ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Образование - залог формирования «зоны знаний» в интеграционных объединениях государств и потенциал самореализации личности в гражданском обществе

Код статьи
S013207690007474-3-1
DOI
10.31857/S013207690007474-3
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 11
Страницы
86-93
Аннотация

В статье образование рассматривается как сфера, являющаяся основой формирования «зоны знаний» современных государств в отдельности и интеграционных объединений государств на примере ЕС и EAЭС. Автор раскрывает назначение и основные направления национальных программ развития образовательного пространства в России и программ ЕС, а также влияние сферы образования на формирование «общества знании» и самореализацию личности в гражданском обществе. В силу того что формирование единой «зоны знаний» в современных условиях цифровых технологий невозможно без интеграции образования в мировом образовательном пространстве (сообществе) на равноправной и взаимовыгодной основе, в статье подчеркивается необходимость участия России в этом процессе.

Ключевые слова
«зона знаний», образование, национальные образовательные программы, гражданское общество, личность, самореализация, интеграционные объединения государств (ЕС и ЕАЭС), общество знаний, правовое регулирование
Дата публикации
16.12.2019
Всего подписок
88
Всего просмотров
2227

Термин «зона» достаточно многогранен и означает прежде всего определенное пространство, ограниченную территорию. Применительно к проблеме «зона знаний» этот термин, на наш взгляд, означает конкретную область (или сферу данных) информации, полученной в результате познавательной человеческой деятельности. При этом «знание» – термин весьма широкий, включающий в себя как научный, так и обыденный компоненты. Но в любой случае знание должно обладать достоверностью и объективностью. Безусловно, их степень различна. Особенность знаний в человеческом обществе (гражданском особенно) в том, что они связаны правилами и процедурами, действующими в нем. Научные знания в известной степени имеют специализированный (профессиональный) характер и неотделимы от личности.

Сегодня «зона знаний» включает в себя как теоретические, так и эмпирические, общественные и личностные аспекты. Последние предполагают наличие умения. Знания и умения приобретаются человеком в процессе познания, получения образования и проверены на практике.

Сфера образования все более и более приобретает стратегический характер, ибо именно эта сфера является основой формирования «зоны знаний» современных государств в отдельности и интеграционных объединений государств в целом, основой для прорыва в сфере экономики, культуры, развития цифровых технологий.

Правовое регулирование сферы образования отличается следующим: сочетанием нормативного правового регулирования и саморегулирования;

наличием государственного и негосударственного сегментов в системе образования; расширением внедрения в процесс образования, начиная с дошкольного, современных информационно-коммуникационных технологий;

интеграцией образования в мировом образовательном пространстве (сообществе) на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»1);

1. См.: СЗ РФ. 2012. № 53, ст. 2798.

расширением академической и студенческой (и школьной) мобильности;

расширением насыщения рынка образовательных услуг обучающимися технологиями (в том числе педагогическими); отвечающими международным стандартам;

сочетанием обучения и воспитания (духовно-нравственного, правового), что дает личности возможность использовать полученные знания во благо общества и государства, в том числе и для формирования «зоны знаний» в общечеловеческом масштабе.

Вместе с тем внедрение самых современных технологий ̶ отнюдь «не панацея от всех бед», а наоборот, нередко таит в себе опасность для человека, природы, государства и общества, ибо человек все более и более отчуждается от государства и общества, как бы замыкается в своем «мирке» наедине с телевизором и компьютером и не участвует в жизни общества. Причем такое явление характерно для всех стран.

Как известно, целью образования во все времена было стремление к приобретению уже имеющихся знаний и возникновению новых. В России, в том числе современной, этому мешали и мешают забюрократизированность и заорганизованность всей образовательной системы. Ни одна сфера общественного развития не подвергалась столь многократному реформированию со стороны государственной власти, как образование. При этом население (общество) фактически было устранено от решения насущных проблем, прежде всего школьного образования. Введение Единого государственного экзамена, как показывает практика, не оправдало ожидаемых надежд, ибо свелось к «натаскиванию» выпускников школ по определенным учебным дисциплинам. Полученные таким образом знания очень быстро забываются, не говоря уже о том, что из школьных программ исключены дисциплины, формирующие всесторонне развитых и знающих людей, а не просто просвещенных и поверхностно информированных. Безусловно, это не означает, что нет положительных примеров. В частности, неоднократные победы российских школьников на международных соревнованиях по роботомоделированию, телевизионные передачи типа «Умники и умницы» наглядно демонстрируют, что не только в центральных регионах России, но и в «глубинке» имеет место стремление молодежи не только к самообразованию, приобретению профессиональных знаний, но и к расширению кругозора.

Правовое регулирование образовательных услуг (термин явно неудачный, ибо знание еще с древности считалось «великой силой») предусмотрено в достаточно многочисленных нормативных правовых актах, в основном носящих подзаконный характер (инструкции, правила, положения и т.п.). Ныне действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает необходимость государственных образовательных стандартов, предусматривает свободу выбора образования, его уровни и формы, в том числе возможность самообразования (ч. 5 ст. 43 Конституции РФ)2.

2. В научной литературе неоднократно подчеркивалась целесообразность формирования новой комплексной отрасли права ̶ образовательного права (см., напр.: Духно Н.А. Правовое обеспечение образования // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 58).

Разумеется, нельзя избежать государственных требований к образовательной деятельности – они имеют место во всех странах, но необходимо существенно сократить их объем и тем самым освободить педагогических работников от бессмысленной трудоемкой «бумажной» работы. Это будет способствовать тому, что больше внимания будет уделяться творческим подходам, породит заинтересованность педагогов не только в том, чтобы дать знания, но и привить каждому привычку и желание приобретать самые разнообразные знания. Прекрасный советский лозунг «Учиться, учиться, учиться» никогда, ни при каких обстоятельствах не утратит своей актуальности, а, наоборот, с каждым годом потребность в приобретении знаний и навыков будет возрастать как в России, так и в мировом пространстве.

Формирование «зоны знаний» в любой стране невозможно без научного, культурного, технологического сотрудничества с другими государствами. Учитывая реалии современности, расширение мировых интеграционных процессов, необходимо постоянно использовать положительный (эффективный) опыт ведения образовательной деятельности в зарубежных странах, в том числе на уровне ЕС и ЕАЭС. Это взаимодействие по подготовке высокопрофессиональных кадров будет развиваться и расширяться.

Вместе с тем нельзя забывать применительно к интеграционным объединениям государств, что: а) не существует одинаковых государств в экономическом, национально-культурном, религиозном и т.д. плане; б) что единая, к примеру европейская, политика в сфере образования отрицает унификацию этой сферы, но лишь устанавливает одинаковые критерии уровня профессиональной квалификации; в) что принцип свободы выбора образования означает возможность получать образование (школьное, университетское) в любой стране ЕС.

В настоящее время вопросы сотрудничества в сфере формирования «зоны знаний» (включая образование) в странах Евразийского экономического союза находятся в самом начале своего пути. К сожалению, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.3 эта область общественного развития не нашла своего отражения4.

3. См.: [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2018).

4. В странах – членах ЕАЭС имеет место взаимное признание документов об образовании, за исключением, например, дипломов юридического профиля.

Формирование единой «зоны знаний» в ЕС потребовало принятия правовых актов, регламентирующих порядок организации процесса образования с целью достижения единой европейской идентичности.

Внедрение в образовательную практику «европейского измерения в образовании» позволило решить ряд проблем, способствующих повышению знания и компетенции. Речь идет, во-первых, о стандартизации общего образования; во-вторых, об учете потребностей общества и государства в знаниях и кадрах; в-третьих, о прогнозировании результатов обучения; в-четвертых, о расширении системы курсов по выбору в высших учебных заведениях; в-пятых, о более узкой специализации с целью подготовки высококвалифицированных кадров, причем это касается не только выпускников, но и педагогических кадров; в-шестых, о расширении дистанционного обучения.

В § 3 ст. 165 разд. XII «Образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт» Договора о функционировании Европейского Союза5 особо отмечается стремление ЕС к созданию благоприятных условий и сотрудничеству в сфере образования с не входящими в ЕС странами и соответствующими международными организациями.

5. См.: Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в ред. Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия. URL: >>>> (дата обращения: 01.03.2019).

Необходимость формирования «зоны знаний» подчеркивает и тот факт, что область образования – это совместная компетенция интеграционного объединения государств и его членов6. При этом деятельность самого объединения (ЕС) носит координирующий, можно сказать, дополняющий характер, не затрагивая ответственности государств-членов как за организацию системы образования и содержание образовательного процесса, так и за их культурное и языковое разнообразие, что исключает абсолютную унификацию правового регулирования сферы образования в государствах-членах. Это, безусловно, является сдерживающим фактором для удовлетворения собственных интересов ЕС и способствует национальному суверенитету государств-членов (и третьих стран).

6. Не случайно в Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений в сфере образования относится к совместному ведению Российской Федерации и каждого ее субъекта.

Как вытекает из § 2 ст. 166 Договора о функционировании Европейского Союза, основные направления деятельности ЕС в сфере образования связаны со стремлением Союза всячески развивать европейское измерение в образовании прежде всего путем содействия сотрудничеству между образовательными учреждениями. Для этого предусмотрены и активно проводятся в жизнь, в частности:

развитие обмена информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для систем образования государств-членов;

обучение языкам государств-членов и распространение их знания;

создание благоприятных условий для развития обменов (мобильности) молодыми людьми и организаторами, процесса обучения и поощрения участия молодых людей в демократической жизни Европы;

поощрение развития дистанционного обучения.

Важное значение для формирования «зоны знаний» в ЕС имеет европейское пространство высшего образования, целью которого являются упрочение и развитие интеллектуального, научно-инновационного и культурно-творческого потенциалов Европейского континента. Уже более 30 лет активно осуществляется Трансевропейская программа передвижений для университетских занятий ТЕМПУС (TEMPUS)7. В настоящее время ее действие распространено на все государства Восточной Европы, имеющие ассоциацию с ЕС, а также на Россию, государства СНГ и Монголию. Цель этой программы состоит одновременно в модернизации высшего образования и содействии добровольному сближению систем высшего образования в странах ̶ участницах программы, что предполагает взаимовыгодное сотрудничество между образовательными учреждениями, развитие академических связей и поддержку университетских ассоциаций.

7. См.: Решение Совета 90/223/ЕЭС от 1 мая 1990 г. о Трансевропейской программе передвижений для университетских занятий (TEMPUS), (OJ 1990, L 131. Р. 21).

Сейчас в России наметилась тенденция (пока еще слабая) возвращения к советской практике создания и функционирования школ (лицеев, гимназий), например физико-математических и т.д., сочетавших в себе теоретическое и эмпирическое обучение, для чего сегодня имеются все технологические возможности. Такая практика позволяет выявить на ранних стадиях молодых людей, обладающих не только соответствующими способностями, но и реализовать их стремление идти в науку, т.е. пробуждать познавательный процесс, развивать «зону знаний» в мировом масштабе, самореализацию в конкретной области научного знания, найти свою нишу в применении полученных знаний. Это, однако, не означает, что менее одаренные люди будут «на обочине жизни», ибо у каждого есть свое место, чтобы приложить профессиональные знания и умения в своей профессии и тем самым приносить практическую пользу своему государству и гражданскому обществу.

Кроме того, надо понимать, что бессмысленно и бесполезно обладать только теми знаниями, которые предложены в процессе обучения, без постоянного самообразования, стремления получить новые знания. Процесс обучения не имеет временных рамок – он длится с самого рождения до смерти человека.

Одним из источников приобретения профессиональных знаний в последнее время выступают ежегодные международные, всероссийские и региональные конкурсы профессионального мастерства.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства “Лучший по профессии”»8 направлено на поднятие престижа рабочих профессий, повышение уровня профессиональных знаний, использование методики международного конкурса Worldkills. Суть этой методики состоит в оценке умения конкурсантов работать на современном технологическом оборудовании. Результаты такого рода конкурсов (победителями которых нередко становятся представители России) проявляются, во-первых, в расширении профессиональной «зоны знаний» как внутри отдельных стран, так и в международном пространстве; во-вторых, в необходимости подготовки все более образованных и квалифицированных кадров на рынке труда; в-третьих, в постоянном техническом (технологическом) переоснащении экономического пространства; в-четвертых, в популяризации рабочих профессий.

8. См.: СЗ РФ. 2011. № 50, ст. 7399.

Кроме того, такие мероприятия (конкурсы, олимпиады и т.д.) есть не что иное, как дополнительный вид образования – повышение квалификации или переподготовка профессиональных кадров, что вносит свой вклад в формирование «зоны знаний» как отражения «свободы движения знаний».

Таким образом, образование дает личности конкретное знание, под которым в философии понимают полученную и упорядоченную информацию (различной степени достоверности и объективности), отражающуюся в сознании человека и должным образом зафиксированную в соответствующих источниках (книгах, чертежах и т.п.).

Сегодня одна из проблем государственного и общественного развития – отчуждение личности, прежде всего политико-правовое. Это явление характерно не только для России, но для других стран, в том числе входящих в интеграционные объединения, что связано с чувством неудовлетворенности государственной политикой, в частности в образовательной сфере, о чем свидетельствуют периодические протестные выступления студентов.

Среди факторов, способствующих отчуждению индивида от образования, следовательно, и от формирования общества знаний (общества знания), следует назвать:

создание Интернета и компьютерной виртуальной реальности;

дистанционное обучение в текущей его форме;

отсутствие популяризации науки (например, такие журналы, на которые в советское время было весьма трудно подписаться, как «Наука и жизнь», «Знание» и др., существенно сократили тираж и фактически потеряли подписчиков);

невостребованность науки бизнесом;

утрата доверия населения к знаниям и науке в значительной мере из-за незаинтересованности государства в научных знаниях (хотя в последнее время есть небольшие сдвиги в этом направлении в связи с кампанией перехода на цифровую экономику).

Сегодня на авансцене появилась практика проведения всероссийских открытых конкурсов «Лидер России», цель которых состоит в выявлении грамотных, всесторонне образованных молодых управленцев (как граждан России, так и иностранцев не старшее 55 лет), обладающих знаниями современных технологий, опытом управления в других странах и в интеграционных объединениях государств. Победа (и даже сам факт участия) в конкурсе – показатель самореализации личности в гражданском обществе, желания молодых людей реализовать свои знания и умения на выбранном поприще. А это есть не что иное, как вклад в фундамент «зоны знаний» современного государства и общества, устремление в будущее.

Современное гражданское общество как общество знаний (общество знания) основано на постулате «научиться учиться». Проведение такого рода конкурсов – один из стимулов расширения «зоны знаний» каждого участника и общества в целом. В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе управленцев «Лидеры России»9 предусмотрены стимулы (поощрения) для победителей данного конкурса в виде денежных грантов для продолжения обучения, возможности повышения квалификации на лучших программах управления. Кроме того, у них есть шанс получить в наставники известных бизнесменов и руководителей. В конкурсе 2018 - 2019 гг. изъявили желание работать 20 партнеров, которые также предоставляют свои пакеты предложений. В перспективе речь идет о подготовке резерва управленческих кадров для государственных, общественных и коммерческих структур.

9. См.: [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 28.02.2019).

В формировании «зоны знаний» российского общества огромную роль должна сыграть реализация Национальной программы по образованию, являющейся одним из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ до 2024 г. Основные цели этой программы – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и расширение присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов – Academic Ranking of World Universities (ARWU), Times Higher Education (THE), QS World University Rankings (QS)10.

10. См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20, ст. 2817; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2019).

Для достижения этой «глобальной» цели предстоит решить много задач, непосредственно относящихся как к образованию и воспитанию подрастающего поколения, так и к проблемам в сфере экономики, социального развития и т.д.

Говоря об образовании, следует выделить;

насыщение современной и безопасной цифровой технологией (средой), обновление программ школьного образования, позволяющих сформировать ключевые цифровые навыки, отвечающих вызовам современности;

подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, способных не только дать должные знания, но и воспитать социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (с учетом опыта деятельности образовательного фонда «Талант и успех»), основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение, профориентацию и стремление к самореализации в жизни общества и государства;

расширение системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста (например, всероссийских и международных олимпиад школьников, сети детских технопарков «Кванториум», проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» для учеников 6 - 11 классов и т.п.);

модернизацию профессионального образования, в том числе внедрение адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ среднего профессионального, высшего образования (в частности, запланировано создание более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских, оснащенных современным оборудованием по стандартам Ворлдскиллс Россия);

Для поднятия престижа образования, развития науки, экономики и других сфер общественных отношений, особенно в свете построения общества знаний (общества знания), необходимо целенаправленно поощрять молодежь путем развития внедрения технологий «социальных лифтов», поддержки общественных инициатив, молодежного самоуправления для выработки желания и умения самореализоваться в любой области деятельности государства и гражданского общества.

Хорошая задумка в увеличении вдвое количества иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, и трудоустройстве лучших из них в России с учетом потребностей экономики может обернуться совсем другой стороной – проблемами с трудоустройством российских специалистов. В настоящее время далеко не все бакалавры, специалисты и магистры, специалисты среднего звена и даже кадры высшей квалификации (кандидаты наук) нашли себе применение на практике. Многие из них по разным причинам работают не по специальности.

В интеграционных объединениях государств уже не один год действуют, в частности, «программы ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки как способ реализации европейской образовательной политики»11. Их старт начался с принятием Резолюции 1976 г., однако реализация такого рода программ была затруднена из-за неразработанности правового регулирования. И только с 1986 г., когда были созданы и внедрены в практику первые программы в сфере образования, можно говорить о начале их «шествия» по Европейскому континенту. ЕС прошло достаточно долгий и сложный путь по реализации своей образовательной политики. Она характеризуется постепенным переходом от формирования программ, реализуемых исключительно внутри сообщества, к программам, направленным на сотрудничество за пределами ЕС, в том числе с третьими странами. При этом каждая программа затрагивала конкретный аспект образования и профессиональной подготовки политики, например укрепление связей между профессиональным образованием и деловым сектором (Евротекнет), развитие коммуникаций и информации (сеть Юридайс) и др.12

11. Ломакина И.С. Программы ЕС в сфере образования и профессиональной подготовки как способ реализации европейской образовательной политики // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2012. № 2(30). С. 173 - 178.

12. См. подр.: там же; European Commission Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Erasmus of all. The EU Programmed for education, training, youth and sport. Brussels, 23.11.2011.

Значительное место в европейской образовательной политике уделяется профессиональному обучению. Статья 166 Договора о функционировании Европейского Союза четко определяет предназначение ЕС в этой области, а именно: обеспечить приобретение знаний и навыков, способствующих в конечном счете облегчению адаптации к индустриальным изменениям, в частности с помощью профессионального обучения и переподготовки, профессиональной интеграции и реинтеграции на рынок труда. Конкретные меры для достижения этих целей отражены в совместных актах парламента и Совета ЕС, что отнюдь не означает отсутствия правового регулирования сферы образования и профессионального обучения в государствах, входящих в Союз.

Реализация (причем весьма успешная) образовательных программ ЕС показала наличие общих проблем в странах ̶ членах Сообщества, возможности совместного их решения, необходимость совершенствования правового регулирования во многих государствах, создания административных и финансовых ресурсов на национальном и международном уровнях.

Повышение образовательного уровня в каждом отдельном государстве и в мировом сообществе – настоятельная потребность развития человеческого существования. Решение этой проблемы способствует накоплению разносторонних знаний – одному из эффективных источников развития экономики, социально-культурной сферы, повышения жизненного уровня населения Земного шара, процветания государства и эффективности права. При этом «зона знаний» любого государства и общества должна обеспечивать приоритет национальных (цивилизационных) и духовно-нравственных ценностей, несмотря на всевозрастающий доступ к информации, обеспечивающий свободу выбора средств получения знаний.

В настоящее время возможности самореализации личности в России связывают с повышением образованности, ибо именно образование вносит решающий вклад в формирование интеллектуального потенциала, обеспечивающего инновационное развитие общества. В развитом гражданском обществе имеются все возможности не только для формирования социально активной личности, но и соединения общественных (публичных) и индивидуальных интересов в целях использования знаний (технологических, гуманитарных и др.) для достижения экономического прогресса, расцвета культуры, обеспечения безопасности, гарантирования прав и свобод личности.

Личность в гражданском обществе, обладая собственными интересами, которые в значительной мере формируются под влиянием полученных знаний (образования и самообразования), наделена способностью к самореализации. Более того, личность, будучи отражением социально-экономической реальности, обладает определенной мерой самостоятельности и самоопределения. «Зона знаний» каждого индивида есть реализация в жизни возможностей развития «Я».

Одно из последствий образованности – гармония личности с самой собой и окружающим миром. Призвание права в этой гармонии состоит в том, что оно очерчивает пределы (границы) самореализации, позволяющие, с одной стороны, сохранить социум, а с другой – удовлетворить разнообразные потребности и интересы личности, создавая правовые возможности для самореализации личности через регулирование системы образования.

Развитие цифровой действительности и формирование информационного общества (общества знаний) требуют:

усвоения уже накопленного человечеством знания, социальных норм поведения, ценностей и традиций;

постоянного расширения и совершенствования научных, технологических и гуманитарных знаний;

развития личностных способностей для активного воплощения в реальной жизни полученных индивидом знаний, в том числе с точки зрения умения адаптироваться к постоянно меняющейся действительности, ибо самореализация есть не что иное, как свобода выбора своего образа жизни (самотворчества жизненного пути).

Самореализация личности в условиях формирования общества знаний (гражданского, информационного) предполагает умение учиться, умение общаться и умение выбирать13. При этом надо иметь в виду, что современные технологии (знания) периодически утрачивают свою актуальность и устаревают, поэтому процесс обучения, овладевания знаниями бесконечен. Главное – это умение человека систематизировать полученные знания (информацию), отделять реальное от виртуального, не замыкаться в «плену» исключительно эгоистических интересов.

13. См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2008. С. 450.

Социальная ответственность личности в глобализирующемся (информационном) мире в определенной мере является результатом формирования «зоны знаний» в образовании. При этом современное общество как общество знаний (общество знания) непосредственно связано, можно даже сказать, ориентировано (должно) на использование в сфере образования постоянно создаваемых все новых и новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. Система образования сегодня как основополагающий инструмент формирования «зоны знаний» предполагает совершенствование правового регулирования функционирования онлайн-образования, электронных библиотек и т.д.14

14. См.: Орлова О.В. Единая «зона знаний» интеграционного объединения государств как фактор повышения социально-правовой активности и самореализации личности, развития гражданского общества государств-членов // Право и государство: теория и практика. 2018. № 12. С. 111.

Хотим мы или не хотим, но сегодня трудно (если не сказать ̶ невозможно) отделить индивидуальное от общественного и наоборот. Самореализация, в том числе правовая, – это и самоопределение, и самопознание, и самовыражение, и желание пользоваться своими возможностями (правовыми, техническими и т.д.), осознание необходимости исполнения обязанностей по отношению к другим. Такая установка в определенной мере вырабатывается в процессе правового воспитания, которое направлено, с одной стороны, на получение знаний о праве, законах, с другой – на формирование должной требовательности к себе и другим. Кроме того, результат самореализации (профессиональный, творческий, политический и т.д.) приносит личности психологическую удовлетворенность, соответствует убеждениям и активной жизненной позиции, способствует ее самоидентификации в гражданском обществе и представляет собой проявление саморегуляции личности (свободу ее воли).

Для достижения такого результата необходимы: 1) развитие системы гражданского образования, направленного на обеспечение знаниями и навыками для активного участия в демократическом гражданском обществе15; 2) выработка внутренней мотивации активности личности, стремления к самореализации; 3) претворение в жизнь приобретенных знаний, в том числе своих прав и обязанностей. Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Можно с полной ответственностью утверждать, что в условиях формирования гражданского общества как общества знаний недостаточно просто дать знания, привить умения и навыки; индивиду необходима ориентация на всестороннее (культурное и интеллектуальное) его развитие.

15. См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 г.). Раздел 4.1.2 (Молодежная политика) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 22.02.2019).

Таким образом, расширение самореализации личности в гражданском обществе требует одновременно больших усилий со стороны самого человека и организации образовательного и научно-технологического пространства силами государства и общества (бизнеса, общественных институтов и т.п.), способствующих усвоению различных знаний, правовых, нравственных норм и иных правил поведения. Только в таких условиях достигаются саморегуляция процесса приобретения знаний и самоактуализация интеллектуального, коммуникативного, творческого потенциала человека. Более того, именно информация и знание стоят во главе социально-экономического развития государства и общества, определяют суверенитет и национальную безопасность России. Эта мысль четко прослеживается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы16.

16. См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

В этом плане невозможно переоценить роль для учащихся всех уровней создания Технологической долины МГУ (Научно-технологической долины МГУ «Воробьёвы горы»). Ценность этого проекта состоит не просто в расширении объема их знания (что уже само по себе важно), но в возможности осуществлять внедрение своих идей на практике, проверяя опытным путем их целесообразность и необходимость с точки зрения развития экономики, социально-культурной сферы жизнедеятельности государства и общества. Реализация этого проекта направлена на повышение престижа науки и её вклада в развитие бизнеса в России и позволит (как задумано) вернуть российских ученых из-за рубежа, привлечь иностранных студентов и молодых ученых.

Библиография

  1. 1. Духно Н.А. Правовое обеспечение образования // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9. С. 58).
  2. 2. Ломакина И.С. Программы ЕС в сфере образования и профессиональной подго-товки как способ реализации европейской образовательной политики // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2012. № 2(30). С. 173 - 178.
  3. 3. Орлова О.В. Единая «зона знаний» интеграционного объединения государств как фактор повышения социально-правовой активности и самореализации личности, развития гражданского общества государств-членов // Право и государство: теория и практика. 2018. № 12. С. 111.
  4. 4. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М., 2008. С. 450.
  5. 5. European Commission Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Erasmus of all. The EU Programmed for education, training, youth and sport. Brussels, 23.11.2011.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека