К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект)
К вопросу о социологии массовидных духовных образований (теоретико-методологический аспект)
Аннотация
Код статьи
S013216250012674-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Горшков Михаил Константинович 
Должность: академик РАН, директор
Аффилиация: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
3-14
Аннотация

Статья посвящена теоретико-методологическому осмыслению социологического анализа явлений духовной жизни общества. При этом автор обращается к рассмотрению массовидных духовных образований, которые в большинстве своем практически «выпали» в последние десятилетия из понятийного аппарата социологии и практики эмпирического измерения. В целях наиболее адекватного определения показателей их социологического изучения, по своим субстанциональным основаниям они разделяются на два уровня – массовидные духовно-психологические и духовно-практические образования. К образованиям первого уровня, сопровождая их сущностными характеристиками, автор относит социальные чувства, общественные настроения и умонастроения, духовную атмосферу, а ко второму уровню – общественное мнение и общественные волевые побуждения. Интерпретация и операционализация понятий, выражающих оба уровня массовидных явлений духовной сферы, дается с учетом разведения понятий «общественное сознание», «сознание общества», «массовое сознание». При обобщающем анализе особенностей функционирования различных видов массовидных духовных образований в качестве ключевых явлений и понятий, их выражающих, рассматриваются «состояние сознания» и «общественная ситуация». Делается вывод, что непосредственно воздействуют на количественно-качественные характеристики массовидных духовных образований как состояний сознания больших социальных общностей не общественные отношения (что чаще всего утверждается), а общественная ситуация. При этом они соотносятся, выражаясь философским языком, как сущность и явление, как непрерывное и прерывное, как процесс и его результат.

Ключевые слова
массовидные духовные образования, сознание общества, массовое сознание, социальные чувства, общественные настроения, духовная атмосфера, общественное мнение, общественные волевые побуждения, состояние сознания, общественная ситуация
Источник финансирования
В основе статьи материалы исследования, выполненного за счет гранта РНФ (проект № 20-18-00505) в ФНИСЦ РАН.
Классификатор
Получено
24.02.2021
Дата публикации
25.03.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
38
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

К постановке проблемы.

2 Функционирование любого общества представлено двумя его сферами, которые принято обозначать как материальное и нематериальное, духовное. Их единство и противоположность часто осмысливаются через противопоставление человеческого капитала, материализованного в индивидуальном человеке-работнике, и социального капитала, воплощенного в социальных группах. Вместе с тем жизнь общества представляет собой единство материального и нематериального, непосредственно-экономического и опосредованно-экономического, овеществленного и духовного.
3 Взаимообусловленность и взаимовлияние материальных (непосредственно связанных с производством) и нематериальных (культурно-обусловленных) факторов жизнедеятельности людей, связанных с духовной сферой, – одна из ключевых закономерностей функционирования любого социума. Это относится и к Российской Федерации, многонациональной (полиэтнической) стране с определенным «цивилизационным кодом» – системой культурных стереотипов, норм и ценностей, которые формируют зависимость нации от предшествующего развития (Path Dependence). Такая система нематериальных факторов, связанных с духовной жизнью общества, является динамичной: она не только отражает опыт своей истории, но и постоянно меняется под влиянием новых внешних и внутренних вызовов, нарастающих социокультурных угроз национальному развитию. Отсюда – необходимость познания, в том числе методами социологической науки, современной природы, архитектоники и особенностей функционирования духовных состояний российского социума, составляющих основу нематериальных факторов развития, причем, прежде всего, в массовидных, то есть в наиболее распространенных формах их проявления. Именно массовидные формы проявления духовного определяют мотивационный ресурс общества, готовность и способность групп населения не только противостоять новым вызовам и рискам, но и давать на них эффективный ответ.
4 К числу наиболее активных и влиятельных массовидных духовных образований относятся социальные чувства, общественные настроения и умонастроения, духовная атмосфера, а также общественное мнение и общественные волевые побуждения (общественная воля). В современных, крайне противоречивых и сложно организованных условиях жизнедеятельности, исследования духовных образований, имеющих массовидный характер и связанных с сознанием больших социальных общностей – российского народа в целом и различных социальных слоев, территориальных, демографических и иных многочисленных групп населения России – приобретают приоритетный характер (по крайней мере, для академической социологии). Однако до последнего времени основной вектор социологического изучения нематериальной, духовной сферы общества был связан с известной диалектической формулой «бытие определяет сознание». Иными словами, главным образом, акцент делался на то, какие макро- и мезоусловия, какие повседневные жизненные обстоятельства определяют массовые чувства, настроения, мнения и иные состояния и проявления сознания больших социальных общностей. При этом практически вне поля «социологического зрения» оставалась другая, очень важная составляющая приведенной формулы: «сознание, обладая относительной самостоятельностью, в свою очередь, само оказывает активное воздействие на бытие».
5

В современном обществе при перманентно возникающих кризисах, при сложном переплетении внутренних и внешних условий и факторов жизнедеятельности людей1 социологическая диагностика обратной динамики влияния массовидных духовных образований на ход и развитие бытийной стороны общественных процессов имеет сверхактуальное значение. События недавних лет и особенно 2020-го года с их остроконфликтными и трагическими выходами населения на улицы это убедительно показывают. Вместе с тем подобная диагностика нуждается в выверенной теоретико-методологической трактовке сущности и механизма функционирования массовидных явлений духовной и духовно-психологической жизни общества, определении в них общего и особенного, выявлении пространства их позитивного и негативного влияния. К сожалению, теоретическая социология последних десятилетий практически не обращалась к этим вопросам2. А без ответа на них, с учетом факторов действующего времени, трудно добиться высокой степени аутентичности исследовательских результатов природе данных явлений.

1. Важно различать (особенно в контексте социологического измерения) понятия «условия» и «факторы». Условия – это отправные моменты, предшествующие какому-либо процессу, те обстоятельства, явления, которые ему сопутствуют, создают благоприятные или неблагоприятные возможности для его протекания. В свою очередь, факторы – это активные начала, включенные непосредственно в сам процесс, определяющие характер его реализации и его результат. Если руководствоваться этим пониманием, то надо признать, что объективные и субъективные условия, являясь предпосылками зарождения массовидных духовных образований, только в том случае становятся факторами их формирования, если оказываются активными началами данного процесса и непосредственно включаются в него.

2. См. работы 1960–1980-х гг. Б.А. Грушина, Г.Г. Дилигенского, В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона, Б.Д. Парыгина, А.К. Уледова. Исключение для последнего времени составляют работы [Тощенко, 2015; 2020].
6

О природе массовидных духовно-психологических образований.

7 Обращение к массовидным явлениям духовно-психологической сущности предусматривает, прежде всего, рассмотрение таких явлений, как социальные чувства, общественные настроения, умонастроения и духовная атмосфера.
8 Социальные чувства представляют собой один из способов существования и проявления общественно-значимых состояний эмоциональной жизни широких слоев народа. В отличие от общечеловеческих чувств (любви и вражды, симпатии и антипатии, сочувствия и ненависти, безбоязненности и страха и т.д.), социальные чувства – исторически преходящие образования, соответствующие определенным периодам развития общества и переживаемым им ситуациям. В последнем случае они с наибольшей четкостью проясняют свое содержание, вступая в активное взаимодействие с элементами не только социально-психологической, но и духовно-идеологической ситуации. И всякий раз, как это происходит, социальные чувства выступают в качестве эмоциональной стороны функционирования идеологии в массовом сознании, а те или иные из них выдвигаются на первый план.
9 Социальное чувство может отличаться довольно емким содержанием. Например, такое социальное чувство, как чувство патриотизма, включает в себя не только чувство любви к своему народу, родному языку, родной природе, местам своего детства и чувство гордости историей народа, но и чувство протеста, ненависти к врагам общества, чувство готовности его защищать и др. Под воздействием общественной ситуации те или иные из данных чувств активизируются, проявляясь в массовых эмоциональных реакциях.
10 Социальные чувства несут в себе качественные черты, которые сродни чертам породителя энергии массового действия. Тем самым, как проявление массового сознания они могут усиливать его духовно-практические начала. Имеется в виду способность указанных чувств выступать в роли ближайшего побудительного стимула, мобилизующего и высвобождающего духовно-психологическую энергию масс. И в этом смысле социальные чувства можно рассматривать как некую эмоциональную причину, «подхлестывающую» и ускоряющую динамику развития и проявления общественных действий.
11 Следует подчеркнуть, что социальные чувства возникают на основе отвечающих им настроений и в случаях своей устойчивости и распространенности на все сферы духовной жизни могут превращаться в относительно стабильные общественные настроения [Горячева, Макаров, 1979: 93].
12 В свою очередь, общественные настроения характеризуют психику преимущественно в целом, выражая эмоционально окрашенное состояние массовых волевых побуждений. Сравнительно с социальным чувством общественное настроение является более широким образованием, поскольку характеризует как общее эмоциональное состояние, так и общий настрой, направленность и ориентацию всех проявлений психоэмоциональных состояний социальных общностей. Словом, общественное настроение относится к наиболее массовидным образованиям сознания масс. «Будем ли мы иметь перед собой случайно собравшуюся толпу на улице... или митинг, везде и всюду мы будем встречаться с проявлением общественных настроений...» [Бехтерев, 1911: 8].
13 Одна из самых ярких отличительных черт общественного настроения – выраженная способность его в одних случаях быть двигателем, побудителем, в других – тормозом социально направленной человеческой деятельности. Кроме того, важно иметь в виду, что общественное настроение способно выступать не только как определенная направленность, тональность и совокупность оттенков чувств, но и как интеллектуальная реакция агента деятельности. В подобных случаях принято говорить об общественных умонастроениях, мироощущении или мировосприятии. «Умонастроение – это особый вид настроения, обладающий относительно устойчивым характером и представляющий собой определенную направленность как безотчетных чувств и переживаний, так и более или менее ясно выраженных мыслей, идей и убеждений. Иными словами, умонастроение можно рассматривать как сложное психическое образование, представляющее собой единство эмоционального и рационального» [Парыгин, 1966: 31].
14 Различают оптимистические и пессимистические умонастроения при том, что существуют умонастроения сомнения, скептицизма, ханжества, цинизма, нигилизма, анархизма, апатии, которые в процессе жизнедеятельности встречаются наиболее часто, и которые, как никакие другие, с учетом характера общественной ситуации, способны овладевать сознанием довольно широких слоев населения и оказывать влияние на массовые формы поведения (в особенности, в неординарных ситуациях, каким является, например, образ жизни в условиях самоограничений и самоизоляции).
15 Прежде всего, имеется в виду оптимистическое умонастроение, которое отличается приподнятостью духа, живостью мыслей и образов. Для него характерны отчетливость идеалов, убежденность и вера в лучшее будущее, в значимость и надежность существующих в обществе культурных ценностей.
16 Для пессимистического умонастроения, наоборот, характерна склонность чуть ли не во всем видеть унылое, неприятное, кризисное, а то и катастрофическое. Здесь и разочарование в ранее значимых или казавшихся значимыми идеалах и ценностях, неверие в лучшее будущее, а заодно в себя и в людей. В общем, это умонастроение, которое выливается в целом в смутное или отчетливо упадническое отношение к жизни.
17 Нечто вроде средней позиции между отмеченными умонастроениями занимает умонастроение сомнения, характеризующееся неясным и неустоявшимся, наметившимся или намечающимся, но еще не сложившимся критическим (иногда отрицательным) отношением к определенным событиям и явлениям, канонам и авторитетам, духовным ценностям. Как своеобразная форма отрицания старого, оно может служить импульсом к поиску нового, выдвижению и обоснованию плодотворных идей и суждений. И если в таком варианте оно включается в массовые оценочные суждения, то последние начинают отличаться позитивно-критической направленностью и выступать средством, способствующим нахождению наиболее взвешенных путей решения тех или иных проблем.
18 Если же активизируются проявления негативно-критической формы сомнения, происходит становление умонастроения крайнего сомнения, которое принято называть скептицизмом. Будучи ярко выраженным критически-недоверчивым отношением к чему-либо, он близок к пессимизму и, хотя, как показывает историческая практика, способен играть положительную роль, все же чаще перерастает в зряшное, голое отрицание и при условии распространения в массовой среде может становиться одним из тормозов объективно назревших общественных перемен и преобразований.
19 В целом же, приняв во внимание способность различных общественных умонастроений вмешиваться в ориентацию и направленность формирования и проявления массового сознания, перемещаться из одной сферы общественной жизни в другую, «сопровождать» то одну, то другую группу проблем, становится понятным, сколь велико воздействие преобладающих в данный момент в обществе умонастроений на параметры складывающейся в нем духовной атмосферы.
20 В отличие от общественных настроений (умонастроений), духовная атмосфера представляет собой органический сплав идей и взглядов, социальных чувств и волевых побуждений, не только носящих надындивидуальный характер, но и обладающих определенной императивной силой по отношению к личности.
21 Содержание духовной атмосферы составляют не всякие идеи, а именно те, которые созвучны преобладающим в настоящий период в обществе чувствам, настроениям, жизнеустремлениям. В зависимости от выхода на первый план конкретных идей и взглядов духовная атмосфера может отличаться той или иной политической или нравственной тональностью и окрашивать в соответствующие тона складывающиеся в различных слоях населения, в обществе в целом оценочные суждения о насущных проблемах жизни. Обладая определенной самостоятельностью, духовная атмосфера способна оказывать и прямое влияние на все сферы общественной жизнедеятельности. И происходит это благодаря тому, что она становится доступна непосредственному восприятию людей и способна включаться в повседневные практики массового поведения и непрерывно в них воспроизводиться.
22

О природе массовидных духовно-практических образований.

23 Синтез духовного и практического характерен для немногих явлений духовной сферы. Тем более это требует особого анализа, учитывающего их двойственную природу. Одним из наиболее сложных по своей сущности и структуре массовидных духовно-практических образования выступает общественное мнение. Как качественно-количественная разновидность «мнения вообще», оно представляет собой оценочное суждение. Однако редко когда в социологическом измерении оно выявляется и интерпретируется и как ценностный аспект. Речь идет о том, что принципиальной сущностной чертой мнения, тем более общественного мнения, выступает не просто оценка, а оценочно-ценностное отношение субъекта к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности.
24 Определяющим в сущностной (субстанциальной) структуре общественного мнения является рациональный компонент. Он образуется из конкретных сведений, относящихся к области рационального знания, которые имеются у людей относительно объектов пристального общественного внимания. В сферу рационального в общественном мнении может входить и так называемое наглядно-образное знание, формирующееся с помощью воображения и помогающее получить общую картину явления, процесса, когда социальный опыт субъекта ограничен.
25 Рациональное в общественном мнении неразрывно связано с эмоциональным. Последнее представляет собой своеобразный динамичный синтез массового ощущения, массового настроения и социальных чувств, выраженных в непосредственном переживании жизненного смысла фактов и явлений действительности, которые оказались объектом общественного внимания. Органически включаясь в содержание общественного мнения, эмоциональное определяет его выразительность, придает общую направленность переживаемым в нем идеям, взглядам, знаниям. Таким образом, рациональное и эмоциональное, всегда представленные в сознании в единстве и взаимопроникновении, выступают в структуре общественного мнения как знание и переживание [Горшков, 1988: 205].
26 Хотя сочетание (синтез) рационального и эмоционального характерны и для общественного настроения, и для общественного мнения, в первом доминируют эмоциональные начала, в структуре же второго эмоциональное уравновешено рациональным. Поэтому общественное настроение более подвижно, текуче, переменчиво, расплывчато, а общественное мнение более собранно, устойчиво, стабильно и, конечно, за счет большей доли рационального более осмысленно и всесторонне отражает реальную действительность. В этом смысле формирующееся общественное мнение, всякий раз попадая под воздействие той или иной политической или духовно-психологической атмосферы, смыкается с ней, впитывает ее идейные и эмоциональные доминанты и уже своими средствами «заземляет» их, реализуя в социальной практике.
27 Если сравнивать духовную атмосферу и общественное мнение, то первая менее динамична и изменчива, хотя отличается большей эмоциональной окрашенностью. Кроме того, поскольку духовная атмосфера выступает в виде предельно обобщенной картины общественной жизни, то ее содержанию присуща некоторая размытость, она в меньшей степени, чем общественное мнение, сфокусирована на том или ином предмете, а потому и функциональные возможности ее ограничены.
28 Определяя специфику общественного мнения, некоторые исследователи находят ее исключительно в оценочной, ценностной (духовной) природе данного феномена. Однако, полагал А.К. Уледов, оценочный момент не раскрывает в должной мере активного начала, присущего мнению как социальному феномену. Оно проявляется, главным образом, в позиции людей в отношении предмета мнения, в переходе от слов к действию [Уледов, 1980: 216–217].
29 Активным началом, от которого зависит переход от суждения к действию, от позиции к жизненным практикам выступают воля, общественные волевые побуждения.
30 Рационализируясь и получая эмоциональную подпитку, волевой компонент выражает само стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении. В волевых побуждениях, общественной воле запечатлевается факт понимания людьми значимости занятой ими позиции и, как следствие, готовность провести ее в жизнь. Благодаря именно побуждениям воли и психологическому настрою масс реализуются на практике представления, взгляды и знания, которые составляют рациональный костяк содержания общественного мнения. Тем самым, волевые начала способствуют превращению общественного мнения из преимущественно духовного образования в духовно-практическое.
31 При достижении такого состояния общественное мнение проявляет себя уже не только и не столько как социальная оценка, сколько как реальная общественная сила, побуждающая индивидов к определенным действиям. Иначе говоря, общественное мнение, будучи изначально духовным отношением (массовым оценочным суждением), обладает способностью стимулировать практическую деятельность людей и выступать уже как массовое духовно-практическое отношение.
32

О понятиях общественное сознание и сознание общества.

33 Представленные массовидные духовно-психологические и духовно-практические образования, а также понятия, их выражающие, одни исследователи определяют как разновидности (способы, формы) проявления массового сознания, другие – как состояния общественного сознания. Для прояснения данного вопроса целесообразно обратиться к понятиям общественного сознания и сознания общества. Общественное сознание представляет собой целостное духовное образование, имеющее сложную структуру, в которой выделяются разные уровни, сферы, виды (формы) сознания.
34 По уровню (глубине, полноте, истинности) отражения действительности принято различать теоретическое и обыденное сознание. Теоретическое сознание является логически упорядоченной системой знаний и представлений, содержащих относительно целостное объяснение сущности процессов и явлений. Что же касается обыденного сознания, оно возникает и проявляется непосредственно в процессе практической деятельности широких масс и неразрывно связано с их повседневными условиями и образом жизни.
35 До 1980-х гг. среди видов общественного сознания, как правило, выделялось политическое, правовое, нравственное, философское, религиозное и эстетическое сознание. Впоследствии было обосновано выделение также экономического, исторического, экологического сознания. В качестве сфер общественного сознания, то есть таких образований, которые пронизывают его содержание и проходят через все его уровни и виды, принято рассматривать науку, идеологию и общественную психологию. Речь идет о том, что, например, экономическое либо иное «отраслевое» сознание может быть, по сути своей, и теоретическим, и обыденным, житейским, а наряду с этим иметь выход в сферы научного и идеологического знания, включать психоэмоциональную составляющую.
36 Общественное сознание охватывает далеко не все, а именно доминирующие, господствующие в конкретно-исторических условиях идеи, взгляды, представления, социальные чувства и мнения. Определяя в целом идейные и социально-психологические характеристики общества, оно играет огромную роль в его развитии и социальных преобразованиях. Понятие сознания общества, «потерявшееся» в научной терминологии последних десятилетий, и понятие общественного сознания характеризуют духовную реальность на разных уровнях обобщения. Так, понятие «сознание общества» характеризует те или иные духовные образования, главным образом, с точки зрения субъекта, тогда как понятие «общественное сознание» – в зависимости от объекта отражения.
37 Известный советский (российский) философ и социолог А.К. Уледов, обращаясь к понятию сознания общества, исходил из того, что оно охватывает сознание всех социальных субъектов и тесно связано с духовным производством, распространением и функционированием идей, взглядов и представлений, то есть со всей духовной сферой жизни общества [Уледов, 1980: 189].
38 Выделяя в структуре сознания общества субъектов (носителей) идей, взглядов и чувств, целесообразно целенаправленно, в режиме мониторинга рассматривать такие образования, как сознание классов, социальных и социально-демографических групп, а также сознание наций и народностей. Особое место в этой структуре занимают коллективные формы сознания, развивающиеся и функционирующие в коллективах разных типов учреждений и предприятий. В зависимости от характера или, говоря иначе, статуса, важно различать официальное и неофициальное сознание. В одном случае оно скреплено печатью решений, директив, официальных документов, авторитетом высоких трибун публичных мероприятий, то есть преобладает в формальном общении, в другом – функционирует, что называется, в кулуарах, в домашних очагах, в местах свободного времяпрепровождения людей, выделяется в поговорках, анекдотах, слухах и т.п., то есть преобладает в неформальной сфере межличностного общения.
39 По степени распространенности в структуре сознания общества выделяется также сознание специализированное и массовое. Специализированное – своего рода локальное сознание, присущее специалистам-экспертам той или иной отрасли знания. В свою очередь, массовое сознание – это наиболее распространенное сознание, свойственное широким слоям населения.
40 Массовое сознание не сводится к одному виду или уровню общественного сознания. Как свидетельствует практика, в массовом сознании могут органически сливаться все сколько-нибудь реально функционирующие духовные образования, охватываемые единым широким понятием сознания общества. Но все это возможно лишь при том непременном условии, что те или иные идеи, взгляды и чувства получают широкое распространение в обществе, становятся достоянием различных социальных групп, а то и большинства населения.
41 Между специализированным и массовым сознанием нет непреодолимого барьера. Вместе с тем только в процессе их взаимодействия может происходить активное обогащение массового сознания специализированным и наоборот. В результате научные идеи и представления, теоретические положения и концепции, получая в обществе широкое распространение, постепенно становятся достоянием широких масс. И, наоборот, специализированное сознание (в особенности это касается специальных областей социального знания) обогащается житейским, реалистическим сознанием, имеющим проявления в повседневной практической жизни людей.
42 Интерпретация представительной совокупности массовидных нематериальных образований духовно-психологической и духовно-практической сущности позволяет отнести их к структуре сознания общества и определить в качестве своеобразных способов существования и проявления массового сознания. Однако в каждых конкретно-исторических условиях они действуют весьма избирательно, реагируя не на все и вся, а только на главное, что имеет место в данных условиях, что прямо или косвенно затрагивает потребности и интересы большинства людей. Это ведет к необходимости понимания, что же представляют в своем единстве не все, и даже не все распространенные, а только актуализированные текущей повесткой дня распространенные идеи, мысли и чувства людей, реально переходящие в содержание рациональных и эмоциональных начал массового сознания.
43 Здесь необходимо обратиться еще к одному очень важному понятию – «состояние сознания», выражающему не совокупность реально функционирующих в обществе взглядов, чувств, а только те из них, которые вследствие своей актуализации выдвинулись в данный момент на передний план и стали занимать доминирующее положение в духовной жизни общества. На подобные перемещения, на влияние тех или иных идей и чувств, трансформирующихся в определенное состояние сознания, обращал свое внимание Г.В. Плеханов: «нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания» [Плеханов, 1956–1958: 247–248].
44 Действительно, буквально в каждый исторически конкретный период сознание общества пропитано теми или иными идеями, взглядами, чувствами, которые, играя лидирующую роль в духовной жизни и вступая во взаимодействие друг с другом, образуют некий сплав, неразрывную и постоянно пульсирующую духовную целостность. Она-то и выступает не чем иным, как состоянием сознания общества. Важно отметить, что периодически складывающееся, развивающееся, обновляющееся состояние сознания общества обладает не только свойством отражения объектов, но и свойством активного отношения к ним, непосредственной (порой довольно глубокой) включенности в повседневную жизнедеятельность людей.
45 Для понимания особенностей складывающихся состояний сознания общества необходимо иметь в виду, что последние всегда суть целостные его проявления. Об этом с полным основанием можно говорить уже постольку, поскольку всякого рода доминирующие идеи и взгляды, чувства и настроения, пронизывая все содержание сознания общества, придают его состоянию определенное качество. Вместе с тем, если целостность состояния сознания общества выражает его качественную определенность, то широкая распространенность соответствующих идей, взглядов, чувств выражает его количественную определенность. Тем самым, состояние сознания общества в каждой конкретной действительности выступает как состояние массового сознания, охватывая идеи, взгляды, чувства, доминирующие в умах широких слоев населения. Если какие-либо идеи по тем или иным причинам еще не проникли глубоко в содержание сознания общества, не получили широкого распространения, не породили в массовом сознании соответствующую доминанту, то не суждено будет до поры до времени возникнуть и определенному состоянию массового сознания, в котором бы именно эти идеи выражали его качественную специфику и обладали соответствующими количественными показателями.
46

Общественная ситуация и ее влияние на духовно-психологические и духовно-практические образования.

47 Возникает закономерный вопрос: почему одни идеи, взгляды, чувства выходят на первый план, пронизывают все содержание сознания общества, определяют состояние массового сознания, то есть его направленность и настрой, а другие остаются в тени? Как показывает социальная практика, именно складывающаяся в конкретно-исторических условиях общественная ситуация выступает той смысло-организующей силой, которая и «отбирает» в соответствии с данной обстановкой (и актуализированными вместе с ней потребностями и интересами масс) из сознания общества определенные экономические, политические, нравственные и другие идеи, взгляды, мнения и чувства, придавая им распространенный характер3.
3. В этой роли не могут, как иногда утверждается, выступать общественные отношения, поскольку они отличаются исключительно сложной природой, представляя естественный и многоаспектный результат (продукт) человеческой деятельности, отличающийся значимо большим характером абстрактного обобщения. Поэтому вполне закономерно, что в отличие от зримо наблюдаемых и повседневно ощущаемых ситуативных состояний и изменений длительно складывающаяся система общественных отношений, говоря словами К. Маркса, ускользает от обыденного (читай «массового» (М.Г.)) сознания, поддаваясь лишь теоретическому мышлению, строго научному знанию. См.: [Маркс, Энгельс, 1960: 551].
48 Категория общественной ситуации выражает, так сказать, ближайший, непосредственно определяющий состояние массового сознания базис, который доступен для отражения в массовых духовно-психологических и духовно-практических образованиях. К сожалению, дефиниция общественной ситуации не приводится ни в одном из многочисленных обществоведческих словарей4. Между тем значение данной категории при анализе общественной жизни вообще и состояний массового сознания в частности велико. Это вытекает хотя бы из того, что общественная ситуация является постоянным атрибутом общественной жизни. В любое время на любом отрезке своего исторического развития в обществе происходит непрерывный процесс смены одних общественных ситуаций другими. А сама общественная ситуация, оказывая влияние на направленность и ритмичность жизни общества, несет в себе многозначные количественные и качественные признаки его политического, социально-экономического и духовно-нравственного здоровья. В этом смысле не будет преувеличением назвать общественную ситуацию лицом текущей жизни общества.
4. Исключение составляет постановка вопроса о социально-психологической ситуации (см.: [Левыкин, Уварова, 1983]).
49 Возникновение конкретной общественной ситуации – результат действия как стихийных сил, так и сознательного воздействия общества на те условия, в которых оно находится. При этом неотъемлемыми элементами всякой общественной ситуации выступают социальные факты и события, явления и процессы. Первостепенную значимость среди них имеют не столько те, которые только зарождаются и мало чем дают о себе знать, сколько те, которые в своем развитии подошли к апогею, находятся на поверхности, а порой просто «кричат» о своем существовании.
50 За всем многообразием «событийно-фактологических» сторон общественной ситуации в ней важно видеть коренное, главное, что делает ее именно такой, какая она есть, а не какой-либо иной. Речь идет о совокупности противоречий, которые явились источником, главным импульсом зарождения и развития данной ситуации. Связь любой общественной ситуации с породившими ее противоречиями настолько близка и всеобъемлюща, что сколько-нибудь серьезные их изменения (их, к примеру, обострение) обязательно сказываются на ее развитии. Иными словами, периоды зарождения и развертывания, подъема и спада общественной ситуации, сила ее проявления и продолжительность существования определяются природой, временной длительностью, интенсивностью развития, проявления и формой разрешения противоречий, лежащих в основе возникновения данной ситуации. При этом существующие здесь причинно-следственные связи не мешают самой общественной ситуации играть важную роль в судьбе соответствующего противоречия. Ведь только в процессе развития общественной ситуации и только через нее то или иное противоречие получает в конечном счете свое разрешение. Таким образом, преодоление социальных противоречий неизбежно связано с переживанием обществом определенной ситуации.
51 В качестве объекта социологического измерения общественные ситуации целесообразно классифицировать, типологизировать. Уместно, прежде всего, различать возникающие ситуации по сферам общественной жизни или видам общественных отношений. Так, правомерно говорить об экономической, политической, социальной, социально-психологической и других ситуациях.
52 Общественные ситуации можно характеризовать и по внутренней динамике, то есть в зависимости от периода их развития – зарождения, развертывания, подъема и спада. Целесообразно классифицировать общественные ситуации и по силе, интенсивности проявления (спокойные, бурные, конфликтные, чрезвычайные и т.д.). Не лишено смысла делить общественные ситуации по продолжительности их существования, степени устойчивости: стабильные, длительно действующие (ряд лет, а то и десятилетия); недостаточно стабильные, средней длительности (от нескольких месяцев до года); нестабильные, кратковременные (здесь счет может идти на недели и даже дни). Было бы уместно различать общественные ситуации по их социальной направленности, степени соответствия потребностям и интересам людей: ситуации позитивные (благоприятные), нейтральные, негативные (неблагоприятные), а по глубине их воздействия на общественную жизнь – предкризисные и кризисные, революционные и близкие к революционным (переломные). Революционные и переломные ситуации находятся на особом счету, поскольку ведут к коренным преобразованиям жизни общества, к перестройке всех общественных отношений. Наконец, еще один важный критерий типологизации общественных ситуаций – их объективность, неизбежность и, наоборот, их необязательность, специфичность, что позволяет выделять общественные ситуации необходимые, прогрессивные и спонтанные, случайные, регрессивные.
53 В результате социологического измерения общественная ситуация может быть охарактеризована не только по какому-то одному, а практически по каждому и одновременно по всем названным критериям. Причем именно в таком случае картина возникшей (возникающей) ситуации получается выверенной, наиболее полной, располагающей к принятию всесторонне взвешенных политических решений по управлению ею.
54 Практически каждая, в особенности устойчивая, общественная ситуация так или иначе подготавливается ходом, всей логикой развития общественных отношений и аккумулирует их зрелость и незрелость, их положительный, прогрессивный потенциал и отрицательные, консервативные элементы. Это, разумеется, не исключает того, что общественные ситуации могут возникать и под воздействием условий и факторов, которые не исходят из доминирующих характеристик утвердившихся общественных отношений (например, кратковременные, случайные ситуации). И все же, если руководствоваться общим, закономерным, а не единичным, случайным, то надо рассматривать всякую устоявшуюся и многими причинами обусловленную общественную ситуацию как конкретно-исторический срез общественных отношений, который выражает прерывность в их развитии и в котором проступает их внутреннее противоречивое содержание. Тем самым, общественные отношения и общественная ситуация в силу своей природы и диалектики своего развития соотносятся как сущность и явление, как непрерывное и прерывное, как процесс и его результат.
55 Думается, приведенные аргументы достаточны для того, чтобы понятию общественной ситуации отвести роль одной из важнейших социологических категорий. Не случайно В.И. Ленин подчеркивал необходимость конкретного анализа каждой особой исторической ситуации» [Ленин, 1973: 13].
56 Обращение к одной из ключевых социологических категорий дает основание констатировать: в любой момент своего исторического развития общество переживает ту или иную ситуацию, и она оказывается для массовидных духовных образований тем «пространством и временем», в которых только и возможно проявление их определенных состояний. В сущности, механизм возникновения различных состояний массового сознания представляется таковым. Общественная ситуация, складываясь и утверждаясь в виде определенной экономической, политической, социальной, духовно-идеологической и социально-психологической обстановки, постепенно в той или иной форме начинает отражаться, а затем все полнее и глубже осознаваться массами; причем осознаваться как совокупность реалий повседневной жизнедеятельности людей и сопутствующих им фактов, явлений, процессов, в условиях которых реализуются их потребности и интересы. В процессе такого ее осознания люди невольно соотносят конкретные реалии с теми возможностями, которыми они располагают для реализации собственных жизненных планов. В результате этого возникает широкий спектр индивидуальных, групповых, коллективных чувств, настроений, взглядов, мнений как оценочно-ценностных суждений, которые и порождают определенные состояния массового сознания в условиях данной общественной ситуации.
57 Именно в рамках общественной ситуации выделяются те самые объекты, которые выдвигаются в центр общественного внимания и приобретают массовую доступность для их обсуждения и оценок. Эта доступность определяется эмпирическим характером любой общественной ситуации, возможностью воспринимать и осознавать ее через совокупность конкретных обстоятельств повседневной жизнедеятельности масс, через очевидные факты, события, явления и процессы действительности, затрагивающие их насущные потребности и интересы.
58 Вместе с тем общественная ситуация, давая проявлениям массового сознания первоначальный материал для размышлений и оценочно-ценностных суждений, становится, можно сказать, и первым базисным пунктом, который начинает ощущать на себе их ответные реакции, и сама испытывает качественно-количественные изменения. Таким образом, находясь в режиме взаимодействия и взаимовлияния и на одном уровне в иерархии социологических категорий, «общественная ситуация» и «массовое сознание» являются парными конкретно-социологическими категориями. При этом каждое из проявлений (состояний) массового сознания может подлежать социологическому измерению по многим показателям и индикаторам. Главным образом, используются те из них, которые, во-первых, продемонстрировали свою надежность, валидность в ранее проведенных исследованиях. А, во-вторых, в наиболее полной мере позволяют эмпирически выявить сущностные аспекты, которые характеризуют совокупность массовидных духовно-психологических и духовно-практических образований, доминирующих в условиях сложившейся на данный период времени общественной ситуации.
59 Как одно из состояний сознания общества массовое сознание имеет опосредованную форму социологического измерения через приведенные массовидные духовно-психологические и духовно-практические образования (нематериальные факторы влияния). Свою же качественно-количественную определенность оно получает через процедуру анализа и интерпретации результатов проведенного теоретико-прикладного исследования.

Библиография

1. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб.: Тип. «Товарищества Художественной Печати», 1911.

2. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988.

3. Горячева А.И., Макаров М.К. Общественная психология. Л.: Наука, 1979.

4. Левыкин И.Т., Уварова В.И. Социально-психологическая ситуация // Политическое самообразование. 1983. № 4. С. 116–124.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5е. Т. 30. М.: Полит. лит-ра, 1973.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Госполитиздат, 1960.

7. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.

8. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: в 5 т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956–1958.

9. Тощенко Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М.: Весь Мир, 2020.

10. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М.: ЦСПиМ, 2015.

11. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести