Многообразие полномочий Президента Российской Федерации и их комплексная классификация (Вторая часть)
Многообразие полномочий Президента Российской Федерации и их комплексная классификация (Вторая часть)
Аннотация
Код статьи
S013207690005879-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прокофьев Вадим Николаевич 
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
68-77
Аннотация

Во второй части статьи автором предлагается синтетическая классификация президентских полномочий. Уточнение основано на экспликации сущности конституционно-правового статуса главы государства, источников закрепления полномочий, их ценностного и функционального предназначения, правового смысла и специфики процесса деятельности Президента. Выделены две макрогруппы: ординарные и экстраординарные. Дальнейшая конкретизация предполагает выделение конституционных и экстратекстуальных полномочий. Последние состоят из конституционно-прецедентных, законодательно определенных, статутных, скрытых и имплицитных. Для первой макрогруппы дополнительно выделяются внеправовые полномочия (политически-фундированные и инцидентные), для второй макрогруппы  ̶  негласные. В итоге автором аргументирована необходимость сведения экстратекстуальных полномочий к минимуму. Предложены пути реализации данной инициативы. Определены сдерживающие факторы приведения полномочий Президента в соответствие с функциями и задачами, закрепленными в Основном законе.

Ключевые слова
президентство, полномочия президента, классификация полномочий президента, ординарные полномочия, экстраординарные полномочия, конституционные полномочия, экстратекстуальные полномочия
Классификатор
Получено
15.07.2019
Дата публикации
27.08.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
4127
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Комплексная классификация президентских полномочий

2 С учетом анализа таксономий конституционных и подразумеваемых полномочий автор статьи предпринял попытку агрегации существующих классификаций и приведения их к некоторому единству.
3 Существенный момент заключается в необходимости не только построения стройной и непротиворечивой классификации для «технических» задач науки конституционного права, сколько для формирования основ дизайна возможных конституционных преобразований.
4 Точкой отсчета выступает выделение двух макрогрупп: «ординарных» и «экстраординарных»1. Первая категория реализуется Президентом РФ в «штатном гражданском режиме». Вторая состоит из совокупности полномочий правовой защиты и охраны ̶ полномочий, связанных с руководством деятельностью силовых ведомств, а также мер чрезвычайного (военного) характера.
1. Прокофьев В.Н. Полномочия Президента России в призме компонентов его конституционно-правового статуса // Вестник СГЮА. 2016. № 2 (109). С. 158 - 164; Его же. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 8 - 13.
5 Дальнейшая конкретизация вытекает из интерпретации сущности конституционно-правового статуса Президента РФ, источников закрепления его прав и обязанностей, правовых конструкций, ценностно-функционального предназначения, предметной специфики полномочий, их объектов воздействия, а также вариативной деятельности, имеющей неявный и (или) закрытый характер, включая полномочия, реализуемые за рамками права.
6
  1. Ординарные.
  2. Ординарные конституционные.
  3. Оригинальные:

1.1.1.1. Прерогативы2: 1.1.1.1.1.  облигатные (функция главы государства3); 1.1.1.1.2.  абсолютные (выработка основных направлений внутренней и внешней политики); 1.1.1.1.3.  государственно-властные per se4 в силу прямой конституционной оговорки (vesting clause powers5) - закреплены п. 1 ст. 11 с учетом ст. 10 Основного Закона; 1.1.1.1.4.  промульгационные (обнародование законов); 1.1.1.1.5.  правотворческие (право издавать акты, имеющие наибольшую юридическую силу среди других подзаконных актов); 1.1.1.1.6.  программно-целевые (ежегодные послания российскому Парламенту); 1.1.1.1.7.  электоральные (назначение выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, референдумов); 1.1.1.1.8.  государственно-атрибутивные (гражданство, политическое убежище); 1.1.1.1.9.  представительские: 1.1.1.1.9.1. внутренние (в том числе в отношении субъектов Российской Федерации); 1.1.1.1.9.2. внешние (межгосударственные контакты, международные договоры Российской Федерации, верительные и отзывные грамоты); 1.1.1.1.10.  административные (формирование Администрации Президента РФ и т.д.); 1.1.1.1.11.  сервисные6 (полномочия, связанные с верным и безоговорочным служением всему народу, исходя из присяги Президента РФ); 1.1.1.1.12.  гратификационые (государственные награды и присвоение почетных званий); 1.1.1.2. партисипативно-перекрестные7: 1.1.1.2.1.  учредительные (право субъекта внесения поправок в Конституцию РФ, право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Основного Закона); 1.1.1.2.2.  кооперационные (взаимодействие в рамках принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов); 1.1.1.2.3.  кадровые (назначение главы Правительства РФ, дипломатических представителей); 1.1.1.2.4.  исполнительно-распорядительные (руководство деятельностью Правительства РФ); 1.1.1.2.5.  законотворческие(субъект права законодательной инициативы, право «вето»);

1.1.2.  последующие («президентская квота» в «верхней» палате).

  1. Ординарные экстратекстуальные.

1.2.1.  конституционно-прецедентные8: 1.2.1.1.  санкционированные (право вносить для рассмотрения в Государственную Думу одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства РФ9); 1.2.1.2.  дискреционные10 (легитимация КС РФ дополнительных полномочий, не перечисленных в ст. 83 - 89 Конституции РФ); 1.2.1.3.  потенцированные (придание КС РФ политическому курсу главы государства императивного характера для всех субъектов власти и управления); 1.2.2.  законодательно закрепленные: 1.2.2.1.  производные - конкретизируют конституционные полномочия (назначение Президентом Председателя Правительства РФ из числа российских граждан, не имеющих иного гражданства либо вида на жительство); 1.2.2.2.  ограниченно производные - полномочия прямо не вытекают из положений Конституции РФ, т.е. соответствуют им условно (направление приглашений иностранным наблюдателям после назначения выборов депутатов Госдумы); 1.2.2.3.  регулятивные безотносительные - полномочия выходят за рамки положений Конституции РФ, но допускают право Президента своими нормативными актами закладывать основы регулирования (к примеру, гражданских правоотношений); 1.2.2.4.  кадровые безотносительные (назначение членов ЦИК России, Общественной палаты РФ, глав государственных корпораций и компаний, ректоров ведущих классических университетов и т.д.); 1.2.2.5.  произвольные безотносительные - полномочия также выходят за рамки положений Конституции РФ, но могут затронуть любой частный аспект государственного управления (например, определение вузов, которые обладают правом разрабатывать оригинальные образовательные стандарты)11; 1.2.2.6.  инкумбентные (полномочия Президента РФ, баллотирующегося на вторую каденцию). 1.2.3.  статутные - закреплены в правовых актах Президента РФ: 1.2.3.1.  квазиорганические (внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ); 1.2.3.2.  целеполагательные (утверждение доктрины развития российской науки, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., издание «инаугурационных» указов); 1.2.3.3.  законоразвивающие (наделение дополнительными полномочиями таможенных органов); 1.2.3.4.  законозаменяющие (утверждение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти не на основании федерального закона, а на основании указа); 1.2.3.5.  закононезависимые (вынесение законопроектов на общественное обсуждение; формирование региональной, муниципальной и национальной политики, создание федеральных округов и назначение полномочных представителей, а также главных федеральных инспекторов и инспекторов в субъектах Российской Федерации, назначение временно исполняющих обязанности главы субъекта Российской Федерации12); 1.2.3.6.  законоискажающие (утверждение особого порядка оплаты труда для гражданских служащих Администрации, Аппарата Правительства РФ и Аппарата Счетной палаты РФ; определение правоохранительного органа ФТС России к ведению Минфина России); 1.2.4. скрытые13 - совершение тех или иных властных действий, которые не предусмотрены для Президента РФ, но потенциально существуют, т.е. глава государства не присваивает себе полномочий, в том числе иных органов и должностных лиц, а уточняет свою компетенцию, исходя из ситуации «здесь и теперь»14; 1.2.5.  имплицитные15 ̶ документально не оформленные16 (устные наставления и поручения Счетной палате РФ, ЦИК России и т.д., рекомендация ГД РФ текущего созыва назначить ее председателем – депутата, высокопоставленного гражданского служащего, ранее замещавшего должность первого заместителя Руководителя Администрации17); 1.2.6.  внеправовые: 1.2.6.1.  политически-фундированные (Президент как ключевой политический актор) – полномочия лидера «Народного фронта “За Россию”, патронаж политической партии «Единая Россия» и публичные «программные» выступления на ее съездах; участие в телеконференциях «Прямая линия», всероссийских молодежных форумах и т.д.18; 1.2.6.2.  инцидентные (личностно-маркированные)19 – полномочия, связанные с (гипотетическим) покровительством «ближнему кругу»20 (включая глав правления отдельных хозяйствующих субъектов, лиц, с которыми Президент связан доверительными отношениями, и членов их семей, известных деятелей культуры, искусства и спорта, в том числе иностранных граждан), деятельность по управлению «Двором»21.

2. Деление полномочий на «прерогативы» и «партисипативно-перекрестные полномочия» применяются только по отношению к конституционным функциям и задачам, поскольку: 1) прерогативы Президента РФ заложены только в Основном Законе; 2) пересечение полномочий, закрепленных в иных источниках, носит подвижный и ситуационный характер и не отражает конституционно-правовую природу президентской власти.

3. О рудиментарном характере данного института см. подр.: Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента// Государство и право. 2015. № 1. С. 5–16; № 2. С. 5 - 17.

4. М.Н. Марченко характеризует государственную власть как универсальную, неделимую и целостную, интерпретируя принцип разделения как совокупность сторон единого целого, и в этой связи упоминание Президента РФ субъектом власти номер один в Основном Законе уже наделяет его существенным конституционно-правовым потенциалом (см.: Марченко М.Н. Государственная власть в советский и постсоветский периоды развития российского общества: общеродовые признаки и особенности // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 6. С. 6, 7).

5. См.: Saikrishna Bangalore Prakash. A Taxonomy of Presidential Powers // Boston University Law Review. 88, 2008. P. 332.

6. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. В.В. Путин свою работу охарактеризовал как «услуги населению» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 06.06.2018).

7. Полномочия Президента пересекаются с полномочиями других государственных органов или сдерживаются ими.

8. О допустимости подобной терминологии применительно к правовым позициям КС РФ см. подр.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал росс. права. 2004. № 12. С. 3 - 9.

9. См.: Постановление КС РФ от 11.12.1998 г. № 28-П (см. подр.: Краснов М.А. Толкования Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1. С. 88, 89).

10. См.: Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 2 - 8.

11. См. подр.: Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91 - 103.

12. См.: Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40 - 47.

13. Данные полномочия не легитимированы нормативными правовыми актами или правовыми позициями КС РФ, но, тем не менее, они реализуются в виде поручений, резолюций, указаний, протоколов совещаний и т.д.

14. О множественных примерах скрытых полномочий см. подр.: Прокофьев В.Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (первая и вторая части) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 41.

15. Термин впервые введен М.А. Красновым.

16. В отличие от скрытых полномочий, уже допустимо говорить о точечном присвоении полномочий Президентом («на грани»).

17. URL: >>>> (дата обращения: 02.09.2018).

18. Хуан Линц приводит пример модели поведения президента в качестве «оратора, который выступает с пространными демагогическими речами на массовых митингах на футбольных аренах» (см.: Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2–3. С. 3–24 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 03.06.2018)).

19. Весьма дискуссионный момент. Данные виды деятельности автором охарактеризованы как полномочия, «не осязаемые для права» и имеющие ситуационный характер. При этом изучение феноменологии действий (или бездействия), подпадающих под данную категорию, автоматически актуализирует вопрос не только о легитимности, но и об их возможном противоречии иным президентским полномочиях, уже закрепленным правом (прежде всего Конституцией), или вовсе о злоупотреблении последними. Данное обстоятельство накладывает значительные ограничения на квалификацию подобных деяний в качестве именно полномочий Президента. Изучение данного вида полномочий (или девиации полномочий) требуют самостоятельного исследования.

20. Ссылки на интернет-источники представителей «несистемной оппозиции», которые предположительно могут содержать соответствующие примеры, сознательно не приводятся автором ввиду отсутствия гарантии достоверности их данных, а также возможного наличия признаков правонарушений с точки зрения российского законодательства.

21. Judah B. Fragile Empire: How Russia Fell in and Out of Love with Vladimir Putin. Yale University Press, 2013.
7 2.  Экстраординарные. 2.1.  Экстраординарные конституционные: 2.1.1. Оригинальные: 2.1.1.1. Прерогативы: 2.1.1.1.1.  охранительные – защита государственного суверенитета22, независимости и территориальной целостности (включая руководство в качестве председателя и формирование Совета Безопасности РФ, присвоение специальных званий); 2.1.1.1.2.  гарантийные – обеспечение соблюдения Конституции РФ на всей российской территории, а также прав и свобод человека и гражданина; 2.1.1.1.3.  принудительно-обеспечительные (согласование нормального функционирования государственных органов и их взаимодействия); 2.1.1.1.4.  арбитражно-медиационные – руководство процедурами «консилиации» для исключения, противоречий между государственными органами по горизонтали и вертикали; 2.1.1.1.5.  контрольно-надзорные – отмена актов Правительства РФ, приостановление действия актов региональных органов государственной власти; 2.1.1.1.6.  уголовно-правовые (право помилования); 2.1.1.1.7.  военные (полномочия верховного главнокомандующего, далее – Верховглавком), формирование генералитета, присвоение высших воинских званий, утверждение военной доктрины); 2.1.1.2.   партисипативно-перекрестные: 2.1.1.2.1. режимные: 2.1.1.2.1.1.  введение военного положения; 2.1.1.2.2.2.   введение чрезвычайного положения; 2.1.1.2.2.  превентивно-репрессивные (умеряющие, умиряющие23) – направлены на упреждение конституционно-правовых кризисов (роспуск Госдумы с учетом соответствующих ограничений, отставка Правительства РФ); 2.1.1.2.3.  кадровые (назначение Генерального прокурора РФ и его заместителей, судей Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ); 2.1.2.  Последующие (право назначать прокуроров субъектов Российской Федерации). 2.2.  Экстраординарные экстратекстуальные. 2.2.1.  дискреционные конституционно–прецедентные (право введения дополнительных правовых режимов, помимо военного положения и чрезвычайного положения); 2.2.2.  Законодательно закрепленные: 2.2.2.1.  полномочия в условиях военного положения; 2.2.2.2.  полномочия в условиях чрезвычайного положения; 2.2.2.3.  производные (утверждение плана обороны Российской Федерации, плана применения Вооруженных Сил РФ, руководство армией и флотом, объявление общей или частичной мобилизации, утверждение государственной программы вооружения, программы ядерных испытаний и санкционирование их проведения, принятие решения о дислокации и передислокации, утверждение общевоинских уставов, подписание международных договоров Российской Федерации о военном сотрудничестве, коллективной безопасности, а также о разоружении); 2.2.2.4. дисциплинарно-репрессивные (увольнение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в связи с утратой доверия, роспуск законодательных (представительных) органов субъектов Федерации и т.д.); 2.2.3.  Статутные: 2.2.3.1.  целеполагательные (утверждение доктрин информационной безопасности Российской Федерации и продовольственной безопасности, а также концепций: внешней политики Российской Федерации, государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, развития национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, общественной безопасности в России и т.д.); 2.2.3.2.  законоразвивающие (утверждение положения о порядке прохождения военной службы); 2.2.3.3.  законозаменяющие (утверждение положения о Совете Безопасности РФ24, положения о спасательных воинских формированиях МЧС России и т.д.); 2.2.3.4.  закононезависимые (создание военных советов в Вооруженных Силах РФ, войсках национальной гвардии, формирование федеральных кадровых резервов органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и т.д.); 2.2.3.5.  законоискажающие (включение в состав федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит напрямую Президент РФ, Росархива и своего Управления делами, компетенция которых не может быть отнесена к вопросам безопасности, обороны, юстиции и т.д.) 2.2.5.  скрытые (например, поручение Верховному Суду РФ подготовить предложения по декриминализации некоторых составов преступлений, связанных с совершением предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности25); 2.2.5.  имплицитные (устные поручения, наставления, рекомендации на расширенных коллегиях ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и т.д.); 2.2.6.  негласные – предположительно содержатся (не могут не содержаться) в распоряжениях, указах и поручениях Президента РФ, его приказах и директивах как Верховного главнокомандующего, подзаконных актах иных федеральных государственных органов, имеющих грифы «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности», а также «для служебного пользования» и «конфиденциально».
22. Допустимо квалифицировать данное полномочие еще и как абсолютное с учетом аргументации Л.В.Терентьевой о неприменимости количественных и динамических показателей в отношении категории суверенитета (объем, размер, неполнота, подвижность) (см.: Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 1. С. 187–200).

23. См.: Краснов М.А. «Монархизация» президентской власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 100.

24. Часть 3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» допустимо квалифицировать как изъян, поскольку сам характер и значимость соответствующих общественных отношений требуют законодательного, а не подзаконного регулирования.

25. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2018).
8

Выводы

9 Авторская синтетическая классификация не только упорядочила многообразие президентских полномочий, но и выявила множество полномочий, выходящих за рамки конституционных задач и функций Президента: конституционно-прецедентные, законодательно закрепленные, статутные, скрытые, имплицитные, политически фундированные, инцидентные и негласные.
10 Наличие данных экстратекстуальных полномочий у Президента РФ, их легитимность и специфика на настоящий момент определяются Конституционным Судом РФ, законодателем, а в случае с негласными полномочиями – правоохранительными органами и специальными службами.
11 Не менее примечательна правовая рекурсия: сам Президент увеличивает объем своей компетенции и продуцирует собственные полномочия на основании указов и распоряжений (плюс приказы и директивы в качестве Верховного главнокомандующего).
12 Полномочия Президента не лимитированы Основным Законом страны и не сдерживаются федеральным законодательством с учетом определенного несовершенства («лукавости») Конституции РФ, которая хотя и не содержит значительного количества бланкетных норм, предполагающих расширение арсенала президентского функционала, но при этом отдельными положениями «как будто провоцирует» институт президентской власти прирастать полномочиями.
13 Одновременно, с правовой точки зрения, все  президентские полномочия (независимо от источника их закрепления), которые прямо не указаны в Основном Законе и выходят за рамки сфер и задач, прямо в его тексте перечисленных, впредь до принятия Закона РФ о поправке и (или) федерального конституционного закона о Президенте допустимо квалифицировать как полномочия «компетенционной экспансии»26. Устойчивый тренд на увеличение полномочий и содержательная разносторонность свидетельствуют об угрозе покушения на независимость и прерогативы всех трех ветвей власти.
26. А.В. Зуйковым представлена аналитика хронологии расширения президентских полномочий (см. подр.: Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 99–137).
14 Экстратекстуальные полномочия в ординарном и экстраординарном разрезе следует рассматривать как закономерный итог эволюции политико-правовых процессов на протяжении последних десятилетий – российский облик «нелиберальной демократии»27.
27. Закария Ф. Будущее свободы. Нелиберальная демократия в США и за их пределами. М., 2004. С. 87 - 95.
15 Вместе с тем резервы развития института президентства далеко не исчерпаны.
16 Необходимо осуществить конкретизацию полномочий Президента в тексте Основного Закона и установить контур «подконституционного» нормотворчества. При этом конституционные поправки и специальный закон (федеральный конституционный закон или федеральный закон) о Президенте не выступят панацеей, поскольку корпус позитивного права в настоящее время (как было выше продемонстрировано) так устроен, что «в отраслевых актах нормы о Президенте на месте и в органической связи с иными нормами»28. Вместе с тем масштабной конституционной реформы, тем более пересмотра Основного Закона не требуется: вполне достаточно было бы точеных поправок и глубокой ревизии текущего законодательства.
28. Авакьян С.А. Конституционное реформирование посредством подконституционных актов: проблемы и решения // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 2. С. 43.
17 Очевидно, что наличие конституционно-прецедентных и законодательно закрепленных полномочий вполне допустимо в случае их ограничения рамками конституционных задач и функций Президента. Статутные полномочия призваны строго соответствовать действующему законодательству. Негласные полномочия до определенной степени оправданы необходимостью обеспечения национальной безопасности, но при безусловном соблюдении прав и свобод человека и гражданина29. Скрытые и имплицитные, а также полномочия за рамками права требуют исключения (элиминации) из конституционно-правовой практики.
29. Здесь проблема в ограниченных возможностях контроля (надзора), в том числе судебного.
18 Смысл преобразований – сведение экстратекстуальных полномочий к необходимому минимуму. Причем этот минимум, заданный как раз упомянутой в самом начале статьи функцией «главного хранителя и блюстителя конституционного строя», преимущественно детерминирован макрогруппой экстраординарных полномочий Президента.
19 Правовым ограничителем подобной инициативы является тренд на «президенциализацию»30 конституционного дизайна, чему способствуют с учетом реалий 2018 г.: возрастание роли «государственного участия» в экономике31 (эффект «экономической компетенционной гравитации»32), гражданском обществе33, религии34 и семье35, «бюрократизация публичного права»36, конъюнктурность деятельности Администрации37.
30. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2006. С. 32.

31. См.: Долфсма М. Провалы государства: общество, рынки и правила. М., 2017; Губин Е.П. Право как инструмент решения экономических проблем России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2012. № 2. С. 12.

32. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77 - 92.

33. См.: Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 1. С. 32, 33.

34. См.: Мартышин О.В. Государство и религия в постсоветской России (вторая часть) // Государство и право. 2015. № 8. С. 13 - 22.

35. См.: Сапожников В.Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 211 - 213; Верещагина А.В. Эволюция государственного регулирования семьи и семейно-брачных отношений в России // Вестник Института И.А.Э. 2013. № 4. С. 101 - 107.

36. Авакьян С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2014. № 1. С. 60 - 66.

37. См.: Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 21 - 31.
20 Сами возможности конституционного права (а равно потенциал заинтересованного юридического сообщества) небезграничны. Нужна политическая воля «расширенного президента»38 и соответствующий запрос (заказ) со стороны гражданского общества.
38. Прокофьев В.Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (первая и вторая части) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 32–44; № 4. С. 28 - 33.
21 Сдерживающими внеправовыми факторами исправления ситуации также являются заинтересованность главы государства в «репродукции интолерантной политико-правовой среды»39 и «монополии на политическую ренту»40, роль личности лидера как «отца нации»41, командификации42, изоляционизм «особого пути»43, неоконсерватизм как национальная идея44, поддержка идеи «статуса-кво» ключевыми элитами и верхушкой бюрократии (возрождение номенклатурности и кастовости45), эффективный мобилизационный ресурс пропагандистской машины и охранительные ориентации средних слоев46, отсутствие мотивации у будущих управленцев на служение обществу47 и политический цинизм48.
39. Трофимов Е.А. Президентализм и устойчивость развития политий: российская политическая практика и опыт зарубежных стран // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. «Политология. Религиоведение». 2015. № 12. С. 41 - 49.

40. Melville A., Mironyuk M. Bad Enough Governance: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Autocracies // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 132 - 151.

41. Краснов М.А. Отец Небесный и «отцы нации» // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2 (85). С. 146 - 164.

42. Усиление власти у того субъекта, у которого ее изначально больше в сравнении с другими субъектами (см. подр.: Калабрези Г. Будущее права и экономики. М., 2016. С. 159).

43. Оболонский А.В. Химеры особого пути – дорога в цивилизационный тупик // «Особый путь» страны: мифы и реальность. М., 2018. С. 11 - 53.

44. См.: Melville A. Neo-Conservatism as National Idea for Russia? // State and Political Discourse in Russia. Rome: Reset-Dialogues on Civilizations, 2017. P. 147 - 160.

45. См.: Авакьян С.А. Некоторые мысли о состояниях и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 1. С. 6.

46. См.: Мельвиль А.Ю. Неоконсервативный консенсус в России? (Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 1. С. 38.

47. См.: Nezhina T., Barabashev A. Serving the Country or Serving Thyself: The Quest for Prosocial Motives of Russian MPA Students // Review of Public Personnel Administration. 2017. P. 1 - 29.

48. См.: Оболонский А.В. Политический цинизм: концепт, практика, альтернатива // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 73 - 81.

Библиография

1. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40 - 47.

2. Авакьян С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2014. № 1. С. 60 - 66.

3. Авакьян С.А. Конституционное реформирование посредством подконституционных актов: проблемы и решения // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 2. С. 43.

4. Авакьян С.А. Некоторые мысли о состояниях и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 1. С. 6.

5. Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 1. С. 32, 33.

6. Верещагина А.В. Эволюция государственного регулирования семьи и семейно-брачных отношений в России // Вестник Института И.А.Э. 2013. № 4. С. 101 - 107.

7. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. В.В. Путин свою работу охарактеризовал как «услуги населению» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/politics/09/10/2002/5703b5069a7947783a5a4037 (дата обращения: 06.06.2018).

8. Долфсма М. Провалы государства: общество, рынки и правила. М., 2017.

9. Губин Е.П. Право как инструмент решения экономических проблем России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2012. № 2. С. 12.

10. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2006. С. 32.

11. Закария Ф. Будущее свободы. Нелиберальная демократия в США и за их пределами. М., 2004. С. 87 - 95.

12. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал росс. права. 2004. № 12. С. 3 - 9.

13. Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 99–137.

14. Калабрези Г. Будущее права и экономики. М., 2016. С. 159.

15. Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 2 - 8.

16. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91 - 103.

17. Краснов М.А. «Монархизация» президентской власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 100.

18. Краснов М.А. Отец Небесный и «отцы нации» // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2 (85). С. 146 - 164.

19. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77 - 92.

20. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента// Государство и право. 2015. № 1. С. 5–16; № 2. С. 5 - 17.

21. Краснов М.А. Толкования Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1. С. 88, 89.

22. Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2–3. С. 3–24 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://old.russ.ru/antolog/predely/2-3/dem14.htm (дата обращения: 03.06.2018).

23. Мартышин О.В. Государство и религия в постсоветской России (вторая часть) // Государство и право. 2015. № 8. С. 13 - 22.

24. Марченко М.Н. Государственная власть в советский и постсоветский периоды развития российского общества: общеродовые признаки и особенности // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 6. С. 6, 7.

25. Мельвиль А.Ю. Неоконсервативный консенсус в России? (Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 1. С. 38.

26. Оболонский А.В. Политический цинизм: концепт, практика, альтернатива // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 73 - 81.

27. Оболонский А.В. Химеры особого пути – дорога в цивилизационный тупик // «Особый путь» страны: мифы и реальность. М., 2018. С. 11 - 53.

28. Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 21 - 31.

29. Прокофьев В.Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (первая и вторая части) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 32–44; № 4. С. 28 - 33.

30. Прокофьев В.Н. Полномочия Президента России в призме компонентов его конституционно-правового статуса // Вестник СГЮА. 2016. № 2 (109). С. 158 – 164.

31. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 8 - 13.

32. Сапожников В.Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 211–213.

33. Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 1. С. 187–200.

34. Трофимов Е.А. Президентализм и устойчивость развития политий: российская политическая практика и опыт зарубежных стран // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. «Политология. Религиоведение». 2015. № 12. С. 41 - 49.

35. Judah B. Fragile Empire: How Russia Fell in and Out of Love with Vladimir Putin. Yale University Press, 2013.

36. Melville A. Neo-Conservatism as National Idea for Russia? // State and Political Discourse in Russia. Rome: Reset-Dialogues on Civilizations, 2017. P. 147 - 160.

37. Melville A., Mironyuk M. Bad Enough Governance: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Autocracies // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 132 - 151.

38. Nezhina T., Barabashev A. Serving the Country or Serving Thyself: The Quest for Prosocial Motives of Russian MPA Students // Review of Public Personnel Administration. 2017. P. 1 - 29.

39. Saikrishna Bangalore Prakash. A Taxonomy of Presidential Powers // Boston University Law Review. 88, 2008. P. 332.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести