Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)
Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)
Аннотация
Код статьи
S013216250010986-7-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кичерова Марина Николаевна 
Должность: доцент кафедры общей и экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Ефимова Галина Зиновьевна
Должность: доцент кафедры общей и экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Семенов Максим Юрьевич
Должность: доцент кафедры общей экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Выпуск
Страницы
98-109
Аннотация

Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N = 1388) изучено влияние факторов микро- и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.

Ключевые слова
общество знаний, неформальное образование, человеческий капитал, непрерывное образование, цели образования, образовательная экосистема
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00701.
Классификатор
Получено
26.01.2021
Дата публикации
10.02.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
95
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250010986-7-1 Дата внесения исправлений в статью - 23.08.2020
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2. Власова В.Н., Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Международная образовательная политика по развитию непрерывного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 17–21.

3. К обществам знаний. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2005.

4. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

5. Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1 (21). С. 64–85.

6. Кичерова М.Н., Зюбан Е.В., Муслимова Е.О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 126–158.

7. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston consulting group, 2017.

8. Социокультурный портрет Тюменской области: коллективная монография / Науч. ред. Г.Ф. Ромашкина, В.А. Юдашкин. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

9. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19–22 апр. 2016 г. М.: ВШЭ, 2016.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс,1996.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести