- Код статьи
- S013038640006356-9-
- DOI
- 10.31857/S013038640006356-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 5
- Страницы
- 179-184
- Аннотация
В статье обсуждена тема соотношения школьного учебника по истории и принципов профессиональной историографии. Обратившись к теме периодизации новой и новейшей истории, автор в качестве первого этапа называет XVI-XVII вв. Это соответствует одобренному профессиональной историографией постсоветского периода выделению обозначенных веков в раннее новое время. Обсуждая этап постиндустриального общества, автор считает необходимым преодолеть в школьном учебнике «европоцентристский перекос», уделив внимание странам Азии, Латинской Америки, Африки США. Автор обращает внимание на стремление власти возвеличить в исторических представлениях россиян российскую империю, ее монархов и признать крушение империи национальной трагедией, имевшей не естественный, а искусственный характер, т. е. «рукотворной». В отличие от 1990-х годов, когда властью ниспровергалась Октябрьская революция, сегодня причиной трагедии объявляют всю революцию, включая Февраль. По убеждению автора, в основу учебной исторической литературы должен быть положен принцип историзма, что сблизило бы ее с профессиональной историографией. Основополагающая платформа профессиональной историографии - это историзм. Его антитеза - презентизм, равнозначный подчинению исторической интерпретации сегодняшнему дню – «политика, опрокинутая в прошлое». Это ставит в качестве важной задачи выработку морально-этического кодекса непредвзятого и сбалансированного привлечения и изложения источникового материала темы, максимального приближения к точной мере противоречивых и разнообразных исторических фактов.
- Ключевые слова
- Школьные учебники по истории, профессиональная историография, взаимоотношения
- Дата публикации
- 12.09.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 93
- Всего просмотров
- 2017
Библиография
- 1. Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999, с. 50.
- 2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.
- 3. Козлов В. А. Российский посткоммунистический синдром: «разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности. – Общественные науки и современность, 2003, № 4, с. 87.
- 4. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39.
- 5. Согрин В. В. История США в ХХ-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.
- 6. Хобсбоум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.