ООНГосударство и право Gosudarstvo i pravo

  • ISSN (Print) 1026-9452
  • ISSN (Online) 2713-0398

Школьные учебники и профессиональная историография

Код статьи
S013038640006356-9-
DOI
10.31857/S013038640006356-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск 5
Страницы
179-184
Аннотация

В статье обсуждена тема соотношения школьного учебника по истории и принципов профессиональной историографии. Обратившись к теме периодизации новой и новейшей истории, автор в качестве первого этапа называет XVI-XVII вв. Это соответствует одобренному профессиональной историографией постсоветского периода выделению обозначенных веков в раннее новое время. Обсуждая этап постиндустриального общества, автор считает необходимым преодолеть в школьном учебнике «европоцентристский перекос», уделив внимание странам Азии, Латинской Америки, Африки США. Автор обращает внимание на стремление власти возвеличить в исторических представлениях россиян российскую империю, ее монархов и признать крушение империи национальной трагедией, имевшей не естественный, а искусственный характер, т. е. «рукотворной». В отличие от 1990-х годов, когда властью ниспровергалась Октябрьская революция, сегодня причиной трагедии объявляют всю революцию, включая Февраль. По убеждению автора, в основу учебной исторической литературы должен быть положен принцип историзма, что сблизило бы ее с профессиональной историографией. Основополагающая платформа профессиональной историографии - это историзм. Его антитеза - презентизм, равнозначный подчинению исторической интерпретации сегодняшнему дню – «политика, опрокинутая в прошлое». Это ставит в качестве важной задачи выработку морально-этического кодекса непредвзятого и сбалансированного привлечения и изложения источникового материала темы, максимального приближения к точной мере противоречивых и разнообразных исторических фактов.

Ключевые слова
Школьные учебники по истории, профессиональная историография, взаимоотношения
Дата публикации
12.09.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
93
Всего просмотров
2017

Библиография

  1. 1. Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999, с. 50.
  2. 2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
  3. 3. Козлов В. А. Российский посткоммунистический синдром: «разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности. – Общественные науки и современность, 2003, № 4, с. 87.
  4. 4. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39.
  5. 5. Согрин В. В. История США в ХХ-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.
  6. 6. Хобсбоум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека