Школьные учебники и профессиональная историография
Школьные учебники и профессиональная историография
Аннотация
Код статьи
S013038640006356-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Согрин Владимир Викторович 
Должность: Профессор, главный научный сотрудник
Аффилиация: Руководитель Центра североамериканских исследований ИВИ РАН, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У), гл. ред. журнала «Общественные науки и современность»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
179-184
Аннотация

В статье обсуждена тема соотношения школьного учебника по истории и принципов профессиональной историографии. Обратившись к теме периодизации новой и новейшей истории, автор в качестве первого этапа называет XVI-XVII вв. Это соответствует одобренному профессиональной историографией постсоветского периода выделению обозначенных веков в раннее новое время. Обсуждая этап постиндустриального общества, автор считает необходимым преодолеть в школьном учебнике «европоцентристский перекос», уделив внимание странам Азии, Латинской Америки, Африки США. Автор обращает внимание на стремление власти возвеличить в исторических представлениях россиян российскую империю, ее монархов и признать крушение империи национальной трагедией, имевшей не естественный, а искусственный характер, т. е. «рукотворной». В отличие от 1990-х годов, когда властью ниспровергалась Октябрьская революция, сегодня причиной трагедии объявляют всю революцию, включая Февраль. По убеждению автора, в основу учебной исторической литературы должен быть положен принцип историзма, что сблизило бы ее с профессиональной историографией. Основополагающая платформа профессиональной историографии - это историзм. Его антитеза - презентизм, равнозначный подчинению исторической интерпретации сегодняшнему дню – «политика, опрокинутая в прошлое». Это ставит в качестве важной задачи выработку морально-этического кодекса непредвзятого и сбалансированного привлечения и изложения источникового материала темы, максимального приближения к точной мере противоречивых и разнообразных исторических фактов.

Ключевые слова
Школьные учебники по истории, профессиональная историография, взаимоотношения
Классификатор
Получено
25.06.2019
Дата публикации
12.09.2019
Всего подписок
93
Всего просмотров
1848
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013038640006356-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 02.09.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999, с. 50.

2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

3. Козлов В. А. Российский посткоммунистический синдром: «разрушенное прошлое» и кризис советской идентичности. – Общественные науки и современность, 2003, № 4, с. 87.

4. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39.

5. Согрин В. В. История США в ХХ-XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.

6. Хобсбоум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов-на-Дону, 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести