ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Содействие юридических лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Код статьи
S013207690007828-2-1
DOI
10.31857/S013207690007828-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 12
Страницы
161-165
Аннотация

Предметом исследования являются закономерности, возникающие в процессе гласного содействия организаций. В работе отмечается, что в период становления правовых основ оперативно-розыскной деятельности легальный статус был обретен только институтом содействия физических лиц. В современной правоприменительной практике появляются тенденции использования гласного содействия организаций субъектам оперативно-розыскной деятельности, в частности при выявлении и раскрытии преступлений коррупционной направленности. В свою очередь отсутствие правовых гарантий может приводить к неблагоприятным последствиям для организаций, что становится дестимулирующим фактором содействия. Выводы автора подтверждаются примерами из судебной практики. В заключение на основании проведенного анализа даются предложения по совершенствованию правового регулирования гласного содействия организаций. 

Ключевые слова
гласное содействие, оперативно-розыскная деятельность, оперативный эксперимент, ис-следование предметов и документов, административная ответственность юридических лиц
Дата публикации
23.12.2019
Всего подписок
87
Всего просмотров
2231

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее – Федеральный закон об ОРД) заложил правовые основы содействия физических лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД). При этом в указанном нормативном правовом акте не были подробно изложены нормы, предусматривающие возможность содействия организаций, а закреплялась возможность использования по договору или устному соглашению служебных помещений, а также имущества организаций при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1. См.: СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3349.

Некоторые правовые основания осуществления содействия организаций содержатся в иных нормативных правовых актах, предмет регулирования которых в меньшей степени связан с ОРД. Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»2 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, к которым может относиться сотрудничество с правоохранительными органами.

2. См.: СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I), ст. 6228.

Применение данной нормы осложняется отсутствием даже «рамочных» порядка и форм сотрудничества. Исследователями указывалось на декларативность рассматриваемой нормы3, а также необходимость ее более детальной регламентации в локальных актах организаций, устанавливающих порядок обращения в правоохранительные органы в случае выявления коррупционных правонарушений4.

3. См.: Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2013.

4. См.: Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2017.

В свою очередь, ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»5 к числу принципов ее деятельности относит взаимодействие и сотрудничество, согласно которому полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей: взаимодействует с организациями; может использовать возможности организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции.

5. См.: СЗ РФ. 2011. № 7, ст. 900.

Содержание представленных законодательством норм позволяет прийти к выводу об отсутствии конкретных норм, позволяющих использовать содействие организаций в ОРД.

В теории ОРД вопросы содействия организации также не подвергались широкому рассмотрению. Уже в одном из первых комментариев к Федеральному закону об ОРД было отмечено, что привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане, а групповая форма конфиденциального содействия исключена6. Данное утверждение относится и к содействию организаций, также являющихся коллективным субъектом.

6. См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / И.Н. Зубов, Е.В. Буряков, В.В. Кальницкий и др.; под ред. И.Н. Зубова, В.В. Николюка. М., 1999.

На наш взгляд, справедливым можно признать ограничение конфиденциального содействия организаций, так как коллективный характер их деятельности ставит под угрозу сохранение в тайне сведений, ставших известными сотрудникам организации в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ0. При этом нельзя быть столь категоричным при осуществлении гласного содействия, когда не требуется скрывать факта проведения ОРМ и участия в их проведении.

Согласно доктринальным представлениям выделим основные направления гласного содействия граждан субъектам ОРД: предоставление информации, имеющей отношение к подготавливаемому либо совершенному преступлению; участие в подготовке и проведении ОРМ7. В рамках гласного содействия юридическое лицо может выступить источником информации о противоправной деятельности, принять участие в ее проверке при проведении ОРМ.

7. См.: Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный. М., 2009.

В первую очередь содействие может быть осуществлено, когда сама организация является объектом противоправных посягательств. В качестве примера приведем участие организаций в противодействии коррупционным преступлениям.

С целью выявления взяточничества практикуется проведение ОРМ «оперативный эксперимент». Согласно судебной практике для проведения данного ОРМ необходимы сведения, позволяющие обоснованно подозревать объект ОРМ в коррупции (например, заявление лица о вымогательстве взятки8).

8. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 31.10.2012 г. № 32-О12-26 // Доступ из «КонсультантПлюс».

Оперативная информация, полученная негласным путем и не предоставленная процессуальным органом, не относится к достаточным основаниям проведения ОРМ, что, соответственно, исключает возможность формирования доказательств на основе такого ОРМ9.

9. См.: Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.02.2008 г. № 9-О08-4 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 31.01.2012 г. № 11-О12-1 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Кассационное определение Верховного Суда РФ от 17.04.2012 г. по делу № 50-О12-10 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Приведенная позиция основывалась на прецедентной практике Европейского суда по правам человека10 и в обобщенном виде нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»11. В последнем акте были упомянуты подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, состоящие в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено. Получение объектом ОРМ незаконного вознаграждения при подобных обстоятельствах исключает состав преступления.

10. См.: Постановление Европейского Суда по правам человека от 05.02.2008 г. по делу № 74420/01 «Раманаускас против Литвы» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. См.: Бюллетень ВС РФ. 2013. № 9.

Принимая рассмотренную правовую позицию как данность, отметим, что фактически основания проведения ОРМ «оперативный эксперимент» в случае выявления взятки (коммерческого подкупа) сузились до заявления о вымогательстве. Чтобы результаты данного ОРМ могли послужить основой для формирования доказательств, оперативные подразделения должны располагать сведениями об уже начатом противоправном деянии, а основания для проведения ОРМ ̶ быть предоставленными процессуальным органом.

Организации зачастую выступают объектом преступных посягательств со стороны взяточников. При обращении должностных лиц организации с информацией о рассматриваемых преступлениях у оперативных подразделений будут иметься основания для проведения оперативного эксперимента, а должностные лица организации могут принять участие в проведении ОРМ.

Можно задаться вопросом: в чем смысл выделения отдельной формы гласного содействия организаций в рассматриваемом аспекте, ведь в рамках существующих норм Федерального закона об ОРД содействие могут оказывать их должностные лица? Так, В.Ф. Луговик, например, в ст. 68 проекта Оперативно-розыскного кодекса предлагал закрепить обязанность должностных лиц организаций оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, а также сообщать об известных им признаках подготовки или совершения преступлений, а также о лицах, их подготавливающих и совершающих12.

12. См.: Законопроект № 831609-6 «Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 25.05.2018).

По этому поводу отметим, что согласно ст. 53 ГК РФ (часть первая)13 юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Если привести в качестве примера общество с ограниченной ответственностью, то руководство его текущей деятельностью в качестве единоличного исполнительного органа может осуществляться генеральным директором. В случае поступления к руководителю предложения о даче взятки он может обратиться в правоохранительные органы сразу либо уже после того, как передача состоялась (к примеру, из-за страха перед взяткополучателем). В обеих ситуациях, исходя из примечания к ст. 291 УК РФ14, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

13. См.: СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

14. См.: СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

В свою очередь, ст. 19.28 КоАП РФ15 предусмотрена административная ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание должностным лицам, перечень которых определен в данной статье, от имени или в интересах юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение в интересах юридического лица действий (бездействия), связанных с занимаемым данными должностными лицами служебным положением. Основания для освобождения от административной ответственности, в том числе равнозначные указанным в примечании к ст. 291 УК РФ, в данной статье отсутствуют.

15. См.: СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I), ст. 1.

Судебная практика свидетельствует об отсутствии единообразного подхода к применению ст. 19.28 КоАП РФ.

Распространена позиция, когда организации привлекаются к административной ответственности в случае передачи их руководителями взятки (коммерческого подкупа) с последующим сообщением об этом в правоохранительные органы. В одном случае директор ООО дважды давал взятки должностному лицу, а после поступления третьего предложения обратился в органы внутренних дел и оказал содействие в раскрытии преступления16. В другом случае взятка была дана единожды, а после второго предложения руководитель организации обратился в правоохранительные органы17.

16. См.: Постановление мирового судьи судебного участка № 222 г. Москвы от 03.12.2013 г. по делу № 05-0200/222/2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2018).

17. См.: Постановление мирового судьи судебного участка № 216 г. Москвы от 29.06.2015 г. по делу № 05-0263/216/2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 24.04.2018).

В некоторых случаях судебные органы прекращают производство по делу об административном правонарушении. В одном случае руководитель после вымогательства взятки осуществил передачу части требуемой суммы, а на требование передать оставшуюся часть обратился в правоохранительные органы. Решение о прекращении дела об административном правонарушении суд мотивировал тем, что руководитель организации способствовал раскрытию преступления, добровольно сообщил о факте незаконной передачи денежных средств18. Фактически суд применил положения ст. 291 УК РФ, которые не могли быть использованы в рамках принятия решения по ст. 19.28 КоАП РФ.

18. См.: Решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 20.01.2014 г. по делу № 12-7/2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 25.04.2018).

В другом случае в качестве основания для освобождения от административной ответственности было указано, что организация приняла достаточные меры предупреждения коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», добровольно сообщив о даче взятки в правоохранительные органы. Во внимание также был принят факт вымогательства взятки должностным лицом19.

19. См.: Решение судьи Советского районного суда г. Казани от 12.07.2016 г. по делу № 12-1039/2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2018).

Отмечаются случаи, когда обращение в правоохранительные органы после передачи взятки, а также участие в проведении ОРМ по раскрытию преступления признавались смягчающими обстоятельствами, уменьшающими размер административного штрафа20.

20. См.: Решение судьи Головинского районного суда г. Москвы от 10.07.2015 г. по делу № 12-452/2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 23.04.2018).

Неопределенность в решении вопроса об административной ответственности, а также размер административного штрафа21, зачастую превосходящий размер незаконно переданного вознаграждения, в целом снижают мотивацию должностных лиц организаций оказывать содействие правоохранительным органам в раскрытии коррупционных преступлений.

21. Согласно примечанию к ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа составляет 1 млн руб.

Показательно, что данная проблема отмечается и сотрудниками прокуратуры, наделенными правом на возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 19.28 КоАП РФ. Руководителями прокуратуры Приморского края в научной работе указывалось, что угроза привлечения к административной ответственности приводит к тому, что представители юридических лиц в единичных случаях добровольно сообщают в правоохранительные органы о незаконном вознаграждении22. Ими же высказано предложение о внесении в КоАП РФ нормы, предусматривающей возможность освобождения юридических лиц от административной ответственности по аналогии со ст. 291 УК РФ.

22. См.: Бессчасный С.А., Скорик В.Н. Административная ответственность юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения // Законность. 2015. № 6. С. 50–52.

Правовым основанием для реализации механизма освобождения от административной ответственности могут стать не только многократно воспроизведенные на практике положения ст. 291 УК РФ, но и содержание ст. 22 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию23, предусматривающей право государства принимать такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения защиты тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях или иным образом сотрудничает с органами, осуществляющими расследование уголовных дел.

23. См.: СЗ РФ. 2009. № 20, ст. 2394.

Для создания правовой основы содействия организаций Федеральный закон об ОРД должен быть дополнен нормами, предусматривающими как возможность использования организаций при подготовке и проведении ОРМ, так и освобождение от административной ответственности в случае, если ее должностные лица способствовали раскрытию преступлений и связанных с ними правонарушений (по аналогии со ст. 17 и 18).

Организации могут осуществлять содействие и вне сферы противодействия преступным посягательствам, совершаемым в отношении них. Примером может являться их участие в проведении гласного ОРМ «исследование предметов и документов». Для его проведения могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, имеющие образование и опыт работы в конкретной сфере деятельности, которые могут являться сотрудниками образовательных, научных, экспертных и иных организаций.

Сотрудники оперативных подразделений могут привлекать специалистов на личном контакте без связи с их работодателем. В таком случае проведение ОРМ должно осуществляться вне исполнения своих трудовых обязанностей в свободное от работы время. На практике гласное содействие специалистов, не являющихся работниками организаций системы МВД России, осуществляется после обращения в соответствующую организацию. В этом случае специалист, который будет участвовать в проведении ОРМ, определяется руководителем организации и осуществляет необходимую деятельность в рабочее время. В сущности, привлечение специалиста осуществляется посредством использования сил конкретной организации.

По взаимной договоренности с организацией исследование может быть проведено безвозмездно. Но в Федеральном законе об ОРД отсутствует как обязанность безвозмездного участия в проведении ОРМ, так и возможность выплаты вознаграждения организациям при их участии в проведении ОРМ.

В данной ситуации в случае необходимости перечисления средств организации возникает вопрос о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»24.

24. См.: СЗ РФ. 2013. № 14, ст. 1652.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. привлечение организаций для подготовки и проведения ОРМ, в том числе исследований предметов и документов, не исключено из сферы его действия. Исходя из разъяснений Минэкономразвития и ФАС России25 к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства, положения вышеназванного Закона не применяются. Однако данные разъяснения не распространяются на отношения, возникающие в ходе осуществления ОРД. В свою очередь, применение норм вышеприведенного Закона существенно усложняет процесс выбора организации и срок проведения ОРМ в целом. Для снятия подобного вопроса в Федеральный закон об ОРД требуется внесение положений, позволяющих использовать содействие организаций на возмездной или безвозмездной основе (по аналогии со ст. 18).

25. См.: письмо Минэкономразвития России № 4332-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/7864/14 от 05.03.2014 г. «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” к отношениям, связанным с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

В заключение отметим, что гласное содействие организаций является актуальной потребностью органов, осуществляющих ОРД. Вопрос правового регулирования данной формы содействия должен подлежать широкому научно-практическому обсуждению для внесения обоснованных изменений об оперативно-розыскной деятельности.

Библиография

  1. 1. Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному зако-ну от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс», 2017.
  2. 2. Бессчасный С.А., Скорик В.Н. Административная ответственность юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонару-шения // Законность. 2015. № 6. С. 50–52.
  3. 3. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»: постатейный. М., 2009.
  4. 4. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс», 2013.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека