Япония и Центральная Азия: модель экономического взаимодействия
Япония и Центральная Азия: модель экономического взаимодействия
Аннотация
Код статьи
S013128120011402-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Добринская Ольга Алексеевна 
Аффилиация: Журнал Проблемы Дальнего Востока
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
58-73
Аннотация

В статье дается анализ основных направлений экономического взаимодействия Японии и стран Центральной Азии. Акцент сделан на сотрудничестве в сфере добывающей промышленности и налаживании энергетической инфраструктуры. Японское присутствие также охватывает другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Высокие технологии, качественная инфраструктура и обучение людских ресурсов характеризуют экономические проекты Японии в Центральной Азии. Стремление стран региона отойти от ориентации на экспорт сырья и проводить модернизацию экономики определяет перспективы дальнейшего взаимодействия Японии и Центральной Азии. Присутствие других азиатских стран в регионе создает для Японии не только вызовы, но и возможности для сотрудничества.

Ключевые слова
Центральная Азия, Япония, энергетика, инфраструктура, Китай, Турция, Южная Корея, Индия
Классификатор
Получено
09.09.2020
Дата публикации
18.09.2020
Всего подписок
26
Всего просмотров
1407
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Регион Центральной Азии становится все более привлекательным для других азиатских государств. Всплеск внимания к нему связан с выдвижением Китаем в 2013 г. инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), включающей создание сети транспортных коридоров, идущих через Центральную Азию. В 2013 г. Южная Корея обнародовала Евразийскую инициативу, ставящую целью развитие транспортных коммуникаций, информационных технологий и энергетического сотрудничества. Стремление наладить тесные отношения со странами региона демонстрирует и Индия, в 2018 г. провозгласившая концепцию «Соединить Центральную Азию». Япония, с начала 1990х годов прилагавшая немало усилий для налаживания двусторонних отношений и ставшая одним из главных доноров официальной помощи развития (ОПР) странам Центральной Азии, стоит перед задачей корректировки региональной стратегии с целью упрочить свое экономическое присутствие на фоне растущей активности других азиатских держав. Результаты визита премьер-министра С. Абэ в регион в октябре 2015 г. свидетельствуют о том, что Япония стремится обеспечить более ощутимое присутствие в экономике этих стран.
2

Ресурсный потенциал региона и интересы Японии

3 Японию привлекает богатый ресурсный потенциал региона, однако ее участие в проектах по добыче и разработке месторождений ископаемых носит ограниченный характер. В 1990е годы японские компании проявляли активный интерес к проектам трансграничных трубопроводов: в 1995 г. «Мицубиси» подписала соглашение о сотрудничестве в строительстве трубопровода Туркменистан — Казахстан — Китай — Южная Корея — Япония, в 1997 г. компании «Итотю» и «Инпекс» вошли в консорциум по строительству Трансафганского газопровода (ТАП), однако ни тот, ни другой проекты не были реализованы1.
1. Добринская О.А. Энергетическая дипломатия Японии в Центральной Азии// Япония. Ежегодник. М., 2011. С. 43.
4 На настоящем этапе единственным проектом по добыче углеводородов в Центральной Азии, в котором участвует Япония, является освоение Кашаганского месторождения в северной части шельфа Каспийского моря, геологические запасы которого оцениваются в 4 850 млн т нефти, а извлекаемые — в 1 476 млн т нефти. Осенью 1998 г. компания «Инпекс» приобрела у правительства Казахстана долю в консорциуме по разработке месторождения, что стало первым случаем выхода японских компаний на рынок нефтедобычи в Центральной Азии. Производство нефти началось в сентябре 2013 г., однако было приостановлено после обнаружения протечек газа. Эксплуатация месторождения возобновилась только в сентябре 2016 г., а стоимость проекта в пять раз превысила ожидания и составляет более 53 млрд долл.2. В связи со значительным удорожанием проекта в 2017 г. с целью содействия в его финансировании половину акций в нем приобрела государственная Японская корпорация по нефти, газу и металлам (Japan oil, gas and metals group-JOGMEC).
2. John C. Daly. Kashagan, Down but not out. The Diplomat. 11.01.2014. URL: https://thediplomat.com/2014/01/kashagan-down-but-not-out/(дата обращения: 06.02.2020).
5 Отсутствие рентабельных путей доставки углеводородных ресурсов не позволяет Японии получать нефть и газ напрямую из региона, единственным вариантом являются своп сделки через третьи страны. Доминирующие позиции в нефте- и газодобывающей отрасли региона занимают западные страны, а также Китай в силу своего выгодного географического положения и активной экономической деятельности. Играет роль и осторожность японских бизнесменов, которые предпочитают работать в странах с благоприятным инвестиционным климатом, транспарентными механизмами принятия решений, на рынках с низкой степенью рисков. Ситуация вокруг Ирана делает затруднительными поставки центральноазиатских ресурсов через это государство. В настоящий момент Япония не рассчитывает на Каспийский регион как альтернативу существующим поставщикам углеводородов, однако надеется, что выход каспийской нефти на мировой рынок будет способствовать, пусть даже косвенно, ослаблению нефтяной конкуренции на рынке за счет обеспечения новых поставок нефти и газа3.
3. E. Van Wie Davis and R. Azizian, eds. Islam, oil, and geopolitics. Central Asia after September 11. 2007. P. 114.
6 В Узбекистане Япония с 2010 г. вела переговоры о возможной совместной разработке месторождений горючих сланцев. Запасы этого вида ископаемых в Узбекистане насчитывают 47 млрд т. В 2010 г. японские компании «Джапан газ корпорейшн», «Текнопиан» проявили интерес к месторождениям Байсун в Сурхандарьинской области, Сангрунтау в Навоийской области, а в 2011 г. СМИ сообщали о возможном участии «Джапан газ корпорейшн» в проекте переработки горючих сланцев в жидкие углеводороды. Совместной разведкой углеводородов с 2007 г. занимаются корпорация JOGMEC и «Узбекнефтегаз». Очередные японо-узбекские договоренности о совместной разведке и разработке месторождений углеводородных ресурсов в Узбекистане были достигнуты во время визита С. Абэ в 2015 г.
7 Интерес для Японии представляют богатые запасы урана. В апреле 2007 г. Япония и Казахстан договорились о поставках уранового концентрата, а также о создании совместных предприятий «Байкен» и «Кызылкум» для разработки участков Хорасан1 и Хорасан2 месторождения Северный Хорасан, запасы которого оцениваются в 160 тыс. т урана. Для освоения месторождения был создан консорциум «Энерджи Эйжа», в который входят шесть японских компаний («Тосиба», «ТЭПКО», «Тюбу электрик», «Тохоку электрик», «Кюсю электрик» и «Марубэни»). В 2006 г. японские компании «Сумитомо» и «Кансай электрик пауэр» вошли в ТОО «АППАК» по эксплуатации участка Западный месторождения Мынкудук, рудник был официально открыт в июне 2008 г.
8 Примерно в то же время через компанию «Итотю» начались поставки узбекского урана в Японию, а ряд японских компаний выразил интерес к проведению совместных геологоразведочных работ в Кызылкумах, на месторождении Рудное. В июне 2009 г. «Госкомгео» и JOGMEC подписали договор о совместной разведке урановых месторождений в Навоийской области. Накануне визита президента Узбекистана И. Каримова в Японию в феврале 2011 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве в урановой сфере и о закупке по 500–1000 т урана в год в течение 10 лет. Очередные контракты на сумму более 1 млрд долл. на поставку узбекского урана в Японию были заключены с компаниями «Итотю» и «Марубэни» в ходе визита премьер-министра Ш. Мирзиёева в Токио в декабре 2019 г.
9 Еще в 1990е годы Япония начала проявлять интерес к возможностям добычи и обработки металлов, которыми богат регион, однако первоначальная активность не привела к упрочению позиций в сфере их добычи и производства. В 1995 г. японский консорциум «Джапан Хром корпорейшн» получил в управление компанию Казхром, крупнейшего производителя хрома в СССР, однако через несколько лет был вынужден передать управление другим собственникам. Япония остается крупным импортером металлов из Казахстана, она закупает значительное количество сплавов хрома, тантал, цинк, титан, соединения редкоземельных металлов4.
4. Сэкай когё-но сусэй: (Тенденции развития мировой добывающей промышленности). Токио. 2017. Стр. 120. URL: Mric.jogmec.go.jp/wp-content/uploads/2017/12/trend2017.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
10 Активно японцы действовали и в Узбекистане: концерн «Мицубиси» финансировал проект модернизации Алмалыкского горно-металлургического комбината, компания «Миндеко» в 1997 г. проводила геолого-разведочные работы и оценку запасов вольфрама на месторождениях Саутбай и Сарытау, а также занималась поиском и оценкой золоторудных запасов на Булутканской площади и в горах Южного Каратау5. Для разработки золотых месторождений Кочбулак и Кызылмасай было создано СП «Ангрен голд», однако в связи с конъюнктурой цен на золото его деятельность была признана нерентабельной6. Японцы должны были заниматься модернизацией золотодобывающего карьера Мурунтау, однако в 2002 г. НГМК отказался от японского предложения из-за его высокой стоимости — около 120 млн долл. и продолжил реконструкцию в сотрудничестве с другими партнерами7.
5. Комиссина И. Н. Япония и Центральная Азия: партнерство набирает силу // Центральная Азия и Кавказ.1999. № 3. URL: https://ca-c.org/journal/cac-03–1999/st_10_komissina.shtml (дата обращения: 03.02.2020).

6. Узбекистан под давлением мировых цен // Независимая газета. 27.04.2000. URL: http://www.ng.ru/cis/2000–04–27/5_uzbekistan.html (дата обращения: 10.01.2020).

7. Узбекский НГМК ввел в эксплуатацию горный конвейер на месторождении «Мурунтау» стоимостью 70 млн долл. 02.03.2011. URL: https://kaztag.kz/ru/news/uzbekskiy-ngmk-vvel-v-ekspluatatsiyu-gornyy-konveyer-na-mestorozhdenii-muruntau-stoimostyu-70-mln (дата обращения: 05.02.2020).
11 Новая волна интереса к импорту металлов наблюдается со второй половины 2000х годов, после того, как в 2006 г. Китай, откуда Япония импортирует порядка 82% редкоземельных металлов, начал снижение объемов их экспорта. Перспективы сотрудничества обсуждались в ходе визита президента Казахстана Н.Назарбаева в Японию в 2008 г., и в октябре 2009 г. в Нур-Султане были подписаны меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с «Сумитомо» и JOGMEC, а также соглашение по разработке ТЭО производства редкоземельных металлов. В 2010 г. компании «Казатомпром» (51% акций) и «Тосиба» (49%) договорились о создании совместного предприятия KT Rare Metals company, а в марте 2010 г. «Казатомпром» (51% акций) и «Сумитомо» (49%) учредили СП SARECO (Summit Atom Rare Earth Company). Предполагалось, что компания займется производством продукции с высокой добавленной стоимостью, и в 2012 г. в Степногорске был открыт завод по производству концентрата редких и редкоземельных металлов для японского рынка, были подписаны соглашения о реализации продукции с компаниями «Сумитомо», «Синъэцу Кемикалз» и «Родиа», однако вскоре стало известно, что «Сумитомо» оказалась недовольна качеством товара, и по итогам 2014 г. вся продукция была отгружена в Россию. В 2015 г. SARECO произвела 4,5% от возможного объема производства, а с августа 2015 г. производство было приостановлено. Позже в СМИ появилась информация о том, что «Казатомпром» планирует выкупить долю «Сумитомо» в этом предприятии8.
8. SARECO — новая бизнес-модель предприятия. 30.01.2017. URL: http://apgazeta.kz/2017/01/30/otchetnye-vstrechi-sareco-novaya-biznes-model-predpriyatiya-too-met-est-dve-teplicy-iz-dvenadcati/(дата обращения: 03.02.2020).
12 Новые договоренности о совместных геологических исследованиях были достигнуты во время упомянутого визита С. Абэ: JOGMEC и «Казгеология» планируют исследовать земли, содержащих иттрий, в районе Кыземшекского месторождения в Карагандинской области и Жана-Аркалыкского месторождения в Костанайской области9. В июне 2017 г. было подписано соглашение о совместных исследованиях месторождений вольфрама10. Вырисовываются перспективы сотрудничества в сфере разведки и добычи редкоземельных металлов с Киргизией, богатой этими ресурсами. В мае 2012 г. JOGMEC подписала соглашение с Институтом геологии им. М.Адышева о совместных геологических исследованиях редких металлов.
9. Сэкай когё-но сусэй: (Тенденции развития мировой добывающей промышленности). Токио, 2017. Стр. 127. URL: Mric.jogmec.go.jp/wp-content/uploads/2017/12/trend2017.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

10. Киндзоку сигэн кайхацу сиэн: (Содействие в разработке металлических ресурсов) /Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. С. 21. URL: www.meti.go.jp/committee/materials2/downloadfiles/g906616a06j.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
13

Энергетическое сотрудничество

14 Страны Центральной Азии представляют интерес для Японии не только как источники природных ресурсов. Под лозунгом создания качественной инфраструктуры Япония наращивает свое присутствие в энергетическом секторе. Япония и раньше занималась обустройством инфраструктуры, но преимущественно в транспортной сфере, при японском участии были осуществлены модернизация аэропортов в Казахстане (в Нур-Султане), Киргизии («Манас»), в Узбекистане (в Самарканде, Бухаре, Ургенче), Таджикистане (Душанбэ), восстановление или строительство дорожной инфраструктуры (автодороги на западе Казахстана, мост через реку Иртыш, новая железнодорожная магистраль Ташгузар — Кумкурган на юге Узбекистана, восстановление ключевой магистрали Киргизии — дороги Бишкек — Ош и др.).
15 Сотрудничество со странами региона Япония осуществляет на основе формулы «ресурсы в обмен на технологии». В основном ее технологии используются в проектах, связанных с переработкой углеводородных ресурсов и в нефтехимии, и в других областях. Они направлены на модернизацию возможностей переработки ресурсов и производств энергии, создание экологичного производства, повышение энергоэффективности. Япония занималась реконструкцией НПЗ в г. Туркменбаши и Сейдинского НПЗ — крупнейших заводов на территории Туркменистана. Японские компании участвуют в реконструкции Атырауского НПЗ в Казахстане, где за счет японских кредитов строится комплекс глубокой переработки нефти.
16 В Узбекистане японские фирмы произвели реконструкцию Ферганского и строительство Бухарского НПЗ, а также обустройство нефтяного месторождения Кокдумалак. Японская организация по развитию новых энергетических и промышленных технологий (NEDO), а также компании «Марубэни» и «Кавасаки» участвуют в проекте внедрения высокоэффективных газотурбинных установок на Ферганской ТЭЦ, что позволит сэкономить 38% энергии и обеспечить стабильное снабжение энергией Ферганского района. Ведется реализация кредитного проекта электроэнергетического сектора «ЮПИТЕР», включающего строительство Туракурганской ТЭС, модернизацию Талимарджанской ТЭС, расширение Навоийской ТЭС, модернизацию Ташкентской ТЭЦ.
17 В последнее время Япония участвует в проектах по производству синтетического топлива в Узбекистане и Туркменистане. В Туркменистане в июне 2019 г. был открыт первый в мире завод по производству бензина из метанола, построенный при участии «Кавасаки плант системз» и турецкой «Ренессанс». Производство основано на технологии TIGAS™ (улучшенный синтез бензина), разработанной датской фирмой Haldor Topsоe. Технология позволяет производить бензин высокого качества с минимальными энергозатратами и воздействием на окружающую среду. По словам японской стороны, этот проект характеризуется экологичностью и представляет собой пример качественной инфраструктуры, которая стала лозунгом японского присутствия в регионе11. Компания «Кавасаки хеви индастриз» намерена принять участие в строительстве в Узбекистане завода по переработке природного газа в бензин. Комплекс будет ежегодно производить 600 тыс. т бензина А9212.
11. METI State Minister Isozaki Visits Turkmenistan. 01.07.2019. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2019/0701_005.html (дата обращения: 02.02.2020).

12. Кавасаки наладит в Узбекистане производство бензина из газа. Агентство нефтегазовой информации. 17.04.2018. URL: http://www.angi.ru/news/2859926-Kawasaki-наладит-в-Узбекистане-производство-бензина-из-газа/(дата обращения: 06.02.2020).
18 В Туркменистане и Узбекистане идет реализация проектов в сфере химической промышленности: строительство завода по производству аммиака и карбамида в г. Мары с участием консорциума японских компаний «Кавасаки плант системс» и «Содзиц», а также завода по производству аммиака и карбамида на базе АО «Навоиазот». Компания «Мицубиси» осуществляет проекты «механизма чистого развития» (МЧР) на узбекских химических предприятиях.
19 Казахстан является важным партнером Японии в сфере атомной энергетики. В марте 2010 г. подписано Соглашение о мирном использовании атомной энергии, позволившее Казахстану в обмен на урановые ресурсы получить доступ к передовым технологиям в сфере атомной промышленности. На японский рынок поступает не только сырье, но и продукты высокого передела, что позволяет увеличить добавочную стоимость экспортируемой Казахстаном урановой продукции. В качестве примера можно привести Ульбинский металлургический завод, который производит и поставляет компоненты ядерного топлива для изготовления топливных сборок на предприятиях «Ньюклеар фьюэл индастриз» для дальнейшей поставки их на АЭС компании «Кансай» в Японии.
20 Осенью 2010 г. компании «Джапан атомик пауэр», «Тосиба» и «Марубэни ютилити сервисез» подписали меморандум с Национальным ядерным центром Казахстана о проведении предварительных исследований по строительству АЭС. По заявлению пресс-службы «Джапан атомик пауэр», Казахстан высказал интерес к строительству блока с водяным кипящим реактором мощностью 1000 МВт (эл.). Япония, в свою очередь, располагает современными технологиями водяных кипящих реакторов ABWR.
21 Проект строительства АЭС с участием японских фирм остается под вопросом, а по итогам российско-казахстанской встречи на высшем уровне в июне 2012 г. ключевым партнером в строительстве АЭС в Казахстане была объявлена Россия, хотя уже в 2013 г. появилась информация о подписании казахстанско-японского меморандума о взаимопонимании по строительству АЭС в районе озера Балхаш. В январе 2015 г. министр энергетики Казахстана сообщил о возможном строительстве двух электростанций — в районе г. Курчатов в Восточно-Казахстанской области и в п. Улкен, на озере Балхаш. Во время визита С. Абэ в Казахстан в 2015 г. сообщалось об очередных предварительных договоренностях об участии Японии в строительстве АЭС в течение 2018–2030 гг.13. На настоящий момент какой-либо более конкретной информации об этом проекте нет, однако в документах по итогам встреч на высшем уровне стороны закрепили договоренность о возможном сотрудничестве в деле строительства АЭС в будущем.
13. Лихачев M. Строительство казахстанской АЭС откладывается на неопределенный срок. 01.03.2016. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1457071620 (дата обращения: 03.02.2020).
22 Японская сторона проявила интерес к проекту строительства первой АЭС в Узбекистане, о чем договорились президент России В. Путин и премьер-министр Казахстана Ш. Мирзиёев. Япония в свою очередь предложила поделиться опытом и оказать помощь в подготовке кадров для этого проекта14.
14. Япония может помочь с подготовкой кадров для будущей АЭС в Узбекистане. 12.11.2018. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20181112/1532586389.html (дата обращения: 06.02.2020).
23 Еще одной сферой, в которой Япония готова предложить свои технологические достижения, является «зеленая» энергетика. С 2014 г. по программе NEDO в Казахстане осуществляется исследование по внедрению систем «чистого угля», подписан меморандум с национальным центром промышленного технологического развития о сотрудничестве в сфере промышленных технологий энергосбережения и «чистого угля». Сотрудничество включает не только изучение возможности внедрения японских технологий, но и обучение кадров из Центральной Азии. В марте 2018 г. была достигнута договоренность между Японией и Казахстаном об обмене опытом в сфере использования возобновляемых источников энергии.
24 В 2012 г. NEDO по линии ОПР организовала стажировки в Японии по знакомству с опытом использования ВИЭ для специалистов из Киргизии. В рамках схемы финансирования программы «Прохладная земля», включающей оказание содействия развивающимся странам с целью внедрения чистой энергетики, Япония спонсировала установку солнечных батарей в медицинских учреждениях Таджикистана.
25

Диверсификация японского экономического присутствия в регионе

26 Энергетика — не единственная сфера сотрудничества Японии и Центральной Азии, японские предприятия представлены и во многих других отраслях экономики стран региона. Так, в сфере автомобильной промышленности в Казахстане давно работают компании «Тойота» и «Мицубиси». В 1993 г. «Тойота» открыла первый офис и начала продажу и обслуживание автомобилей, а в 2007 г. было открыто постоянное представительство компании. После шести лет переговоров в 2014 г. на заводе в Костанае было налажено производство внедорожников Fortuner, планировалось продавать в год не менее 3000 автомобилей местной сборки, при этом экспортировать их в Россию не планировалось, а для местного населения они оказались неоправданно дороги. Вместо ежегодных 3000 удалось продать всего только около тысячи внедорожников, и к концу 2016 г. производство автомобилей было прекращено15. В настоящее время осуществляются продажи автомобилей, сделанных за пределами Казахстана. В Узбекистане работает совместное предприятие «СамАвто» по сборке автобусов и грузовиков марки «Исудзу» на Самаркандском автомобильном заводе. Оно является единственным в сфере автомобильной промышленности, что довольно скромно на фоне расширения присутствия других автомобильных гигантов в Узбекистане. На рынке Киргизии обосновалась компания «Эс Би Ти», крупнейший дилер подержанных автомобилей. В 2012 г. она открыла кол-центр в Бишкеке, через который осуществлялся экспорт подержанных машин в СНГ. После того как в апреле 2015 г. Киргизия запретила ввоз праворульных машин, их продажи полностью прекратились, и с 2016 г. компания в основном занимается продажами авто в Россию, хотя ее офис в Киргизии по-прежнему открыт.
15. В Казахстане завершили производство внедорожников Toyota. URL: https://autoreview.ru/news/v-kazahstane-zavershili-proizvodstvo-vnedorozhnikov-toyota (дата обращения: 06.02.2020).
27 Довольно успешно работает в Центральной Азии компания «Джапан тобакко», представительство которой в Казахстане было открыто в 1996 г. В Алматы работает завод, продукция которого реализуется как в самом Казахстане, так и в других странах Центральной Азии и в Монголии. Открыт 21 офис в различных городах Казахстана, а также представительство в Киргизии и Таджикистане16.
16. Узубекисутан. Джетро: (Узбекистан). 22.06.2018. URL: www.jetro.go.jp/world/russia_cis/uz/basic_01.html (дата обращения: 01.12.2019).
28 Японское оборудование пользуется спросом в стремительно развивающейся легкой промышленности Центральной Азии. Текстильная продукция Туркменистана была представлена на выставке в Японии, что, как ожидается, позволит ей найти покупателей в Японии. Японские компании начали поставки оборудования на узбекские заводы и закупки узбекского хлопка для использования в производстве супермягких полотенец Имабари17.
17. Хэнкакуки-но Узубекисутан ни окэру кэйдзай, бизинесу доко: (Деловые и экономические тенденции в Узбекистане, находящемся на перепутье). 06.12.2018. Джетро. Представительство в Ташкенте. URL: www.jica.go.jp (дата обращения: 03.02.2020).
29 Есть примеры присутствия японского бизнеса и в других отраслях промышленности. Туркменистан на протяжении многих лет использует японскую дорожно-строительную и землеройную технику. Компании «Комацу» и «Итотю» поставляют производительное оборудование для реализации проектов в топливно-энергетическом секторе, транспортной сфере, в области водного хозяйства, в частности, строительства Туркменского озера в Центральных Каракумах.
30 Расширяет присутствие в Центральной Азии компания «Токио роуп» — ведущий производитель высокотехнологичных стальных канатов. Компания несколько лет работает на территории СНГ, ее первый проект был выполнен в 2008 г. в Казахстане, на опытно-демонстрационном участке для системы предотвращения камнепадов и улавливания камней. В 2009 г. было открыто первое представительство компании на территории СНГ в Алма-Ате. В 2010 г. был реализован проект по креплению скальных откосов системой Mighty Net в районе участка канатной дороги «Медео — Чимбулак», приуроченный к зимним Азиатским играм 2011 г.18. В 2017 г. она открыла в Киргизии дочернее предприятие и в настоящее время производит установку противолавинных сооружений на участке автодороги Бишкек — Ош.
18. Tokyo Rope. URL: http://tokyorope.ru/company/(дата обращения: 02.02.2020).
31 Относительно новой сферой является банковское сотрудничество. В декабре 2008 г. крупнейший японский банк «Мицубиси» открыл представительство в Алматы, которое осуществляет операции и в остальных странах Центральной Азии, поскольку является единственным представительством японского банка в регионе. В последнее время японцы проявляют активность, направленную на участие в управлении местными банками. Компания «Савада холдингс» стала крупнейшим акционером «Кыргызкоммерцбанка», в 2017 г. приобретя 52,9% акций. По словам председателя правления, компания планирует принести на местный рынок технологии и экспертизу и рассматривает инвестиции в «Кыргызкоммерцбанк» в качестве долгосрочного бизнес-проекта19. Договоренность о сотрудничестве в банковской сфере была достигнута во время визита в Токио премьер-министра Узбекистана Ш. Мирзиёева. По ее итогам в январе 2020 г. было объявлено о готовящейся продаже контрольного пакета акций государственного банка Asia alliance компании «Савада холдингс».
19. Ниппон коку: как крупный японский холдинг стал крупнейшим акционером кыргызского банка. URL: https://www.akchabar.kg/ru/article/banks/sawada/(дата обращения: 03.02.2020).
32

Сельское хозяйство — новые перспективы

33 Привлекательной для японцев становится сфера сельского хозяйства — с учетом провозглашенных странами региона планов по его модернизации, направленной на создание крупных мощностей и увеличение урожайности с помощью малогабаритной мобильной эффективной техники и применения информационных технологий. В этом могут пригодиться опыт и ноу-хау японских предприятий.
34 Сельскохозяйственная продукция стран региона слабо представлена на японском рынке, однако, вероятно, по мере улучшения транспортно-логистических возможностей ее экспорт будет увеличен. Японская компания «Тойота цусё» проявляет интерес к налаживанию постоянного канала поставок казахстанских сельхозкультур — ячменя, пшеницы, гречихи. В 2008 г. компания впервые произвела закупку в Казахстане ячменя, однако столкнулась с тем, что восточный маршрут экспортных поставок Казахстана проработан недостаточно четко20. В июне 2014 г. «Тойота цусё» приобрела долю размером в 20% акций в компании «Коктем», что стало первым случаем японского участия в совместном проекте в сфере растениеводства. По словам представителя «Тойота», задействование транспортной сети с использованием железных дорог Казахстана позволит наладить поставки зерновых в Центральную Азию и будет способствовать продовольственной безопасности региона21.
20. Тойота Цусе Корпорейшн определяет масштабы деятельности в Казахстане. 2009–05–22. URL: http://panoramakz.com/index.php/world/item/22109.

21. Исибаси К. Тоёта цусё, Тюо Адзиа ни сёки ари: (Тойота — деловые возможности в Центральной Азии). Кайгай тоюси дзёхо дзайдан. Гайкё now. Казафуcутан. 2015. #7. С. 50–51. URL: www.joi.or.jp/modules/downloads_open/index.php?page=visit&cid=22&lid=1831 (дата обращения: 10.07.2020).
35 Проекты по линии сельского хозяйства в Узбекистане в основном реализуются по линии Японского агентства международного сотрудничества (JICA). В качестве примеров можно привести поставки насосов, модернизацию технологий выращивания яблок в рамках проектов сотрудничества с японскими сельскохозяйственными институтами. Япония проявляла интерес к поставкам сухофруктов из Узбекистана в Японию.
36 В Японии с интересом следят за планами Киргизии наладить экологически чистое производство, считая, что это создает деловые возможности для применения японских ноу-хау. Реализуется японская программа регионального развития «Одна деревня — один продукт». В Центральной Азии она называется «Одно село — один продукт (ОСОП)». Эта программа была разработана в Японии еще в 1980е годы и доказала свою эффективность, что позволило распространить ее более чем на 30 развивающихся стран. Суть состоит в том, чтобы определить характерный для данной местности продукт, который будет пользоваться наибольшей популярностью, и сосредоточить силы на его производстве. В рамках ОСОП выпускается экологически чистая продукция — варенье, соки, сухофрукты, мед, мыло. Японцы через JICA предлагают всевозможную поддержку: обучение, предоставление информации о технике продаж и небольшой финансовой помощи для производства такой продукции, а также осуществляют импорт продукции: с 2013 г. в Японии продается киргизский горный мед, а известная компания «Мудзи» покупает сделанные в рамках ОСОП войлочные продукты22.
22. Вечерний Бишкек. 06.06.2017.
37 В сельскохозяйственной сфере действует и единственное японо-таджикское СП «Аввалин», которое в сентябре 2011 г. открыло в Хатлонской области завод по переработке корня солодки (лакричника). Расширению деятельности этого предприятия способствовала деятельность JICA, которое одновременно с поддержкой японского бизнеса организовало проекты по улучшению уровня благосостояния местных фермеров. При содействии со стороны JICA прорабатывается вопрос о передаче местным компаниям удобрений из отходов переработки лакричника и технологий обработки земли23. В Таджикистане Япония в сотрудничестве с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) реализует проект улучшения методов управления борьбы с саранчой, ведет работы по восстановлению системы обеспечения пресной водой в районе Пяндж Хатлонской области.
23. Тадзикисутан. Инфура мисэйбикоку синсюцу-но кёцуко: (Таджикистан. Общие положения продвижения бизнеса в условиях неналаженной инфраструктуры) // Джетро сэнса. Эриа репото.19.07.2016. URL:https://www.jetro.go.jp/world/reports/2017/01/c20f18d5d498cc49.html (дата обращения: 10.07.2020).
38 Помимо внедрения передовых технологий и консультативной помощи в развитии сельского хозяйства, Япония уделяет большое внимание обучению местных сотрудников. Она организует стажировки для управленцев в области сельского хозяйства пяти стран Центральной Азии в рамках действия программы JICA «Совместное создание знаний»24.
24. Туркменские агроменеджеры прошли учебный курс в Японии. URL: https://turkmenportal.com/blog/24868/turkmenskie-agromenedzhery-proshli—uchebnyi-kurs-v-yaponii (дата обращения: 05.02.2020).
39

Взаимодействие с третьими странами: вызовы и возможности

40 Активное продвижение третьих стран в Центральной Азии не может не вызывать пристального интереса Японии, однако можно предположить, что оно не только несет вызовы японскому присутствию, но и создает новые возможности для расширения бизнеса.
41 Деятельность Китая в Центральной Азии получила значительный импульс с появлением инициативы ОПОП, направленной на укрепление его позиций в мире. Хотя Япония в большей степени озабочена усилением Китая на морском пространстве, что привело к ее большей активности в ЮВА, Южной Азии и Африке, Центральная Азия не осталась вне поля зрения японцев. В качестве ответа на ОПОП в 2015 г. премьер-министр С. Абэ выдвинул инициативу «Партнерство в целях качественной инфраструктуры: инвестиции в будущее Азии». Было заявлено, что Япония в сотрудничестве с Азиатским банком развития предоставит примерно 100 млрд долл. на инвестиции в качественную инфраструктуру в течение 5 лет. Инициатива включает и Центральную Азию, где Япония продвигает проекты по налаживанию транспортной и энергетической инфраструктуры.
42 Активность Японии в регионе можно рассматривать как реакцию на усиление экономических и политических позиций Китая. В то же время говорить о реальном соперничестве между двумя странами не приходится в силу несоизмеримых показателей экономического присутствия двух стран в регионе. Кроме того, как отмечает профессор Т. Дадабаев, модели участия Японии и Китая в инфраструктурном строительстве показывают, что интересы и механизмы реализации этих интересов отличаются, что позволяет говорить о взаимодополняемости китайского и японского инфраструктурного строительства. Китай предпочитает создавать новую инфраструктуру, а Япония сосредоточена в основном на модернизации существующих объектов25.
25. T. Dadabaev. Japanese and Chinese infrastructure development strategies in Central Asia. // Japanese Journal of Political Science. 2018. P. 2.
43 Преимуществом Японии можно считать устойчивое благоприятное отношение к ней, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения. Если экспансия Китая нередко вызывает опасения у стран региона, то Япония пользуется репутацией государства, долгие годы помогающего им и не преследующего корыстных интересов. Многие называют ее наиболее желательным инвестором как страну передовых технологий с низким показателем коррупции, приверженностью демократическими ценностями. Можно говорить о высоких ожиданиях региона от делового сотрудничества с Японией, однако ни внешние факторы, ни эти ожидания автоматически не переходят в деловые возможности, поскольку в Центральной Азии не созданы необходимые условия, которые привлекли бы японский бизнес. В этой связи специалисты исследовательского института «Мицуи» отмечают, что ОПОП как проект, способствующий налаживанию инфраструктуры и расширению внутрирегионального диалога, мог бы создать в регионе благоприятную среду для продвижения японского бизнеса26.
26. Хэмбо о тогэру Тюо Адзиа — Иттай итиро то тиики кёрёку но какудай. Мицуи буссан сэнряку кэнкюдзё: (Меняющаяся Центральная Азия — «Один пояс, Один путь» и расширение регионального сотрудничества) /Институт стратегических исследования Мицуи буссан. URL:https://www.mitsui.com/mgssi/ja/report/detail/__icsFiles/afieldfile/2019/08/13/1908e_kitade.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
44 В качестве примера сотрудничества японских и китайских компаний в регионе можно привести проект по модернизации НПЗ в Атырау. В перспективе, по словам директора «Синойл», было бы интересно партнерство с японскими и корейскими фирмами в проекте по строительству хранилищ для НПЗ в Казахстане27. Сотрудничество было бы желательно в тех областях, где ощущается недостаток опыта, уровня технологий и капитала. Например, потребность в японской продукции очевидна там, где разработка ресурсов проходит в особо сложных условиях, на высокосернистых участках, при разработке скважин глубиной более 7 тыс. метров. Ценятся китайскими компаниями и бесшовные трубы для транспортировки нефти. Они отличаются дороговизной, однако в случае роста цен на нефть их использование экономически оправданно28.
27. Тюо Адзиа ни окэру Тюгоку кигё но синсюцу дзирэй: (Примеры продвижения китайских предприятий на рынках Центральной Азии) // Джетро. Октябрь 2017 г. С. 10. URL: https://www.jetro.go.jp/world/reports/2017/01/d1b015de4854d6a3.html (дата обращения: 10.07.2020).

28. Тюо Адзиа ни окэру Тюгоку кигё но синсюцу дзирэй: (Примеры продвижения китайских предприятий на рынках Центральной Азии) // Джетро. Октябрь 2017 г. С. 17. URL: https://www.jetro.go.jp/world/reports/2017/01/d1b015de4854d6a3.html (дата обращения: 10.07.2020).
45 Япония заинтересовалась перспективами, открывающимися в связи с созданием сухого порта и СЭЗ Хоргос-Восточные ворота на основе соглашения между Китаем и Казахстаном. В ноябре 2018 г. был подписан договор, согласно которому японская логистическая компания «Ниппон экспресс» и «КТЗ экспресс» стали партнерами, а в 2019 г. японская компания открыла представительство в Казахстане. Подписан меморандум о контейнерном транзите через Казахстан, а в декабре 2018 г. был запущен первый поезд со сборным грузом по маршруту Сиань — Дуйсбург. Японская компания намерена преимущественно использовать объекты и специализированные контейнеры, принадлежащие казахстанскому партнеру29. Работу по соединению Японии и Европы через железную дорогу начала «Итотю логистикс». Проявляют заинтересованность японские производители автомобилей и продукции тяжелого машиностроения, заводы которых расположены в Китае. Китайские бизнесмены рассчитывают на то, что участие японских компаний позволит расширить объемы перевозок по маршруту Европа — Китай, в частности потому, что китайцы могли бы транспортировать запчасти и другие товары из Европы для нужд японских компаний30.
29. Пресс релиз компании Ниппон цуун: (Ниппон экспресс). 20.09.2017. URL: www.nittsu.co.jp/press/2017/20170920–1.html (дата обращения: 05.02.2020).

30. Japan firms hopping on modern Silk Road railway under China’s One belt one road // Mainichi Japan. 15.10.2018.
46 Перспективы сотрудничества Китая и Японии основаны как на экономических расчетах, так и на политической воле лидеров. В июне 2017 г. С. Абэ заявил, что Япония готова сотрудничать с Китаем в рамках ОПОП, если проекты будут экономически жизнеспособными и не будут противоречить принципам свободы и справедливости, а построенная инфраструктура будет открыта для широкого использования. С. Абэ и премьер Госсовета Ли Кэцян в мае 2018 г. договорились сотрудничать по инфраструктурным проектам в третьих странах. Наиболее вероятным кандидатом считают создание высокоскоростного поезда в Таиланде, также стороны рассматривают возможность партнерства в сфере строительства станций по производству солнечной энергии. Партнерство в сфере инфраструктурного строительства в третьих странах не только будет способствовать улучшению двусторонних отношений, но и позволит оптимизировать затраты на реализацию проектов, а также избежать обвинений в том, что Китай является инвестором с плохой репутацией.
47 Наиболее эффективно сотрудничество Японии с третьими странами в Центральной Азии осуществляется с Турцией, чью активность в регионе Япония поддерживала с 1990х годов. С 1993 г. была разработана схема оказания ОПР, согласно которой японский Экспортно-импортный банк предоставляет средства Турции, которые она, в свою очередь, выделяет Центральной Азии. Была открыта кредитная линия до 650 млн долл. на финансирование интересов турецкого бизнеса и строительных подрядчиков, имеющих проекты в Центральной Азии, регион нередко посещали совместные делегации Японии и Турции. В январе 2012 г. был подписан меморандум о взаимопонимании с Турецким агентством сотрудничества и координации (TIKA) по продвижению совместных проектов, часть из них уже реализуется в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Сотрудничество предполагает обучение представителей третьих стран в Турции при японском содействии, в качестве примера можно привести проекты по развитию аквакультур в Центральной Азии и Азербайджане31.
31. Third country training program in Turkey 2018. JICA. URL: https://www.jica.go.jp/turkey/english/office/topics/180530.html (дата обращения: 10.07.2020).
48 Наиболее активно японский и турецкий бизнес сотрудничает в Туркменистане. Консорциум японских компаний («Джей Джи Си», «Итотю», «Тиёда», «Содзиц») совместно с «Чалык холдинг» и «Ренессанс» участвует в разработке месторождения Галкыныш, крупнейшего в Туркменистане, которое является отправной точкой трубопровода ТАПИ. Планируется строительство крупного ультрасовременного предприятия по переработке природного газа в районе города Мары. Компании «Кавасаки» и «Ренессанс» построили комплекс по переработке природного газа в бензин в районе г. Овандепе. Японская «Мицубиси» и турецкая «Гап» занимаются совместным строительством порта Гарабогаз на северном побережье Каспийского моря. Частью проекта является строительство завода по производству более 1,5 млн т аммония и мочевины в год, большая часть продукции которого пойдет на экспорт. Консорциум «Кавасаки», «Содзиц» и турецкая «Ренессанс» в октябре 2014 г. завершили строительство комплекса по переработке газа и получению минеральных удобрений, часть которых будет использоваться в сельском хозяйстве внутри страны, а часть будет продаваться за рубеж. Подобные проекты имеют стратегическое значение, поскольку за счет использования технологий конверсии природного газа позволяют Туркменистану диверсифицировать экономику и снизить зависимость от экспорта природного газа. Соответственно, это будет означать уменьшение влияния России и Китая как основных направлений туркменского экспорта. Сотрудничество осуществляется и в сфере текстильной промышленности, где компаниями «Чалык Холдинг» и «Мицубиси» был построен крупнейший в мире комплекс, введенный в эксплуатацию в феврале 2000 года.
49 Совместные проекты имели место и в других странах региона, например, строительство подвесного моста через реку Иртыш в Казахстане в 2001 г. по линии ОПР. В Узбекистане компании «Мицубиси» и «Бурсел» участвуют в узбекско-японско-турецком совместном предприятии «Чиноз тукимачи лтд.», которое занимается производством пряжи и трикотажного полотна. Турецкая компания принимает участие в осуществляемом «Мицубиси» проекте по строительству Таракурганской ТЭС. Надо сказать, что к совместным с турками проектам в Узбекистане японцы относятся более осторожно, помня о прекращении вещания турецких программ, закрытии школ, а также порядка 50 турецких компаний в 2012 г.32.
32. Торуко кигё ва Нихон кигё ни гидзюцу то сикинкёрёку о ёбикакэ. Тюо Адзиа бизинесу сэмина: (Турецкие предприятия обращаются к японским за сотрудничеством в сфере технологий и финансов. Бизнес семинар по Центральной Азии. 27.01.2016.) // Джетро. URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/01/d568d0441fa84238.html (дата обращения: 05.02.2020).
50 В Центральной Азии Турция привлекательна для Японии как партнер, этнически близкий населению региона, знакомый с местными реалиями и умеющий вести бизнес с этими странами, а также обладающий личными связями. Импонирует японцам и энтузиазм, с которым турки берутся за реализацию различных проектов. В то же время Япония важна Турции с точки зрения технологий и привлечения финансирования. Таким образом, сотрудничество в Центральной Азии является обоюдовыгодным и имеет важное значение с геополитической точки зрения. Центральная Азия не единственный регион, где Япония рассчитывает на турецкое содействие, исходя из высокой степени взаимодополняемости японских и турецких предприятий. В целом можно сказать, что в тех районах, где японские позиции относительно слабы, благодаря сотрудничеству с турецкими предприятиями им удается создать плацдарм для экономического продвижения33.
33. Икэгами Кадзуки. Торуко кёвакоку тайто суру Тюто, Тюо Адзиа но аратана хабу. // Гуробару репото: (Ближний Восток и Центральная Азия как новые хабы для поднимающейся Турции. Глобальный доклад. Mitsubishi UFG research consulting. 07.06.2013. С. 7. URL: http://www.murc.jp/thinktank/rc/report/global_report/global_1306_1.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
51 Еще одним азиатским государством, активно осваивающим регион, является Южная Корея. После установления дипломатических отношений корейский бизнес активно устремился в Центральную Азию. Пока крупные японские компании предпочитали наращивать там присутствие постепенно, участвуя в проектах с низкой степенью риска, чаще всего по линии ОПР, южнокорейские фирмы решительно приступили к освоению нового рынка. В XXI веке энергетическая стратегия Кореи значительно изменилась, совершив поворот от импорта энергоресурсов к получению прав на их разработку за рубежом. Повлиял на активизацию энергетической политики Сеула за рубежом и рост цен на энергоресурсы.
52 Торговый оборот Южной Кореи со странами Центральной Азии примерно вдвое превышает японский, высок уровень инвестиций в местную экономику. Как и Япония, Южная Корея представляет государствам модель своего экономического развития, а по соотношению цена-качество ее продукция является более привлекательной для местного населения, чем дорогостоящая японская. В 2010 г. Корея присоединилась с Комитету ОЭСР и начала оказание содействия развитию Центральной Азии, пополнив ряды азиатских доноров ОПР региону.
53 В то же время корейские компании заинтересованы во взаимодействии с японскими, сильными сторонами которых они считают предварительные исследования, проработку проектов на уровне государственных организаций, а также возможности финансирования34. В Кашкадарьинской области Узбекистана при участии корейской «Хюндай инжиниринг» строится завод по переработке природного газа в бензин, где японская «Хитати» выступает субподрядчиком по изготовлению под ключ основного технологического звена строящегося завода — реактора LTFT (Low Temperature Fischer-Tropsch), предназначенного для синтеза топлива из природного газа35. Обсуждая перспективы сотрудничества японского и корейского бизнеса, эксперты указывают на возможности посредничества корейских таможенных брокеров в осуществлении таможенных процедур и транспортного обеспечения (third party logistics) японских товаров, а корейские девелоперы высказывают интерес к японскому финансовому участию в лицензированных проектах с налаженной инфраструктурой36.
34. Канкоку кигё ва Нихон кигё ни сакигакэ синсюцу-Тюо Адзиа Бизнесу сэмина: (Корейские предприятия опережают японские. Бизнес семинар о Центральной Азии. 26.01.2016. URL: www.jetro.go.jp/biznews/2016/01/a68f8beb9e9ff0d9.html (дата обращения: 05.02.2020).

35. Японская Hitachi построит реактор синтеза для завода GTL в Узбекистане. Japan’s Hitachi to build fusion reactor for GTL plant in Uzbekistan. Available at: URL: https://finance.rambler.ru/economics/29392746/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/economics/29392746/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 03.02.2020).

36. Тюо адзиа но канкоку кигё то хиарингу тёса хококу. 17.02.2010: (Отчет о деятельности и результаты опросов корейских предприятий в Центральной Азии.) /Центр содействия международному сотрудничеству. URL: https://www.cfiec.jp/2010/h22-eurasia-0217–2/(дата обращения: 06.02.2020).
54 Еще одним перспективным партнером Японии по сотрудничеству в Центральной Азии может стать Индия. Индия заинтересована в обеспечении бесперебойных поставок энергии и ведении торговли через Центральную Азию, а Япония — в разблокировании региона и развитии его как единого рынка. По мнению японских аналитиков, развитие иранского порта Чехбехар и автодороги Зарандж — Деларам, где Индия играла важную роль при поддержке Японии, позволило бы Токио и Нью-Дели наладить доступ к странам Центральной Азии в обход Пакистана. Япония могла бы оказать содействие в осуществлении индийского предложения соединить сухопутные маршруты в Центральной Азией с международным транспортным коридором Север-Юг, что расширило бы географические рамки взаимосвязанных маршрутов37.
37. SSano. India is key for including Central Asia in Japan’s free and open Indo-Pacific strategy. URL: https://www.eastwestcenter.org/publications/indias-role-key-including-central-asia-in-japans-free-and-open-indo-pacific-strategy (дата обращения: 05.02.2020).
55

Заключение

56 Экономическое присутствие Японии в Центральной Азии в обозримой перспективе продолжит расширяться. Интересы сраны связаны, прежде всего, с перспективами получения доступа к природным ресурсам региона, однако не ограничиваются добывающей промышленностью. Особенно заметным является присутствие Японии в сферах нефте- и газопереработки, химической промышленности. Перспективным является сотрудничество в сфере сельского хозяйства.
57 Государство продолжает играть стимулирующую роль в развитии экономического взаимодействия. Государственно-частное партнерство является основным способом продвижения экономических интересов Японии в Центральной Азии. Поддержка извне играет большую роль для обеспечения стабильных условий деятельности частного бизнеса в регионе. Японцы предпочитают участвовать в проектах с низкой степенью риска, при гарантиях со стороны государства. По мере налаживания инвестиционного климата и улучшения условий для внутрирегионального сотрудничества будет расти привлекательность региона для японских бизнесменов.
58 Используя формулу «ресурсы в обмен на технологии», Япония предлагает странам региона свой опыт в обеспечении экологически устойчивого, энергосберегающего производства. Намерение самих стран Центральной Азии преодолеть сырьевой характер своих экономик и выйти на более высокий уровень развития определяет их стремление повысить собственную инвестиционную привлекательность.
59 Страны региона заинтересованы в получении от Японии новых технологий, которые помогут им сделать скачок в развитии. Такое сотрудничество отвечает и интересам самой Японии, поскольку именно успехи передовой технологической мысли являются ее «визитной карточкой» в регионе. Как свое конкурентное преимущество Япония выдвигает качество и устойчивость, а также внимание к трудовым ресурсам, что подразумевает не только создание рабочих мест в регионе, но и обучение кадров. Подготовка местных специалистов придает долгосрочный, устойчивый характер японским проектам и одновременно способствует повышению квалификации местных специалистов. Более того, Япония, недавно принявшая новое иммиграционное законодательство, проявляет интерес к перспективам приема на работу кадров из Центральной Азии. В частности, речь идет о включении Узбекистана в перечень стран—экспортеров рабочей силы в Японию.
60 В регионе Япония сталкивается с конкуренцией со стороны других азиатских государств. Безусловно, экономические позиции Китая в регионе несопоставимы с японскими, однако Япония стремится обеспечить себе ниши в экономике стран региона в свете растущей китайской экспансии. Конкурентом Японии в регионе является и Южная Корея, обладающая прочными позициями в местной экономике и во многом способная предложить странам Центральной Азии то же, что и Япония, но по меньшей цене. Турция, напротив, является экономическим союзником Японии, существуют перспективы сотрудничества с Индией в регионе. Партнерство с другими странами не только выгодно японскому бизнесу в регионе, но и является частью японской глобальной стратегии по завоеванию зарубежных рынков.
61 В то же время присутствие других азиатских стран в регионе создает возможности для сотрудничества. Реализация ОПОП открывает для Японии новые возможности, и задача японского бизнеса состоит в том, чтобы их не упустить. Японии выгодно развитие региона, с чьим бы участием оно не осуществлялось, поскольку это означает повышение общего уровня внутрирегионального взаимодействия и приближение его к формированию единого экономического пространства, с которым Японии было бы более выгодно сотрудничать. Открываются новые возможности с точки зрения транспорта и логистики, которые позволят японскому бизнесу в регионе расширяться. Технологические и финансовые возможности Японии делают ее привлекательным партнером не только для самих центральноазиатских государств, но и для третьих стран, активно работающих в регионе.

Библиография

1. SARECO — новая бизнес-модель предприятия. 30.01.2017. URL: http://apgazeta.kz/2017/01/30/otchetnye-vstrechi-sareco-novaya-biznes-model-predpriyatiya-too-met-est-dve-teplicy-iz-dvenadcati/ (дата обращения: 03.02.2020).

2. В Казахстане завершили производство внедорожников Toyota. URL: https://autoreview.ru/news/v-kazahstane-zavershili-proizvodstvo-vnedorozhnikov-toyota (дата обращения: 06.02.2020).

3. Вечерний Бишкек. 06.06.2017.

4. Добринская О.А. Энергетическая дипломатия Японии в Центральной Азии// Япония. Ежегодник. М., 2011.

5. Кавасаки наладит в Узбекистане производство бензина из газа /Агентство нефтегазовой информации. 17.04.2018. URL: http://www.angi.ru/news/2859926-Kawasaki-наладит-в-Узбекистане-производство-бензина-из-газа/ (дата обращения 06.02.2020).

6. Комиссина И.Н. Япония и Центральная Азия: партнерство набирает силу // Центральная Азия и Кавказ.1999/№ 3. URL: https://ca-c.org/journal/cac-03–1999/st_10_komissina.shtml (дата обращения: 03.02.2020).

7. Лихачев M. Строительство казахстанской АЭС откладывается на неопределенный срок. 01.03.2016. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1457071620 (дата обращения: 03.02.2020).

8. Ниппон коку: как крупный японский холдинг стал крупнейшим акционером кыргызского банка. URL: https://www.akchabar.kg/ru/article/banks/sawada/ (дата обращения: 03.02.2020).

9. Тойота Цусё Корпорейшн определяет масштабы деятельности в Казахстане. 2009–05–22. URL: http://panoramakz.com/index.php/world/item/22109 (дата обращения: 10.07.2020).

10. Туркменские агроменеджеры прошли учебный курс в Японии. URL: https://turkmenportal.com/blog/24868/turkmenskie-agromenedzhery-proshli—uchebnyi-kurs-v-yaponii (дата обращения: 05.02.2020).

11. Узбекистан и Япония договорились о совместной разработке урановых месторождений. URL: https://regnum.ru/news/economy/1176523.html (дата обращения: 05.02.2020).

12. Узбекистан под давлением мировых цен // Независимая газета. 27.04.2000. URL: http://www.ng.ru/cis/2000–04–27/5_uzbekistan.html (дата обращения: 10.01.2020).

13. Узбекский НГМК ввел в эксплуатацию горный конвейер на месторождении «Мурунтау» стоимостью 70 млн долл. 02.03.2011. URL: https://kaztag.kz/ru/news/uzbekskiy-ngmk-vvel-v-ekspluatatsiyu-gornyy-konveyer-na-mestorozhdenii-muruntau-stoimostyu-70-mln (дата обращения: 05.02.2020).

14. Япония может помочь с подготовкой кадров для будущей АЭС в Узбекистане // 12.11.2018. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20181112/1532586389.html (дата обращения: 06.02.2020).

15. Японская Hitachi построит реактор синтеза для завода GTL в Узбекистане. Japan’s Hitachi to build fusion reactor for GTL plant in Uzbekistan. Available at: URL: https://finance.rambler.ru/economics/29392746/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/economics/29392746/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 03.02.2020).

16. Икэгами К. Торуко кёвакоку тайто суру Тюто, Тюо Адзиа но аратана хабу.

17. Гуробару репото: (Ближний Восток и Центральная Азия как новые хабы для поднимающейся Турции. Глобальный доклад. Mitsubishi UFG research consulting. 07.06.2013. URL: http://www.murc.jp/thinktank/rc/report/global_report/global_1306_1.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

18. Исибаси К. Тоёта цусё, Тюо Адзиа ни сёки ари: (Тойота — деловые возможности в Центральной Азии) // Кайгай тоюси дзёхо дзайдан. Гайкё now. Казафуcутан. 2015. № 7. URL: www.joi.or.jp/modules/downloads_open/index.php?page=visit&cid=22&lid=1831 (дата обращения 10.07.2020).

19. Канкоку кигё ва Нихон кигё ни сакигакэ синсюцу-Тюо Адзиа Бизнесу сэмина: (Корейские предприятия опережают японские. Бизнес семинар о Центральной Азии. 26.01.2016. URL: www.jetro.go.jp/biznews/2016/01/a68f8beb9e9ff0d9.html (дата обращения: 05.02.2020).

20. Киндзоку сигэн кайхацу сиэн: (Содействие в разработке металлических ресурсов) /Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. URL: www.meti.go.jp/committee/materials2/downloadfiles/g906616a06j.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

21. Пресс—релиз компании Ниппон цуун (Ниппон экспресс). 20.09.2017: www.nittsu.co.jp/press/2017/20170920–1.html (дата обращения: 05.02.2020).

22. Сэкай когё-но сусэй: (Тенденции развития мировой добывающей промышленности). Токио. 2017. URL: Mric.jogmec.go.jp/wp-content/uploads/2017/12/trend2017.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

23. Тадзикисутан. Инфура мисэйбикоку синсюцу-но кёцуко: (Таджикистан. Общие положения продвижения бизнеса в условиях неналаженной инфраструктуры) // Джетро сэнса. Эриа репото. 19.07.2016. URL:https://www.jetro.go.jp/world/reports/2017/01/c20f18d5d498cc49.html (дата обращения: 10.07.2020).

24. Торуко кигё ва Нихон кигё ни гидзюцу то сикинкёрёку о ёбикакэ. Тюо Адзиа бизинесу сэмина: (Турецкие предприятия обращаются к японским за сотрудничеством в сфере технологий и финансов. Бизнес семинар по Центральной Азии. 27.01.2016 // Джетро. URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2016/01/d568d0441fa84238.html (дата обращения: 05.02.2020).

25. Тюо Адзиа ни окэру Тюгоку кигё но синсюцу дзирэй: (Примеры продвижения китайских предприятий на рынках Центральной Азии) // Джетро. Октябрь 2017 г. URL: https://www.jetro.go.jp/world/reports/2017/01/d1b015de4854d6a3.html (дата обращения: 10.07.2020).

26. Тюо Адзиа но канкоку кигё то хиарингу тёса хококу. 17.02.2010: (Отчет о деятельности и результаты опросов корейских предприятий в Центральной Азии) /Центр содействия международному сотрудничеству. URL: https://www.cfiec.jp/2010/h22-eurasia-0217–2/ (дата обращения: 06.02.2020).

27. Узубекисутан. // Джетро. (Узбекистан) 22.06.2018. URL: www.jetro.go.jp/world/russia_cis/uz/basic_01.html (дата обращения: 01.12.2019).

28. Хэмбо о тогэру Тюо Адзиа — Иттай итиро то тиики кёрёку но какудай. Мицуи буссан сэнряку кэнкюдзё: (Меняющаяся Центральная Азия — «Один пояс, один путь» и расширение регионального сотрудничества) /Институт стратегических исследования Мицуи буссан. URL: https://www.mitsui.com/mgssi/ja/report/detail/__icsFiles/afieldfile/2019/08/13/1908e_kitade.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

29. Хэнкакуки-но Узубекисутан ни окэру кэйдзай, бизинесу доко: (Деловые и экономические тенденции в Узбекистане, находящемся на перепутье) // 06.12.2018. Джетро. Представительство в Ташкенте. URL: www.jica.go.jp (дата обращения: 03.02.2020).

30. E. Van Wie Davis and R. Azizian, eds. Islam, oil, and geopolitics. Central Asia after September 11. 2007.

31. Japan firms hopping on modern Silk Road railway under China’s One belt one road. Mainichi Japan. 15.10.2018.

32. John C. Daly. Kashagan, Down but not out. The Diplomat. 11.01.2014. URL: https://thediplomat.com/2014/01/kashagan-down-but-not-out/ (дата обращения 06.02.2020).

33. METI State Minister Isozaki Visits Turkmenistan. 01.07.2019. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2019/0701_005.html (дата обращения: 02.02.2020).

34. S. Sano. India is key for including Central Asia in Japan’s free and open Indo-Pacific strategy. URL: https://www.eastwestcenter.org/publications/indias-role-key-including-central-asia-in-japans-free-and-open-indo-pacific-strategy (дата обращения 05.02.2020).

35. T. Dadabaev. Japanese and Chinese infrastructure development strategies in Central Asia. // Japanese Journal of Political Science. 2018.

36. Third country training program in Turkey 2018. JICA. URL: https://www.jica.go.jp/turkey/english/office/topics/180530.html (дата обращения 10.07.2020).

37. Tokyo Rope. URL: http://tokyorope.ru/company/ (дата обращения: 02.02.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести