СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ?
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ?
Аннотация
Код статьи
S0132-16250000338-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
76-86
Аннотация
В статье рассматривается проблема перехода от механистической к органической системе высшего образования. Показаны различия между двумя типами систем высшей школы. Цель статьи состоит в обосновании необходимости и возможности создания целостной системы высшего образования в макрорегионе(федеральном округе) как точки роста высшего образования в России. Объект исследования – сфера высшего образования в России и Уральском макрорегионе (УрФО). Предмет – разрывы и взаимосвязи между элементами системы высшего образования. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что способом ее создания может стать переход к нелинейному развитию высшего образования в макрорегионе. Теоретический анализ в статье сопряжен с рассмотрением данных эмпирического исследования высшего образования, осуществленного в масштабах федерального округа (УрФО). Результаты показывают, что складываются предпосылки перехода к нелинейному развитию высшего образования за счет: формирования межвузовского сетевого взаимодействия; трансформации управления университетами; изменения траекторий академической мобильности с внешней (зарубежной) на внутреннюю (макрорегиональную); активного сотрудничества вузов со стейкхолдерами; принятия новых форматов высшего образования; усиления инновационности образовательного и научно-исследовательского процесса; внедрения новых принципов взаимодействия образовательных общностей в университетах, регионе и макрорегионе; разработки нормативного регулирования сетевого взаимодействия и нелинейного образования в университетах. Авторы приходят к выводу, что это и есть путь формирования органической, целостной системы высшего образования в макрорегионе, опыт которого в перспективе можно транслировать на другие округа.
Ключевые слова
система высшего образования, макрорегион, сетевое взаимодействие, нелинейная модель высшего образования, образовательные общности, управление высшим образованием, образовательные организации
Классификатор
Дата публикации
01.11.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
514
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Балацкий Е.В. Ловушка аудиторных часов и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. C. 63–69.

Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140.

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе // Экономика региона. 2016. Т. 12. Вып. 4. С. 1157–1166.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гардарики, 2005.

Зиньковский К. В., Деркачев П. В. Реструктуризация системы высшего образования: оценка результатов объединений вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 135–145.

Красинская Л. Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реалиях) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37–46.

Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136.

Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5. С. 12–21.

Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских и др. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.

Салми Д., Фрумин И. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68.

Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Реформа высшего образования глазами преподавателей: результаты исследования // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 22–30.

Тощенко Ж.Т. Новые лики активности: имитация // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 23–36.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформы российского образования глазами профессионального сообщества // Социология образования. 2015. № 10. С. 43–59.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести