- Код статьи
- S013038640006359-2-1
- DOI
- 10.31857/S013038640006359-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 5
- Страницы
- 185-194
- Аннотация
В настоящей работе рассматривается отражение политических кризисов и гражданской войны в Либерии в автобиографии Эллен Джонсон-Сирлиф, первой женщины-президента этой африканской страны. Повествование охватывает время с конца 1960-х годов до 2006 г, когда к власти приходит автор мемуаров. В этот период Джонсон-Сирлиф занимала высокие должности в различных правительствах и имела опыт близкого сотрудничества со всеми президентами Либерии, начиная с Уильяма Толберта, а также с лидерами оппозиции и ключевыми фигурами гражданской войны, продлившейся с 1989 по 2003 гг. Поэтому, несмотря на наличие субъективных оценок автора и попытку представить описываемые события в максимально выгодном для себя свете, автобиография содержит много конфиденциальной информации о политических процессах того периода и может послужить в качестве важного источника по либерийской гражданской войне и предшествовавшему ей политическому кризису. В частности, подчеркивается немаловажная роль этнических противоречий, вызванных социально-экономическими и политическими привилегиями американо-либерийцев - потомков освобожденных рабов из США - по отношению к коренному населению Либерии. Кроме того, внимание обращается на особенности сложившейся в стране экономической модели, ориентированной на экспорт природных ресурсов за границу и использование дешевого труда представителей коренного населения Либерии. Информация, раскрываемая Джонсон-Сирлиф, позволяет составить более полную картину того, как сменяющиеся главы государства и лидеры оппозиционных движений искали, но не находили выход из назревавшего десятилетиями кризиса. Помимо этого, в автобиографии затронуты и особенности политики наиболее влиятельных иностранных лидеров в отношении Либерии, предопределившие характер внешнего вмешательства в гражданскую войну. В целом, это очень значимый источник, освещающий не только ситуацию в Либерии в соответствующий период, но и дающий представление о ключевых политических процессах в Западной Африке на рубеже XX-XXI в.
- Ключевые слова
- Либерия, Эллен Джонсон-Сирлиф, гражданская война, Толберт, Доу, Тейлор
- Дата публикации
- 12.09.2019
- Всего подписок
- 92
- Всего просмотров
- 2324
В истории гражданского конфликта в Либерии и предшествовавших ему кризисных событий наглядно прослеживаются политическая нестабильность, этно-конфессиональные противоречия и борьба за природные ресурсы в условиях крайней бедности населения и неразвитости социальных и политических институтов в Африке на рубеже XX-XXI в. С 1920-х годов страна стала источником дешевых полезных ископаемых для мирового рынка, что усугубляло проблемы экономического неравенства и непростые взаимоотношения между этническими и религиозными группами. Итогом стал многоэтапный политический кризис и гражданский конфликт с многочисленными жертвами и привлечением региональных и международных сил. Эти события осложнили ситуацию в Западной Африке в целом, став катализатором гражданских войн в Сьерра-Леоне и Кот д’Ивуаре.
Существует обширный круг документов, отражающих события гражданской войны, прежде всего, военные преступления и преступления против человечности, и роль в конфликте региональных миротворцев. Одним из наиболее информативных источников о политических аспектах эскалации насилия в Либерии и развязывания гражданской войны выступают мемуары бывшей главы государства Эллен Джонсон-Сирлиф, первой в Африке женщины-президента, которая руководила страной в постконфликтное десятилетие (2006-2018 гг.). До прихода к власти она сотрудничала со многими политическими лидерами страны, начиная с Уильяма Табмена (главы государства с 1944 по 1971 гг.), а также с основными оппозиционными силами1. Ее воспоминания, вышедшие в свет в преддверии завершения первого срока президентства, содержат неопубликованную в иных источниках информацию о ходе либерийского кризиса, свидетелем и одним из действующих лиц которого она была. Описываемые в мемуарах исторические события ожидаемо интерпретируются в выгодном для автора ключе, поэтому для восстановления объективной картины гражданской войны и предшествовавшего периода необходим критический анализ воспоминаний.
