- PII
- S013207690004867-5-1
- DOI
- 10.31857/S013207690004867-5
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 5
- Pages
- 112-122
- Abstract
The article deals with the problems of transformation of legal impact methods in the conditions of the digital economy by the example of introduction of a risk-oriented legal model in the field of regulation of supervision and control over observance of labor legislation and management of OSH in the organization. The author considers the risk-oriented legal model as a dynamic, provided with legal and information technologies, a preventive way of legal influence, the purpose of which is to stimulate the activity of subjects of labor legal relations, increase their social responsibility. A key element of a risk-based legal model is the risk category. The thesis about the need for a specialized approach to the methodology for identifying and assessing the level of occupational risk is illustrated by the example of psychosocial risk.
- Keywords
- risk-oriented approach, legal impact method, professional risk, psychosocial risk
- Date of publication
- 21.05.2019
- Number of purchasers
- 95
- Views
- 2783
Переход к постиндустриальному, информационному типу экономики знаменуется трансформацией правовых парадигм, правовых моделей и обслуживающих их юридических технологий. Так, например, с точки зрения Ю.А. Тихомирова, формулой коренной перестройки управления экономикой является переход от административных к экономическим методам руководства, к управлению интересами и через интересы1. Сейчас с определенной долей уверенности можно говорить о начале формирования инновационного типа правового регулирования, основанного на более активной роли адресата правового воздействия. Одним из наиболее ярких проявлений этой тенденции является миграция моделей управления, построенных на анализе и оценке рисков в различных сферах деятельности, из области «мягкого права» в сферу нормативного регулирования. Как и во всем мире, риск-ориентированная модель управления обретает нормативную основу2, а культура профилактики становится одним из ведущих трендов в правовом регулировании3.
О необходимости детальной юридической проработки новой правовой модели, характерной для цифровой экономики, упомянул Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в ходе пленарного заседания «Будущее юридической профессии» в рамках VIII Петербургского международного юридического форума, отметив, что триада привычных методов – предписания, дозволения и запрета уже не работает в полном виде, а следовательно, современное право должно стать более риск-ориентированным4.
Характеризует такую правовую модель, во-первых, применение специфических средств метода правового воздействия, стимулирующих самостоятельную деятельную активность субъектов правоотношений (дифференциация в регулировании, правовые стимулы, преференции и проч.), во-вторых, использование ряда обслуживающих правовых технологий (правовое прогнозирование, оценка эффективности правового воздействия, экспертная деятельность, правовой эксперимент)5, позволяющих осуществлять мониторинг правового воздействия, оценку результативности, совершенствование управления данными, актуализацию обязательных нормативных требований.
Кроме того, поскольку рассматриваемая правовая модель базируется на целенаправленной непрерывной деятельности субъектов правоотношений в области выявления, оценки, мониторинга, прогнозирования и профилактики рисков, самостоятельно ими осуществляемой, то она (правовая модель) может быть эффективно реализована только при условии наличия у субъектов правоотношений высокой степени социальной ответственности.
В свою очередь, повышение степени социальной ответственности субъектов достигается посредством комплексного правового воздействия, основной идеей которого выступает стимулирование социально ответственного поведения. При этом для юридической квалификации с целью определения конкретных правовых последствий действий для субъекта правоотношений особое значение приобретают различные типы правомерного поведения. По всей вероятности, концепция позитивной юридической ответственности в контексте риск-ориентированной модели правового регулирования обретает «второе дыхание»6.
Следовательно, риск-ориентированная модель правового регулирования представляет собой зарождающийся новый тип правового воздействия, характерный для общества информационного типа и цифровой экономики, определяемый выраженной профилактической направленностью, специфической системой методов правового регулирования, преимущественно нацеленных на стимулирование самостоятельной активности социально ответственных субъектов правоотношений, и реализуемый динамически в непрерывно прогнозируемой среде.
В этой работе предпринята попытка выявить проблемы реализации риск-ориентированного подхода в сфере труда с позиции конструирования этой новой правовой модели.
В первую очередь следует отметить, что риск-ориентированный подход в сфере трудоправового регулирования – новация, только начинающая свою реализацию в двух направлениях - в контрольно-надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства и в области охраны труда (в части оценки и профилактики профессиональных рисков).
Внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда обосновывается в Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)7, необходимостью смещения акцента с действующей «модели санкций» на «модель соответствия», в основе которой лежат упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений и происшествий.
Практика внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность в сфере труда нацелена на учет и стимулирование социально ответственного поведения субъектов трудовых отношений (борьба с рисками является задачей субъекта, порождающего риски). При этом орган надзора и контроля сосредоточен в большей степени на осуществлении ориентирующего воздействия на хозяйствующий субъект в целях обеспечения ему условий для самостоятельной деятельности по управлению рисками8.
Для реализации этих целей используются как правовые, так и неправовые средства. Так, например, к правовым средствам риск-ориентированной модели надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства следует отнести способы установления и реализации преференций для социально ответственных работодателей в виде минимизации контроля и возможности снижения присвоенного уровня риска9.
В качестве иных средств обеспечения риск-ориентированной модели выступают цифровые ресурс-специализированные электронные сервисы и информационный инструментарий, разработанный с целью повышения осведомленности субъектов трудовых отношений.
Информационный инструментарий представлен в виде, например, чек-листов (проверочных листов, списков контрольных вопросов)10, предназначенных как для осуществления проверок органами надзора и контроля11, так и для повышения информированности и проведения самообследований.
11. См.: Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» // Росс. газ. 2009. 14°мая; Приказ Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Росс. газ. 2013. 29 марта.
Цифровой инструментарий риск-ориентированной модели контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства сейчас находится в стадии разработки. В частности, разрабатывается автоматизированная система управления действиями инспектора, опирающаяся на конкретные данные с точки зрения как внешней среды, так и процесса осуществления надзорной деятельности12.
Действующие ныне цифровые инструменты, позволяющие осуществлять внутренний мониторинг соблюдения трудового законодательства с минимальными затратами, представлены в виде интерактивного ресурса «Электронный инспектор» (в настоящее время разрабатывается модель акцептирования результатов проведения самопроверки с помощью электронного инспектора)13.
На выходе мы получаем динамическую модель правового воздействия, обеспеченную разного рода технологиями, как правовыми, так и технологическими, информационными, конечными целями которого являются стимулирование собственной активности субъектов трудовых правоотношений в области выполнения обязательных нормативных требований, повышение их социальной ответственности, внедрение культуры профилактики. Пока трудно говорить об эффективности такой модели и о том, достигнет ли оказываемое ею правовое воздействие желаемой цели. Необходимо проследить развитие новой, риск-ориентированной модели контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в динамике. Но по крайней мере эта модель уже сейчас имеет явные правовые конфигурации и оперирует определенным набором технологий и инструментов, хотя и не без некоторых противоречий.
Идея внедрения управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда у всех работодателей, переход к риск-ориентированному подходу в надзорно-контрольной деятельности и на всех уровнях управления охраной труда прослеживаются в ряде программных нормативно-правовых актов, принятых в последние годы14. Однако для последовательного внедрения риск-ориентированной модели в систему управления охраной труда (далее - СУОТ) требуется решить ряд задач. В первую очередь это задачи методологического порядка. Так, базовой правовой конструкцией указанной правовой модели выступает конструкция профессионального риска. Между тем единого подхода к определению этого понятия в настоящее время не сложилось - профессиональный риск в зависимости от области исследований имеет различные толкования и смысл, а используемые показатели не поддаются сопоставлению и сравнительной количественной оценке15.
15. См.: Профессиональный риск. Теория и практика расчета / под ред. А.Г. Хрупачева, А.А. Хадарцева. Тула, 2011. С. 4.
Традиционно в правовой доктрине Российской Федерации профессиональный риск рассматривался с позиций социального обеспечения как разновидность социального риска16. В понятийный ряд трудового законодательства категория «профессиональный риск» попала сравнительно недавно17, его смысл и правовое значение в системе координат трудового права еще предстоит определить.
17. См.: Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4586.
О разнице в подходах к пониманию и измерению профессионального риска свидетельствует то, что для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается общий, интегральный показатель профессионального риска, учитывающий уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходы на обеспечение по страхованию, сложившиеся по видам экономической деятельности страхователей18. При таком подходе конкретизация профессиональных рисков и опасностей применительно к производственной среде определенного работодателя учету не поддается. И, напротив, в рамках трудового законодательства имеет значение в большей степени индивидуальный показатель профессионального риска. Однако в действующей системе специальной оценки условий труда у конкретного работодателя оценке подлежат не профессиональные риски и опасности, а факторы производственной среды и трудового процесса.
Появление термина «профессиональный риск» в Трудовом кодексе РФ было обусловлено необходимостью выполнения международных обязательств, которые приняла на себя Российская Федерация в связи с ратификацией Конвенции МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»19. В частности, в ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 в качестве одного из основополагающих принципов национальной государственной политики в области охраны труда предписан принцип борьбы с профессиональными риск ами или опасностями в месте их возникновения. Теперь курс на риск-ориентированный подход в области управления охраной труда обязывает законодателя переформатировать систему оценки факторов производственной среды на оценку непосредственно профессиональных рисков. Эти изменения происходят пока очень осторожно – лишь с недавнего времени в ряде нормативных актов в области охраны труда оценка профессиональных рисков стала упоминаться наряду со специальной оценкой условий труда как отдельная дополняющая специальную оценку условий труда процедура20. Следует отметить, что процедура оценки профессионального риска действительно может дополнить специальную оценку условий труда, поскольку в качестве обязательного своего элемента она содержит идентификацию опасностей с целью определения уровней профессиональных рисков и разработки механизма их снижения, тогда как в действующей системе специальной оценки опасности не оцениваются. Иными словами, сейчас специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска – отдельные взаимодополняющие процедуры, призванные наиболее полно обеспечивать функционирование СУОТ в целях сохранения жизни и здоровья работников.
20. См.: Пункты 5.2.18, 5.2.19 постановления Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 26, ст.°3528.; Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» // Росс. газ. 2012. 28 марта; п. 9, п/п. «а», «г», «д», «е», «ж» п.°29, п. 33 - 39, п/п. «а» п. 54 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н) // Росс. газ. 2016. 2 нояб.
Так, например, в Типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. №°438н (далее ̶ Типовое положение), в число процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда, кроме процедуры специальной оценки условий труда включена и процедура управления профессиональными рисками, которая может осуществляться работодателем с учетом специфики своей деятельности путем установления порядка реализации следующих мероприятий:
а) выявление опасностей (в Типовом положении выделено 27 категорий опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, которые работодатель вправе рассматривать, исходя из специфики своей деятельности);
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Внедрение процедуры оценки профессиональных рисков указанное Положение относит в настоящее время к рекомендуемым работодателям действиям при создании СУОТ для обеспечения наиболее эффективного и полного соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (п. 2, 3). Следует подчеркнуть, что и в ныне действующей редакции ст.°212 ТК РФ управление профессиональными рисками не отнесено к числу обязанностей работодателя в области охраны труда, но, возможно, в скором времени эта процедура станет юридически обязательной. В инициированном в декабре 2015 г. Министерством труда и социальной защиты законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)» представлена модель СУОТ, предусматривающая ряд обязанностей работодателя в области управления профессиональными рисками с процедурой оценки опасностей включительно21.
Следовательно, сейчас, по крайней мере до тех пор, пока не внесены соответствующие изменения в трудовое законодательство, оценку профессионального риска как процедуру рекомендательного характера можно отнести к области надлежащей практики социально ответственного бизнеса.
Так же, как и единая методологическая концепция профессионального риска, в самом начале своего формирования находится и нормативная база, необходимая для полноценной реализации риск-ориентированной модели СУОТ. По смыслу указанного выше законопроекта, процедуры, связанные с оценкой профессионального риска (порядок оценки уровня профессионального риска; особенности выявления опасностей; порядок и условия осуществления внутреннего контроля (самоконтроля) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и результаты его применения, и пр.), должны регулироваться в централизованном порядке на федеральном уровне. Разработка Минтрудом России положения о системе управления профессиональными рисками и порядка оценки уровня профессионального риска уже сейчас предусмотрена п. 5.2.19 и 5.2.18 постановления Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», но эти нормативные акты еще не приняты.
Еще одной проблемой реализации риск-ориентированной модели управления охраной труда следует назвать проблему разрозненности и бессистемности технологий, необходимых для ее обслуживания.
В соответствии с п. 36 Типового положения, определяющего порядок оценки профессиональных рисков, работодателю предписано установить порядок проведения анализа, оценки и упорядочения всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. Очевидно, что выявление, анализ и оценка опасностей возможны при условии применения соответствующих методик. Очевидно и то, что методики оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций будут различаться: механические, электрические, термические опасности, опасности, связанные с организационными недостатками, или опасности насилия (опасность насилия от враждебно настроенных работников; опасность насилия от третьих лиц, п/п. «ы» п. 35 Типового положения) выявляются и оцениваются по совершенно разным методикам.
В Российской Федерации для оценки профессиональных рисков применяются различные стандарты и руководства, относящиеся к категории «мягкого права».
Так, например, при подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS используются Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series), Руководство по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001 (МОТ СУОТ:2001), Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» (принят с целью адаптации положений межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям), Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска), Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».
Кроме того, существует множество специализированных стандартов для оценки отдельных профессиональных рисков, например ГОСТ Р 55914-2013 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте; ГОСТ Р 55234.2-2013 Практические аспекты менеджмента риска. Менеджмент биориска; ГОСТ Р 54617.2-2011 Менеджмент риска в наноиндустрии. Идентификация опасностей; ГОСТ Р 54140-2010 Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Химические вещества и материалы и др. Указанные стандарты используются с учетом их применимости в конкретной ситуации.
Это обстоятельство неизбежно порождает еще одну проблему: реализация риск-ориентированного подхода в области охраны труда потребует весьма существенных финансовых затрат, куда более значительных, чем проведение стандартной процедуры специальной оценки условий труда. Разработка или даже использование готовых методик оценки рисков и опасностей разного порядка требуют профессионального подхода узких специалистов из разных областей знаний, привлечь которых по силам далеко не каждому работодателю. Более того, в соответствии с п/п. «г», «д» п. 38 Типового положения процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению, а эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться. Таким образом, предполагается, что это ̶ процесс непрерывный, требующий постоянного внимания и мониторинга, что, в свою очередь, предполагает расширение функционала специалистов по охране труда, в частности и увеличение расходов на обеспечение функционирования СУОТ в целом.
Попытаемся проиллюстрировать тезис о необходимости специализированного подхода к методике идентификации и оценке уровня профессионального риска на примере психосоциального риска. Опасность насилия (опасность насилия от враждебно настроенных работников; опасность насилия от третьих лиц) предусмотрена п/п. «ы» п. 35 Типового положения. Эта опасность вероятна у любого работодателя, использующего коллективный труд и (или) осуществляющего деятельность по предоставлению услуг силами своих сотрудников.
Для оценки указанного риска в первую очередь необходимо определиться с терминологией – что именно следует понимать под психосоциальным риском. В Российской Федерации на законодательном уровне определение психосоциального риска, равно как и понятия «стресс, связанный с работой», отсутствует. Как уже отмечалось выше, в Типовом положении упоминается об опасности насилия с точки зрения а) опасности насилия от враждебно настроенных работников; б) опасности насилия от третьих лиц.
В ГОСТ Р 55914-2013 «Менеджмент риска. Руководство по менеджменту психосоциального риска на рабочем месте» психосоциальный фактор (psychosocial factor) определяется как взаимодействие между содержанием работы, ее организацией и управлением, другими внешними и организационными условиями, компетенциями и потребностями работников, а психосоциальный риск (psychosocial risk) – как вероятность того, что психосоциальные факторы окажут опасное воздействие на здоровье работника через его восприятие и опыт, спровоцируют болезненное состояние, вызванное ими.
Из приведенных определений следует, что психосоциальный риск – многоаспектное, сложное явление, включающее в себя различные факторы: запугивание и насилие со стороны других работников или третьих лиц (моббинг), наносящие психологический вред; стресс на рабочем месте как результат специфических условий труда, связанных с эргономическими и психоэмоциональными нагрузками.
Рассматриваемый стандарт описывает общие методики оценки психосоциального риска в контексте организационных условий, когда насилие или стресс являются результатом неблагоприятных психосоциальных условий труда. В нем признается влияние на здоровье психосоциальных рисков в отношении развития повреждений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистых заболеваний, но вопросы клинического менеджмента проблем психического здоровья он не поднимает. Больше никаких руководств в отношении психосоциальных рисков в Российской Федерации нет.
Отсюда следует вывод: в России практически отсутствует не только необходимая методологическая база для понимания психосоциального риска, но и необходимый инструментарий для его оценки. Нельзя признать и удовлетворительными меры, направленные на повышение осведомленности сторон социально-трудовых отношений в области управления психосоциальными рисками. Исследования, которые проводятся в этой области, освещают лишь отдельные аспекты структуры психосоциального риска22.
Следует отметить, что и на международном уровне единого понимания психосоциального риска и методик его оценки не сложилось, хотя в последние годы в Европе эта проблема активно изучается как на государственном, так и на межгосударственном уровнях23.
Одним из действенных инструментов аналитики профессиональных рисков вообще и психосоциальных рисков, в частности, стали Европейские обзоры условий труда (EWCS), которые проводятся каждые пять лет с 1991 г. При этом в каждом периоде обследования проводятся по все более широкому кругу государств и охватывают все большее число работников. Так, например, последнее, шестое обследование было проведено в 2015 г. Оно охватило 28 государств ̶ членов ЕС, пять стран ̶ кандидатов в ЕС (Албания, бывшая югославская Республика Македония, Черногория, Сербия и Турция), а также Швейцарию и Норвегию (для сравнения: первый опрос, проведенный в 1991 г., охватывал только 12 государств). При этом было опрошено почти 44 000 работников24. Его результаты содержат подробную информацию по широкому кругу вопросов, включая воздействие физических и психосоциальных рисков. EWCS определяет измерительные показатели по «качеству работы и занятости», включая психосоциальные риски для рабочих мест, связанных со стрессом, насилием и притеснениями на работе. Следует отметить, что рассматриваемый инструмент представляет собой опрос работников, основанный на личных интервью. С его помощью может быть получена информацию о показателях от работников (т.е. на индивидуальном уровне). Он не рассчитан на получение информации об организационном и социальном уровнях. Между тем на основе данных, полученных из этих обзоров, можно сделать общие выводы о распространенности психосоциальных рисков в Европейском Союзе, определить тенденции государственных различий чувствительности к восприятию проблематики психосоциальных рисков в зависимости от условий конкретного государства и национальной ментальности.
Многолетний опыт обследований указанной проблематики в Европе инициировал потребность разработки единого понимания психосоциального риска и методик его диагностики и профилактики. Это было связано, в том числе и с тем, что применение уже имеющихся в области оценки психосоциальных рисков общеевропейских стандартов (имеется в виду Директива Совета 89/391 / EEC о введении мер по поощрению улучшения в области безопасности и гигиены труда работников, Руководство Европейской комиссии по оценке рисков на работе, Руководство Европейской комиссии по стрессу, связанному с работой, Рамочное соглашение о стрессе, связанном с работой, 2004 г., Рамочное соглашение о преследовании и насилии на работе, заключенное европейскими социальными партнерами в 2007 г.25) не сформировало единой политики и не показало высокой эффективности.
Инструментом для разработки единого понимания психосоциального риска в Европе стал запущенный в 2007 г. специализированный целевой исследовательский проект PRIMA-EF, финансируемый в рамках Шестой рамочной программы Европейского Союза (ЕС) и ориентированный на продвижение политики и практики ЕС в области управления психосоциальными рисками26. Проект нацелен на сбор всеобъемлющей справочной информации для европейских компаний, работодателей, работников, профсоюзов, политиков, экспертов и служб охраны труда и техники безопасности для решения проблем стресса, насилия и преследований, связанных с работой, разработку международных индикаторов диагностики психосоциального риска и мер его профилактики.
В материалах этого исследования представлены обзор, анализ и обсуждение доступных стандартов ЕС, МОТ и ИСО, а также законодательства стран ̶ членов ЕС в отношении психосоциальных рисков и их управления; определены ключевые показатели успешного социального диалога в области политики и инфраструктуры, эффективного управления психосоциальными рисками; определяются основные индикаторы психосоциальных рисков в контексте макрополитики и на уровне предприятия.
Кроме того, в обследовании приведены данные, указывающие на взаимосвязь психосоциальных рисков и ухудшения здоровья; описывается влияние таких рисков на финансовое благополучие организаций; подчеркивается, что рассмотрение психосоциальных рисков невозможно в отрыве от государственной специфики, национальной культуры и особенностей менталитета; приводятся меры профилактики психосоциальных рисков.
О значимости осознания психосоциальных рисков на общеевропейском и международном уровнях свидетельствует и тот факт, что проблема насилия на рабочих местах (один из наиболее существенных факторов психосоциального риска) была включена в нормативный пункт повестки дня для обсуждения на Международной конференции труда в июне 2018 г.27
Как уже отмечалось, в Российской Федерации проблемам психосоциальных рисков в целом и насилию на рабочих местах, в частности, до настоящего времени достаточного внимания не уделялось.
Представленная зарисовка в отношении методологии и методик оценки профессионального риска еще раз доказывает, что риск-ориентированная модель управления охраной нуждается в существенной доработке на разных уровнях – это относится и к концептуальным научным разработкам, и к систематизации в нормативном регулировании, и к разработке обслуживающих правовую модель технологий. Можно определить еще массу различных обстоятельств, в силу которых риск-ориентированная модель СУОТ в том виде, в котором она сейчас формируется, не вполне жизнеспособна и приемлема для современного российского работодателя, даже социально ответственного.
В заключение, однако, подчеркнем, что концепция риск-ориентированной модели представляется новой вехой на пути правового прогресса, поэтому исследование возможных вариантов и моделей ее проявления определит научную правовую повестку на несколько лет вперед.
References
- 1. Agazade N. Psihologicheskoe pritesnenie (harassment) na rabochem meste i problemy psihicheskogo zdorov'ya, soprovozhdayushchiesya suicidal'nymi tendenciyami // Medicinskaya psihologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn. 2013. ¹ 3 (20) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: URL: http://medpsy.ru (data obrashcheniya: 19.05.2018).
- 2. Berezhnov A.A. Upravlenie stressami na rabochem meste v sisteme upravleniya ohranoj truda // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2016. ¹ 4. S. 34, 35.
- 3. Dmitrij Medvedev: Testirovanie peredovyh pravovyh razrabotok v eksperimental'nyh zonah prodolzhitsya. URL: https://www.garant.ru/news/1196766/
- 4. Istomina E.A. K voprosu o klassifikacii social'nyh riskov // Voprosy upravleniya. 2012. ¹ 1 (1). S. 180 - 183.
- 5. Kolodej K. Psihoterror na rabochem meste i metody ego preodoleniya / per. s nem. Har'kov, 2007. S. 368.
- 6. Konovalova V. Mobbing kak mobbing: istochniki i posledstviya psihologicheskogo terrora // Kadrovik. Kadrovyj menedzhment. 2011. ¹ 3.
- 7. Krylov K.D. Realizaciya mezhdunarodnyh iniciativ po razvitiyu social'nogo partnerstva dlya predotvrashcheniya stressov na rabochih mestah //Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2016. ¹ 3. S. 4043.
- 8. Kryuchkov R.A. Pravovoe upravlenie riskami: ponyatie i sushchnost' yavleniya // Vestnik KGU. 2015. ¹ 6. S. 153 - 155.
- 9. Kudryavcev V.N. Zakon, postupok, otvetstvennost'. M., 1986. S. 286.
- 10. Kursova O.A. Sistema ocenki i upravleniya professional'nymi riskami: problemy pravovogo regulirovaniya // Lex Russica. 2016. ¹ 10 (119).
- 11. Lipinskij D.A. Koncepcii pozitivnoj yuridicheskoj otvetstvennosti v otechestvennoj yurisprudencii // Zhurnal ross. prava. 2014. ¹ 6. S. 42.
- 12. Lipinskij D.A. Princip neotvratimosti yuridicheskoj otvetstvennosti s pozicii ee dvuhaspektnogo ponimaniya // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. ¹ 3 (33). S. 10.
- 13. Lushnikov A.M. Prava rabotnika na zashchitu trudovoj chesti i dostoinstva i obespecheniya ravenstva vozmozhnostej na prodvizhenie po rabote (teoretiko-prikladnoj analiz st. 2 Trudovogo kodeksa RF) // Trudovoe pravo. 2009. ¹ 2. S. 107112.
- 14. Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost'. Saratov, 1987. S. 214.
- 15. Machul'skaya E.E. Pravo social'nogo obespecheniya: ucheb. M., 2010.
- 16. Obmen luchshimi praktikami primeneniya risk-orientirovannogo podhoda i ocenki effektivnosti v kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti. URL: http://ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf
- 17. Polozhit' konec nasiliyu i domogatel'stvam v otnoshenii zhenshchin i muzhchin v sfere truda. Doklad V (1). Mezhdunarodnaya konferenciya truda, 107-ya sessiya, 2018 g. MBT, Zheneva. 2017. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/relconf/documents/meetingdocument/wcms_554099.pdf
- 18. Pravovye modeli i real'nost'/ O.A. Akopyan i dr.; otv. red. Yu. A. Tihomirov, E.E.°Rafalyuk, N.I. Hludeneva. XIV. M., 2014. S. 66 - 98.
- 19. Professional'nyj risk. Teoriya i praktika rascheta / pod red. A.G. Hrupacheva, A.A.°Hadarceva. Tula, 2011. S. 4.
- 20. Roik V.D. Professional'nye riski. M., 2004.
- 21. Skachkova G.S. Stress na rabochem meste // Voprosy trudovogo prava. 2016. ¹ 8. S.°2531.
- 22. Solov'ev A.V. Mobbing kak element social'nogo konflikta // Kadrovik. Trudovoe pravo dlya kadrovika. 2007. ¹ 12.
- 23. Solov'ev A.V. Mobbing: psihologicheskij terror na rabochem meste // Spravochnik kadrovika. 2008. ¹ 9. S. 115120.
- 24. Tarhov V.A. Otvetstvennost' po sovetskomu grazhdanskomu pravu. Saratov, 1973. S.°4, 11.
- 25. Tihomirov Yu. A. Zakon, stimuly, ekonomika. M., 1989. S. 8.
- 26. Tihomirov Yu. A. Pravovoe gosudarstvo: modeli i real'nost' // Zhurnal ross. prava. 2011. ¹ 12. S. 10, 11.
- 27. Fedorova M. Yu. Raspredelenie social'nyh riskov kak metod upravleniya imi: pravovye aspekty // Vestnik Permskogo un-ta. Yuridicheskie nauki. 2015. ¹ 4 (30). S. 9199.
- 28. Adams A. (1992): Holding out against workplace harassment and bullying Personnel Management 1992/Oct.
- 29. Babiak P. 1995: When Psychopaths go to Work: A Case Study of an Industrial Psychopath. Applied Psychology: An International Review. 44(2). 171188.
- 30. Cobb E.P. Workplace Bullying: A Global Health and Safety Issue. Boston, 2012. URL: http://ilera2012.wharton.upenn.edu/refereedpapers/cobbellen.pdf
- 31. Cooper C.L. & Cartwright S. (1997). An intervention strategy for workplace stress. Journal of Psychosomatic Research, 43 (1), 716.
- 32. Cox T., Leka S., Ivanov I. & Kortum E. (2004). Work, employment and mental health in Europe. Work & Stress, 18(2), 179 85.
- 33. Eurofound (2017), Sixth European Working Conditions Survey Overview report (2017 update), Publications Office of the European Union, Luxembourg. URL: https://www.eurofound.europa.eu/publications/report/2016/working-conditions/sixth-european-working-conditions-survey-overview-report
- 34. Leymann H. Mobbing and Psychological Terror at Workplaces // Violence and Victims. 1990. ¹ 5. P. 120.
- 35. Lucarelliet C., Boschetto B. Psychological Health Risks for Workers in Italy. ESPACE, POPULATIONS, SOCIETES. 2011-1. P. 97110.
- 36. Noa D. Emotional Abuse in the Workplace: A Silent Epidemic? URL: Users/patricksheehan/Library/Mail%20Downloads/_PS_Preview_.html
- 37. The European Framework for Psychosocial Risk Management: PRIMA-EF. URL: http://www.prima-ef.org/uploads/1/1/0/2/11022736/prima-ef_ebook.pdf
- 38. Zapf D. & Leymann H. (ed., 1996): Mobbing and Victimization at Work. A Special Issue of The European Journal of Work and Organizational Psychology.
2. См.: ЕЭК ООН (2010c). Управление рисками в системах нормативного регулирования (Risk management in regulatory systems: a proposed survey). ECE/TRADE/C/WP.6/2010/4 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.unece.org/fileadmin/DAM/trade/wp6/documents/2010/wp6_10_04e.pdf; ЕЭК ООН (2011b); ВЭФ (2010). Переосмысление управления рисками в сфере финансовых услуг (Rethinking Risk Management in Financial Services: Practices from other domains) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> ; Крючков Р.А. Правовое управление рисками: понятие и сущность явления // Вестник КГУ. 2015. № 6. С. 153 - 155.
3. См.: Глава 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: >>>> 12.04.2017; ст. 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 48, ст. 6252; ст. 57.1 - 57.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28, ст. 2790; ст. 28 Федерального закона от 27 июня 2011 г. №°161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СЗ РФ. 2011. № 27, ст. 3872; постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 555 «О федеральной целевой программе “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года”» // СЗ РФ. 2011. № 30 (2), ст. 4633; Приказ ФТС России от 18 августа 2015 г. №°1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» // БНА. 2016. № 8.