- Код статьи
- S013207690009241-7-1
- DOI
- 10.31857/S013207690009241-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 125-133
- Аннотация
Возрастающие в XXI в. угрозы по милитаризации космического пространства и превращения его в театр военных действий обусловливают разработку различных документов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, как в рамках Конференции по разоружению, так и на базе различных международных форумов. В Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях на постоянной основе обсуждается вопрос обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. В статье проведен комплексный и всеобъемлющий анализ ключевых направлений, представленный сквозь призму основного Договора по космосу 1967 г., призванного обеспечить «использование и исследование космического пространства в мирных целях».
- Ключевые слова
- использование и исследование космического пространства в мирных целях, долгосрочная устойчивость космической деятельности, руководящие принципы, предотвращение милитаризации космоса, Комитет ООН по космосу, Конференция по разоружению, международное космическое право, космическая деятельность, безопасность
- Дата публикации
- 11.06.2020
- Всего подписок
- 36
- Всего просмотров
- 3109
Реальное использование космоса человечеством в мирных целях стало возможным со второй половины XX в., и деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства регулируется пятью основными международными договорами1, которые были приняты в 60–70-х годах прошлого века.
Деятельность в космическом пространстве в начале нынешнего столетия характеризуется тем, что на международном уровне постоянно подчеркивается необходимость соблюдения ключевых положений основного международного договора – Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.2 (далее – Договор по космосу 1967 г.), что обусловлено прежде всего ростом числа участников космической деятельности (как государственных, так и негосударственных образований) и опасностью превращения космоса в милитаризованное пространство. Это опасность принимает реальный характер. В подтверждение можно привести поручение Президента США Дональда Трампа от 18 июня 2018 г. военному ведомству США – Пентагону, создать космические войска США «для выполнения операций в космической сфере»3. 1 марта 2019 г. военное ведомство США представило в Конгресс США соответствующий законопроект по созданию космических войск к 2020 г., в задачи которых входит проведение «наступательных операций в космическом пространстве в отношении потенциальных противников»4. Для этой цели было воссоздано космическое командование США (космическое командование вооруженных сил США существовало с 1985 по 2002 г.), которое начало свою работу 29 августа 2019 г.5 На Лондонском саммите в конце 2019 г., посвященном 70-летию образования НАТО, было принято решение о признании космического пространства «в качестве отдельной сферы ведения боевых действий» наравне с сушей, воздушным пространством и киберпространством. К сказанному следует добавить следующий факт: с 2016 г. члены НАТО нарастили расходы на 130 млрд долл., а к 2024 г. предусматривается увеличение этого показателя на 400 млрд долл.
3. Oriana Pawlyk. Pentagon's Space Force Proposal Asks for $2 Billion over Five Years 1 Mar 2019 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
4. Hope Hodge Seck. Pence: Space Force Will Be Independent Service by 2020, Include Elite Operators. 9 Aug 2018. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
5. См.: United States Space Force [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 16.11.2019).
На возможность милитаризации космоса обратили внимание научно-исследовательские центры, которые вырабатывают различные «руководства», подлежащие применению в условиях военного использования космического пространства. В частности, на базе университета Макгилла (Канада) с 2016 г. разрабатывается Руководство по применению международного права в условиях военного использования космического пространства (the Manual on International Law Applicable to Military Uses of Outer Space – MILAMOS), в котором особое внимание обращено на «ограничения, накладываемые международным правом на угрозу или применение силы в космическом пространстве»6. С этой целью документ разъясняет допустимость использования космической техники в случае военного конфликта в космическом пространстве.
Сложившаяся ситуация в целом такова, что гонка вооружений в космическом пространстве является реальной угрозой для долгосрочной устойчивости космической деятельности, что также подтверждается фактом учреждения Группы правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космосе в 2010 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 65/68 «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности». Данная Группа правительственных экспертов в 2013 г. представила доклад, в котором в качестве рекомендаций государствам было предложено на добровольной основе предпринять меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности7.
Таким образом, актуальным остается положение преамбулы основного Договора по космосу 1967 г., об «общей заинтересованности всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях». Разработчики этого договора не могли не учесть тот факт, что космическое пространство изначально уже использовалось в военных целях, например, запуская на орбиту спутники двойного назначения. Именно на этом фоне объяснимым до сих пор является сохранение разночтения среди государств и специалистов в понимании «исследования и использования космического пространства в мирных целях». В Кёльнском комментарии к космическому праву (далее – Кёльнский комментарий) утверждается, что можно было бы избежать данного разночтения, если бы космическое пространство было полностью демилитаризированным, а слово «мирное» понималось всеми как «невоенное» использование, зафиксированное в ст. III Договора по космосу 1967 г. в следующем порядке: «Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций»8.
В этом контексте целесообразно напомнить утверждение известного ученого, одного из основоположников отечественной науки международного космического права, Г.П. Жукова о том, что «понятие «мирное использование» космического пространства исключает любые мероприятия военного характера и означает проведение в верхних слоях атмосферы Земли и в космическом пространстве исключительно научных исследований…»9.
На актуальность сохранения космоса в качестве пространства для мирного исследования и использования указывает Генеральная Ассамблея ООН, в компетенцию которой входит прогрессивное развитие и кодификация международного права, включая международное космическое право. Практически ежегодно принимаются резолюции под названием «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», в которых, с одной стороны, фиксируются прежние и новые вызовы и угрозы в отношении деятельности в космическом пространстве в мирных целях, а с другой - подтверждается незыблемость принципа мирного исследования и использования космического пространства. При этом следует заметить, что в резолюции A/74/408, принятой 7 ноября 2019 г.10, формулировка «в мирных целях» уже употребляется в контексте противодействия гонке вооружений в космическом пространстве и с учетом запрета на размещение оружия массового уничтожения в космическом пространстве согласно ст. IV Договора по космосу 1967 г.11 В этой резолюции подчеркивается, что «мирное» исследование и использование космического пространства достигается только за счет международного сотрудничества, приверженности верховенству международного права и расширению участия государств в международных договорах12.
11. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 07.11.2019 г. A/74/408 (абз. 6, 7).
12. См.: там же (абз. 4, 5).
Сказанное в целом обусловливает актуальность комплексного и всестороннего международно-правового анализа последствий (прежде всего негативных) используемых в космическом пространстве современных технологий, с помощью которых будут достигаться и некоторые цели устойчивого развития (ЦУР) и соответствующие задачи, образующие Повестку дня 2030 г.13, и которые уже легли в основу ключевых направлений космической деятельности: поддержание долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве.
Долгосрочная устойчивость космической деятельности.
Упоминание об этой задаче впервые появилось в 2009 г. в Официальном отчете Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу) Генеральной Ассамблее ООН на её 64-й сессии14. Генеральная Ассамблея ООН, в свою очередь, в рамках своей резолюции (64/86 «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях») приветствовала начало деятельности Научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу по вопросу о долгосрочной устойчивости космической деятельности15.
15. См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 10.12.2009 г.: 64-я сессия от 10.12.2009 г. A/RES/64/86 (п. 10).
Впоследствии решением Комитета ООН по космосу в 2010 г. в рамках Научно-технического подкомитета была создана специальная Рабочая группа по долгосрочной устойчивости космической деятельности (далее – Рабочая группа) «с целью подготовки доклада о долгосрочной устойчивости космической деятельности и изучения мер, которые могли бы повысить ее долгосрочную устойчивость и для подготовки проекта набора руководящих принципов в отношении наилучших видов практики»16.
Рабочая группа представила первый начальный результат своей работы в 2014 г. под названием «Проект руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности», состоящий из 36 руководящих принципов17. Здесь уместно отметить, что специалисты еще во время работы Рабочей группы и самого Комитета ООН по космосу наблюдали на наличие расхождений в позициях государств по ряду направлений, что отразилось на итогах работы этих органов18: из первоначальных 36 остался 21 руководящий принцип19, из них впоследствии было согласовано всего 12, составив т.н. «Первый Свод руководящих принципов»20. Оставшиеся 9 руководящих принципов и преамбула были утверждены позже – в 2018 г.21 Итоговый, сводный, документ был согласован в июне 2019 г. в ходе 62-й сессии Комитета ООН по космосу22.
18. См.: Волынская О.А. Концепция долгосрочной устойчивости космической деятельности с позиций международного и национального космического права // Исследования космоса. 2017. № 2(3).
19. См.: Документ ООН A/AC.105/L.315. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности.
20. Документ ООН A/71/20. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности: первый свод, в приложении к докладу Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 59-я сессия (8 - 17 июня 2016 г.).
21. См.: Документ ООН A/73/20. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 61-я сессия (20–29 июня 2018 г.) (п. 201, 202, 208).
22. См.: Документ ООН A/74/20. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 165).
Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции (A/74/408) выразила «признательность» в связи с принятием Комитетом ООН по космосу преамбулы и 21 руководящего принципа обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности, содержащихся в приложении II к докладу Комитета ООН по космосу, и отметила его роль в качестве главного институционального форума для продолжения диалога по вопросам, связанным с применением этих руководящих принципов и проведением их обзора23.
Следует подчеркнуть, что представленный Комитетом ООН по космосу документ, подлежащий «одобрению» резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН24 был ею лишь «отмечен»25. Таким образом, в принятой 7 ноября 2019 г. резолюции A/74/408 Генеральная Ассамблея как бы заняла выжидательную позицию и, в результате, не «одобрила», а лишь «отметила» существование данного документа в качестве приложения II итогового документа 62-й сессии Комитета ООН по космосу.
25. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 07.11.2019 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях»: 74-я сессия от 7 ноября 2019 г. A/74/408 (п. 2).
Документ под названием «Руководящие принципы долгосрочной устойчивости космической деятельности» (далее – Руководящие принципы), состоит из четырех разделов: раздел (A) «Директивная и нормативная основа космической деятельности»; (B) «Безопасность космических операций»; (C) «Международное сотрудничество, создание потенциала и информированность»; (D) «Научно-технические исследования и разработки».
Содержащиеся в этом документе «руководящие принципы» касаются таких вопросов, как борьба и предотвращение космического мусора, безопасность по осуществлению космических операций, способы поддержки совместной космической ситуационной осведомленности, правовой режим космического пространства26. В нем подчеркивается, что «разработка применимых в добровольном порядке руководящих принципов основана на понимании того, что космическое пространство должно оставаться функционально стабильной и безопасной средой, сохраняемой для мирных целей и открытой для исследования и использования нынешним и будущими поколениями и для международного сотрудничества в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, без какой бы то ни было дискриминации и с должным учетом принципа справедливости»27.
27. Документ ООН A/74/20. Приложение II. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 4).
Согласно рассматриваемому документу, «долгосрочная устойчивость космической деятельности» определяется как «способность поддерживать осуществление космической деятельности в дальнейшем до бесконечности …», она должна осуществляться таким образом, чтобы «обеспечивать достижение целей справедливого доступа к выгодам от исследования и использования космического пространства в мирных целях» и «удовлетворять потребности нынешних поколений, сохраняя при этом космическую среду для будущих поколений»28.
Применительно к сфере охвата Руководящих принципов сказано, что «они затрагивают как нормативно-правовые, так и программные, функциональные и научно-технические аспекты космической деятельности, а также сферы, связанные с безопасностью»29. В частности, Руководящие принципы содействуют развитию международного сотрудничества по устранению неблагоприятных факторов природного и антропогенного характера, которые могут представлять угрозу деятельности в космосе. Установки рассматриваемого документа опираются на положения ст. I, III, VI, VII, IX Договора по космосу 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г.30, Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г.31; Устав Международного союза электросвязи от 22 декабря 1992 г.32 и Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи33, а также на принципы34 и резолюции35, выработанные и принятые Комитетом ООН по космосу. При этом подчеркивается, что Руководящие принципы «применимы при разработке национальной и международной практики и норм безопасности при ведении всех видов космической деятельности (как планируемой, так и текущей)»36 и «ко всем этапам осуществления космического полета, включая запуск, эксплуатацию и увод с орбиты по завершении срока службы»37.
30. См.: Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 10–13.
31. См.: там же. С. 24–29.
32. См.: Сборник основных текстов документов, принятых Полномочной конференцией. Изд. 2019 г. С. 3–69.
33. См.: Регламент радиосвязи. Статьи. Изд. 2016 г. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2019 г.).
34. См.: Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, приняты Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 47/68 от 14.12.1992 г. // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 57–64; Рамки обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, одобрены Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на 52-й сессии и содержатся в документе A/AC.105/934 // Там же. С. 94–106; Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора 2007 г., одобрены Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях на его 50-й сессии и содержатся в документе А/62/20, приложении, а также одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 62/217 от 22.12.2007 г. // Там же. С. 89–93.
35. См.: Резолюция 1721 А и В (XVI) от 20.12.1961 г. «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях» // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. С. 71, 72; Резолюция 62/101 от 17.12.2007 г. «Рекомендации по совершенствованию практики регистрации космических объектов государствами и международными межправительственными организациями» // Там же. С. 78–82.
36. Документ ООН A/74/20. Приложение II. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности Комитета по использованию космического пространства в мирных целях. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях: 62-я сессия (12–21 июня 2019 г.) (п. 9).
37. Там же (п. 11).
Согласно документу, вопросы обороны и национальной безопасности государств «должны быть совместимы с сохранением космического пространства для мирного исследования и использования и гарантированием его статуса согласно Договору по космосу и соответствующим принципам и нормам международного права»38.
По структуре изложения практически все Руководящие принципы содержат в себе конкретные рекомендации по их осуществлению.
Поскольку эти Руководящие принципы подлежат применению «в добровольном порядке» (п. 15), на фоне намерений США и государств НАТО милитаризировать космическое пространство они теряют эффективность. Их юридическая сила также ограничена многими уточнениями, например, таким: «любые упоминаемые в руководящих принципах международные договоры применимы только в отношении государств - участников этих договоров»39.
Тем не менее на основании п. 3, гласящего о том, что в Руководящих принципах «заключен набор международно признанных мер и обязательств по обеспечению долгосрочной устойчивости космической деятельности», можно усмотреть наличие opinion juris в отношении затрагиваемых в них аспектов. Такое утверждение можно подкрепить положением п. 23, согласно которому «Руководящие принципы отражают основанное на имеющихся знаниях и устоявшейся практике общее понимание существующих и возможных проблем для долгосрочной устойчивости космической деятельности, характера этих проблем и мер, принятие которых может способствовать недопущению или уменьшению их отрицательного воздействия».
Для долгосрочности и эффективности космической деятельности требуется наличие международного правового акта, имеющего обязательный характер, в котором будут закреплены нормативные и институциональные положения. Это подтвердилось, в частности, на международном космическом форуме под названием «Доступ к космосу для всех», который был проведен ООН совместно с Австрией 18 - 22 ноября 2019 г. в г. Вене40. Представитель КНР заявил на этом форуме, что для управления безопасностью космического движения руководящих принципов будет недостаточно, необходим как минимум орган, который будет управлять движением в космосе и обеспечивать безопасность находящихся в комическом пространстве космических объектов путем оповещения и предотвращения потенциальных столкновений между ними.
Предотвращение гонки вооружений в космосе.
Обеспечение безопасности в космическом пространстве, включая соблюдение рекомендаций, содержащихся в Руководящих принципах долгосрочной устойчивости космической деятельности, непосредственно затрагивает вопросы контроля над вооружениями, которые входят в компетенцию Конференции по разоружению41, занимавшейся этой проблематикой с 1978 г. и прервав работу с 1998 г. по причине отсутствия программы работы, предусматривающую порядок, формат и мандат рассмотрения конкретных аспектов данной сферы42. В этом контексте полезным и востребованным становится совместный российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, представленный в 2008 г.43, а обновленный – в 2014 г.44
42. См.: Конференция по разоружению. Официальный сайт МИД РФ. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).
43. См.: Письмо Постоянного представителя Российской Федерации и Постоянного представителя КНР при Конференции по разоружению от 12.02.2008 г. на имя Генерального секретаря Конференции, препровождающее русский и китайский тексты проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), внесенного Российской Федерацией и КНР от 29.02.2008 г.: офиц. текст. – Документ Конференции по разоружению CD/1839 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).
44. См.: Конференция по разоружению. Письмо Постоянного представителя Российской Федерации и Постоянного представителя КНР при Конференции по разоружению от 10.06.2014 г. на имя исполняющего обязанности Генерального секретаря Конференции, препровождающее обновленные русский и китайский тексты проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), внесенного Российской Федерацией и КНР от 12.06.2014 г.: офиц. текст. – Документ Конференции по разоружению CD/1985 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2019).
Помимо российско-китайского проекта в рамках Конференции по разоружению отдельными государствами или группами государств также представляются различные предложения, затрагивающие вопросы мирного исследования и использования космического пространства. Например, 32 государствами (объединенными в рамках т.н. «группы 21»45) в 2019 г. было представлено совместное Заявление по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВКП), в котором отмечено, что «растущее использование космического пространства требует от всех государств принятия мер для обеспечения большей транспарентности, мер укрепления доверия и улучшения информации», что «все государства, которые располагают крупными космическими потенциалами, несут особую ответственность за то, чтобы активно содействовать цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве» (п. 3)46. В этом совместном Заявлении высказана озабоченность «растущей угрозой вепонизации космического пространства, включая негативные последствия разработки и развертывания систем противоракетной обороны и реализации передовых военных технологий, которые могут быть развернуты в космическом пространстве…» (п. 5)47. Мнение, отраженное в Заявлении о том, «что правовой режим, применимый к космическому пространству, сам по себе и как таковой не гарантирует предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве», подтверждает точку зрения Кёльнского комментария о том, что термин «в мирных целях» не подразумевает под собой невоенное использование космического пространства48.
46. Документ ООН CD/2169 от 03.09.2019 г. URL: >>>> (дата обращения: 08.12.2019).
47. Там же.
48. См.: Хобе С., Хедман Н. Указ. соч. С. 88.
В этом контексте следует также упомянуть о двусторонних инициативах. В частности, в совместном письме Постоянного представительства Российской Федерации и Постоянного представительства Исламской Республики Пакистан на имя Генерального секретаря Конференции по разоружению от 3 июня 2019 г., составленного на основе Совместного заявления Российской Федерации и Исламской Республики Пакистан о неразмещении первыми оружия любого вида в космическом пространстве от 22 мая 2019 г., содержится заверение Российской Федерации и Пакистана о том, что они «не будут первыми размещать в космическом пространстве оружие любого вида и приложат все возможные усилия с тем, чтобы предотвратить превращение космического пространства в арену военной конфронтации и обеспечить безопасность космической деятельности»49.
Обеспокоенность международного сообщества по милитаризации космоса находит своё отражение и в итоговых документах неофициальных мероприятий, проводимых при поддержке Конференции по разоружению. Например, по итогам проведения 31 марта - 2 апреля 2019 г. конференции в «Уилтон-Парке» по теме «Деятельность в космосе: на пути к разработке протоколов о нормах поведения»50 Постоянное представительство Соединенного Королевства представило «Вербальную ноту от 27 июня 2019 года в адрес Управления по вопросам разоружения, выполняющего функцию секретариата Конференции по разоружению», в котором отмечено: «Большинство проблем, связанных с использованием космического пространства, требуют глобальных решений, а также ответственного поведения государственных и частных субъектов, которые должны в полной мере понимать выгоды безопасной и ответственной деятельности в космосе и проблемы на пути ее осуществления»51. На конференции в «Уилтон-Парке» также был затронут вопрос долгосрочной устойчивости космической деятельности и дано определение устойчивой среды, означающей оставление космического пространства доступным для новых космических держав и компаний в будущем в условиях, когда нынешние участники могут продолжать работать с минимальными сбоями52. Итогом данной конференции стали рекомендации по четырем блокам: 1) в отношении норм поведения, связанных с осуществлением запусков; 2) в отношении норм поведения, связанных с предупреждения образования и решением проблемы космического мусора; 3) в отношении установления оптимальных норм поведения, связанных с осведомленностью об обстановке в космосе, и 4) в отношении норм поведения.
51. Там же. С. 3.
52. См.: там же. С. 5.
В рамках аналогичных усилий следует также отметить три резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 2019 г. на 74-й сессии, а именно: резолюция A/RES/74/34 «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», резолюция A/RES/74/33 «Неразмещение первыми оружия в космосе» и резолюция A/RES/74/67 «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», которые были представлены по инициативе Российской Федерации.
В этих резолюциях отмечается важная роль Группы правительственных экспертов при выработке практических мер по предотвращению гонки вооружений и неразмещению оружия в космическом пространстве, включая национальные механизмы, меры транспарентности и укрепления доверия в космосе, придерживаться которых на добровольной основе призываются все государства в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно национальным интересам государств-членов53. На основе этих резолюций государства вновь были призваны «к скорейшему началу субстантивной работы на основе обновленного проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, внесенного Российской Федерацией и КНР на Конференции по разоружению в 2008 году»54. Предлагается включить в предварительную повестку дня 75-й сессии Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН подпункт, озаглавленный «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве».
54. Документ ООН A/C.1/74/L.59. Неразмещение первыми оружия в космосе. Алжир, Ангола, Боливия (Многонациональное Государство), Вьетнам, Египет, Казахстан, Камбоджа, КНР, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма, Российская Федерация, Сирийская Арабская Республика, Суринам, Таиланд и Эритрея: проект резолюции // Семьдесят четвертая сессия. Первый комитет. Пункт 96 b) повестки дня «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве: неразмещение первыми оружия в космосе».
В этих условиях актуальными остаются слова известного ученого, который внес весомый вклад в становление отечественной науки космического права, Ю.М. Колосова: «Космическое право формируется в эпоху действия объективной исторической закономерности мирного сосуществования государств различных социальных систем и превращения международного права в право мира, где демилитаризация и нейтрализация космического пространства являются неизбежным результатом»55.
* * *
В качестве завершения анализа процитируем высказывание из выступления представителя Российской Федерации в Четвертом комитете Генеральной Ассамблеи ООН А.С. Проскурякова: «Только договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, угрозе или применении силы против космических объектов может гарантировать долгосрочное использование космического пространства в мирных целях»56.
Библиография
- 1. Волынская О.А. Концепция долгосрочной устойчивости космической деятельности с позиций международного и национального космического права // Исследования космоса. 2017. № 2(3).
- 2. Волынская О.А. Международно-правовые проблемы обеспечения устойчивости космической деятельности // Современные проблемы международного космического, воздушного и морского права: материалы «круглого стола» XIII Международного конгресса «Блищенковские чтения» / отв. ред. А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. М., 2015. C. 51–66.
- 3. Гугунский Д.А. Долгосрочная устойчивость космической деятельности и проект руководящих принципов // Современные проблемы международного космического и воздушного права. К 90-летию профессора Г.П. Жукова: материалы «круглого стола» XII ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти проф. А.П. Блищенко. Москва, 11 - 12 апреля 2014 г. / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Г.П. Жуков, А.М. Солнцев. М., 2015. С. 98–105.
- 4. Жуков Г.П. Космос и международное сотрудничество. М., 1963. С. 28.
- 5. Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. 2-е изд., стер. М., 2014. С. 56.
- 6. Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017.
- 7. Сборник основных текстов документов, принятых Полномочной конференцией. Изд. 2019 г. С. 3–69.
- 8. Хобе С., Хедман Н. Комментарий к преамбуле // Кёльнский комментарий к космическому праву. Договор по космосу. 2017. С. 88.
- 9. Hope Hodge Seck. Pence: Space Force Will Be Independent Service by 2020, Include Elite Operators. 9 Aug 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.military.com/daily-news/2018/08/09/pence-space-force-will-be-independent-service-2020-include-elite-operators.html (дата обращения: 08.12.2019).
- 10. Manual on International Law Applicable to Military Uses of Outer Space [Электронный ресурс]. URL: https://www.mcgill.ca/milamos/ (дата обращения: 08.12.2019).
- 11. Oriana Pawlyk. Pentagon's Space Force Proposal Asks for $2 Billion over Five Years 1 Mar 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.military.com/dodbuzz/2019/03/01/pentagons-space-force-proposal-asks-2-billion-over-five-years.html (дата обращения: 08.12.2019).