ООНГосударство и право

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online)2713-0398

Конфуцианство как гражданская религия: проблемы и перспективы

Код статьи
S013128120005311-3-
DOI
10.31857/S013128120005311-3
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №3
Страницы
168-177
Аннотация

Кон­цеп­ция гра­ж­дан­ской ре­ли­гии се­го­дня при­об­ре­та­ет зна­че­ние для ки­тай­ско­го со­циу­ма. Ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции — цен­но­сти, сим­во­лы, ри­туа­лы, убе­ж­де­ния — свя­зы­ва­ют всех гра­ж­дан в еди­ное це­лое, оп­ре­де­ляя ре­ли­ги­оз­ную со­став­ляю­щую об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Гра­ж­дан­ская ре­ли­гия в Ки­тае, фун­ди­ро­ван­ная кон­фу­ци­ан­ски­ми цен­но­стя­ми, при­зва­на дать ки­тай­ской на­ции пол­ную общ­ность ин­те­ре­сов, чувств и мыс­лей.

Ключевые слова
Конфуцианство, конфуцианская религиозность, гражданская религия
Дата публикации
25.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
2381

Библиография

  1. 1. . В рамках «политики открытости» были сформированы идеологические выводы и в отношении религии. Произошли изменения в интерпретации религии, стало возможным системное и специализированное развитие религиоведческой науки. Подробнее см.: Забияко А.А., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии китайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая пол. XX — начало XXI в.). Статья первая // Религиоведение. Научно-теорети¬чес-кий журнал. 2013. № 2. С. 64–74; Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Интерпретация религии ки-тайскими мыслителями в контексте развития религиоведения в КНР (вторая половина XX — начало XXI в.). Статья вторая // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2013. № 3. С. 70–88. О формировании и современном состоянии религиоведческой науки КНР см.: Филонов С.В., Ли Синь. Формирование и современное состояние китайского религиоведения (об оценках извне и изнутри) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2018. № 1. С. 126–143.
  2. 2. . Жэнь Цзиюй известен как философ, историк и религиовед. В 1964 г. им была создана первая в истории КНР академическая научная структура, специализирующаяся в области религиоведения, — Научно-исследовательский институт религий мира при Академии общественных наук Китая. Вплоть до 1985 г. Жэнь Цзиюй оставался его директором. Подробнее см.: Филонов С.В. Исследования даосизма в Китае: достижения и перспективы // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 1(33). С. 88; Филонов С.В., Ли Синь. Указ. соч.
  3. 3. . Хаймурзина М.А. Развитие современной конфуцианской мысли в ХХ—ХХI в.: периодизация, представители и смысловое содержание терминов // Россия и Китай: история и культура. Сб. статей и докладов участников X Международной научно-практической конференции. Казань: Академия наук РТ, 2017. С. 654–660.
  4. 4. . См., например: Забияко А.П., Хаймурзина М.А. Понятие «религия» в трудах современных конфуцианцев // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 124–133.
  5. 5. . Billioud S. The revival of Confucianism in the sphere of mores and the reactivation of the civil religion debate in China // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph.J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 47–70.
  6. 6. . Конфуцианская концепция аньшэнь лимин предполагает духовное развитие человека в реальной жизни: «препоручение себя небесному Пути», «следование небесному велению» через самоличное «осознание и совершенствование [индивидуальной] природы», следование моральным истинам и нравственное совершенствование. В результате достигается соединение двух сторон — духовного умиротворения и удовлетворения посюсторонней жизнью. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Философский анализ конфуцианской религии в творчестве Лю Шусяня // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 11. С. 194–196.
  7. 7. . Billioud S. Op. cit. P. 50.
  8. 8. . Yang Fenggang. Confucianism as civil religion // Confucianism, a habit of the heart / ed. by Ph. J. Ivanhoe, Sungmoon Kim. N.Y., 2016. P. 30.
  9. 9. . О связи политических лозунгов с конфуцианством см., например: Россия — Китай — 2050: стратегия соразвития // Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  10. 10. . Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX — начала XXI в.: дис… канд. филос. наук: 09.00.14. АмГУ. Благовещенск, 2014. 180 с.
  11. 11. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 25–46.
  12. 12. . Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Новые тенденции в официальных трактовках религии в КНР // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2017. № 1. С. 49–55.
  13. 13. . Чэнь Мин. Вэньхуа жусюэ: сыбянь юй луньбянь: [Культурное конфуцианство: размышления и споры]. Чэнду: Сычуань жэньминь чубаньшэ, 2009. С. 74.
  14. 14. . Там же. С. 47–55.
  15. 15. . Там же. С. 45.
  16. 16. . Там же. С. 45–49.
  17. 17. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 31.
  18. 18. . Ibid. P. 32.
  19. 19. . Такое определение религии является характерным для религиоведческой науки КНР. Оно сформировано в рамках теории «четырех элементов религии» Люй Дацзи. Подробнее см.: Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства…
  20. 20. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 35.
  21. 21. . Ibid. P. 36.
  22. 22. . Ibid. P. 38–39.
  23. 23. . Сведения о количестве христиан (католиков и протестантов) существенно разнятся: от 23 до 80 млн верующих. Официальная статистика дает еще более скромные показатели. Подробнее о христианах в Китае см.: Пелевина О.В. Христианские общины в современном Китае: типология китайских религиоведов // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 1. С. 151–160.
  24. 24. . Yang Fenggang. Op. cit. P. 40.
  25. 25. . Ibid.
  26. 26. . Ibid. P. 43.
  27. 27. . Это может быть небольшое семейное предприятие, где хозяин/ка — ярый приверженец конфуцианства, желающий привить основные конфуцианские идеи своим сотрудникам — социалистическому поколению, лишенному основных представлений о традиционной культуре. Или это могут быть «маленькие академии» (шу юань), такие, как конфуцианская школа Цзян Цина, куда приходят люди разного возраста и для которых конфуцианство становится источником духовного становления и смысла жизни. См.: Billioud S. Op. cit. P. 50–51.
  28. 28. . Ibid. P. 53–54.
  29. 29. . Ibid. P. 55–56.
  30. 30. . «Культурная революция» в КНР привела на Тайване к переоценке традиционной культуры и конфуцианских ценностей, включая сыновнюю почтительность и верность государству, а также способствовала возобновлению внимания, в частности, к «трем принципам» Сунь Ятсена. Гоминдановские лидеры обратились к конфуцианской системе даотун, которая позволяла проследить древнейшие истоки китайской культуры. Были введены программы, целью которых было внедрение конфуцианских ценностей. Это укрепило легитимность гоминьдановского режима. См: Billioud S. Op. cit. P. 62.
  31. 31. . Ibid. P. 62.
  32. 32. . Ibid. P. 53.
  33. 33. . Ibid. P. 63.
  34. 34. . Ibid. P. 64.
  35. 35. . Ibid.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека