Особенности китайско-африканских отношений во время пандемии
Особенности китайско-африканских отношений во время пандемии
Аннотация
Код статьи
S013128120012442-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сафронова Елена Ильинична 
Должность: Ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
30-44
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, как пандемия COVID-19 влияет на текущее состояние китайско-африканских отношений. Характеризуются новые вызовы и трудности, с которыми сталкивается диалог сторон, в частности, по вопросу задолженности африканских стран перед Китаем, обострившемуся в результате коронавирусного кризиса. Отмечается также и то воздействие, которое пандемия способна оказать на реализацию африканской части китайского проекта «Пояс и путь». Затрагивается тема «мягкой силы» Китая в Африке в свете неблагоприятных последствий COVID-19 для гуманитарных отношений сторон.

Ключевые слова
Китай, Африка, COVID-19, внешняя задолженность, инициатива «Пояс и путь», «мягкая сила»
Классификатор
Получено
28.10.2020
Дата публикации
07.11.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1294
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 До последнего времени развитие политико-экономических связей КНР с африканским континентом отличалось высокой динамикой. Только за 2003‒2018 гг., по данным международных аналитических агентств, товарооборот сторон вырос более чем в 14 раз — с 13 млрд долл. до 185 млрд. Крупнейшими торговыми партнерами Китая в Африке стали ЮАР, Ангола, Республика Конго, Нигерия и Египет1.
1. China-Africa trade // China Africa Research Initiative, Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies. URL: http://www.sais-cari.org/data-china-africa-trade (accessed: 09.08.2020).
2 За тот же период объем ежегодных прямых инвестиций Китая в Африку увеличился более чем в 7 раз — с 75 млн до 5,4 млрд долл. Максимальная его цифра отмечалась в 2008 г. (5,5 млрд долл.) 2. Согласно официальной статистике китайские ПИИ в Африке достигли в 2018 г. 46 млрд долл.3. В пятерку основных стран‒получателей китайских капиталовложений в 2018 г. вошли ЮАР, Демократическая Республика Конго, Мозамбик, Замбия и Эфиопия.
2. Chinese investment in Africa // China Africa Research Initiative, Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies. URL: http://www.sais-cari.org/chinese-investment-in-africa (accessed: 09.08.2020).

3. Приводится по: Minxin Pei. China's expensive bet on Africa has failed. Coronavirus crash in commodity prices has wasted $200 billion in investment and loans. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/China-s-expensive-bet-on-Africa-has-failed (accessed: 09.08.2020).
3 Показательно, что многие страны континента с готовностью отозвались на призыв стать участниками китайской инициативы «Пояс и путь» (ИПП). По мнению экспертов NEPAD (New Partnership for Africa's Development), китайский мегапроект хорошо согласуется с целями континента в области устойчивого экономического развития и региональной интеграции4. Уже 37 африканских стран подписали с КНР документы различного уровня по участию в ИПП, надеясь на финансовые и технологические возможности Китая в деле развития африканского региона.
4. Morangi, Lucie. Belt and Road Initiative boosts Africa's infrastructural connectivity. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2017–05/16/content_29370846.htm (accessed: 09.08.2020).
4 Однако китайско-африканские отношения никогда не были свободны от сложностей, как, впрочем, и другие международные связи, и пандемия COVD-19 заострила имеющиеся проблемы, поставив новые вопросы в диалоге сторон.
5 По состоянию на начало августа 2020 г., число подтвержденных в Африке случаев COVID-19 превысило 1 млн. Скончались 22 тыс. человек, 67,6 тыс. выздоровели5. По сравнению с некоторыми другими территориями мира количество заболевших может показаться не столь большим, однако экономически проблемный континент пострадает от последствий пандемии гораздо серьезнее, нежели многие другие регионы мира.
5. Africa's cases of COVID-19 top 1 million -Reuters tally // Reuters. August 7, 2020. URL: https://af.reuters.com/article/topNews/idAFKC№ 2530Z4-OZATP?mc_cid=9025efbe4e&mc_eid=895808c090 (accessed: 09.08.2020).
6 Надо отметить, что до пандемии многие страны Африки показывали заметный экономический рост, объясняемый целым рядом причин, в том числе благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Однако коронавирусный кризис привел к резкому падению мировых цен и спроса на сырьевые товары, которые составляют более 75% африканского экспорта. Любое их сокращение сразу отражается на состоянии экономики континента, ведя к уменьшению валютных и налоговых поступлений, приостановке производств, росту безработицы, невозможности погашать внешние долги и пр.
7 По прогнозам Всемирного банка, рост ВВП в странах Африки к югу от Сахары в 2020 г. может упасть с 2,4% (в 2019 г.) до минус 2,1% ‒ 5,1%6.
6. Приводится по: Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).
8 COVID-19 уже сказывается отрицательно на китайско-африканской торговле. По нашим оценкам, в 2020 г. товарооборот сторон упадет до 100‒110 млрд долл. Это объясняется тем, что весной в целях предотвращения роста числа инфицированных Китай закрыл на карантин целый ряд предприятий и даже отраслей и резко сократил активность объектов инфраструктуры, в том числе портов и разгрузочно-перевалочных узлов. Простой предприятий привел к временному, но серьезному снижению промышленного спроса на сырье в КНР. Китайские импортеры стали отменять заказы на африканские природные ресурсы из-за возникших сложностей транспортировки и сокращения их потребления. Африканские продавцы сырья были вынуждены перенаправлять его в другие страны, что привело к непредвиденным и весьма значительным экспортным издержкам7.
7. The Impact of COVID-19 on China’s Belt and Road Initiatives in Africa. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2020/03/bri-africa (accessed: 09.08.2020).
9 Пандемия, ударив по доходам африканского населения, снизила и его покупательную способность. Это неизбежно отразится на окупаемости китайского экспорта в Африку, особенно в части товаров широкого потребления, и сократит коммерческую выручку КНР.
10 Кроме того, COVID-19 влияет на состояние глобальных, межрегиональных и иных международных цепочек поставок. Закрытие предприятий в Китае — значимого звена глобальной цепочки — повысило риск сбоя бизнес-операций транснационального уровня. В случае инфраструктурных проектов в Африке пандемия прервала цепочки поставок материалов и персонала не только из Китая, но и из других стран-доноров.
11 Следует отметить, что и сам Китай столкнулся с серьезными экономическими трудностями, порожденными пандемией. В первом квартале 2020 г. объемы производства в Китае упали на 6,8%8. Впервые с 1990 г. правительство КНР было вынуждено отказаться от целевого показателя ежегодного прироста ВВП, превышающего 6%. МВФ прогнозирует, что в 2020 г. ВВП страны вырастет лишь на 1% по сравнению с 6,1% в 2019 г. 9.В случае подтвержденного экономического спада внутри страны Китай наверняка пересмотрит структуру своих расходов, перебросив финансовые средства с международных направлений на внутренние в целях поддержки и стабилизации национальной экономики.
8. Minxin Pei. China's expensive bet on Africa has failed. Coronavirus crash in commodity prices has wasted $200 billion in investment and loans. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/China-s-expensive-bet-on-Africa-has-failed (accessed: 09.08.2020).

9. Приводится по: Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).
12 ***
13 Ухудшение положения африканских стран в связи с падением мировых цен на сырье, катализированным пандемией, обостряет проблему их внешней задолженности, в том числе перед Китаем.
14 С 2000 г. КНР наращивала свою кредиторскую активность на континенте, особенно в связи с реализацией ею многих инфраструктурных проектов. За последние 20 лет китайское правительство, банки и государственные предприятия предоставили 49 африканским странам кредиты на общую сумму в 152 млрд долл.10. В настоящем африканский долг Китаю достигает, по некоторым данным, 55 млрд долл.11, но, на наш взгляд, более реалистичной видится цифра в 32,5 млрд долл., если исходить из того что китайское правительство, банки и госпредприятия владеют до 25% (более 130 млрд долл.) всего внешнего долга Африки12.
10. Minxin Pei. China's expensive bet on Africa has failed. Coronavirus crash in commodity prices has wasted $200 billion in investment and loans. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/China-s-expensive-bet-on-Africa-has-failed (accessed: 09.08.2020).

11. Simpson, Paul. What does Covid-19 mean for China-Africa relations? URL: https://www.cips.org/supply-management/analysis/2020/june/what-does-covid-19-mean-for-china-africa-relations/(accessed: 09.08.2020).

12. Kuo, Mercy A. COVID-19: The Impact on China-Africa Debt. URL: https://thediplomat.com/2020/06/covid-19-the-impact-on-china-africa-debt/(accessed: 09.08.2020).
15 По данным Всемирного банка (июнь 2020 г.), на Китай приходится весьма существенная доля общего объема задолженности именно тех семи стран континента, которые наиболее подвержены долговым проблемам: Джибути (57%), Анголы (49%), Республики Конго (45%), Камеруна (32%), Эфиопии (32%), Кении (27%) и Замбии (26%)13.
13. Приводится по: Brautigam, Deborah;Yufan Huang; Acker, Kevin. Risky Business: New Data on Chinese Loans and Africa’s Debt Problem. URL: https://static1.squarespace.com/static/5652847de4b033f56d2bdc29/t/5efe4a22e6756c5da0a5917d/1593723426976/BP+3+-+Brautigam%2C+Huang%2C+Acker+-+Chinese+Loans+African+Debt.pdf (accessed: 09.08.2020).
16 Из-за усугубления социально-экономической обстановки в Африке вновь зазвучали обвинения Китая в том, что он, реализуя проекты, оплачиваемые африканцами в долларах, вывозит в качестве прибыли и покрытия своих затрат львиную долю от суммы контрактов, а в качестве результата оставляет «некачественную инфраструктуру»14.
14. См. комментарий № 14 к статье: Phiri, Kumbukilani. The hard truths about the Africa China Cooperation: There is urgent need to change the partnership strategy. URL: https://www.lusakatimes.com/2020/04/19/the-hard-truths-about-the-africa-china-cooperation-there-is-urgent-need-to-change-the-partnership-strategy (accessed: 09.08.2020).
17 Африканские эксперты отмечают, что китайские кредиты, даже льготные, предоставляются на условиях, далеко не всегда выгодных африканским контрагентам. Чаще всего они подразумевают вывод прибыли из страны-реципиента в размере 25‒40% от суммы контракта. Затем, поскольку китайские подрядчики имеют обыкновение задействовать китайскую рабочую силу, основная зарплата которой выплачивается в Китае, то 15‒30% суммы контракта также оказывается выведенной из финансового цикла. Далее, поскольку большинство африканских стран не производят оборудование и/или строительные материалы нужного уровня, еще 20‒40% суммы контракта экстернализируется на закупку средств труда15. В итоге в принимающей стране остается немного финансовых активов, пригодных, в частности, для выплат по долгам.
15. Phiri, Kumbukilani. The hard truths about the Africa China Cooperation: There is urgent need to change the partnership strategy. URL: https://www.lusakatimes.com/2020/04/19/the-hard-truths-about-the-africa-china-cooperation-there-is-urgent-need-to-change-the-partnership-strategy (accessed: 09.08.2020).
18 Министр финансов Ганы в апреле 2020 г. заявил, что Китай должен сделать больше, чтобы облегчить долговое бремя африканских стран, столкнувшихся с экономическими бедствиями из-за пандемии коронавируса. Африканские правительства призывают страны-кредиторы предоставить не новые кредиты, а помощь, причем в немалом размере — 100 млрд долл., и объявить мораторий на выплату всего африканского внешнего долга16.
16. China must step up on African debt relief amid coronavirus pandemic — Ghana. URL: https://www.rt.com/newsline/485090-china-africa-debt-relief /(accessed: 09.08.2020).
19 Представители бизнес-кругов были более прямолинейны в своих пожеланиях. Так, президент форума горнодобытчиков Южной Африки Б. Рамоба написал в твиттере, что «Уханьский вирус» привел к потере экономикой ЮАР «миллиардов рандов» и что китайское правительство должно аннулировать долг Южной Африки «в знак раскаяния»17.
17. Приводится по: Marsh, Jenni; Deng, Shawn and Gan, Nectar. Africans in Guangzhou are on edge, after many are left homeless amid rising xenophobia as China fights a second wave of coronavirus. URL: https://edition.cnn.com/2020/04/10/china/africans-guangzhou-china-coronavirus-hnk-intl/index.html (accessed: 09.08.2020).
20 В апреле МВФ предоставил 25 африканским странам 215 млн долл. на цели борьбы с эпидемией коронавируса, что является весьма скромным вспомоществованием по сравнению с суммами долга. Два дня спустя страны G20, в которую входит и Китай, выразили готовность приостановить до конца 2020 г. выплаты по задолженности ряда малообеспеченных стран, несмотря на призывы президента Франции Э. Макрона радикально помочь африканским государствам, «массово списав их долги»18. Долговые выплаты будут отложены на сумму в 20 млрд долл. Эта мера позволит поддержать 76 стран, из которых 40 находятся на территории Африки южнее Сахары19.
18. Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).

19. Крупные международные кредиторы заморозили 20 млрд долга бедных стран. URL: https://regnum.ru/news/economy/2916519.html (accessed: 09.08.2020).
21 Однако провозглашенный мораторий не влечет за собой реструктуризацию, сокращение или списание уже имеющейся задолженности20.
20. Kuo, Mercy A. COVID-19: The Impact on China-Africa Debt. URL: https://thediplomat.com/2020/06/covid-19-the-impact-on-china-africa-debt/(accessed: 09.08.2020).
22 Следует отметить, что Китай обычно не участвует в многосторонних акциях по проблемам задолженности, а предпочитает действовать на двусторонней основе. Китайская сторона сама подтверждает это: по словам Чжао Лицзяня, официального представителя МИД КНР, «Что касается стран, столкнувшихся с долговыми проблемами, Китай никогда не будет принуждать их, но будет решать их трудности путем консультаций по двусторонним каналам»21.
21. Приводится по: China must step up on African debt relief amid coronavirus pandemic — Ghana. URL: https://www.rt.com/newsline/485090-china-africa-debt-relief (accessed: 09.08.2020).
23 Эксперты отмечают, что не в обычаях Китая массированно аннулировать долги и что большинство произошедших списаний их касается лишь беспроцентных льготных кредитов, достигших срока погашения. Такие кредиты составляют менее 5% китайского кредитного портфеля в Африке.
24 Нежелание КНР идти на кардинальное списание долгов вполне объяснимо: здоровый прагматизм всегда был свойственен внешней политике страны, да и выход Китая во Всемирном банке на позиции ведущего кредитора Африки сделал его менее склонным отказываться от причитающихся ему средств22. (С 2014 г. китайские прямые инвестиции в Африку, под которые и выдаются кредиты, обгоняют американские капиталовложения на континент, сокращающиеся с 2010 года.)
22. Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).
25 А поскольку основная задолженность африканских стран Китаю складывается за счет средств, направленных на инвестиционные цели, то такого рода активы, по сути, являются производительным капиталом, способным приносить прибыль и, следовательно, — средства для погашения кредитов. Китай это понимает и ратует за отсрочку долговых платежей, а не за их аннулирование.
26 Кроме того, вопросы проблемного кредитования проходят обременительный процесс согласований с китайскими официальными структурами, что еще больше утяжеляет пересмотр условий задолженности. В кредитовании Африки участвуют свыше 30 китайских государственных и частных банков и компаний23, и их интересы не связаны с аннулированием африканской задолженности.
23. Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).
27 Но как бы то ни было, за последнее десятилетие Китай списал региону 3,4 млрд долл. долгов и реструктурировал или рефинансировал задолженность на сумму около 15 млрд долл. Причем китайские кредиторы (и частные, и государственные) в отличие от займодателей из других стран предпочитают не оказывать жесткого давления на дебиторов: практически нет свидетельств о судебных разбирательствах и наложении штрафов за невыплаты24. Это очевидным образом делает Китай более удобным заимодателем для развивающихся стран.
24. Soto, Alonso; Hill, Mathew. Africa Starts to Have Second Thoughts About That Chinese Money. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020–07–22/chinese-credit-fuels-debt-crisis-in-africa (accessed: 09.08.2020).
28 ***
29 Новая группа проблем в китайско-африканских отношениях была порождена озабоченностью китайцев ростом заболеваемости из-за пребывания в КНР иностранцев. С начала 2000-х годов Китай предпринял огромные усилия по политико-экономическому проникновению в Африку. Однако успех этой 20-летней деятельности был подвергнут серьезному испытанию в апреле 2020 г., когда группа африканских послов в Пекине направила министру иностранных дел Ван И совместную ноту, в которой выразила крайнюю обеспокоенность в связи с дискриминационным обращением с африканцами, главным образом в Гуанчжоу. В ноте утверждалось, что многие африканцы были выселены из своих домов и подвергнуты обязательному тестированию на COVD-19 и даже изоляции.
30 Дело в том, что местные власти сочли африканское направление источником наибольшего числа импортированных случаев COVID-19: из всех заболевших, выявленных в Гуанчжоу среди иностранцев, 76% пришлось на выходцев из африканских стран25. Проходила информация, что местные власти не предложили никакой системы социальной защиты африканцев, даже альтернативного жилья 26.
25. Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).

26. Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).
31 Инцидент вызвал широкое недовольство и внутри Африки, и среди африканской диаспоры в Китае, особенно после того, как в социальных сетях появились видеоматериалы, свидетельствующие о жестком обращении с людьми африканского происхождения со стороны местных властей и рядового населения27. Это породило новый виток дипломатических разбирательств.
27. Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).
32 Так, М. Факи Махамат, председатель Комиссии Африканского союза, заявил, что он «пригласил» китайского посла в Африканском союзе (АС), чтобы выразить ему «крайнюю озабоченность» сложившейся ситуацией. Китайские послы в Нигерии, Гане, Кении и Уганде тоже были вызваны для дачи объяснений.
33 По словам президента ЮАР С. Рамафосы, жестокое обращение с африканскими гражданами в Китае несовместимо «с прекрасными отношениями, которые существуют между Китаем и Африкой», начиная со времени поддержки Китаем борьбы за деколонизацию континента. А высокопоставленный чиновник АС на условиях анонимности отметил, что китайская сторона была особенно встревожена широтой огласки инцидента28.
28. Приводится по: Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).
34 Дискуссия обрела такую остроту, что нарушила давнюю традицию сторон обсуждать их проблемы за закрытыми дверями. Никогда прежде у обоих партнеров не было такого критического, громкого и масштабного столкновения позиций, не говоря уже о том, чтобы позволить ему вспыхнуть публично.
35 МИД КНР поспешил заявить, что Пекин со всей серьезностью относится к озабоченности, выраженной его африканскими «братьями и партнерами»29. Чжан Миньцзин, член китайской миссии при Африканском союзе, касаясь волнений в Гуанчжоу, отметил, что «на прочную, как скала, дружбу Китая и Африки не повлияют отдельные инциденты». Он добавил, что Китай выступает против дифференцированного отношения к какой-либо группе людей. «Китай и Африка — добрые братья и соратники. Мы всегда рядом друг с другом, будь то дождь или солнце» 30.
29. Приводится по: Weekly African Business News Roundup // African Business Magazine (London). 18.04.2020. URL: https://africanbusinessmagazine.com/(accessed: 09.08.2020).

30. Приводится по: Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).
36 А министр иностранных дел Китая Ван И, пообещав равное обращение со всеми иностранными гражданами в Китае, объяснил китайско-африканский инцидент манипуляциями «определенных сил» 31, в том числе западных СМИ, а именно CNN, AFP и Reuters32.
31. Yun Sun. COVID-19, Africans’ hardships in China, and the future of Africa-China relations. URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2020/04/17/covid-19-africans-hardships-in-china-and-the-future-of-africa-china-relations (accessed: 09.08.2020).

32. Olander, Eric; van Staden, Cobus. An unprecedented crisis in China-Africa relations. URL: https://supchina.com/podcast/an-unprecedented-crisis-in-china-africa-relations/(accessed: 09.08.2020).
37 Чжао Лицзянь, официальный представитель МИД КНР, несколько дней спустя заявил, что африканские друзья заметили, что многие видео в интернете, связанные с китайскими антивирусными мерами, подвергались редактированию и не отражали правду. Он призвал обе стороны к бдительности в отношении онлайн-контента, «способного ввести общественность в заблуждение»33.
33. China, Africa in talks about situation of Africans in Guangdong. URL: https://www.today.ng/news/world/china-africa-talks-situation-africans-guangdong-292524 (accessed: 09.08.2020).
38 Ван И имел телефонный разговор с председателем Комиссии Африканского союза М. Факи Махаматом, а помощник министра иностранных дел Чэнь Сяодун провел групповое совещание с послами и представителями более чем 20 африканских стран для обсуждения положения африканцев в провинции Гуандун. Посольства Китая в африканских странах также вступили в активный контакт с африканской стороной34. Было объявлено, что МИД КНР и власти Гуанчжоу приступили к скоординированным действиям по обеспечению жильем и продовольствием пострадавших африканцев35.
34. China, Africa in talks about situation of Africans in Guangdong. URL: https://www.today.ng/news/world/china-africa-talks-situation-africans-guangdong-292524 (accessed: 09.08.2020).

35. Yun Sun. COVID-19, Africans’ hardships in China, and the future of Africa-China relations. URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2020/04/17/covid-19-africans-hardships-in-china-and-the-future-of-africa-china-relations (accessed: 09.08.2020).
39 Описанный инцидент обострил еще одну проблему в китайско-африканских отношениях: малую эффективность их гуманитарной составляющей. В то время как африканские и китайские лидеры могут вполне результативно коммуницировать, отношения между рядовыми китайцами и африканцами не отличаются особой доверительностью.
40 В китайском обществе латентная дискриминация в отношении африканцев не является чем-то новым36. А в Африке доходило до того, что некоторые политики укрепляли свою электоральную базу, используя антикитайские настроения. В Замбии Пекин обвиняли в том, что он игнорирует иммиграционные законы страны при завозе китайской неквалифицированной рабочей силы. В Гане китайские граждане также обвинялись в нарушении местных законов, но уже в сфере добычи полезных ископаемых37.
36. Yun Sun. COVID-19, Africans’ hardships in China, and the future of Africa-China relations. URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2020/04/17/covid-19-africans-hardships-in-china-and-the-future-of-africa-china-relations (accessed: 09.08.2020). Подробнее см. также: Marsh, Jenni. The African migrants giving up on the Chinese dream. URL: https://edition.cnn.com/2016/06/26/asia/africans-leaving-guangzhou-china/index.html (accessed: 09.08.2020).

37. China usa su poder blando exitosamente en África // Diario Libre (Santo Domingo). 08.05.2017. URL: https://www.diariolibre.com/economia/financial-times/china-usa-su-poder-blando-exitosamente-en-africa-FE7024896 (accessed: 09.08.2020).
41 Инцидент в Гуанчжоу резко обострил ситуацию. В мае в столице Замбии Лусаке были убиты трое граждан КНР. Это случилось после того, как мэр Лусаки опубликовал в Facebook видео, где он обвиняет китайца‒владельца фабрики в удержании работников на рабочих местах во время пандемии и нежелании отпустить их домой38.
38. COVID-19 pandemic to transform China-Africa relations. URL: https://www.dw.com/en/covid-19-pandemic-to-transform-china-africa-relations/a-53724530 (accessed: 09.08.2020).
42 Видимо, Китаю придется приложить особые усилия в сфере «народной дипломатии» и «мягкой силы», чтобы нивелировать последствия гуанчжоуского инцидента. Иначе, в отличие от элит, взаимное недоверие, а то и враждебность между рядовыми африканцами и китайцами может принять затяжной и даже рискованный характер.
43 Следует подчеркнуть, что на высшем политическом уровне Пекин тоже оперативно отреагировал на возникающие вызовы. В июне 2020 г. на проведенном в режиме видеоконференции чрезвычайном китайско-африканском саммите по солидарности в борьбе с эпидемией COVID-19 председатель КНР Си Цзиньпин пафосно заявил о том, что перед лицом пандемии Китай и Африка оказали друг другу взаимную поддержку и сражались плечом к плечу. Китай всегда будет помнить о неоценимой поддержке, которую Африка оказала ему в разгар борьбы с коронавирусом. В свою очередь, когда Африка была поражена вирусом, Китай первым поспешил ей на помощь. Си Цзиньпин подчеркнул, что как бы ни развивался международный ландшафт, Китай никогда не поколеблется в своей решимости «добиваться большей солидарности и сотрудничества с Африкой» 39.
39. Xi Jinping's speech at Extraordinary China-Africa Summit on Solidarity against COVID-19 (Full text). URL: https://www.globaltimes.cn/content/1191977.shtml (accessed: 09.08.2020).
44 Что касается материальной стороны дела, то в качестве меры помощи в борьбе с пандемией Си Цзиньпин назвал готовность Китая освободить ряд африканских государств от выплат по беспроцентным государственным займам, срок погашения которых истекает в конце 2020 г. Он также объявил о стремлении КНР работать с мировым сообществом по вопросам дальнейшей приостановки выплат по долгам. Си Цзиньпин выразил намерение предоставить медицинские материалы, откомандировать в Африку группы экспертов, содействовать закупкам медицинских товаров в Китае и пообещал досрочно (уже в текущем году) приступить к строительству штаб-квартиры Африканского центра контроля над заболеваемостью. Китайский лидер заявил, что КНР будет сотрудничать с Африкой в деле реализации инициативы в области здравоохранения, принятой на саммите «Китай‒Африка» в Пекине (2018 г.), и ускорения строительства «больниц дружбы», поощряя взаимодействие между китайскими и африканскими лечебницами. Он пообещал, что африканские страны будут одними из первых, кто сможет извлечь пользу от вакцины против COVID-19, разрабатываемой в Китае40.
40. Xi Jinping's speech at Extraordinary China-Africa Summit on Solidarity against COVID-19 (Full text). URL: https://www.globaltimes.cn/content/1191977.shtml (accessed: 09.08.2020).
45 Особо примечателен тезис председателя КНР о том, Китай призывает его финансовые учреждения отреагировать на Инициативу по приостановке обслуживания долга (DSSI)41 и «провести дружественные консультации с африканскими странами в соответствии с рыночными принципами для выработки механизмов коммерческих займов под суверенные гарантии»42.
41. В апреле Комитет по развитию Всемирного банка и министры финансов G20 одобрили Debt Service Suspension Initiative (DSSI) (Инициативу о приостановке обслуживания долга), чтобы помочь беднейшим странам справиться с серьезными последствиями COVID19.

42. Xi Jinping's speech at Extraordinary China-Africa Summit on Solidarity against COVID-19 (Full text). URL: https://www.globaltimes.cn/content/1191977.shtml (accessed: 09.08.2020).
46 Фокус на рыночных началах при обсуждении проблемы задолженности выглядит симптоматичным: скорее всего, процесс урегулирования Китаем африканских долгов будет идти путем длительных переговоров по их реструктуризации и рефинансированию под государственные гарантии.
47 Однако, несмотря на то, что Совместная декларация саммита43 был выдержана в тоне, близком к восторженному, пока все вышеперечисленное — лишь похвальные намерения, и Пекину, видимо, придется думать о более убедительных мерах по восстановлению симпатий его африканских партнеров.
43. Joint statement of China-Africa summit on COVID-19 fight. URL: https://www.chinadailyasia.com/article/134229 (accessed: 09.08.2020).
48 В Африке считают, что решения G20 по облегчению долгового бремени, к которому примкнул и Китай, недостаточно для смягчения последствий коронавирусного кризиса. По данным Экономической комиссии ООН для Африки (ЭКА), региону необходимо не менее 100 млрд долл. для немедленного финансирования системы здравоохранения и социальной защиты и еще 100 млрд долл. на цели экономического стимулирования, включая обслуживание задолженности, финансирование специального механизма по коммерческим долговым обязательствам и обеспечение дополнительной ликвидности для частного сектора44.
44. Приводится по: Sallent, Mickaël. External debt complicates Africa’s COVID-19 recovery, debt relief needed. URL: https://www.un.org/africarenewal/author/micka%C3%ABl-sallent (accessed: 09.08.2020).
49 В этом контексте не только в Африке, но и в международном политологическом сообществе зазвучали призывы к Китаю «избавить нынешнее поколение от долговых обязательств, чтобы африканские государства-заемщики могли выбраться из финансовой ямы, в которой они ныне оказались» 45.
45. Olander, Eric. A China-Africa “Wish List”. URL: https://chinaafricaproject.com/analysis/a-china-africa-wish-list (accessed: 09.08.2020).
50 Китаю предлагается не вводить в заблуждение общественность, когда он заявляет о своем участии в DSSI, но на самом деле не выдвигает никаких реально ощутимых инициатив по облегчению африканской задолженности, намереваясь аннулировать лишь небольшой процент от ее общей суммы46.
46. Olander, Eric. A China-Africa “Wish List”. URL: https://chinaafricaproject.com/analysis/a-china-africa-wish-list (accessed: 09.08.2020).
51 Поднебесную побуждают придавать гласности условия и суммы, предоставляемых Африке кредитов, дабы избежать непредсказуемости мирового кредитного рынка. Так, юридические инстанции Нигерии пересматривают китайские кредиты, условия которых, по их мнению, были неблагоприятными. А активисты в Кении требуют, чтобы правительство раскрыло детали китайского кредита на строительство железной дороги Найроби‒Момбаса протяженностью 470 км. Ее сооружение обошлось в 3,2 млрд долл. — сумму, в 4 раза превышающую расчетную, и в 5 раз — затраты на строительство аналогичного пути в Европе47. Эта дорога — весьма значимый элемент африканской части ИПП. Однако уже несколько дней спустя после чрезвычайного саммита по борьбе с COVID-19, на котором Си Цзиньпин подчеркнул важность сотрудничества сторон в рамках инициативы «Пояс и путь» именно для смягчения последствий пандемии48, Апелляционный суд Кении вынес решение о признании незаконным контракта на строительство дороги49.
47. Le Belzic, Sébastien. L’Afrique sera-t-elle écrasée par le poids de sa dette envers la Chine? // Le Monde (Paris). 19.06.2017. URL: http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/06/19/l-afrique-sera-t-elle-ecrasee-par-le-poids-de-sa-dette-envers-la-chine_5147440_3212.html (accessed: 09.08.2020).

48. Xi Jinping's speech at Extraordinary China-Africa Summit on Solidarity against COVID-19 (Full text). URL: https://www.globaltimes.cn/content/1191977.shtml (accessed: 09.08.2020).

49. Николаев Константин. В Африке оборвался китайский «Пояс и путь»// Независимая газета. 22.07. 2020. URL: https://yandex.ru/turbo/s/ng.ru/world/2020–07–22/1_6_7917_china.html (accessed: 09.08.2020).
52 В свою очередь президент Танзании Дж. Магуфули называл соглашение стоимостью 10 млрд долл., заключенное его предшественником с китайскими инвесторами о строительстве порта и СЭЗ, сделкой, которую «подпишет только сумасшедший»50.
50. Soto, Alonso; Hill, Mathew. Africa Starts to Have Second Thoughts About That Chinese Money. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020–07–22/chinese-credit-fuels-debt-crisis-in-africa (accessed: 09.08.2020).
53 Подобные настроения, обостренные событиями в Гуанчжоу, показывают, насколько неблагоприятным может стать для Пекина непрозрачность его африканских проектных и финансовых инициатив. Высказывается мнение, что реальная задолженность Африки Китаю гораздо выше, чем показывают доступные данные51, и это чревато неожиданными дефолтами.
51. Soto, Alonso; Hill, Mathew. Africa Starts to Have Second Thoughts About That Chinese Money. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020–07–22/chinese-credit-fuels-debt-crisis-in-africa (accessed: 09.08.2020).
54 Для выправления имиджа КНР в регионе называют и такую меру, как неизбежное наказание граждан Китая за нарушение ими африканских законов, будь то порка местного сотрудника в Кении, участие в мошенничестве в сфере телекоммуникаций в Уганде или нарушение законов о добыче полезных ископаемых в Нигерии. Обычно дело рассматривается местным судом, и затем виновные депортируются в Китай, где их следы теряются. Китайцам следует пойти на то, чтобы осужденные отбывали срок в местных тюрьмах. Это станет сигналом для африканских государств, что Китай не ставит своих граждан выше закона принимающих стран, а также повысит репутацию КНР как добросовестного партнера, поддерживающего национальное правосудие52.
52. Olander, Eric. A China-Africa “Wish List”. URL: https://chinaafricaproject.com/analysis/a-china-africa-wish-list (accessed: 09.08.2020).
55 Надо сказать, что Китай уже приступил к реализации своей «коронавирусной дипломатии». Так, в марте 2020 г. из Китая в Африку по инициативе основателя компании Alibaba Дж. Ма начали поступать аппараты ИВЛ, тест-комплекты и сотни тысяч единиц средств индивидуальной защиты (СИЗ). Далее, от Алжира до Зимбабве стала распределяться помощь в виде наличных средств, тест-систем и СИЗ от правительства КНР и китайских компаний, работающих на континенте и мобилизованных китайскими посольствами53. По оценкам, к июню из Китая в Африку уже было направлено 280 млн долл. помощи на цели преодоления пандемического кризиса. Причем большая ее часть поступила от частных лиц и бизнес-сообщества (порядка 50%, в то время, как правительство КНР предоставило лишь 17%)54. Однако не совсем понятно, была ли эта помощь направлена африканской стороне или же она поступила в распоряжение китайской диаспоры.
53. Kwasi Gyamfi Asiedu. China wants to help Africa fight coronavirus but not everyone is welcoming. URL: https://qz.com/africa/1834670/chinese-medical-aid-for-covid-19-in-africa-gets-mixed-support/(accessed: 09.08.2020).

54. COVID-19 pandemic to transform China-Africa relations. URL: https://www.dw.com/en/covid-19-pandemic-to-transform-china-africa-relations/a-53724530 (accessed: 09.08.2020).
56 На наш взгляд, наиболее эффективным «мягкосиловым» шагом для Китая по утверждению его имиджа в Африке было бы не столько списание ощутимой части долга (что больше волнует элиту африканских стран), сколько материальная помощь беднейшему населению региона, предоставляемая напрямую и в объемах, способных повысить уровень жизни людей хотя бы на два-три месяца. По нашим расчетам, Китай мог бы здесь «уложиться» в 300‒400 млн долл. Чтобы эта помощь не «осела» в африканских столицах, было бы логично привлечь механизмы ООН. Это сложная операция, но думается, она многократно окупила бы затраты на нее. Также важно смягчать административные практики китайских фирм в Африке и больше задействовать национальные кадры.
57 Существует весьма жесткое мнение о том, что если Пекин не изменит линии поведения в Африке, то он, вероятно, столкнется со многими проблемами, уже стоящими перед ним в США, некоторых частях Европы и в Азии55.
55. Olander, Eric. A China-Africa “Wish List”. URL: https://chinaafricaproject.com/analysis/a-china-africa-wish-list (accessed: 09.08.2020).
58 ***
59 Пандемия не могла не сказаться на реализации африканской части проекта «Пояс и путь».
60 В силу того, что цены на полезные ископаемые, добываемые на континенте, резко упали и на Китай стало оказываться беспрецедентное давление по побуждению его списать десятки миллиардов долларов африканских долгов, а жесткое обращение с африканскими иммигрантами во время пандемии вызвало дипломатические осложнения, перспективы Инициативы «Пояс и путь» (ИПП) в Африке сейчас не выглядят столь радужными, как прежде. Чисто «технически» проект тормозится потому, что было прекращено откомандирование в Африку китайского инженерного персонала, и остановлена транспортировка на континент строительных материалов и оборудования56.
56. Covid-19 derails US$1,4bn worth Zimbabwe-China projects /By Staff reporter. URL: https://bulawayo24.com/index-id-news-sc-national-byo-183043.html (accessed: 09.08.2020).
61 Дополнительная сложность заключается в том, что «простое» возобновление работы производственных мощностей далеко не сразу выправит ситуацию: на непредсказуемое время продолжится задержка экспортно-импортных операций в силу возникшего затоваривания на складах и отставания стивидорных работ в приостановленных портах и таможенных пунктах57.
57. The Impact of COVID-19 on China’s Belt and Road Initiatives in Africa. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2020/03/bri-africa (accessed: 09.08.2020).
62 В итоге «готовые» ресурсы для финансирования ИПП могут оказаться не столь масштабными, чтобы обеспечить бесперебойность реализации проекта. Китай, безусловно, восстановит свой финансово-производственный потенциал, но на это тоже потребуется время.
63 Разорительная американо-китайская торговая война также порождает сомнения в том, усмотрит ли Китай дальнейшую целесообразность в инвестировании миллиардов долларов в африканские проекты с их ограниченной и продолжительной окупаемостью. Но, с другой стороны, именно потому, что китайские капиталовложения сталкиваются с новыми препятствиями в США и Европе, повышается вероятность их переброски на другие направления — в том числе в Африку. (Хотя в этом контексте более «безопасным» для Китая видится инвестирование в экономику ЮВА и Латинской Америки.)
64 Из-за пандемии под угрозой торможения находятся и иные совместные китайско-африканские проекты. Так, в 2018 г. на очередном форуме «Китай‒Африка» председатель КНР Си Цзиньпин выразил готовность его страны работать вместе с Африкой в деле «зеленого», «низкоуглеродного», «циклического» и «устойчивого» развития58. Пекин заявил о намерении развернуть в 2019‒2021 гг. более 50 проектов в сфере чистой энергетики, охраны дикой природы, экологически чистого сельского хозяйства и низкоуглеродного развития континента для сокращения его чрезмерной зависимости от экспорта природных ресурсов и стимулирования экономического роста59. Но высокая вероятность задержки этих проектов ныне обусловлена также и тем, что африканские бизнесмены не имеют сопоставимого с китайским экономического потенциала, а главное — доступа к китайскому рынку, в то время как китайские предприниматели вполне комфортно ощущают себя в африканской бизнес-среде60. Если только в одном Зимбабве пандемия замедлила реализацию проектов на общую сумму 1,4 млрд долл. 61, то что говорить обо всей Африке?
58. Си Цзиньпин о мировой ситуации и китайско-африканских отношениях. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0906/c31521–9497837.html (дата обращения: 09.08.2020).

59. The Impact of COVID-19 on China’s Belt and Road Initiatives in Africa. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2020/03/bri-africa (accessed: 09.08.2020).

60. COVID-19 pandemic to transform China-Africa relations. URL: https://www.dw.com/en/covid-19-pandemic-to-transform-china-africa-relations/a-53724530 (accessed: 09.08.2020).

61. Covid-19 derails US$1,4bn worth Zimbabwe-China projects. By Staff reporter. URL: https://bulawayo24.com/index-id-news-sc-national-byo-183043.html (accessed: 09.08.2020).
65 С началом пандемии Китай столкнулся на континенте и с такой проблемой, как шаткость юридического статуса некоторых его проектов в рамках ИПП, в частности железной дороги Момбаса—Найроби, о чем говорилось выше. Нежданный афронт кенийского проекта может получить немалый международный резонанс и отрицательно сказаться на образе Китая как партнера развивающихся стран.
66 Поводя итоги, представляется целесообразным сделать следующие выводы.
67 Если Африканский континент понесет тот урон, который ему прогнозируют, то для Китая может обостриться проблема возвратности его вложений в экономику региона. Отсюда можно предположить, что КНР все же придется пойти не только на реструктуризацию, но и на списание долгов, превышающее суммы простого гуманитарного жеста. Отказ от серьезного смягчения долгового бремени способен привести к серии дефолтов на континенте, что совсем невыгодно Поднебесной. Скорее всего, Китай будет обеспечивать окупаемость его кредитов размеренным, посильным для африканских должников образом, понимая, что чрезмерное давление на дебитора может оказаться контрпродуктивным. Но вероятно и то, что этот финансово чувствительный шаг обернется выгодной сделкой, поскольку он реально посодействует восстановлению имиджевых позиций Китая на континенте.
68 Если Китай в результате пандемии столкнется со среднесрочным спадом собственной экономики, то его готовность к внешнему кредитованию в принципе снизится. Может быть, это побудит его сместить усилия с кредитования на прямое инвестирование, особенно в экспортно ориентированные секторы африканского хозяйства (производство сельскохозяйственной продукции), и более придирчиво рассмотреть режим своего сотрудничества с Африкой по линии «кредитор-дебитор».
69 Процесс облегчения долгового бремени должен иметь взаимный характер. Не только Китаю, но и африканским странам следует продумать их долговую модель. Единой африканской политики в этом направлении нет. Похоже, что континент на практике (не на уровне деклараций и призывов — там картина иная) согласен решать свои долговые проблемы с Китаем именно на двустороннем уровне. А это дает КНР возможность вести дела на своих, уже испытанных условиях.
70 Случай с африканцами в Гуанчжоу вряд ли останется единичным, ибо другие страны тоже могут столкнуться с проблемой уязвимости иностранных иммигрантов перед лицом COVID-19. Поэтому для Китая, видимо, будет полезно показать «мягкосиловой» пример всему миру, первым предложив «дорожную карту» по реинтеграции пострадавших иммигрантов в обычную жизнь и недопущению фактов дискриминации в будущем.

Библиография

1. Николаев Константин. В Африке оборвался китайский «Пояс и путь» // Независимая газета. 22.07.2020. URL: https://yandex.ru/turbo/s/ng.ru/world/2020–07–22/1_6_7917_china.html (accessed: 09.08.2020).

2. Си Цзиньпин о мировой ситуации и китайско-африканских отношениях. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0906/c31521–9497837.html (дата обращения: 09.08.2020).

3. Brautigam, Deborah; Yufan Huang; Acker, Kevin. Risky Business: New Data on Chinese Loans and Africa’s Debt Problem. URL: https://static1.squarespace.com/static/5652847de4b033f56d2bdc29/t/5efe4a22e6756c5da0a5917d/1593723426976/BP+3+-+Brautigam%2C+Huang%2C+Acker+-+Chinese+Loans+African+Debt.pdf (accessed: 09.08.2020).

4. Kuo, Mercy A. COVID-19: The Impact on China-Africa Debt. URL: https://thediplomat.com/2020/06/covid-19-the-impact-on-china-africa-debt (accessed: 09.08.2020).

5. Kwasi Gyamfi Asiedu. China wants to help Africa fight coronavirus but not everyone is welcoming. URL: https://qz.com/africa/1834670/chinese-medical-aid-for-covid-19-in-africa-gets-mixed-support/ (accessed: 09.08.2020).

6. Le Belzic, Sébastien. L’Afrique sera-t-elle écrasée par le poids de sa dette envers la Chine? // Le Monde (Paris). 19.06.2017. URL: http://www.lemonde.fr/afrique/article/2017/06/19/l-afrique-sera-t-elle-ecrasee-par-le-poids-de-sa-dette-envers-la-chine_5147440_3212.html (accessed: 09.08.2020).

7. Marks, Simon. Coronavirus ends China's honeymoon in Africa. URL: https://www.politico.com/news/2020/04/16/coronavirus-china-africa-191444 (accessed: 09.08.2020).

8. Marsh, Jenni. The African migrants giving up on the Chinese dream. URL: https://edition.cnn.com/2016/06/26/asia/africans-leaving-guangzhou-china/index.html (accessed: 09.08.2020).

9. Marsh, Jenni; Deng, Shawn and Gan, Nectar. Africans in Guangzhou are on edge, after many are left homeless amid rising xenophobia as China fights a second wave of coronavirus. URL: https://edition.cnn.com/2020/04/10/china/africans-guangzhou-china-coronavirus-hnk-intl/index.html (accessed: 09.08.2020).

10. Minxin Pei. China's expensive bet on Africa has failed. Coronavirus crash in commodity prices has wasted $200 billion in investment and loans. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/China-s-expensive-bet-on-Africa-has-failed (accessed: 09.08.2020).

11. Morangi, Lucie. Belt and Road Initiative boosts Africa's infrastructural connectivity. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2017–05/16/content_29370846.htm (accessed: 09.08.2020).

12. Olander, Eric. A China-Africa “Wish List”. URL: https://chinaafricaproject.com/analysis/a-china-africa-wish-list (accessed: 09.08.2020).

13. Olander, Eric; van Staden, Cobus. An unprecedented crisis in China-Africa relations. URL: https://supchina.com/podcast/an-unprecedented-crisis-in-china-africa-relations (accessed: 09.08.2020).

14. Phiri, Kumbukilani. The hard truths about the Africa China Cooperation: There is urgent need to change the partnership strategy. URL: https://www.lusakatimes.com/2020/04/19/the-hard-truths-about-the-africa-china-cooperation-there-is-urgent-need-to-change-the-partnership-strategy (accessed: 09.08.2020).

15. Sallent, Mickaël. External debt complicates Africa’s COVID-19 recovery, debt relief needed. URL: https://www.un.org/africarenewal/author/micka%C3%ABl-sallent (accessed: 09.08.2020).

16. Simpson, Paul. What does Covid-19 mean for China-Africa relations? URL: https://www.cips.org/supply-management/analysis/2020/june/what-does-covid-19-mean-for-china-africa-relations (accessed: 09.08.2020).

17. Soto, Alonso; Hill, Mathew. Africa Starts to Have Second Thoughts About That Chinese Money. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020–07–22/chinese-credit-fuels-debt-crisis-in-africa (accessed: 09.08.2020).

18. Thomas, David. China-Africa relations enter new era as easy money dries up. URL: https://africanbusinessmagazine.com/region/china/china-africa-relations-enter-new-era-as-easy-money-dries-up (accessed: 09.08.2020).

19. Yun Sun. COVID-19, Africans’ hardships in China, and the future of Africa-China relations. URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2020/04/17/covid-19-africans-hardships-in-china-and-the-future-of-africa-china-relations (accessed: 09.08.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести