Послесловие к испанскому избирательному марафону (обзор выступлений на «круглом столе»)
Послесловие к испанскому избирательному марафону (обзор выступлений на «круглом столе»)
Аннотация
Код статьи
S0044748X0006413-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Куракина-Дамир Александра  
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
85-93
Аннотация

Центр иберийских исследований ИЛА РАН провел «круглый стол» «Испания после выборов: политические итоги и социально-экономические последствия». Мероприятие превратилось в большую межинститутскую конференцию, в работе которой приняли участие коллеги из ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова, ИВИ РАН, МГИМО(У) МИД РФ, МГУ им. М.В.Ломоносова, НИУ ВШЭ. Были заслушаны 16 докладов, в которых освещался широкий спектр вопросов внутренней и внешней политики и экономики Испании.

Ключевые слова
Испания, Евросоюз, партийно-политическая система, Каталония, выборы
Классификатор
Получено
26.06.2019
Дата публикации
26.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1999
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 «Круглый стол» открыл врио директора ИЛА РАН, канд. экон. наук Дмитрий Вячеславович Разумовский. Он отметил, что первая половина 2019 г. в Испании характеризовалась повышенной общественной напряженностью, связанной со сложной политической обстановкой и практически перманентной избирательной борьбой. Испанская социалистическая рабочая партия (Partido Socialista Obrero Español, PSOE), пришедшая к власти в начале июня 2018 г. в результате вотума недоверия администрации Народной партии (Partido Popular, PP), не имела достаточной поддержки в парламенте (Генеральных кортесах), чтобы провести в жизнь необходимые стране социально-экономические реформы. Тогда глава правительства Педро Санчес (2018 — н/в) был вынужден назначить досрочные всеобщие выборы, на которых рассчитывал добиться значительного успеха. В качестве реперных точек испанского электорального марафона Д.В.Разу-мовский обозначил досрочные всеобщие выборы 28 апреля и «супервоскресенье» 26 мая (выборы в Европарламент, муниципальные и региональные власти в 12 из 17 автономных сообществ). Победа социалистов на всеобщих выборах усилила их политические позиции, а итоги голосования на выборах в Европейский парламент повысили авторитет Испании в Европе, благодаря чему Мадрид сделал заявку на более заметную роль в европейских делах. Испания вышла на старт нового политического цикла. Провозглашенной PSOE целью стало реформирование социально-экономических структур и построение более справедливого общества, однако на этом пути страну ожидают трудности как внутреннего, так и внешнего порядка, что неизбежно усложнит реализацию правительственных планов. Другими словами, выборы стали важным этапом в жизни испанского общества, но не решили весь комплекс стоящих перед страной проблем.
2 Доклад руководителя Центра иберийских исследований ИЛА РАН, д-ра экон. наук Петра Павловича Яковлева «Пейзаж после электорального марафона: главные вызовы правительству П.Санчеса» открыл в рамках «круглого стола» первый блок под названием «Политический процесс на фоне выборов». В докладе было отмечено, что в ходе нового политического цикла правительство намерено выполнить две фундаментальные зада- чи — перейти от политики антикризисных мер и «бюджетного аскетизма» к стратегии обеспечения долговременного устойчивого экономического роста, а также улучшить имидж Испании на международной арене, обеспечить стране важную роль как в европейском региональном, так и в глобальном контексте. Поставленные задачи чрезвычайно сложны, и Мадрид сталкивается с целым рядом вызовов и рисков экономического, политического и социального характера, которые можно разделить на внутренние и внешние. В рамках выполнения первой группы задач правительство П.Санчеса должно закрепить экономические успехи, достигнутые путем значительных усилий и жертв, и не допустить обострения сохраняющихся проблем, «расшить» имеющиеся в экономике узкие места. Отсюда — необходимость проведения структурных реформ, прежде всего, налоговой, энергетической и пенсионной. В основе второй группы задач лежит глубокая интеграция Испании в мировую экономику и международную торговлю товарами и услугами, зависящая от внешних рынков капитала, включая венчурный. Испанские компании и банки зачастую получают львиную долю своих доходов от зарубежных операций. В частности, у 35 ведущих предприятий, чьи акции котируются на мадридской бирже, в 2017 г. из 520,7 млрд евро общего объема продаж 67% были получены за рубежом. Ряд крупнейших испанских компаний реализует за границей свыше 75% всех продаж. Именно поэтому в деловых и политических кругах Испании отрицательно относятся к внешнеэкономической деятельности администрации президента США Дональда Трампа (2017 — н/в), рассматривают ее как угрозу национальным торгово-экономическим интересам.
3 Канд. полит. наук, старший научный сотрудник Центра иберийских исследований ИЛА РАН Александра Андреевна Куракина-Дамир выступила с докладом «От кризиса репрезентативности к повышенной фрагментации». Кризис политической системы Испании во многом обусловлен кризисом репрезентативности, сменой поколений и появлением новых партий. Новый политический контекст предполагает ряд вызовов: во-первых, в условиях пятипартийности вплоть до выборов будет сохраняться высокий процент неопределившихся избирателей. Во-вторых, пока политика поиска консенсуса и компромиссов — недостижимый идеал, а в правом блоке идет война за лидерство, Испания будет обречена на нестабильность правительств. В-третьих, избиратели лишились возможности «наказать» ту или иную партию: благодаря объединению с соседями по блоку, она все равно может оказаться в правительстве. При довольно стабильных по количеству сторонников правому и левому блоках, реализация основной функции выборов — поощрение успешного правительства и наказание неудачного — ставится под вопрос. В-четвертых, на первый план выходят новые линии водораздела. В данный момент остро стоит вопрос о будущем административно-территориальном устройстве. Наконец, в условиях шаткого баланса сил возрастают риски политического шантажа со стороны малых или региональных партий.
4 Продолжая тему, с докладом «Выборы 2019 г. как отражение кризиса постфранкистской политической системы Испании» выступил доцент МГИМО(У) МИД РФ, канд. ист. наук Иван Владимирович Попов. По его мнению, кризис политической модели постфранкизма проявляется двояко: с одной стороны, это кризис общенациональной политсистемы, а с дру- гой — кризис системы автономий. Выборы 2019 г. показали неэффективность фактической двухпартийности. При этом у значительной части электората сохраняются иллюзии относительно представительной демократии, что стимулирует поиск новых сил, выражающих интересы общества. Радикализация настроений в обществе отражает не только специфические национальные особенности политического развития Испании, но и общий политический кризис в Западной Европе. Стоит подчеркнуть, что на фоне глубокого кризиса PP позиции PSOE удается удерживать благодаря устойчивому «левому» потенциалу испанского общества. По мнению докладчика, перспективы правых и левых радикалов (партии «Голос» («Vox») и «Мы можем» («Podemos») в долгосрочной перспективе не слишком оптимистичны: нестабильная система не может существовать длительное время, и постепенно в Испанию вернется несовершенная двухпартийность.
5 В своем выступлении «Итоги всеобщих и автономных выборов: при-нуждение к коалициям?» канд. ист. наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова Наталья Викторовна Кирсанова перенесла акцент с общенационального на региональный ракурс. В новых условиях формирование кабинета министров зависит не только от процента полученных на выборах голосов и количества депутатских мандатов той или иной партии, но и от ее «союзоспособности». Ярким примером стали автономные выборы в Андалусии в декабре 2018 г., на которых, несмотря на победу PSOE, правительство автономии сформировали правые партии. Вопрос о формировании центрального правительства долгое время остается открытым, но образование правительств в автономных сообществах дало основания для некоторых выводов. По результатам автономных выборов 2019 г. PSOE добилась абсолютного большинства только в Кастилии-Ла-Манче и Эстремадуре. В других регионах при формировании правительства испанским партиям пришлось выстраивать партнерские отношения с соперниками.
6 Доклад канд. ист. наук, ведущего научного сотрудника Центра политических исследований ИЛА РАН Надежды Юрьевны Кудеяровой был посвящен миграционному вопросу в электоральной кампании. Наблюдаемый с 2017 г. стремительный рост числа нелегальных мигрантов, высаживающихся на средиземноморском побережье Испании, стал одним из инструментов мобилизации избирателей. Если PSOE придерживалась общеевропейского подхода, выработанного на саммите Евросоюза в июне 2018 г., то партии правого фланга предлагали широкий спектр мер, часть из которых слабо соотносилась с собственно миграционной повесткой страны. Наиболее взвешенные подходы были сформулированы PP: усиление мер контроля и облегчение процедуры депортации нелегальных мигрантов, активизация взаимодействия со странами их происхождения. Партии «Граждане» («Ciudadanos») и «Vox» заявляли более категоричные меры: депортация нелегальных мигрантов, оказание помощи африканским государствам при условии приема своих граждан после депортации, ужесточение условий легализации и получения испанского гражданства мигрантами. «Vox» также предлагала ввести систему квотирования миграции, а «Ciudadanos» — балльную систему для привлечения в страну квалифицированных специалистов. Левая коалиция «Вместе можем» («Unidas Pode-mos», UP) позиционировала себя в качестве защитника прав мигрантов, сторонника расширения программ воссоединения семей и более гибкого подхода к юридическим процедурам. Программы всех партий объединяет тема борьбы с миграционной мафией.
7 Канд. ист. наук, старший научный сотрудник ИВИ РАН Екатерина Олеговна Гранцева завершила первый блок докладов выступлением «История как аргумент: вопросы исторической памяти в контексте предвыборной кампании 2019 г.». Призраки прошлого — непременная составляющая испанского политического дискурса последних лет. Вопросы исторической памяти и, в частности, два законодательных акта (Закон об амнистии, или Пакт забвения, 1977 г., и Закон об исторической памяти 2007 г.) остаются в центре дискуссий политиков и неизменно волнуют испанское общество. В последний год наиболее чувствительным стал вопрос о перезахоронении останков диктатора Франсиско Франко (1936—1975) и пересмотре сути мемориала «Долина Павших». Одна из первых инициатив П.Санчеса на посту премьер-министра определила содержание значительной части предвыборной программы PSOE — стремление придать новый импульс Закону об исторической памяти. Одной из опор для социалистов служит надежда на то, что «историческая память станет государственной политикой». Иную позицию отстаивает лидер РР, который уверен, что жертвы режима Франко уже были искуплены за 40 лет демократии, и выступает с идеей Закона о согласии — в противовес Закону об исторической памяти, который, по его мнению, неизбежно приведет испанское общество к разладу и конфликтам.
8 Закон об исторической памяти также отвергается партией «Vox». В свою очередь «Ciudadanos» не выражает по этому вопросу принципиальной позиции. Лидер партии утверждает, что не видит «красных и синих», а видит «испанцев» и не готов поддерживать решения, консенсус по которым не достигнут в испанском обществе (как в случае с эксгумацией останков Франко). UP заняла противоположную позицию, требует пересмотреть Закон об амнистии и предать суду всех, кто несет ответственность за преступления франкизма. В испанском обществе продолжают доминировать внутренние антагонизмы, и проблемы исторической памяти здесь остаются принципиальными.
9 Ряд выступлений был посвящен правым партиям. Д-р ист. наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ Сергей Маркович Хенкин в докладе «Метаморфозы в правом лагере» отметил значимость перемен, произошедших среди правоориентированных сил. Правый фланг, до 2015 г. контролировавшийся РР, теперь разделен между PP, «Ciudadanos» и «Vox». Партии демонстрируют готовность к сотрудничеству, но в то же время между ними развертывается острая конкурентная борьба. По итогам последних парламентских выборов электорат и представительство РР в парламенте сократились примерно вдвое. Часть избирателей «перехватила» партия «Vox», в лице которой праворадикальные силы впервые с 1979 г. вошли в испанский парламент. По убеждению докладчика, главная причина усиления «Vox» заключается в каталонском кризисе, стимулировавшем подъем испанского национализма. Требованиям каталонских сепаратистов об отделении «Vox» противопоставляет идею упразднения региональной автономии и превращения Испании в унитарное централизованное государство.
10 «Сiudadanos» также упрочила свои позиции, но не сумела обогнать PP и не стала победителем ни в одном из автономных сообществ, и все же от этой партии многое зависит. В последние годы «Сiudadanos» зарекомендовала себя как партия-шарнир, голоса депутатов которой являются необходимой добавкой к голосам депутатов PSOE и PP, обеспечивая достижение ими необходимого большинства. В последние полгода «Сiudadanos» отказалась от cближения с идеологически наиболее близкой PSOE. Между тем сотрудничество этих двух партий, имеющих в совокупности абсолютное большинство мест в нижней палате парламента, могло бы принести Испании долгожданную политическую стабильность. Позиция, занятая «Сiudadanos», ведет к расколу партийно-политической системы страны на левый и правый блоки.
11 Тему продолжила канд. ист. наук, доцент МГИМО(У) МИД РФ Елена Васильевна Астахова с докладом «Особенности политического дискурса партии «Vox» и причины ее продвижения на избирательном поле Испании». «Vox», совсем недавно занимавшая маргинальные позиции, сделала ставку на «спасение национального и территориального единства, единой испанской нации». Существующую модель решения региональных конфликтов руководство партии не раз называло «преступной». Провозгласив борьбу за Испанию под лозунгом Новой Реконкисты, партия требует возвращения права жить, работать и получать образование на испанском языке на всей территории Испании. Партия также выступает против «воинствующего феминизма», «гендерной идеологии», которую считают искусственно навязанной обществу. Катализатором успеха «Vox» стали события в Каталонии в октябре 2017 г.
12 Второй блок «круглого стола» закрывало выступление научного сотрудника ИВИ РАН, канд. ист. наук Георгия Андреевича Филатова «Vox» и рост национализма в Испании». Докладчик проанализировал данные опросов Центра социологических исследований Испании с января 2017 г. по февраль 2019 г. (последние доступные данные) и пришел к следующим выводам. По вопросу о национальном самоопределении испанцев каких-либо колебаний за весь рассматриваемый период не отмечалось: число тех, кто считает себя скорее испанцем, чем представителем автономного сообщества или и тем, и тем одновременно, не росло. В настроениях людей также не произошло существенных изменений относительно политической самоидентификации по линии левые — правые. Относительно территориально-административного устройства заметен рост сторонников централизации, который начался в ноябре 2017 г. и достиг пика в 2018 г., однако, когда на общеиспанскую политическую сцену вышла «Vox», их число начало сокращаться. За последние десять лет уменьшился процент тех, кто гордится тем, что является испанцем. Таким образом, социологические опросы за период с января 2017 г. по начало 2019 г. не демонстрируют усиления националистических настроений в испанском обществе, а, следовательно, можно предположить, что причиной роста популярности «Vox» является то, что на сторону партии перешла наиболее радикальная часть электората традиционно правой PP, переживающей в данный момент кризис.
13 Третий блок начался с доклада «Испания после выборов в Европарламент» канд. ист. наук, старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Екатерины Геннадьевны Черкасовой. Результаты выборов в Европарламент в целом подтвердили тенденцию, обозначившуюся по итогам всеобщих парламентских выборов в Испании. В более широком плане они закрепили формирование в стране пятипартийной системы, в которой ни одна партия не может создать правительство без опоры на партнеров. Определенной сенсацией стало прохождение в Европарламент двух лидеров каталонского национального движения Карлеса Пучдемона и Ориола Жункераса, причем для избрания последнего потребовалось создание широкой коалиции партий, объединяющих представителей левых националистических сил различных регионов Испании. Большой интерес представлял вопрос о том, смогут ли К.Пучдемон и О.Жункерас занять свои места в Европарламенте, поскольку первый скрывался за пределами страны от испанского правосудия, а второй находиля в испанской тюрьме. Возникала сложная юридическая коллизия: с одной стороны, депутаты Европарламента обладают неприкосновенностью, а с другой — эта неприкосновенность становится реальностью лишь после официальной церемонии в Конгрессе, на которой депутаты получают специальные удостоверения. По мнению докладчика, результаты выборов в Европарламент еще больше осложнили и без того непростую политическую ситуацию в Испании.
14 Д-р ист. наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ Наталья Евгеньевна Аникеева в докладе «Испания после выборов: внешнеполитический аспект» проанализировала основные тренды внешней политики правительства социалистов. П.Санчес представил свою внешнеполитическую программу непосредственно перед парламентскими выборами в статье, опубликованной в авторитетном журнале Política Exterior, которая была посвящена роли Испании на международной арене. П.Санчес констатировал, что «имидж Испании в мире в последние годы заметно изменился в худшую сторону». Центральное место в доктрине внешней политики PSOE отводится отношениям Испании с Евросоюзом. П.Санчес считает необходимым реализацию Целей устойчивого развития ООН, признает важность отношений Испании с НАТО, а также миротворческие усилия этой организации, называя ее «осью многостороннего взаимодействия». Кроме того, в числе разносторонних форматов продуктивного межгосударственного диалога названы «Большая двадцатка» и «Всемирный экономический форум в Давосе». Докладчик подчеркнула, что значительное внимание П.Санчес уделяет теме отношений со странами Латинской Америки.
15 Канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Агнесса Викторовна Авилова в докладе «Каталонская проблема в свете выборов в Европарламент—2019» отметила, что одним из главных признаков изменения общественного климата в Европе является возросшее внимание к проблеме национальной идентичности. Каталонский вопрос, возможно, будет действительно рассматриваться на европейском уровне. На протяжении длительного избирательного цикла сторонники независимости Каталонии наращивали свой электоральный успех. Лидеры сепаратистов избраны в Европейский парламент, при этом нежелание Испании признать за ними статус евродепутатов создает невыгодную для ее имиджа правовую коллизию.
16 Тему Каталонии продолжила д-р ист. наук, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Борисовна Коваль с докладом «Каталонский сепаратизм и раскол общественного мнения». Социологические данные крупнейших исследовательских центров дают возможность увидеть, что, во-первых, каталонское общество расколото примерно на равные доли сторонников и противников сепаратизма. Характерно, что сепаратистские настроения, поступательно развиваясь с 2006 г., когда был принят новый автономный Статут Каталонии, достигли апогея в 2014 г. — на волне активной пропаганды в ходе опроса о политическом будущем региона. Вместе с тем при других постановках вопроса за отделение выступает примерно треть граждан Каталонии. Федералистские настроения выражены значительно слабее (20%). Бóльшая часть граждан поддерживает идею расширения автономии в рамках каталонского «автономного сообщества» в составе Испании. Во-вторых, основная линия раскола проходит по идейно-политическим предпочтениям: блоку «сепаратистов» противостоит блок «конституционалистов». В-третьих, раскол между сторонниками и противниками сепаратизма проходит и по возрастному водоразделу. Некоторые исследователи полагают, что каталонский кризис во многом является поколенческим. В-четвертых, налицо раскол по этнокультурному и языковому признакам, соответствующим разделению каталонского общества на коренное население и приезжих. Если представители первого продолжают традиции каталонского национализма, то вторые отстаивают общеиспанское государственное единство. При этом на этнокультурные и языковые противоречия наслаиваются социально-классовые, что определяет контуры идейно-политической борьбы.
17 Рассмотрению экономических вопросов был посвящен доклад научного сотрудника ИМЭМО РАН Кирилла Андреевича Никулина «Испанский корпоративный сектор после выборов: ожидания и перспективы». Внешний экономический сектор в значительной степени нивелировал последствия спада внутреннего экономического роста, что привело к восстановлению докризисных макроэкономических показателей в Испании к 2014—2015 г. Однако каталонский кризис и бегство из региона 3 тыс. компаний негативно сказались на испанской экономике. Выборы 2019 г. ознаменовали возврат к системе, в которой между собой соперничали две политические силы, однако вместо двух партий в противостояние уже вступают левый и правый блоки. Левые силы с лидером в лице П.Санчеса имеют высокие шансы на формирование правительства, чего нельзя сказать о разобщенном блоке правых, где каждый из трех лидеров преследует собственные интересы. Вопрос выгоды испанских ТНК не является ключевым в партийных программах: ни левоцентристская PSOE, ни партии правого толка не вступают в открытое противостояние с интересами частного сектора. В наднациональных институтах ЕС интересы испанского бизнеса открыто лоббировались правыми. Яркая победа П.Санчеса в Европарламенте и превращение его партии в главную социал-демократическую силу ЕС также в перспективе могут привести к укреплению отношений между корпоративным сектором и левыми силами. Открытым остается вопрос о стабильности будущего правительства. Политическая и институциональная нестабильность является одним из ключевых вызовов, стоящих перед испанской экономикой. Противостояние левого и правого блоков в Испании лишь обострит противоречия.
18 Канд. полит. наук, научный сотрудник ИЛА РАН Георгий Игоревич Кутырев продолжил тему с докладом «Испанский ВПК: проблемы и перспективы после выборов 2019 г.». Военная промышленность Испании выглядит как одна из наиболее динамично развивающихся в ЕС. Рост объемов испанского экспорта и импорта за последние годы превратил Испанию в одну из наиболее интернационализированных стран. Среди импортируемых товаров в 2017—2018 г. по сравнению с 2015—2016 г. наибольшими темпами росли закупки самолетов и запчастей (55,5%) и углеводородов (35,5%). Сегодня на Испанию приходятся 3,2% совокупного мирового экспорта вооружений. Основной движущей силой роста стал экспорт самолетов-доза-правщиков и больших транспортных самолетов компании Airbus.
19 Заключительным на «круглом столе» стал доклад научного сотрудника ИЛА РАН Тимофея Игоревича Малашенко «Банковский сектор Испании в посткризисный период: новые тенденции». Несмотря на сокращение филиальной сети и персонала речь идет не о сжатии банковского сектора, а о его трансформации. Изменения проводятся во многом посредством внедрения новых технологий. Журнал World Finance назвал BBVA лучшим цифровым банком Испании и банком с лучшим приложением в номинации World Finance Digital Banking Awards 2018. Большое распространение получили в Испании мобильные банковские приложения. В 2018 г. 30% населения страны использовали шеринговые платформы. Испания — пятое по величине европейское государство по объему рынка альтернативных финансов. В 2016 г. сектор альтернативного финансирования Испании вырос на 162% — до 131 млн евро. В то же время с современной экономической политикой правительства страны связан ряд опасений, так как она направлена на ужесточение налогообложения банковского сектора, что может создать дополнительную нагрузку на финансовую систему. Таким образом, испанский финансовый сектор выходит на новый этап развития — более сложный и противоречивый. Задача государства — учесть неиспользованные возможности, вероятные угрозы и, опираясь на свои сильные стороны, реализовать существующий позитивный сценарий развития.
20

Подводя итог состоявшемуся обсуждению, П.П.Яковлев подчеркнул, что результаты избирательного марафона 2019 г. еще долгое время будут оказывать влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в Испании. В стране происходит изменение общественного климата, о чем, в частности, свидетельствовала сравнительно высокая явка избирателей на выборах 28 апреля и 26 мая. Многие испанцы осознали, что от их голоса зависит то, как будут решаться многочисленные проблемы, накопившиеся в кризисные и посткризисные годы. Успех, достигнутый PSOE, укрепляет позиции П.Санчеса и его команды, дает социалистам и их возможным союзникам шанс провести в жизнь программу давно назревших преобразований. И все же у курса реформ остается немало влиятельных противников, в случае благоприятных обстоятельств готовых перейти в контратаку и заблокировать решения правительства. Это говорит о том, что в обозримом будущем испанскому обществу предстоит пройти через сложный этап политических сражений, окончательный исход которых не вполне очевиден*.

* На момент подписания номера в печать члены правительства Испании, включая его председателя, находились в статусе исполняющих обязанности. Внеочередные всеобщие выборы в парламент назначены на 10 ноября 2019 г. По их результатам должно быть сформировано новое правительство.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести