- Код статьи
- S013207690005879-8-1
- DOI
- 10.31857/S013207690005879-8
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 7
- Страницы
- 68-77
- Аннотация
Во второй части статьи автором предлагается синтетическая классификация президентских полномочий. Уточнение основано на экспликации сущности конституционно-правового статуса главы государства, источников закрепления полномочий, их ценностного и функционального предназначения, правового смысла и специфики процесса деятельности Президента. Выделены две макрогруппы: ординарные и экстраординарные. Дальнейшая конкретизация предполагает выделение конституционных и экстратекстуальных полномочий. Последние состоят из конституционно-прецедентных, законодательно определенных, статутных, скрытых и имплицитных. Для первой макрогруппы дополнительно выделяются внеправовые полномочия (политически-фундированные и инцидентные), для второй макрогруппы ̶ негласные. В итоге автором аргументирована необходимость сведения экстратекстуальных полномочий к минимуму. Предложены пути реализации данной инициативы. Определены сдерживающие факторы приведения полномочий Президента в соответствие с функциями и задачами, закрепленными в Основном законе.
- Ключевые слова
- президентство, полномочия президента, классификация полномочий президента, ординарные полномочия, экстраординарные полномочия, конституционные полномочия, экстратекстуальные полномочия
- Дата публикации
- 27.08.2019
- Всего подписок
- 95
- Всего просмотров
- 4138
Комплексная классификация президентских полномочий
С учетом анализа таксономий конституционных и подразумеваемых полномочий автор статьи предпринял попытку агрегации существующих классификаций и приведения их к некоторому единству.
Существенный момент заключается в необходимости не только построения стройной и непротиворечивой классификации для «технических» задач науки конституционного права, сколько для формирования основ дизайна возможных конституционных преобразований.
Точкой отсчета выступает выделение двух макрогрупп: «ординарных» и «экстраординарных»1. Первая категория реализуется Президентом РФ в «штатном гражданском режиме». Вторая состоит из совокупности полномочий правовой защиты и охраны ̶ полномочий, связанных с руководством деятельностью силовых ведомств, а также мер чрезвычайного (военного) характера.
Дальнейшая конкретизация вытекает из интерпретации сущности конституционно-правового статуса Президента РФ, источников закрепления его прав и обязанностей, правовых конструкций, ценностно-функционального предназначения, предметной специфики полномочий, их объектов воздействия, а также вариативной деятельности, имеющей неявный и (или) закрытый характер, включая полномочия, реализуемые за рамками права.
- Ординарные.
- Ординарные конституционные.
- Оригинальные:
1.1.1.1. Прерогативы2: 1.1.1.1.1. облигатные (функция главы государства3); 1.1.1.1.2. абсолютные (выработка основных направлений внутренней и внешней политики); 1.1.1.1.3. государственно-властные per se4 в силу прямой конституционной оговорки (vesting clause powers5) - закреплены п. 1 ст. 11 с учетом ст. 10 Основного Закона; 1.1.1.1.4. промульгационные (обнародование законов); 1.1.1.1.5. правотворческие (право издавать акты, имеющие наибольшую юридическую силу среди других подзаконных актов); 1.1.1.1.6. программно-целевые (ежегодные послания российскому Парламенту); 1.1.1.1.7. электоральные (назначение выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, референдумов); 1.1.1.1.8. государственно-атрибутивные (гражданство, политическое убежище); 1.1.1.1.9. представительские: 1.1.1.1.9.1. внутренние (в том числе в отношении субъектов Российской Федерации); 1.1.1.1.9.2. внешние (межгосударственные контакты, международные договоры Российской Федерации, верительные и отзывные грамоты); 1.1.1.1.10. административные (формирование Администрации Президента РФ и т.д.); 1.1.1.1.11. сервисные6 (полномочия, связанные с верным и безоговорочным служением всему народу, исходя из присяги Президента РФ); 1.1.1.1.12. гратификационые (государственные награды и присвоение почетных званий); 1.1.1.2. партисипативно-перекрестные7: 1.1.1.2.1. учредительные (право субъекта внесения поправок в Конституцию РФ, право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Основного Закона); 1.1.1.2.2. кооперационные (взаимодействие в рамках принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов); 1.1.1.2.3. кадровые (назначение главы Правительства РФ, дипломатических представителей); 1.1.1.2.4. исполнительно-распорядительные (руководство деятельностью Правительства РФ); 1.1.1.2.5. законотворческие(субъект права законодательной инициативы, право «вето»);
1.1.2. последующие («президентская квота» в «верхней» палате).
- Ординарные экстратекстуальные.
1.2.1. конституционно-прецедентные8: 1.2.1.1. санкционированные (право вносить для рассмотрения в Государственную Думу одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства РФ9); 1.2.1.2. дискреционные10 (легитимация КС РФ дополнительных полномочий, не перечисленных в ст. 83 - 89 Конституции РФ); 1.2.1.3. потенцированные (придание КС РФ политическому курсу главы государства императивного характера для всех субъектов власти и управления); 1.2.2. законодательно закрепленные: 1.2.2.1. производные - конкретизируют конституционные полномочия (назначение Президентом Председателя Правительства РФ из числа российских граждан, не имеющих иного гражданства либо вида на жительство); 1.2.2.2. ограниченно производные - полномочия прямо не вытекают из положений Конституции РФ, т.е. соответствуют им условно (направление приглашений иностранным наблюдателям после назначения выборов депутатов Госдумы); 1.2.2.3. регулятивные безотносительные - полномочия выходят за рамки положений Конституции РФ, но допускают право Президента своими нормативными актами закладывать основы регулирования (к примеру, гражданских правоотношений); 1.2.2.4. кадровые безотносительные (назначение членов ЦИК России, Общественной палаты РФ, глав государственных корпораций и компаний, ректоров ведущих классических университетов и т.д.); 1.2.2.5. произвольные безотносительные - полномочия также выходят за рамки положений Конституции РФ, но могут затронуть любой частный аспект государственного управления (например, определение вузов, которые обладают правом разрабатывать оригинальные образовательные стандарты)11; 1.2.2.6. инкумбентные (полномочия Президента РФ, баллотирующегося на вторую каденцию). 1.2.3. статутные - закреплены в правовых актах Президента РФ: 1.2.3.1. квазиорганические (внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ); 1.2.3.2. целеполагательные (утверждение доктрины развития российской науки, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг., издание «инаугурационных» указов); 1.2.3.3. законоразвивающие (наделение дополнительными полномочиями таможенных органов); 1.2.3.4. законозаменяющие (утверждение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти не на основании федерального закона, а на основании указа); 1.2.3.5. закононезависимые (вынесение законопроектов на общественное обсуждение; формирование региональной, муниципальной и национальной политики, создание федеральных округов и назначение полномочных представителей, а также главных федеральных инспекторов и инспекторов в субъектах Российской Федерации, назначение временно исполняющих обязанности главы субъекта Российской Федерации12); 1.2.3.6. законоискажающие (утверждение особого порядка оплаты труда для гражданских служащих Администрации, Аппарата Правительства РФ и Аппарата Счетной палаты РФ; определение правоохранительного органа ФТС России к ведению Минфина России); 1.2.4. скрытые13 - совершение тех или иных властных действий, которые не предусмотрены для Президента РФ, но потенциально существуют, т.е. глава государства не присваивает себе полномочий, в том числе иных органов и должностных лиц, а уточняет свою компетенцию, исходя из ситуации «здесь и теперь»14; 1.2.5. имплицитные15 ̶ документально не оформленные16 (устные наставления и поручения Счетной палате РФ, ЦИК России и т.д., рекомендация ГД РФ текущего созыва назначить ее председателем – депутата, высокопоставленного гражданского служащего, ранее замещавшего должность первого заместителя Руководителя Администрации17); 1.2.6. внеправовые: 1.2.6.1. политически-фундированные (Президент как ключевой политический актор) – полномочия лидера «Народного фронта “За Россию”, патронаж политической партии «Единая Россия» и публичные «программные» выступления на ее съездах; участие в телеконференциях «Прямая линия», всероссийских молодежных форумах и т.д.18; 1.2.6.2. инцидентные (личностно-маркированные)19 – полномочия, связанные с (гипотетическим) покровительством «ближнему кругу»20 (включая глав правления отдельных хозяйствующих субъектов, лиц, с которыми Президент связан доверительными отношениями, и членов их семей, известных деятелей культуры, искусства и спорта, в том числе иностранных граждан), деятельность по управлению «Двором»21.
3. О рудиментарном характере данного института см. подр.: Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента// Государство и право. 2015. № 1. С. 5–16; № 2. С. 5 - 17.
4. М.Н. Марченко характеризует государственную власть как универсальную, неделимую и целостную, интерпретируя принцип разделения как совокупность сторон единого целого, и в этой связи упоминание Президента РФ субъектом власти номер один в Основном Законе уже наделяет его существенным конституционно-правовым потенциалом (см.: Марченко М.Н. Государственная власть в советский и постсоветский периоды развития российского общества: общеродовые признаки и особенности // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 6. С. 6, 7).
5. См.: Saikrishna Bangalore Prakash. A Taxonomy of Presidential Powers // Boston University Law Review. 88, 2008. P. 332.
6. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. В.В. Путин свою работу охарактеризовал как «услуги населению» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 06.06.2018).
7. Полномочия Президента пересекаются с полномочиями других государственных органов или сдерживаются ими.
8. О допустимости подобной терминологии применительно к правовым позициям КС РФ см. подр.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал росс. права. 2004. № 12. С. 3 - 9.
9. См.: Постановление КС РФ от 11.12.1998 г. № 28-П (см. подр.: Краснов М.А. Толкования Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1. С. 88, 89).
10. См.: Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 2 - 8.
11. См. подр.: Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91 - 103.
12. См.: Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40 - 47.
13. Данные полномочия не легитимированы нормативными правовыми актами или правовыми позициями КС РФ, но, тем не менее, они реализуются в виде поручений, резолюций, указаний, протоколов совещаний и т.д.
14. О множественных примерах скрытых полномочий см. подр.: Прокофьев В.Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (первая и вторая части) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 41.
15. Термин впервые введен М.А. Красновым.
16. В отличие от скрытых полномочий, уже допустимо говорить о точечном присвоении полномочий Президентом («на грани»).
17. URL: >>>> (дата обращения: 02.09.2018).
18. Хуан Линц приводит пример модели поведения президента в качестве «оратора, который выступает с пространными демагогическими речами на массовых митингах на футбольных аренах» (см.: Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2–3. С. 3–24 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 03.06.2018)).
19. Весьма дискуссионный момент. Данные виды деятельности автором охарактеризованы как полномочия, «не осязаемые для права» и имеющие ситуационный характер. При этом изучение феноменологии действий (или бездействия), подпадающих под данную категорию, автоматически актуализирует вопрос не только о легитимности, но и об их возможном противоречии иным президентским полномочиях, уже закрепленным правом (прежде всего Конституцией), или вовсе о злоупотреблении последними. Данное обстоятельство накладывает значительные ограничения на квалификацию подобных деяний в качестве именно полномочий Президента. Изучение данного вида полномочий (или девиации полномочий) требуют самостоятельного исследования.
20. Ссылки на интернет-источники представителей «несистемной оппозиции», которые предположительно могут содержать соответствующие примеры, сознательно не приводятся автором ввиду отсутствия гарантии достоверности их данных, а также возможного наличия признаков правонарушений с точки зрения российского законодательства.
21. Judah B. Fragile Empire: How Russia Fell in and Out of Love with Vladimir Putin. Yale University Press, 2013.
2. Экстраординарные. 2.1. Экстраординарные конституционные: 2.1.1. Оригинальные: 2.1.1.1. Прерогативы: 2.1.1.1.1. охранительные – защита государственного суверенитета22, независимости и территориальной целостности (включая руководство в качестве председателя и формирование Совета Безопасности РФ, присвоение специальных званий); 2.1.1.1.2. гарантийные – обеспечение соблюдения Конституции РФ на всей российской территории, а также прав и свобод человека и гражданина; 2.1.1.1.3. принудительно-обеспечительные (согласование нормального функционирования государственных органов и их взаимодействия); 2.1.1.1.4. арбитражно-медиационные – руководство процедурами «консилиации» для исключения, противоречий между государственными органами по горизонтали и вертикали; 2.1.1.1.5. контрольно-надзорные – отмена актов Правительства РФ, приостановление действия актов региональных органов государственной власти; 2.1.1.1.6. уголовно-правовые (право помилования); 2.1.1.1.7. военные (полномочия верховного главнокомандующего, далее – Верховглавком), формирование генералитета, присвоение высших воинских званий, утверждение военной доктрины); 2.1.1.2. партисипативно-перекрестные: 2.1.1.2.1. режимные: 2.1.1.2.1.1. введение военного положения; 2.1.1.2.2.2. введение чрезвычайного положения; 2.1.1.2.2. превентивно-репрессивные (умеряющие, умиряющие23) – направлены на упреждение конституционно-правовых кризисов (роспуск Госдумы с учетом соответствующих ограничений, отставка Правительства РФ); 2.1.1.2.3. кадровые (назначение Генерального прокурора РФ и его заместителей, судей Верховного Суда РФ и Конституционного суда РФ); 2.1.2. Последующие (право назначать прокуроров субъектов Российской Федерации). 2.2. Экстраординарные экстратекстуальные. 2.2.1. дискреционные конституционно–прецедентные (право введения дополнительных правовых режимов, помимо военного положения и чрезвычайного положения); 2.2.2. Законодательно закрепленные: 2.2.2.1. полномочия в условиях военного положения; 2.2.2.2. полномочия в условиях чрезвычайного положения; 2.2.2.3. производные (утверждение плана обороны Российской Федерации, плана применения Вооруженных Сил РФ, руководство армией и флотом, объявление общей или частичной мобилизации, утверждение государственной программы вооружения, программы ядерных испытаний и санкционирование их проведения, принятие решения о дислокации и передислокации, утверждение общевоинских уставов, подписание международных договоров Российской Федерации о военном сотрудничестве, коллективной безопасности, а также о разоружении); 2.2.2.4. дисциплинарно-репрессивные (увольнение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, в связи с утратой доверия, роспуск законодательных (представительных) органов субъектов Федерации и т.д.); 2.2.3. Статутные: 2.2.3.1. целеполагательные (утверждение доктрин информационной безопасности Российской Федерации и продовольственной безопасности, а также концепций: внешней политики Российской Федерации, государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, развития национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, общественной безопасности в России и т.д.); 2.2.3.2. законоразвивающие (утверждение положения о порядке прохождения военной службы); 2.2.3.3. законозаменяющие (утверждение положения о Совете Безопасности РФ24, положения о спасательных воинских формированиях МЧС России и т.д.); 2.2.3.4. закононезависимые (создание военных советов в Вооруженных Силах РФ, войсках национальной гвардии, формирование федеральных кадровых резервов органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и т.д.); 2.2.3.5. законоискажающие (включение в состав федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит напрямую Президент РФ, Росархива и своего Управления делами, компетенция которых не может быть отнесена к вопросам безопасности, обороны, юстиции и т.д.) 2.2.5. скрытые (например, поручение Верховному Суду РФ подготовить предложения по декриминализации некоторых составов преступлений, связанных с совершением предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности25); 2.2.5. имплицитные (устные поручения, наставления, рекомендации на расширенных коллегиях ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и т.д.); 2.2.6. негласные – предположительно содержатся (не могут не содержаться) в распоряжениях, указах и поручениях Президента РФ, его приказах и директивах как Верховного главнокомандующего, подзаконных актах иных федеральных государственных органов, имеющих грифы «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности», а также «для служебного пользования» и «конфиденциально».
23. См.: Краснов М.А. «Монархизация» президентской власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 100.
24. Часть 3 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» допустимо квалифицировать как изъян, поскольку сам характер и значимость соответствующих общественных отношений требуют законодательного, а не подзаконного регулирования.
25. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2018).
Выводы
Авторская синтетическая классификация не только упорядочила многообразие президентских полномочий, но и выявила множество полномочий, выходящих за рамки конституционных задач и функций Президента: конституционно-прецедентные, законодательно закрепленные, статутные, скрытые, имплицитные, политически фундированные, инцидентные и негласные.
Наличие данных экстратекстуальных полномочий у Президента РФ, их легитимность и специфика на настоящий момент определяются Конституционным Судом РФ, законодателем, а в случае с негласными полномочиями – правоохранительными органами и специальными службами.
Не менее примечательна правовая рекурсия: сам Президент увеличивает объем своей компетенции и продуцирует собственные полномочия на основании указов и распоряжений (плюс приказы и директивы в качестве Верховного главнокомандующего).
Полномочия Президента не лимитированы Основным Законом страны и не сдерживаются федеральным законодательством с учетом определенного несовершенства («лукавости») Конституции РФ, которая хотя и не содержит значительного количества бланкетных норм, предполагающих расширение арсенала президентского функционала, но при этом отдельными положениями «как будто провоцирует» институт президентской власти прирастать полномочиями.
Одновременно, с правовой точки зрения, все президентские полномочия (независимо от источника их закрепления), которые прямо не указаны в Основном Законе и выходят за рамки сфер и задач, прямо в его тексте перечисленных, впредь до принятия Закона РФ о поправке и (или) федерального конституционного закона о Президенте допустимо квалифицировать как полномочия «компетенционной экспансии»26. Устойчивый тренд на увеличение полномочий и содержательная разносторонность свидетельствуют об угрозе покушения на независимость и прерогативы всех трех ветвей власти.
Экстратекстуальные полномочия в ординарном и экстраординарном разрезе следует рассматривать как закономерный итог эволюции политико-правовых процессов на протяжении последних десятилетий – российский облик «нелиберальной демократии»27.
Вместе с тем резервы развития института президентства далеко не исчерпаны.
Необходимо осуществить конкретизацию полномочий Президента в тексте Основного Закона и установить контур «подконституционного» нормотворчества. При этом конституционные поправки и специальный закон (федеральный конституционный закон или федеральный закон) о Президенте не выступят панацеей, поскольку корпус позитивного права в настоящее время (как было выше продемонстрировано) так устроен, что «в отраслевых актах нормы о Президенте на месте и в органической связи с иными нормами»28. Вместе с тем масштабной конституционной реформы, тем более пересмотра Основного Закона не требуется: вполне достаточно было бы точеных поправок и глубокой ревизии текущего законодательства.
Очевидно, что наличие конституционно-прецедентных и законодательно закрепленных полномочий вполне допустимо в случае их ограничения рамками конституционных задач и функций Президента. Статутные полномочия призваны строго соответствовать действующему законодательству. Негласные полномочия до определенной степени оправданы необходимостью обеспечения национальной безопасности, но при безусловном соблюдении прав и свобод человека и гражданина29. Скрытые и имплицитные, а также полномочия за рамками права требуют исключения (элиминации) из конституционно-правовой практики.
Смысл преобразований – сведение экстратекстуальных полномочий к необходимому минимуму. Причем этот минимум, заданный как раз упомянутой в самом начале статьи функцией «главного хранителя и блюстителя конституционного строя», преимущественно детерминирован макрогруппой экстраординарных полномочий Президента.
Правовым ограничителем подобной инициативы является тренд на «президенциализацию»30 конституционного дизайна, чему способствуют с учетом реалий 2018 г.: возрастание роли «государственного участия» в экономике31 (эффект «экономической компетенционной гравитации»32), гражданском обществе33, религии34 и семье35, «бюрократизация публичного права»36, конъюнктурность деятельности Администрации37.
31. См.: Долфсма М. Провалы государства: общество, рынки и правила. М., 2017; Губин Е.П. Право как инструмент решения экономических проблем России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2012. № 2. С. 12.
32. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77 - 92.
33. См.: Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 1. С. 32, 33.
34. См.: Мартышин О.В. Государство и религия в постсоветской России (вторая часть) // Государство и право. 2015. № 8. С. 13 - 22.
35. См.: Сапожников В.Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 211 - 213; Верещагина А.В. Эволюция государственного регулирования семьи и семейно-брачных отношений в России // Вестник Института И.А.Э. 2013. № 4. С. 101 - 107.
36. Авакьян С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2014. № 1. С. 60 - 66.
37. См.: Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 21 - 31.
Сами возможности конституционного права (а равно потенциал заинтересованного юридического сообщества) небезграничны. Нужна политическая воля «расширенного президента»38 и соответствующий запрос (заказ) со стороны гражданского общества.
Сдерживающими внеправовыми факторами исправления ситуации также являются заинтересованность главы государства в «репродукции интолерантной политико-правовой среды»39 и «монополии на политическую ренту»40, роль личности лидера как «отца нации»41, командификации42, изоляционизм «особого пути»43, неоконсерватизм как национальная идея44, поддержка идеи «статуса-кво» ключевыми элитами и верхушкой бюрократии (возрождение номенклатурности и кастовости45), эффективный мобилизационный ресурс пропагандистской машины и охранительные ориентации средних слоев46, отсутствие мотивации у будущих управленцев на служение обществу47 и политический цинизм48.
40. Melville A., Mironyuk M. Bad Enough Governance: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Autocracies // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 132 - 151.
41. Краснов М.А. Отец Небесный и «отцы нации» // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2 (85). С. 146 - 164.
42. Усиление власти у того субъекта, у которого ее изначально больше в сравнении с другими субъектами (см. подр.: Калабрези Г. Будущее права и экономики. М., 2016. С. 159).
43. Оболонский А.В. Химеры особого пути – дорога в цивилизационный тупик // «Особый путь» страны: мифы и реальность. М., 2018. С. 11 - 53.
44. См.: Melville A. Neo-Conservatism as National Idea for Russia? // State and Political Discourse in Russia. Rome: Reset-Dialogues on Civilizations, 2017. P. 147 - 160.
45. См.: Авакьян С.А. Некоторые мысли о состояниях и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 1. С. 6.
46. См.: Мельвиль А.Ю. Неоконсервативный консенсус в России? (Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 1. С. 38.
47. См.: Nezhina T., Barabashev A. Serving the Country or Serving Thyself: The Quest for Prosocial Motives of Russian MPA Students // Review of Public Personnel Administration. 2017. P. 1 - 29.
48. См.: Оболонский А.В. Политический цинизм: концепт, практика, альтернатива // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 73 - 81.
Библиография
- 1. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40 - 47.
- 2. Авакьян С.А. Конституционализм и бюрократизация публичной власти // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2014. № 1. С. 60 - 66.
- 3. Авакьян С.А. Конституционное реформирование посредством подконституционных актов: проблемы и решения // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 2. С. 43.
- 4. Авакьян С.А. Некоторые мысли о состояниях и перспективах конституционно-политического развития России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 1. С. 6.
- 5. Авакьян С.А. Практика конституционных реформ: некоторые проблемы // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2011. № 1. С. 32, 33.
- 6. Верещагина А.В. Эволюция государственного регулирования семьи и семейно-брачных отношений в России // Вестник Института И.А.Э. 2013. № 4. С. 101 - 107.
- 7. Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. В.В. Путин свою работу охарактеризовал как «услуги населению» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/politics/09/10/2002/5703b5069a7947783a5a4037 (дата обращения: 06.06.2018).
- 8. Долфсма М. Провалы государства: общество, рынки и правила. М., 2017.
- 9. Губин Е.П. Право как инструмент решения экономических проблем России // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2012. № 2. С. 12.
- 10. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2006. С. 32.
- 11. Закария Ф. Будущее свободы. Нелиберальная демократия в США и за их пределами. М., 2004. С. 87 - 95.
- 12. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал росс. права. 2004. № 12. С. 3 - 9.
- 13. Зуйков А.В. Эволюция института президентства Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 99–137.
- 14. Калабрези Г. Будущее права и экономики. М., 2016. С. 159.
- 15. Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3. С. 2 - 8.
- 16. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91 - 103.
- 17. Краснов М.А. «Монархизация» президентской власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 100.
- 18. Краснов М.А. Отец Небесный и «отцы нации» // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2 (85). С. 146 - 164.
- 19. Краснов М.А. Президент в экономике: эффект «компетенционной гравитации» // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 77 - 92.
- 20. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента// Государство и право. 2015. № 1. С. 5–16; № 2. С. 5 - 17.
- 21. Краснов М.А. Толкования Конституции как ее фактические поправки // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 1. С. 88, 89.
- 22. Линц Х. Опасности президентства // Пределы власти. 1994. № 2–3. С. 3–24 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://old.russ.ru/antolog/predely/2-3/dem14.htm (дата обращения: 03.06.2018).
- 23. Мартышин О.В. Государство и религия в постсоветской России (вторая часть) // Государство и право. 2015. № 8. С. 13 - 22.
- 24. Марченко М.Н. Государственная власть в советский и постсоветский периоды развития российского общества: общеродовые признаки и особенности // Вестник МГУ. Сер. 11 «Право». 2016. № 6. С. 6, 7.
- 25. Мельвиль А.Ю. Неоконсервативный консенсус в России? (Основные компоненты, факторы устойчивости, потенциал эрозии) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 1. С. 38.
- 26. Оболонский А.В. Политический цинизм: концепт, практика, альтернатива // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 73 - 81.
- 27. Оболонский А.В. Химеры особого пути – дорога в цивилизационный тупик // «Особый путь» страны: мифы и реальность. М., 2018. С. 11 - 53.
- 28. Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 21 - 31.
- 29. Прокофьев В.Н. Институт президентства и политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (первая и вторая части) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 2. С. 32–44; № 4. С. 28 - 33.
- 30. Прокофьев В.Н. Полномочия Президента России в призме компонентов его конституционно-правового статуса // Вестник СГЮА. 2016. № 2 (109). С. 158 – 164.
- 31. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 8 - 13.
- 32. Сапожников В.Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 211–213.
- 33. Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал ВШЭ. 2017. № 1. С. 187–200.
- 34. Трофимов Е.А. Президентализм и устойчивость развития политий: российская политическая практика и опыт зарубежных стран // Известия Иркутского гос. ун-та. Сер. «Политология. Религиоведение». 2015. № 12. С. 41 - 49.
- 35. Judah B. Fragile Empire: How Russia Fell in and Out of Love with Vladimir Putin. Yale University Press, 2013.
- 36. Melville A. Neo-Conservatism as National Idea for Russia? // State and Political Discourse in Russia. Rome: Reset-Dialogues on Civilizations, 2017. P. 147 - 160.
- 37. Melville A., Mironyuk M. Bad Enough Governance: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Autocracies // Post-Soviet Affairs. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 132 - 151.
- 38. Nezhina T., Barabashev A. Serving the Country or Serving Thyself: The Quest for Prosocial Motives of Russian MPA Students // Review of Public Personnel Administration. 2017. P. 1 - 29.
- 39. Saikrishna Bangalore Prakash. A Taxonomy of Presidential Powers // Boston University Law Review. 88, 2008. P. 332.