«...КРУГ. ГДЕ ОНА ЖИЛА…»: ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ СОФЬИ БЕЛОВОДОВОЙ
«...КРУГ. ГДЕ ОНА ЖИЛА…»: ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ СОФЬИ БЕЛОВОДОВОЙ
Аннотация
Код статьи
S013160950009797-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Романова Александра Владимировна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
207-208
Аннотация

В статье собраны сведения о возможных прототипах одного из персонажей романа И. А. Гончарова «Обрыв» — Софьи Беловодовой. Известно, что автор романа не оставил никаких свидетельств о том, что у этого персонажа в принципе был прототип, и сам признавал этот образ искусственным. Тем не менее многолетние разыскания гончарововедов позволили обнаружить в окружении писателя несколько лиц, которые, возможно, находились в соответствующих сюжету романа прототипических ситуациях. Это Е. В. Сухово-Кобылина (Евгения Тур) и Н. И. Надеждин (в позиции учителя Ельнина), Е. И. Друцкая-Соколинская, Е. В. Толстая (и сам Гончаров в позиции Райского), княгиня З. А. Волконская и граф Миниато Риччи (в позиции Милари), а также граф Джованни Маттео де Кандиа (Джованни Марио) (отдельно, в позиции Милари).

Ключевые слова
И. А. Гончаров, Н. И. Надеждин, Евгения Тур (Е. В. Сухово-Кобылина), Е. И. Друцкая-Соколинская, Е. В. Толстая, З. А. Волконская, граф Миниато Риччи, граф Джованни Маттео де Кандиа (Джованни Марио), «Обрыв», роман, прототип, биография.
Классификатор
Получено
22.05.2020
Дата публикации
01.06.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
567
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-2-207-208
2 © А. В. Романова
3 «...КРУГ, ГДЕ ОНА ЖИЛА...»:
4 ВОЗМОЖНЫЕ ПРОТОТИПЫ СОФЬИ БЕЛОВОДОВОЙ
5 В современных роману «Обрыв» критических отзывах не обнаруживается даже намека на то, что фигура Софьи Беловодовой напоминает о каком-либо реальном лице. Со времени напечатания «Обломова» до момента выхода в свет «Обрыва» мнение Гончарова о том, что созданные им персонажи не должны подразумевать конкретных прототипов, не изменилось: это противоречило бы его принципам решения художественных задач. В письме М. М. Стасюлевичу 19 июня (1 июля) 1868 года, в разгар последнего этапа работы над романом, он утверждал: «Я снимаю оттиск только с своих собственных впечатлений и никогда не рисую с живых портретов, а пишу, как Вы видите, идеалы или типы...».1
1. Гончаров И. А. Собр. соч. М., 1952. Т. 8. С. 378.
6 Появление в ноябре 1869 года в «Вестнике Европы» статьи Е. Утина «Литературные споры нашего времени» вызвало недовольство писателя, который откликнулся на нее «Предисловием к роману „Обрыв“» (авторская дата — ноябрь 1869 года).2 В нем Гончаров также излагал свои принципы создания персонажа. Статья Гончарова не была при его жизни напечатана по различным соображениям. Переработанный текст частично вошел через десять лет в статью «Намерения, задачи и идеи романа „Обрыв“»,3 где Гончаров осуждал романы современных писателей — «памфлеты, фельетоны или журнальные статьи, изображающие „злобу дня“». Он писал: «Истинное произведение искусства может изображать только устоявшуюся жизнь в каком-нибудь образе, в физиономии, чтобы и самые люди повторились в многочисленных типах под влиянием тех или других начал, порядков, воспитания, чтобы явился какой-нибудь постоянный и определенный образ — форма жизни и чтобы люди этой формы явились в множестве видов или экземпляров с известными правилами, привычками».4 В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879), подводя итог своим размышлениям об этом, он с сожалением констатировал, что читатели продолжают обращаться ко взгляду его, Гончарова, «на то или другое из моих сочинений, требуют пояснений о том, что я разумел под тем, что хотел сказать этим; кого или что имел в виду, изображая такого-то героя или героиню, вымышлены ли эти лица и события или действительно они были и т. д. Этим вопросам нет конца!»5 Там же Гончаров признавал образ Софьи Беловодовой искусственным: «...я должен сознаться в полной своей несостоятельности в изображении фигуры Софьи Беловодовой. Я не знал тогда вовсе, и теперь мало знаю, круг, где она жила, и тут критика вполне права».6 Тем не менее исследование окружения Гончарова позволяет предположить возможность прототипических ситуаций, которые он мог наблюдать и затем использовал в романе.
2. Впервые опубл.: Гончаров И. А. Предисловие к роману «Обрыв» // Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма. Л., 1938. С. 100-132.

3. Также остававшуюся неизвестной широкой публике до 1895 года, когда она была напечатана в № 1 «Русского вестника».

4. Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1980. Т. 6. С. 457.

5. Там же. Т. 8. С. 100.

6. Там же. С. 121.
7 В юности писатель, возможно, был свидетелем или по крайней мере знал об истории, разыгравшейся в знатном семействе из-за того, что дочь влюбилась в учителя. Н. И. Надеждин, чьи лекции Гончаров слушал в Московском университете и в чьем журнале «Телескоп» напечатал свой перевод из романа Э. Сю «Атар-Гюль», был домашним учителем в московском семействе Сухово-Кобылиных и в 1834 году делал предложение Елизавете Васильевне (будущей писательнице Евгении Тур, сестре драматурга А. В. Сухово-Кобылина). Родители девушки воспротивились браку дочери с сыном бедного священника, ее посадили под домашний арест и впоследствии увезли за границу, Надеждину было отказано от дома. А. В. Сухово-Кобылин в это время поддерживал отношения с Гончаровым и вел дневник, где кратко описаны события.7 Можно добавить, что отец семейства, В. А. Сухово-Кобылин, как и Пахотин, участвовал в Отечественной войне 1812 года и побывал в Париже.
7. См.: Волкова Н. Б. «Странная судьба» (Из дневников А. В. Сухово-Кобылина) // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3. С. 23-24.
8 Иное мнение было у симбирских родственников писателя: черты Софьи Беловодовой они видели в княгине Екатерине Ивановне Друцкой-Соколинской (рожд. Энгельгард, по второму мужу тоже Энгельгард), которая приходилась двоюродной сестрой сестрам Рудольф.8 Она «...была очень богатая женщина <...> Детей не имела. Была красавица, спокойная, холодная, очень светская, имела массу поклонников, мужа не любила…».9 Это единственное упоминание о ней в известных на сегодняшний день биографических материалах о Гончарове. В текстах писателя ее имя не встречается. Какие-либо сведения о ней выяснить пока не удалось.
8. Впервые это указание дается в воспоминаниях В. М. Чегодаевой: Чегодаева В. М. Воспоминания об И. А. Гончарове // И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 104.

9. См. в публикации: Материалы к биографии И. А. Гончарова / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. В. Романовой // Русская литература. 2008. № 3. С. 163.
9 Предположение о том, что прототипом Софьи Беловодовой была Е. В. Толстая, высказала О. М. Чемена, противопоставившая сложность и независимость характера Ек. П. Майковой (Веры) — внешней красоте Толстой (Софьи).10 Действительно, эта красота может являться связующим звеном, но более точным представляется вывод, который позволяет сделать исследование переписки Гончарова с Толстой 1855 года. Гончаров, вероятно, использовал в романе обстоятельства пережитой им личной драмы, опять-таки поставив Райского в такие отношения с Беловодовой, в которых оказался в свое время сам по отношению к Толстой.
10. Чемена О. М. «Обломов» И. А. Гончарова и Екатерина Майкова (К 100-летию создания романа) // Русская литература. 1959. № 3. С. 159-168.
10 Можно также предположить, что в истории влюбленности Беловодовой в графа Милари есть отголосок истории княгини З. А. Волконской (урожд. княжны Белосельской-Белозерской; 1789-1862), переезд которой из Москвы в Италию в 1829 году (когда Гончаров был в Москве) молва связывала с графом Миниато Риччи (Ricci; 1792-1860) — итальянским певцом-любителем (ср.: «Он очень хорошо поет», говорит Беловодова11) и композитором. Благодаря хлопотам русского дипломат а графа Ф. Г. Головкина Риччи был удостоен великим герцогом Тосканским титула графа перед тем, как в 1817 году жениться по любви на знатной русской девушке — Екатерине Луниной (двоюродной сестре декабриста М. С. Лунина и известной певице (1787-1886)), а в 1828 году развелся с женой и уехал из России в Италию.12 Софья Беловодова в черновом наброске продолжения романа (1861) горячо обсуждала с Милари «римский вопрос» (политическое противостояние между итальянским правительством и папством, начавшееся в 1861 году),13 что может напоминать о факте перехода кн. Волконской в католичество.
11. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2004. Т. 7. С. 136.

12. См. о Риччи: Модзалевский Б. Л. Примечания // Пушкин А.С. Письма под и с прим. Б. Л. Модзалевского. М.; Л., 1928. Т. 2. Письма, 1826-1830. С. 329-330. Ср. страстный спор между Райским и Беловодовой о Милари в XVIII главе первой части: «Вы снизойдете до какого-нибудь parvenu

13. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 8. Кн. 1. С. 525, 527.
11 Вероятно также, что при создании образа графа Милари Гончаров использовал прототипическую ситуацию, существовавшую в Петербурге: в 1849-1853 годах здесь жил граф Джованни Маттео де Кандиа (Бе СапФа; 18101883; сценический псевдоним — Джованни Марио), эмигрант (участник национально-освободительного движения на Сардинии), профессиональный певец — тенор, муж певицы Джулии Гризи, с которой вместе выступал на сцене петербургской Итальянской оперы.14
14. Указано Н. В. Калининой.
12 Оба предположительных прототипа были женаты. Относительно знатности, эмиграции и брачных отношений Милари читаем в письме Аянова к Райскому в конце романа: «...узнали, что он из „новых“ и своим прежним правительством был — „ша! Ун“ <подозреваем (фр.)>, и „эмигрировал“ из отечества в Париж, где и проживал, а главное, что у него там, под голубыми небесами, во Флоренции или в Милане, есть какая-то нареченная невеста, тоже кузина...».15
15. Там же. T. 7. С. 571-572.

Библиография

1. Волкова Н. Б. «Странная судьба» (Из дневников А. В. Сухово-Кобылина) // Встречи с прошлым. М., 1978. Вып. 3.

2. Гончаров И. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2004. Т. 7; Т. 8. Кн. 1.

3. Гончаров И. А. Предисловие к роману «Обрыв» // Гончаров И. А. Литературно-критические статьи и письма. Л., 1938.

4. Гончаров И. А. Собр. соч. М., 1952. Т. 8.

5. Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1980. Т. 6, 8.

6. Материалы к биографии И. А. Гончарова / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. В. Романовой // Русская литература. 2008. № 3.

7. Модзалевский Б. Л. Примечания // Пушкин А. С. Письма / Под ред. и с прим. Б. Л. Модзалевского. М.; Л., 1928. Т. 2. Письма, 1826-1830.

8. Чегодаева В. М. Воспоминания об И. А. Гончарове // И. А. Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969.

9. Чемена О. М. «Обломов» И. А. Гончарова и Екатерина Майкова (К 100-летию создания романа) // Русская литература. 1959. № 3.

10. Cazzola P. Zinaida Volkonskaja, cattolica e «cittadina romana» // Strenna dei romanisti. 2001.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести