако, по оценкам специалистов, успех этих программ был неустойчивым. Несмотря на принятые меры, к моменту завершения программ в 2015 г. в мире из 57 млн детей, не посещавших школу, 33 млн проживали в странах АЮС; шансы поступить в школу у девочек из бедных семей в этих странах оценивались как минимальные, а доля выбывания детей из школы в странах региона достигала 20% от числа поступивших1.
1. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы, Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. >>>> (accessed 12.12.2021)
8 Вместе с тем большая доступность начального образования в странах АЮС понизила его качество, в первую очередь из-за низкого уровня подготовки учителей и всё возрастающего числа учеников [1, с. 6]. Система подготовки учителей в регионе не может справиться с приростом учеников начальных классов и требует большего числа квалифицированных специалистов. В странах АЮС от 60 до 80% учителей, работающих по контракту, имеют минимальную профессиональную подготовку или не имеют её совсем. Это сказывается на качестве обучения, и проблема обучения педагогических кадров остается крайне актуальной [1]. Несмотря на то, что при помощи мирового сообщества удалось обеспечить высокую степень доступа детей к начальному образованию, низкое качество обучения, отмечаемое повсеместно в странах Африки, снижает вероятность того, что дети останутся в школе и получат какую-либо квалификацию.
9 Эта тенденция сохранится и в ближайшие десятилетия - по прогнозу ООН к 2050 г. население стран региона увеличится вдвое относительного современных показателей2, что усилит нагрузку на начальную школьную ступень. Среднее и высшее образование почти во всех странах региона еще менее развиты и требуют больших финансовых вложений, и это наряду с колоссальным оттоком студентов за рубеж [2, с. 9]. Эти ступени давно уже страдают от дефицита высококвалифицированных преподавателей, а также отсутствия возможности у учеников продолжить обучение из-за бедности и других социально-экономических факторов3.
2. >>>> (accessed 02.06.2022)

3. Information and Communications Technologies in Secondary Education in Sub-Saharan Africa. Policies, Practices, Trends, and Recommendations. >>>> (accessed 12.06.2022)
10 Среди других проблем региона, влияющих на систему образования, помимо быстрого роста численности населения - высокий уровень нищеты, вооруженные конфликты и другие чрезвычайные ситуации. Родители часто не могут позволить себе прямые и косвенные затраты, необходимые для обучения их детей в школе (школьные учебники, форма и т.п.). Многие школы расположены далеко от мест проживания детей, что увеличивает трудности получения образования, в частности, для девочек, так как поездка в школу связана с определенным риском физического насилия. Для девочек барьером на пути к обучению может оказаться даже отсутствие отдельного туалета.
11 Еще одной значимой проблемой для развития образования в регионе является недостаточное материальное оснащение. Ветхие школьные здания, неукомплектованность классов мебелью, их переполненность, отсутствие достаточного количества учебников и пособий - всё это снижает эффективность образовательного процесса. У правительств есть весьма ограниченные ресурсы для повышения качества обучения, наибольшая часть средств идет на оплату труда педагогического персонала. Остается совсем немного на повышение материального обеспечения школ. Зачастую расходы на учебники, школьное питание, форму и транспорт ложатся на плечи родителей. Понятно, что для детей из малообеспеченных и многодетных семей это может стать серьезным препятствием к обучению в школе.
12 В качестве наглядного примера существующих проблем в сфере образования в странах АЮС ниже рассмотрены такие страны региона, как Уганда и Кения.
13 Уганда - достаточно бедная страна со скудными ресурсами. Обязательное начальное образование здесь бесплатное, как и везде в регионе. С 2006 г. введено обязательное среднее образование. Образование в Уганде характеризуется большим количеством учеников начальных классов, недостатком учителей, плохой материальной обеспеченностью школ и слабой подготовкой педагогических кадров. Кроме того, можно отметить низкую результативность процесса обучения и большой процент детей, выпадающих из обучения в процессе учебы и при переходе в среднюю школу. По данным ЮНИСЕФ, в 2018 г. 84% детей от 6 до 12 лет посещали начальную школу, и только 19,7% подростков посещали среднюю4.
4. UGANDA Annual Report 2019. >>>> (accessed 10.01.2021)
14 В отличие от Уганды, систему образования в Кении называют одной из лучших в странах экваториальной Африки. Однако, несмотря на более чем полувековой период государственной независимости, необходимо констатировать, что система образования в Кении всё еще находится в поиске своего пути. В 2003 г. начальное образование было объявлено бесплатным, что должно было привести к его большей доступности для разных слоев общества без какой-либо дискриминации. В 2012 г. в начальные общеобразовательные школы было принято 90% детей соответствующего возраста. В среднюю же школу поступало только 20-30% выпускников начальных школ. Проведенное в то время исследование грамотности учащихся и качества обучения показало неутешительные результаты: увеличение числа учеников и переполненность классов стали причиной снижения качества образования [2, с. 91].
15 До настоящего времени показатель окончания школы остается одной из острейших проблем системы образования Кении. По данным 2021 г., только 58% учеников от поступивших оканчивают начальную школу. И этот процент уменьшается по мере прохождения следующих ступеней обучения.
16 Факторы, определяющие эту проблему, всё те же. В первую очередь это уровень дохода семьи. Родители, несмотря на то, что образование стало бесплатным, несут другие расходы: форма, школьное питание, проживание в интернатах, транспортные расходы. Не все семьи могут себе это позволить. В то же время исследования показывают, что зачастую определяющим фактором становится и уровень образования родителей. Чем он был выше, тем больше вероятность окончания ребенком школы.
17 С другой стороны, учащиеся из малообеспеченных семей, получающие начальное образование в государственных школах с обычно большим количеством учащихся на одного учителя и плохими материальными условиями обучения, гораздо чаще получают плохие итоговые оценки, не позволяющие им попасть в среднюю школу, а значит, и получить государственную стипендию для поступления в университет5.
5. How to keep Kenyan children in school longer: it’s not only about money. The Conversation. April 1, 2021. >>>> (accessed 09.05.2022)
18 Новой надеждой на кардинальное изменение ситуации в странах АЮС стало внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Большинство стран Африки взяло курс на активное развитие цифровых технологий, включая реализацию крупных цифровых образовательных проектов. Однако специфика бедных стран региона такова, что инновации внедряются в условиях сравнительно слабо развитых национальных образовательных систем, многие из которых напрямую зависят от финансирования со стороны внешних доноров.
19 Анализ уже имеющегося опыта внедрения цифровых технологий в образование в странах АЮС позволяет оценить первые результаты нововведений. В представленном далее обзоре обозначены основные подходы к цифровизации образования в регионе, которые наиболее наглядно видны при анализе цифровой трансформации образовательной политики Уганды и Кении.
20 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН АЮС В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
21 Цифровизация в Африке, как и везде в мире, затронула разные сферы жизнедеятельности. Потенциал развития цифровых технологий в странах Африки оценивался как невысокий, но с появлением технологий мобильного интернета африканская интернет-аудитория показала взрывной рост. Несмотря на неутешительные прогнозы в начале 2000-х гг., темпы распространения интернета в регионе значительно увеличились в первую очередь за счет увеличения числа пользователей мобильных устройств.
22 Предполагается, что именно цифровизация упростит доступ к информации и компенсирует слабое материальное оснащение школ в странах АЮС. Ставку сделали на использование телефонов и планшетов в качестве образовательных платформ. Тем не менее в ходе исследования в Гане, Малави и ЮАР, проводившегося с 2012 по 2016 г., лишь некоторые ученики отмечали, что используют мобильный телефон для улучшения успеваемости в школе (16,3 % - в Гане, 11,6% - в Малави и 49,7% - в ЮАР): для поиска необходимой информации, уточнения заданий, наконец - как калькулятор [3].
23 Среди более чем 1500 опрошенных детей и молодых людей процент учеников, считавших, что мобильные телефоны негативно влияют на обучение в школе и дома, оказался выше (24,1% - в Гане, 42,4% - в Малави, 62% - в ЮАР). При этом были выделены следующие негативные последствия: ухудшение успеваемости из-за постоянного отвлечения на телефоны, потеря времени на общение в социальных сетях, онлайн домогательства и издевательства, свободный доступ к порнографии [3, c. 25-26].
24 С учетом низкой подготовки учителей в бедных странах АЮС предполагалось, что расширение доступа к информационному полю позитивно отразится на качестве обучения.
25 В 2019 г. были опубликованы результаты исследования корреляции двух параметров - доступа к мобильной связи и распространения проводного интернета - с качеством начального обучения в 49 странах АЮС [4]. Результаты анализа данных за 12 первых лет XXI столетия показали, что в целом расширение доступа к мобильной связи снижает показатель низкого качества обучения. Но в качестве показательного был взят лишь один параметр - уменьшение числа учеников, приходящихся на одного учителя. Это и должно было способствовать улучшению качества образования, т.к. меньшее количество детей в классах позволит учителям уделять большее внимание каждому ученику. Однако исследователи не брали в расчет профессиональную квалификацию учителей и показатели академической успеваемости.
26 Именно поэтому на онлайн-программы обучения и поддержки педагогов и возлагаются в регионе большие надежды. Среди самых заметных международных программ выделяются совместный проект ЮНЕСКО и КНР «Улучшение педагогического образования для преодоления разрыва в качестве образования в Африке» (Enhancing Teacher Education for Bridging the Education Quality Gap in Africa)6 (2012-2019) и такие платформы, как iEARN (International Education and Resource Network)7 (1988 - наст.вр.) и TESSA (Teacher Education in Sub-Saharan Africa)8 (2005 - наст.вр.).
6. https://sdgs.un.org/partnerships/enhancing-teacher-education-bridging-education-quality-gap-africa (accessed 01.06.2022)

7. https://www.iearn.org; >>>> (accessed 21.01.2022)

8. https://www.tessafrica.net/ (accessed 12.06.2022)
27 Все эти широкомасштабные проекты строятся как «зонтичные», т.е. рассчитаны на внедрение в разных странах региона, и сталкиваются со значительными трудностями. Так, к примеру, проект «Подготовка учителей в странах Африки к югу от Сахары» (TESSA), реализуемый под эгидой Открытого университета (Open University, UK), представляет собой сеть из 15 национальных и международных организаций, действующих в Гане, Кении, Нигерии, Руанде, Южной Африке, Судане, Танзании, Того, Уганде и Замбии. В рамках этого проекта учителям предоставляется бесплатный доступ к 75 электронным образовательным модулям по пяти основным направлениям: грамотность, математика, естественные науки, жизненные навыки, социальные науки и искусство, - и всё это на четырех языках: арабском, английском, французском и суахили. Создатели программы подчеркивают, что модули интерактивны, вариативны и могут быть адаптированы в соответствии с контекстом и образовательными потребностями [5, c. 263].
28 На деле для внедрения этого проекта в педагогическую практику потребовалось нескольких этапов.
29 Например, в Кении при поддержке волонтеров из числа персонала одного из педагогических институтов курсы по обучению работе с платформой были встроены в образовательную программу Высшего образовательного института (Higher Education Institution). Сами организаторы отмечают, что столкнулись с определенным сопротивлением со стороны сотрудников института и популяризация программы в основном происходила за счет увлекшихся платформой студентов [5, c. 267]. Определенные усилия понадобились и при попытке реализации проекта непосредственно в школах: учителя, работающие с платформой, адаптировали предложенные программы в соответствии с собственной педагогической практикой и местным контекстом, но при этом сталкивались с техническими трудностями при доступе к материалам и популяризации его среди других учителей [5, c. 268]. Подводя итоги, организаторы проекта делают акцент на его позитивные стороны: использование платформы способствовало формированию активной педагогической позиции учителя и стимулировало создание педагогических групп внутри школьных коллективов [5, c. 270].
30 Тем не менее, очевидно, что на практике внедрение цифровых технологий в школьную среду требует специальных усилий для подготовки учителей как со стороны педагогических учреждений, так и со стороны школьной администрации на местах, а также особого внимания к корректировке содержания образовательных программ в соответствии с африканскими традициями и ценностями. Последнее крайне важно для региона, в котором в последние годы нарастает противостояние западных и традиционных африканских ценностей и остро стоит вопрос о цивилизационном выборе [6].
31 В связи с вышесказанным, можно предположить, что более эффективными, по сравнению с «зонтичными» наднациональными проектами, будут государственные программы в области цифровизации, т.к. они смогут обеспечить полноценную преемственность в подготовке учителей и смогут успешнее адаптироваться к местным условиям.
32 В этом смысле обратимся к опыту Уганды и Кении. Обе эти страны имеют схожие исторические тенденции развития и начали в недавнем времени реализацию крупных проектов по цифровизации образования.
33 Уганда: локальные проекты цифровизации школьного образования
34 В Уганде, где наблюдаются плохая материальная обеспеченность школ и низкий уровень подготовки педагогических кадров, государственные структуры, как и везде в регионе, для решения этих проблем привлекают к финансированию внешние средства от доноров - общественных неправительственных организаций, частных инвесторов, коммерческих компаний, а также средства, получаемые напрямую от других стран. Следует отметить, что именно в Уганде эта тенденция прослеживается особенно отчетливо. Наряду с государственными школами широко распространены частные и общинные учебные заведения с частичным государственным субсидированием. Реализуется целый ряд программ при финансовой поддержке ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и третьих стран9.
9. >>>> (accessed 06.06.2022)
35 Тем не менее не все проекты получают положительную оценку со стороны общественности. Крупный проект по поддержке детской грамотности и здоровья (Supporting Childrens Literacy and Health in Uganda), реализующийся в Уганде с 2012 г. при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID)10, должен был облегчить проведение реформы по стандартизации преподавания родных языков в младших классах. Однако программа получила неоднозначную оценку со стороны учителей. Созданная без учета местных социокультурных реалий программа по-разному была воспринята на местном уровне, что спровоцировало волну недовольства и обвинений, выдвигаемых угандийскими властями в адрес друг друга и организаторов программы [7]. Несмотря на это, в вопросе общей цифровизации школьного образования угандийские власти решили действовать по той же схеме.
10. >>>> (accessed 01.06.2022)
36 При поддержке КНР и под эгидой ЮНЕСКО в стране была реализована программа по разработке стандартов подготовки учителей в области ИКТ (ICT Competency Standards Framework for Teachers in Uganda). Эта программа была частью большого совместного проекта ЮНЕСКО и КНР по подготовке и переподготовке учителей в 2012-2017 гг., имевшего своей целью преодолеть нехватку педагогических кадров и низкий уровень их подготовки в АЮС.
37 Итогом угандийской части программы стали: подготовка 685 обученных учителей, 9 учебных пособий, 1 обучающая онлайн-платформа и приобретение 272 единиц техники11. В отчетных документах отсутствует какая-либо качественная оценка результатов программы или данные о дальнейшем применении полученных компетенций учителями в профессиональной практике. Нет никаких данных и о долгосрочных результатах реализации программы. Всё это, как и сами масштабы программы, наталкивает на мысль о фрагментарности этого проекта.
11.  https://economist.com/graphic-detail/2017/11/08/in-much-of-sub-saharan-africa-mobile-phones-are-more-common-than-access-to-electricity (accessed 16.03.2022)
38 Приведенный пример подтверждает мнение экспертов о том, что кардинально изменить ситуацию в борьбе за повышение качества образования на Африканском континенте можно, лишь строя долгосрочные национальные программы, хотя бы и с привлечением иностранного финансирования [8]. Именно по такому пути решили идти власти Кении.
39 Государственные программы цифровой трансформации образования в Кении
40 В Кении после нескольких локальных проектов по цифровизации образования в 2013 г. Министерством образования была объявлена крупномасштабная трехступенчатая Программа цифровой грамотности (Digital Literacy Programme), обещавшая решить проблемы в образовании и поднять систему на новый уровень12.
12. DigiSchool. >>>> (accessed 12.06.2022)
41 Опираясь на свою информационную инфраструктуру, кенийское правительство решилось на массовое техническое оснащение школ. Всего уже к августу 2016 г. было закуплено и установлено около 1 млн планшетных компьютеров, а также десятки тысяч ноутбуков для преподавателей [9].
42 В рамках проекта разработка обучающего контента строится на основе хорошо себя зарекомендовавшей программы «Tusome» (суах. - «Будем читать») по обучению счету и чтению на суахили. Для наполнения её контента Кенийский институт образовательного планирования (Kenya Institute of Curriculum Development) вступил в технологическое партнерство с частным сектором, в результате чего на поставленных в школы устройствах были установлены материалы для учащихся младших классов.
43 В целом оценки программы были неоднозначными. Прозвучали сомнения в целесообразности опоры на учебные программы, разработанные при внешнем участии, призывы не забывать о материальной поддержке учителей при таких масштабных нововведениях и обеспокоенность неконтролируемым доступом школьников ко всему спектру мирового интернет-контента13.
13.  https://panoplydigital.com/blog/from-jubilation-to-condemnation-kenyas-digital-literacy-programme-top-tips-for-success (acces-sed 06.03.2022)
44 Также подчеркивается, что, помимо зависимости программы от технического состояния средств и сетей, центральным остается вопрос о разработке эффективного учебного контента для более старших классов. Видимо, понимая это, правительство не только анонсировало запуск второго этапа программы14, но и объявило о начале крупной и давно назревшей реформы школьной системы в целом, включающей разработку новых приоритетов в обучении и создание целостных учебных планов для всей страны15.
14. https://ict.go.ke/digital-literacy-programme-on-course-says-ict-cs/ (accessed 26.12.2021)

15. https://kicd.ac.ke/curriculum-reform/basic-education-curriculum-framework/ (accessed 06.06.2022).
45 Вместе с тем, популярность внутри страны набирают независимые платформы, предоставляющие доступ к образовательным ресурсам на личном телефоне. В Кении при поддержке местного оператора мобильной связи было разработано специальное программное обеспечение, предоставляющее доступ к авторским учебным материалам начальной и средней школы, ставшее популярным у миллионов пользователей16.
16. https://enezaeducation.com/ (accessed 06.05.2022)
46 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЮС
47 Анализируя результаты ряда проектов цифровизации образования в странах АЮС и сопоставляя результаты внедрения цифровых технологий в учебную практику Уганды и Кении, можно проследить следующие актуальные для всего региона АЮС тенденции.
48 С одной стороны, опыт стран региона показывает, что, делая оптимистичные оценки роста количественных параметров развития систем образования при расширении доступа к некоторым формам интернет-технологий, необходимо учитывать и такие важные показатели, как качество, результативность обучения и профессиональную подготовку учителей. Сторонники курса на полную замену печатных учебных материалов цифровыми образовательными продуктами и развитие независимых наднациональных образовательных ресурсов нередко не берут в расчет важные поведенческие и социокультурные факторы.
49 Развитие универсальных онлайн-платформ для подготовки и поддержки образовательной деятельности учителей открывает доступ к обучению большего количества специалистов из разных стран. В то же время их использование требует специальных усилий по подготовке учителей, а также корректировки содержания образовательных программ в соответствии с национальным контекстом.
50 С другой стороны, масштабные государственные проекты в области цифровизации образования в странах АЮС даже при значительных успехах в области технического и программного оснащения не снимают необходимости разработки полноценных учебных программ с учетом возрастных и социокультурных особенностей школьников и поэтому могут обеспечить лучшие показатели только в сочетании с полноценной и независимой образовательной системой. А создаваемые на их основе цифровые образовательные продукты должны быть легко доступны и понятны широкому кругу пользователей. При этом следует учитывать те вызовы, с которыми уже столкнулись мировые образовательные системы, внедряющие аналогичные методы обучения.
51 Реализация на национальном уровне локальных образовательных проектов без поддержания единой системы как в области развитии образования в целом, так и в сфере внедрения цифровых технологий в частности дает определенные выгоды. Однако при этом редко учитывается местная социокультурная и образовательная специфика, что приводит к сопротивлению нововведениям и может породить противоречия внутри образовательных систем.
52 Важнейшим фактором в области развития инноваций в образовательной сфере в регионе является финансирование. Материальное и методическое оснащение образовательных учреждений в большинстве стран региона напрямую зависит от внешних источников финансирования. В условиях развивающегося экономического и политического мирового кризиса можно ожидать сокращения потока средств от уже существующих доноров, значительного ограничения или закрытия ряда совместных проектов.
53 В связи с вышеизложенным в условиях вызовов современности можно выделить следующие основные приоритетные направления в области цифровой трансформации образования в странах Африки южнее Сахары:
54 1. Разработка и поддержка национальных цифровых образовательных платформ и продуктов
55 Ориентация на самостоятельное развитие этой области и на поиск новых партнеров, способных обеспечить независимое всестороннее развитие образовательных национальных систем с опорой на удобные цифровые решения, учитывающие возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся, а также социокультурную уникальность региона.
56 2. Формирование независимой культурно-образовательной политики в области цифровизации социально значимых сфер жизнедеятельности
57 Современная трансформация финансовой и политической сферы мирового влияния может быть использована странами региона для ухода от влияния целого ряда государственных и негосударственных зарубежных инвесторов и культурно-религиозных объединений, воздействующих на образовательную политику многих стран АЮС посредством материальной поддержки инноваций.
58 3. Обеспечение безопасности детей и подростков в сети
59 Одновременно с развитием образовательных цифровых технологий особое внимание необходимо уделить обеспечению цифровой безопасности и информационной защищенности детей и подростков, поскольку именно с этой областью связывают основные негативные последствия массового использования цифровых устройств в учебной и повседневной практике школьников. Основными посредниками такого гуманитарного взаимодействия со странами Африки долгое время выступали институты глобального мирового сотрудничества. Однако современные реалии требуют поиска новых партнеров и путей прямого взаимодействия стран в этой критически важной сфере.
60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
61 Общий обзор современного положения дел в области образовании в регионе АЮС позволяет дать сдержанную оценку перспективам значительных качественных и количественных изменений в этой сфере с внедрением цифровых технологий.
62 Внедрение информационных технологий не может стать единственным условием кардинальных изменений в образовании и главным условием эффективности развития современных образовательных систем без глубокой и многосторонней работы всех звеньев национальных образовательных систем на разных уровнях. Как и в других регионах мира, опыт стран АЮС показывает, что цифровизация сама по себе не становится центральным аспектом качественного улучшения обучения и имеет потенциальные негативные последствия.
63 Зависимость большинства стран региона от внешних источников финансирования ставит образовательную сферу под удар в условиях современного экономического и политического мирового кризиса. Вместе с тем такая ситуация может стать хорошей возможностью для перехода от зависимой и навязываемой образовательной политики к формированию независимых культурно-образовательных систем в сотрудничестве с новыми партнерами.
64 Именно формирование независимой системы финансирования образования с опорой на альтернативные источники материально-технической и методической поддержки способно положительно сказаться на темпах развития образования в регионе в современных непростых условиях.

Библиография

1. Грибанова В.В., Пономарев И.В. Школа и политика. Из истории создания и реформирования школьной системы в странах Восточной и Южной Африки. М.: Институт Африки РАН. 2018. 176 с.

2. Образование в Африке. М.: Институт Африки РАН, 2013. 284 с.

3. Porter G., Hampshire K., Milner J., Munthali A., Robson E., de Lannoy A., Bango A., Gunguluza N., Mashiri M., Tanle A., Abane A. Mobile phones and education in sub-Saharan Africa: from youth practice to public policy. Journal of International Development, 2016, 28 (1), pp. 22-39.

4. Asongu S., Odhiambo N. Enhancing ICT for Quality Education in Sub-Saharan Africa. Education and Information Technologies, 2019, 24(5), pp. 2823-2839.

5. Murphy P., Wolfenden F. Developing a pedagogy of mutuality in a capability approach: Teachers’ experiences of using the Open Educational Resources (OER) of the teacher education in sub-Saharan Africa (TESSA) programme. International Journal of Educational Development, 2013, 33 (3), pp. 263-271.

6. Пономарев И.В. Конструирование образа врага, разрушение цивилизационных ценностей и рост экстремизма на Африканском континенте. Цивилизационные альтернативы Африки. 2020. Том 3. С. 178-202. М.: Институт Африки.

7. Wenske R.S., Ssentanda M.E. “I think it was a trick to fail Eastern”: A multi-level analysis of teachers’ views on the implementation of the SHRP Program in Uganda. International Journal of Educational Development. 2021. 80, 102309.

8. Pantserev K.A. Countries of Tropical Africa on the way to the global information society: problems and prospects. St. Petersburg, 2010. 256 p. (In Russ.)

9. Gayble E. Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations. 2019. 108 p. Moscow. (In Russ.)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести