- Код статьи
- S013160950001534-1-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2018-3-141-15
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 3
- Страницы
- 141-153
- Аннотация
В статье прослеживается возможная связь между поэтикой романтического экфрасиса и представлениями о воображении в психологии и эстетике той эпохи. Отличительным приемом романтического экфрасиса названа одновременная опора на литературную и живописную топику. Обращение к «общим местам» европейской культуры облегчало работу воображения, памяти и так называемого «умного зрения», отвечавшего за визуализацию умозрительных идей, и в частности идеи прекрасного. Эта гипотеза доказывается на примере стихотворений Пушкина («Нереида», «Буря») и Тютчева («Я помню время золотое...»).
- Ключевые слова
- поэтика романтического экфрасиса, литературная и живописная топика, природа воображения, «умное зрение», идея прекрасного
- Дата публикации
- 13.10.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 723
Библиография
- 1. Аринштейн Л. М. Одесский собеседник Пушкина // Временник Пушкинской комиссии: 1975. Л., 1979.
- 2. Балакин А. Ю. Близко к тексту. СПб., 2017.
- 3. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 7.
- 4. Бодрова А. С. Из комментариев к «михайловским» стихам Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. СПб., 2016. Вып. 32.
- 5. Вересаев В. И. Поэт (Комментарии) // Красная новь. 1924. № 2.
- 6. Вилкко Э. Философско-эстетические идеи французского Просвещения в русском романтизме в 20-е гг. XIX века. Хельсинки, 1991.
- 7. Виноградов В. В. О стиле Пушкина // Лит. наследство. 1934. Т. 16/18.
- 8. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
- 9. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.
- 10. Воейков А. Ф. Искусства и науки // Славянин. 1827. Ч. 1. № 4.
- 11. Галич А. И. Опыт науки изящного. СПб., 1825.
- 12. Долинин А. А. Из разысканий вокруг «Анчара»: источники, параллели, истолкования // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М., 2001.
- 13. Есипов В. М. Божественный глагол (Пушкин, Блок, Ахматова). М., 2010.
- 14. Жуковский В. А. Полн. собр. соч. и писем. М., 1999. Т. 1.
- 15. Казарин В. П. К истории написания Пушкиным стихотворения «Буря» // Крымские пенаты: Альманах литературных музеев Крыма. Симферополь, 1994. Вып. 1.
- 16. Лицейские лекции // Красный архив. 1937. № 1 (80).
- 17. Мазур Н. Н. «Возможна ли женщине мертвой хвала»: о стихотворении Баратынского «Всегда и в пурпуре и в злате» // Пермяковский сборник. М., 2010. Т. 2.
- 18. Мазур Н. Н. «Правда без покрова» — об одной эпиграмме Баратынского // In other Words: Studies to Honor Vadim Liapunov. Bloomington, 2002.
- 19. Мазур H. H. Пушкин и «московские юноши»: вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. М., 2001.
- 20. Охотин Н. Г. «Нереида» // Пушкинская энциклопедия. Произведения. СПб., 2017. Т. 3.
- 21. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937—1959. Т. 2, 13.
- 22. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2016. Т. 2. Кн. 2.
- 23. Русские эстетические трактаты первой трети XIX в.: В 2 т. М., 1974.
- 24. Соколов Д. Н. К вопросу о пушкинских местах в Гурзуфе // Пушкин и его современники. Пг., 1916. Вып. 23—24.
- 25. Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории // Старобинский Ж. Поэзия и знание: история литературы и культуры. М., 2002.
- 26. Строганов М. В. Стихотворение Пушкина «Буря»: Проблема комментария // Пушкин и его современники. СПб., 2002. Вып. 3 (42).
- 27. Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. и писем: В 6 т. М., 2002. Т. 1.
- 28. Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900.
- 29. Шевырев С. П. Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836.
- 30. Щербина Н. Греческие стихотворения. Одесса, 1850.
- 31. Anacréon, Sapho, Bion et Moschus / Trad. J.-J. Moutonnet de Clairfons. Pathos [Paris], 1780.
- 32. Barth J. R. The Symbolic Imagination: Coleridge and the Romantic Tradition. New York, 2001.
- 33. Blin De Sainmore A.-M.-H. Lettre de Sapho à Phaon. Paris, 1766.
- 34. Bond D. F. The Neo-Classical Psychology of the Imagination // A Journal of English Literary History (ELH). 1937. Vol. 4. № 4.
- 35. Burke Е. A Philosophical inquiry into the origin of our ideas on the sublime and the beautiful. London, 1823.
- 36. Centanni M. Malinconica Polimnia. La Musa pensosa come figura del pathos dell’intel-lettuale / La Musa Pensosa. Roma, 2006.
- 37. Curtius E. R. Zur Literarästhetik des Mittelalters (II) // Zeitschrift für romanische Philologie. 1938. Bd 58.
- 38. Darwin E. The Temple of Nature: Or, The Origin of Society. A Poem, with Philosophical Notes. London, 1803.
- 39. L’Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers. 1re éd. 1751. T. 2.
- 40. Engell J. The Creative Imagination: Enlightenment to Romanticism. Cambridge, Mass., 1981.
- 41. Enthusiasm and Enlightenment in Europe, 1650—1850 (Huntington Library Quarterly. 1997. Vol. 60. № 1/2).
- 42. Fabiani P. The Philosophy of Imagination in Vico and Malebranche. Firenze, 2009.
- 43. Gustafson R. F. The Upas Tree: Pushkin and Erasmus Darwin // PMLA. 1960. Vol. 75. № 1.
- 44. Hagstrum J. The Sister Arts: The Tradition of Literary Pictorialism and English Poetry from Dryden to Gray. Chicago, 1958.
- 45. Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900. New Haven, 2000. № 84, 86, 88, 90.
- 46. Kahn A. Pushkin’s Lyric Intelligence. Oxford, 2008.
- 47. Komaromy Z. Figures of Memory. From the Muses to Eighteenth-Century British Aesthetics. Lewisburg, Phil., 2011.
- 48. Mazur N. Alcibiade et son image: autour d’une épigramme par Eugène Baratynski // Revue des Études Slaves. 2016. T. LXXXVII (1).
- 49. Pigler A. Barocktemen, Eine Auswahl von Verzeichnissen zur Ikonographie des 17. und 18. Jahrhunderts. Budapest, 1956. Bd 2.
- 50. Potts A. Flesh and the Ideal: Winckelmann and the Origins of Art History. New Haven, 1994.
- 51. Priestman M. The Poetry of Erasmus Darwin: Enlightened Spaces, Romantic Times. Farnham, 2013.
- 52. Reid J. D. The Oxford Guide to Classical Mythology in the Arts, 1300—1900s. New York; Oxford, 1993. Vol. 1.
- 53. Richardson A. British Romanticism and the Science of the Mind. Cambridge, 2001.
- 54. Rosenblum R. The Origin of Painting: A Problem in the Iconography of Romantic Classicism // Art Bulletin. 1957. Vol. 39. № 4.
- 55. Rosenblum R. Transformations in Late Eighteenth Century Art. Princeton, 1967.
- 56. Spitzer L. The «Ode on a Grecian Urn», or Content vs. Metagrammar // Comparative Literature. 1955. Vol. 7. № 3.
- 57. Whale J. Imagination under Pressure (1789—1832): Aesthetics, Politics, Utility. Cambridge, 2000.