Повестка РИК в сфере международной и региональной безопасности
Повестка РИК в сфере международной и региональной безопасности
Аннотация
Код статьи
S013128120012138-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Петровский Владимир Евгеньевич 
Аффилиация: Журнал Проблемы Дальнего Востока
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
20-29
Аннотация

Фундаментом диалогово-консультационного формата Россия—Индия—Китай (РИК) является широкое совпадение или близость подходов государств-участников к решению ключевых проблем современности, включая вопросы безопасности. В центре внимания трехстороннего диалога находятся главные мировые тенденции и вызовы, ситуация в АТР, в Центральной Азии и Афганистане, положение в «горячих точках». В реальной и потенциальной повестке РИК — развитие диалога в рамках РИК по проблемам стратегической стабильности (сохранение системы контроля над вооружениями, выработка новой формулы режима ядерного нераспространения, совместное противодействие международному терроризму и другим нетрадиционным вызовам и угрозам международной безопасности), а также обсуждение возможностей военно-политического сотрудничества в формате РИК (продвижение концепции безопасности на основе сотрудничества, меры транспарентности и военного доверия, совместные военные учения, система региональной безопасности в Персидском заливе, кибербезопасность и пр.

Ключевые слова
Россия—Индия—Китай, диалогово-консультационный механизм, международная и региональная безопасность, нормы и правила многополярного мира, стратегическая стабильность, нераспространение оружия массового уничтожения
Классификатор
Получено
08.10.2020
Дата публикации
07.11.2020
Всего подписок
14
Всего просмотров
1334
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Близится двадцатилетний юбилей трехстороннего диалогово-консультационного формата Россия—Индия—Китай (РИК). Идея его создания впервые была выдвинута Е.М. Примаковым и на начальном этапе получила свое развитие, прежде всего, в «академическом формате». А у истоков последнего стоял крупный российский ученый-востоковед, академик М.Л. Титаренко, который своими личными многолетними усилиями заложил традицию ежегодных трехсторонних встреч ученых трех стран.
2 По словам С.В. Лаврова, «РИК — не организация и не структурированный международный форум, тем более — не блоковая структура, направленная против кого-либо. «Тройка» представляет собой диалоговый механизм, фундаментом которого является широкое совпадение или близость подходов государств-участников к решению ключевых проблем современности»1.
1. Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, полученные к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 году». URL: https://www.mid.ru/vi/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/3995958#21 (Дата обращения: 08.09.2020).
3 Еще в документах, принятых в декабре 2004 г. в ходе российско-индийского саммита в Дели, было указано на важное значение трехстороннего сотрудничества в международном формате, в том числе на такое важное измерение безопасности, как борьба с терроризмом2. В последующем значение такого рода тем неизменно подтверждалось.
2. Россия и Индия договорились крепить союз. URL: https://www.kommersant.ru/doc/530828 (Дата обращения: 19.09.2020).
4 Начиная с коммюнике, принятого по итогам первой полноформатной встречи министров иностранных дел трех стран в 2005 г. во Владивостоке, важные вопросы глобальной и региональной стабильности и безопасности постоянно присутствуют в совместных документах. В центре внимания трехстороннего диалога находятся главные мировые тенденции и вызовы, ситуация в АТР, в Центральной Азии и Афганистане, положение в «горячих точках».
5 Велика в РИК роль региональной составляющей.
6 – Во-первых, речь идет о продвижении идей создания в АТР открытой, транспарентной системы безопасности, которая была бы равной для всех и не содержала бы никаких «разделительных линий».
7 – Во-вторых, немалое внимание придается совместным усилиям в направлении урегулирования ядерных проблем Ирана и Корейского полуострова. В подходе к этим сложным вопросам стороны исходят из необходимости строгого соблюдения принципов нераспространения ядерного оружия, права стран на мирный атом под контролем МАГАТЭ, применения в этих целях путей переговоров и мирного диалога.
8 – В-третьих, признанной задачей РИК традиционно считается необходимость борьбы с терроризмом и обеспечения стабильности и безопасности в регионе Центральной и Южной Азии, куда входит и Афганистан3.
3. Совместное коммюнике 10й встречи министров иностранных дел Российской Федерации, Республики Индии и Китайской Народной Республики, URL: https://www.mid.ru/ru/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/228650 (Дата обращения: 01.10.2020).
9 Взаимодействие в РИК по проблематике международной безопасности осуществляется, прежде всего, по линии внешнеполитических ведомств трех стран, где налажен диалог не только на уровне трех министров, но и глав департаментов. В 2013 г. в РИК был запущен механизм регулярных консультаций «высоких представителей России, Индии и Китая, курирующих вопросы безопасности»4.
4. Уянаев С.В. Объединение БРИКС и структура РИК в середине 2010х годов: тенденции и перспективы, взаимодействие РФ и КНР // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXI. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 39.
10 Россия, Индия и Китай привержены идее мирного, стабильного, независимого и процветающего Афганистана. Узловые подходы при этом состоят в следующем:
11 – Центральная координирующая роль в обеспечении будущего Афганистана, в продвижении к миру и стабильности в этой стране должна принадлежать ООН.
12 – Поскольку Международные силы содействия безопасности были введены в Афганистан в соответствии с мандатом резолюций Совета безопасности ООН, то и вывод их должен проводиться согласно его же решениям, причем происходить с учетом реально складывающейся в стране ситуации в сфере безопасности, а также и способности афганских национальных сил взять на себя ответственность за обеспечение мира и спокойствия.
13 – Процесс национального примирения в Афганистане должен осуществляться исключительно под афганским руководством и в соответствии с его правами. Афганистаном управляют сами афганцы — таково совместное понимание итогового будущего Афганистана.
14 – Важнейшим аспектом афганской проблемы является необходимость противодействовать незаконному производству и транспортировке наркотиков из Афганистана.
15 Несмотря на усилия международного сообщества, в том числе стран РИК, практическое дело урегулирования продвигается сложно. В этих условиях страны РИК развивают двусторонние отношения с Кабулом. Усилия трех стран по решению афганского вопроса реализуются и на площадке ШОС, где Афганистан в 2012 г. получил статус наблюдателя.
16 В современной обстановке крайне актуальной становится координация действий трех стран по ближневосточной проблематике, в частности, по такому важному сегодня вопросу, как обстановка в Сирии. В ходе голосования по сирийским резолюциям в ООН Индия в ряде случаев занимала отличную от РФ и КНР позицию. Тем не менее, очевидно, что и на площадке РИК, и во взаимодействии в БРИКС трем странам удалось выйти на согласованный уровень понимания сирийского вопроса.
17 Позиция трех стран имеет существенное значение и для урегулирования застарелого арабо-израильского конфликта. Три страны, вместе с другими ответственными членами международного сообщества, подчеркивают важность прямых переговоров между сторонами в целях достижения окончательного урегулирования, в частности, призывают палестинцев и израильтян восстановить взаимное доверие и возобновить переговоры, избегая односторонних шагов, в особенности строительства поселений на оккупированных палестинских территориях.
18 В рамках 17-й трехсторонней научной конференции по проблематике РИК в Пекине в сентябре 2019 г. был высказан ряд предложений по дальнейшему развитию повестки РИК, механизмам и формам работы этого формата.
19 – Продвижение норм и правил многополярного мира, их концептуальное обоснование на основе принципов «3 не» (не конфронтация, не блок, ненаправленность против третьих сторон).
20 – Противостояние попыткам блокировать многосторонние подходы к мировым делам.
21 – Развитие диалога в рамках РИК по проблемам стратегической стабильности (сохранение системы контроля над вооружениями, выработка новой формулы режима ядерного нераспространения, совместное противодействие международному терроризму и другим нетрадиционным вызовам и угрозам международной безопасности).
22 – Обсуждение возможностей военно-политического сотрудничества в формате РИК (продвижение концепции безопасности на основе сотрудничества, меры транспарентности и военного доверия, совместные военные учения, система региональной безопасности в Персидском заливе, кибербезопасность).
23 – Оценка новых акцентов в роли «американского фактора» в мировых делах, включая концепцию Индо-Тихоокеанского партнерства и преодоление последствий политики протекционизма и санкционного давления.
24 У таких держав, как Россия, Индия и Китай, проводящих независимую самостоятельную внешнюю политику, не может быть полного совпадения национальных интересов. Пока, например, у Индии сохраняется настороженное отношение к китайской инициативе «Пояса и пути» (ИПП). Зато усматривается геополитический соблазн «Индо-Тихоокеанского партнерства», к которому скептическое отношение уже у России и Китая. Так, в КНР твердо считают данную доктрину всего лишь очередной стратегией сдерживания Китая. Однако Индия убеждает своих российских и китайских партнеров, что Индо-Тихоокеанское партнерство не направлено «против кого-то».
25 В последнее время обсуждение концепции ИТП активизировалось. Она была предложена еще в конце 2017 г. и по сей день носит характер общего лозунга, но сейчас администрация Д. Трампа, похоже, решила сделать на нее ставку. Почему?
26 Уместно напомнить, что 30 мая 2018 г. министр обороны США Д. Мэттис объявил о переименовании Тихоокеанского командования в Индо-Тихоокеанское командование (хотя и прежде зона ответственности командования по умолчанию включала в себя и акватории Индийского океана)5.
5. Мэттис объявил о переименовании Тихоокеанского командования США в Индо-Тихоокеанское URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5250441 (Дата обращения: 03.10.2020).
27 Затем на конференции Shangri-La Dialogue (SLD) в Сингапуре идея ИТП была впервые развернуто представлена американской стороной, причем с акцентом именно на аспекты региональной безопасности. Комментируя тогда изменение названия американского командования, премьер-министр Индии Н. Моди отметил, что для Индии объединение Индийского и Тихого океанов в единый географический массив выглядит «естественно», добавив при этом, что он должен быть «свободным, открытым, инклюзивным» регионом, доступным для всех стран мира6.
6. В Сингапуре прошел очередной «Диалог Шангри-Ла». URL: https://ru.journal-neo.org/2018/06/24/v-singapure-proshyol-ocherednoj-dialog-shangri-la/(Дата обращения: 08.09.2020).
28 Практическая реализация стратегии ИТП будет, скорее всего, осуществляться как по линии укрепления двусторонних отношений США со странами региона, так и по линии создания многосторонних форматов сотрудничества. Главным из них считается проект так называемой структуры Квадро (QUAD), призванный объединить четыре «демократии» Индо-Тихоокеанского региона — США, Японию, Австралию и Индию.
29 Считается, что США, Австралия, Япония и Индия, объединенные в Квадро, будут рассматривать два океана как единое стратегическое пространство. С 2016 г. США, Индия и Япония проводят совместные военно-морские учения «Малабар». Вашингтон явно уделяет Нью-Дели повышенное внимание, рассчитывая на Индию как на один из будущих полюсов региональной безопасности наряду с Японией, Австралией и другими своими союзниками.
30 Концептуальное обоснование ИТП было предложено в концепции «свободной и открытой Индо-Тихоокеанской стратегии» (U.S. concept of a free and open Indo-Pacific strategy, FOIP). А в последнем докладе Стратегии национальной безопасности США говорится, что «в Индо-Тихоокеанском регионе имеет место геополитическая конкуренция между свободными и репрессивными видениями мирового порядка»7.
7. Новый порядок для Индо-Тихоокеанского региона. URL: https://kaktakto.com/analitika/novyj-poryadok-dlya-indo-tixookeanskogo-regiona/(Дата обращения: 08.10.2020).
31 В случае «репрессивного видения» речь, конечно, идет о Китае. Поэтому идея ИТП, которая мотивируется ценностным и геостратегическим подходом, не вызвала немедленного восторга со стороны американских союзников в регионе, не испытывающих желания искусственно осложнять отношения с КНР и участвовать в ее политическом и экономическом сдерживании.
32 На практике главная подоплека ИТП — попытка провести именно «контролируемый» геостратегический и геоэкономический эксперимент в сугубо американских интересах, конструируя рамки партнерства произвольным путем и не учитывая интересы потенциальных партнеров.
33 Сторонники классических геополитических подходов говорят о том, что создание ИТП означает продвижение США вглубь Евразии еще дальше с востока на запад путем укрепления сотрудничества преимущественно «морских» держав восточной и южной периферии евразийского континента (от Южной Кореи до стран Аравийского полуострова) с островными тихоокеанскими государствами (от Японии до Новой Зеландии). Главная цель ИТП при этом — политическое и военно-стратегическое сдерживание Китая, создание жесткого «каркаса», не позволяющего Пекину занять доминирующие позиции в регионе.
34 Как отмечал в связи с этим министр иностранных дел России С. Лавров, «внезапно возникла новая концепция Индо-Тихоокеанских стратегий, не Азиатско-Тихоокеанских, а именно Индо-Тихоокеанских, инициированная и продвигаемая прежде всего США, Австралией, Японией, Республикой Корея… Мы ценим позицию самих стран АСЕАН и позицию Индии, четко следующую той логике, что Индо-Тихоокеанские стратегии не должна обсуждаться в контексте сдерживания кого-либо подобными формами взаимодействия»8.
8. Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на пленарной сессии Международной конференции «Диалог Райсина», Нью-Дели, 15 января 2020 года. URL: https://www.mid.ru/vi/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/3994885 (Дата обращения: 17.09.2020).
35 Что же касается собственно Азиатско-Тихоокеанских стратегий, то еще в сентябре 2010 г. руководители РФ и КНР выдвинули совместную инициативу об укреплении безопасности и сотрудничества в АТР, суть которой — подтверждение всеми странами региона приверженности принципу равной и неделимой безопасности, отказ от попыток укрепления собственной безопасности за счет безопасности других и недопущение действий, которые вели бы к возникновению в регионе новых разделительных линий9.
9. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, 27 сентября 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719 (Дата обращения: 08.10.2020).
36 Эта инициатива основана на принципе «сетевой дипломатии» — горизонтального взаимодействия и неиерархической координации усилий разнонаправленных и разноформатных двусторонних и многосторонних механизмов безопасности и диалоговых форумов, уже существующих в АТР. Сетевая дипломатия полностью соответствует азиатско-тихоокеанским реалиям и может привести в перспективе к формированию новой региональной архитектуры безопасности и сотрудничества — транспарентной, инклюзивной и равноправной.
37 В данном контексте весьма важен и вопрос о том, можно ли считать заявление Дональда Трампа от 21 октября 2018 г. по Договору об ограничении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) своеобразным «приглашением» Китаю и другим странам региона присоединиться к этому международному соглашению10.
10. Трамп хочет разорвать ракетный договор с Россией. Москва обещает ответить. URL: https://www.bbc.com/russian/news-45930196 (Дата обращения: 06.10.2020).
38 С одной стороны, такая, весьма насущная и деликатная, проблема в мировой политике действительно существует. До сих пор переговоры о контроле над ракетно-ядерными вооружениями и об их сокращении велись исключительно между США и Россией, чей ракетно-ядерный потенциал многократно превышал потенциал остальных держав вместе взятых.
39 Но по мере предусмотренного двусторонними документами снижения количественных и качественных показателей американского и российского ракетно-ядерного потенциала, неизбежно возникнет вопрос о присоединении к переговорам по контролю над ракетно-ядерными вооружениями и об их сокращении других «официальных» ядерных держав (Великобритании, Франции и КНР), а также таких стран, как Индия и Пакистан (Иран, Израиль и КНДР под вопросом).
40 Вопрос в том, когда и при каких условиях этот процесс может начаться (кстати, не обязательно именно с расширения ДРСМД). Здесь нужны не шантаж и угрозы, а дипломатический такт, уважение интересов безопасности других стран и готовность действовать сообща в рамках международного режима нераспространения ракетно-ядерного оружия.
41 Ученые и дипломаты России, Индии и Китая предвидят дальнейшее укрепление РИК в роли «ядра» таких региональных международных организаций и диалоговых форматов, как ШОС и БРИКС, а также учредителя правил и норм нового мирового порядка, основанного на многополярности, справедливости, равноправии и межцивилизационном диалоге.
42 Здесь нельзя не заметить, что для ШОС, вступившей в качественно новый этап своего развития, связанный с присоединением к организации новых членов, возникают новые вызовы в сфере ядерного нераспространения. Помимо «официальных» ядерных держав, России и КНР, к ШОС присоединяются обладающие де-факто ядерным оружием Индия и Пакистан.
43 История ШОС показывает, что на протяжении всех лет своего существования организация последовательно выступает за укрепление стратегической стабильности и международных режимов в области нераспространения оружия массового уничтожения. Однако эрозия международного режима ядерного нераспространения и новые вызовы в сфере нераспространения, встающие перед самой ШОС, требуют от организации новой стратегии и новых ответов.
44 В связи с этим вспомним о такой продвигавшейся ШОС региональной инициативе в сфере нераспространения, как заключение Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО). Она имеет ряд уникальных особенностей — это первая подобная зона, появившаяся в Северном полушарии, в регионе, полностью окруженном сушей, который граничит с двумя ядерными государствами — Россией и Китаем.
45 Договор стал также первым многосторонним соглашением в области безопасности, которое охватило пять стран Центральной Азии. Создание ЦАЗСЯО можно считать необходимым и важным шагом на пути продвижения глобального режима нераспространения, укрепления региональной безопасности и решения экологических проблем11.
11. Сотников В. О создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. М., МГИМО-Университет, 2008. С. 28.
46 ШОС как международной организации уже пришлось столкнуться с тем, что попытки побудить Индию и Пакистан присоединиться к режиму нераспространения в качестве неядерных стран не приводят к успеху. Однако возможны компромиссы, и ШОС может найти «золотую середину»: в стремлении добиться международного признания своего ядерного статуса Индия и Пакистан могут пойти на уступки в плане ограничения своих ракетно-ядерных арсеналов и снижения темпов осуществления ряда стратегических программ.
47 Так, Индия и Пакистан отказываются от участия в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗИЯО); при этом обе страны соблюдают взаимный добровольный мораторий на ядерные испытания. Индия и Пакистан не участвуют и в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ), однако при этом развивают национальные режимы экспортного контроля.
48 Противодействие международному терроризму и другим нетрадиционным вызовам и угрозам международной безопасности — приоритетны в повестке РИК. Эксперты и ученые неоднократно высказывались в пользу проведения совместных военных учений в формате РИК. В известном смысле можно сказать, что они состоялись. Стратегические учения «Центр-2019» с участием воинских контингентов стран РИК и других государств ШОС стали крупнейшими международными маневрами в России за последние 10 лет. Они стали заметным событием не только в сфере военного сотрудничества, но и в международной дипломатии.
49 По «легенде» учений, воинские контингенты восьми стран — РФ, КНР, Индии, Пакистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана — сформировали антитеррористическую коалицию и вступили в бой с боевиками. Всего в учениях приняли участие около 128 тыс. военнослужащих, было задействовано свыше 20 тыс. единиц военной техники и около 600 летательных аппаратов12.
12. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61584 (Дата обращения: 05.10.2020).
50 Главные международно-политические итоги учений состоят в том, что их удалось провести именно в таком составе, с участием стран, у которых между собой существуют далеко не простые отношения.
51 Например, западные аналитики предрекали провал учений из-за предшествавшего им спора между Индией и Китаем, связанного с решением Индии отменить статью 370 Конституции и сделать область Ладакх отдельной союзной территорией, которая будет управляться непосредственно из Нью-Дели. Это привело к ухудшению двусторонних отношений. Нью-Дели был особенно недоволен Китаем за его критику Индии в Совете Безопасности ООН, причем в поддержку КНР выступил и Пакистан, который и вынес этот вопрос на рассмотрение в Совбезе ООН13.
13. The Diplomat (США): как недавние трения повлияют на участие Индии в военных учениях «Центр2019»? URL: https://inosmi.ru/military/20190828/245716728.html (Дата обращения: 08.10.2020).
52 Но этим прогнозам не суждено было сбыться. В рамках учений «Центр-2019» военнослужащие Китая, Индии и Пакистана бок о бок решали учебные задачи, и остались этим весьма довольны.
53 Россия, Китай и Индия сообща работают на стратегическую стабильность и укрепление безопасности в Евразии, заявил президент РФ Владимир Путин на трехсторонней встрече в ходе саммита G20 в июне 2019 г. в Осаке. Он также отметил, что «РФ, Индия и Китай сообща работают в пользу укрепления глобальной стабильности, противодействия террористической угрозе, экстремизму, нарко- и киберпреступности»; тем самым страны «закладывают основы для формирования в Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности»14.
14. Путин отметил общую работу России, Индии и Китая для укрепления глобальной стабильности. URL: https://rueconomics.ru/398654-putin-otmetil-obshuyu-rabotu-rossii-indii-i-kitaya-dlya-ukrepleniya-globalnoi-stabilnosti (Дата обращения: 01.10.2020).
54 Страны РИК рассматриваются в качестве важных субъектов в российской инициативе по созданию организации по безопасности и сотрудничеству в зоне Персидского залива (ОБСПЗ), куда, помимо стран Залива, на правах наблюдателей или ассоциированных членов входили бы Россия, Китай, США, ЕС, Индия и другие заинтересованные стороны15.
15. «Российская Концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/3733575 (Дата обращения: 08.10.2020).
55 Представители РИК предметно обсуждают проблематику международной информационной безопасности, признавая значение принятых в ходе 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН двух резолюций — «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» и «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях», одним из инициаторов которых выступала российская сторона16.
16. Толстухина А. «Лучше две киберрезолюции, чем ни одной». URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/luchshe-dve-kiberrezolyutsii-chem-ni-odnoy/(Дата обращения: 06.10.2020).
56 Следует особо подчеркнуть, что РИК является также и механизмом преодоления противоречий и разногласий. По справедливому замечанию А.В. Кортунова, «обсуждения в формате РИК должны стать более откровенными, конкретными и доверительными. Главная цель должна определяться не как формальная фиксация совпадающих позиций по самым общим вопросам, но как выявление разногласий по конкретным проблемам и поиск взаимоприемлемых путей преодоления этих разногласий».
57 Он отмечает также, что «еще два десятилетия назад ситуация на российско-китайской границе (еще более протяженной, чем китайско-индийская граница) тоже вызывала много опасений с обеих сторон. Уровень милитаризации границы между Россией и Китаем был еще выше, чем уровень милитаризации китайско-индийской границы. Ведь смогли же Москва и Пекин добиться радикального изменения этой ситуации, да еще в предельно сжатые сроки! Может быть, российско-китайский опыт начала века будет в чем-то полезен для Пекина и Дели сегодня?»17.
17. Кортунов А. Индо-Пацифика, или Сообщество единой судьбы // Эксперт Online, Москва, 28.05.2018. URL: https://expert.ru/2018/05/28/indo-patsifika-ili-soobschestvo-edinoj-sudbyi/(Дата обращения: 05.09.2020).
58 Однако значение и востребованность формата РИК сводятся не столько к сфере заключения конкретных соглашений в сфере безопасности. В.И. Трубников предлагает говорить о РИК как о «геополитическом фундаменте строительства новой архитектуры безопасности и сотрудничества в обширном Индо-Тихоокеанском регионе»18. В этом смысле РИК играет и будет играть роль «рамочного» формата, позволяющего нашим странам обсуждать долгосрочные стратегии в сфере безопасности, которые ведут к конкретным договоренностям.
18. Треугольник Москва — Дели — Пекин должен стать геополитическим фундаментом архитектуры безопасности и сотрудничества. URL: https://fedpress.ru/interview/1685737 (Дата обращения: 28.09.2020).
59 Деятельность РИК сейчас востребована и явно на подъеме. Взяв старт после встреч ученых, с 2002 г. проходят консультации министров иностранных дел, дополненные позже встречами глав профильных департаментов внешнеполитических ведомств стран РИК. Возродилась традиция трехсторонних саммитов глав государств, последняя из которых прошла на полях саммита G20 в июле 2019 г. в Осаке.
60 Стороны намерены последовательно продвигать общие подходы по актуальным проблемам глобальной и региональной повестки дня с акцентом на приверженности международному праву, противодействии расширению протекционизма и односторонних санкций, борьбе с терроризмом и другими новыми угрозами и вызовами, — говорится в совместном заявлении по итогам ХХ российско-индийского саммита, прошедшего на полях ВЭФ 2019 во Владивостоке19.
19. Совместное заявление по итогам XX российско-индийского саммита «Через доверие и партнерство — к новым вершинам сотрудничества». URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5438 (Дата обращения: 08.10.2020).
61 23 июня 2020 г. в рамках российского председательства в РИК состоялась видеоконференция министров иностранных дел трех стран. Она прошла, несмотря на военные столкновения на индийско-китайской границе. Одной из главных тем переговоров стала ситуация с пандемией коронавируса COVID-19. Была также выражена озабоченность в связи с «деструктивной линией ряда государств», направленной на демонтаж существующей архитектуры международной безопасности. К действиям, относящимся к такой линии, Лавров причислил «нелегитимное применение силы, вмешательство во внутренние дела суверенных государств, попытки экстерриториально применять национальные законодательства». С.В. Лавров сообщил о договоренностях создать формат совещаний министров обороны стран—членов РИК. Первое такое мероприятие пройдет уже в 2020 г.20.
20. Трое в лодке: Россия провела переговоры с Китаем и Индией. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2020/06/23_a_13128517.shtml (Дата обращения: 25.09.2020).
62 Таким образом, страны РИК, следуя принципу внеблоковости, показывают пример в подходах к формированию сотрудничества нового типа. Будучи важными, самостоятельными и независимыми субъектами международной политики, три страны придерживаются близких взглядов на узловые вопросы глобального развития, многие региональные проблемы. Поэтому формат РИК располагает мощным потенциалом укрепления мировой и региональной безопасности и стабильности.

Библиография

1. Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, полученные к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 году. URL: https://www.mid.ru/vi/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/3995958#21 (Дата обращения: 08.10.2020).

2. Совместное коммюнике 10-й встречи министров иностранных дел Российской Федерации, Республики Индии и Китайской Народной Республики. URL: https://www.mid.ru/ru/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/228650 (Дата обращения: 01.10.2020.

3. Уянаев С.В. Объединение БРИКС и структура РИК в середине 2010-х годов: тенденции и перспективы, взаимодействие РФ и КНР // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXI. М.: ИДВ РАН, 2016.

4. Выступление и ответы на вопросы министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на пленарной сессии Международной конференции «Диалог Райсина», Нью-Дели, 15 января 2020 года, URL: https://www.mid.ru/vi/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/3994885 (Дата обращения: 17.09.2020).

5. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, 27 сентября 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719 (Дата обращения: 08.10.2020).

6. Сотников В. О создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. М., МГИМО-Университет, 2008.

7. Раджесвари Пиллай Раджагопалан. The Diplomat (США): как недавние трения повлияют на участие Индии в военных учениях «Центр-2019»? URL: https://inosmi.ru/military/20190828/245716728.html (Дата обращения: 08.10.2020).

8. Российская Концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/3733575 (Дата обращения: 08.10.2020).

9. Толстухина А. Лучше две киберрезолюции чем ни одной. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/luchshe-dve-kiberrezolyutsii-chem-ni-odnoy/ (Дата обращения: 06.10.2020).

10. Кортунов А.В. Индо-Пацифика, или Сообщество единой судьбы. Эксперт Online, Москва, 28.05.2018. URL: https://expert.ru/2018/05/28/indo-patsifika-ili-soobschestvo-edinoj-sudbyi/ (Дата обращения: 05.09.2020).

11. Совместное заявление по итогам XX российско-индийского саммита «Через доверие и партнёрство — к новым вершинам сотрудничества». URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5438 (Дата обращения: 08.10.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести