- Код статьи
- S013207690007819-2-1
- DOI
- 10.31857/S013207690007819-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 12
- Страницы
- 67-75
- Аннотация
В статье соотнесены понятия «инновации» и «инновационная деятельность». Автором предлагаются следующие признаки (критерии) инноваций, которые могут быть положены в основу их законодательного закрепления: новизна объекта; возможность применимости для достижения социально-экономического эффекта; экономическая эффективность (в сравнении с уже известными, имеющимися решениями); соответствие имеющимся правовым и этическим нормам. Исследуются узкое понимание и широкое понимание инновационной деятельности, предлагается подходить к инновационной деятельности с позиций жизненного цикла инновационного продукта, предлагаемого рынку. Сформулирован вывод о необходимости выработки и закрепления организационно-правовых механизмов и развития процедур, объективирующих как сами инновации, так и хозяйствующих субъектов, занятых инновационной деятельностью.
- Ключевые слова
- экономическая деятельность, инновации, инновационная деятельность, жизненный цикл товара, право, этика
- Дата публикации
- 23.12.2019
- Всего подписок
- 87
- Всего просмотров
- 2425
Инновациям, инновационной деятельности и инновационному развитию экономики Российской Федерации в последние годы уделяется значительное внимание. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют документы стратегического планирования и иные документы1.
В правовом государстве различные идеи, концепции, предлагаемые на их основе модели, конструкции могут быть реализованы в случае их своевременного и адекватного правового обеспечения, наличия в законодательстве правовых категорий, дефиниций, правовых средств и механизмов достижения имеющихся задач правового регулирования.
Отечественное законодательство длительный период не закрепляло исследуемых понятий, в связи с чем в доктрине существовали различные подходы к пониманию инноваций и инновационной деятельности, а на практике возникали значительные сложности в применении имеющихся норм2.
С 2011 г. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» содержит данные дефиниции (ст. 1)3. Под инновациями законодатель понимает введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, а под инновационной деятельностью – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Однако наличие законодательно закрепленных терминов не сняло ранее возникших проблем теории и практики, не привело к созданию стройной системы правовых норм, способствующих развитию инновационной экономики.
Следует также обратить внимание на проектное законодательство. Согласно ч. 1 ст. 13 проекта федерального закона «О науке и научно-технической деятельности в Российской Федерации»4 под инновационной деятельностью в научной и научно-технической сфере предлагается понимать деятельность, направленную на создание нового или значительно улучшенного продукта, товара или услуги (инноваций). Как можно убедиться, предлагаемое понятие имеет некоторые отличия от имеющихся ныне и еще раз подчеркивает неустойчивость позиции регуляторных органов, а иногда и законодателя в рассматриваемой сфере, на что обращается внимание в специальной литературе5.
5. См.: Волынкина М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 16.
Рассмотрим основные подходы к пониманию инноваций и инновационной деятельности, встречающиеся в отечественной доктрине.
Так, по мнению М.В. Волынкиной, инновация – это вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли6.
Из этого авторского определения можно выделить следующие существенные признаки инновации: инновация существует в объективной форме, следовательно, способна выступать при определенных условиях в качестве объекта прав (правоотношений), товара, удовлетворяющего те или иные потребности; инновация – это результат интеллектуальной деятельности.
Если принять за основу предлагаемое понятие, то возникает вопрос об отличиях инновации от того же изобретения, полезной модели, промышленного образца либо иного объекта интеллектуальных прав. Согласно п. 1 ст. 1350 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению. Иными словами, речь идет о новом решении в связке с продуктом (объектом), который может быть применен по тому или иному назначению. Однако не любому изобретению предоставляется правовая охрана, необходимо также выполнение условий патентования изобретения: новизна, т.е. не известно из уровня техники; изобретательский уровень – оно явным образом для специалиста не следует из уровня техники; применимость, т.е. возможность использования в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере. Кроме того, нельзя не учитывать ограничения и запреты в сфере интеллектуальных прав. Например, в п. 4 ст. 1349 ГК РФ говорится о решениях, которые не могут быть объектами патентных прав как противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Вопросы этики научных исследований, современных технологий, несущих в себе, как правило, не только новые возможности, но и угрозы, привлекают все большее внимание ученых и политиков, что не может не учитываться и законодателем. В.В. Иванов пишет: «Применение технологий, не соответствующих уровню культурного развития, приводит к катастрофам», любая, даже самая прогрессивная, технология имеет пределы своего применения, при переходе через которые она может нанести ущерб…»7.
Действительно, новый товар (продукт, технология) может быть создан только посредством интеллектуально-волевых усилий отдельного физического лица либо научных, творческих коллективов. Часть новых результатов такой деятельности может получить правовую охрану, часть ̶ нет. Оформление результатов интеллектуальной деятельности – право, а не обязанность субъекта. В отдельных случаях весьма эффективным для субъекта (владельца, держателя вновь созданного нового продукта, технологии, сведений о них) в течение некоторого периода времени может оказаться секрет производства («ноу-хау») (гл. 75 ГК РФ).
В силу изложенного новый объект (инновация? будущая инновация?) может как совпадать с объектами интеллектуальных прав, так и быть значительно шире тех, которым предоставляется правовая охрана. Однако главное отличие заключается не в этом. В Российской Федерации и в мире ежегодно появляется значительное количество различных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе патентуемых. Однако прямой корреляции между патентами и инновациями нет. Экономика и социальная сфера подхватывают лишь незначительную часть полученных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе патентов. Причины этому многообразны: отсутствие стимулов для внедрения инноваций; низкая экономическая эффективность нового продукта, технологии в сравнении с уже имеющимися; недостаток собственных средств для реализации инновационных проектов, отсутствие инвесторов, готовых вкладываться в новые разработки; сложность практического применения ряда положений патентного, инновационного, инвестиционного законодательства; непредсказуемость судебной практики; наличие хищнических компаний на рынке интеллектуальной собственности, «патентный троллинг» и др.
Именно с целью повышения коэффициента полезного действия имеющихся результатов интеллектуальной деятельности и необходимо адекватное потребностям современной экономики законодательство об инновациях и инновационной деятельности, а его базовыми понятиями как раз и выступают «инновации» и «инновационная деятельность». Кроме того, для развития мер поддержки инноваторов и осуществляемой ими инновационной деятельности необходимо проведение демаркационной линии между собственно инновационной и иными видами деятельности. Обусловлено это тем, что возможности любого государства по поддержке инновационной деятельности ограничены, она носит адресный, целевой характер.
В связи с изложенным при первом приближении представляется в целом верной позиция Е.А. Марданшиной, согласно которой инновация – конечный результат освоения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), получивший реализацию в виде нового товара или процесса, используемого в экономическом обороте8.
Близкое по содержанию определение предлагает и Л.А. Евсеева, акцентируя внимание на использовании не только инноваций в предпринимательской, но также и в иных видах деятельности, достижении полезного эффекта (экономического, социального, экологического и др.)9.
Лаконичное определение инновации без привязки к конкретной цели дает И.Н. Кардаш. Он предлагает инновацией считать обладающий научной новизной объект интеллектуальных прав, полезные свойства которого извлекаются посредством его внедрения в гражданско-правовой (имущественный) оборот10.
Основатели инноватики как научного направления также под инновациями понимали воплощение научного результата, открытия, изобретения в конкретном продукте или технологии. Такой подход у экономистов стал классическим в понимании инноваций11.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что инновации – это объекты экономического оборота (товары, работы, услуги, технологии), обладающие определенной совокупностью признаков, позволяющих отграничить их от иных (уже обращающихся) продуктов на рынке (в отдельной отрасли, сфере деятельности).
С целью отграничения одних продуктов, технологий от других (инновационных от неинновационных) субъектов и участников экономического оборота правоприменителю необходимы четкие признаки (критерии).
В доктрине предпринимались и предпринимаются попытки выработать признаки (критерии) инноваций.
Ю.В. Яковец предлагает два критерия для инноваций: новизны – обеспечение качественного скачка в уровне развития при внедрении изобретения; реализации – значительное изменение экономических, социальных последствий в результате применения нового продукта12.
И.Н. Кардаш предлагает следующие признаки инновации: наличие объективной формы; новизна; способность к правовой охране; наличие полезных свойств; вовлеченность в оборот13.
А.А. Диденко выделяет: новизну; практическую применимость; способность дать положительный экономический и иной общественно полезный эффект14.
Выработанные доктриной признаки (критерии) могут быть взяты за основу для отграничения инноваций от псевдоинноваций, т.е. минимальных нововведений, по сути, не связанных с развитием и направленных на частичное, незначительное улучшение устаревших продуктов, технологий, на что обращалось внимание еще Г. Меншем15.
В современных условиях такие псевдоинновации могут использоваться с целью имитации инновационной деятельности, затруднять выход на рынок действительно инновационных продуктов (посредством борьбы патентов и др.), отвлекать финансовые, кадровые и иные ресурсы хозяйствующих субъектов, снижать эффективность отраслей и секторов национальной экономики, особенно тех, где роль государства значительна (например, формирование и поддержание спроса на отдельные виды продукции (на рынке лекарственных средств, медицинских изделий, вооружения и военной техники, специальных средств и др.)).
Ныне в законодательстве Российской Федерации стали появляться отдельные указания на этот счет. Например, в постановлении Правительства РФ от 15 июня 2019 г. № 773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции»16 к критериям инновационной продукции отнесены: новизна (продукция является принципиально новой; свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или имеются качественно новые характеристики; внедрение продукта влечет за собой существенные изменения в производственных, технологических и иных процессах, позволяет улучшить значимые для хозяйствующего субъекта показатели); экономическая эффективность (способность снизить затраты на решение имеющихся задач при применении новой продукции; способность снизить совокупную стоимость владения товаром в течение его жизненного цикла).
В целом действующее законодательство позволяет сделать вывод о возможности существования инноваций двух уровней: первого уровня, т.е. инноваций, не имеющих мировых аналогов (абсолютная новизна); второго уровня – инноваций, являющихся новыми для национального, но не мирового рынка (относительная новизна). При этом инновации с позиций их экономической эффективности однозначно должны быть лучше уже обращающихся на рынке продуктов (товаров), а с позиций их новизны – могут обладать как абсолютной, так и относительной новизной.
Попытки законодателей выработать признаки (критерии) инноваций можно приветствовать. Однако, на наш взгляд, требуются выработка и закрепление общих признаков инноваций в целом, а не применительно к решению хотя и значимых, но частных проблем (закупок отдельных товаров, стимулирования инновационной деятельности на отдельных территориях и др.). Необходимо на законодательном уровне закрепить как само понятие, так и признаки (критерии) инноваций. Кроме того, необходим механизм уяснения этих признаков (критериев). Если в части определения новизны продукта, технологии имеется более-менее устоявшаяся практика (по крайней мере запатентованных), то в части эффективности пока не все так просто и однозначно.
Отдельного упоминания заслуживает признак этичности. Ряд ученых обращают внимание на то, что в центре внимания должна находиться не столько сама новая техника и технологии, сколько их связь с обществом, а наука, инновации должны стать предметом всеобщего обсуждения, а не только узкого круга заинтересованных лиц. Обусловлено, на их взгляд, это тем, что новое – не всегда лучшее (реликт концепции технооптимизма)17.
Д. Макклоски ставит вопрос о гуманомике, т.е. экономике с человеческим лицом, экономике постоянных инноваций с особым (меняющимся) отношением к ним конкретного индивида, бизнеса и общества в целом18.
К этическим нормам и правилам инновационной деятельности в литературе предлагают относить: достижение морально допустимых целей, выбор морально приемлемых средств достижения целей, соблюдение моральных обязательств перед будущими поколениями и др.19
В ряде государств, ограниченно и в Российской Федерации20, апробировали и в целом неплохо себя зарекомендовали этические комитеты (советы), даваемые ими заключения о возможности (невозможности) производства ряда исследований, экспериментов, разработок, запуска в жизнь новых продуктов и технологий.
Нельзя не обратить внимания и на наличие отдельных правовых запретов. Например, Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»21 был введен временный запрет на клонирование человека, а именно: до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека.
В связи с изложенным допускаемая на рынок инновация должна соответствовать имеющимся правовым и этическим нормам и правилам, что также требует разработки правовых средств, механизмов принятия значимых решений.
При обозначенном выше понимании инновации как объекта, обладающего определенной совокупностью признаков, существенно отличающих его от иных уже известных объектов (продуктов, товаров), в принципе становится возможным разграничить инновационную и иные виды деятельности. Например, если в результате научной деятельности на основе направления субъектам определенных ресурсов (имущества, денежных средств, результатов интеллектуальной деятельности и др.) появляется новое знание, которое гипотетически может быть реализовано в новом товаре (продукте, технологии и проч.), то в результате инновационной деятельности осуществляются реальные приготовление к продвижению и последующее предложение рынку инновационного товара (работы, услуги, технологии).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»22 научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Эта же формулировка предлагается к закреплению и в ч. 1 ст. 10 проекта федерального закона «О науке и научно-технической деятельности в Российской Федерации». Ключевым в такой деятельности является новое знание как результат познавательной деятельности. Когда же мы говорим об инновациях, речь идет не столько о получении и применении новых знаний (их сферы всеобъемлющи), сколько о получении и выведении на рынок нового товара (работы, услуги, технологии). Только при положительном решении ряда организационных, технических, технологических, финансовых и иных вопросов, успешном прохождении установленных разрешительных процедур хозяйствующий субъект начинает выпуск нового товара, в связи с чем последний становится доступным потребителю.
При таком подходе начальный этап жизненного цикла товара23 (до его создания, разработки) не относится к инновационной деятельности, а по общему правилу относится к научной деятельности. На этом этапе еще нет инновации (она может появиться, а может и не появиться).
Создание нового объекта позволяет заинтересованному хозяйствующему субъекту вести необходимые исследования, изыскания, способные повлиять на принятие правильного управленческого решения (например, поиск инвестора для будущего производства товара, выведения товара на рынок, регистрации (в тех случаях, когда имеется такое требование для нового товара24), либо отказаться от дальнейших действий с полученным объектом.
Г.Д. Отнюкова в этой связи полагает, что инновационная деятельность – это предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности. Кроме того, она предлагает следующие признаки инновационной деятельности: в ее основе лежат результаты интеллектуальной деятельности; непосредственная цель деятельности – воплощение научно-технического результата в новые товары, а конечная цель – получение прибыли25.
Такой подход разделяется не всеми. Например, В.В. Краевский считает неправильным понимать инновационную деятельность только как процесс применения уже полученных другими новшеств. Им также предлагается выделять по меньшей мере три этапа инновационной деятельности: возникновение новшеств, их обоснование и разработка способов их применения и распространения26.
Как совокупность сменяющих друг друга стадий предлагает понимать инновационную деятельность О.В. Сушкова. Под инновационной деятельностью автор понимает осуществление практических действий по реализации инноваций через такие виды изобретения, как продукт, способ в любой сфере деятельности, полученный в результате совокупности стадий инновационного цикла, а именно: поиска, создания, осуществления испытаний, экспертизы и внедрения в целях получения прибыли и (или) достижения иного результата27.
С.Д. Ильенкова предлагает в полном объеме в понятие инновационной деятельности включать все виды научной деятельности, технологические, проектно-конструкторские, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и др.28
Широкого понимания инновационной деятельности придерживается и Т.В. Ефимцева. По ее мнению, в понятие инновационной деятельности следует включать и науку, и производство29.
К такому пониманию инновационной деятельности нас может склонять и законодатель. Например, в силу ст. 12 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»30 поддержка инновационной деятельности может осуществляться путем размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. В то же время в ст. 2 Федерального закона от 29°июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»31 закрепляется понятие научно-технологической деятельности как научной (научно-исследовательской), научно-технической и инновационной. Иными словами, несмотря на органическую связь научной и инновационной деятельности, возможность их осуществления одним и тем же субъектом данные виды деятельности разграничиваются.
31. См.: СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. I), ст. 4765.
П.Д. Китайгородский предлагает следующую схему инновационного процесса: фундаментальные научно-исследовательские работы – прикладные научно-исследовательские работы – опытно-конструкторские работы – опытное производство – массовое производство – потребление32.
Предложенная схема важна для понимания жизненного цикла инновационного продукта, определения последовательности сменяющих друг друга этапов (стадий). Можно ли все этапы жизненного цикла будущего товара, деятельности по его движению от идеи и создания единичного экземпляра до рынка с массовым производством относить к инновационной деятельности, особенно если речь идет о фундаментальных, а в ряде случаев и прикладных научных исследованиях? Нам необходимо понять: когда именно появляется потенциальный продукт и начинается деятельность по подготовке к его выведению на рынок.
Новое знание, получаемое в процессе фундаментальных научных исследований, действительно потенциально способно в отдельных случаях стать основой инновации, но по общему правилу сами по себе новые знания не являются коммерчески привлекательными, поэтому их поиск финансируется из бюджета. В ходе прикладных научных исследований с большей вероятностью может появиться новый объект, но это также еще вовсе не означает, что на его основе и с его использованием гарантированно появится инновационный продукт, принятый рынком.
Например, жизненный цикл лекарственного средства до момента его выведения на рынок включает научно-исследовательскую деятельность (фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические работы), доклинические исследования, клинические исследования, государственную регистрацию33. Не ясно, какой из этапов или какие этапы жизненного цикла лекарственных средств относить к инновационным из действующего законодательства. Законодательство об обращении лекарственных средств вообще не оперирует категориями «инновации» и «инновационная деятельность».
В ч. 1 ст. 13 проекта федерального закона «О науке и научно-технической деятельности в Российской Федерации» под инновационной деятельностью в научной и научно-технической сфере предлагается понимать деятельность, направленную на создание нового или значительно улучшенного продукта, товара или услуги (инноваций). Эта формулировка позволит широко трактовать инновационную деятельность, которая погружается в деятельность научную, растворяется в ней, становится ее частью. Нельзя забывать, что не любая научная деятельность, не любой научный результат способны привести к появлению в обозримой перспективе инновации. Деятельность может считаться научной (получено новое знание), но не может считаться инновационной, если на том или ином ее отрезке не появится собственно инновация, т.е. объект, обладающей требуемой совокупностью признаков (новизна, применимость, эффективность).
В силу изложенного необходимо вычленение общего и особенного в научной и инновационной деятельности, что возможно сделать, исходя из этапов (стадий) жизненного цикла инновационного продукта. Для этого необходимо определить этап начала инновационной деятельности в отношении инновационного продукта в целом. Например, в деловой практике США об инновациях и инновационной деятельности говорят на этапе, следующем за открытием нового объекта, технологии34. В практике FDA (Food and Drug Administration) как основного регулятора сферы обращения лекарственных средств в США жизненный цикл лекарственного препарата начинается с фазы его исследований.
Не является пока однозначно решенным и вопрос о моменте завершения собственно инновационной деятельности. При выходе продукта на этап массового производства и предложения рынку по общему правилу не ведется какой-либо научной деятельности в отношении уже предлагаемого рынку товара. Производитель расширяет производство, ищет новые рынки сбыта и проч., т.е. делает все то, что и другой хозяйствующий субъект отрасли. В то же время в целях стимулирования инноваторов таким хозяйствующим субъектам на определенный срок могут предоставляться различные меры поддержки. В противном случае значительные затраты, понесенные хозяйствующим субъектом в процессе подготовки продукта к рынку, инвестиции в модернизацию производства и др. не будут возвращены. При этом экономические, правовые и иные условия реализации инновационных проектов должны быть прозрачными, понятными менеджменту организаций и инвесторам, а также стабильными. На их основе принимаются взвешенные управленческие решения35. В связи с изложенным правильным выглядит установление срока (сроков), в течение которого субъект, предлагающий рынку инновационный продукт, вправе воспользоваться теми или иными мерами поддержки. Практическую положительную роль могут сыграть реестры хозяйствующих субъектов – производителей инновационных товаров (работ, услуг, технологий), которым оказывается адресная поддержка.
Завершая изложенное, представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Необходимо на законодательном уровне закрепить как само понятие, так и признаки (критерии) инноваций. К признакам инноваций, посредством которых может быть определена и собственно дефиниция «инновация», целесообразно отнести следующие: новизна объекта (продукта, технологии); возможность практической применимости для достижения социально-экономического эффекта; эффективность (в сравнении с уже имеющимися известными решениями); соответствие имеющимся правовым и этическим нормам и правилам.
Процесс выявления, уточнения признаков инноваций требует выработки и закрепления соответствующих механизмов, развития необходимых процедур, формирования органов и лиц, занимающихся такой деятельностью.
Понятие «инновационная деятельность» нуждается в уточнении и разграничении с научной (научно-технической) деятельностью. Инновационная деятельность может охватывать значительное число этапов (их конкретный каталог зависит от особенностей выведения на рынок конкретного продукта и предъявляемых к нему требований) жизненного цикла товара от его создания до реальных приготовлений к продвижению и собственно предложения рынку (в течение установленного срока).
Библиография
- 1. Варшавский А.Е. Этика, экономика и инновации // Экономика и математические методы. Т. 48. 2012. № 1. С. 7, 8.
- 2. Волынкина М.В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 16.
- 3. Волынкина М.В. Инновационное законодательств и гражданское право: проблемы соотношения // Журнал росс. права. 2005. № 1. С. 62.
- 4. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации. 2006. № 1. С. 69.
- 5. Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития. М., 2011. С. 10.
- 6. Диденко А.А. Понятие инновации и инновационного результата интеллектуальной деятельности // Апробация. 2015. № 5. С. 116.
- 7. Евсеева Л.А. Правовое регулирование инновационной деятельности: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 9, 10.
- 8. Ефимцева Т.В. Проблемы правового определения понятия инновационной деятельности // Государство и право. 2012. № 12. С. 95.
- 9. Жизненный цикл лекарственных средств / под ред. Ю.В. Олефира, А.А. Свистунова. М., 2018. С. 30 - 120.
- 10. Иванов В.В. Введение в инноватику. М., 2017. С. 26.
- 11. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М., 2008. С. 78.
- 12. Кардаш И.Н. Механизм правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 12, 16.
- 13. Китайгородский П.Д. К вопросу о понятии «инновация» // Юбилейные февральские чтения: сб. тр. конф. Сыктывкар, 2012. С. 316.
- 14. Краевский В.В. Четкость понятий – условие успеха инноваций // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 2. С. 13.
- 15. Макклоски Д. Экономика с человеческим лицом или гуманомика // Вестник СПбУ. Сер. 5. 2013. № 3. С. 37 - 40.
- 16. Марданшина Е.А. Правовое положение субъектов инновационной деятельности в сфере предпринимательства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 29.
- 17. Мохов А.А., Филиппов П.М. Жизненный цикл товара: законодательство, доктрина, практика // Юрист. 2016. № 7. С. 28 - 31.
- 18. Мохов В.Г., Стаханов К.С. Определение горизонта расчетов при моделировании инновационного проекта // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Экономика и менеджмент». Т. 11. 2017. № 2. С. 89–93.
- 19. Отнюкова Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // Вестник Ун-та им. О.Е. Кутафина. 2015. № 1. С. 45, 46.
- 20. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.
- 21. Седова Н.Н. Кому помешали этические комитеты? // Медицинское право. 2012. № 1. С. 6–11.
- 22. Сушкова О.В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на примере деятельности высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4–6, 9, 10.
- 23. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности // Управление персоналом. 2000. № 1. С. 29–39.
- 24. Широкова Е.С. Основные тенденции инновационной активности промышленного производства // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1068 - 1073.
- 25. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
- 26. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004. С. 54, 63.
- 27. Grunwald A. Responsible Innovation: Neuer Ansatz der Gestaltung von Technik und Innovation odernurein Schlagwort? // Theory und Praxis von Technology Governance / Hrsg. S. Broschler und andere. Wien, 2012. S. 11–24.
- 28. Mensch G. Stalemate in Technology – Innovations Overcome the Depression. N. - Y., 1979.