Institute of military personnel of the Armed Forces of the RF outside the Rus-sian Federation as a phenomenon of international human rights law
Table of contents
Share
QR
Metrics
Institute of military personnel of the Armed Forces of the RF outside the Rus-sian Federation as a phenomenon of international human rights law
Annotation
PII
S013207690004214-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Taisiya Yasnykh 
Affiliation: Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation
Address: Russian Federation
Edition
Pages
179-185
Abstract

The article shows the legal importance of the institution of the departure of members of the Armed Forces of the Russian Federation outside the Russian Federation as a phenomenon of modern law. 

Keywords
Institute of the departure of members of the Armed Forces of the Russian Federation outside the Russian Federation, the modern International Law
Received
27.02.2019
Date of publication
27.02.2019
Number of purchasers
96
Views
2577
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Институт выезда военнослужащих Вооружённых Сил РФ за пределы Российской Федерации следует рассматривать как юридический факт, как элемент правового статуса гражданина (военнослужащего), объект правоотношений в параметрах взаимодействия международного и внутригосударственного права1. Именно двуединая регулятивная направленность института выезда военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации применительно к международному и внутригосударственному праву параллельно с академически новационным существом предмета2 делает востребованным соответствующее исследование.
1. См.: Автономов А.С. Международные институты в сфере отправления правосудия. М., 2007; Его же. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М., 2009; Лисицын-Светланов А.Г. Роль права в модернизации экономики России. М., 2011; Международное право и национальное законодательство. М., 2009.

2. См.: Артемьев А.М. Развитие государственной службы в Российской Федерации. М., 2006; Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М., 2013.
2 Важнейшим свойством любого государства является территориальная общность его граждан. Территория государства в режиме его суверенитета3 предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого. Поэтому выезд за пределы Российской Федерации означает выезд за пределы его территории.
3. См.: Моисеев А.А. Суверенитет государства в международном праве. М., 2009; Его же. Надгосударственность в современном международном праве. М., 2007; Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2006; Черниченко С.В. Контуры международного права. М., 2014.
3 Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» закрепляется, что территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории Российской Федерации относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними4. Государственная граница Российской Федерации определяется как рубеж суверенитета и как линия, обозначающая этот рубеж, определяемая дееспособностью государства как субъекта международного права.
4. См.: Росс. газ. 1993. 4 мая. В настоящее время Закон действует в редакции от 28 июня 2014 г.
4 С выездом гражданина, в том числе и военнослужащего, за пределы Российской Федерации существенно изменяется его правовое положение. К правам и обязанностям, обусловленным российским гражданством, добавляются права и обязанности страны пребывания, в которой гражданин России представляется в качестве иностранца. Статус военнослужащего, выезжающего по служебной необходимости, за границей приобретает еще более сложное содержание, так как международно-правовое положение войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, состоящей из универсальных и региональных международных договоров, законодательства страны, предоставившей воинский контингент (в частности, речь здесь может идти о Федеральном законе от 23 июня 1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»), и национального законодательства государств, принимающих войска.
5 Моментом изменения правового положения является юридический факт выезда гражданина, военнослужащего за пределы Российской Федерации. Выезд за пределы Российской Федерации как юридический факт служит основанием для возникновения корпуса правовых действий. Первое. Для зарождения новых правовых отношений, возникающих между двумя субъектами: государством пребывания и иностранцем ̶ гражданином Российской Федерации, основанных на обязанности иностранца соблюдать национальное законодательство страны пребывания, а также нормы международных договоров и соглашений. Так же из факта выезда зарождаются отношения, вытекающие из обязательства Российской Федерации по защите и покровительству граждан, пребывающих за пределами Российской Федерации5. Второе. Для изменения существующих правовых отношений между гражданином и Российской Федерацией при временном выезде, например, налоговых6, пенсионных, семейных. Третье. Для прекращения правовых отношений. Факт выезда гражданина за границу с целью постоянного там проживания прекращает отношения, основанные на факте постоянного проживания на территории Российской Федерации.
5. См.: ст. 4 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (с изм. и доп.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ 1996. № 34, ст. 4029; Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ 1999. № 22, ст. 2670.

6. См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ).
6 Рассмотрение выезда за пределы Российской Федерации с позиции юридического факта в рамках международного права прав человека имеет практическое и научное значение при исследовании правового статуса гражданина за границей, а также правовых отношений, возникающих после выезда за границу. Выезд за пределы Российской Федерации представляет интерес прежде всего как самостоятельное явление правовой действительности, где юридический интерес представляет именно его сущностная внутренняя характеристика с точки зрения взаимодействия международного и внутригосударственного права. Соответственно, в рамках концепции объективного дуализма международное право, констатирует проф. С.В. Черниченко, регулирует межгосударственные отношения, а внутригосударственно – внутригосударственные и международные немежгосударственного характера7. Структура правоотношений при осуществлении выезда граждан, в том числе и военнослужащих, за границу отличается своеобразием, но все же наиболее наглядно проявляется во взаимодействии прав и обязанностей его участников. Праву одного субъекта отношений, складывающихся по поводу выезда за пределы страны, соответствует обязанность другого субъекта указанных отношений. Основополагающим юридическим фактором здесь выступает такой общий принцип права, как принцип недопустимости злоупотребления правом. Субъект права может пользоваться своими субъективными правами в той степени, в какой он не нарушает обязательства по ненанесению ущерба субъективным правам другого субъекта8.
7. См.: Черниченко С.В. Указ. соч. С. 192.

8. См.: Дмитриева Г.К. Становление принципа недопустимости злоупотребления правом // Сов. ежегодник международного права. М., 1988. С. 114, 117; Каламкарян Р.А. Господство права (Rule of Law) в международных отношениях. М., 2004. С. 256–269; Cheng B. General principles of law as applied by International Courts and Tribunals. London, 1953. P. 121–136; Rousseau Ch. Droit International Public. Paris, 1970. Vol. I. P. 382, 383; Jacqué J.-P. Elements pour unethéorie de l’actejuridiqueen droit international public. Paris, 1972. Р. 171.
7 Анализ нормативных правовых актов, регулирующих выезд военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации, приводит к выводу, что складывающиеся правоотношения международного права прав человека касаются одного объекта ̶ выезда из страны, однако различны по своей правовой природе, объему и содержанию, что, в свою очередь, вызывает необходимость разделения корпуса соответствующих правоотношений на две группы. Первую группу составляют детерминированные целями выезда правоотношения, складывающиеся между субъектами по поводу осуществления подготовки, согласования и разрешения на выезд за границу. С широких позиций эта группа объединяет в себе правоотношения, условно касающиеся подготовки к выезду. Вторую группу составляют правовые отношения по осуществлению пересечения государственной границы. Эта группа объединяет правоотношения, связанные с непосредственным выездом за границу. Правоотношения первой и второй групп взаимосвязаны и опосредуют в своей совокупности правоотношения по поводу выезда военнослужащих Вооруженных Сил РФ за границу. Эти группы правоотношений нельзя рассматривать как различные явления правовой действительности, так как при всем их многообразии они складываются по поводу одного объекта.
8 Возникновение правоотношений, складывающихся по поводу выезда из страны, осуществляется на основе общих и юридических предпосылок. К общим предпосылкам относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные отношения9. Последние предпосылки носят субъективный характер и могут относиться к разным субъектам будущих правовых отношений. Отношения первой группы возникают, когда выезд из страны инициируется самим военнослужащим, который руководствуется личными интересами, реализуемыми на территории другого государства, а могут возникнуть по инициативе государства в лице уполномоченного командования, которое, руководствуясь интересами обеспечения обороноспособности страны, намерено направить военнослужащего в командировку за границу. Отношения второй группы возникают по инициативе государства, которое, удовлетворяя свой интерес в обеспечении безопасности как собственной, так и человека, и общества, стремится создать условия пересечения границы, сочетающие в себе возможности полного контроля и максимального удобства для лиц, ее пересекающих.
9. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М., 1997. С. 515.
9 Под влиянием общих субъективных предпосылок лица, намеренные выехать из страны, вступают в отношения с военнослужащими, органами военного управления их должностными лицами, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять паспортный, таможенный и другие виды контроля в пунктах пропуска через государственную границу, представителями транспортных компаний по поводу фактической реализации выезда за границу.
10 Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения. Для этого нужны юридические предпосылки. Юридические предпосылки состоят из трех составляющих: норма права; правосубъектность участников отношений; юридический факт. Если таких предпосылок нет, правоотношение невозможно.
11 Нормы права, регулирующие выезд граждан Российской Федерации, в том числе и военнослужащих, имеют определяющее значение для правоотношений, возникающих на их основе. Прежде всего норма права и правоотношение — это составные части одного механизма — механизма правового регулирования выезда граждан из страны. Кроме того, норма права — это основа возникновения правоотношения, поскольку она устанавливает круг субъектов правоотношений, предусматривает условия их возникновения, содержит санкции за невыполнение предусмотренного нормой правила поведения при увольнении с военной службы. Помимо этого нормы права определяют правила и порядок выезда из страны, в которых содержатся взаимные субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений, складывающихся по поводу выезда.
12 Одним из основных актов, регулирующих отношения первой группы, является Федеральный закон 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»10, в котором содержатся общие правила выезда граждан за пределы Российской Федерации. Относительно военнослужащих в нём определено правило, устанавливающее, что военнослужащие Вооруженных Сил РФ выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Основным актом, регулирующим отношения второй группы, является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» которым устанавливается, что выезд лиц за пределы Российской Федерации может быть осуществлен с соблюдением правил пересечения государственной границы (ст. 9 Закона) и правил пропуска через государственную границу (ст. 11 Закона).
10. См.: СЗ РФ. 1996. № 34, ст. 4029.
13 В структуру правоотношения входят следующие элементы: субъект; объект; субъективное право; юридическая обязанность.
14 Субъектами выезда за границу являются военнослужащие, воинские должностные лица и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями в сфере реализации выезда лиц за границу Российской Федерации, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Субъекты правоотношений всегда выступают в двух противоположных правовых порядках, а именно: в роли управомоченного субъекта или в роли правообязанного субъекта правоотношения. Причем, исходя из различных условий правореализации, субъекты могут изменять свое положение внутри вновь складывающихся правоотношений. В первой группе отношений, связанных с выездом военнослужащих за границу, военнослужащие и органы военного управления в зависимости от оснований выезда могут выступать в различных ролях. В случае выезда по инициативе военнослужащего он выступает в правоотношениях как управомоченный субъект, а командование - как правообязанный. Когда выезд осуществляется по инициативе командования, то управомоченным субъектом выступает командир (начальник), направляющий военнослужащего за границу, а военнослужащий выступает в роли правообязанного субъекта. Несколько иная ситуация складывается с субъектами во второй группе правоотношений. Представляется, что независимо от причин и оснований выезда военнослужащие выступают в правоотношениях, связанных с пересечением государственной границы в одинаковых ролях, так как в противном случае нам бы пришлось согласиться, что на однообразно регулируемые общественные отношения, связанные с порядком пересечения государственной границы, оказывают влияние регулируемые правом отношения совсем другого уровня. Иными словами, правоотношения, складывающиеся между командиром и подчиненным военнослужащим, не могут оказывать влияния на отношения между военнослужащим и, например, пограничником, так как эти отношения ̶ из разных областей правового регулирования. Таким образом, военнослужащий Вооруженных Сил РФ, осуществляющий обязанность по выезду за пределы Российской Федерации, в отношениях по пересечению государственной границы выступает как управомоченный субъект.
15 Объектом выезда из страны является такое благо, по поводу которого субъекты вступают в юридические связи и на что направлены их права и обязанности.
16 Исследуя право военнослужащих Вооруженных Сил РФ на выезд за пределы Российской Федерации, В.Е. Фортушин справедливо отмечает, что необходимым элементом права на выезд за пределы страны выступает правомочие субъекта на пересечение Государственной границы Российской Федерации11.
11. См.: Фортушин В.Е. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (Организационно-правовые вопросы): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 94.
17 Как установлено в ст. 3 Федерального закона 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации регулируется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
18 Совершенно очевидно, что для того, чтобы выехать за пределы государства, нужно пересечь его границу. Таким образом, выезд за пределы государства и пересечение границы государства выступают как тождественные понятия. Однако исследование их правовой сущности указывает на различное содержание данных понятий. Пересечение государственной границы не всегда сопряжено с выездом за пределы Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»12 не рассматриваются как выезд за пределы Российской Федерации:
12. См.: СЗ РФ. 1996. № 34, ст. 4029.
19 1) пересечение Государственной границы РФ гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда;
20 2) пересечение Государственной границы РФ при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты;
21 3) пересечение Государственной границы Российской Федерации на российских рыбопромысловых судах, имеющих выданное в установленном порядке разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы РФ. В данном случае пересечение государственной границы может быть связано с осуществлением промысловой деятельности по добыче водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации13.
13. См.: постановление Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. № 560 «О получении разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов» // СЗ РФ. 2007. № 37, ст. 4456.
22 Пересечение государственной границы также возможно со стороны пограничных представителей на основании межправительственных соглашений для участия в предупреждении пограничных инцидентов, а в случае их возникновения — в обеспечении быстрого расследования и урегулирования таковых14. На основании международных договоров и соглашений государство может определить порядок пересечения государственной границы иностранными спасательными единицами и условия их пребывания в территориальном море, во внутренних морских водах, на сухопутной территории и в воздушном пространстве государства для осуществления поисково-спасательных операций15.
14. См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о деятельности пограничных представителей (Астана, 9 января 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 12; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о деятельности пограничных представителей (Москва, 25 января 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 12.

15. См., напр.: Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2000 г. № 654 «Об утверждении Положения о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей» // СЗ РФ 2000. № 37, ст. 3722.
23 В рамках международного права, прав человека, нельзя считать выездом вынужденное пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами на суше; заход иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды; вынужденный влет в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств — несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, сильного шторма, ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденных судов; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, а также других случаев в силу их вынужденного характера (ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»).
24 Выезд из страны в параметрах взаимодействия международного и внутригосударственного права всегда сопряжен с пересечением границы. Кроме этого (с учетом содержания ст. 5 и 6 Федерального закона 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию») можно сделать вывод о том, что выезд из страны всегда связан с въездом в другую страну. Если нет намерения о предстоящем въезде в другую страну, то нет и выезда из Российской Федерации, а имеет место лишь пересечение Государственной границы.
25 Территория страны, за некоторыми исключениями16, ограничивает действие ее суверенитета. Следовательно, выезд гражданина за пределы территории страны означает его физический выход из-под ее юрисдикции на время нахождения за ее пределами. Безусловно, это не означает разрыва или прекращения основанных на факте гражданства взаимных прав и обязанностей государства и личности, однако ведет к изменению их объема и, следовательно, к их ослаблению. При пересечении гражданами государственной границы государство стремится защитить жизненно важные интересы как свои собственные, так и личности, и общества. Поэтому выезд из страны всегда подвергался и подвергается достаточно детальному правовому регулированию и осуществляется в строгом соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд за пределы Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком пересечения государственной границы. В соответствии с требованиями Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» выезд лиц за пределы Российской Федерации может быть осуществлен с соблюдением правил пересечения государственной границы (ст.  9 Закона) и правил пропуска через Государственную границу (ст. 11 Закона).
16. Суверенитет Российской Федерации распространяется за пределы ее территории на гражданские суда, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов России и под ее флагом, а также военные, морские или воздушные суда независимо от места их нахождения. В соответствии с Положением о дипломатических и консульских представителях иностранных государств 1966 г. территория дипломатических и консульских посольств также является территорией России. Согласно международному договору «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», подписанному 27 января 1967 г., территория космических объектов является территорией Российской Федерации.
26 В ст. 6 Федерального закона 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» содержится важнейшее правило, которое отличает выезд из страны от других случаев пересечения границы. Согласно ему, выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
27 Следует отметить, что после одностороннего выхода Российской Федерации из Соглашения «О безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников» от 9 октября 1992 г.17 (Бишкекское соглашение), которым всем гражданам государств — участников СНГ был установлен безвизовый режим въезда в Россию, Правительством РФ был заключен ряд соглашений с некоторыми странами СНГ о взаимных безвизовых поездках граждан, в которых кроме безвизового порядка пересечения границы была установлена возможность въезда в страну на основании паспортов гражданина Российской Федерации18. Выезд за границу по паспортам граждан Российской Федерации является исключением из общего правила и действует в отношении шести стран ближнего зарубежья. Кроме указанных исключений, выезд за границу без действительных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, является незаконным и образует состав такого уголовно наказуемого деяния, как незаконное пересечение государственной границы (ст. 322 УК РФ).
17. См.: Постановление Правительства РФ от 30 августа 2000 г. № 641 «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников» // СЗ. 2000. № 36, ст. 3662.

18. См., напр.: Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г., подписанный в г. Киеве 30 октября 2004 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения (Москва, 25 сентября 2000 г.) (с изм. и доп.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан (Ашхабад, 17 июля 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 1.
28 Следует отметить, что в подавляющем большинстве стран мира установлена разрешительная система въезда иностранцев на их территорию. Въезд может быть осуществлен с целью пребывания, проживания или транзитного проезда иностранцев через территорию страны. Такое разрешение есть виза. Соответственно, разрешительный режим въезда, выезда, проезда через страну называется визовым режимом. Виза выдается компетентными органами государства на определенный срок и оформляется соответствующей отметкой в заграничном паспорте или ином документе. Визовый режим въезда на территорию страны определяется национальным законодательством государства, а также международными договорами и соглашениями, устанавливающими взаимные правила въезда граждан на территорию стран — участников соглашений.
29 Анализ содержания соглашений, принятых с участием Российской Федерации, позволяет разделить их на три группы. В первую можно отнести соглашения, устанавливающие упрощение процедуры получения виз. Во вторую группу можно отнести те, которые устанавливают безвизовый режим въезда на территорию стран ̶ участников соглашений. В третью группу можно отнести соглашения, устанавливающие преференции для отдельных категорий граждан, исходя из их правового статуса и осуществления функций представителя Российской Федерации в сфере международных отношений. Так, с Российской Федерацией заключено около 50 соглашений, касающихся установления безвизового режима лицам, имеющим действующий дипломатический паспорт 19. Некоторые соглашения кроме этого устанавливают такие льготы для владельцев служебных паспортов20.
19. См.: Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (Сочи, 25 мая 2006 г.) // СЗ РФ. 2007. № 23, ст. 2694.

20. См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины об условиях взаимных поездок владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов (Манила, 2 августа 2007 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии об отказе от визовых формальностей при осуществлении владельцами дипломатических и служебных паспортов краткосрочных поездок (Москва, 1 декабря 2006 г.). Тексты данных соглашений официально опубликованы.
30 Следует отметить, что установление безвизового режима для граждан определенной страны или для определенной категории граждан с широких позиций нельзя считать отсутствием разрешительного порядка, просто в таких случаях следует считать, что разрешение содержится не в персональной визе, а в соглашении, которое касается определенного в нем круга лиц.
31 Несмотря на неоднородность визовых режимов, нельзя не отрицать того факта, что соблюдение установленного порядка въезда на территорию иностранного государства является непреложным условием въезда и, соответственно, во многих случаях служит объективным условием выезда за пределы Российской Федерации.
32 При отсутствии разрешения на въезд в страну не может состояться и выезд. Однако запрет на въезд нельзя рассматривать как ограничение права на выезд, так как право государств осуществлять контроль над въездом на их территорию является юридически охраняемой привилегией и составляет часть ее суверенитета.
33 Федеральным законом 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определяется, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
34 На основании проведенного анализа норм законодательства, регулирующих выезд граждан за пределы Российской Федерации, представляется возможным выявить ряд характерных признаков правового понятия «выезд за пределы Российской Федерации»: 1) обусловленная нормами права совокупность отношений, направленная на выполнение обязательных процедур по пересечению гражданином границы в установленных пунктах пропуска через государственную границу; 2) цель выезда - прибытие на территорию другой страны или транзитного перемещения через страны; 3) обязательное наличие действующих документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 4) отсутствие оснований для ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации; 5) наличие разрешения на въезд на территорию другого государства.
35 Таким образом, выезд гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации в рамках взаимодействия международного и внутригосударственного права следует определить как санкционированное государством, осуществляемое в установленном порядке и при наличии обусловленных правовым статусом лица документов пересечение государственной границы Российской Федерации с целью прибытия на территорию другого государства. Выезд гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации всесторонне вписывается в систему международного права прав человека.
36 Институционно-правовой режим выезда военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации упорядочен в ст. 19 Федерального закона 1996 г. «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому установлено, что военнослужащие выезжают из Российской Федерации по факту наличия разрешения командования, оформленного в порядке, определенном Правительством РФ.
37 Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством21. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Исходя из особого характера военной службы, военнослужащий в период ее прохождения, т.е. до своего увольнения, не имеет права выезжать за пределы России на постоянное жительство.
21. См.: Кудашкин А.В., Зорин А.С., Лобов Я.В. и др. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 34.
38 Таким образом, общие признаки понятия выезда гражданина за пределы Российской Федерации дополняются специальными, определяющими его применительно к военнослужащим. К специальным признакам относятся:
39 1) необходимость соблюдения разрешительного порядка выезда;
40 2) осуществление выезда только с целью временного посещения другого государства.
41 Специфика отдельных видов военно-служебной деятельности сопряжена с необходимостью пересечения государственной границы, однако не всегда в таких случаях может быть осуществлен выезд за пределы Российской Федерации. Так, не является выездом за пределы Российской Федерации: пересечение границы военнослужащими при исполнении ими обязанностей по охране государственной границы по согласованию с властями сопредельных государств (абз. четвертый ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»); транзитный перелет воздушного судна без приземления в иностранном порту; выполнение различных задач за пределами государственной границы в акватории Мирового Океана, если нет цели захода в иностранные порты; осуществление спасательных операций в целях выполнения международных обязательств; насильственный захват территории или части территории другого государства в целях ее военной оккупации22.
22. Согласно ст. 73 Наставления по международному гуманитарному праву.., утвержденного министром обороны Российской Федерации 8 августа 2001 г., военная оккупация трактуется как занятие вооруженными силами (оккупационными войсками) территории противника и принятие на себя управления ею.
42 Выезд военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации определяется как совокупность правоотношений, в рамках которых субъекты этих отношений осуществляют реализацию прав и обязанностей по поводу подготовки и осуществления пересечения военнослужащими государственной границы по действующим документам с целью временного пребывания на территории другого государства.
43 Первую группу составляют детерминированные целями или основаниями выезда правоотношения, складывающиеся между субъектами по поводу осуществления подготовки, согласования и разрешения на выезд за границу. С широких позиций эта группа объединяет в себе правоотношения, условно касающиеся подготовки к выезду. Вторую группу составляют правоотношения по осуществлению пересечения Государственной границы. Эта группа объединяет правоотношения, связанные с непосредственным выездом за границу.
44 Институт выезда военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации обозначает себя как упорядоченное на основе права (по факту присутствия разрешения командования) пересечение пространственного (суверенного) предела Государственной границы РФ с намерением прибытия на территорию другого государства – члена мирового сообщества.
45 Целостность и завершенность института выезда военнослужащих Вооруженных Сил РФ за пределы Российской Федерации всецело вписывается в статус России как правового государства. Режим верховенства права является консолидирующим фактором государственного строительства Российской Федерации.

References

1. Avtonomov A.S. Mezhdunarodnye instituty v sfere otpravleniya pravosudiya. M., 2007.

2. Avtonomov A.S. Prava cheloveka, pravozashchitnaya i pravoohranitel'naya deyatel'nost'. M., 2009.

3. Artem'ev A.M. Razvitie gosudarstvennoj sluzhby v Rossijskoj Federacii. M., 2006.

4. Dmitrieva G.K. Stanovlenie principa nedopustimosti zloupotrebleniya pravom // Sov. ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 1987. M., 1988. S. 114, 117.

5. Kalamkaryan R.A. Gospodstvo prava (Rule of Law) v mezhdunarodnyh otnosheniyah. M., 2004. S. 256–269.

6. Kovalev A.A. Mezhdunarodnaya zashchita prav cheloveka. M., 2013.

7. Kudashkin A.V., Zorin A.S., Lobov Ya.V. i dr. Kommentarij k Federal'nomu zakonu “O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe”. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2007. S. 34.

8. Lisicyn-Svetlanov A.G. Rol' prava v modernizacii ekonomiki Rossii. M., 2011.

9. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lekcij. M., 1997. S. 515.

10. Mezhdunarodnoe pravo i nacional'noe zakonodatel'stvo. M., 2009.

11. Moiseev A.A. Nadgosudarstvennost' v sovremennom mezhdunarodnom prave. M., 2007.

12. Moiseev A.A. Suverenitet gosudarstva v mezhdunarodnom prave. M., 2009.

13. Tunkin G.I. Teoriya mezhdunarodnogo prava. M., 2006.

14. Fortushin V.E. Pravo voennosluzhashchih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii na svo-bodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel'stva (Organizacionno-pravovye voprosy): dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. S. 94.

15. Chernichenko S.V. Kontury mezhdunarodnogo prava. M., 2014. S. 192.

16. Cheng B. General principles of law as applied by International Courts and Tribunals. Lon-don, 1953. P. 121–136.

17. Rousseau Ch. Droit International Public. Paris, 1970. Vol. I. P. 382, 383.

18. Jacque J.-P. Elements pour unetheorie de l’actejuridiqueen droit international public. Par-is, 1972. R. 171.

Comments

No posts found

Write a review
Translate