ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)

Код статьи
S013216250010986-7-
DOI
10.31857/S013216250010986-7
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 1
Страницы
98-109
Аннотация

Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N = 1388) изучено влияние факторов микро- и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.

Ключевые слова
общество знаний, неформальное образование, человеческий капитал, непрерывное образование, цели образования, образовательная экосистема
Дата публикации
10.02.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
140

Библиография

  1. 1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  2. 2. Власова В.Н., Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Международная образовательная политика по развитию непрерывного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 17–21.
  3. 3. К обществам знаний. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2005.
  4. 4. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.
  5. 5. Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1 (21). С. 64–85.
  6. 6. Кичерова М.Н., Зюбан Е.В., Муслимова Е.О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 126–158.
  7. 7. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston consulting group, 2017.
  8. 8. Социокультурный портрет Тюменской области: коллективная монография / Науч. ред. Г.Ф. Ромашкина, В.А. Юдашкин. Тюмень: ТюмГУ, 2011.
  9. 9. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19–22 апр. 2016 г. М.: ВШЭ, 2016.
  10. 10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс,1996.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека