Направления, формы и оценка уровня развития межрегиональных хозяйственных взаимосвязей
Направления, формы и оценка уровня развития межрегиональных хозяйственных взаимосвязей
Аннотация
Код статьи
S020736760024668-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Павлов Константин Викторович 
Должность: профессор, зав. кафедрой
Аффилиация: Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
Адрес: г. Новополоцк, Республика Беларусь
Выпуск
Страницы
59-68
Аннотация

В работе рассматриваются разнообразные проблемы социально-экономического и экологического развития межрегионального взаимодействия и взаимовлияния как важного и перспективного направления регионалистики. Особенно это актуально для оценки хозяйственного взаимодействия, существующего между приграничными регионами разных стран. Экономика приграничных регионов в настоящее время является одним из наименее изученных аспектов теории региональной экономики. Развитие приграничной экономики и приграничной экологии особенно актуально для крупных стран – например, таких, как Россия, Китай, Казахстан, имеющих к тому же весьма протяженную границу. Как известно, Россия граничит с большим числом стран, как дружественных в настоящее время (Беларусь, Китай и проч.), так и с государствами, у которых с Россией сейчас имеются серьезные проблемы и разногласия как политического, так и экономического характера (Украина, прибалтийские государства).

Ключевые слова
межрегиональные хозяйственные отношения, приграничная экономика, приграничная экология, регионалистика, Арктика, направления межрегиональной экономики
Классификатор
Получено
20.03.2023
Дата публикации
21.03.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
217
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В настоящее время межрегиональное (особенно приграничное) сотрудничество стало важной составляющей международных связей российских и белорусских регионов. Действительно, на границе Российской Федерации и Республики Беларусь (то есть, в приграничных районах) пересекается значительное количество жизненно важных проблем: внешнеполитических, экономических, научных, образовательных, культурных и др. Целесообразно отметить важность таких исторически сложившихся взаимодействий и в дальнейшем укреплять и расширять уже сложившиеся контакты, используя современные механизмы и принципы взаимодействия.
2 В Европейском союзе развитие межрегионального и приграничного сотрудничества помогает достижению гармоничного территориального развития, которое оказывает влияние также на различные темпы экономического развития стран и территорий, различия в доходах и демографические особенности [1]. Изучение процесса управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона затруднено специфическими ситуациями, которые нередко носят комплексный характер и поэтому требуют разработки специальных методик изучения [7].
3 При анализе приграничных связей важным вопросом является разработка методики оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития. Здесь, в первую очередь, речь идет об оценке эффективности социально-экономических проектов и программ межрегионального сотрудничества. Это крайне важно для эффективного развития многих регионов России – таких, как Мурманская область, Республика Карелия, Приморский край; Курская, Белгородская, Смоленская области и др.; в Беларуси – Витебская, Гродненская, Гомельская и Брестская области.
4 Ш. Радвилавичюс и Н. Межевич отмечают, что при оценке приграничного сотрудничества важно помнить, что могут учитываться различные направления сотрудничества: общая оценка влияния приграничного сотрудничества на социально-экономическое развитие приграничной территории; оценка программ двустороннего сотрудничества (например, программ ЕИСП); оценка конкретных проектов [3].
5 Стоит отметить, что в данном случае оценка – это систематизированное исследование реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества или их результатов. Существует несколько видов оценки: базовая оценка, оценка процесса и оценка влияния. На наш взгляд, государственная система оценки должна включать все упомянутые виды. Все это крайне важно в настоящее время, в условиях цифровизации, понимаемой в широком смысле как всеобъемлющая тенденция развития общества и экономики и охватывающая все основные элементы системы общественного воспроизводства (а не просто перевод информации в цифровую форму, как это имеет место в случае узкого понимания данного термина) [9]. Важно добавить также, что в последние годы, а также в обозримой перспективе, в России разрабатывается довольно много разнообразных программ развития Арктических регионов страны, значение которых будет неуклонно возрастать [6]. Обобщение и систематизация взглядов на требования к построению эффективной методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества должны учитывать следующие принципы.
6 Принцип научной обоснованности. Этот принцип предусматривает разработку и совершенствование системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с учетом достижений современной теории, апробации новых инструментов оценки полученных данных, использования возможностей современных информационных технологий.
7 Принцип объективности. Его суть заключается в необходимости отражения в формируемой информационной базе государственной системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества реальных условий функционирования хозяйственной системы региона и факторов, определяющих ее состояние и перспективы развития.
8 Принцип реалистичности. Он требует, чтобы система показателей, используемых для оценки состояния, динамики и результатов функционирования социально-экономической системы приграничных регионов, основывалась на достоверной информации.
9 Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Следование этому принципу призвано обеспечить «настройку» системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на сбор статистически значимых данных, позволяющих адекватно оценить изучаемые условия реализации программ, анализируемые процессы и результаты.
10 Принцип целенаправленности. Предусматривает ориентацию системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества на развитие информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений, связанных с улучшением условий и развитием социально-экономической системы межрегионального приграничного сотрудничества.
11 Принцип синергичности. Предусматривает отлаженность взаимодействия элементов внутри методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества с внешней средой.
12 Принцип развития. Его суть – в необходимости совершенствования системы оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества (используемого методического инструментария, технического оснащения, состава индикаторов с целью обеспечения синхронизации с переменами в объекте исследования и условиях его функционирования и др.). Важно отметить, что изменения не должны усложнять систему оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества и ключевые показатели, а результаты и направления должны быть доступны и понятны пользователям на различных уровнях. Важна инновационная составляющая этого принципа, проявляющаяся в обеспечении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.
13 Совокупность указанных принципов образует сложную систему логически связанных и взаимодополняющих элементов, в которых представлены различные аспекты разработки методики оценки состояния проектов межрегионального приграничного сотрудничества, чем в определенной мере объясняется весьма большое количество рассмотренных принципов. Применительно к хозяйственным системам приграничных регионов методика оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества имеет активный характер, поскольку ориентирована на создание информационной основы управления их развитием.
14 Активная роль разрабатываемой методики оценки реализации межрегиональных программ социально-экономического сотрудничества связана с тем, что на каждом этапе развития разных систем (экологических, социальных, экономических) существуют не только положительные, но и отрицательные тенденции, факторы внешнего воздействия, которые, как правило, бывает недостаточно только выявить и классифицировать. В процессе оценки появляется возможность на основе обобщения информации выработать адекватное представление о состоянии, векторах и динамике развития объекта, его детерминантах и уже на этой основе разработать управленческие решения, реализация которых позволит ограничить или полностью предотвратить отрицательное воздействие, а также помогут усилить действие благоприятных факторов и условий.
15 Методику оценки реализации межрегиональных программ и проектов социально-экономического сотрудничества необходимо рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов. К ним следует отнести: процесс непрерывного наблюдения, исследование явлений и событий, формирование информационной базы управления, контроль за ходом и характером изменений объекта, оценку отклонений на основе системы критериев (эталонов).
16 Естественно, оценка состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничного региона будет обусловлена дифференциацией социально-экономического состояния приграничных регионов, что предполагает введение как относительных, так и абсолютных показателей. Таким образом, вводимая методика оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития в условиях приграничья должна учитывать следующие условия:
17 – доступность получения необходимой статистической информации;
18 – простоту расчетов;
19 – возможность построения рейтинга;
20 – возможность сравнительных оценок.
21 Одним из сравнительно новых аспектов изучения территориальной тематики является проблематика, связанная с исследованием социально-экономических и экологических проблем взаимодействия приграничных регионов, принадлежащих разным государствам. Анализу многочисленных вопросов развития и управления воспроизводственной системой приграничных регионов на постсоветском пространстве посвятили свои исследования следующие специалисты и ученые: А.А. Епифанов [2], В.М. Московкин [4], П.А. Черномаз [10] и ряд других. Автор этих строк также занимался изучением данной проблематики [5].
22 Однако, разновидностью приграничного социально-экономического взаимодействия является связь и зависимость приграничных водных регионов, граница между которыми имеет океанический, морской, озерный, речной характер. Особенности взаимодействия приграничных водных и прибрежных районов мало представлены в исследованиях экономистов, в связи с чем целью данного исследования является решение актуальной проблемы – определение факторов и особенностей функционирования воспроизводственной системы приграничных водных и прибрежных районов на основе использования методов системного анализа, экономико-статистических методов, методов выбора приоритетов и иных передовых методов научного исследования.
23 Развитие вопросов социально-экономического приграничного взаимодействия и сотрудничества осуществляется в разных государствах не только с учетом специфики воспроизводственных условий, но и с учетом политических особенностей и факторов, влияющих на функционирование этих стран в данный текущий момент. Так, очевидно, что в России в последние годы все более популярны и актуальны вопросы развития арктической части страны в связи с открытием крупных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородов (например, известное Штокмановское месторождение природного газа и газоконденсата в Баренцевом море), поэтому для Российской Федерации и ее союзников очень важно развитие прибрежных районов Арктики. По мнению многих специалистов [8], данное утверждение будет особенно справедливо в обозримой перспективе, по мере того, как все отчетливей будет проявляться ограниченность мировых природных ресурсов. Данное утверждение справедливо также и потому, что на богатства Арктики кроме Российской Федерации претендуют такие государства, как США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия.
24 Более того, в последнее время к Мировой Арктике все больший интерес проявляют такие удаленные в географическом плане страны, как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Сингапур, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария и Польша. Очевидно, что в этих условиях острота экономических взаимоотношений приграничных арктических регионов России с аналогичными арктическими территориями других государств, в основном недружественных по отношению к Российской Федерации, будет только возрастать.
25 Таким образом, для России востребованность исследования вопросов хозяйственного функционирования приграничных регионов, в том числе расположенных в крайне важной и перспективной арктической зоне, будет только расти, хотя, учитывая размеры РФ как самой большой страны мира и значительную протяженность ее границ, эта тема и прежде была весьма актуальна.
26 Сказанное справедливо и для других крупных стран – таких, как Китай, США, Канада и др. Однако, и для сравнительно небольших государств исследование системы воспроизводства в приграничных регионах может иметь существенное значение. Нередки случаи, когда определенная часть страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства (к примеру, Белгородская область России граничила до проведения специальной военной операции сразу с тремя областями Украины). В связи с этим, среди наименее исследованных вопросов теории региональной, в т.ч. межрегиональной экономики как в теоретическом, так и в практическом аспекте, являются проблемы анализа социально-экономических и экологических взаимосвязей между приграничными районами разных стран. Учитывая актуальность создания предпосылок и условий для эффективного взаимодействия между приграничными территориальными структурами различных государств, нами в данной работе анализируются разнообразные аспекты функционирования приграничной экономики и эффективного развития приграничных территорий в условиях формирования развитых рыночных отношений.
27 В связи с этим весьма актуально рассмотрение проблемы о системе показателей, характеризующих различные направления и формы межтерриториальных приграничных хозяйственных взаимосвязей.
28 В начальном разделе системы показателей, отражающих современное состояние и динамику системы приграничного экономического сотрудничества соседних государств, необходимо указывать общее число приграничных регионов в данной стране, определить их удельный вес в общем числе регионов в стране, указать общее число соседних, граничащих со страной государств, количество регионов, являющихся приграничными по отношению к каждой из соседних стран, а также среднее число приграничных регионов на одно соседнее государство и в среднем на 1000 км границы анализируемой страны. Важно также определить количество внешних приграничных регионов окружающих стран.
29 Кроме этого, следует отметить общую площадь, занимаемую приграничными регионами в целом, а также ее удельный вес в общей площади, занимаемой рассматриваемым государством. Важно также оценить суммарный ВРП приграничных регионов и его долю в ВВП страны, удельный вес этой группы регионов в экспорте и импорте страны. Следует учесть также эмиграцию и иммиграцию населения (в том числе, трудоспособного возраста) из приграничных регионов и их долю в общем числе эмигрантов и иммигрантов. По аналогии, на наш взгляд, следует отслеживать экспорт и импорт капитала из приграничных регионов исследуемого государства, а также определить их долю в общем экспорте и импорте капитала этого государства.
30 В этой системе в особую группу следует выделить показатели, характеризующие межрегиональную торговлю между приграничными территориями. Целесообразно использовать показатели экспорта и импорта, измеряемые как в стоимостной, так и в натуральной форме между приграничными территориями двух сопредельных государств, а также показатели удельного веса, долей объемов их экспорта и импорта из одного приграничного региона в другой в общем суммарном объеме экспорта и импорта каждого из анализируемых приграничных регионов.
31 Поскольку в этой связи может возникнуть путаница из-за того, что многие регионы, особенно относящиеся к пограничным, непосредственно торгуют с другими государствами, то в этих случаях более правильным было бы, если под региональным импортом и экспортом понимать соответственно ввоз в регион и вывоз товаров и услуг из данного региона за границу, а для обозначения результатов собственно межрегиональной торговли использовать показатели межрегионального ввоза и межрегионального вывоза. Такое разграничение понятий позволило бы осуществлять более точный учет торговых отношений определенного региона как с иными регионами страны, так и с другими государствами. Если же мы хотим получить общее представление о торговых отношениях определенного региона (т.е. вне зависимости от того, с каким субъектом хозяйствования осуществляются торговые операции – со страной или с другим регионом), то целесообразно, на наш взгляд, использовать показатели совокупного ввоза в данный регион и совокупного вывоза из региона.
32 Предложенный подход позволяет учитывать в статистике особенности торговых отношений региона в зависимости от специфики его торгового партнера (т.е. иного региона той же самой страны или другого государства). Таким образом, в соответствии с нашим подходом применительно к конкретному региону, под региональным экспортом понимаются товары или услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других странах. Под региональным импортом понимаются приобретенные в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под межрегиональным вывозом понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же самого государства. Под межрегиональным ввозом понимаются приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под совокупным вывозом из региона понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям как в других странах, так и в других регионах того же самого государства. Поэтому совокупный вывоз из региона равен сумме регионального экспорта и межрегионального вывоза. Под совокупным ввозом в регион понимаются приобретенные как в других регионах страны, так и в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Поэтому совокупный ввоз в регион равен сумме регионального импорта и межрегионального ввоза. В связи с необходимостью учета экологической составляющей в каждом из этих показателей следует выделить ту часть, которая приходится на экологически чистую продукцию (т.е. в статистическом учете следует использовать и такие показатели, как региональный экспорт и импорт экологически чистой продукции, межрегиональный ввоз и вывоз экологически чистой продукции, показатели объемов экологически грязных ингредиентов, движущихся из одного региона в другой, в том числе и объемы выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду и т.д. – этими вопросами должна заниматься межрегиональная экология, в том числе приграничная экология).
33 Учитывая все вышесказанное, для каждого приграничного региона обоих соседних государств важно также определить удельный вес (в процентах) объемов его экспорта и импорта в приграничный регион другой страны в общих показателях не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и удельный вес, долю в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и в совокупном ввозе соответственно. Это расширение используемых показателей позволит получить более полную и точную картину хозяйственных взаимодействий между двумя приграничными регионами различных государств.
34 В том случае, если какой-то приграничный регион одной страны граничит сразу с несколькими регионами другого государства, целесообразно использовать, кроме всей вышеперечисленной группы показателей, еще и суммарный показатель экспорта и импорта из приграничного региона во все территории соседней страны, с которыми он граничит.
35 Целесообразно также, на наш взгляд, определить удельный вес суммарных показателей объемов экспорта и импорта из приграничного региона одной страны в несколько приграничных регионов соседнего государства в общих объемах не только его суммарного регионального экспорта и импорта соответственно, но и в объемах его межрегионального вывоза и межрегионального ввоза, а также долю в его совокупном вывозе и совокупном ввозе соответственно.
36 Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические отношения и хозяйственные связи между приграничными территориями должна включать различные блоки и группы показателей: показатели межрегиональной торговли, миграции населения, межтерриториального перемещения капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств, информации. В особую группу следует выделить сводные показатели, дающие комплексную оценку динамики межрегиональных экономических отношений – сюда следует отнести показатели платежного баланса приграничных регионов, торгового баланса и пр. В каждой из этих групп показателей следует выделить те показатели, которые характеризуют природоохранную деятельность.
37 Проблема разработки системы показателей, характеризующих межтерриториальные социально-экономические и экологические отношения между приграничными регионами соседних государств, по существу, нами лишь поставлена. Только дальнейшие исследования позволят создать комплексную систему показателей, характеризующих все многообразие форм и направлений межтерриториальных хозяйственных связей. Тем не менее, уже сейчас ясно, что разработка такого рода системы показателей является одной из актуальных задач экономической и экологической статистики.

Библиография

1. European Neighbourhood & Partnership Instrument URL: http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/country/enpi_cross-border_cooperation_strategy_paper_en.pdf (дата обращения: 07.11.2020).

2. Епифанов А.А. О проблемах приграничного экономического сотрудничества северо-восточных областей Украины // Экономическая теория и методология управления. 2004. №2 (11). С. 21-27.

3. Межевич Н.М. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией в двусторонних и региональных программах экономического развития / Н.М. Межевич, Ш. Радвилавичюс // URL: http://www.norden.org (дата обращения: 05.09.2019).

4. Московкин В.М. Сравнительный анализ экономической динамики Харьковской и Белгородской областей / В.М. Московкин, И.И. Савченко // Бизнес Информ. 2009. № 1. С. 11-17.

5. Павлов К.В. Приграничная экономика: теория и практика: монография // Ижевск: Изд-во «Шелест». 2017. – 162 с.

6. Российская и Мировая Арктика: население, экономика, расселение / Отв. ред. профессор В.В. Фаузер. Коллективная монография // М.: Политическая энциклопедия. 2022. – 215с.

7. Сапрыка В.А. Принципы методики изучения управления социально-экономическими проектами и программами межрегионального сотрудничества в условиях приграничного региона / Материалы международной конференции «Украина в системе мировых экономических процессов» // Харьков: МСУ. 2009. С. 160-162.

8. Северный экономический район: Проблемы, тенденции, перспективы развития / под ред. Г.П. Лузина. // СПб: Наука. 1992. – 256 с.

9. Сологубова Г.С. Составляющее цифровой трансформации: монография // М.: Из-во «Юрайт». 2019. – 147с.

10. Черномаз П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: этапы формирования и перспективы развития / Международное сотрудничество приграничных регионов: история, экономика, политика, культура. Материалы международной научно-практической конференции. Курск, 19-20 сентября 2011г. // Курск: Изд-во VIP, 2011. С. 160-165.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести