- Код статьи
- S013038640006357-0-
- DOI
- 10.31857/S013038640006357-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 5
- Страницы
- 166-178
- Аннотация
В статье прослеживается процесс формирования новых подходов к преподаванию предметной линии «История» в общеобразовательных учреждениях России. Отсутствие историко-культурного стандарта (ИКС) по всеобщей истории создает проблемы в преподавании этого предмета. Предложены принципы его разработки, отличающиеся от ИКС по отечественной истории: стандарт должен быть более сжатым и проблемным, выполняющим функцию «навигатора», а не программы. Поставлен вопрос о целесообразности использования в учебных курсах понятия «новейшая история», его замены понятием «современная история», начавшейся на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Дано обоснование этой замены и рубежа. Предложена корректировка хронологических рамок преподавания новой и новейшей истории в разных классах. Автор считает, что во-первых, необходима скорейшая разработка историко-культурного стандарта по всеобщей истории, методология формирования которого будет отличаться от ныне действующего ИКС по отечественной истории. Во-вторых, в силу сложившейся традиции сохранить (может быть на время) название «новейшая история» для периода 1918-1990 гг., означающее развитие капиталистической формации параллельно с альтернативной системой общественных отношений, либо отказаться от этого термина вообще. В-третьих, для периода всеобщей истории после 1990 г. ввести общепринятое среди подавляющего большинства профессиональных историков обозначение «современная история», отражающее качественно новый этап в развитии России и всего мира. В-четвертых, скорректировать хронологию изучения всеобщей истории, перенеся в 7-й класс изучение целиком Французской революции и истории России до 1815 г. В этом случае удастся избежать недопустимого разрыва в изучении динамики революционного процесса, результаты которого имели решающее значение для последующего развития капитализма во Франции и во всем мире. Данные предложения, очевидно, носят дискуссионный характер и подлежат дальнейшему обсуждению в профессиональном сообществе.
- Ключевые слова
- преподавание истории в школе, историко-культурный стандарт, синхронизация курсов по истории, современная история, новейшая история, системно-деятельностный подход
- Дата публикации
- 12.09.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 94
- Всего просмотров
- 6398
Библиография
- 1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.
- 2. Карпов С. П. Историческое образование: размышления о путях развития. – Новая и новейшая история, 2000, № 2, с. 21-27.