Отражение решающей роли межэтнических противоречий в гражданском конфликте
Первоочередное внимание в автобиографическом повествовании уделяется проблеме межэтнических противоречий, заключавшейся в разделении общества на узкую привилегированную прослойку американо-либерийцев, потомков переселенцев из США, находившихся у власти в стране до 1980 г., и большинство представителей коренных народностей. Джонсон-Сирлиф отмечает решающее влияние этого раскола на развитие во второй половине XX в. внутрилиберийского конфликта, вылившегося в гражданскую войну. После 1980 г. причастность к прежней элите скорее препятствовала политической карьере, и президент идентифицирует себя с коренным населением, отрицая американо-либерийские корни и подчеркивая, что ее отец происходил из рода вождей деревни Джуледжуа в графстве Боми, заселенном племенем гола. Тем самым президент пытается опровергнуть утверждения своих оппонентов, обвинявших в ходе предвыборной кампании 2005 г. ее семью в тесных связях с американо-либерийцами, но вынужденно признает, что родители получили воспитание в семьях переселенческой элиты. Позднее отец стал государственным деятелем и ближайшим политическим сподвижником президента Табмена (до своей ранней отставки из-за инвалидности)2. С жизнью коренного большинства будущая президент сталкивалась лишь во время летних визитов к родственникам, когда и познакомилась с языком гола. Таким образом, автор воспоминаний не приводит серьезных аргументов против обвинений в культурной принадлежности к американо-либерийской элите, указывая лишь на отсутствие прямых кровных связей с ней. Но то внимание, которое она уделяет попыткам отдалить себя от потомков переселенцев из США, подчеркивает сохраняющееся значение межэтнического раскола в либерийском обществе.
Социально-экономические проблемы либерии сквозь призму участия в экономическом блоке правительства
Большой пласт социально-экономических проблем Либерии затронут в воспоминаниях Джонсон-Сирлиф благодаря ее работе в экономическом блоке правительства. Ее карьера в этой сфере началась в государственном казначействе в последние годы правления Табмена, в конце 1960-х годов. В 1969 г. будущая президент впервые стала открыто критиковать отсталый характер и чрезмерную сырьевую зависимость либерийской экономики, а также коррумпированность правящей элиты. Джонсон-Сирлиф выступила по этой проблеме на конференции по экономическому будущему Либерии, организованной в Гарвардском университете3. Во избежание негативных последствий своих высказываний (к концу 1960-х годов режим Табмана усилил репрессии) Джонсон-Сирлиф приняла приглашение Гарвардского университета пройти магистерский курс по государственному управлению для повышения квалификации и вернулась на родину после смерти Табмана в 1971 г., когда новый либеральный президент Уильям Толберт пригласил ее на пост заместителя министра финансов по налоговым и банковским вопросам.
Джонсон-Сирлиф отмечает стремления Толберта к экономическому и политическому реформированию страны и поэтапному отходу от прежней системы американо-либерийского господства. В подтверждение этого автор описывает, как бывший баптистский проповедник еще в прединаугурационный период посещал Вест Поинт, беднейшие трущобы Монровии, и лично раздавал помощь некоторым нуждающимся. Он также инициировал несколько кампаний по предоставлению либерийским беднякам предметов первой необходимости, строительству новых государственных школ и больниц. Были ужесточены дисциплинарные требования к чиновникам с целью наглядно продемонстрировать меры по повышению их ответственности перед населением. Эти шаги, сделанные в самом начале президентства Толберта, стали основанием для надежд на более существенные реформы и открытие социальных лифтов для молодежи из числа коренного населения Либерии.
Джонсон-Сирлиф подчеркивает неготовность значительной части правящей элиты принять намечаемые президентом реформы, с одной стороны, и недовольство наиболее радикальных представителей молодежи чересчур медленными темпами перемен, с другой. Нежелание окружения президента проводить серьезные реформы подтверждается отчетом о заседании совета министров по поводу публичных выступлений Джонсон-Сирлиф с призывами к активизации реформ. Большинство совета министров увидело в этих призывах опасность для руководства страны и потребовало максимально жесткой реакции. Исключением стал лишь брат президента, министр финансов Стивен Толберт. Автор воспоминаний указывает на очевидное ей в тот момент приближение экономического кризиса ввиду наращивания государственного долга и сохранения ресурсной, ориентированной на экспорт, модели развития экономики. Публичная критика недостаточных темпов экономической реформы привела к увольнению из правительства весной 1973 г. и переходу на работу во Всемирный банк4. Рост социального недовольства в стране и становление левой и националистической радикальной оппозиции способствовали тому, что в 1975 г. режим Толберта был вынужден вернуть Джонсон-Сирлиф на занимаемый ею ранее пост.
Экономические трудности, возникшие в последовавшие годы, автор мемуаров объясняет нарастанием государственного долга и нехваткой бюджетных средств для поддержания минимального уровня жизни населения. В частности, указывается на увеличение государственного долга на одну треть в связи с подготовкой к проведению в Монровии саммита Организации африканского единства летом 1979 г., что происходило на фоне повышения субсидируемых государством цен на рис (основной продукт питания в стране), нехватки средств для выплаты жалования рядовым госслужащим и непотизма режима Толберта5. Расходы на саммит достигли 101 млн. долл. США, т.е. около трети всего государственного бюджета на тот год, тогда как субсидируемая цена на 100-фунтовый мешок риса выросла с 22 до 27 долларов. Джонсон-Сирлиф связывает повышение цен на рис весной 1979 г. (приведшее к рисовым волнениям, жестоко подавленным либерийскими силовыми структурами) с личной заинтересованностью семьи президента в рисовом бизнесе. По итогам протестов, приведшим, в том числе, к временному закрытию Университета Монровии, правительство пошло на частичные уступки и понизило цену на мешок риса до 25 долл. Однако этот шаг не разрешил глубинной проблемы.
Неспособность Толберта быстро преодолеть назревающую кризисную ситуацию мемуаристка представляет значимым фактором в эскалации политического кризиса в стране, вылившегося позднее в гражданскую войну. Несмотря на попытки Джонсон-Сирлиф донести до президента при личных встречах серьезность этих угроз, Толберт, по ее словам, не понимал сути нарастающих социально-экономических противоречий, полагая, что либерийское общество не склонно к излишнему радикализму и насильственным методам отстаивания политических целей. Она сама приняла активное участие в борьбе с кризисными явлениями, как только в сентябре 1979 г. президент назначил ее министром финансов, и начала проводить в жизнь меры по жесткой экономии для скорейшей выплаты государственного долга. Но чередования Толбертом попыток примириться с оппозицией и использования репрессивных мер уже было недостаточно для того, чтобы справиться с недовольством радикальной молодежи и беднейших слоев населения6. Автор частично объясняет неудачи тяжелым политическим наследством, доставшимся Толберту от предыдущих администраций. Джонсон-Сирлиф не только критикует президента Толберта за неспособность решить перезревшие проблемы, но находит оправдание его нерешительности, защищая тем самым от возможной критики и собственную деятельность в его администрации.
Джонсон-Сирлиф описывает переворот 12 апреля 1980 г., совершенный старшим сержантом Сэмюэлем Доу и другими низшими чинами либерийской армии. В отличие от свергнутого президента Толберта, убитого заговорщиками, и тринадцати министров его правительства, казненных позднее вопреки дипломатическому давлению, оказанному на Доу, ей удалось выжить. Она объясняет это своей репутацией оппозиционера внутри свергнутого правящего режима, а также связями с международными финансовыми структурами, сотрудничество с которыми оказалось необходимым и для нового режима. Кроме того, бывшая министр финансов по требованию пришедших к власти сил оказала им содействие в налаживании финансовой системы, дестабилизированной переворотом. Новый режим поручил ей возглавить Либерийский банк развития и инвестиций, где она проработала до ноября 1980 г., пока в очередной раз не подвергла правящий режим публичной критике и не уехала продолжать корпоративную карьеру в США.
Свои отношения с Доу на этот момент Джонсон-Сирлиф описывает в воспоминаниях как рабочие, несмотря на недовольство отдельных представителей его окружения той критикой, которую она адресовала их деятельности7. Даже после перехода на работу в международные финансовые структуры она навещала нового главу государства во время визитов в Монровию и выполняла его неформальные поручения. Такой характер отношений рассматривался сторонниками прежнего руководства страны как предательство президента Толберта. Джонсон-Сирлиф оправдывает свое сотрудничество с Доу желанием защитить национальные интересы страны в тяжелый период, а также стремлением оградить новый режим от опрометчивых экономических шагов, способных еще больше дестабилизировать ситуацию в стране и навредить интересам большей части населения. Действительно, после переворота тяжелая экономическая ситуация в Либерии и продолжающийся рост государственного долга усугублялись отказом части международных партнеров сотрудничать с организаторами переворота. На январь 1981 г. казна Либерии получала в месяц 17 млн долл. доходов, в основном от экспорта железной руды и каучука, тогда как месячные расходы бюджета составляли 30 млн. долл., в том числе 7 млн долл. уходили на обслуживание государственного долга8. Подобная ситуация сделала страну зависимой от внешних доноров и кредиторов.
8. Ibid., p. 115
Заинтересованность нового режима в сотрудничестве с Джонсон-Сирлиф была вызвана отсутствием в пришедшей к власти группировке компетентных в финансовых вопросах специалистов. В первые дни после переворота бывшую министра финансов привозили в президентский дворец для объяснения вновь назначенному чиновнику, отвечающему за финансы, как читать документацию, связанную с бюджетом, после чего ей предложили занять пост главы Либерийского банка развития и инвестиций. Мемуаристка описывает несколько заседаний окружения Доу, на которых она присутствовала. Новое руководство страны, за редкими исключениями, показано малообразованным и некомпетентным, склонным к излишнему насилию в отношении политических оппонентов и использованию власти в целях личного обогащения. Сам Доу, вырвавшийся из бедности, уже через два года после переворота окружает себя роскошью и в частных беседах с Джонсон-Сирлиф отказывается всерьез воспринимать и выполнять те обещания, которые давались организаторами переворота сразу после прихода к власти9. В целом в воспоминаниях имеется много содержательной информации о конкретных фигурах в окружении Доу и процессе принятия решений его администрацией.
Либерийское оппозиционное движение в мемуарах Джонсон-Сирлиф
Свое отражение в воспоминаниях находят и проблемы либерийского оппозиционного движения того периода. В 1984 г. отношения Джонсон-Сирлиф с режимом Доу обострились, она присоединилась к оппозиционной Либерийской партии действия (ЛПД) и выступила в США с критической речью в адрес руководства страны, обвиняя его в некомпетентности и коррумпированности. По возвращении в Монровию будущая президент была арестована и приговорена к 10 годам заключения, однако позже под международным давлением амнистирована.
Либерийскому руководству было необходимо легитимировать собственное нахождение у власти в глазах мирового сообщества (в первую очередь, американских партнеров из администрации Рейгана) и перейти к гражданскому правлению. Поэтому на осень 1985 г. были назначены президентские и парламентские выборы с привлечением значительного числа международных наблюдателей, и у либерийской оппозиции резко расширились возможности для политической агитации. В ходе президентских выборов октября 1985 г. Джонсон-Сирлиф поддержала Джексона Доу, кандидата от ЛПД, несмотря на отказ партии выдвинуть ее на пост вице-президента. По мнению автора воспоминаний, Джексон Доу одержал победу, но лишился ее в результате масштабных фальсификаций10. Формально С. Доу набрал 50,9% голосов, что исключило необходимость второго тура, однако, по экзит-поллам ЛПД, 60-70% голосов набрал его основной соперник Д. Доу11. Таким образом, лишь масштабные фальсификации, имевшие место в двухнедельный период после окончания выборов до объявления официальных результатов, позволили действующему лидеру сохранить власть.
11. Powers C. T. Doe Wins Controversial Liberian Election. - Los Angeles Times, 30.X.1985.
В рамках той же избирательной кампании Джонсон-Сирлиф победила в борьбе за пост сенатора, однако отказалась занимать его, бойкотируя нечестные, с ее точки зрения, результаты президентских выборов. Своим принципиальным и демонстративным решением она поставила под сомнение легитимность электоральной победы С. Доу, признанной, в том числе, и США, в глазах международных наблюдателей. В ноябре 1985 г. ее конфликт с властями был усугублен попыткой свержения режима сторонниками оппозиции, что привело к новому аресту.
В мемуарах подробно описывается работа репрессивного аппарата и методы политического давления на Джонсон-Сирлиф, а также механизмы принятия решения относительно ее судьбы. Под международным давлением С. Доу был вынужден выпустить ее из тюрьмы летом 1986 г., однако запретил выезд из страны и ограничил возможности политической деятельности. При этом встречи с Доу продолжились, и тот попросил Джонсон-Сирлиф написать записку с предложениями по преодолению кризиса легитимности власти и разрешению финансовых трудностей государства. В своей записке она порекомендовала пересмотреть результаты если не президентских, то хотя бы парламентских выборов, чтобы продемонстрировать готовность в дальнейшем придерживаться демократических процедур. Однако реакции на эти предложения со стороны Доу не последовало, возможно, из-за недостаточно уважительного обращения к президенту в данной записке. На этом эпизоде контакты с главой государства прекратились, что стало признаком окончательной утраты доверия и поводом для побега Джонсон-Сирлиф из страны по поддельным документам на частном самолете, увезшем ее в Абиджан12. Будущая президент вернулась в сферу международных корпоративных финансов и приняла участие в оппозиционных либерийских структурах, сформировавшихся в США.
В книге детально рассматривается период, когда у Джонсон-Сирлиф произошел конфликт с большинством соратников по оппозиции, оставшихся внутри страны. Ее бывшие коллеги по Либерийской партии действия поддались давлению, оказанному режимом Доу, и заняли полученные в ходе электорального цикла 1985 г. выборные должности в законодательных органах страны. Кроме того, продолжение сотрудничества администрации Рейгана с режимом Доу полностью нивелировало усилия либерийской оппозиции по организации международного давления на Доу. Это способствовало разочарованию части заграничного сообщества либерийских оппозиционеров в политических методах борьбы с режимом, пользующимся международной поддержкой. В своих воспоминаниях автор не указывает прямо на свою причастность к этой группе разочаровавшихся, однако ее дальнейшая деятельность дает основания полагать, что в возникшей дискуссии по поводу целесообразности силовых методов решения проблемы она оказалась в числе умеренных сторонников таковых.
Невозможность содействовать устранению режима Доу путем его делигитимации на международной арене привела к появлению идеи о насильственном свержении путем организованного вооруженного восстания. С таким предложением выступил Чарльз Тейлор, возглавивший Национальный патриотический фронт Либерии (НПФЛ) и готовивший восстание при поддержке властей Ливии, Буркина-Фасо и Кот д’Ивуара13. Разочарование в мирных методах борьбы с режимом Доу привело к знакомству с Тейлором и Джонсон-Сирлиф. Свою первую встречу с ним она датирует 1979 г., когда Тейлор в числе делегации оппозиционной молодежи был приглашен тогдашним президентом Толбертом на прием в министерство финансов. Однако политическое сотрудничество началось в 1989 г. после их встречи в Париже. На тот момент Тейлор уже участвовал в свержении Тома Санкара в Буркина-Фасо и приведении к власти Блэза Кампаоре. Таким образом, у либерийских оппозиционеров, настроенных на силовую борьбу с режимом Доу, появилась база для атаки на правительственные силы. Джонсон-Сирлиф оказалась косвенно причастной к сомнительным методам достижения политических целей, практикуемым Тейлором, что позднее серьезно усложнило продолжение ее политической карьеры.
После вторжения в декабре 1989 г. сил НПФЛ во главе с Тейлором в Либерию Джонсон-Сирлиф участвовала в сборе средств для повстанцев и направила в их поддержку 10 тыс. долл.14 Весной 1990 г. она посетила Тейлора в его ставке, попав на подконтрольную ему территорию из Кот д’Ивуара. В своих воспоминаниях автор указывает на появившееся у нее в ходе этого визита недоверие к методам и намерениям лидера повстанцев. По ее мнению, он был заинтересован в личном обогащении и неограниченной власти, а не в урегулировании накопившихся в стране экономических и политически проблем. Тем не менее, наступление сил последнего на Монровию получило одобрение Джонсон-Сирлиф в средствах массовой информации. Наиболее открыто она высказалась в поддержку НПФЛ в ходе интервью африканской редакции Би-Би-Си и ее представителю Робину Уайту в начале июля 1990 г.15 В мемуарах данное интервью Эллен Джонсон-Сирлиф причисляет к самым серьезным своим политическим ошибкам.
15. Ею было заявлено, что в случае разрушения города в ходе наступательной операции он будет потом восстановлен, и это станет поводом для того, чтобы выпить шампанского в честь данного события.
Джонсон-Cирлиф о сотрудничестве с Ч. Тейлором
В повествовании автор признает свое сотрудничество с Тейлором до конца июля 1990 г., оправдывая это надеждой на то, что его победа принесет стране мир и возможность начать восстановление экономики16. Тем не менее, ее открытая поддержка действий Тейлора, позднее признанных Специальным судом по Сьерра-Леоне военными преступлениями, стала в 2009 г. основанием для либерийской Комиссии правды и примирения внести Джонсон-Сирлиф в число тех, кому в течение 30 лет запрещалось занимать государственные посты (тем не менее, в тот момент Конституционный суд Либерии оградил действующего президента от данного решения)17. Таким образом, несмотря на дальнейшее дистанцирование Э.Джонсон-Сирлиф от сторон, участвующих в гражданской войне, и попытки оправдать отдельные эпизоды сотрудничества с Тейлором, будущая госпожа президент нанесла урон своей репутации.
17. Truth and Reconciliation Commission of Liberia. Final Report. - URL: >>> (дата обращения 15. 05. 2019).
Джонсон-Cирлиф о роли внешних игроков в разрешении конфликта
Описывая свое участие в попытках политического урегулирования либерийской гражданской войны, Джонсон-Сирлиф достаточно жестко критикует США за нежелание предотвратить гуманитарную катастрофу, несмотря на «долгосрочное выкачивание из Либерии природных ресурсов»18. Тем не менее, в воспоминаниях автор не в полной мере упоминает собственные призывы в адрес США направить в страну воинский контингент, в том числе после возобновления войны в 1999-2003 гг. Наряду с этим она высказывает критику и в отношении миротворческой миссии стран ЭКОВАС, приложивших к середине 1990-х годов максимальные усилия по приостановке конфликта. При этом Нигерия и Гана, направившие наибольшее число военнослужащих в рамках этой миротворческой миссии, оказались впоследствии в числе основных доноров миротворцев ООН в Либерии уже после окончания конфликта, обеспечивая стабильность режима самой Джонсон-Сирлиф19. Это дает повод заподозрить автора воспоминаний в желании скорректировать восприятие описываемых событий исходя из дипломатических интересов страны в конце 2000-х годов и необходимости поддержания тесных отношений с США.
19. Ibidem.
В рамках рассказа о дальнейших событиях Джонсон-Сирлиф позиционирует себя как последовательного политического противника Тейлора, в том числе на выборах 1997 г., а также как одного из ведущих участников процесса мирного урегулирования в 2003 г. В частности, она упоминает свое участие в прошедших в 2001 г. переговорах между Тейлором и одним из его ранних соратников, буркинийским президентом Блэзом Кампаоре. Переговоры, организованные, согласно утверждениям автора, Джорджем Соросом, бывшим ивуарийским премьер-министром Алассаном Уаттара и ею самой, были призваны воспользоваться старыми связями двух политиков для того, чтобы убедить Тейлора пойти на политические уступки оппозиции и перестать вмешиваться в дела сопредельных государств. Переговоры не привели к соглашению, и Э.Джонсон-Сирлиф предполагает в своей книге, что именно в тот момент Б. Кампаоре окончательно отказался от поддержки своего коллеги из Либерии. Однако последний тезис вызывает сомнения, так как осенью 2002 г. связанные с Тейлором и Кампаоре ивуарийские повстанческие силы начали совместную вооруженную борьбу против властей Кот д’Ивуара и президента Лорана Гбагбо. Представляется, что разногласия между Тейлором и Кампаоре, возникшие после провала переговоров в 2001 г., не носили столь кардинального характера. Кампаоре действительно столкнулся с нарастающими проблемами из-за региональной дестабилизации, вызванной Тейлором, однако его тесные связи с Алассаном Уаттара, одним из организаторов переговоров в Уагадугу, предопределили поддержку восстания в сентябре 2002 г. против Гбагбо, долговременного политического оппонента последнего. Тейлор же, поддержав ивуарийских повстанцев, смог нормализовать отношения с Буркина-Фасо. Гбагбо в ответ оказал поддержку вооруженной антитейлоровской оппозиции, Движению за демократию в Либерии20. Таким образом, несмотря на содержательную информацию о неформальных переговорах в преддверии финала либерийского гражданского конфликта, воспоминания Джонсон-Сирлиф не всегда полностью отражают региональные реалии, повлиявшие на исход гражданской войны.
Касаясь завершающей стадии либерийского конфликта в августе 2003 г., Эллен Джонсон-Сирлиф оправдывает решение сил, подписавших мирное Аккрское соглашение, учредить Комиссию правды и примирения без обязательной функции правового осуждения военных преступлений вместо специального суда по аналогии со Сьерра-Леоне21. Она объясняет это нежеланием подписывающих соглашение сторон становиться объектом последующих юридических разбирательств, а также отсутствием у африканского государства ресурсов и целесообразности для осуществления правосудия по этому вопросу22. Но дальнейшие ее проблемы с Комиссией правды и примирения позволяют предположить личную заинтересованность в том, чтобы избежать ответственности за сотрудничество с Ч. Тейлором на начальной стадии конфликта.
22. Johnson-Sirleaf E. Op. cit., p. 204.
Воспоминания Э.Джонсон-Сирлиф являются значимым источником информации о гражданской войне в Либерии и предшествующем ей периоде ввиду высокого положения автора в государственных структурах страны, начиная с конца 1960-х годов, и прямого участия в основных политических процессах. Опыт сотрудничества с Сэмюэлем Доу, ответственным за военный переворот 1980 г. и физическую расправу с членами свергнутого правительства, и с Чарльзом Тейлором, развязавшим в 1989 г. гражданскую войну и причастным к многочисленным военным преступлениям на территории страны и в сопредельных государствах, объясняет стремление Э.Джонсон-Сирлиф найти оправдание этим эпизодам и сместить с них акценты. Поэтому для получения объективной информации содержание ее воспоминаний следует соотносить с иными свидетельствами того периода, в частности, с материалами Комиссии правды и примирения, нашедшей в эпизодах сотрудничества с Тейлором достаточно оснований для отстранения ее от занимаемой на момент публикации итогового отчета президентской должности. Следует учитывать и необходимость для автора на момент публикации поддерживать тесные связи с американским руководством, что ограничивало ее возможности в сфере критики политики США в ходе либерийской гражданской войны.
В воспоминаниях подробно освещаются непубличные аспекты принятия решений в администрациях Толберта, Доу и Тейлора, а также формальных и неформальных договоренностей в среде либерийской оппозиции, региональных сил и международных наблюдателей. Несмотря на далекий от нейтрального характер данного источника, мемуары Джонсон-Сирлиф позволяют восстановить более полную картину гражданской войны в Либерии и предшествовавших ей событий.
Библиография
- 1. Johnson-Sirleaf, E. This Child Will Be Great. Memoir of a Remarkable Life by Africa’s First Woman President. New York., 2009.
- 2. Residual Special Court for Sierra Leone. Case No. SCSL-2003-01-T, The Prosecutor of Special Court v. Charles Ghankay Taylor. Thursday, 26 September 2013. - URL: http://www.rscsl.org/Documents/Transcripts/Taylor/26September2013.pdf (дата обращения 15. 05. 2019)
- 3. Adekeye A. Africa's Peacemakers. London, 2014.
- 4. Truth and Reconciliation Commission of Liberia. Final Report. - URL: https://web.archive.org/web/20170515044651/http://trcofliberia.org:80/reports/final-report (дата обращения 15. 05. 2019)
- 5. Marchal R. L'ouest de la Côte d'Ivoire: un conflit libérien? - Politique africaine, 2003, № 1(89).
- 6. Residual Special Court for Sierra Leone. - URL: http://www.rscsl.org/ (дата обращения 15. 05. 2019)