КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЭФФЕКТЫ
КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ЭФФЕКТЫ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Обсуждаются современные тенденции исследований в области психологии воздействия. Выделены основные принципы исследования коммуникативного воздействия - иерархичность, активность, полимотивированность, эмоциональность. Описываются три уровня анализа коммуникативного воздействия, исходным основанием для выделения которых послужили представления Б.Ф. Ломова о трех уровнях анализа процесса общения. Приводятся результаты эмпирических исследований коммуникативного воздействия на примере изучения стратегий межкультурного реагирования, влияния семейной и внесемейной коммуникации на психологическое благополучие человека, а также воздействия массовой коммуникации.
Ключевые слова
коммуникативное воздействие, межличностная коммуникация, массовая коммуникация, интегральные эффекты коммуникативного воздействия, психологическое благополучие.
Классификатор
Дата публикации
03.09.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
707
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000616-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 06.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

 

  1. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1995.
  2. Доценко Е Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1996.
  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
  4. Коростелина К.В. Особенности взаимодействия этнических групп (модели ситуаций)//Ученые записки СГУ. 1997. Вып. 11. С. 73-83.
  5. Латынов В.В. Дискурс и психологическое самочувствие личности//Дискурс в современном мире. Психологические исследования/Под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 194-204.
  6. Латынов В.В. Интегральные эффекты психологического воздействия дискурса//Познание в деятельности и общении/Под ред. В.А. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 425-430.
  7. Латынов В.В. Интент-анализ речи в социальном контексте//Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса/Под ред. Т.Н.Ушаковой, Н.Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000. С. 263-294.
  8. Латынов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии//Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 73-82.
  9. Латынов В.В. Роль дискурса в интерпретации неэтичного поведения//Проблемы психологии дискурса/Отв. ред. Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 110-112.
  10. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты//Психол. журн. 1995. Т. 16. С. 90-100.
  11. Латынов В.В. Типология и личностные корреляты дискурсивных стратегий межкультурного взаимодействия//Дискурс в современном мире. Психологические исследования/Под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 205-218.
  12. Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей//Психологические исследования дискурса/Под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 113-127.
  13. Латынов В.В., Павлова Н.Д. Тактики социального влияния российских менеджеров//Прикладная психология. 1999. № 6. С. 1-8.
  14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  15. Павлова Н.Д. Механизмы и средства оказания субъектом дискурсивного воздействия//Психологическое воздействие: механизмы, стратегии, возможности противодействия/Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 52-72.
  16. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект-Пресс, 2006.
  17. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2010.
  18. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. М.: Флинта, 2006.
  19. Asch S.E. Opinions and social pressure//Scientifi c American. 1955. V. 193. P. 31-35.
  20. Bentley C.G., Renee M.S., Galliher V. Ferguson T.J. Associations among Aspects of Interpersonal Power and Relationship Functioning in Adolescent Romantic Couples//Sex Roles. 2007. V. 57 № 7-8. P. 483-495.
  21. Bohner G., Dykema-Engblade A., Tindale R.S., Meisenhelder H. Framing of majority and minority source information in persuasion: When and how consensus implies correctness//Social Psychology. 2008. V. 39. P. 108-116.
  22. Bohner G., Weinerth T. Negative affect can increase or decrease message scrutiny: The affect interpretation hypothesis//Personality and Social Psychology Bulletin. 2001. V. 27. P. 1417-1428.
  23. Bond C.F.Jr., DePaulo B.M. Individual differences in detecting deception: Accuracy and bias//Psychological Bulletin. 2008. V. 134. P. 477-492.
  24. Boster F.J. Commentary on compliance-gaining message behavior research//Communication and social infl uence processes/Eds. C.R. Berger, M. Burgoon. Michigan: Michigan State University Press, 1995. Р. 91-114.
  25. Boster F.J., Mongeau P. Fear-arousing persuasive messages//Communication Yearbook/Еd. R.N. Bostrom. Beverly Hills, CA: Sage, 1984. V. 8. P. 330-375.
  26. Burger J.M. The foot-in-the-door compliance procedure: A multiple-process analysis and review//Personality and Social Psychology Review. 1999. V. 3. P. 303-325.
  27. Cialdini R., Wosinska W., Barrett D. et al. Compliance with a request in two cultures//Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. V. 25. P. 1242-1253.
  28. Conner M., Sparks P. Ambivalence and attitudes//European Review of Social Psychology. 2002. V. 12. P. 37-70.
  29. Crano W.D., Prislin R. Attitudes and persuasion//Annual Review of Psychology. 2006. V. 57. P. 345-374.
  30. Crano W.D., Seyranian V. Majority and minority infl uence//Social and Personality Psychology Compass. 2007. V. 1. P. 572-589.
  31. DeSteno D., Petty R.E., Rucker D.D. et al. Discrete emotions and persuasion: The role of emotion induced expectancies//Journ. of Personality and Social Psychology. 2004. V. 86. P. 43-56.
  32. Edwards K. The interplay of affect and cognition in attitude formation and change//Journ. of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. P. 202-216.
  33. Forgas J.P. On feeling good and getting your way: Mood effects on negotiator cognition and bargaining strategies//Journ. of Personality and Social Psychology. 1998. V. 74 (3). P. 565-577.
  34. Huesmann L.R. Psychological processes promoting the relation between exposure to media violence and aggressive behavior by the viewer//Journ. of Social Issues. 1986. V. 42. P. 125-139.
  35. Hullett C.R. The Impact of mood on persuasion//Communication Research. 2005. V. 32. V. 4. P. 423-442.
  36. Janis I.L., Feshbach S. Effects of fear arousing communications//Journ. of Abnormal and Social Psychology. 1953. V. 48. P. 78-92.

 

  1. Kobayashi E., Grasmick H. A Comparison of the Perceived Threats of Managerial Sanctions, Embarrassment and Shame in Japan and the United States//Journ. of Language, Culture and Communication. 2002. V. 4 (1). P. 1-12.
  2. LaTour M.S., Rotfeld H.J. There are threats and (maybe) fear-caused arousal: theory and confusions of appeals to fear and fear arousal itself//Journ. of Advertising. 1997. V. 26. P. 45-59.
  3. Lefkowitz M.L., Eron L.D., Walder L.O., Huesmann L.R. Growing up to be violent. N.Y.: Pergamon, 1977.
  4. Leslie L.A. Stress in the dual-income couple: Do social relationships help or hinder?//Journ. of Social and Personal Relationships. 1989. V. 6. P. 451-461.
  5. Levine L.J., Burges S.L. Beyond general arousal: Effects of specifi c emotions on memory//Social Cognition. 1997. V. 15. P. 157-181.
  6. Media, children, and the family//Eds. D. Zillmann, J. Bryant, A.C. Huston. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994.
  7. Mucchi-Faina A., Pagliaro S. Minority infl uence: The role of ambivalence toward the source//European Journ. of Social Psychology. 2008. V. 38. P. 612-623.
  8. O'Sullivan M. The Fundamental Attribution Error in Detecting Deception: The Boy-Who-Cried-Wolf Effect//Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. V. 29 (10). P. 1316-1327.
  9. Petrova P.K., Cialdini R.B., Sills S.J. Consistencybased compliance across cultures//Journ. of Experimental Social Psychology. 2007. V. 43. P. 104-111.
  10. Petty R.E., Brinol P. Psychological processes underlying persuasion//Diogenes. 2008. V. 217. P. 52-67.
  11. Petty R.E., Wegener D.T. Attitude change: Multiple roles for persuasion variables//The handbook of social psychology/Eds. D. Gilbert, S. Fiske, G. Lindzey. N.Y.: McGraw-Hill, 1998. 4th-ed. V. 1. P. 323-390.
  12. Raven B.H. The Bases of Power and the Power/Interaction Model of Interpersonal Infl uence//Analyses of Social Issues and Public Policy. 2008. V. 8 (1). P. 1-22.
  13. Riley D., Eckenrode J. Social Ties: Subgroup differences in costs and benefi ts//Journ. of Personality and Social Psychology. 1986. V. 51. P. 770-778.
  14. Schwarzer R., Knoll N. Functional roles of social support within the stress and coping process: A theoretical and empirical overview//International Journ. of Psychology. 2007. V. 42 (4). P. 243-252.
  15. Seeman T.E. Social ties and health: The Benefi ts of social integration//Annals of epidemiology. 1996. V. 6. P. 420-451.
  16. Singer J.L., Singer D.G., Rapacynski W.S. Family patterns and television viewing as predictors of children's beliefs and aggression//Journ. of Communication. 1984. V. 34. P. 73-89.
  17. Tiedens L.Z., Linton S. Judgment under emotional certainty and uncertainty: the effects of specifi c emotions on information processing//Journ. of Personality and Social Psychology. 2001. V. 81. P. 973-988.
  18. Wood W. Attitude change: persuasion and social infl uence//Annual Review of Psychology. 2000. V. 51. P. 539-570.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести