Фрина, обнаженная Гиперидом, или Риторика жеста в античных Афинах (К вопросу о невербальных элементах дискурса)
Фрина, обнаженная Гиперидом, или Риторика жеста в античных Афинах (К вопросу о невербальных элементах дискурса)
Аннотация
Код статьи
S032103910001670-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Суриков Игорь Евгеньевич 
Должность: Главный научный сотрудник; Профессор
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Российский государственный гуманитарный институт
Адрес: Российская Федерация, Москва
Страницы
519-544
Аннотация

В античной Греции употреблялись следующие виды жестов (если упростить неоправданно сложную пятичленную классификацию Д. Латейнера, сведя ее к трем пунктам): 1) жесты сознательные и ритуализованные; 2) жесты сознательные, но неритуализованные, индивидуальные; 3) жесты бессознательные. В связи с «риторикой жеста» в данной статье речь идет в основном о жестах второй категории. Приводя различные примеры из политической и судебной истории Афин архаического и классического периодов, автор стремится показать, что в рамках культуры сознательных неритуализованных жестов жесты более умеренные соотносились (во всяком случае, в восприятии источников) с политической позицией, которая представлялась также более умеренной, жесты несдержанные – с радикальной позицией.

Ключевые слова
Афины, архаический и классический периоды, жесты, риторика, actio, политики, ораторы, Гиперид, Демосфен, Клеон, Солон, Писистрат
Классификатор
Получено
03.12.2018
Дата публикации
03.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
808
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Библиография

1. Andreev, Yu.V. 1999: [Tyrants and heroes: historical stylization in political practice of the УOld TyrannyФ]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 3—7. Андреев, Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании. ВДИ 1, 3–7.

2. Balot, R.K., Atkinson, L.M. 2015: Women and slaves in Greek democracy. In: D. Hammer (ed.), A Companion to Greek Democracy and the Roman Republic. Oxford, 389—404.

3. Biles, Z.P. 2016: ThucydidesТ Cleon and the poetics of politics in Aristophanes Wasps. Classical Philology 111, 117—138.

4. Blok, J.H. 2006: SolonТs funerary laws: questions of authenticity and function. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 197—247.

5. Blok, J.H. 2009: PeriklesТ citizenship law: a new perspective. Historia 58. 2, 141—170.

6. Boardman, J. 1989: Herakles, Peisistratos, and the unconvinced. Journal of Hellenic Studies 109, 158—159.

7. Bultrighini, U. 2011: Dal Menone alla Contro Timarco: strategie del conformismo. In: R. Scuderi, C. Zizza (eds.), In ricordo di Dino Ambaglio: Atti del convegno. Universita di Pavia, 9—10 dicembre 2009. Pavia, 57—77.

8. Burgoon, J.K., Humpherys, S., Moffitt, K. 2008: Nonverbal communication: research areas and approaches. In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 787—812.

9. Cairns, D. 2005: Bullish looks and sidelong glances: social interaction and the eyes in ancient Greek culture. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 123—156.

10. Carey, C. 2015: Solon in the orators. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. BerlinЦBoston, 110—128.

11. Cascardi, A.J. 2004: Arts of persuasion and judgment: rhetoric and aesthetics. In: W. Jost, W. Olmsted (eds.), A Companion to Rhetoric and Rhetorical Criticism. Oxford, 294—308.

12. Castriota, D. 2005: Feminizing the barbarian and barbarizing the feminine: Amazons, Trojans, and Persians in the Stoa Poikile. In: J.M. Barringer, J.M. Hurwit (eds.), Periklean Athens and its Legacy: Problems and Perspectives. Austin, 89—102.

13. Chaniotis, A. 2005: [Theatricality beyond the theater. Staging public life in the Hellenistic world]. Antiquitas aeterna 1, 155—190. Ханиотис, А. Театральность вне театра. «Постановка» общественной жизни в эллинистическом мире. Antiquitas aeterna 1, 155–190.

14. Christodoulou, P. 2009: Nicocreon, le dernier roi de Salamine de Chypre: Discours ideologique et pouvoir politique. Cahiers du Centre dТEtudes Chypriotes 39, 235—238.

15. Clarke, M. 2005: On the semantics of ancient Greek smiles. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 37—54.

16. Connor, W.R. 1987: Tribes, festivals and processions: civic ceremonial and political manipulation in archaic Greece. Journal of Hellenic Studies 107, 40—50.

17. Cooper, C. 2008: Hypereides, Aristophon, and the settlement of Keos. In: C. Cooper (ed.), Epigraphy and the Greek Historian. Toronto, 31—56.

18. Coskun, A. 2013: Weitere Uberlegungen zu den Voraussetzungen und Folgen des Perikleischen Burgerrechtsgesetzes: Nataralisierung und Epigamie im Klassischen Athen. Klio 95, 2, 391—404.

19. Crowley, S. 2002: Body studies in rhetoric and composition. In: G.A. Olson (ed.), Rhetoric and Composition as Intellectual Work. Carbondale—Edwardsville, 177—187.

20. De Filippi, M. 2009: Dignitas tra repubblica e principato. Bari.

21. Dutsch, D. 2013: Towards a Roman theory of theatrical gesture? In: G.W.M. Harrison, V. Liapis (eds.), Performance in Greek and Roman Theatre. Leiden—Boston, 409—431.

22. Florence, M. 2014: The body politic: sexuality in Greek and Roman comedy and mime. In: T.K. Hubbard (ed.), A Companion to Greek and Roman Sexualities. Oxford, 366—380.

23. Frost, F.J. 1999: Solon and Salamis, Peisistratos and Nisaia. Ancient World 30, 1, 133—139.

24. Gagarin, M. 1994: Probability and persuasion: Plato and early Greek rhetoric. In: I. Worthington (ed.), Persuasion: Greek Rhetoric in Action. London—New York, 46—68.

25. Gottesman, A. 1998: SolonТs fox: poetry and revolution in archaic Athens. Pomoerium 3, 19—25.

26. Hansen, M.H. 1989a: The Athenian Ecclesia II: A Collection of Articles 1983Ц1989. Copenhagen.

27. Hansen, M.H. 1989b: Solonian democracy in fourth-century Athens. Classica et mediaevalia 40, 71—99.

28. Hansen, M.H. 2010: The concepts of Demos, Ekklesia, and Dikasterion in classical Athens. Greek, Roman and Byzantine Studies 50, 499—536.

29. Heidbuchel, F. 1957: Die Chronologie der Peisistratiden in der Atthis. Philologus 101, 1/2, 70—89.

30. Irwin, E. 2005: Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambridge.

31. Irwin, E. 2006: The transgressive elegy of Solon? In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 36—78.

32. Lape, S. 2002/2003: Solon and the institution of the УdemocraticФ family form. Classical Journal 98, 2, 117—139.

33. Lateiner, D. 1987: Nonverbal communication in the Histories of Herodotus. Arethusa 20, 1/2, 83—119.

34. Lavelle, B.M. 1989: Koisyra and Megakles, the son of Hippokrates. Greek, Roman and Byzantine Studies 30, 4, 503—513.

35. Lavelle, B.M. 1993: The Sorrow and the Pity. A Prolegomenon to a History of Athens under the Peisistratids, c. 560—510 B.C. Stuttgart.

36. Lavelle, B.M. 2005: Fame, Money, and Power: The Rise of Peisistratos and “Democratic” Tyranny at Athens. Ann Arbor.

37. Latyshev, V.V. 1997: Ocherk grecheskikh drevnostey: bogosluzhebnye i stsenicheskie drevnosti [A Study in Greek Antiquities: Sacral and Scenic Antiquities]. Saint Petersburg. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей: богослужебные и сценические древности. СПб.

38. Leduc, C. 1998: La representation Ђ aristotelicienne ї de la politeia de Solon: la politique «dans» le domestique. Ktema 23, 415–422.

39. Lewis, J.D. 2008: Solon the Thinker: Political Thought in Archaic Athens. London.

40. Llewellyn-Jones, L. 2005: Body language and the female role player in Greek tragedy and Japanese Kabuki theatre. In: D. Cairns (ed.), Body Language in the Greek and Roman Worlds. Swansea, 73—106.

41. McCart, G. 2007: Masks in Greek and Roman theatre. In: M. McDonald, J.M. Walton (eds.), The Cambridge Companion to Greek and Roman Theatre. Cambridge, 247—267.

42. McDonald, M. 2007: Rhetoric and tragedy: weapons of mass persuasion. In: I. Worthington (ed.), A Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 473—489.

43. Meyer-Kalkus, R. 2008: Rhetorik der Stimme (actio II: pronuntiatio). In: In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 679—688.

44. Mosse, C. 1979: Comment s'elabore un mythe politique: Solon, «pere fondateur» de la democratie athenienne. Annales: economies, societes, civilisations 34. 3, 425—437.

45. Noussia, M. 2006: Strategies of persuasion in SolonТs elegies. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. LeidenЦBoston, 134—155.

46. O'Connell, P. 2013: Hyperides and Epopteia: a new fragment of the Defense of Phryne. Greek, Roman and Byzantine Studies 53, 90—116.

47. Olding, G. 2007: Myth and writing in AeschinesТ Against Timarchus. In: C. Cooper (ed.), Politics of Orality. LeidenЦBoston, 155—170.

48. Osborne, R. 1997: Law, the democratic citizen and the representation of women in classical Athens. Past & Present 155, 3—33.

49. OТSullivan, N. 1997: Caecilius, the УCanonsФ of writers, and the origins of atticism. In: W.J. Dominik (ed.), Roman Eloquence: Rhetoric in Society and Literature. LondonЦNew York, 27—41.

50. Patterson, C. 2007: Other sorts: slaves, foreigners, and women in Periclean Athens. In: L.J. Samons (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Pericles. Cambridge, 153—178.

51. Peshkov, I.V. 1998: Vvedenie v ritoriku postupka [An Introduction to the Rhetoric of Action]. Moscow. Пешков, И.В. Введение в риторику поступка. М.

52. Pomeroy, S.B. 2006: Women and ethnicity in classical Greece: changing the paradigms. In: K.H. Kinzl (ed.), A Companion to the Classical Greek World. Oxford, 350—366.

53. Pritchett, W.K. 1973: The Woodheadean interpretation of KleonТs Amphipolitan campaign. Mnemosyne 26, 376—386.

54. Raaflaub, K.A., Ober, J., Wallace, R.W. 2007: Origins of Democracy in Ancient Greece. Berkeley.

55. Robert, F. 2009: (Luc., Salt. 63): rhetorique et pantomime a lТepoque imperiale. In: G. Abbamonte, L. Miletti, L. Spina (eds.), Discorsi alla prova: Atti del Quinto Colloquio italo-francese Discorsi pronunciati, discorsi ascoltati: contesti di eloquenza tra Grecia, Roma ed Europa. Napoli, 225—257.

56. Romilly, J. de 1975: Magic and Rhetoric in Ancient Greece. Cambridge (MA).

57. Ruschenbusch, E. 1963: Die Zwolftafeln und die romische Gesandtschaft nach Athen. Historia 12. 3, 250—253.

58. Sagstetter, K.S. 2013: Solon of Athens: The Man, the Myth, the Tyrant? Diss., University of Pennsylvania.

59. Ste. Croix, G.E.M. de 2005: Athenian Democratic Origins and Other Essays. Oxford.

60. Schirren, T. 2008: Rhetorik des Korpers (actio I). In: U. Fix, A. Gardt, J. Knape (eds.), Rhetorik und Stilistik: Ein internationales Handbuch historischer und systematischer Forschung. Bd 1. BerlinЦNew York, 669—679.

61. Schmitt-Pantel, P. 1991: Collective activities and the political in the Greek city. In: O. Murray, S. Price (eds.), The Greek City: From Homer to Alexander. Oxford, 199—213.

62. Semenov, A.F., 1908: [Solon in the panoply]. Germes [Hermes] 2, 1, 23Ц—25. Семенов, А.Ф. Солон во всеоружии. Гермес 2, 1, 23–25.

63. Shear, T.L. 1963: Koisyra: three women of Athens. Phoenix 17, 2, 99—112.

64. Spatharas, D. 2017: Sex, politics, and disgust in AeschinesТ Against Timarchus. In: D. Lateiner, D. Spatharas (eds.), The Ancient Emotion of Disgust. Oxford, 125—139.

65. Spence, I.G. 1995: Thucydides, Woodhead, and Kleon. Mnemosyne 48, 4, 411—437.

66. Stewart, E. 2017: Greek Tragedy on the Move: The Birth of a Panhellenic Art Form c. 500—300 BC. Oxford.

67. Surikov, I.E. 2005: Antichnaya Gretsiya: politiki v kontekste epokhi. Arkhaika i rannyaya klassika [Ancient Greece: Politicians in the Context of the Epoch. Archaic and Early Classical Periods]. Moscow. Суриков, И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М.

68. Surikov, I.E. 2007: [The dynamics of the gender situation in aristocratic and democratic Athens]. Adam i Eva [Adam and Eve] 14, 87—112. Суриков, И.Е. Динамика гендерной ситуации в аристократических и демократических Афинах. Адам и Ева 14, 87–112.

69. Surikov, I.E. 2009: [The most enigmatic law of Solon: problems of its authenticity and historical context]. Vestnik istorii, literatury, iskusstva [Journal of History, Literature, and Arts] 6, 239—252. Суриков, И.Е. Самый загадочный закон Солона: вопросы аутентичности и исто-рический контекст. Вестник истории, литературы, искусства 6, 239–252.

70. Surikov, I.E. 2010: [Athena the Warrior: Solon, Pisistratus, and Athenian civic army in the 6th century B.C.]. Mnemon 9, 27—54. Суриков, И.Е. Воительница Афина: Солон, Писистрат и афинское полисное ополчение в VI в. до н. э. Мнемон 9, 27–54.

71. Surikov, I.E. 2015: Antichnaya Gretsiya: Mental'nost', religiya, kultura [Ancient Greece: Mentality, Religion, Culture]. Moscow. Суриков, И.Е. Античная Греция: Ментальность, религия, культура. М.

72. Surikov, I.E. 2016: [The gender aspect of SolonТs poetry and law-making]. Scripta antiqua 5, 233—266. Суриков, И.Е. Гендерный аспект поэзии и законодательства Солона. Scripta antiqua 5, 233–266.

73. Tsigarida, I. 2006: Solon – Begrunder der Demokratie? Bern.

74. Varakis, A. 2010: Body and Mask in Aristophanic PerformanceBulletin of the Institute of Classical Studies of the University of London 53, 1, 17—38.

75. Vernant, J.-P. 1988: Proiskhozhdenie drevnegrecheskoy mysli [Les origines de la pensee grecque] (Russian transl.). Moscow. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.

76. Vinogradov, J.G. 1997: Pontische Studien. Mainz.

77. Wardy, R. 2000: Rhetoric. In: G.E.R. Lloyd (ed.), Greek Thought: A Guide to Classical Knowledge. London, 465—485.

78. Wiles, D. 2008: The poetics of the mask in old comedy. In: M. Revermann, P. Wilson (eds.), Performance, Iconography, Reception: Studies in Honour of Oliver Taplin. Oxford, 374—392.

79. Will, W. 1995: Perikles. Reinbek.

80. Woodhead, A.G. 1960: ThucydidesТ Portrait of Cleon. Mnemosyne 13, 4, 289—317.

81. Worthington, I. 1994: The canon of the ten Attic orators. In: I. Worthington (ed.), Persuasion: Greek Rhetoric in Action. LondonЦNew York, 244—263.

82. Worthington, I. 2013: Demosthenes of Athens and the Fall of Classical Greece. Oxford.

83. Yarkho, V.N. 1990: [Teiresias]. In: E.M. Meletinskiy (ed), Mifologicheskiy slovar' [A Mythological Lexicon]. Moscow, 528. Ярхо, В.Н. 1990: Тиресий. В кн.: Е.М. Мелетинский (ред.), Мифологический словарь. М., 528.

84. Zberovskiy, A.V. 2014: Demokraticheskie traditsii politicheskoy kulТtury Drevney Gretsii VIIIЦV vekov do n. e.: issledovanie filosofii kulТtury i politiki antichnykh demokratiy [Democratic Traditions of Political Culture in Ancient Greece, 8th?5th Centuries B.C.: A Study in the Philosophy of Culture and Politics in Ancient Democracies]. Krasnoyarsk. Зберовский, А.В. Демократические традиции политической культуры Древней Греции VIII–V веков до н. э.: исследование философии культуры и политики античных демократий. Красноярск.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести