Наука административного права в Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Наука административного права в Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Аннотация
Код статьи
S013207690009947-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Воронов Алексей Михайлович 
Должность: Заведующий сектором административного права и административного процесса, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
165-170
Аннотация

Автор констатирует, что в Российской Федерации многие парадигмы права нуждаются в переосмыслении и модернизации. Это в полной мере касается и доктрины административного права. На основании изложенной в статье аргументации предмет административного права становится емким и выходит за пределы только государственного управления. Автор, развивая сервисный подход применительно к государству, обращает внимание, что идея эта не нова. Ее можно обнаружить и в либертарной теории права, разработанной советским и российским правоведом В.С. Нерсесянцем. При таком подходе автор отмечает, что предметом административного права является органически увязанная квадрига правоотношений: во-первых, правоотношения в сфере реализации управленческой функции государственного администрирования, обеспечивающей поступательное социально-экономическое развитие государства; во-вторых, правоотношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом; в-третьих, правоотношения именно в сфере оказания публичных услуг (отношения реординации), которые возникают по инициативе обычного гражданина и обращены в сторону властных структур; в-четвертых, правоотношения, возникающие по инициативе заявителя по вопросам восстановления нарушенных неправомерными действиями должностных лиц государственной администрации прав и свобод граждан.

Ключевые слова
право, правоприменение, наука, парадигма, юриспруденция, административное право, предмет административного права, либертарная теория права, сервисные отношения, квадрига правоотношений
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках НИР Института государства и права РАН № 0157-2019-0010 «Современные формы и методы административного регулирования экономической деятельности в Российской Федерации (правовое исследование)».
Классификатор
Получено
28.02.2020
Дата публикации
23.06.2020
Всего подписок
36
Всего просмотров
3449
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Перед российской наукой поставлены амбициозные задачи, связанные с прорывом в развитии научного потенциала и обеспечением глобального лидерства Российской Федерации в реализации приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований.
2 Обращаясь к предмету исследования, уместно отметить, что именно в Институте права АН СССР под руководством акад. А.Я. Вышинского состоялось Первое совещание по вопросам науки советского государства и права (16 - 19 июля 1938 г.)1, которое в истории советской юридической науки занимает особое место.
1. См.: Уманский Я.Н. Первое совещание по вопросам науки советского государства и права // Вестник АН СССР. 1938. № 7; Основные задачи науки советского социалистического права: доклад А.Я. Вышинского, прения и заключ. слово на I совещании по вопросам науки сов. государства и права. [16 - 19 VII 1938 г.]. М., 1938.
3 Вопрос об определении советского права был поставлен после принятия Конституции СССР 1936 г. – «Конституции победившего социализма». Этот вопрос был главным на первом Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства (1938 г.).
4 Под правом понималась «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
5 Наряду с таким общим определением права на Совещании было одобрено и иное определение советского права: «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».
6 Здесь уместно обратить внимание, что в этом же разделе доклада были специально оговорены задачи науки советского административного права.
7 Как подчеркивал А.Я. Вышинский, «советское административное право должно в системе советского права занять одно из важнейших мест в силу исключительного значения, которое принадлежит вопросам администрации (управления) в деле социалистического строительства»2. Точнее - вопросам государственного администрирования органов власти, а применительно к реалиям сегодняшнего дня - вопросам публичного администрирования в социально-экономической сфере.
2. Уманский Я.Н. Указ. соч. С. 51.
8 Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что либертарная теория акад. В.С. Нарсесянца - одна из наиболее интересных версий философского типа правопонимания, выдвинутая им в 70-е годы прошлого столетия, так же как и взгляды Ноама Хомского, чаще всего классифицируемые как либертарный социализм , актуализировалась и получила развитие в Конституции РФ 1993 г., в которой права и свободы человека и гражданина провозглашены приоритетными, при этом защита вышеуказанных прав и свобод - главнейшая задача государства.
9 Российская Федерация встала на новый путь развития, а именно: построение социального демократического правового государства, где права и свободы человека и гражданина являются приоритетными.
10 Предпринятое ранее обращение автора к трудам классиков административного права3 показало прозорливость и состоятельность их научных школ, которые нашли свое выражение и в работах современных ученых-административистов. В те давние времена они заложили прочный фундамент науки современного административного права.
3. См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972; Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972; Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.
11 Профессор Б.М. Лазарев, анализируя понятие компетенция органов управления, вышел на решение проблемы делегирования полномочий – проблемы, о которой в административно-правовой науке и управленческой практике имелись довольно смутные представления.
12 Как справедливо отмечает проф. К.С. Бельский, «раскрывая понятие делегирования полномочий, показывая возможности этого института в управленческой деятельности, Лазарев вместе с тем осторожно подходит к этой форме администрирования полагая и, вполне обоснованно, что она – “таит в себе опасность частичной подмены одних органов другими”»4. Здесь представляется уместным еще раз обратить внимание на умозаключение К.С. Бельского, которое идет в контексте мнения Б.М. Лазарева: институт делегирования полномочий управленческой деятельности является формой администрирования5.
4. Бельский К.С. Б.М. Лазарев (1930 - 1995). Краткий очерк об ученом // Государство и право. 1996. № 9. С. 153 - 158.

5. См.: Каплунов А.И., Ухов В.Ю. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права // Государство и право. 2019. № 9. С. 168 - 177.
13 Таким образом, известный специалист административного права лишний раз показывает состоятельность умозаключений автора настоящих строк о том, что понятие «администрирование» гораздо шире понятия управления.
14 Как было указано ранее, отправной точкой становления и развития государственности стало принятие в 1993 г. Конституции РФ. Здесь можно много говорить о достоинствах и недостатках Основного Закона страны, однако, по мнению автора, многие положения Конституции РФ только недавно актуализировались и стали воплощаться в реалии современности.
15 Вновь обращаясь к правовой доктрине Российской Федерации, уместно отметить, что термин «администрирование» прочно вошёл в теорию и практику деятельности публичной администрации и трактуется достаточно широко6. В некоторых случаях администрирование отождествляют с управлением; в других - с совершенствованием деятельности государственной либо публичной администрации по реализации их задач и функций; в иных случаях - в контексте совершенствования правового регулирования той или иной отрасли права и т. д. При этом ни один автор не дает понятия этого феномена, не раскрывает его сущности, содержания, форм и методов, а также не отграничивает его от смежных понятий данного категориального ряда.
6. Подробнее см.: Воронов А.М. Правовая доктрина современной России: проблемы и перспективы // >>>> . 2018. № 2. С. 47, 48.
16 Здесь уместно обратиться к умозаключению американского проф. Вудро Вильсона, который в 1887 г. положил начало теоретической разработки вопросов государственного администрирования в своей работе «Изучение администрирования»: «Наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности власти, сделает ее работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления».
17 Обращаясь к проблемам науки административного права, уместно отметить, что 11 февраля 2020 г. в Институте государства и права РАН состоялась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему «Актуальные проблемы науки административного права» («Лазаревские чтения - 2020»), посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося ученого-административиста Б.М. Лазарева.
18 В работе конференции приняли участие более 50 ведущих ученых-административистов страны, более 100 исследователей и соискателей ученой степени канд. юрид. наук, представители Государственной Думы ФС РФ, руководители различных федеральных органов исполнительной власти, представители судейского сообщества и другие практические работники.
19 На конференции были обсуждены актуальные проблемы науки административного права:
20 значение научного наследия Б.М. Лазарева для науки административного права;
21 основные проблемы развития науки административного права;
22 проблемы реформирования законодательства об административной ответственности, а также в сфере контрольной и надзорной деятельности;
23 сущность и содержание государственного администрирования в социально-экономической сфере;
24 совершенствование механизма осуществления сервисных функций органами исполнительной власти и многие другие.
25 С приветственным словом выступили директор Института государства и права РАН, член-корр. РАН А.Н. Савенков и советник дирекции ИГП РАН, акад. РАН В.И. Жуков.
26 Памяти Б.М. Лазарева, его творческому пути и наследию посвятили свои выступления мэтры административного права:
27 главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ А.П. Шергин («Ученый, государственный деятель, гражданин (К 90-летию со дня рождения Бориса Михайловича Лазарева)»);
28 профессор Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ Л.Л. Попов («Б.М. Лазарев - руководитель комиссии по подготовке 1-го КоАП РСФСР»);
29 профессор кафедры административного права и процесса Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д-р юрид. наук, проф. Б.В. Россинский («О широком понимании государственного управления в трудах Б.М. Лазарева»); и др.
30 В своих выступлениях известные ученые административно-правовой науки высказали свое отношение к наследию Б.М. Лазарева, его неоценимому вкладу в науку административного права, отмечая при этом, что его идеи и умозаключения нашли свое выражение в учениках, представителях его научной школы7. В дальнейших выступлениях докладчики уделяли особое внимание развитию предмета административного права, в особенности вопросам реформирования законодательства в области контроля и надзора, а также реформирования законодательства об административной ответственности.
7. См., напр.: Галузо В.Н. «Научные школы» в юриспруденции Российской Федерации: реальность или иллюзия? // Образование и право. 2018. № 4. С. 42 - 51.
31 Уместно отметить наиболее характерные выступления мэтров административного права. Так, директор Института правовых исследований НИУ ВШЭ, д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ Ю.А. Тихомиров («Административное право как фактор устойчивого экономического развития»), а также профессор кафедры административного права и процесса Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ М.С. Студеникина («Дискуссионные вопросы определения границ современного административного права как отрасли права») критично отнеслись к ходу проводимой административной реформы и ее результатам, опубликованным на сайте правовой информации Правительства РФ. Это - проекты нового КоАП РФ и Процессуального кодекса об административных правонарушениях.
32 Авторы обратили внимание на то, что в работах современных ученых-административистов (А.И. Стахов, П.И. Кононов, А.М. Воронов), да и многих других исследователей умаляется функция государственного управления. На первый план встраивается сервисная функция по представлению и оказанию гражданам государственных услуг, а также восстановлению их законных прав и свобод, нарушенных незаконными действиями должностных лиц государственной администрации.
33 Так, П.И. Кононов, рассматривая предмет административного права, утверждает, что его не следует сводить исключительно к управленческим отношениям. Административное право, как полагает автор, «не может пониматься буквально только как право управления, управленческое право, а представляет собой̆ публичное общественное право или право публичного благополучия, определяющее правила сбалансированного и безопасного сосуществования всех членов общества в их взаимных отношениях, обеспечение реализации которых возлагается на государство в лице органов исполнительной̆ власти и иных административно-публичных органов посредством осуществления ими соответствующих видов как властной, так и невластной (обслуживающей) административной деятельности»8.
8. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 69.
34 При таком подходе современное общество должно быть способно само определить те сферы, где участие государства в управлении общественными процессами необходимо и социально значимо.
35 Вместе с тем данная идея является не новой. Она берет свое начало еще с европейской камеральной науки, где проф. Ориу, один из ее идеологов, в 1897 г. заявлял: «Административное право можно рассматривать двояко: с позиции политической науки (практической науки управления) и с точки зрения права. Для политической науки главным является существование и деятельность служб, оказывающих услуги обществу, тогда как административное право выступает в качестве совокупности норм, определяющих организацию и функционирование публичных служб и регулирующих деятельность общественно полезных служб»9.
9. Цит. по: Драго Р. Административная наука / пер. с франц. В.Л. Энтина; под ред. и с послесл. Б.М. Лазарева. М., 1982. С. 20.
36 Предпосылки развития сервисного подхода применительно к нашему государству можно обнаружить и в либертарной теории права, разработанной советским и российским правоведом В.С. Нерсесянцем.
37 Либертарно-юридический подход исходит из различения права и закона. Одним из основных постулатов этой теории выступает утверждение о том, что право должно принадлежать обществу, а закон – государству. При этом общество самостоятельно определяет, как и когда обращаться к государству за реализацией своих прав, а государство должно лишь обеспечивать законность процедур обращения, основываясь на принципах равенства, свободы и справедливости (триединство, по В.С. Нерсесянцу)10.
10. См.: Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М., 2001. С. 613.
38 Иными словами, краеугольным камнем сервисной философии государства является «ориентация госслужбы на гражданина, его потребности и интересы»11.
11. Подробнее см.: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 13/24.
39 Здесь уместно отметить, что автор данной статьи ни в коей мере не умаляет роли и значения государственного, а точнее публичного, управления в становлении российской государственности. Бесспорно и аксиоматично, что без управленческих функций государственного администрирования нельзя обеспечить социально-экономическое развитие страны, охрану и защиту ее суверенитета, личности, безопасность гражданского общества, а также национальную безопасность.
40 Таким образом, административное право есть управленческое право12, регулирующее правоотношения в сфере государственного управления во всех областях жизнедеятельности общества, а также в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности нашего государства.
12. См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004. С. 62; Административное право: учеб. / под ред. С.А. Старостина. М., 2010; Административное право и процесс: полный курс. М., 2005; Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008; Агапов А.Б. Административное право: учеб для вузов. М., 2006.
41 Однако устаревшая, не отвечающая нынешним реалиям доктрина административного права и административного процесса в настоящее время перестала соответствовать целям и задачам публичного администрирования и остро нуждается в формирования системы административного и административно-процессуального законодательства, реформа которой проводится Правительством РФ.
42 Предположение о том, что цели и задачи публичного администрирования должны как минимум соответствовать целям и задачам демократического правового государства, неизбежно приводит к выводу о необходимости коренного реформирования не столько базисных институтов административного права, сколько в первую очередь общих институтов государства. В круг таких институтов включены новые современные социально-интегрированные институты государственного администрирования, налогового администрирования, таможенного администрирования и им подобные. Данные социальные институты нуждаются в раскрытии не только их понятия и сущности13, но и их правовой природы.
13. Подробнее об этом см.: Воронов А.М. К вопросу правовой регламентации государственного администрирования // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 38 - 43.
43 Обращаясь к проблемам становления и развития предмета современного административного права, представляется целесообразным указать, что «коренным блоком» административного права прежде всего являются отношения, возникающие в сфере реализации управленческих функций государственного администрирования. Как нами отмечалось ранее, именно они есть предопределяющие в становлении и развитии суверенитета Российской Федерации, при этом автор ни в коей мере не умаляет достоинства государственного, а точнее публичного, управления.
44 Говоря об администрировании, подчеркнем, что данный термин употребляется не только в контексте государственного управления - он гораздо шире и является прерогативой не только исполнительной, но и других органов власти (судебной и законодательной). Смысл его также определяют реординарные (сервисные) отношения по оказанию государственных услуг органами исполнительной власти гражданам по их инициативе.
45 По нашему мнению, в качестве важного системообразующего компонента предмета административного права следует выделить правоотношения, которые возникают по инициативе подвластной стороны - «реординарные отношения». При этом уместно обратиться к теории управления. Необходимо отметить, что по роли и месту человека в системе управления в рамках различных социальных отношений используются определенные модели социального управления.
46 Управление задает отношения субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально) и реординации (упорядочение снизу вверх)14.
14. См.: Воронов А.М. К предмету административного права современной России // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 6 - 12.
47 Отношения реординации представляют собой одну из организационно-технических форм человеческих взаимодействий наряду с субординацией и координацией, проявляющуюся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т.д.)15.
15. См.: Воронов А.М. К предмету административного права современной России. URL: >>>> , 31.01.2018.
48 Здесь также уместно заметить, что восстановление нарушенных неправомерными действиями должностных лиц государственной администрации прав и свобод граждан в судебном порядке - прерогатива судебных органов16. Законодательная власть прописывает правоустановления, в т.ч. направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина, которые обязательны к исполнению всеми без исключения юридическими и физическими лицами, а также органами всех ветвей власти, при этом исполнительная власть реализует управленческие функции государственного администрирования.
16. О таковых подробнее см., напр.: Галузо В.Н. Правоохранительные органы: учеб. для студ. вузов. М., 2019.
49

* * *

50 На основании изложенных положений предмет административного права становится более емким и выходит за пределы только государственного управления17. Как нами отмечалось ранее, предмет административного права составляет органически увязанная квадрига, объединяющая в себе:
17. Подробнее см.: Воронов А.М. Администрирование в Российской Федерации (философско-правовая основа) // Государство и право. 2019. №12. С. 39 - 45.
51 во-первых, правоотношения, возникающие в сфере реализации управленческой функции государственного администрирования, обеспечивающей поступательное социально-экономическое развитие государства;
52 во-вторых, правоотношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности, общество и государства в целом;
53 в-третьих, правоотношения, возникающие именно в сфере оказания публичных услуг (отношения реординации), которые возникают по инициативе обычного гражданина и обращены в сторону властных структур;
54 в-четвертых, правоотношения, возникающие по инициативе заявителя по вопросам восстановления нарушенных неправомерными действиями должностных лиц государственной администрации прав и свобод граждан.
55 Таким образом, предмет административного права Российской Федерации составляет системообразующая квадрига вышеизложенных правоотношений.

Библиография

1. Административное право: учеб. / под ред. С.А. Старостина. М., 2010.

2. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.

3. Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008.

4. Агапов А.Б. Административное право: учеб для вузов. М., 2006.

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004. С. 62.

6. Бельский К.С. Б.М. Лазарев (1930 - 1995). Краткий очерк об ученом // Государство и право. 1996. № 9. С. 153 - 158.

7. Воронов А.М. Администрирование в Российской Федерации (философско-правовая основа) // Государство и право. 2019. №12. С. 39 - 45.

8. Воронов А.М. К вопросу правовой регламентации государственного администрирования // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 38 - 43.

9. Воронов А.М. К предмету административного права современной России // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 6 - 12.

10. Воронов А.М. К предмету административного права современной России. URL: http://отрасли-права.рф/articles/page/12, 31.01.2018.

11. Воронов А.М. Правовая доктрина современной России: проблемы и перспективы // Юридическая наука в Китае и России. 2018. № 2. С. 47, 48.

12. Галузо В.Н. «Научные школы» в юриспруденции Российской Федерации: реальность или иллюзия? // Образование и право. 2018. № 4. С. 42 - 51.

13. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: учеб. для студ. вузов. М., 2019.

14. Драго Р. Административная наука / пер. с франц. В.Л. Энтина; под ред. и с послесл. Б.М. Лазарева. М., 1982. С. 20.

15. Каплунов А.И., Ухов В.Ю. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права // Государство и право. 2019. № 9. С. 168 - 177.

16. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 69.

17. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

18. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 13/24.

19. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М., 2001. С. 613.

20. Основные задачи науки советского социалистического права: доклад А.Я. Вышинского, прения и заключ. слово на I совещании по вопросам науки сов. государства и права. [16 - 19 VII 1938 г.]. М., 1938.

21. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.

22. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.

23. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М., 1972.

24. Уманский Я.Н. Первое совещание по вопросам науки советского государства и права // Вестник АН СССР. 1938. № 7. С. 51.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести