- Код статьи
- S013207690007816-9-1
- DOI
- 10.31857/S013207690007816-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 12
- Страницы
- 39-45
- Аннотация
В статье при обосновании необходимости модернизации правовой доктрины предложено выделить новый правовой институт – государственное администрирование. Под таковым автором предложено понимать деятельность государственной администрации по реализации задач и функций государства: 1) по обслуживанию и удовлетворению интересов личности и институтов гражданского общества; 2) по реализации управленческих полномочий государственного администрирования; 3) по охране общественного порядка, противодействию преступности и административным правонарушениям, а также обеспечению безопасности личности, гражданского общества и государства.
- Ключевые слова
- философия, право, правовая доктрина, правовое государство, правоведение, правовой институт, государственное администрирование
- Дата публикации
- 23.12.2019
- Всего подписок
- 87
- Всего просмотров
- 2491
В Конституции РФ интересы личности, да и всего гражданского общества провозглашены в числе приоритетных. Анализ четвертьвекового опыта строительства нового социального, правового, демократического государства показывает – достигнуто многое.
В корне изменилось федеративное устройство государства1. Конституция РФ закрепила компетенцию Президента РФ как гаранта обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ по смыслу Конституции РФ не относится ни к одной ветви власти2. Административная реформа, проводимая в Российской Федерации, меняет структуру и систему государственных органов исполнительной власти3. Реализуются многие другие фундаментальные стратегические положения, определяющие политику Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках4.
Ныне только начинает выстраиваться система нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту и охрану прав и свобод граждан и организаций. Перманентно проводится административная реформа, направленная на оптимизацию государственного администрирования, совершенствуются формы и методы, обеспечивающие проведение контроля и надзора за соблюдением законности и правопорядка.
Как отмечалось выше, достигнуто многое, однако ещё больше предстоит выполнить. Еще тяжелы пережитки прошлого в законодательстве и в деятельности публичных органов власти и их должностных лиц. Это в первую очередь касается доктринальных положений права Российской Федерации, многие из которых не нашли своего выражения в нормативных правовых актах5. На наш взгляд, требуется модернизация доктрин с учётом формирующейся архитектуры социального, правового, демократического государства.
Несмотря на достижения остается много нерешенных проблем: граждане не в полной мере чувствуют себя защищенными, а формы и методы, которые используют в своей деятельности органы публичного администрирования, не в достаточной степени соответствуют реалиям времени. В этой ситуации существенная роль отводится ученым, которые видят решение данной проблемы в статуировании нового правового феномена – государственного администрирования и разработки механизма его реализации в практическую плоскость6. Отдельно следует отметить, что представителями административно-правовой науки не уделяется должного внимания новым формам, способствующим реализации конституционных прав и свобод граждан, в частности формирующемуся в Российской Федерации правовому институту - государственному администрированию.
По нашему мнению, развитие государства и общества представляется в контексте реализации демократических процессов становления российской государственности. Однако в Российской Федерации имеют место противоречия между интересами частных субъектов и интересами государства. При этом нарушается баланс публичных и частных интересов. Именно такие противоречия призвано нивелировать административное право, которое направлено на реализацию задач, поставленных в Конституции РФ и посредством такого правового института, как государственное администрирование, являющееся новацией современного административного права.
В развитие данного тезиса представляется целесообразным обратиться к проблеме достижения баланса публичных и частных интересов при реализации органами публичной власти и их должностными лицами своих полномочий. В Российской Федерации актуальной является проблема осуществления гражданами субъективных конституционных прав, например по участию граждан в управлении делами государства. Не менее существенной остается ситуация, каким образом государство обеспечивает гражданам возможность реализовать это конституционное право.
Представляется, что исследование этих и многих других закономерностей относится к сфере административно-правового регулирования7.
Следует согласиться с мнением М.Н. Кобзарь-Фроловой о том, что «административно-правовое регулирование направлено на обеспечение безопасности, охрану, защиту прав и свобод человека и общества в целом, достижение баланса публичных и частных интересов при взаимодействии государства и общества. При этом административное право регулирует общественные отношения по поводу обеспечения исполнения публичными органами и должностными лицами этих органов законодательства, действующего на территории Российской Федерации»8. Предназначение (задачи) публичных органов: направить, обеспечить, регулировать, взаимодействовать и др. И такие задачи возлагаются не только на исполнительную власть (Правительство РФ), но и на иные государственные органы, имеющие публичные функции (п. «в» ст. 114 Конституции РФ).
Предмет исследования предполагает обращение и к фундаментальным положениям науки административного права.
С позиции философии феномен административного права - явление, исследуемое соответствующей научной дисциплиной, достаточно полно описанное в рамках определенной научной парадигмы, в содержании которого и формах его проявления имеют место быть новые, еще не выявленные особенности. С этим нельзя не согласиться, так как интенсивная динамика развития государственности Российской Федерации дает импульсы правовой материи, направленные на ее развитие и совершенствование, а также на выявление новых, инновационных подходов к современной правовой доктрине.
При этом философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности ( бытия ) и познания, бытия человека , об отношениях человека и мира9. К задачам философии на протяжении её истории относилось изучение как всеобщих законов развития мира и общества, так и самого процесса познания и мышления , а также нравственных категорий и ценностей .
При таком подходе «философия права» не может обойтись без юридических наук в процессе познания правовой материи, ибо они являются отправными точками основного эмпирического материала в виде первоначальных сугубо юридических выводов и обобщений, которые широко используются и на которых вместе с философскими положениями и категориями, собственно, и строится философия права.
Выполняя мировоззренческую функцию, философия права способствует формированию правового мировоззрения отдельного человека и гражданского общества, а через них – правового сознания и правовой культуры.
Реализация методологической функции обеспечивает формирование определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований.
Легитимирующая функция проявляется в способности философии оценивать существующие политико-правовые институты как достойные или недостойные с точки зрения философских идей, принципов и представлений.
Аксиологическая функция заключается в разработке представлений о правовых ценностях (права и интересы, свобода, равенство, справедливость), а также о правовом идеале и интерпретации с его позиций правовой действительности, в критике ее структуры и состояний.
Воспитательная функция формирует правосознание личности, социальных групп и общества, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву10.
При таком подходе общая теория государства и права выполняет в комплексе юридических дисциплин прежде всего методологическую и прогностическую роль, является общетеоретической юридической дисциплиной, направляющей основное внимание и усилия исследователей на познание закономерностей возникновения, становления и развития права, его сущности и содержания.
Областью изучения данной дисциплины с неизбежностью является вся юридическая надстройка общества, весь находящийся в его распоряжении и формирующийся на его основе государственно-правовой материал, Административное право при этом является одной из основополагающих отраслей современной доктрины права.
Говоря о проблемах становления и развития предмета современного административного права, уместно прежде всего отметить, что «коренным блоком» административного права являются отношения, возникающие в сфере реализации управленческих функций государственного администрирования. Именно они являются предопределяющими в становлении и развитии суверенитета государственности.
Возвращаясь к администрированию, следует подчеркнуть, что данный термин употребляется не только в контексте государственного управления, он гораздо шире и является прерогативой не только исполнительной, но и других ветвей власти (судебной и законодательной). Смысл его также определяют реординарные (сервисные) отношения по оказанию государственных услуг органами исполнительной власти гражданам по их инициативе.
При этом восстановление нарушенных неправомерными действиями должностных лиц государственной администрации прав и свобод граждан в судебном порядке - прерогатива судебных органов, которые помимо отправления правосудия опосредованно также осуществляют такую деятельность. Законодательная власть прописывает правоустановления, в том числе направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина, которые обязательны к исполнению всеми без исключения юридическими и физическими лицами, а также органами всей ветвей власти.
На основании изложенных положений предмет административного права Российской Федерации становится более емким и выходит за пределы только государственного управления. Предмет современного административного права составляет органически увязанная триада, объединяющая в себе, во-первых, правоотношения возникающие в сфере реализации управленческой функции государственного администрирования, обеспечивающей поступательное социально-экономическое развитие государства; во-вторых, правоотношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом. Бесспорно, без сохранения суверенитета Российской Федерации не может быть и речи о реализации сервисных функций по оказанию публичных услуг как физическим, так и юридическим лицам; в-третьих, правоотношения, возникающие именно в сфере оказания публичных услуг (отношения реординации), которые, как отмечалось ранее, возникают по инициативе гражданина и обращены в сторону властных структур, обязанных в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2010 г. « организации предоставления и муниципальных »11 и иными документами (административным регламентам) в обязательном порядке предоставлять таковые.
Здесь уместно отметить, что особо значимым инновационным блоком административного права является блок сервисных (реординарных) отношений, т.е. таких отношений в обществе, когда инициатива исходит от граждан. Построение сервисного социального государства задает новый импульс совершенствованию и развитию форм и методов государственного администрирования. Уместно также отметить, что данный правовой институт направлен на реализацию прав и свобод человека и гражданина, их восстановление в случае неправомерных деяний должностных лиц государственной администрации, ни охрану и защиту их законных интересов всеми возможными средствами, а также на обеспечение безопасности, точнее ̶ защищенности личности и всего гражданского общества в целом.
Несомненно, формы и методы деятельности публичной администрации в рамках данного правового института, на наш взгляд, послужат гарантом соблюдения интересов личности, охраны их прав и свобод. При таком подходе администрирование охватывает своим содержанием довольно широкий спектр правоотношений, направленных на реализацию конституционных прав человека и гражданина.
Понятие «государственное администрирование» многогранно. Данная деятельность осуществляется всеми тремя ветвями власти Российской Федерации и направлена на реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целом12.
Между тем в теории и практике отсутствует легальное понятие «государственное администрирование», определяющее его сущность и содержание, а также механизм реализации государствнного администрирования. Для устранения этого пробела представляется целесообразным статуирование данного правового института с позиций административного права что, несомненно, будет способствовать единому толкованию данной правовой категории, а также унификации и гармонизации отраслевых направлений государственного администрирования, позволит правоприменителю единообразно трактовать и реализовывать принципы, формы и методы такой деятельности, при этом значительно повысится ее эффективность.
Обращаясь к администрированию, следует отметить, что администрировать в переводе с латинского означает «управлять», «заведовать». В энциклопедических словарях понятие «администрирование» раскрывается как «управление», «заведование», «руководство», «процесс решения задач»13. Автору представляется более корректным, применительно к заявленной трактовке понятие, определенное А. Файолем: «Администрировать - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, координировать, контролировать. При этом предвидеть означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, т.е. строить двойной ̶ материальный и социальный организм учреждения; распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям»14.
14. Файоль А. Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. М., 1923. С. 97.
Следует отметить, что юридическая характеристика государственного администрирования, выражающая его специфику, место и функции среди других правовых явлений, находится в рамках административного права Российской Федерации.
По мнению специалистов, административное право не стоит ограничивать лишь двумя сферами - управленческой и полицейской15, хотя они, несомненно, занимают важнейшее положение в системе административного права. Административное право неизмеримо шире: оно нормативно определяет публичное администрирование во всех сферах жизнедеятельности, а именно: социально-культурной, финансово-экономической, административно-политической и иных сферах; устанавливает административный порядок и соответствующий правовой режим, за нарушение которого и предусматривается ответственность; исследует все, что происходит в сфере государственного администрирования. Административное право в определенных пределах и в конкретном объеме регламентирует в правовых установлениях порядок и процедуру администрирования.
Следует также отметить, что специалисты административного права исследуют правоотношения, возникающие в области администрирования, и главный объект исследования ̶ публичное администрирование и все отношения, связанные как с оказанием сервисных услуг гражданам и институтам гражданского общества, так и с управлением. Административное право — это, по сути, правовая оболочка публичного управления, управленческой деятельности, процесса управления и его организации (структуры)16.
Сущность государственного администрирования заключается в деятельности государственной администрации по защите посредством правовых норм интересов личности, гражданского общества и всего государства в целом. Сущность государственного администрирования заключается именно в том, что данная деятельность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие гражданского общества и государства.
Содержание государственного администрирования выражается прежде всего в реализации правовых норм, установленных или санкционированных государством по обслуживанию интересов личности и гражданского общества в сфере сервисных отношений (отношений реординации) посредством диспозитивного метода, который предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления.
Данный метод характеризуется отношениями реординации и проявляется в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т.д.).
Содержание государственного администрирования выражается также в реализации правовых норм, установленных или санкционированных государством по регулированию управленчеких функций государственного администрирования посредством императивного метода правового регулирования, т.е. метода властных предписаний, характерного прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации сверху вниз (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.
При этом уместно отметить, что содержание государственного администрирования выражается в реализации правовых норм, установленных или санкционированных государством по осуществлению полицейских функций (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности также посредством императивного метода правового регулирования), что регламентирвовано, например, в Федеральном законе от 28 января 2011 г. «О полиции»17.
При таком подходе не стоит забывать об административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц государственной администрации по привлечению к ответственности в пределах своей компетенции как физических, так и юридических лиц за нарушения административных деликтов в соответствии с КоАП РФ, а также о процессуальной деятельности судебных органов по решению правовых споров как физических, так и юридических лиц и восстановлению незаконно нарушенных прав и свобод граждан на основании Федерального закона от 20°февраля 2015 г. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»18 (введен в действие с 15.09.2015 г.).
Таковы основные тенденции и закономерности развития правового института «государственное администрирование», обнаруженные нами более чем за 10-летний период исследования. Можно с уверенностью констатировать, что прослеживается устойчивая тенденция совершенствования демократических устоев государственности. При этом Российская Федерация прочно встает на путь развития социального, правового, демократического государства, в котором интересы личности и гражданского общества являются приоритетными.
Закономерности общественного развития свидетельствуют о смене несовершенных форм советской общественно-экономической формации на более развитые, демократические. При таком подходе роль государства отходит на второй план и сводится в том числе к обслуживанию интересов личности и гражданского общества в сфере сервисных отношений посредством диспозитивного метода, который предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления, т.е. перед наукой административного права стоит важная задача по статуированию правового института «государственное администрирование», имеющего ярко выраженную административную правовую природу.
Предлагается под государственным администрированием понимать органически увязанную триаду, сущность которой заключается в деятельности государственной администрации по реализации задач и функций государства: 1) по обслуживанию и удовлетворению интересов личности и институтов гражданского общества; 2) по реализации управленческих полномочий государственного администрирования; 3) по охране общественного порядка, противодействию правонарушениям, а также обеспечению безопасности личности, гражданского общества и государства.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что посредством философии не решить конкретных проблем правоведения, однако помощь исследователю-юристу в осознании собственной позиции, упорядочении знания очевидна.
В этом и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоятельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.
В философском осмыслении феномена административного права представляется целесообразным исходить из того, что оно определяет меры противодействия посягательствам на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государством и гражданами, публичные и частные интересы и т.д.
Библиография
- 1. Актуальные проблемы государственного администрирования в финансово-экономической сфере / под ред. А.М. Воронова, А.А. Фатьянова. М., 2014.
- 2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России. М., 2019.
- 3. Баранчиков А.И., Баранчиков П.А., Громов А.Ю. Организация сетевого администрирования: учеб. 2-е изд., стер. М., 2018.
- 4. Бельский К.С. Полицейское право: лекционный курс. М., 2004.
- 5. Большая Российская Энциклопедия: в 30 т. Т. 1. А – Анкетирование / отв. ред. С.Л. Кравец. М., 2005. С. 234 - 236.
- 6. Воронов А.М. Административно-правовой режим в теории и практике обеспечения общественной безопасности. М., 2012. С. 154.
- 7. Воронов А.М. К вопросу о правовой регламентации государственного администрирования // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 38 - 43.
- 8. Воронов А.М. К предмету административного права современной России // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 6 - 12.
- 9. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98 - 102.
- 10. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28–30.
- 11. Кобзарь-Фролова М.Н. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина: современное представление, преподавание в юридических вузах // Юридическое образование и наука. 2018. № 7. С. 6 - 11.
- 12. Налоговое администрирование и контроль: учеб. / под ред. Л.И. Гончаренко. М., 2019.
- 13. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный науч.-популяр. журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83 - 89.
- 14. Файоль А. Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. М., 1923. С. 97.
2. См.: Федеральный закон от 24.12.2002 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2, ст. 171; 2018. № 51, ст. 7861.
3. Об этом см., напр.: Указ Президента РФ от 15.05.2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2018. № 21, ст. 2981; № 38, ст. 5834; 2019. № 9, ст. 824.
4. Об этом см., напр.: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52, ст. 7477; 2018. № 50, ст. 7739.