Сценическое искусство Китая после изоляции
Сценическое искусство Китая после изоляции
Аннотация
Код статьи
S013128120012839-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шулунова Евгения Константиновна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
167-174
Аннотация

Статья посвящена современному состоянию театра Китая в период коронавирусной эпидемии-2019 и после нее. Театр обратился к форме онлайн выступлений. В данное время сценическое искусство, несмотря на возобновленную деятельность, все еще не преодолело застой, положение усугубляется непростым постэпидемиологическим периодом.

Ключевые слова
Китайский театр, эпидемия, малый и частный театр, театральные фестивали
Классификатор
Получено
30.11.2020
Дата публикации
15.12.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1287
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Китайская ассоциация драматургов в феврале этого года выступила от имени театральной общественности с поддержкой в адрес медицинских сотрудников, находившихся на передовой борьбы с эпидемией в Китае, выразив свое уважение и благодарность.
2 Пандемия нанесла колоссальный ущерб всем слоям общества в мире. До нее прибыль индустрии сценического искусства в Китае превышала 50 млрд юаней1. Как показывают статистические данные, с января по март 2020 г. отменили, отложили более 20 000 спектаклей, потери за этот период превысили 2 млрд юаней. Театры по стране более четырех месяцев были закрыты. И наконец, в конце мая 2020 г. на многих китайских телеканалах, на страницах известных изданий, медиаплатформах запустили специальный проект «Литература и искусство в борьбе с эпидемией» Wenyijieyi yi zhanyi”, целью которого стало объединение духовных и моральных сил населения.
1. Yu Junjie. 2019 nian Zhongguo yanchu shichang jingli guimo chao 500 yi yuan_shenghuo: (Экономический масштаб рынка производительности Китая в 2019 году превысил 50 миллиардов юаней). URL: http://www.shop0775.com/bd/4125.html (дата публикации 10.11.2019).
3 Создавая новые темы, новых героев простых людей, китайские авторы демонстрируют опору театра на жизнь, реалии настоящего дня. Ставя пьесы в театрах, китайские режиссеры и драматурги стараются сохранить свое место в условиях постэпидемиологической ситуации, рыночной экономики и конкуренции. В это непростое время, когда международные театральные проекты в силу различных объективных факторов не могут быть реализованы на китайской театральной сцене, на первый план выдвигается реализация китайских проектов. Развитие оригинальных возможностей китайских театральных программ в настоящий период представляется важным стратегическим ресурсом страны. Театральные деятели Китая откликнулись на обращение генерального секретаря Си Цзиньпина и ЦК КПК активно действовать и посвятить себя борьбе с эпидемией, чтобы помочь объединить духовные силы населения страны.
4 Согласно статистическим данным Китайской федерации литературных и художественных кружков, Национальной ассоциации художников Zhongguo wenlian, ge quanguo wenyijia xiehui в рамках проекта «Литература и искусство в борьбе с эпидемией» показали музыкальные и танцевальные произведения, номера народного искусства и акробатики; представили более 8 тыс. работ, среди которых спектакли, видеоролики; более 20 произведений изобразительного искусства, каллиграфии и фотографии, а также литературные произведения. Кроме того, открыли около 6 тыс. аудиторий для проведения онлайн-трансляций. В этот особый период деятели литературы и искусства считают, что их работа должна служить людям2. В проекте «Литература и искусство в борьбе с эпидемией» все пронизано главной мыслью — любовь поможет в борьбе с пандемией. Был продемонстрирован видеоролик «Город героев» Yingxiong zhi cheng, снятый в Ухане, о жизни горожан, сцены из повседневной жизни.
2. Gao Yunan Jianxin ai hui ying wenyi jie “yi yi zhan yi” 5.23 tebie jiemu longzhong tuichu: (Вера в то, что любовь победит — 23 мая запускается специальный проект «Искусство в борьбе с эпидемией» в литературе и художественных кругах) URL: https://www.chinatheatre.org.cn/jxhd/qgfc/202005/t20200525_481795.html (дата публикации: 25.05.2020).
5 Выход из сложившейся непростой для сценического искусства и культуры Китая ситуации найден в проведении основных крупнейших китайских театральных фестивалей, смотров для сохранения художественного облика китайского театра. Программа проведения театральных мероприятий в 2020 г. получила значительный отклик со стороны общественности. Проекты этих шагов были организованы задолго до пандемии. Фестивали продемонстрировали зрителям новые и классические постановки.
6 В период эпидемии многие ведущие китайские театры в формате онлайн показывали аудиоспектакли. Последние, несомненно, не могут быть в одном ряду с обычными постановками. В соответствии с отчетами, вследствие негативного влияния эпидемии коронавируса на деятельность специалистов в области сценического искусства доходы театральных деятелей сократились. Так, лишь 10,2% сотрудников выплачивали заработную плату, а 67,9% — она была приостановлена3.
3. Fuhua “weizhuangzhe” “renjian shi” deng IP yuanchuang ju cheng xia ban nian yanyi chanye hexin: (Создание оригинальных спектаклей IP, таких как «Претендент» и «Мир людей». Эти постановки станут важнейшими работами театра во второй половине года). URL: finance.sina.com.cn/c hina/gncj/2020–05–28/doc-iirczymk3914589.shtml (дата публикации: 28.05.2020).
7 Однако посредством прямых трансляций и «облачных» представлений актеры китайских театров поддерживали общение со зрителями.
8 Специалисты полагают, что интернет-формат спектаклей театральных коллективов в индустрии исполнительских искусств дает больше возможностей в будущем, будет иметь социальную ценность и откроет новые горизонты и для бизнеса, и для театра создаст предпосылки для новых идей, например, онлайн-образование, видеоматериалы, онлайн-премьеры и т.п.4.
4. Yu Junjie. 2019 nian Zhongguo yanchu shichang jingli guimo chao 500 yi yuan_shenghuo: (Экономический масштаб рынка производительности Китая в 2019 году превысил 50 миллиардов юаней). URL: http://www.shop0775.com/bd/4125.html (дата публикации: 10.11.2019).
9 Театральные фестивали 2020 г. отражают творческую активность деятелей китайского театра. На китайской сцене продемонстрировали много интересных пьес и постановок, авторы которых относятся к среднему и молодому поколению. Для лучших театральных мероприятий, проводимых в этом году, характерна многоплановость содержания: постановка нравственных и психологических проблем, раскрытие сложного внутреннего мира личности и человеческих взаимоотношений. Экономические трудности, обусловленные пандемией, стимулируют деятельность малых и частных театров Китая. Эти коллективы ставят камерные произведения «поискового» характера, раскрывающие социально-экономическую действительность и психологические моменты быта.
10 Развитие «малого театра» в Китае берет свое начало с прошлого столетия, когда стали появляться любительские театральные коллективы; как правило, возникали они в вузах. Инициатива создания китайского малого театра принадлежит выдающемуся литератору, драматургу Тянь Ханю. Творчество малых театров, безусловно, вносит важный, бесценный вклад в совершенствование китайского театра. В их репертуар входят традиционные и современные постановки, личностные, проблемные, драмы, которые отражают стремление сохранить наследие и вместе тем пойти по пути художественного новаторства.
11 Критики не оставляют без внимания новейшую драматургию, новые постановки. Режиссура спектаклей малых театров в последние несколько лет находится в поиске, обращается к современным произведениям и классическим, иностранным и китайским. Ясно виден реальный, открытый жизни образ новых пьес китайского малого театра; некоторые из них носят еще не устоявшийся характер, написаны не в традициях высокой драмы, однако эти работы воспринимаются как процесс развития, способствующий решению современной проблематики театрального искусства Китая настоящего времени. Китайские авторы осмысливают и отображают в своем творчестве современную действительность, создают не «положительного» героя, а среднего, несущего в себе черты нашего современника, изучают внутренний мир простых людей. Иногда этот поиск получает выражение на недостаточно высоком художественном уровне, поэтому необходимо создание хорошей литературы для театра. Несомненно, работы малых театров доказывают взаимодействие современной китайской драматургии и сцены, результаты которого отражаются в обращении к новым формам в китайском драматическом театре. И пусть пока не созданы шедевры — драматический театр Китая обновляется и развивается.
12 Сейчас сцены малых театров китайских городов демонстрируют оживленную, плодотворную деятельность. Малый театр — это некое пространство, в котором режиссер, его команда создают многогранную модель мира, а не тоталитарную систему, что приводит китайский театр к творческому развитию, рождению увлекательных прочтений классических произведений.
13 Развитие малого и частного театров в Китае — результат поисков и экспериментов китайского драматического театра. За последние два десятилетия эти две формы сценического искусства в Китае являются важными составляющими культурной жизни мегаполисов, становятся популярными и в небольших городах.
14 В связи с растущим интересом, рыночным спросом со стороны зрителя на разнообразие в области искусства и культуры в Китае во многих деловых центрах, книжных магазинах, общественных местах отдыха стали открывать «островки» театральных сцен. В результате профессиональной работы, творческого подхода молодых режиссеров, сценаристов и актеров спектакли пользуются интересом у настоящих театралов, притягивают молодую аудиторию. Не менее важен фактор стоимости билетов. Доступная цена привлекает молодых зрителей. Ценовой диапазон колеблется в районе 300 китайских юаней, тогда как в ведущие театры на известные постановки достаточно трудно приобрести билет за 800 юаней.
15 Малый, частный китайский театры все еще ощущают недостаток в талантливых кадрах, хороших сценариях, кроме того, и у них бывает деловой кризис. Согласно статистическим данным, количество малых, частных театров в Пекине достигло почти 100, из них работают менее 30. В настоящее время количество небольших театров, которые могут добиться стабильной прибыли, составляет около 35%.
16 В отличие от многих малых театров, которые в основном арендуются, 70% ежегодных ведущих спектаклей — семейные драмы, которые постоянно ставят на сцене, обеспечивая таким образом прибыль, превышающую во много раз затраты на аренду помещения для театра.
17 Согласно «Годовому отчету о спектаклях в Китае за 2019 год», опубликованному Китайской ассоциацией индустрии перформанса 2019 Zhongguo yanchu shichang niandu baogao, в 2019 г. количество мероприятий и доход профессиональных театральных представлений выросли по сравнению с 2018 г., кассовые сборы составили 18 221 млрд юаней5, что указывает на заинтересованность руководства театров, сценаристов, режиссеров в театральных постановках.
5. Yu Junjie. 2019 nian Zhongguo yanchu shichang jingli guimo chao 500 yi yuan_shenghuo: (Экономический масштаб рынка производительности Китая в 2019 году превысил 50 миллиардов юаней). URL: http://www.shop0775.com/bd/4125.html (дата публикации 10.11.2019).
18 Несмотря на недавно бушевавшую волну эпидемии в стране и в мире китайское государство в 2020 г. в целях оказания поддержки сценическому искусству Китая приняло ряд мер, в частности, не стало отменять большую часть театральных мероприятий. В будущем правительством КНР будет принято финансовое законодательство на национальном уровне для поддержки небольших театров.
19 Серьезная и внезапная эпидемия нанесла колоссальный ущерб всем слоям общества в стране. Искусствоведы, государственные деятели поднимают вопросы, касающиеся выживания и развития театральных коллективов Китая после эпидемии, подчеркивая важность неотложного внимания и поддержки китайским театрам.
20 За последние годы в стране возросла популярность частных театров. Значительно число такого рода трупп на юге страны — в Чжэцзяне, Гуандуне, Фуцзяни, в таких мегаполисах, как Шанхай и Пекин. Фестивали частных театров («Весенний фестиваль» chunban и др.) в основном проходят весной. Вспышка эпидемии COVID-19 оказала негативное влияние на театральные выступления, частные театральные труппы немедленно прекратили свою деятельность, расторгли контракты, что не могло не отразиться на финансовом положении. Но все же многие актеры, режиссеры частных театральных трупп показали трогательные спектакли онлайн, организовали пожертвование денежных средств, создавая тем самым положительный социальный имидж китайского театра. Сейчас частные театры находятся в активном поиске мер выхода из кризисной ситуации и планируют сообща с другими подобными коллективами преодолеть новый вызов времени.
21 В последнее время в стране растет не только количество частных театральных трупп, но и популярность частных театров среди населения, частный театр называют «собственным народным театром» baixing zijide jutuan6. Это объясняется тем, что массовой аудитории постановки близки, они отражают народные ценности, быт, традиции. За последние годы постоянными зрителями стало молодое поколение китайцев, причем на постановках в малых, частных театрах они составляют большинство.
6. Cui Wei. Minjian zhiye jutuan yi hou shengcun fazhan jidai guanzhu yu fuchi: (Выживание и развитие профессиональных коллективов народных театров после эпидемии требует неотложного внимания поддержки). URL:http://www.zgwypl.com/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=264&id=43407 (дата публикации: 10.03.2010).
22 Пекинский международный фестиваль молодежных театров основан в 2008 году. Став одним из самых важных театральных фестивалей в Азии, он являет собой крупное мероприятие по обмену опытом и сотрудничеству молодежных театров во всем мире. В сентябре 2020 г. в столице Китая прошел XIII Пекинский международный фестиваль молодежных театров. Он направлен на процветание и развитие китайского театра, подъем международного молодежного драматического искусства, расширение культурных обменов. Среди его задач также есть следующие: обучение молодых талантов, создание драматических произведений, постановки молодежных спектаклей. За последние 13 лет своей деятельности на Пекинском международном фестивале молодежных театров представлено 450 работ, организовано большое количество благотворительных театральных мероприятий — мастер-классы по драматическим постановкам, театральные форумы, выставки сценического искусства.
23 Спектакли, открытые Пекинским международным фестивалем молодежных театров, часто участвуют в крупных международных театральных фестивалях. В рамках мероприятия проводят международные семинары, создают плодотворную творческую среду для молодых китайских талантов, реализуют интерактивные платформы, укрепляют международное творческое сотрудничество с организаторами конкурсов других стран7.
7. Ван Мэнъин. 2020 nian Beijing guoji qingnian xiju jie zuopin zhengji shijian yanzhi 4 yue 15 ri: (Отбор постановок для участия в Пекинском международном молодежном театральном фестивале продлевается до 15 апреля). URL: https://k.sina.com.cn/article_1893892941_70e2834d02000pkhf.html?from=society (дата публикации: 13.03.2020).
24 Несомненно, театральные фестивали способствуют оживлению и расцвету театральной деятельности страны. На сценах китайского театра ставят спектакли «традиционного репертуара», современные экспериментальные постановки театра сицюй, драматические пьесы в реалистической и современной режиссерской манере. Но несмотря на подобное разнообразие репертуаров фестивалей, смотров китайского театра в 2020 г., по-прежнему звучат заявления искусствоведов и драматургов о сохраняющемся застое в китайском театре. Ситуация усугубляется непростым пост-эпидемиологическим периодом: в Китае, как и во всем мире, большое количество международных сценических мероприятий в этом году было отменено8.
8. Gao Kai. Di ba jie Wuzhen xiju jie xuanbu yanqi zhi 2021 nian: (VIII Театральный фестиваль в Учжэне переносится на 2021 год). URL: http://www.chinanews.com/cul/2020/07–08/9233048.shtml (дата публикации: 08.07.2020).
25 Первоначально планировалось, что VIII Театральный фестиваль в Учжэне будет проходить с 5 по 15 ноября 2020 г. Фестиваль основан в 2013 г. в честь 1300-летия города Учжэнь. Его главной особенностью является разнообразие площадок и профессиональный уровень постановок. С момента основания инициаторами этого театрального события выступили известные китайские драматурги: Хуан Лэй (Huang Lei), Лай Шэнчуань (Lai Shengchuan), Мэн Цзинхуэй (Meng Jinghui).
26 В 2019 г. на VII Театральном фестивале в Учжэне зрители увидели 141 постановку, среди которых 28 спектаклей были показаны иностранными коллективами. Есть и такие коллективы, которые лишь с конца лета — осенью возобновят свою сценическую деятельность, например, пекинский центр искусств «Тяньцяо» (Beijing tianqiao yishu zhongxin) снова начал свою работу в августе.
27 18 июня в Большом театре Нанкина прошла пресс-конференция «Нанкинский драматический фестиваль-2020» (2020·Nanjing xijujie)9, посвященная ежегодному театральному событию. Данный фестиваль в прошлом году был одним из самых масштабных и обсуждаемых проектов. Он не похож на другие. В 2019 г. за десять месяцев его работы город стал и местом живого театрального искусства, и сферой активных дискуссий, горячих обсуждений, плодотворных встреч. Билеты на спектакли мероприятия, как правило, заказывают по интернету, каждый заказ ограничен 6 билетами, но есть и обычные билеты. В театре необходимо соблюдать дистанцию в 1,2 метра, детям вход ограничен. На данный момент театральные коллективы в Китае обеспечивают все действующие меры по профилактики и борьбе с коронавирусом, количество зрителей в залах театров не превышает 30% от посадочных мест в целом.
9. Jiang Yuwei. “2020. Nanjing xiju jie” kaimu — Nanjing shi wenhua he lǚyou ju — Nanjing shi renmin zhengfu: (Открытие «театрального фестиваля в Нанкине 2020» — Муниципальный комитет по культуре и туризму города Нанкина — правительство Нанкина). URL: www.nanjing.gov.cnzdgk (дата публикации 10.11.2019).
28 Во время показов на сцене продемонстрированы многообразие жанров, приемов: реализм сочетается с авангардизмом, психологизм с комедийностью, накал эмоций сопровождает практически каждую постановку. Критика и зритель оказались перед нелегким выбором для анализа, сравнения, обдумывания: можно было увидеть китайские и зарубежные пьесы, классические и оригинальные спектакли известных театральных коллективов.
29 В 2020 г. Нанкинский драматический фестиваль Nanjing xijujie оправдал высокие ожидания критиков, специалистов и зрителей: с июня и до конца года на театральной сцене Нанкина будут представлены около 40 выдающихся произведений: «Равнина белого оленя» (Bailuyuan), «Гроза» (Leiyu), «Убийство в Восточном экспрессе» (Dongfang kuaiche moushan), комедия «Больше чем просто лунный свет перед окном» (Chuangqian buzhi mingyue guang). В этот непростой год человечество во всем мире благодарит медицинских сотрудников, часть билетов на каждый спектакль «Нанкинского драматического фестиваля-2020» передается в дар героям в белых халатах.
30 В контексте мероприятия продемонстрированы: импровизированное комедийное шоу «Цзиньлин» Jinling jixing xiju xiu, импровизированное ток-шоу комедийной драмы jixing xiju 戏剧, ток-шоу tuokou xiu, стенд-ап комедии «Веселый микрофон (лето—осень 2020) » 2020 nian Nanjing tuokou xiu kaifang mai, постановки классических английских пьес «Кукольный дом» Wan`ou zhi jia, «Салемские ведьмы» Salemu nuwu, «Венецианский купец» Weinisi shangren, масштабная мультимедийная музыкальная драма «Янтарь» Hupo (режиссер Мэн Цзинхуэй Meng Jinghui).
31 Гости события — драматический коллектив из Гонконга (Xianggang huaju tuan 香港话剧团) представили интересный спектакль «“Тайная вечеря”. Станция Нанкин» «Zuihou wancan» Nanjing zhan (сценарист Чжэнь Говэй Zhen Guowei, режиссер Лю Шоучжэн 刘守正 Liu Shouzheng). Постановка была удостоена ряда наград в области театрального искусства, в частности, драматической премией «Лучший сценарий Гонконга» zuijia juben jiang в 2011 году, наградами «Лучший спектакль» на IX фестивале «Китайский спектакль» (Ханчжоу. Huawen xiju jie); международной драматической премией «Лучший спектакль» и премией за актерское мастерство (Сеул, 2020). Кроме того, этот спектакль назван «Лучшей пьесой года» Niandu zuijia juzuo ведущими периодическими изданиями «Пекинская газета» Beijing bao и «Тайм аут» Time Out (2013).
32 «Тайная вечеря» рисует перед взором зрителя историю одной семьи из Гонконга: сына, чья жизнь лишена ярких красок, однообразна и неинтересна, матери, бытие которой тоже мрачно. Мать и сын так давно не собирались вместе и вот наконец решили вдвоем поужинать. Но то была их последняя трапеза. Они простые обыватели, им приходится бороться за выживание в обществе, сталкиваясь с разного рода проблемами, трудностями — это и бедность, и безработица. И тут у матери и сына одновременно возникает идея самоубийства. Есть ли выход из такой ситуации? С одной стороны, самоубийство разом остановит мучительное бытие главных героев, с другой стороны, возможно разрешение вопросов путем устранения источника тягостного существования, причины страданий. История «Тайной вечери» может произойти вне времени и государственных границ, поэтому спектакль не оставляет зрителей равнодушными.
33 Драматическая труппа из Гонконга — старейшая и самая крупная профессиональная драматическая труппа в Гонконге (основана в 1977 году). Среди ее работ: мюзикл «Сладко-кислый Гонконг» Suan-suan tian-tian xianggang di, 2004; «Новый роман “Любовь в падшем городе”» (по роману Чжан Айлин Zhang Ailing) Xin qincheng zhi lian, 2005; «Тайная любовь к персиковому источнику» Anlian taohua yuan, 2007; «Нравственность и Цыси», Deling yu Cixi, 2008; «Молчание подобно колющим иголкам» Chenmo shi zhen и др. Коллектив гастролирует по всему миру, принимает участие в многочисленных международных театральных мероприятиях.
34 Музыкальный спектакль «Янтарь» Hupo (режиссер Мэн Цзинхуэй Meng Jinghui) — повествование о любви в современном городе. Главные герои Сяо Юй и Гао Юань. Молодой человек высокомерен, ко всему относится предвзято, ничему не верит. Она же понимает и ценит хрупкость бытия, жизни человека. В спектакле режиссер использует разные приемы и методы.
35 Спектакль «Золотой сад» Jinjia huayuan знакомит зрителя с прекрасной половиной Шанхая, постановка передает атмосферу этого города, романтические настроения героинь, приоткрывает завесу прошлой жизни. «Решено дело зятя» Xu shi daifa — это китайская фольклорная версия пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» Zhongxiaye zhi meng (режиссер Линь Чжаохуа Lin Zhaohua).
36 Комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь» Линь Чжаохуа впервые интерпретирует как китайскую народную комедию «Сон в летнюю ночь». Своеобразие, неповторимость спектакля заключается в том, что режиссер отказывается от традиционной формы прочтения классического произведения, отдавая предпочтение прямому диалогу. Сценарий в такой интерпретации упрощает язык, однако Линь Чжаохуа не отходит от структуры сюжета Шекспира. Персонажи спектакля исполняют современные и этнические танцы. Народные музыкальные мелодии, звуки ударных инструментов все это через призму современности создает самобытную фольклорную картину.
37 В новой постановке Линь Чжаохуа особое внимание уделяет необходимости преодоления границ классических произведений В. Шекспира, подчеркивает первостепенность роли личности, будь то персонажи или аудитория в зале. Переходя границы традиционной концепции драмы, он выступает за непременность прямого общения актеров со зрителями.
38 Режиссер стремится создавать произведения, которые не похожи на традиционную драму, он сторонник инноваций, каждая его работа изменяет фиксированную драматическую форму и создает новую картину.
39 Предварительные прогнозы, сделанные специалистами весной, о том, что после потерь периода пандемии индустрия театра восстановится к середине лета, оправдались не в полной мере, однако частные, малые театры настроены оптимистично10. Важно следующее: за несколько месяцев работы театров в 2020 г. область сценического искусства в Китае стала местом живого театрального искусства, сферой активных дискуссий, горячих обсуждений, плодотворных встреч. Хорошие, качественные спектакли, захватывающие мероприятия, демократичные цены на билеты, классическая и современная драмы, направленность на молодого зрителя, ориентированность на показ работ режиссеров разного поколения — известных и молодых завоевывают сердца новой аудитории, привлекают внимание молодого зрителя, отвечают ожиданиям театралов.
10. Fuhua «wei zhuangzhe” “renjian shi” deng IP yuanchuang ju cheng xia ban nian yanyi chanye hexin: (Создание оригинальных спектаклей IP, таких, как «Претендент» и «Мир людей». Эти постановки станут важнейшими работами театра во второй половине года). URL: finance.sina.com.cn/c hina/gncj/2020–05–28/doc-iirczymk3914589.shtml (дата публикации: 28.05.2020).

Библиография

1. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. СПб.: Издательство «Лань», 2017. 256 с.

2. Дун Цзянь, Ху Синлян. Чжунго дандай сицзюй шигао (1949–2000): (Очерк по истории китайской современной драмы). Пекин: Чжунго сицзюй чубаньшэ, 2008.

3. Лю Пин. Синь шици сицюй цишилу: (Откровения о современном театре). Пекин: Чжунгун дан ши чубаньшэ, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести