Конфликт между Западом и миром Ислама: причины и динамика в историческом измерении
Конфликт между Западом и миром Ислама: причины и динамика в историческом измерении
Аннотация
Код статьи
S032150750023562-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобохонов Рахимбек Сархадбекович 
Должность: старший научный сотрудник, Центр цивилизационных и региональных исследований,
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Следзевский Игорь Васильевич
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: РФ, 123001 Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Выпуск
Страницы
62-69
Аннотация

Статья посвящена проблеме конфликта/диалога Западного мира и мира Ислама. Предмет статьи - факторы, которые затрудняют диалог этих миров как двух мировых цивилизаций, создают культурно-политические и культурно-исторические условия для сохранения и обострения глубоких расхождений между этими цивилизациями, а в современных условиях трансграничного, всё более нестабильного и неопределенного мира - переводят эти расхождения в контекст взаимных претензий и эксклюзивизма по отношению друг к другу. Цель исследования - выявление главных исторических причин и динамики (исторических этапов) возникновения и обострения конфликта между европейской и исламской цивилизациями: сначала между миром Ислама и миром Христианства, а затем - в Новое и Новейшее время - между исламской и западной цивилизациями. Использованы методы цивилизационной компаративистики, сравнительного религиоведения, терминологического анализа. Проанализированы доминирующие в мировой и российской науке версии истории конфликта Ислама с Христианством, Ислама с Западом, охарактеризованы его главные этапы. Предложена концепция глубинных факторов этого конфликта, обусловленных природой обеих цивилизаций, напряженными культурно-историческими связями Ислама и Христианства. Сделан вывод о глубинных причинах конфликта, их укорененности в фундаментальных вопросах власти и культуры, культурно-политического влияния, контроля, убеждений и идентичности.

Ключевые слова
Ислам и Христианство, Ислам и Запад, Восток, цивилизационный конфликт, факторы и историческая динамика нарастания конфликта между исламской и европейской цивилизациями, версии истории этого конфликта
Классификатор
Получено
26.08.2022
Дата публикации
15.12.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
453
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В последнее время в мусульманском мире произошли важные, во многом переломные события. В начале 2011 г. арабские страны охватила волна политических протестов и восстаний против правящих режимов (события «арабской весны»). Значительно возросла роль фундаменталистского (салафитского) направления ислама, появились открытые социальные сети для мусульман всего мира. В результате исламизации политического процесса в некоторых мусульманских странах получил развитие политический ислам (исламизм), способствовавший активизации и распространению по всему миру радикальных (экстремистских) религиозно-политических течений ислама. Переломным событием в подъеме исламистского радикализма стало вторжение в Ирак в 2003 г. США и их союзников, приведшее к образованию крупнейшей военно-террористической организации исламских радикалов - т.н. «Исламского государства» (ИГ), провозгласившего себя в июне 2014 г. «Всемирным халифатом».
3 Эти и другие события, происходящие в связи с Исламом, вокруг Ислама, для Ислама или против Ислама, привлекли широкое внимание мировой политической и научной общественности. Более того, приобрели актуальность вопросы, касающиеся роли Ислама в мировой истории и мировой политике, его взаимоотношений с другими цивилизациями. Речь идет, прежде всего, о длительном историческом противостоянии, непрекращающемся конфликте Ислама с Западом, с христианским миром.
4 Данная статья посвящена проблеме конфликта/диалога западного мира и мира Ислама. Предмет статьи - факторы, которые затрудняют диалог этих миров как двух мировых цивилизаций, создают культурно-политические и культурно-исторические условия для существования и обострения глубоких расхождений между этими цивилизациями, а в современных условиях трансграничного, всё более нестабильного и неопределенного мира - переводят эти расхождения в контекст взаимных претензий и эксклюзивизма по отношению друг к другу. Цель исследования - выявление главных исторических причин и динамики (исторических этапов) возникновения и обострения конфликта между европейской и исламской цивилизациями: сначала между Исламом и Христианством, а затем - в Новое и Новейшее время - между Исламом и Западом.
5 При разработке предмета исследования учитывалось тесная связь анализа межцивилизационных отношений с его понятийно-терминологическим аппаратом и опытом научной интерпретации истории цивилизаций и межцивилизационных отношений. В этом контексте в работе рассматриваются вопросы терминологического определения истории конфликтных взаимоотношений исламской и западной цивилизаций и степень изученности факторов этого конфликта в мировой исторической науке.
6 ИСЛАМ И ЗАПАД: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
7 Рассматривая проблему конфликта Запада и Ислама, надо в самом начале внести терминологическую определенность в ценностно-смысловую конструкцию (топологию) описания его мировых субъектов. Речь идет, прежде всего, о таких многозначных понятиях, как: «Ислам», «Христианство», «Запад», «Восток».
8 В культурно-историческом плане понятие «Запад» нельзя отделить от понятия «Христианство». Дело в том, что культурно-цивилизационные процессы западного происхождения, например дифференциация, разделение религиозной и политической сфер имели в качестве своего основного идентифицирующего маркера христианство, представления о христианском мире и его пространстве. На эту особенность старой топологии европейской цивилизации обращает внимание известный норвежский специалист по использованию в международных отношениях образа «Другого» А.Б.Нейман [9, p. 53].
9 Определяющее значение в этой топологии европейского мира до эпохи Возрождения имело противопоставление христианства и ислама в качестве главной оси европейской идентичности «Мы - Они» (Христианство vs Ислам). После эпохи Возрождения это противопоставление сохранилось, но европейская цивилизационная идентичность получила (в условиях произведенного эпохой Реформации раскола христианской конфессии в европейских странах на католическую и протестантскую деноминации) новое основание - культурность, наличие или отсутствие светского образования [5, p. 348].
10 На этом основании возникло более широкое культурно-географическое понятие «Запад». Это понятие включает в себя не только христианство как важнейший элемент европейской религиозной идентичности, но и целый ряд других составляющих, подчеркивающих особый уровень европейской цивилизованности: мировоззренческую (свободы и права человека), геоэкономическую (открытый мировой рынок), государственно-политическую (представительная демократия), морально-этическую и психолого-ментальную и т.д. вплоть до образа жизни миллионов людей, проживающих в странах Европы и Америки.
11 Учитывая динамику развития европейской цивилизационной идентичности, конфликт между европейской и мусульманской цивилизациями надо разделить терминологически на две части, разные по смыслу и содержанию: конфликт Ислама с Христианством до начала эпохи Нового времени в Европе (до периода буржуазно-демократических революций в Европе, отделения религии от государства и создания национальных государств) и конфликт Ислама с Западом, который начался во второй половине XIX в. и продолжается по сегодняшний день.
12 Однако, разделяя мир Запада и мир Ислама, мы сталкиваемся с проблемой культурно-географической симметричности соотнесения этих миров. Презентация европейской идентичности как идентичности человека западного мира несет в себе идею культурной гегемонии европейских народов, превосходства их над неевропейскими народами. Как показал американский интеллектуал арабского происхождения Э.В.Саид в своей известной книге «Ориентализм», эта идея, по мере своего утверждения в европейском культурном самосознании, породила целую систему репрезентации, изображения Востока в целом как неизменного, единообразного и предельно своеобразного объекта действий самого Запада [10].
13 Образ Ислама в этой картине мира неотделим от образа мусульманина как восточного человека. Однако, как признал сам Э.В.Саид в послесловии к своей книге, понятия «Запад» и «ориентализм» стали восприниматься читателями как один термин, и этот термин начал использоваться для репрезентации Запада как врага Ислама, арабов и многих других неевропейских народов.
14 Не правильнее ли в этом контексте говорить о конфликте Запада и Востока как борьбе двух противостоящих друг другу систем репрезентации культуры человечества? Не получим ли мы в этом случае более интересный конструкт, выражающий поляризацию восприятия мировой истории, культуры и политики: Запад vs Восток, или Восток vs Запад?
15 Однако в реальности термины «Восток» и «Ислам» не соответствуют друг другу по многим параметрам. Главные отличия - это географические, религиозные и ментальные. Мир Востока, как это очевидно, географически шире мусульманского мира. На Востоке присутствуют и занимают доминирующие позиции, помимо Ислама, многие другие религии, религиозные группы и общности (только в одной Индии их насчитывается более тысячи). Ментально-психологические карты и образ жизни миллионов людей на всём обширном культурно-географическом пространстве Востока также весьма разнородны. В этой разнородности восточных обществ можно легко потерять или недооценить своеобразие и сложность собственно мира Ислама.
16 Сегодня все ведущие представители научно-гуманитарного знания признают существование особой исламской цивилизации. Возникший на Аравийском полуострове в VII в. Ислам как культурно-историческое образование цивилизационного уровня стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на регионы Центральной Азии, Индостана и Юго-Восточной Азию. В результате внутри мира Ислама сложилось множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую и малайскую. «Исламская цивилизация» и «мусульманский мир» в этом плане больше похожи на «христианский мир» и «христианскую цивилизацию» эпохи Средневековья, «западный мир» и «западную цивилизацию» в Новое и Новейшее время.
17 Вопросы влияния Ислама на средневековую Европу и влияния Европы на мусульманский мир в Новое и Новейшее время привлекали и продолжают привлекать внимание историков (работы Ж.Ле Гоффа, М.Ломбара, У.М.Уотта и др.). Признано наличие конфликтной составляющей в этом взаимном влиянии Европы и Ислама. Однако целостная картина конфликтов, которые сопровождали взаимодействие Европы и мусульманского мира на разных его этапах, пока отсутствует.
18 ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОТНОШЕНИЯХ ЕВРОПЫ И МИРА ИСЛАМА: ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ
19 Можно выделить 3 основные версии (трактовки) истории конфликта Ислама с Христианством, Ислама с Западом.
20 Если первая версия связывает этот конфликт, прежде всего, с войнами, которые Европа вела с мусульманским миром, то вторая носит культурно-цивилизационный характер, подчеркивая исторические различия в базовых духовных ценностях и принципах обеих цивилизаций. Третья версия связана с происхождением ислама как религии.
21 Согласно первой версии, история конфликта Ислама с христианским миром начинается со времен Реконкисты и крестовых походов. Однако надо признать, что этот конфликт начался гораздо раньше, - когда первые мусульманские отряды будущего Халифата стали воевать против пограничных войск Византии еще в первые годы возникновения ислама. История открытого конфликта, действительно, начинается с исламо-христианских войн, но в дальнейшем этот конфликт приобрел другие формы, в том числе относительно мирной конкуренции и соперничества ислама и христианства. Речь идет о развитии мусульманской цивилизации после захвата мусульманами Ирана и Центральной Азии. Долгое время мир Ислама «варился» в иранском цивилизационном котле, пока не стал мировой религией.
22 В эпоху Средневековья мировая исламская цивилизация успешно конкурировала с христианской по многим направлениям: философская мысль, искусство, литература, наука и образование, техника, идеалы и ценности общественного прогресса. Мусульманские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно мусульмане впервые после эпохи античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозившие товары и деньги в разные страны Евразийского континента. Более активная торговая политика Халифата или отдельных его частей определилась в IX-XII вв. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказалось почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивала сбыт ремесленной продукции этих центров, создавала условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущали прямую зависимость от этой торговли, которая обеспечивала широкие поставки пряностей, перца, сладостей, больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в т.ч. драгоценных, и минералов.
23 Многие страны, окружавшие Халифат, испытывали подъем благодаря тому, что через их территорию проходили транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата привело к упадку его военных контингентов, их дисциплины и, следовательно, к снижению возможностей оборонять завоеванное. Перелом наступил в пользу христианской цивилизации после открытия Америки и новых морских путей в эпохи Ренессанса и Просвещения, промышленных революций и создания национальных государств. Эта точка зрения разделяется многими учеными как на Западе, так и в мусульманском мире [1; 2; 3; 4].
24 Согласно второй версии, противостояние христиан и мусульман восходит ко времени появления самого пророка Мухаммеда. Об этом пишут некоторые отечественные и зарубежные авторы [13;14]. Они утверждают, что Коран содержит множество полемических утверждений, противостоящих христианской вере, причем не только выступает против неё, но и предлагает разумные доводы для её опровержения. Более того, они цитируют многих авторов, живших в разные периоды Халифата.
25 Действительно, в первые столетия истории ислама мусульманские ученые и богословы написали множество книг, в которых они оспаривали чистоту Священного Писания (Ибн Хазм), учение о триединстве Бога (Абу Иса ал-Варрак), социальную структуру христианского общества (ал-Джахиз), убежденно доказывая, что и Ветхий, и Новый Завет пророчествует о Мухаммеде (ат-Табари). Эти споры продолжаются и поныне. Массовыми тиражами издаются в мусульманских странах полемические материалы на тему изначального исламо-христианского противостояния, например, трактаты Ахмада Дидата - мусульманского проповедника из Южной Африки [13].
26 Христианские ученые и богословы нередко вступали в ожесточенный спор с этими и другими мусульманскими авторами. В этих спорах они обоснованно возражали против полномочий Мухаммеда как пророка, предоставляя многочисленные доказательства несостоятельности утверждения, будто Коран является Словом Божьим. Однако нередко резкие выступления обеих сторон были весьма предвзятыми и неуравновешенными. Самые прекрасные идеалы одной веры противопоставлялись её сторонниками примерам порочной практики приверженцев другой веры, при этом спорящие стороны, вероятно, часто осознавали ангажированность, предвзятость и нечестность своих методов. Несомненно, такие споры закладывали прочный фундамент для возникновения культурно-цивилизационного конфликта между исламом и христианством в будущем. Возможно, что история Реконкисты, крестовых походов и кровавые страницы истории Халифата были отчасти связаны с этими спорами.
27 Таким образом, история конфликта ислама с христианством на протяжении многих веков принимала разные формы: военные конфликты, конкуренция и соперничество в мирное время во всех сферах жизни, обретая черты культурно-цивилизационного разрыва, который начался еще во время появления Ислама как религии и продолжается по сегодняшний день.
28 Третья версия относит возникновение конфликта ко времени зарождения и формирования Ислама как религии. Речь идет о проблеме взаимоотношения трех авраамических религий - иудаизма, ислама и христианства. По мнению многих историков, ислам как религия возник и сформировался под воздействием христианской цивилизации. С этим согласны и некоторые мусульманские и христианские богословы.
29 Приводим ключевые слова, которые были произнесены на Всемирной конференции мусульманских ученых «Кто они - люди Сунны?», проходившей в Чеченской Республике, в г. Грозный в августе 2016 г.: «Пророк Мухаммед повторял не раз, что он не был первым и единственным пророком, что до него были пророки. В Коране любой христианин или иудей найдет имя Адама, Ноя или Авраама, которого апостол Павел справедливо называет “отцом всех верующих”. Там же фигурирует и Моисей (под именем Муса), и брат его Аарон (под именем Гарун), и почти все ведущие персонажи Ветхого и Нового Заветов. И, наконец, высоким уважением и почитанием окружает Коран имя Иисуса, Сына Девы Марии. Иса (в Коране) - сын Мариам, рожден от Девы. Это подчеркивается в Коране, и, может быть, это единственная из всех религий (кроме христианства), которая признает особую, уникальную природу Иисуса Назарянина»1. В этой оценке подчеркивается общность, родство трех авраамических религий. Но, на наш взгляд, именно это родство заложило фундамент будущего культурно-цивилизационного конфликта между Исламом и Христианством на долгие годы вперед. Речь идет об основных пророках, которые упоминаются в Ветхом и Новом Завете.
1. >>>> curPos=104 (accessed 15.06.2022)
30 Ислам, как новая мировая религия, не только признал прежних пророков, но назвал их «своими» - собственными. Таким образом, жизнь и деятельность иудейских и христианских пророков легли в основу сюжета многих аятов и сур священного Корана. Сами авраамические пророки прочно закрепились в исламском пантеоне пророков, уступив в иерархии лишь Мухаммеду как последнему провозвестнику и истолкователю воли Божьей. В этом общем духовном пространстве и стали возникать споры и суждения разного рода на тему иерархии пророков между мусульманскими и христианскими учеными, о чём уже говорилось выше.
31 В то же время следует признать, что на стадии становления ислама как религии постоянного и напряженного конфликта между Исламом и Христианством не было, иначе не смогли бы прочно закрепиться в будущей мусульманской религии авраамические пророки. Более того, на какое-то время возникло определенное коммуникационное соединение (диалог) исламской и христианской культур, мусульманской и христианской цивилизаций. Конфликт возник тогда, когда мир Ислама соединился с политикой и стал Халифатом. Халифат нуждался в расширении и укреплении своей мощи, ислам параллельно расширялся с Халифатом, пока не достиг границ христианского мира. Христианство, граничащее с Халифатом, в то время также было тесно соединено с политикой и властью. Речь идет, прежде всего, о Восточной Римской империи - Византии.
32 ЭТАПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ (ПЕРЕЛОМНЫЕ) МОМЕНТЫ КОНФЛИКТА ИСЛАМА С ХРИСТИАНСТВОМ И ЗАПАДОМ
33 Теперь совершим небольшой экскурс в историю, чтобы более детально изучить основные этапы возникновения и усиления конфликта Ислама с Христианством и Западом. Выделяя и рассматривая этапы, мы будем акцентировать внимание на тех версиях конфликта, которые были изложены выше.
34 Первоначальная арабо-исламская экспансия, развернувшаяся в начале VII - середине VIII в., привела к установлению господства мусульман в Северной Африке, на Иберийском полуострове, на Среднем и Ближнем Востоке, в Персии и Северной Индии. Приблизительно на два века границы, разделявшие ислам и христианство, стабилизировались. Затем, в конце ХI в., христиане вновь обрели контроль над западным Средиземноморьем, завоевали Сицилию и захватили древнюю столицу Испании - Толедо. В 1095 г. начались крестовые походы, и на протяжении полутора столетий христианские государи пытались с убывающим успехом установить христианское правление в Святой земле и в примыкающих областях Ближнего Востока, пока в 1291 г. не потеряли Акру, свой последний оплот в Святой земле (в Западной Галилее, на побережье Средиземного моря).
35 Тем временем на сцене появились турки-османы, создавшие Османскую империю (1299-1922 гг.) и Османский халифат (1517-1924 гг.). Сначала они ослабили Византию, а затем завоевали большую часть Балканского полуострова, а также Северной Африки, в 1453 г. захватили Константинополь, а в 1529 г. вели осаду Вены. Около тысячи лет - с первой высадки мавров в Испании и вплоть до второй осады турками Вены - Европа находилась под постоянной угрозой со стороны мира Ислама. Ислам оказался единственной цивилизацией, которая поставила под сомнение самосохранение (выживание) европейского мира, причем случалось это, как заметил С.Хантингтон, по меньшей мере дважды [6, рp. 327-328].
36 Ситуация коренным образом изменилась после успехов Реконкисты, когда христиане постепенно вернули себе Иберийский полуостров, выполнив эту задачу в 1492 г. у стен Гранады. Тем временем развитие в Европе морской навигации позволило португальцам, а затем и другим европейцам обогнуть исконно мусульманские земли, проникнуть в Индийский океан и даже достичь Китая. В этот же период русские князья покончили с монголо-татарским владычеством. В последующие годы турки-османы предприняли последний рывок в Европу, вновь осадив Вену в 1683 г. Их поражение ознаменовало начало долгого отступления Османской империи, повлекшего за собой борьбу православных народов на Балканах за освобождение от османского господства, расширение империи Габсбургов и драматическое продвижение Российской империи к Черному морю и на Кавказе.
37 Минуло всего около 100 лет после начала геополитического отступления мира Ислама, и Запад путем колониальной экспансии постепенно завоевал новые мусульманские земли. Колониальная экспансия Запада успешно продолжалась до Первой мировой войны. В результате этой войны Великобритания, Франция и Италия нанесли завершающий удар по турецкому государству и установили свое прямое или косвенное правление на оставшихся землях Османской империи, за исключением территории Турецкой республики. Таким образом, распалась Османская империя - победил Запад, проиграл Ислам - выиграло Христианство. Но конфликт между Исламом и Западом на этом не закончился, хотя в 1920 г. всего лишь четыре мусульманские страны - Турция, Саудовская Аравия, Иран и Афганистан - оставались свободными от какой-либо формы немусульманского правления.
38 К 1924 г. Османский халифат распался. Хиджазский халифат, основанный в 1916 г. в Мекке, прекратил существование в 1924 г. После этого в XX в. попытки воссоздания Халифата больше не предпринимались. В свою очередь, отступление западного колониализма медленно началось в 1920-1930-х гг. и драматически ускорилось в период после Второй мировой войны. Многие мусульманские страны вновь обрели свободу и независимость. Крушение Советского Союза принесло независимость новым мусульманским обществам в Центральной Азии и Закавказье.
39 Согласно статистическим данным, за период с 1757 по 1919 г. произошло 92 захвата мусульманских территорий немусульманскими, преимущественно западными государствами. К 1995 г. 69 из этих территорий вновь оказались под властью мусульман, примерно в 45 независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственный характер этих перемен отражается в том факте, что в общем количестве войн, которые в период с 1820 по 1929 г. вели между собой государства с различными религиями, 50% составляли войны между мусульманами и христианами [6, р. 329].
40 После распада Османской империи почти сразу возникла и получила распространение идея создания нового Халифата. Эту идею подхватили новые исламские партии, организации и движения, которые постепенно стали появляться на осколках ушедшего в историю Халифата. Появилась мощная исламская фундаменталистская организация «Братья-мусульмане» в Египте (1926 г.), которая стала бороться за власть в странах Ближнего Востока. В недрах этой партии формировались личности, которые в начале 1950-х гг. создали в Палестине международную исламскую партию «Хизб-ат Тахрир» (1954 г.).
41 Под влиянием «Братьев мусульман» в ХХ в. появилось огромное количество исламистских, в т.ч. салафитских, организаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Все эти исламские партии и организации в разные годы объявили своей главной целью создание нового Халифата. Саудовская Аравия стала центром мусульманского мира и исламского фундаментализма. В конце ХХ в. саудовцы начали экспортировать салафизм как идеологический и религиозный товар по всему миру. Таким образом, Запад разрушил Османскую империю, Османский халифат, но взамен получил более страшного противника - фундаменталистский Ислам.
42 Идеологическая война Ислама против Запада шла на протяжении всего XX века, иногда эта война доходила и до прямой конфронтации в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки. Правда, более опасным идейным противником Запада в ХХ в. стала идеология коммунизма как разновидность гражданской религии в эпоху расцвета секуляризма, тем не менее даже в условиях широкого и не прекращавшегося противоборства этих двух антагонистических систем скрытый конфликт Ислама с Западом продолжался. СССР помогал многим арабским мусульманским странам Востока, но США и другие страны Запада всячески мешали присутствию Советского Союза и его союзников в этих странах.
43 ГЛУБИННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
44 Сравнивая и анализируя разные периоды и ключевые события динамики конфликта Ислама и Христианства, Ислама и Запада, мы приходим к выводу, что главные, базовые причины этого конфликта кроются отнюдь не в таких исторически преходящих феноменах, как рвение христиан в эпоху Реконкисты и крестовых походов или рвение исламистов на этапе подъема исламского фундаментализма в XX в.
45 Глубинные причины конфликта, на наш взгляд, проистекают из природы двух религий и цивилизаций - Ислама и Христианства, Ислама и Запада. Мусульманский и христианский образы жизни начали сильно различаться после слияния Ислама с политикой и появления Халифата. Таким образом, мусульманский образ жизни стал распространяться и навязываться населению не только в самих арабских странах, но и за их пределами, куда бы ни пришел Ислам. Христианский образ жизни, напротив, в это время постепенно отделялся от светского образа жизни в рамках процесса возникновения и становления светских национальных государств в Европе.
46 Причины конфликта также проистекали из сходства глубинных мировоззренческих оснований обеих религий. Обе они являются монотеистическими, а значит, в отличие от политеистических верований, не могут с легкостью принимать новых божеств и пророков. Обе религии являются универсалистскими, и каждая провозглашает себя единственно верной. Обе связывают свое земное существование с активной и постоянной миссионерской деятельностью, это вытекает из убеждения, что подлинные адепты Ислама и Христианства обязаны обращать неверующих в единственно истинную веру.
47 С момента зарождения Ислам расширял свое влияние путем завоеваний, приверженцы Христианства, когда для этого имелись возможности, поступали так же. Концепции «священного джихада» и «крестового похода» не только сходны между собой, но и отличают эти две религии от прочих основных мировых религий. Кроме того, для ислама и христианства, как и для иудаизма, характерен телеологический взгляд на историю в отличие от идей цикличности или статичности, преобладающих в других мировых религиях и формах цивилизационного сознания. Об этих причинах конфликта часто рассуждают известные западные исследователи [4; 7; 8].
48 На высокий уровень ожесточенности конфликта между Исламом и Христианством на всём его протяжении оказывали влияние демографический рост и спад, миграции, экономическое развитие, технологические изменения и интенсивность религиозных убеждений. Распространение ислама в VII-VIII вв. сопровождалось беспрецедентной для того времени массовой миграцией мусульманских народов Ближнего Востока, Северной Африки, Византийской и Сасанидской империй. Проходившие несколько веков спустя крестовые походы в значительной мере являлись следствием экономического и демографического роста, в результате которого к XI в. численность населения Европы увеличилась на порядок. Благодаря этому росту стало возможным мобилизовать большое количество рыцарей и крестьян для похода в Святую землю. В XIX в. невероятный рост европейского народонаселения вновь вызвал «извержение» Европы, положив начало крупнейшему в истории переселению людей, которые мигрировали как в мусульманские, так и в другие страны. Этот миграционный процесс происходил в рамках колониальной экспансии Запада по всему миру.
49 В конце XX в. сопоставимое сочетание указанных факторов обострило конфликт между Исламом и Западом. Рост населения в мусульманских странах породил значительное число безработных и недовольных молодых людей, которые стали вливаться в ряды исламистских движений, оказывая давление на соседние общества и мигрируя на Запад. Возник феномен исламского возрождения, его широкий размах укрепил в сознании мусульман веру в преимущество культурно-цивилизационных и моральных ценностей ислама, усилил уверенность в том, что исламские моральные ценности превосходят западные. Совпавшие по времени с исламским возрождением усилия Запада превратить свои ценности и общественные институты во всеобщие, глобальные, стремление ведущих западных стран (прежде всего, США) сохранить свое военное и экономическое превосходство, а также вмешиваться в конфликты в исламском мире, стали вызывать среди мусульман яростное возмущение. Крушение мировой идеологии коммунизма лишило Запад и исламский мир общего врага, и каждая из сторон превратилась в основную и отчетливо осознаваемую угрозу для другой. Возрастающие контакты между мусульманами и христианами Запада и их смешение усиливали у тех и у других ощущение собственной идентичности и понимание того, насколько эта идентичность отличает их друг от друга.
50 Таким образом, сегодня причины конфликта между Исламом и Западом заключаются в фундаментальных вопросах власти и культуры, культурно-политического влияния, контроля, убеждений и идентичности: Кто? Кого? Кто правит? Кем правят?
51 В последние годы западная общественная мысль предлагает новую модель взаимоотношений с миром Ислама. Эта модель уже получила название «холодная война с Исламом». Запад, возможно, рассчитывает в конечном итоге на победу в этой войне с Исламом. Но, на наш взгляд, эта идея бесперспективна.
52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53 С миром Ислама Запад борется уже много веков, почти 1500 лет, но безуспешно. Меняется Запад, меняется и Ислам. Сегодня ислам присутствует не только в мусульманском мире, но и в западных странах. Мусульманские общины имеются во всех странах Запада, создавая условия для появления и развития т.н. параллельных обществ, сохраняющих свои обычаи, традиции, верования [15, с. 258-458]. Более того, мусульманские общины органически связаны с остальными странами мусульманского мира посредством сетевых структур.
54 Поэтому сегодня говорить об изоляции Ислама от Запада в рамках «новой холодной войны», на наш взгляд, по меньшей мере некорректно. Ислам начинает проникать внутрь мира Запада, срастается и скрещивается с ним и, возможно, в обозримом будущем разрушит его изнутри, как это было во времена разрушения германскими племенами Западной Римской империи.

Библиография

1. Ali А.Н. “Unfree Under Islam”. The Wall Street Journal. 16.08.2005.

2. Cathy Y. The Jihad Against Muslims. When does criticism of Islam devolve into bigotry? http://reason.com/archives/2006/06/06/the-jihad-against-muslims (accessed 22.07.2022)

3. Deepа К. Fighting Islamophobia: A Response to Critics. http://mrzine.monthlyreview.org/2006/kumar030406.html (accessed 22.07.2022)

4. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? Oxford: Oxford University Press, 1999. Pp. 225-228.

5. Harbsmeier M. Elementary Structures of Otherness: An Analysis of Sixteenth-Century German Travel Accounts Voyager a la renaissance: Actes de colloque de Tours. Paris: Edition Maisonneuve et Larosse, 1987.

6. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster, 1993.

7. Gibbons, Fiachra V.S. Naipaul launches attack on Islam. The Guardian. 04.11.2001.

8. Griffith S.H. The Decline of Eastern Christianity under Islam: From Jihad to Dhimmitude, Seventh-Twentieth Century by Bat Yeor, Miriam Kochan, David Littman. International Journal of Middle East Studies. 1998. V. 30. № 4, pр. 3-5.

9. Neumann I.V. Uses of the Other: The East in European Identity Formation. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, Borderline Series, 1999.

10. Said E.W. Orientalism: Western conceptions of the Orient. London: Penguin, 1977.

11. Scardino А. How the right played the fascism card against Islam. The Guardian. 04.02.2005.

12. Бобохонов Р.С. История исламского фундаментализма. https://centrasia.org/newsA.php?st=1447276380 (accessed 25.06.2022)

13. Sheikh Ahmad Deedat. Jesus in Islam. My world. https://my.mail.ru/video/mail/k.alimova/178/187.htm (accessed 01.07.2022)

14. Али-заде А. Межрелигиозный диалог. Могут ли христиане признавать Мухаммеда пророком? http://www.idmedina.ru/books/history_culture/ramazan/4/alizade.htm (accessed 15.06.2022)

15. Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен «параллельных» обществ в системе международно-политических отношений. М., 2021.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести