100-летие Международной организации труда (МОТ)
100-летие Международной организации труда (МОТ)
Аннотация
Код статьи
S013207690005256-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скачкова Галина Семеновна 
Должность: Заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права РАН
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
34-43
Аннотация

В статье изложены вопросы, связанные с празднованием в2019 г. столетия со дня образования Международной организации труда (МОТ). Показано значение Версальского мирного договора в создании МОТ, в рамках которой объединились правительства, представители работников и работодателей. Рассмотрены вопросы об основных направлениях деятельности МОТ и ее структуре. Особое место в статье заняли вопросы реализации инициатив МОТ, выдвинутых в преддверии празднования. Обращено внимание на мероприятия, проводимые в России в связи с реализацией инициативы МОТ «Будущее труда».

Ключевые слова
Версальский мирный договор, Международная организация труда (МОТ), инициатива «Будущее труда».
Классификатор
Получено
24.05.2019
Дата публикации
14.06.2019
Всего подписок
94
Всего просмотров
2629
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 28 июня 1919 г. во время Парижской конференции, проходившей в Версале недалеко от французской столицы в ознаменование окончания Первой мировой войны и установления порядка послевоенного устройства мира, был заключен Мирный договор между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор)1, т.е. договор между государствами Антанты (Францией, Англией и Америкой) и поверженной Германской империей (далее: Версальский мирный договор, Договор).
1. См.: Версальский мирный договор [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:  >>>> (дата обращения: 10.01.2019).
2 Вместе с подписанными впоследствии соглашениями с немецкими союзниками и документами, принятыми на Конференции в Вашингтоне 12 ноября 1921 г., Версальский мирный договор стал началом Версальско-Вашингтонской системы международных отношений2.
2. См.: Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 19.01.2019).
3 В соответствии с ч. XIII «Труд» Версальского мирного договора была создана Международная организация труда (МОТ), в рамках которой объединились правительства, представители работников и работодателей.
4 В Версальском мирном договоре (Преамбула, отд. I «Организация труда») особо указывалось на ряд обстоятельств величайшей международной важности, в числе которых признавалась необходимость установления всеобщего мира, и такой мир мог быть основан лишь на принципе социальной справедливости.
5 Так, отмечалось, что «существуют условия труда, сопряженные для большого числа лиц с несправедливостью, нищетой и лишениями, что порождает такое недовольство, что создается опасность для всеобщего мира и гармонии… настоятельно необходимо улучшить эти условия: например… это касается регламентации часов труда, установления максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели, найма рабочих рук, борьбы с безработицей, гарантий заработной платы, обеспечивающей подобающие условия существования, защиты трудящихся от обыкновенных или профессиональных заболеваний и от несчастных случаев при работе, защиты детей, подростков и женщин, пенсий на случай старости и инвалидности, охраны интересов трудящихся, занятых за границей, утверждения принципа свободы союзов, организации профессионального и технического обучения и иных аналогичных мер».
6 Далее указывалось на необходимость принимать «во внимание, что непринятие какой-либо нацией действительно гуманного режима труда препятствует усилиям других наций, желающих улучшить судьбу трудящихся в их собственных странах».
7 В этой связи была достигнута договоренность об основании постоянной международной организации, которой поручалось работать по реализации программы, изложенной во вступлении. Версальское соглашение включало в себя положение об учреждении Лиги Наций в целях установления контроля над разоружением, предотвращения военных конфликтов и решения мирным способом конфликтов между странами.
8 В ст. 387 Договора констатировалось, что «первоначальные члены Лиги Наций будут первоначальными членами этой организации, и впредь принадлежность к членам Лиги Наций будет влечь за собой и принадлежность к членам названной организации».
9 Согласно ст. 388 Договора такая организация должна была включать:
10 1) общую Конференцию представителей членов;
11 2) международное бюро труда под руководством Административного совета, предусмотренного в ст. 393.
12 В ст. 389 Договора относительно общей Конференции представителей членов было сказано, что она «будет иметь сессии каждый раз, как это будет нужно, и по меньшей мере один раз в год. Она будет состоять из четырех представителей от каждого члена, из которых двое будут делегатами Правительства, а двое других будут, соответственно, представлять, с одной стороны, работодателей, а с другой стороны, трудящихся граждан каждого из членов. Каждый делегат может сопровождаться техническими советниками, число которых не может превышать двух по каждому отдельному вопросу, поставленному на повестку дня сессии. Когда обсуждению Конференции будут подлежать вопросы, специально касающиеся женщин, то из лиц, привлекаемых в качестве технических советников, одно по меньшей мере должно быть женщиной».
13 Высокие Договаривающиеся Стороны признали в ст. 327 Договора, «что различия в климате, в нравах и обычаях, в экономической обстановке и в промышленных традициях затрудняют немедленное достижение абсолютного единообразия в условиях труда».
14 Высказывалось убеждение, «что труд не должен рассматриваться просто как предмет торговли.., что для регламентации условий труда имеются методы и принципы, к применению которых должны прилагаться усилия всеми промышленными соединениями, чтобы особые условия, в которых они могли бы оказаться, позволяли это».
15 В Договоре среди этих методов и принципов особенно важными и срочными провозглашались такие руководящие принципы, согласно которым труд не должен рассматриваться просто как товар или предмет торговли и декларировалось бы право союзов во всяких целях, не противоречащих законам как для нанимающихся, так и для нанимателей.
16 В числе принципов, к соблюдению которых следовало стремиться промышленно развитым странам, в ст. 327 Договора были названы, в частности, введение 8-часового рабочего дня, 48-часовой рабочей недели и еженедельного отдыха продолжительностью не менее 24 часов с платежом трудящимся «заработной платы, обеспечивающей им подобающий уровень жизни, как он понимается в их время и в их стране», с принципом «равной заработной платы без различия пола за труд одинакового достоинства». Указывалось на необходимость ликвидации детского труда и ограничения труда молодежи для обеспечения молодым людям возможности получить образование и достичь надлежащего физического развития. Декларировалось, что условия труда в каждой стране должны «обеспечивать справедливый экономический режим всем трудящимся, законно проживающим в стране», с организацией в каждом государстве службы инспекции «для обеспечения применения законов и распоряжений по охране трудящихся», с включением в нее женщин.
17 Не считая, что эти принципы и эти методы исчерпывающи или окончательны, Высокие Договаривающиеся Стороны полагали, что они пригодны для направления политики Лиги Наций, и что в случае их принятия промышленными соединениями, являвшимися членами Лиги Наций, и сохранения на практике неприкосновенными подходящих кадров инспекторов они должны были распространить свое постоянное благодеяние на трудящихся по найму всего мира.
18 Таким образом, в Договоре были заложены принципиальные основы создания международной межправительственной организации как автономной организации  Лиги Наций с целью выработки  конвенций  и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения  условий труда .
19 Направление деятельности этой организации ̶ создание международных стандартов в области труда и социального обеспечения, включая разработку новых норм по безопасности и здоровью работников.
20 1-я сессия Конференции труда проходила 21 ноября 1919 г. в Вашингтоне (США) со следующим порядком дня, определенным в Приложении к Договору от 28 июня 1919 г. № Б/Н:
21 1. Применение принципа 8-часового дня или 48-часовой недели.
22 2. Вопросы, относящиеся к средствам предупреждения безработицы и борьбы с ее последствиями.
23 3. Занятие женщин:
24 a) до или после родов (включая вопрос о пособии в связи с материнством);
25 b) ночью;
26 c) во вредных для здоровья работах.
27 4. Занятие детей:
28 a) возраст допущения к труду;
29 b) ночные работы;
30 c) вредные для здоровья работы.
31 5. Расширение и применение международных конвенций, принятых в Берне в 1906 г., о запрещении ночной работы женщин, занятых на промышленных предприятиях, и о запрещении применения белого (желтого) фосфора в спичечной промышленности3.
3. См.: Первая сессия Конференции труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 15.01.2019).
32 21 ноября 1919 г. на 1-й сессии Генеральной конференции МОТ был принят Регламент Международной конференции труда, а также шесть конвенций. Первой из них стала Конвенция МОТ № 1 «Об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю», значение которой трудно переоценить. В Конвенции закреплялся максимум работы – как дневной (8 час.), так и недельный (48 час.).
33 В период с 1919 по 1939 г. МОТ приняла свыше 15 конвенций и несколько рекомендаций по различным направлениям трудовых отношений (времени отдыха и ограничению рабочего времени, медосмотрам, охране здоровья работающих матерей, подземному, ночному и детскому труду, вредным веществам, несчастным случаям на производстве и др.)4.
4. См. подробнее: Актуальные проблемы трудового права: учеб. для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М., 2017 // СПС «КонсультантПлюс».
34 В последующие годы принят ряд документов, уточнивших статус МОТ и направления ее деятельности.
35 В 1944 г. на 26-й сессии Международной конференции труда МОТ в Филадельфии (США) была принята Декларация о целях и задачах МОТ (так называемая Филадельфийская декларация, включенная в качестве приложения в Устав МОТ), подтвердившая полномочия, ранее закрепленные в Версальском мирном договоре .
36 Через год после создания в 1945 г. ООН ее Генеральная Ассамблея одобрила соглашение, определившее МОТ как специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами регулирования трудовых отношений по таким направлениям: улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости , раскрытие потенциала  рабочей силы , развитие  социальных институтов .
37 В последующие годы МОТ стала играть активную роль в решении вопросов, важных для народов всех государств. Ведь деятельность МОТ, в отличие от других международных организаций, строится по принципу равного трипаратизма: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в определении ее политики на равных с представителями правительств, отражая тем самым социальное партнерство на международном уровне.
38 Что касается структуры МОТ в настоящее время, то ее высшим органом является Международная конференция труда (МКТ, Генеральная конференция), состоящая из делегаций государств-членов. Генеральная конференция представителей членов МОТ должна созываться от времени до времени каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, но не реже, чем один раз в год. В ней должно участвовать по четыре представителя от каждого члена МОТ, из которых двое являются правительственными делегатами, а двое других представляют, соответственно: один ̶ предпринимателей, а другой ̶ трудящихся (ст. 3 Устава МОТ).
39 Исполнительным органом МОТ является Административный совет, состоящий из 48 членов: 24 представителя правительств государств-членов, 12 представителей предпринимателей, 12 представителей трудящихся.
40 Административный совет, избираемый на три года и заседая три раза в год, готовит повестку дня МКТ и других конференций, разрабатывая меры по их реализации (ст. 2, 7 Устава МОТ).
41 Важное место в деятельности МОТ занимает Международное бюро труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ и не только собирающее, но и распространяющее информацию по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся (ст. 9, 10 Устава МОТ).
42 В компетенцию этого органа входят также: определение основных задач и направлений деятельности МОТ; внесение изменений и дополнений в Устав МОТ; разработка и принятие международных конвенций и рекомендаций в области трудовых отношений; осуществление контроля за применением государствами ратифицированных ими конвенций и рекомендаций.
43 К компетенции МБТ отнесено и изучение вопросов, предполагающихся быть представленными на рассмотрение МКТ в целях принятия международных конвенций. МБТ проводит и специальные обследования, порученные МКТ или Административным советом.
44 Персонал МБТ назначается Генеральным директором согласно правилам, утвержденным Административным советом, и должен быть представлен лицами различных национальностей, некоторое число из которых должны быть женщинами.
45 По важнейшим отраслям экономики (внутренний транспорт, строительство, черная металлургия, нефтяная промышленность и др.) создаются трехсторонние комитеты. Работают и экспертные советы для решения тех или иных проблем относительно профессионального образования и подготовки кадров, повышения квалификации, охраны труда, защиты прав работающих женщин и молодежи и т.д. (ст. 18 Устава МОТ).
46 Для решения социально-трудовых вопросов на региональном или отраслевом уровне могут проводиться региональные конференции и создаваться региональные учреждения (ст. 36 Устава МОТ).
47 С 1920 г. штаб-квартира Международного бюро труда находится в Женеве. Если в момент создания МОТ в ней участвовали 42 государства, то в настоящее время ее членами являются 187 государств. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
48 Можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ: основные права человека; занятость; социальная политика; регулирование вопросов труда; трудовые отношения и условия труда; социальное обеспечение; правовое регулирование труда отдельных категорий работников (запрет детского труда; охрана труда женщин; труд моряков, рыбаков и др.)5.
5. См.: Основные конвенции МОТ, действующие в РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).
49 Для выполнения своих задач МОТ использует такие дополняющие друг друга методы, как разработка и принятие международных норм, осуществление контроля за их соблюдением странами ̶ членами МОТ.
50 Конвенции, будучи юридическими документами имеют силу международных договоров, определяя порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности. Для вступления конвенции в силу необходима ее ратификация не менее чем двумя государствами-членами МОТ. Все ратифицированные конвенции МОТ регистрируются и хранятся в МБТ.
51 МОТ кроме конвенций может вырабатывать и рекомендации в случаях, когда: а) для принятия соответствующей конвенции вопрос пока недостаточно разработан; б) принятая конвенция нуждается в уточнении, дополнении новыми положениями; в) нормы данной конвенции часто меняются.
52 Если конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае их ратификации, то рекомендации не являются юридически обязательными актами и ратификации не подлежат. 
53 Следует иметь в виду, что если государство и не ратифицировало ту или иную конвенцию, то оно все равно несет обязательства по ней в силу факта членства в МОТ и присоединения к ее уставу по указанным выше четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 г.
54 Нормотворческая деятельность МОТ весьма активна и разнообразна по содержанию. Так, в целях выполнения своих задач по улучшению условий труда и жизни и соблюдения прав человека в трудовой сфере МОТ приняла за время своего существования 188 конвенций и 200 рекомендаций, позволивших создать достаточно продуманную и обоснованную систему рекомендуемых нормативов и стандартов в сфере труда. В России сейчас действуют 43 конвенции МОТ6.
6. См.: Конвенции Международной организации труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2019).
55 Принятые МОТ конвенции и рекомендации образуют в своей совокупности Международный трудовой кодекс, устанавливающий минимальные нормы в сфере, за которую отвечает МОТ7.
7. См.: Международная организация труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 16.01.2019).
56 Остановимся на некоторых моментах, характеризующих деятельность МОТ, обратив внимание на ряд важнейших документов по реализации ее инициатив.
57 На юбилейной сессии Международной конференции труда в 1969 г. была провозглашена Всемирная программа занятости, нацеленная на содействие повышению уровня занятости всех стран ̶ членов МОТ, став отправным пунктом усилий МОТ в оказании им помощи в борьбе с безработицей и неполной занятостью.
58 В Программе было предусмотрено, в частности, что способствовать снижению безработицы и повышению уровня продуктивной занятости в каждой стране должна не только внутренняя социальная и экономическая политика, но и активная внешняя политика страны в области международной торговли, помощи и инвестиций.
59 Целями активной политики на рынке труда, исходя из установок Всемирной программы, являются:
60 справедливость – обеспечение равных возможностей доступа к занятости, содействие занятости наиболее уязвимых групп населения;
61 экономический рост – поддержка и развитие производительных рабочих мест;
62 эффективность – отдача от использования трудовых ресурсов8.
8. См.: Роль Международной организации труда в разработке программ занятости и преодолении безработицы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 27.01.2019).
63 В 1969 г. МОТ была присуждена Нобелевская премия мира за деятельность по созданию «инфраструктуры мира» и укреплению братства между народами, ставшая одновременно признанием глубоких перемен в мире в социальной, экономической и политической жизни, связанных с двумя мировыми войнами. Вручение премии было приурочено к 50-й годовщине создания МОТ: как было заявлено на церемонии Нобелевским комитетом, это решение было принято, исходя прежде всего из тех идеалов, которые с момента своего основания отстаивает Организация9
9. См.: Серия «Сто лет истории МОТ». Когда моральные принципы воплощаются в дела. Как МОТ была присуждена Нобелевская премия мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_655946/lang--ru/index.htm (дата обращения: 27.01.2019).
64 18 июня 1998 г. была принята Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».
65 В Декларации было заявлено, что «эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами. Все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанных Конвенций, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:
66 a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
67 b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
68 c) действенное запрещение детского труда;
69 d) недопущение дискриминации в области труда и занятий»10.
10. МБТ: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, МКТ, 86-я сессия, Женева, 18 июня 1998 г.
70 С 2001 г. ежегодно 28 апреля стал отмечаться Всемирный день охраны труда. МОТ для эффективного решения таких вопросов на практике приняла в 2001 г. «Руководство по системам управления охраной труда МОТ/СУОТ 2001 (ILO/OSH 2001)», которое уже начало внедряться во многих странах мира. Это Руководство является единственным в мире официальным нормативным документом по системам управления безопасностью на уровне предприятия, принятым международной организацией11.
11. См.: Организатору проведения Всемирного дня охраны труда. Методические материалы и информационные материалы. М., 2007. С. 8.
71 Центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровнях должна занять выработанная МОТ Концепция достойного труда. МОТ распространяет принципы достойного труда, продвигая охрану труда, а также работая в сфере занятости, социальной защиты, разработки трудовых стандартов, фундаментальных принципов и прав в сфере труда12.
12. См.: Достойный труд – Безопасный труд / Вступительный доклад МОТ к XVII Всемирному конгрессу по охране труда, Орландо, Флорида, США, 2005 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> >>>> (дата обращения: 02.02.2019).
72 Международная конференция труда (МКТ) приняла на 97-й сессии (2008 г.) Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (Декларация о социальной справедливости), предназначенную для усиления потенциала МОТ с целью содействия реализации ее Программы достойного труда и выработки эффективных ответных мер в связи с растущими вызовами глобализации.
73 Декларация о социальной справедливости, применив комплексный подход, подтвердила равнозначность каждой из четырех стратегических задач МОТ в этих усилиях: занятость, социальная защита, трудовые нормы и социальный диалог, признав, что эти задачи «неразрывно связаны между собой, взаимозависимы и взаимодополняемы»13.
13. Международная конференция труда, 99-я сессия 2010 г. Доклад VI. Политика в сфере занятости во имя социальной справедливости и справедливой глобализации. Доклад о периодически обсуждаемых вопросах по проблемам занятости, 2010 год. Шестой пункт повестки дня. Международное бюро труда. Женева, 2010. С. 11.
74 Декларация о социальной справедливости была представлена на 99-й сессии Международной конференции труда (2010 г.) в качестве третьего, важнейшего заявления после принятия Устава МОТ в 1919 г. относительно принципов МОТ, которое отражало современное видение МОТ своего мандата в эпоху глобализации. Первыми двумя документами были названы Филадельфийская декларация (1944) и Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998)14.
14. См.: там же. С. 1.
75 На 102-й сессии Международной конференции труда (2013) была выдвинута инициатива, касавшаяся «будущего сферы труда»15, как одна из семи инициатив в ознаменование 100-летия МОТ в 2019 г. Было подчеркнуто, что «достойный труд для всех, искоренение бедности и экологическая устойчивость – это три магистральные проблемы XXI века».
15. Резолюции, принятые на 102-й сессии Международной конференции труда (Женева, июнь 2013г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 10.01.2019).
76 Впоследствии Административный совет МОТ, представив конструктивные рекомендации по их выполнению, утвердил семь инициатив столетия. В их числе названы: (1) инициатива в отношении административного руководства и управления; (2) инициатива, касающаяся норм; (3) зеленая инициатива; (4) инициатива в отношении предприятий; (5) инициатива по искоренению бедности; (6) инициатива, касающаяся трудящихся-женщин16.
16. См.: Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда. Доклад Генерального директора. Международная конференция труда, 104-сессия, 2015 г. Международное бюро труда. Женева. С. 1.
77 Инициативы столетия получили детальное рассмотрение на 104-й сессии Международной конференции труда (2015 г.).
78

В докладе Генерального директора МОТ «Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда» был предложен трехэтапный план реализации и обсуждения тех вопросов, которые могут составить четыре «столетних разговора» с включением затем их в повестку 108-й сессии Международной конференции труда (2019 г.).

79 Необходимо уточнить, что в документах МОТ в процессе реализации и обсуждения положений данного доклада стали использоваться термины «Будущее труда» и «Будущее работы».
80

Если первый этап реализации инициатив столетия характеризовался обсуждением инициативы «Будущее труда» и проведением консультаций, то в августе 2017 г. для работы по реализации инициатив столетия была создана Глобальная комиссия, занимающаяся проведением углубленного изучения будущего работы и вынесения рекомендаций о том, как добиться социальной справедливости в XXI в.

81

Работа комиссии, ознаменовавшей второй этап реализации планов инициативы, была организована вокруг четырех «столетних бесед»:

82 работа и общество;
83 достойная работа для всех;
84 организация работы и производства;
85 управление работой.
86 Комиссия по будущему труда подготовила независимый доклад о том, как добиться будущего работы, которое обеспечивает достойные и устойчивые возможности работы для всех. Этот доклад был выпущен 22 января 2019 г. в Женеве, знаменуя собой «официальное начало столетнего года МОТ, который будет отмечаться в серии глобальных, региональных и национальных мероприятий»17.
17. Запуск доклада Глобальной комиссии о будущем работы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 01.02.2019).
87 Глобальная комиссия МОТ по будущему труда  призвала правительства стран-участниц МОТ принять ряд мер для решения проблем, вызванных беспрецедентными трансформационными изменениями в сфере труда, требующими инвестирования в возможности людей, институты труда и достойную и устойчивую работу. 
88 Универсальная гарантия труда, социальная защита от рождения до старости и право на обучение в течение всей жизни, управление технологическими изменениями для стимулирования достойного труда, гендерное равенство и др. входят в число десяти рекомендаций, сделанных в знаменательном докладе Глобальной комиссии МОТ по вопросу о будущем труде18.
18. См.: Ориентированная на человека программа необходима для достойного будущего работы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_663006/lang--en/index.htm (дата обращения: 03.02.2019).
89 В дальнейшем доклад Глобальной комиссии послужит основой на заключительном этапе реализации инициативы для обсуждения и взаимодействия с трехсторонними участниками (правительствами, представителями работодателей и работников) и партнерами. Доклад будет представлен на 100-летней сессии Международной конференции труда, которая пройдет в Женеве с 10 по 21 июня 2019 г. На ней предполагается также утвердить новые трудовые нормы, направленные на борьбу с насилием и притеснением в сфере труда.
90 В праздновании в честь  100-летия МОТ   особое место займет 11 апреля 2019 г., поскольку именно в этот день 100 лет назад, т.е. 11 апреля 1919 г., на пленарном заседании Парижской мирной конференции был принят проект  Устава МОТ. 
91 11 апреля 2019 г. состоится 24-часовой Всемирный онлайн-тур, в рамках которого в 24 странах четырех континентов, стартуя от Сувы (Фиджи) и финишируя в Лиме (Перу), пройдут национальные мероприятия, посвященные деятельности МОТ.
92 В ходе Всемирного телемарафона (с началом в 00.00 по Гринвичу и с завершением в 24.00) в режиме «онлайн» на единой интерактивной платформе будет рассказано о национальных мероприятиях в 24 странах, где действуют бюро МОТ. С помощью «онлайн-платформы» пользователи смогут следить за торжествами по мере их продвижения вокруг Земного шара.
93 Помимо Сувы и Лимы мероприятия в рамках марафона пройдут в таких городах, как Бангкок, Нью-Дели, Аддис-Абеба, Абиджан, Москва, Париж, Вашингтон, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес и Женева, т.е. среди таких городов будет и столица нашей родины – город Москва.
94 С 26 по 28 июня 2019 г. в Париже пройдут торжества, посвященные деятельности МОТ и приуроченные к 100-летию подписания Версальского договора. С 24 по 29 ноября 2019 г. в штаб-квартире МОТ в Женеве намечено провести Неделю социальной защиты под девизом «Сто лет социального обеспечения: путь к всеобщей защите»19.
19. Столетие МОТ: юбилейный год [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_644599/lang--ru/index.htm (дата обращения: 15.01.2019).
95 Характеризуя деятельность МОТ, нельзя не отметить, что на заседании секции по программе, финансовым и административным вопросам 328-й сессии Административного совета (с 27 октября по 10 ноября 2016 г.) был принят Стратегический план МОТ на 2018-2019 гг.20
20. См.: Стратегический план МОТ на 2018 - 2021 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 18.01.2019).
96 Стратегический план представляет собой высокоуровневый концептуальный документ, в котором представлены стратегические перспективы МОТ до 2021 г. и предложены предметно-содержательные и организационные меры, направленные на его реализацию.
97 Наша страна не осталась в стороне от инициатив МОТ21, реализация которых включена в число работ, предусмотренных новой программой сотрудничества между МОТ и Россией.
21. См.: Замминистра Любовь Ельцова: Сегодня мы начинаем национальную дискуссию по вопросу будущего сферы труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 10.01.2019).
98 Речь идет о Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017 ̶ 2020 гг. от 21 ноября 2016 г.22
22. См.: СПС «КонсультантПлюс».
99 Приоритеты Программы сотрудничества на эти годы – расширение возможностей трудоустройства, повышение производительности, улучшение условий труда, развитие системы социального обеспечения, продвижение международных трудовых норм.
100 Такие вопросы занимают также важное место в структуре Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 ̶ 2020 гг., подписанного сторонами 29 января 2019 г.23
23. См.: Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2018. № 2.
101 Данное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне и совместные действия профсоюзов, работодателей и Правительства России по их реализации.
102 Реализация мероприятий разработанной Минтрудом России дорожной карты по определению перспектив будущего труда в Российской Федерации на основе инициативы МОТ (труд и общество, достойные рабочие места, управление трудом и организация труда и производства) осуществляется всеми участниками социального партнерства на всех его уровнях. Имеется в виду не только федеральный, но и межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный уровни с использованием различных форм социального партнерства (ст. 26, 27 ТК РФ).

Библиография

1. Актуальные проблемы трудового права: учеб. для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. М., 2017 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Версальский мирный договор [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://pari.guru/france/glotok-istorii/versalskkoj-dogovora/ (дата обращения: 10.01.2019).

3. Достойный труд – Безопасный труд / Вступительный доклад МОТ к XVII Всемирному конгрессу по охране труда, Орландо, Флорида, США, 2005 [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https:// www.ilo.org/public/english/protection/safework/worldday (дата обращения: 02.02.2019).

4. Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://valdvor.ru/periody/zavershayushhij-etap-poslevoennogo-uregulirovaniya-vashingtonskaya-konferentsiya-istoriya-rossii.html (дата обращения: 19.01.2019).

5. Замминистра Любовь Ельцова: Сегодня мы начинаем национальную дискуссию по вопросу будущего сферы труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://rosmintrud.ru/labour/cooperation/45 (дата обращения: 10.01.2019).

6. Запуск доклада Глобальной комиссии о будущем работы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/global/meetings-and-events/events/WCMS_646457/lang--en/index.htm (дата обращения: 01.02.2019).

7. Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда. Доклад Генерального директора. Международная конференция труда, 104-сессия, 2015 г. Международное бюро труда. Женева. С. 1.

8. Конвенции Международной организации труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/konvencii-mot.html (дата обращения: 20.01.2019).

9. МБТ: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации, МКТ, 86-я сессия, Женева, 18 июня 1998 г.

10. Международная конференция труда, 99-я сессия 2010 г. Доклад VI. Политика в сфере занятости во имя социальной справедливости и справедливой глобализации. Доклад о периодически обсуждаемых вопросах по проблемам занятости, 2010 год. Шестой пункт повестки дня. Международное бюро труда. Женева, 2010. С. 1, 11.

11. Международная организация труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://megabook.ru/article/Международная%20организация%20труда (дата обращения: 16.01.2019).

12. Организатору проведения Всемирного дня охраны труда. Методические материалы и информационные материалы. М., 2007. С. 8.

13. Ориентированная на человека программа необходима для достойного будущего работы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_663006/lang--en/index.htm (дата обращения: 03.02.2019).

14. Основные конвенции МОТ, действующие в РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://lektsia.com/5x540a.html (дата обращения: 20.01.2019).

15. Первая сессия Конференции труда [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20859115/74871819/ (дата обращения: 15.01.2019).

16. Резолюции, принятые на 102-й сессии Международной конференции труда (Женева, июнь 2013г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_223860.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

17. Роль Международной организации труда в разработке программ занятости и преодолении безработицы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.jobgrade.ru/2012/01/14 (дата обращения: 27.01.2019).

18. Серия «Сто лет истории МОТ». Когда моральные принципы воплощаются в дела. Как МОТ была присуждена Нобелевская премия мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_655946/lang--ru/index.htm (дата обращения: 27.01.2019).

19. Столетие МОТ: юбилейный год [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_644599/lang--ru/index.htm (дата обращения: 15.01.2019).

20. Стратегический план МОТ на 2018 - 2021 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_532254.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести