ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Лекарственная безопасность страны: уроки пандемии

Код статьи
S013216250014393-5-1
DOI
10.31857/S013216250014393-5
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
140-146
Аннотация

Предпринята попытка проанализировать основные проблемы лекарственного обеспечения населения и заново осмыслить ключевые угрозы обеспечения граждан лекарствами в свете вызовов пандемии COVID-19. В основу работы положены результаты отраслевой статистики, опросов общественного мнения, экспертные оценки специалистов. Автор рассмотрел ключевые факторы, влияющие на ценовую и физическую доступность медикаментов: высокую импортозависимость; слабо отлаженные механизмы регулирования ценообразования, перерегистрации, государственных закупок и обязательной маркировки лекарственных препаратов. Обосновано, что отлаженное бесперебойное производство лекарственных препаратов и обеспеченность отечественного фармацевтического рынка собственным сырьем являются основой медикаментозной безопасности россиян.

Ключевые слова
фармацевтический рынок, лекарственное обеспечение, лекарственная безопасность, доступность лекарственных препаратов, пандемия, санкции, импортозамещение
Дата публикации
22.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
194

Введение.

Ключевая роль фарминдустрии связана не только с бесперебойным обеспечением граждан жизненно важными, новейшими, безопасными, качественными и наиболее эффективными лекарственными средствами1,2 , но и улучшением демографической ситуации в стране3. В то же время результаты массовых опросов граждан, проведенных в конце 2020 г.4 , показали, что примерно половине из них приходилось слышать о том, что какие-то лекарства, которые раньше было несложно купить, исчезли из продажи. Более трети респондентов лично сталкивались с трудностями при покупке препаратов в последние месяц-два, из них 17% – с отсутствием нужного товара в аптеке.

1.  Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ.

2.  Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

3.  Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

4.  Доступность лекарств // ФОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением [Улумбекова, 2020: 11, 13], доступность лекарств на душу населения в амбулаторных условиях (одного из главных индикаторов доступности медицинской помощи) в РФ в 2018 г. была в 3,4 раза меньше, чем в «новых-8»5 странах ЕС, и в 7 раз меньше, чем в «старых»6 странах – членах Евросоюза. При этом в структуре общих расходов на здравоохранение частные издержки граждан (то, что оплачивается «из своего кармана», а также взносы населения/работодателей на добровольное медицинское страхование) составили 35%, тогда как в «новых» странах ЕС – 27%. Личные расходы россиян на здравоохранение характеризовались тратами преимущественно на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (49%), а также медицинские и санаторно-курортные услуги (45%) [Улумбекова, Гиноян и др., 2019]. Пандемия усугубила положение.

5.  Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; близки к РФ по ВВП на душу населения в год.

6.  Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция.

Ценовая и физическая доступность медикаментов.

Проблема физической доступности лекарственных препаратов для россиян вновь обострилась, но уже не столько ввиду санкционной политики, сколько из-за приостановки ряда иностранных производств и ограничения экспорта отдельных фармсубстанций и препаратов на их основе на время коронавирусных ограничений. Так, опасаясь дефицита лекарств, наиболее крупные производители и поставщики ингредиентов для российской фармацевтической отрасли – Индия и Китай – запретили экспорт ряда производимых ими субстанций. Между тем доля используемого в российской фармацевтике сырья китайского и индийского производства сегодня суммарно составляет 77,7%7. Около 90% всех химических соединений, которые используются для выпуска активных фармацевтических субстанций (далее – АФИ), производится в Китае. С января по октябрь 2020 г. натуральные объемы импорта АФИ в Россию выросли на 12%8. Проще говоря, в нашей стране до сих пор не выстроена система полного технологического цикла выпуска лекарственных препаратов9: только 5,5–6% действующих веществ, необходимых для производства стратегически значимых лекарств10, и 8% субстанций, входящих в состав жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов11 (далее – ЖНВЛП), создаются в РФ, остальное – импорт.

7.  Вирченко К. Производители лекарств резко нарастили запасы субстанций из-за коронавируса // Ведомости. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

8.  RNC Pharma представляет информацию относительно активности импорта АФИ в Россию по итогам октября 2020 г. // RNC Pharma. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

9.  Эксперт: лишь 6% субстанций для стратегически важных лекарств производятся в России // ТАСС. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

10.  Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2010 N 1141-р (ред. от 01.08.2020) «Об утверждении перечня стратегически значимых лекарственных средств».

11.  Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).

В декабре 2020 г. Всероссийский союз пациентов направил президенту и Правительству коллективное письмо12 о системном дефиците лекарственных препаратов, предоставляемых в амбулаторных условиях по льготе, в стационарах, а также в розничной продаже. С начала пандемии и до сих пор в России пациентам, страдающими ревматическими заболеваниями, трудно получить лекарственный препарат «гидроксихлорохин»13.

12.  21.12.2020 Москва. Лекарственный голод: в России заявили о дефиците 42 препаратов // Всероссийский союз пациентов. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

13.  Гриценко П. Гидроксихлорохина не хватает пациентам с ревматическими заболеваниями // Vademecum. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2021).

Импортозависимость – не единственная проблема: перебои в обеспечении лекарственными средствами были связаны с дополнительными издержками на лечение пациентов с COVID-19 и ажиотажным спросом на эти препараты, существующими механизмами регулирования ценообразования, организацией закупок и перерегистрацией лекарственных средств, введением обязательной маркировки фармацевтических товаров и запуском системы мониторинга движения лекарственных препаратов и др.

Анализ действующей нормативно-правовой базы показывает, что государственное регулирование ценообразования на медикаменты распространяется в нашей стране на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, а регистрацию/перерегистрацию цен осуществляет Минздрав России при участии Федеральной антимонопольной службы. Эффективность данной работы характеризуется результатами массовых опросов: россияне выражают обеспокоенность в связи с ростом цен на медикаменты, существенное удорожание лекарств за последние полгода-год отмечают 59% россиян14.

14.  Доступность лекарств // ФОМ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 09.03.2021).

Формирование регулятором низких отпускных цен на фоне удорожания сырья и девальвации национальной валюты актуализирует риск отказа производителей от работы с дешевыми медикаментами из перечня ЖНВЛП. В такой ситуации производство начинает балансировать на грани рентабельности и в какой-то момент может стать убыточным. Весной 2020 г. ряд российских фармкомпаний столкнулись с этой проблемой15, в зоне риска оказалось 50 международных непатентованных наименований из списка жизненно важных, в том числе «парацетамол», рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения в качестве жаропонижающего средства при коронавирусной инфекции. Наконец, стало очевидно: российское здравоохранение нуждается в срочном совершенствовании государственного регулирования ценообразования. С ноября 2020 г. в России введен16 особый порядок перерегистрации цен на наиболее востребованные препараты из списка ЖНВЛП в случае их нехватки на рынке: производители могут повышать предельные зарегистрированные цены, если прослеживается дефектура товара по причине отказа производителей от нерентабельного выпуска. Данная законодательная инициатива давно «вызревала» в фармацевтическом сообществе.

15.  Гриценко П. Отечественные фармпроизводители пригрозили отказом от выпуска дешевых препаратов // Vademecum. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2021).

16.  Постановление Правительства РФ от 31.10.2020 N 1771 «Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации».

И все же пациенты продолжают страдать: то и дело из-за необходимости прохождения производителем процедуры переоформления регистрационных документов из оборота пропадают жизненно важные препараты для сердечников17, астматиков18, аллергиков19. Ситуация осложняется сложившимся порядком закупок лекарственных препаратов. Медикаменты – одна из наиболее дорогих и регулярно закупаемых государством категорий товаров. За период январь-сентябрь 2020 г. 5,4% общей стоимости всех закупок20, проведенных в рамках 44-ФЗ21, составили лекарства. Структура закупок лекарственных препаратов в 2019–2020 гг. стабильна: доля несостоявшихся процедур – порядка 77% стоимости. Большинство (94 из 100) самых крупных электронных аукционов на поставку ЖНВЛП в 2020 г. не привели к заключению контракта, поставка 4,5 млн лекарственных препаратов была суммарно задержана более чем на 7 месяцев22, что негативно отразилось на обеспечении лекарственными препаратами медицинских учреждений.

17.  Мишина В. «Кордарон» может появиться в аптеках в конце марта // Коммерсантъ. 2019. URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2021).

18.  Гриценко П. В аптеках возник дефицит дешевого препарата для лечения астмы // Vademecum. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2021).

19.  Тищенко М. Из новосибирских аптек исчез жизненно необходимый препарат против аллергии // НГС.НОВОСТИ. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2021).

20.  Опубликована презентация по итогам мониторинга закупок лекарств в 2019-2020 годах // НИУ ВШЭ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

21.  Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Консультант Плюс. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

22.  Система госзакупок не справляется с лекарствами // НИУ ВШЭ. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

Причины эксперты видят в «наслоении» трех тенденций: 1) действие правила «третий лишний»23; 2) установленная 44-ФЗ процедура закупки медикаментов путем электронного аукциона; 3) внедрение системы референтного ценообразования (предполагает установление фиксированных цен для групп лекарственных препаратов, объединенных по принципу взаимозаменяемости). Дополнительным фактором снижения доступности лекарственного обеспечения населения стала обязательная маркировка лекарственных препаратов, стартовавшая в России с 1 июля 2020 г. в целях обеспечения транспарентности производства и оборота медицинской продукции. На фоне и без того сложной эпидемической ситуации регулярные сбои в работе федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов (далее – ФГИС МДЛП) стали настоящим испытанием на прочность для представителей отрасли24. Большинство регионов столкнулось с увеличившимися ресурсными затратами и с техническими проблемами из-за введения системы обязательной цифровой маркировки медикаментов25. Опрос членов Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM)26 в конце 2020 г. показал, что 2/3 компаний испытывали трудности при прохождении таможенных процедур именно из-за сбоев в системе маркировки. В итоге она временно была переведена в «уведомительный» режим работы, и для препаратов, выпущенных в оборот до 1 февраля 2021 г., стало применяться так называемое правило «15 минут» (успешный ответ об обработке в системе можно ожидать не более 15 минут).

23. Введено Правительством РФ в конце 2015 г.; исключает из госзакупок лекарственные препараты иностранного производства, если на участие в конкурсе подано более двух заявок от производителей из России или стран ЕАЭС.

24.  Фармацевтический рынок России 2020 // DSM Group. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 10.03.2021).

25. К. Долгов: Здоровье граждан – это наивысший приоритет государственной политики // Совет Федерации. 2021. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

26.  Левинская А. Фармкомпании заявили о проблемах с поставками 40 млн упаковок лекарств // Совет Федерации. 2020. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).

Заключение.

Сегодня отлаженное бесперебойное производство качественных лекарственных препаратов – не просто вклад в жизнь и здоровье людей, но и гарантия медикаментозной безопасности населения. Пандемия в очередной раз указала на хрупкость отечественной фармотрасли и высокую степень ее зависимости от иностранных поставщиков. Нововведения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.10.2020 N 1771 в механизм формирования предельных отпускных цен на жизненно важные препараты, – не панацея. С одной стороны, это позитивное явление, в большой степени форсированное пандемией: если бы не вдруг представшая перед регулятором перспектива дефицита лекарств, связанных с оказанием медицинской помощи коронавирусным пациентам, давно назревший вопрос о вымывании с рынка лекарственных средств низшего ценового сегмента, скорее всего, по-прежнему оставался бы открытым. Конечно, такое решение регулятора во многом облегчает работу фармпроизводителей и обеспечивает физическую доступность дешевых медикаментов для потребителей. С другой стороны, изменение механизма формирования предельных отпускных цен на жизненно важные препараты неизбежно приведет к их удорожанию ввиду зависимости российских производителей лекарственных препаратов от курса рубля и иностранных поставщиков фармацевтических субстанций.

Один из немногих позитивных трендов 2020 г., направленный на противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции, – внедрение цифровой маркировки лекарственных препаратов. Однако из-за неотлаженности системы вкупе с негативными эффектами пандемии это, фактически, стало одним из ключевых стрессовых факторов в системе лекарственного обеспечения и медицинской помощи. Сбои и ошибки в работе федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов привели к существенным задержкам поставок медикаментов в лечебно-профилактические и аптечные учреждения.

В целом, пандемия COVID-19 интенсифицировала значимость осмысления системного кризиса лекарственного обеспечения в России. Пожалуй, впервые за долгие годы проблемы лекарственного обеспечения граждан действительно привлекли внимание не только широкой общественности и профессионального сообщества, но и регулятора. Так, постановлением Правительства РФ еще в 2014 г. была утверждена Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»27. Однако, по нашему мнению, государство активно включилось в работу по совершенствованию лекарственного обеспечения населения лишь в последнее время. Впервые после официального внедрения в 2016 г. автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя28 регулятор по-настоящему обратил внимание на проблемы доступности и качества лекарственных средств. Так, в 2020–2021 гг. был принят ряд нормативно-правовых документов, упрощающих получение лекарственных препаратов гражданами в условиях пандемии29,30; актов, устанавливающих господдержку разработчиков новых лекарственных препаратов и медицинских изделий,31 а также создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации32. Также в 2020 г. были определены параметры и порядок взаимозаменяемости лекарственных средств33.

27.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» от 15.04.2014 N 305.

28.  Паспорт приоритетного проекта «Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя для защиты населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативного выведения из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов» // Правительство РФ. 2014. URL: >>>> (дата обращения: 05.07.2021).

29.  Постановление Правительства РФ «О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции» от 03.06.2020 N 816.

30.  Распоряжение Правительства РФ «О выделении в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях» от 13.03.2021 N 600-р.

31.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий» от 21.12.2020 N 2187.

32.  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» от 13.07.2020 N 206-ФЗ.

33.  Постановление Правительства РФ «О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения» от 05.09.2020 N 1360.

Библиография

  1. 1. Вялых Н.А. Социальное неравенство потребителей медицинской помощи в современном российском обществе: социальная сущность и способы сокращения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2020. № 1 (57). С. 65–73.
  2. 2. Ерасова Е.А. Импортозамещение как фактор обеспечения лекарственной безопасности современной России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 3 (55). С. 14–26.
  3. 3. Лешкевич А.А., Юрочкин Д.С., Голант З.М., Наркевич И.А. Обзор методик расчета, процедуры регистрации и перерегистрации цен производителей лекарственных препаратов в странах Евразийского экономического союза // ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная Фармакоэкономика и Фармакоэпидемиология. 2020. Т. 13. № 2. С. 193–204.
  4. 4. Мешковский А.П. О проблемах лекарственного обеспечения населения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2015. № 3 (21). С. 21–33.
  5. 5. Овод А.И. О развитии фармацевтического рынка Российской Федерации в условиях санкций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 252–255.
  6. 6. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения // Современная организация лекарственного обеспечения. 2020. Т. 7. № 3. С. 11–20.
  7. 7. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. Обеспеченность российского фармацевтического рынка фармсубстанциями как фактор лекарственной безопасности страны // Вестник Росздравнадзора. 2020. № 5 (2). С. 72–78.
  8. 8. Тельнова Е.А., Плесовских А.В. О лекарственном обеспечении населения – от острых проблем к эффективным решениям // Вестник Росздравнадзора. 2019. № 6. С. 74–81.
  9. 9. Улумбекова Г.Э. Программа неотложных мер в здравоохранении РФ для выхода из системного кризиса // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6. № 1. С. 4–16.
  10. 10. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5. № 4. С. 4–19.
  11. 11. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Подходы к формированию концепции национальной лекарственной политики. Часть 1. Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 4. С. 53–75.
  12. 12. Фадеева Е.В. Доступность лекарственных препаратов в условиях медикаментозного эмбарго: по материалам исследований // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 77–85.
  13. 13. Фотеева А.В., Ростова Н.Б. Ассортиментная политика отечественных производителей как составляющая лекарственной безопасности страны // Вестник Росздравнадзора. 2017. № 5. С. 55–58.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека