Политико-правовая концепция современного конституционного устройства В. Вильсона
Политико-правовая концепция современного конституционного устройства В. Вильсона
Аннотация
Код статьи
S013207690004661-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Берлявский Леонид Гарриевич 
Аффилиация: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
123-134
Аннотация

В статье исследуется политико-правовая концепция 28-го Президента США В. Вильсона. Позитивистская методология, которую использовал Вильсон для исследования государственно-правовых явлений, предполагала признание эволюционной модели конституционализма, а также приложение учения Ч. Дарвина к правоведению. Программа Вильсона «Новая свобода» предусматривала реформирование практически всех сторон американского общества.

Ключевые слова
политико-правовая концепция, В. Вильсон, модель конституционализма, правоведение, «Новая свобода»
Классификатор
Получено
03.04.2019
Дата публикации
29.04.2019
Всего подписок
97
Всего просмотров
2263
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В истории американской и мировой политической и правовой мысли Томас Вудро Вильсон (1856 - 1924) занимает особое место. В академическом справочнике президентов США статья о нем начинается с того, что 28-й Президент Соединенных Штатов был единственным главой исполнительной власти, который еще до вступления в должность исследовал институт президентства с научных позиций1. Сформулированные им принципы государственного управления до настоящего времени разделяются ведущими деятелями Демократической партии США. Либерально-идеалистическая парадигма нашла свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны В. Вильсоном программе создания Лиги Наций2.
1. См.: The presidents: a reference history / H.E. Graff, ed. N.Y., 2002. P. 365.

2. См.: Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. С. 106.
2 Как справедливо отмечалось в отечественной научной литературе, «ряд произведений Вильсона не утратил своей актуальности и в наши дни. Его труды, посвященные анализу государственного механизма США и перспективам его развития, а также работы, посвященные созданию основ американской теории управления, явились существенным вкладом в развитие американской науки в различных ее областях»3.
3. См.: Мишина Е.А. Политические взгляды Вудро Вильсона: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 3.
3 Современные авторы продолжают изучать концепцию мироустройства В. Вильсона, его программу реформирования мирового порядка4. Философ Б. Межуев охарактеризовал взгляды видного футуролога Ф. Фукуямы как «реалистический вильсонизм»5. Анализируется, в частности, «новый вильсонизм» администрации Б. Клинтона6. При этом В.В. Романов констатировал отсутствие прорывов в «отечественном вильсоноведении»7.
4. См.: Романов В.В. Вудро Вильсон и его концепция мироустройства // США: экономика, политика, культура. 2005. № 2. С. 68 - 80.

5. Межуев Б. «Реалистический вильсонизм» Фрэнсиса Фукуямы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 15.10.2018).

6. Соколов Н.Н. «Новый вильсонизм» администрации Б. Клинтона в американской историографии // Американские исследовании в Сибири. Вып. 9. Томск, 2008. С. 265 - 268.

7. Романов В.В. Внешнеполитическая доктрина вильсонизма и политико-академические круги США: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2005.
4 В англоязычной научной литературе отдельные стороны политико-правовой концепции В. Вильсона рассматривались в биографиях и обзорах государственной деятельности 28-го Президента США8, работах, посвященных его вкладу в государственное строительство, регулирование американской экономики и антитрестовское законодательство9, в развитие международного права и мировой дипломатии10, заключение Версальского договора и учреждение Лиги наций11, руководство вооруженными силами страны на посту верховного главнокомандующего12.
8. См.: Baker R.S. Woodrow Wilson: Life and Letters, 8 vols. N.Y., 1927–1939; Latham E., ed. The Philosophy and Policies of Woodrow Wilson. Chicago, 1958; Leary W.M., Jr., and Link A.S., comps. The Progressive Era and the Great War, 1896–1920, 2d ed. Arlington Heights, Ill., 1978; Link A.S. Wilson, 5 vols. Princeton, N.J., 1947–1965; Heckscher A. Woodrow Wilson. New York, 1991; Auchincloss L. Woodrow Wilson. N.Y., 2000; Levin P.L. Edith and Woodrow: The Wilson White House. N.Y., 2001; etc.

9. См.: Seltzer A.P. ‘‘Woodrow Wilson as ‘Corporate Liberal’: Toward a Reconsideration of Left Revisionist Historiography’’ // in: Western Political Quarterly 30 (1977); Taussig F.W. The Tariff History of the United States, 8th ed. N.Y., 1931; Willis H.P. The Federal Reserve System. Chicago, 1920; etc.

10. См.: Devlin P. Too Proud to Fight: Woodrow Wilson’s Neutrality. N.Y., 1974; Levin N.G., Jr. Woodrow Wilson and World Politics: America’s Response to War and Revolution. N.Y., 1968; Knock T.J. To End All Wars: Woodrow Wilson and the Quest for a New World Order. N.Y., 1992; Calhoun F.S. Power and Principle: Armed Intervention in Wilsonian Foreign Policy. Kent, Ohio, 1986; Link A.S. Woodrow Wilson: Revolution, War, and Peace. Arlington Heights, Ill., 1979; Link A.S. Woodrow Wilson and a Revolutionary World, 1913–192. Chapel Hill, N.C., 1982; Seymour Ch., ed., Cooper J.M. Breaking the Heart of the World: Woodrow Wilson and the Fight for the League of Nations. Cambridge and New York, 2001; etc.

11. См.: Woodward D.R. Trial by Friendship: Anglo-American Relations, 1917–1918. Lexington, 1993; Kennan G.F. Russia Leaves the War. Princeton, N.J., 1956; Kennan G.F. The Decision to Intervene. Princeton, N.J., 1958; Seymour Ch., ed., Cooper J.M. Op. cit.; etc.

12. См.: Beaver D.R. Newton D. Baker and the American War Effort, 1917–1919. Lincoln, Nebr., 1966; Link A.S. and Chambers II J.W. Woodrow Wilson as Commander in Chief // in: Kohn R.H, ed. The United States Military Under the Constitution of the United States, 1789–1989. New York, 1991; etc.
5 В частности, исследователь феномена «живой Конституции» Б. Акерман пришел к выводу, что, хотя данную модель не предвидели отцы-основатели США, ее следует изучать в динамике с учетом традиции общего права, сравнивая каждый значительный цикл президентства с другими. «Президент Вильсон, Холмс и Брандайз бросили вызов ортодоксам образца XIX века, заседавшим в Верховном Суде»13. Особо выделяются исследователями противоречия в теоретических позициях и практической деятельности В. Вильсона14. До настоящего времени наиболее представительным является собрание документов американского Президента в 69 томах, изданное под редакцией А. Линка15.
13. Ackerman B. The Living Constitution, Harvard Law Review, 7 (2007): 1759, 1796.

14. См.: Murray R.K. Red Scare: A Study in National Hysteria, 1919–1920. Minneapolis, 1955; Stone R. The Irreconcilables: The Fight Against the League of Nations. Lexington, 1970; Bagby W.M. The Road to Normalcy: The Presidential Campaign and Election of 1920. Baltimore, 1962; etc.

15. См.: Link A.S., et al., eds. The Papers of Woodrow Wilson, 69 vols. Princeton, N.J., 1966–1994.
6 Что касается отечественных авторов, то специалисты по истории политических и правовых учений указывают на то, что В. Вильсон начинал свою карьеру большого политика с должности профессора политологии и президента Принстонского университета. «В своих методологических разработках он опирался на традицию комплексного освещения политики в трудах английского философа и общественного деятеля Э. Бёрка и его соотечественника-конституционалиста У. Беджгота. Вильсон, как и многие современные ему исследователи позитивистской ориентации, был убежден, что политическая наука занимается, по существу, изучением реальной жизни, а потому ее методы весьма сближаются с методами естественных наук. Однако стиль его исследований носил характер истолкования и оценки, а не скрупулезного анализа и последующих обобщений»16.
16. Графский В.Г. Вильсон // История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 500.
7 Р.Т. Мардалиев попытался раскрыть причины пристального внимания правоведов, историков, политологов и других исследователей к фигуре 28-го Президента США демократа В. Вильсона. Во-первых, Вильсон был одним из немногих американских президентов, которые пытались (и во многих случаях небезуспешно) превратиться из арбитров в собственно творцов национальной политики и национального законодательства. Во-вторых, Вильсон пришёл к власти с уже окончательно сформировавшимися взглядами на задачи государственной власти. В их основе лежали эволюция политических институтов, необходимость их постоянного приспособления к меняющимся социально-экономическим условиям. В. Вильсон был одним из авторов концепции государства как агента социальных реформ, регулятора экономической, да и всей общественной жизни. Этим объясняется его стремление повысить роль исполнительной ветви власти. В-третьих, Вильсон-правовед был реформатором не только в области национального законодательства, гораздо больший след в истории оставило его стремление коренным образом реформировать всю систему международных правоотношений17.
17. См.: Мардалиев Р.Т. Правовые реформы Вудро Вильсона и его проект Лиги Наций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2001; Его же. Вудро Вильсон: политические взгляды, правовые реформы и проект Лиги Наций. СПб., 2002.
8 Как считает А.В. Ваньков, в американской юридической науке правотворческая деятельность Президента США впервые была детально проанализирована C. Дж. Хартом в его диссертации «Указная власть Президента США» (Ordinance-Making Powers of the President of the United States) (1923)18. Представляется, что это было осуществлено гораздо раньше – в трудах В. Вильсона.
18. См.: Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными правотворческими полномочиями Президента Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 6. С. 14.
9 В коллективной монографии «США: политическая идеология и история» указано, что известный противник трестов юрист Л. Брандайз «в конце августа 1912 г. в разгар предвыборной кампании предложил Вильсону антитрестовскую тему в качестве привлекательного предвыборного сюжета». Хотя Вильсон и пошел на создание Федеральной торговой комиссии, наделенной весьма широкими полномочиями по ограничению деятельности монополий, он же, по выражению его биографа А. Линка, «убил ее своими назначениями»19.
19. США: политическая идеология и история / под ред. Н.Н. Яковлева. М., 1974. С. 331, 332.
10 Г.И. Чернявский достаточно категорично утверждает, что сутью программы «Новой свободы» В. Вильсона были ликвидация трестов и восстановление конкурентного капитализма старого типа20. При этом, по мнению В.В. Согрина, программа «Новой свободы» В. Вильсона на 90% совпадала с «Новым курсом» Т.Рузвельта, однако если Рузвельт требовал отказаться от дальнейшего использования антимонопольного закона Шермана и сосредоточиться на государственном контроле за деятельностью гигантских предпринимательских объединений, то Вильсон настаивал на необходимости совершенствования антимонопольного законодательства21.
20. См.: Чернявский Г.И. Франклин Рузвельт. М., 2012. С. 82.

21. См.: Согрин В.В. Крупный бизнес США от «Позолоченного века» до «Прогрессивной эры» (1870 - 1910 годы) // Новая и новейшая история. 2010. № 6. С. 55, 56.
11 В фундаментальной «Энциклопедии американской Конституции» констатируется, что В. Вильсон в своих работах «Правление Конгресса» (1884), «Конституционное государство в Соединенных Штатах» (1908), серии статей и речей, вышедших в 1912 г. под названием «Новая свобода», критически отзывался о положениях Конституции, которые, с его точки зрения, ослабляли исполнительную власть, позволяли группам давления преобладать в комитетах законодательных органов, соблюдать букву закона, а не обеспечивать жизнедеятельность государства. Вильсон выступал за Конституцию как за «живой организм», способный к развитию и адаптации, к координации ветвей власти с целью сохранения свободы, но при условии сильной президентской власти22.
22. См.: Encyclopedia of the American Constitution / ed. by L.W. Levy and K. Karst. 2nd ed. N.Y., 2000. P. 2047.
12 Относительно изучения государственного строя США видный представитель российской школы конституционной компаративистики М.М. Ковалевский (1851 - 1916) заметил: «Вудро Вильсон принадлежит к числу оригинальнейших критиков последнего, и его книга о “Конгрессовом правительстве”, несмотря на свой незначительный объем, может быть поставлена рядом с лучшими главами Токвиля и Брайса»23.
23. Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений: с приложением текста важнейших конституций / пер. под ред. А.С. Ященко; с предисл. М.М. Ковалевского. М., 1905. С. XL.
13 В сочинении «Правление конгресса» В. Вильсон выступил с резкой критикой организации и деятельности Конгресса, но эта критика опиралась не на личное наблюдение, а на ряд посылок, которые были сформулированы до написания книги. Они включали предположения о том, что формальная концепция конституции расходится с ее органическим эволюционным развитием (здесь он опирался на наблюдения и выводы У. Беджгота). Далее утверждалось, что «книжная версия» системы «сдержек и противовесов», которой придерживались отцы-основатели, является вредной для реального и результативного правления. Чем больше власть подвержена разделению, тем более безответственной она становится. Правление Конгресса не подконтрольно ни исполнительной, ни судебной властям24.
24. См.: Графский В.Г. Указ. соч. С. 500, 501.
14 Исследование Вильсона «Изучение администрации» (1887) исходило из того, что в любой системе управления существует единый управляющий центр как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности, наблюдается структурное сходство всех современных правительств. Автор обосновывал необходимость отделения управления от политической деятельности, выступал за профессионализм служащих, организационную иерархию как условие финансовой и административной эффективности25. Эти положения во многом были созвучны теории «идеальной бюрократии» М. Вебера, поэтому их часто характеризуют как концепцию Вильсона – Вебера.
25. См.: Wilson W. The Study of Administration. Political Science Quarterly. Vol. 2, No. 2 (Jun., 1887): 197 - 222.
15 В переведенном на русский язык капитальном труде «Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений» (1905) тогдашний профессор государственного права и будущий Президент США В. Вильсон настаивал на том, что во всех больших правительственных системах, за исключением системы американской, законодательная деятельность направляется министрами, властью исполнительной, ближе всех стоящей к делам управления; американская система имеет центральным характерным признаком то, «что законодательные палаты направляют сами свою деятельность, или, вернее, они направляемы в отношении законодательной деятельности специальными или отдельными группами своих собственных членов». Вывод автора был однозначен: «правительство Соединенных Штатов должно иметь одну голову – президента, так как штаты делали опыт с этой системой и одобрили ее. Впрочем, президент в своих отношениях к другим федеральным чиновникам скорее получил характер английского монарха, чем губернатора штата»26.
26. Вильсон В. Указ. соч. С. 444, 473.
16 При этом Вильсон считал Конституцию своеобразным обобщением политического опыта нации, способствующим просвещению общественного мнения и в то же время содействующим его консерватизму. Что касается роли института президента, то в американской истории истинное его значение определяется не зафиксированными в Конституции полномочиями, а фактическим положением дел. «По Конституции исполнительная власть принадлежит президенту в полном ее объеме, но в таком объеме выполнять ее он не может; поэтому носители исполнительной власти - кабинет и в особенности начальники департаментов - по сути ее главные осуществители, тогда как на президента правильнее смотреть как на облеченного обязанностью следить за исполнением законов посредством общего властного контроля»27. По сути, В. Вильсон обосновывал концепцию дискреционных полномочий президента, которые базировались на принципах Конституции, но не ограничивались ею.
27. Графский В.Г. Указ. соч. С. 501.
17 С точки зрения М.М. Ковалевского, для В. Вильсона так называемое общее государственное право – не более как вывод из историко-догматического изучения прошлых и нынешних конституций, некоторых законов чисто эмпирического характера. Эти законы должны объяснить и общий ход государственного развития, и те или иные отклонения, какие оно представляет в тех или других странах, и присущие всем и всяким народам природные черты правительства и общества, власти и свободы.
18 Российский компаративист не скрывал, что последние главы монографии Вильсона, в которых резюмированы автором его общие выводы, кажутся «довольно скудными содержанием: вкрадывается сомнение в том, нужно ли было производить столь детальную работу, чтобы прийти к установлению более или менее общеизвестных истин о том, напр., что политические учреждения не изобретаются, а растут, что правительство есть исполнительный орган общества, что современность в противность древности устраняет аристократию и неограниченную монархию из числа нормальных форм государственного устройства…»28.
28. Вильсон В. Указ. соч. С. XXXIX - XL.
19 Поэтому в своем предисловии М.М. Ковалевский сформулировал основной вывод из монографии В. Вильсона, который сводится к тому, что при всем разнообразии существующих государственных форм Западная Европа и Америка представляют один тип правового государства: «Конституционная монархия и представительная республика, все равно, будут ли они основаны на начале политической централизации или на начале федерализма, имеют между собою целый ряд сходных черт, а эти черты, в свою очередь, входят в одно общее понятие правового государства».
20 К наиболее существенным чертам правового государства М.М. Ковалевский отнес:
21 участие всех его граждан в разной степени в политической власти;
22 современное государство, в отличие от древнего, признает за каждым из своих подданных (рядом с полной гражданской правоспособностью) большую или меньшую сумму публичных и политических прав;
23 в правовом государстве публичные права граждан гарантированы: с одной стороны, народным представительством, с другой – местным самоуправлением;
24 признание за каждым права обжаловать перед судом действия правительства.
25 Последнее положение имело особую значимость, поскольку в тексте своей монографии В. Вильсон не выделил полномочия Верховного суда США как органа конституционного надзора. Поэтому М.М. Ковалевский ставил вопрос: не существует ли в правовом государстве каких-либо гарантий против отмены законодательством обеспеченных конституцией публичных прав? Ответ его сводился к тому, что «такого стража знает пока лишь Конституция Соединенных Штатов в лице высшего федерального судилища и подчиненных ему инстанций». Задачей этого учреждения является судебное разбирательство по жалобам заинтересованных лиц вопросов о конституционности или неконституционности законов, изданных Конгрессом и представительными палатами отдельных штатов. Подобные гарантии Ковалевский считал желательными в государствах континентальной Европы, где «практика свободных учреждений» непродолжительна и «независимость судов не вполне обеспечена»29.
29. Там же. С. XXXVII.
26 Данный аналитический подход развивался отечественными исследователями более позднего времени, которые считали, что в механизме взаимосвязи и взаимодействия с Конституцией США политическая система проявляется не только в целостном виде, но и как дифференцированная, расчлененная на составные части. Наиболее важные из них, в той или иной мере соотносящиеся с отдельными статьями или поправками к Конституции США, - институциональный, функциональный, регулятивный (нормативный) и коммуникативный уровни (срезы)30.
30. См.: Конституция США: история и современность / под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. М., 1988. С. 183.
27 Позитивистская методология, которую использовал Вильсон для исследования государственно-правовых явлений, предполагала признание эволюционной модели конституционализма31. В частности, в монографии «Конституционное государство в Соединенных Штатах» (1908) В. Вильсон утверждал, что «государственное устройство Соединенных Штатов строилось на основе либеральной теории политической динамики, которая в неявной форме копировала теорию Вселенной Ньютона. В наши дни, что бы мы ни обсуждали – природу или общество – мы сознательно либо бессознательно следуем за мистером Дарвином»32.
31. См.: Берлявский Л.Г. Концепция «живой Конституции» в Соединенных Штатах Америки // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 14 - 18.

32. Wilson W. Constitutional Government in the United States. New York, 1908: 54, 55; Вильсон В. Государственный строй Соединённых Штатов. СПб., 1909.
28 В этой связи не случайны симпатии Вильсона идее политического и экономического прогресса и прогрессизму как течению общественной мысли. Прогрессизм - политическое движение в США в начале XX в., основанное на тезисе о необходимости выдвижения «истинно прогрессивной» партии в силу неадекватности платформ республиканской и демократической партий нуждам эпохи33. Подъем прогрессивных реформ на уровне штатов пришелся на 1903 - 1908 гг. За пять лет было принято не менее 130 законов, ограничивавших экономическое и политическое влияние как большого бизнеса, так и политических боссов. Прогрессивное законодательство всё более активно выходило и на общенациональный уровень. Его наиболее видными национальными проводниками традиционно признавались президенты Т. Рузвельт и В. Вильсон.
33. См.: Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Свердловск, 1989. С. 160.
29 В сочинении «Конституционное государство в Соединенных Штатах» В. Вильсон дал определение президента как единственного представителя интересов нации, сделав акцент на том, что никакие комбинации политических сил не должны оказаться способными преодолеть позицию президента, поскольку он отражает общественное мнение всего государства. По мнению Вильсона, президент является представителем всего народа, а не отдельного избирательного округа, чьих-то частных интересов. Если президент правильно отражает национальный интерес и активно отстаивает его, этому невозможно противостоять.
30 Последующая конституционная практика, с одной стороны, подтвердила вывод В. Вильсона о представительном характере института президента как выразителя национальных интересов, с другой - его настойчивые попытки трансформировать систему «сдержек и противовесов» в пользу усиления исключительно президентской власти привели к тому, что второй срок его пребывания на посту президента был ознаменован конфликтами со многими политическими союзниками, отказом Демократической партии от его выдвижения на третий срок, провалом ратификации в Сенате соглашения об учреждении Лиги Наций.
31 Накануне своей инаугурации в 1913 г. Вильсон настаивал на том, что от президента требуется быть не только лидером своей партии, но и главой исполнительной власти. «Он должен быть премьер-министром, обеспечивать руководство деятельностью законодательного органа, а также справедливое и точное исполнение закона»34. Однако реализовать данную концепцию удавалось только на протяжении шести лет - до тех пор, пока президент пользовался поддержкой большинства Конгресса. Это доказывало, что президентская власть является важным, но одним из элементов системы разделения властей в конституционном механизме США.
34. Цит. по: The presidents: a reference history / H.E. Graff, ed. P. 367.
32 Одним из элементов политико-правовой концепции Вильсона было обоснование института советников и помощников Президента США. «Вильсон отмечал, что, поскольку президент не может быть действительным главой администрации, он должен находить людей, обладающих исключительными дарованиями в правовой и коммерческой областях, чтобы они действовали от его имени и несли обязанности по повседневному управлению. Подбирать своих помощников он должен не из числа известных политиков, а из наиболее достойных и квалифицированных сограждан»35.
35. Графский В.Г. Указ. соч. С. 501.
33 В частности, советником Президента по правовым и экономическим вопросам стал бостонский адвокат Л.Д. Брандайз (1856–1941), заслуживший репутацию «Робин Гуда права» и «защитника народа»36. Видный исследователь американской правовой системы З.М. Черниловский считал, что влиянием заключения Брандайза (1908) проникнуты некоторые страницы книги В. Вильсона «New Freedom»37. З.М. Гершов, Л.Н. Попкова пришли к выводу, что этот юрист был главным творцом программы Вильсона. Именно его основные идеи воплотились в актах о Федеральной резервной системе, Федеральной торговой комиссии, законопроекте Рейборна38.
36. См.: Берлявский Л.Г. Конституционно-правовая концепция Луиса Брандайза (1856–1941) // Государство и право. 2014. № 7. С.74–80.

37. См.: Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного суда США. М., 1982. С. 104, 105.

38. См.: Гершов З.М. Вудро Вильсон. М., 1983. С. 60; Попкова Л.Н. Социально-политические взгляды Луиса Д. Брандейса // Американский ежегодник. М., 1983. С. 16.
34 Данное мнение совпадает с позицией американских исследователей А.Мэйсона, С. Пайотта, А. Гекшера, которые считают, что В. Вильсон разделял концепцию «регулируемой конкуренции», обоснованную Брандайзом39. Президент часто обращался к советам последнего по вопросам экономической политики в части государственного регулирования трестов, поскольку его предвыборная кампания была сфокусирована на устранении монополий во всех формах. Вильсон был уверен, что реформы в банковском секторе и снижение тарифов на услуги монополий способны улучшить функционирование свободного рынка40.
39. См.: Mason T.A. Brandeis: A Free Man's Life, Viking Press (1946): 375–377; Piott S.L. American Reformers, 1870–1920: Progressives in Word and Deed. Lanham, 2006. P. 139.

40. См.: Heckscher A., ed. The Politics of Woodrow Wilson: Selections from his Speeches and Writings (1956): 256–257.
35 После президентских выборов в ноябре 1912 г. В. Вильсон в письме Л. Брандайзу признал «огромный вклад» последнего в победу на выборах и рассматривал его кандидатуру на пост генерального прокурора либо министра торговли. Однако от этой идеи пришлось отказаться, так как президент встретил мощную оппозицию со стороны глав корпораций, против которых Брандайз выступал в судебных баталиях41. В 1916 г. В. Вильсон представил Сенату Л.Д. Брандайза в качестве кандидата в судьи Верховного суда Соединенных Штатов.
41. См.: Lief A. Brandeis: The Personal History of an American Ideal. Harrisburg, 1936. P. 257–258.
36 Советником Президента по внешнеполитическим вопросам с 1911 г. был Э.М. Хауз (1858 - 1938), известный как «полковник Хауз»42 и оставивший дневники и переписку с Президентом Вильсоном и другими политическими деятелями43.
42. Э. Хауз никогда не служил в армии США. Почетный титул полковника присваивался решением суда и исполнительной власти заслуженному гражданину штата на американском Юге.

43. См.: Архив полковника Хауза / пер. с англ.; подгот. к печ. Ч. Сеймуром: в 4 т. М., 1937 - 1944; Архив полковника Хауза. Избранное: в 2 т. / коммент. Ч. Сеймура; пер. с англ. В.В. Прокунина; предисловие А.И. Уткина. М., 2004.
37 Традиционно политико-правовая концепция В. Вильсона отождествляется с фундаментом современного либерализма в американской интеллектуальной культуре44. И. Валлерстайн уверяет, что «вильсонизм основывался на классических либеральных предпосылках… Он подразумевал, что каждый действует на основе рационально осознанного интереса и что, следовательно, каждый в конечном счете разумен. Поэтому мирная и реформистская практика рассматривалась в качестве реализуемой. Он уделял очень большое внимание законности и формальным процедурам»45.
44. См.: Pestritto R.J. Woodrow Wilson and the Roots of Modern Liberalism (American Intellectual Culture). Lanham, 2005.

45. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001. С. 68.
38 При этом упускается из виду, что данная концепция предполагала весьма существенное ограничение прав и свобод человека в условиях военного положения. Со вступлением страны в Первую мировую войну был принят Overman Act (1917), «фактически установивший президентскую диктатуру над государственным аппаратом»46. Акт о контроле над железными дорогами (1918) предусматривал введение государственного контроля над сетью железных дорог47. Был принят Акт о воинской повинности (для определенных категорий призывников)48. Акт о шпионаже (1917)49 и Акт о подстрекательстве к мятежу (1918)50 заложили правовую основу государственного контроля над инакомыслящими.
46. Encyclopedia of the American Constitution / ed. by L.W. Levy and K. Karst. 2nd ed. P. 2911.

47. См.: 40 Stat. 451 (1918).

48. См.: 40 Stat. 76 (1917).

49. См.: 40 Stat. 451 (1917).

50. См.: 40 Stat. 553 (1918).
39 Вильсон считал, что управление пребывает в современной Америке под воздействием двух факторов – народного суверенитета и общественного мнения. Для проведения успешной административной реформы необходимо прежде всего просветить и убедить именно общественное мнение, поскольку оно всегда консервативно и исполнено предрассудков. Вот почему любая реформа должна быть медленной и основываться на компромиссах. В условиях развитых форм конституционализма управляемые чувствуют себя некой общностью, объединенной единой целью и представлением об общей идее или интересе51.
51. См.: Графский В.Г. Указ. соч. С. 502.
40 Политико-правовые воззрения Президента на реформу государственного управления воплотились в провозглашенной им программе «Новая свобода» (The New Freedom), содержание которой было им изложено в брошюре с одноименным названием, опубликованной в 1913 г.52 В качестве подзаголовка к ней В. Вильсон выбрал «Призыв к освобождению творческой энергии народа».
52. См.: Wilson W. The New Freedom. New York, 1913.
41 Вопреки распространенному мнению о том, что основное содержание платформы Президента в сфере внутренней политики сводилось к ряду реформ в области государственного управления, программа «Новая свобода» должна была затронуть практически все стороны американского общества: она провозгласила наступательную антимонопольную политику, сокращение тарифов, совершенствование трудового и социального законодательства, учреждение государственного регулятора банковской деятельности, меры в области охраны окружающей среды и охраны здоровья населения.
42 В процессе реализации программы «Новая свобода» были приняты три поправки к Конституции США: 17-я (введение прямых выборов в Сенат) в 1913 г., 18-я (введение «сухого закона»53) в 1920 г., 19-я (введение активного избирательного права для женщин) в 1920 г.
53. Отменена 21-й поправкой к Конституции США в 1933 г.
43 При этом ординарные законы вносили такие же изменения в систему государственного управления, как и формальные конституционные поправки54. В частности, в распоряжении Вильсона находились три законопроекта о финансовой реформе. Прежде чем принять решение, он обратился за советом к Л. Брандайзу, который заключил, что «полномочиями выпуска денежной эмиссии следует наделить только государственные органы. Бюро определенно должно быть государственным органом», а функции банкиров необходимо ограничить совещательным голосом55. После консультаций В.Вильсон заявил, что банковская система должна иметь «публичный, а не частный характер, она должна находиться в ведении государства, чтобы банки были инструментами, а не хозяевами бизнеса»56.
54. Encyclopedia of the American Constitution /ed. by L.W. Levy and K. Karst. 2nd ed. P. 2911.

55. См.: Гершов З.М. Указ. соч. С. 76.

56. Heckscher A., ed. Оp. cit. P. 317.
44 Акт о Федеральной резервной системе (Federal Reserve Act), утвержденный Президентом В. Вильсоном 23 декабря 1913 г., учредил Федеральную резервную систему, выполняющую до настоящего времени функции Центрального банка США, и предоставил ей право денежной эмиссии на территории Соединенных Штатов57. В соответствии с законом создавались 12 федеральных резервных банков, подчинявшихся Федеральному резервному управлению. Все национальные банки были обязаны войти в федеральную резервную систему и осуществлять в нее отчисления в размере 6% своих активов.
57. Сh. 6, 38 Stat. 251, 12 U.S.C. ch. 3.
45 В «Энциклопедии Федеральной резервной системы» констатируется, что вышеуказанный акт является политическим документом, который базируется на экономических основах58. Президент В.Вильсон принял предложение о том, чтобы все члены Совета управляющих ФРС назначались на должности непосредственно Президентом США.
58. См.: Hafer R.W. Federal Reserve System: an encyclopedia. Westport, Connecticut, 2005. P. XVI.
46 В администрации Президента Вильсона были разработаны законопроекты, связанные с предоставлением министерству юстиции прав, связанных с реализацией антитрестовского законодательства59. В 1914 г. Актом о Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission Act) было учреждено независимое агентство правительства США, в компетенцию которого входят защита прав потребителей и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства60.
59. См.: McCraw T.K. Prophets of Regulation. Harvard, 1984. P. 82.

60. См.: 15 U.S.C § 41 - 58, as amended.
47 В. Вильсон поддержал законопроект Стевенса (Stevens bill), согласно которому Федеральная торговая комиссия получала право издавать приказы о прекращении монополистической деятельности (cease and desist orders), направленные на борьбу с нечестной конкуренцией на товарных рынках. В 1921 г. решением Верховного суда право определять нечестную конкуренцию было предоставлено федеральным судам.
48 Законом Клейтона (Clayton Antitrust Act) 1914 г. ограничивалась деятельность трестов61. Закон развивал и уточнял прежние нормы Закона Шермана, вводя новые понятия о «вредной» и «общественно допустимой» монополизации. Ограничения на крупные корпорации стали конкретнее: запрещались дискриминация в ценах, направленная на установление монопольного господства, связывающие контракты, которыми контрагенту не позволялось заключать соглашения с третьими лицами, вводились ограничения на возможные слияния конкурентов. Помимо прочего Законом изымалась деятельность профсоюзов из-под возможных преследований на основании Закона Шермана. При этом устанавливалось особое социальное качество человеческого труда - не как рядового товара или услуги62.
61. См.: Pub. L. 63–212, 38 Stat. 730, enacted October 15, 1914, codified at 15 U.S.C. § 12–27, 29 U.S.C. § 52, 53.

62. См.: Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 325.
49 В научной литературе высказано мнение, что данным Законом была завершена реализация программы «Новой демократии» В. Вильсона. Однако исследователи до сих пор не достигли единого мнения относительно истинного значения и последствий этих законов. Большинство авторов приходят к выводу, что в совокупности они, как минимум, означали отход от концепции «Новой свободы»63.
63. См.: Согрин В.В. Указ. соч. С. 57.
50 Вместе с тем обращается внимание на то, что средний класс был доволен актом Клейтона против «незаконной конкуренции» и более жестким применением Закона Шермана против трестов. Профсоюзы выражали удовлетворение тем, что специальным Законом объединения трудящихся были исключены из числа «трестов», а введение 8-часового рабочего дня на железных дорогах порождало надежды на то, что последуют аналогичные меры в других отраслях64.
64. См.: Чернявский Г.И. Указ. соч. С. 83.
51 В действительности с принятием Закона Клейтон осуществление программы «Новой демократии» завершено не было. Целый ряд нормативных актов, инициированных ею, принимались вплоть до истечения срока президентских полномочий В. Вильсона, в частности Industry Vocational Rehabilitation Act (1920), Sheppard-Towner Act (1921) в сфере здравоохранения или Federal Water Power Act (1920) в области охраны водных ресурсов, акты трудового законодательства Merchant Marine Act (1920), Esch-Cummins Act (1920) и др.
52 В целом масштабы реализации программы «Новой демократии» затрагивали важнейшие стороны жизни американского общества. Помимо указанных выше были приняты:
53 - 8 законов, направленных на поддержку сельского хозяйства и фермеров (Smith-Lever Act (1914), Cotton Warehouse Act (1914) и др.);
54 - 18 актов трудового законодательства (LaFollette-Peters Act (1914), Seamen's Act (1915), Child Labor Tax Law (1919) и др.);
55 - 23 закона в сфере здравоохранения и социального обеспечения (Cutter Service Act (1914), Federal Aid Road Act (1916), Rural Post "Good" Roads Act (1916) и др.);
56 - 5 актов, регулировавших статус ветеранов войны (War Risk Insurance Act of (1914), War Risk Insurance Act (1917) и др.);
57 - 11 актов в области охраны окружающей среды (River and Harbors Act (1914), Glacier National Park Act (1914) и др.).
58 Либерально-идеалистическая парадигма лежала в основе внешнеполитических воззрений В. Вильсона и его отношения к международному праву. Один из видных современных представителей политического реализма. Государственный секретарь США в 1973 - 1977 гг. Г. Киссинджер отметил, что для Вильсона обоснование американского участия в международных делах носило мессианский характер: на Америку, с его точки зрения, была возложена обязанность не просто соучаствовать в системе равновесия сил, но распространять свои принципы по всему свету. «Во времена администрации Вильсона Америка стала играть ключевую роль в международных делах, провозглашая принципы, хотя и бывшие трюизмами в рамках собственно американского мышления, но, тем не менее, для дипломатов Старого Света означавшие революционный разрыв с прошлым. В число этих принципов входили понятия о том, что от распространения демократии зависит мир на земле, что о государствах следует судить по тем же самым этическим нормам, которые являются критерием поведения отдельных личностей, и что национальные интересы любой страны должны подчиняться универсальной системе законов»65.
65. Кissinger H. Diplomacy. N.Y., 1994. P. 30.
59 Таким образом, существенными чертами политико-правовой концепции В. Вильсона были:
60 коррекция конституционного принципа разделения властей: обоснование необходимости усиления президентской власти, президентской администрации, института советников и помощников президента в ущерб полномочиям Конгресса;
61 позитивистская методология, предполагавшая признание эволюционной модели конституционализма; программа внутренней политики «Новая свобода», которая предусматривала реформирование всех сторон американского общества;
62 либерально-идеалистическая парадигма внешней политики и развития международного права.

Библиография

1. Архив полковника Хауза. Избранное: в 2 т. / коммент. Ч. Сеймура; пер. с англ. В.В. Прокунина; предисловие А.И. Уткина. М., 2004.

2. Архив полковника Хауза / пер. с англ.; подгот. к печ. Ч. Сеймуром: в 4 т. М., 1937–1944.

3. Берлявский Л.Г. Конституционно-правовая концепция Луиса Брандайза (1856–1941) // Государство и право. 2014. № 7. С.74–80.

4. Берлявский Л.Г. Концепция «живой Конституции» в Соединенных Штатах Америки // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 14 - 18.

5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М., 2001. С. 68.

6. Ваньков А.В. Правотворчество Президента США в сопоставлении с отдельными правотворческими полномочиями Президента Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 6. С. 14.

7. Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений: с приложением текста важнейших конституций / пер. под ред. А.С. Ященко; с предисл. М.М. Ковалевского. М., 1905. С. XL, XXXVII, XXXIX–XL, 444, 473.

8. Вильсон В. Государственный строй Соединённых Штатов. СПб., 1909.

9. Гершов З.М. Вудро Вильсон. М., 1983. С. 60, 76.

10. Графский В.Г. Вильсон // История политических и правовых учений / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 500 - 502.

11. Конституция США: история и современность / под ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. М., 1988. С. 183.

12. Мардалиев Р.Т. Правовые реформы Вудро Вильсона и его проект Лиги Наций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2001.

13. Мардалиев Р.Т. Вудро Вильсон: политические взгляды, правовые реформы и проект Лиги Наций. СПб., 2002.

14. Межуев Б. «Реалистический вильсонизм» Фрэнсиса Фукуямы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://polit.ru/article/2006/07/06/mezhuev/ (дата обращения: 15.10.2018).

15. Мишина Е.А. Политические взгляды Вудро Вильсона: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 3.

16. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 325.

17. Попкова Л.Н. Социально-политические взгляды Луиса Д. Брандейса // Американский ежегодник. М., 1983. С. 16.

18. Романов В.В. Внешнеполитическая доктрина вильсонизма и политико-академические круги США: автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2005.

19. Романов В.В. Вудро Вильсон и его концепция мироустройства // США: экономика, политика, культура. 2005. № 2. С. 68 - 80.

20. Согрин В.В. Крупный бизнес США от «Позолоченного века» до «Прогрессивной эры» (1870 - 1910 годы) // Новая и новейшая история. 2010. № 6. С. 55 - 57.

21. Соколов Н.Н. «Новый вильсонизм» администрации Б. Клинтона в американской историографии // Американские исследовании в Сибири. Вып. 9. Томск, 2008. С. 265 - 268.

22. США: политическая идеология и история / под ред. Н.Н. Яковлева. М., 1974. С. 331, 332.

23. Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Свердловск, 1989. С. 160.

24. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002. С. 106.

25. Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного суда США. М., 1982. С. 104, 105.

26. Чернявский Г.И. Франклин Рузвельт. М., 2012. С. 82, 83.

27. Ackerman B. The Living Constitution, Harvard Law Review, 7 (2007): 1759, 1796.

28. Auchincloss L. Woodrow Wilson. N.Y., 2000.

29. Bagby W.M. The Road to Normalcy: The Presidential Campaign and Election of 1920. Baltimore, 1962.

30. Baker R.S. Woodrow Wilson: Life and Letters, 8 vols. N.Y., 1927–1939.

31. Beaver D.R. Newton D. Baker and the American War Effort, 1917–1919. Lincoln, Nebr., 1966.

32. Calhoun F.S. Power and Principle: Armed Intervention in Wilsonian Foreign Policy. Kent, Ohio, 1986.

33. Devlin P. Too Proud to Fight: Woodrow Wilson’s Neutrality. N.Y., 1974.

34. Encyclopedia of the American Constitution / ed. by L.W. Levy and K. Karst. 2nd ed. N.Y., 2000. P. 2047, 2911.

35. Hafer R.W. Federal Reserve System: an encyclopedia. Westport, Connecticut, 2005. P. XVI.

36. Heckscher A., ed. The Politics of Woodrow Wilson: Selections from his Speeches and Writings (1956): 256–257, 317.

37. Heckscher A. Woodrow Wilson. New York, 1991.

38. Kennan G.F. Russia Leaves the War. Princeton, N.J., 1956.

39. Kennan G.F. The Decision to Intervene. Princeton, N.J., 1958.

40. Кissinger H. Diplomacy. N.Y., 1994. P. 30.

41. Knock T.J. To End All Wars: Woodrow Wilson and the Quest for a New World Order. N.Y., 1992.

42. Latham E., ed. The Philosophy and Policies of Woodrow Wilson. Chicago, 1958.

43. Leary W.M., Jr., and Link A.S., comps. The Progressive Era and the Great War, 1896–1920, 2d ed. Arlington Heights, Ill., 1978.

44. Levin N.G., Jr. Woodrow Wilson and World Politics: America’s Response to War and Revolution. N.Y., 1968.

45. Levin P.L. Edith and Woodrow: The Wilson White House. N.Y., 2001.

46. Lief A. Brandeis: The Personal History of an American Ideal. Harrisburg, 1936. P. 257–258.

47. Link A.S., et al., eds. The Papers of Woodrow Wilson, 69 vols. Princeton, N.J., 1966–1994.

48. Link A.S. Wilson, 5 vols. Princeton, N.J., 1947–1965.

49. Link A.S. Woodrow Wilson and a Revolutionary World, 1913–192. Chapel Hill, N.C., 1982.

50. Link A.S. Woodrow Wilson: Revolution, War, and Peace. Arlington Heights, Ill., 1979.

51. Link A.S. and Chambers II J.W. Woodrow Wilson as Commander in Chief // in: Kohn R.H, ed. The United States Military Under the Constitution of the United States, 1789–1989. New York, 1991.

52. McCraw T.K. Prophets of Regulation. Harvard, 1984. P. 82.

53. Mason T.A. Brandeis: A Free Man's Life, Viking Press (1946): 375–377.

54. Murray R.K. Red Scare: A Study in National Hysteria, 1919–1920. Minneapolis, 1955.

55. Pestritto R.J. Woodrow Wilson and the Roots of Modern Liberalism (American Intellectual Culture). Lanham, 2005.

56. Piott S.L. American Reformers, 1870–1920: Progressives in Word and Deed. Lanham, 2006. P. 139.

57. Seltzer A.P. ‘‘Woodrow Wilson as ‘Corporate Liberal’: Toward a Reconsideration of Left Revisionist Historiography’’ // in: Western Political Quarterly 30 (1977).

58. Seymour Ch., ed., Cooper J.M. Breaking the Heart of the World: Woodrow Wilson and the Fight for the League of Nations. Cambridge and New York, 2001.

59. Stone R. The Irreconcilables: The Fight Against the League of Nations. Lexington, 1970.

60. Taussig F.W. The Tariff History of the United States, 8th ed. N.Y., 1931.

61. The presidents: a reference history / Henry E. Graff, ed. N.Y., 2002. P. 365, 367.

62. Willis H.P. The Federal Reserve System. Chicago, 1920.

63. Wilson W. The New Freedom. New York, 1913.

64. Wilson W. Constitutional Government in the United States. New York, 1908: 54, 55.

65. Wilson W. The Study of Administration. Political Science Quarterly. Vol. 2, No. 2 (Jun., 1887): 197 - 222.

66. Woodward D.R. Trial by Friendship: Anglo-American Relations, 1917–1918. Lexington, 1993.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести