Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты экономических прав
Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты экономических прав
Аннотация
Код статьи
S013207690004864-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бут Надежда Дмитриевна 
Аффилиация: Научно-исследовательский институт ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
90-97
Аннотация

В правовом государстве при реализации любого гарантированного права важно обеспечить баланс публичных и частных интересов, что актуально в сфере реализации экономических прав, в содержание которых ученые, как правило, включают лишь два основных права – право собственности и право на занятие предпринимательской деятельностью.

Реальность экономических прав определяется в закрепляющих их нормативно-правовых актах, надзор за точным исполнением которых осуществляет прокуратура. Обеспечение прокуратурой баланса публичного и частного интересов при осуществлении надзора за исполнением законов о защите экономических прав приобретает особую значимость в связи с тем, что прокуратура способна не только защитить права одного или нескольких граждан, но и эффективно реагировать на нарушения, затрагивающие одновременно права многих лиц. При этом обеспечение баланса публичных и частных интересов наряду с гласностью, независимостью можно назвать в качестве основных принципов деятельности органов прокуратуры.

Ключевые слова
интерес, баланс, экономические права, прокурор, надзор, принцип, средства реагирования
Классификатор
Получено
22.04.2019
Дата публикации
21.05.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
2380
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Со становлением и развитием рыночных отношений проблема соблюдения баланса публичного и частного интересов, степени возможного вмешательства государства в частную жизнь приобретает особую актуальность. В правовом государстве при реализации любого гарантированного права или свободы на передний план выходит проблема соблюдения баланса публичных и частных интересов, решение которой имеет высокую значимость именно в сфере реализации экономических прав, в регулировании которых важную роль играют нормы частного права.
2 Необходимо отметить, что категория экономических прав граждан является одним из юридических институтов, получивших закрепление уже в наиболее ранних документах, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Так, в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) в ст. 17 провозглашалось право частной собственности1. В новейшей истории экономические права граждан получили отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), которой провозглашено право владения имуществом (ст. 17)2.
1. См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 117–119.

2. См.: Росс. газ. 1998. 10 дек.
3 В Конституции РФ закреплены следующие экономические права граждан:
4 право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34);
5 право частной собственности (ч. 1 и 2 ст. 35), разновидностью которой является право частной собственности на землю (ст. 36).
6 Указанные статьи составляют так называемый «экономический» блок прав. Применительно к реализации названных прав Конституция РФ оперирует понятием «каждый», что позволяет отнести к субъектам этих прав не только гражданина, но и человека (вне его зависимости от принадлежности к гражданству Российской Федерации или иного государства либо отсутствия устойчивой правовой связи с каким-либо из государств или государственных образований).
7 Не случайно в содержание экономических прав многие ученые включают лишь два основных права – право собственности и право на занятие предпринимательской деятельностью (основой которого является право частной собственности)3. Имеются научные подходы, предполагающие включение в число прав и свобод в сфере экономической деятельности помимо права частной собственности и права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность право на землю и право на жилище4. Полагаем, однако, что эти права применительно к сфере экономики предполагают в первую очередь именно право собственности на указанные объекты.
3. См., напр.: Конституционное (государственное право) зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 1 - 2. Часть общая / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2000. С. 84, 105 - 108.

4. См.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2017. С. 50.
8 Более того, можно согласиться с мнением о том, что по своей социальной сути собственность - это все то, что человек может считать своим, прежде всего его жизнь и свободу5. Собственностью могут являться земля, товары, деньги, взгляды и убеждения, безопасность, свобода личности, способности, дарования6. В широком смысле собственностью человека являются свобода использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законодательством экономической деятельности, свобода его экономической деятельности. Таким образом, право собственности является ключевой составляющей экономических прав, а также предопределяет существование иных основных прав человека и гражданина и определяет пределы вмешательства государства в сферу индивидуальных прав и свобод.
5. См.: Яковлев А.М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие. М., 2009. С. 69.

6. См.: Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000. С. 10.
9 Как справедливо отмечалось Конституционным Судом РФ, «исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению»7. Поэтому ограничения права собственности могут вводиться только с учетом требований ст. 55 Конституции РФ – исключительно Федеральным законом и если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей.
7. >>>> СЗ РФ. 2011. № 18, ст. 2697.
10 «Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Вместе с тем обеспечение права частной собственности не должно вести к отказу от публичных начал в развитии отношений собственности»8.
8. Там же.
11 Принцип баланса публичного и частного интересов достаточно детально исследовался российскими правоведами на базе прецедентов Европейского Суда по правам человека9. С учетом практики выработаны критерии допустимости вмешательства в частную собственность10. Эти критерии состоят в том, что одновременно должны выполняться требования законности осуществления вмешательства в частные интересы, а также соблюдения баланса частного и общего интересов. Если нет хотя бы одного условия, вмешательство считается недопустимым, т.е. «право собственности и иные имущественные права подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота: собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными.., не иметь обратной силы и не затрагивать существа данных конституционных прав»11.
9. См.: Седова Ж.И., Зайцева Н.В. Принцип эстоппель и отказ от права в коммерческом обороте Российской Федерации. М., 2014.

10. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности / Л.И. Александрова и др. М., 2015. С. 15, 16.

11. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14 мая 2012 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумерововой и Ю.А. Шикунова» // СЗ РФ. 2012. № 21, ст. 2697.
12 Таким образом, экономические права, имея двуединую цель, а именно: достижение баланса интересов собственников и государства, наглядно отражают баланс частного и публичного интересов. В этой связи важной задачей государства является принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих максимальную экономическую свободу и соразмерную защиту экономических прав, подразумевающую при этом полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты соответствующей деятельности.
13 Реальность экономических прав определяется не только в закрепляющих их нормативно-правовых актах. Право реально прежде всего потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей ̶ граждан, исполняющих закон, а также должностных лиц, закон применяющих. Эта сторона права, как известно, характеризуется понятием «законность».
14 Таким образом, законодательные нормы, охраняющие экономические права, точное исполнение которых определяет законность, регулируют как степень возможного внешнего воздействия на индивида со стороны государства, общества или других индивидов, так и допустимую степень независимости отдельного человека при реализации им конституционно гарантированных экономических прав.
15 Осуществление надзора за точным исполнением соответствующих законодательных норм возложено на органы прокуратуры. В сфере защиты обозначенных выше экономических прав реализация прав и обязанностей прокуроров, оговоренных Федеральным законом от 17 января 1992 г. №°2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является формой участия государства, влияющей на правовые последствия для субъективных прав субъектов экономических отношений. Кроме того, по нашему мнению, меры прокурорского реагирования в области защиты экономических прав являются выражением отношения государства к тем или иным правоотношениям между частными лицами и между частными лицами и государством и отражают степень достижения баланса публичных и частных интересов. Так, например, полномочия, осуществление которых влияет на определение, прекращение или приобретение права частной собственности лицами, являются реализацией принципа баланса публичных и частных интересов.
16 Объем таких полномочий, случаи применения властных механизмов определяются, исходя из необходимости обеспечить стабильность гарантий общественного строя при сохранении свободы волеизъявления частных лиц. Требования обеспечения международных стандартов касаются самого построения системы государственных органов, к числу которых относится прокуратура.
17 В этом смысле надзор прокуратуры за исполнением действующего законодательства направлен на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности12. Это, в свою очередь, является обеспечением баланса частных и публичных интересов с той точки зрения, что принятые законодательные акты являются выражением сбалансированности интересов участников правоотношений в той или иной сфере. Ненадлежащее соблюдение законов нарушает такой баланс, способствует разрушению правовой определенности, в связи с чем надзор за соблюдением законов и принятие мер реагирования напрямую направлены на приведение интересов в состояние сбалансированности, опосредованное в законодательстве.
12. См.: Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития // Законность. 2013. № 7. С. 3.
18 Задачи непосредственной деятельности прокуратуры заключаются в том, чтобы посредством надзора обеспечить проверку конкретных обстоятельств, определить характер нарушений законов и принять решение о применении актов прокурорского реагирования. Этим прокурорский надзор характеризуется как процесс. Такие задачи выполняются прокурорами в различных сферах, большинство из которых затрагивают частную собственность, и меры прокурорского реагирования имеют определенные правовые последствия для субъективных прав собственников.
19 Необходимо подчеркнуть, что обеспечение прокуратурой баланса публичного и частного интересов при осуществлении надзора за исполнением законов о защите экономических прав приобретает особую актуальность в связи с тем, что прокуратура способна не только защитить права одного или нескольких граждан, но и эффективно реагировать на нарушения, затрагивающие одновременно права многих лиц. При этом полагаем, что обеспечение баланса публичных и частных интересов, наряду с гласностью, независимостью и иными, можно назвать в качестве основных принципов деятельности органов прокуратуры.
20 Этот принцип пронизывает применение всех средств прокурорского реагирования на нарушение прав и свобод человека и гражданина, в том числе экономических прав.
21 С учетом этого принципа определяются пределы прокурорского надзора, т.е., по сути, степень возможного вмешательства государства в сферу частных интересов. Такие пределы устанавливаются, исходя в первую очередь из потребностей защиты публичных интересов.
22 Принцип обеспечения баланса публичных и частных интересов обусловливает необходимость соотнесения пределов прокурорского надзора с принципом диспозитивности13, который в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений по своему усмотрению и учитывая свои интересы, выбирать варианты соответствующего поведения, самостоятельно решать, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения. При осуществлении экономической деятельности и реализации экономических прав не должно быть необоснованных помех, в том числе и необоснованного вмешательства государства в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.
13. См.: Гражданское право: учеб.: в 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 2005. С. 52, 53.
23 Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не надзирает за исполнением диспозитивных правовых норм, которые составляют основу частного права и формулируют общее дозволение, а лишь регулятивных норм, предписывающих тот или иной порядок действий, и охранительных, реализующих запрет на совершение определенных общественно опасных действий под страхом административной, уголовной ответственности14. Это приобретает особую актуальность в сфере надзора за соблюдением экономических прав, где важную роль играют договорные и гражданско-правовые отношения, существенная доля которых регулируется диспозитивными правовыми нормами.
14. См., напр.: Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 233, 234.
24 Таким образом, с учетом принципа общего дозволения при осуществлении надзора за соблюдением экономических прав в поле зрения прокурора должны находиться только императивные (регулятивные и охранительные) нормы, в том числе запреты, в известной мере ограничивающие самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Такие ограничения могут устанавливаться в интересах как отдельных групп лиц, например экономически более слабых участников, так и в общих интересах.
25 Подобный подход предотвращает практиковавшейся в советские, а также и в более поздние времена так называемый «широкозахватный» общий надзор прокуратуры, характеризующийся целенаправленным поиском нарушений во всех сферах в отсутствие необходимых оснований для этого, противоречащий презумпции невиновности и ограничивающий свободу экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
26 На эту особенность прокурорско-надзорной деятельности прокуратуры обращено внимание в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»: «Проверки исполнения законов проводить… в первую очередь… для защиты общезначимых или государственных интересов»15.
15. Законность. 2008. № 3 [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
27 В этом аспекте интересно отметить, что на протяжении длительного периода в Российской Федерации не поднимался вопрос о законодательной регламентации требований к проводимым прокурорами проверкам. В последние годы, когда актуализировалась проблема обеспечения баланса публичного и частного интересов, деятельность государственных органов, особенно осуществляющих контрольно-надзорные функции, начала подвергаться упорядочению. В связи с этим становилось все более очевидным, что и надзорная работа прокуроров, прежде всего в рамках так называемого «общего надзора», нуждается в регламентации, исключающей какие-либо возможности для прокуроров привносить в надзорный процесс интерпретационные подходы16.
16. См. подр.: Винокуров А.Ю. К вопросу о правовой регламентации прокурорской проверки // Административное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 1 - 13 [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
28 Эта проблема была озвучена в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с жалобами Межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений “Агора”... и гражданки С.А. Ганнушкиной», в п. 4 резолютивной части которого предписывалось «внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений»17.
17. См.: СЗ РФ. 2015. № 9, ст. 1389.
29 18 марта 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 марта 2017 г. №°27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”», в котором урегулировано проведение прокурорами проверок в рамках надзора за исполнением законов.
30 Более того, в рамках исследования вопросов обеспечения баланса публичного и частного интересов важно отметить, что нормы, регулирующие проведение проверки, распространены на ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которой сформулирован предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е. на другую отрасль прокурорского надзора. До 18 марта 2017 г. для проведения прокурорами проверок соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе экономических прав, не требовалось наличия информации о фактах соответствующих нарушений, что допускало на практике инициативный подход к этому вопросу, в том числе и в погоне за показателями. Теперь же в основе проводимых прокурорами проверок лежит «инцидентный» подход, предполагающий обязательное наличие у прокурора информации о факте нарушения закона или прав и свобод человека и гражданина18, что также способствует обеспечению баланса публичного и частного интересов.
18. См.: Винокуров А.Ю. Указ. соч.
31 Подобного рода новации, а также применение принципа осуществления надзора только за регулятивными и охранительными нормами (императивными нормами) реализуются прокурором при защите экономических прав во всех сегментах рынка. Это тем более важно, что функция по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, делает прокуратуру основным инструментом реальной защиты прав и свобод больших групп граждан либо неограниченного круга лиц, поскольку в результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушается баланс публичных и частных интересов.
32 Так, прокурором Ивановской области принесен протест на отдельные нормы Порядка рассмотрения заявок и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного распоряжением администрации Ивановской области 15 октября 2010 г. № 42-р, устанавливавшие неопределенные и формальные основания для отказа в оказании поддержки на стадии приема документов и их рассмотрения, что создавало административные барьеры реализации хозяйствующими субъектами своих прав. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен.
33 В этой связи отметим участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Как известно, прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). На уровне же субъектов Российской Федерации органы прокуратуры могут наделяться и правом законодательной инициативы, благодаря которой зачастую принимаются необходимые для обеспечения экономических прав нормативные правовые акты.
34 Так, прокуратурой Тамбовской области19 была выявлена необходимость внесения изменений (в законы Тамбовской области, регулирующие основания приобретения права собственности на жилые помещения законы, определяющие порядок формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья, построенного на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства; порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и др.). В целях устранения возникших противоречий федеральному законодательству прокуратурой области в порядке предоставленной ст. 55 Устава Тамбовской области законодательной инициативы разработан и направлен в Тамбовскую областную Думу проект закона Тамбовской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области».
19. См.: [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 12.05.2015).
35 Тесное взаимовлияние публичного и частного интереса можно отметить и при защите прокурором прав отдельных лиц, которые не способны защитить свои права самостоятельно (несовершеннолетние, инвалиды и др.). В данном случае прокурором зачастую обеспечивается защита их экономических прав в случае посягательств на эти права со стороны третьих лиц, и одновременно защищаются публичные интересы, выражающиеся в необходимости соблюдения гарантированного государством права на защиту указанной категории лиц.
36 Такая защита осуществляется в порядке административного или гражданского судопроизводства - ст. 39 КАС РФ (прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, или неопределенного круга лиц); ст. 45 ГПК РФ.
37 Следует отметить двойственность характера такой меры, как подача прокурором судебного иска в указанном порядке: с одной стороны, с учетом того, что прокурор является представителем государства и его действия по защите неопределенного круга лиц направлены на защиту общих целей государства и общества, с другой ̶ защиту получают частные лица в каждом конкретном случае.
38 Сказанное в полной мере касается и защиты экономических прав. Например, в случаях отказа в предоставлении муниципального жилья в результате разрешения вопроса о законности такого отказа лицо либо приобретает, либо лишается прав на жилье, которое является не только социальным правом, гарантированным Конституцией РФ, но и влечет изменение (приобретение, утрату) материальных имущественных прав.
39 Весьма показательной является деятельность прокуроров по защите экономических прав на финансовом рынке, поскольку нестабильность экономической ситуации в государстве предопределили сложную ситуацию во всех сегментах этого рынка.
40 Приходится констатировать наличие угроз финансовой устойчивости государства и стабильности на внутреннем финансовом рынке Российской Федерации, следствием чего является в том числе возникновение опасных диспропорций в платежном балансе государства20, что создает угрозы экономическим правам граждан на финансовом рынке. Поэтому можно согласиться с мнением о том21, что в настоящее время в финансовой сфере необходимо государственное регулирование экономической деятельности и при этом посредством обеспечения баланса публичного и частного интересов.
20. См. подр.: Поветкина Н.А. Платежный баланс Российской Федерации: правовой аспект // Актуальные проблемы росс. права. 2014. № 12.

21. См.: Научные концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2015. С. 158.
41 Показательны в этой связи примеры эффективной защиты органами прокуратуры нарушенного права собственности вкладчиков ряда коммерческих банков, у которых Центральным банком РФ были отозваны лицензии.
42 Так, по сложившейся практике прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность, в том числе коммерческих банков, осуществляя, как правило, проверки лишь в отношении органа банковского регулирования и надзора – Банка России. Между тем в период кризисных явлений в экономике возрастает необходимость приоритетной защиты именно частных интересов, на что в первую очередь и направляется усиление государственного регулирования экономики. В силу этого Генеральной прокуратурой РФ были проведены проверки в ряде коммерческих банков, по результатам которых обеспечено необходимое реагирование в целях защиты права собственности вкладчиков.
43 Так, по результатам проведенной Генеральной прокуратурой РФ проверки по обращениям вкладчиков о нарушении законодательства о страховании вкладов физических лиц, неправомерных действиях бывшего руководства ООО «Внешпромбанк» и нарушениях прав вкладчиков данной кредитной организации в связи с отзывом лицензии у ООО «Внешпромбанк» внесены представления во временную администрацию по управлению кредитной организацией и государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ). Установлено, что вопреки положениям законодательства о банковской деятельности и страховании вкладов физических лиц временной администрацией по управлению ООО «Внешпромбанк» не реализовывались должным образом полномочия по учету требований вкладчиков банка и направлению их в АСВ для выплат возмещения по вкладам.
44 Выплата страхового возмещения вкладчикам осуществляется АСВ на основании реестра обязательств банка перед вкладчиками, сформированного банком. Однако в нарушение указанных положений законодательства вследствие наличия в реестре, сформированном ООО «Внешпромбанк», недостоверных сведений о якобы имеющихся у добросовестных вкладчиков обязательств перед ООО «Внешпромбанк», граждане оказались лишены возможности получения причитающихся им компенсаций в связи с отзывом лицензии у банка. По материалам прокурорской проверки Следственным департаментом МВД России возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) УК РФ по факту хищения денежных средств.
45 Внесенные представления рассмотрены с участием работников Генеральной прокуратуры РФ. По результатам рассмотрения временной администрацией по управлению банком проанализированы имеющиеся материалы о нарушении имущественных прав вкладчиков банка. В связи с банкротством ООО «Внешпромбанк» и назначением агентства его конкурсным управляющим указанные материалы переданы в АСВ. Агентством в целях устранения нарушений закона и восстановления прав вкладчиков принято решение об отсутствии встречных требований банка к добросовестным вкладчикам, внесены соответствующие изменения в реестр обязательств банка перед ними, в том числе в части восстановления размера задолженности банка, а также для осуществления выплат вкладчикам в пределах установленного законодательством страхового возмещения.
46 Обобщая сказанное, представляется возможным сделать следующие выводы.
47 Со становлением и развитием рыночных отношений проблема соблюдения баланса публичного и частного интересов приобретает актуальность в сфере реализации экономических прав, имеющих двуединую цель, а именно: достижение баланса интересов собственников и государства. Первостепенной задачей государства для обеспечения такого баланса является принятие нормативных правовых актов, дающих экономическую свободу и защиту экономических прав, подразумевающую при этом адекватную ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
48 Реальность экономических прав обеспечивается не только наличием закрепляющих их нормативно-правовых актов, но и их точным исполнением, надзор за которым осуществляют органы прокуратуры. При этом меры прокурорского реагирования на нарушения экономических прав отражают отношение государства к правоотношениям между частными лицами, а также между частными субъектами и государством. Результативность прокурорских мер во многом отражает степень достижения в государстве баланса публичных и частных интересов.

Библиография

1. Винокуров А.Ю. К вопросу о правовой регламентации прокурорской проверки // Административное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 1 - 13 [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Гражданское право: учеб.: в 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 2005. С. 52, 53.

3. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за ис-полнением законов экономической направленности: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 233, 234.

4. Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития // Законность. 2013. № 7. С. 3.

5. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 117–119.

6. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 1 - 2. Часть общая / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2000. С. 84, 105 - 108.

7. Научные концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабрие-вой, Ю.А. Тихомирова. М., 2015. С. 158.

8. Обеспечение прокурором баланса частного и публичного интересов в сфере защиты права частной собственности / Л.И. Александрова и др. М., 2015. С. 15, 16.

9. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000. С. 10.

10. Поветкина Н.А. Платежный баланс Российской Федерации: правовой аспект // Актуальные проблемы росс. права. 2014. № 12.

11. Седова Ж.И., Зайцева Н.В. Принцип эстоппель и отказ от права в коммерческом обороте Российской Федерации. М., 2014.

12. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2017. С. 50.

13. Яковлев А.М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие. М., 2009. С. 69.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести