Мексика открывает новые возможности для российского бизнеса
Мексика открывает новые возможности для российского бизнеса
Аннотация
Код статьи
S0044748X0006408-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Школяр Николай Андреевич 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
22-30
Аннотация

За последние десять лет российско-мексиканские торгово-экономические отношения развивались довольно динамично: устойчиво рос двусторонний товарооборот, реализовывались проекты инвестиционного сотрудничества, развивался промышленно-торговый диалог. С 1 декабря 2018 г. в Мексике ― новый президент, который намерен диверсифицировать внешние связи. Что можно ждать от него в отношении России? Как его политика отразится на двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве? Какие возможности открываются для российского бизнеса? В данной статье будет предпринята попытка ответить на эти вопросы, а также раскрыть особенности поведения нового президента Мексики, его внешнеэкономической политики, состояние российско-мексиканской торговли, возможности сотрудничества в авиационной, энергетической, нефтегазовой, автотранспортной сферах, в горнодобывающей промышленности и сельском хозяйстве. Проведенное исследование имеет научно-практическую значимость, так как на основании эмпирических методов познания выявлены новые направления российско-мексиканского сотрудничества (фармацевтика, медицина и др.), идентифицированы проекты нового мексиканского правительства, в которых могли бы участвовать российские компании.

Ключевые слова
Россия, Мексика, М.А.Лопес Обрадор, внешнеэкономическая политика, торгово-экономические связи
Классификатор
Получено
14.03.2019
Дата публикации
26.09.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2715
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор приступил к осуществлению своих предвыборных обещаний. Несмотря на влияние протекционизма США, он намерен диверсифицировать внешнеэкономические связи, а его планы посетить Россию открывают благоприятные предпосылки для расширения двусторонних связей. Основываясь на опыте российско-мексиканского сотрудничества последнего десятилетия, рассмотрим, какие возможности для российского бизнеса открываются в торгово-экономической сфере Мексики.
2

Новый президент

 

Президентские выборы 2018 г. в Мексике обозначили очередной виток вовлеченности различных слоев общества в политическую борьбу. Несмотря на то, что руководство центристской Институционно-револю-ционной партии (Partido Revolucionario Institucional, PRI) и правой Партии национального действия (Partido Acción Nacional, PAN) прикладывало все усилия, чтобы мобилизовать к президентским выборам имеющиеся в их распоряжении ресурсы, однако неэффективность и коррупционность правления представителей этих партий в предшествующие годы привели к падению их популярности в мексиканском обществе. На этом фоне активизировались и другие политические силы Мексики: левоцентристская Партия демократической революции (Partido de la Revolución Democrática, PRD), Зеленая экологическая партия (Partido Verde Ecologista), Партия труда (Partido del Trabajo, PT), а также Движение национального возрождения (Movimiento Regeneración Nacional, MORENA), основатель которой А.М.Лопес Обрадор победил на президентских выборах 1 июля 2018 г. На тот момент ему исполнилось 64 года, а эксперты характеризовали его как «политика, обличающего коррупцию и неолиберальный экономический курс страны» [1]. Он был ветераном мексиканской оппозиции и стал главой государства с третьей попытки. В начале 2000-х годов он был мэром столичного округа, а в конце 1990-х возглавлял PRD, от которой в 2012 г. баллотировался в президенты и проиграл Энрике Пенье Ньето (PRI) чуть более 6%. В 2006 г. Лопес Обрадор уступил Фелипе Кальдерону (PAN) менее 1%. Но в третий раз остановить его никому не удалось, т.к. он одержал убедительную победу, набрав более 53% голосов. На этот раз мексиканские избиратели поддержали именно Лопеса Обрадора, потому что они разочаровались в политическом истеблишменте страны и надеялись, что он, наконец, наведет порядок в стране и обеспечит достойный уровень жизни для всех. Образованное Лопесом Обрадором в 2012 г. движение MORENA вовлекло в политическую борьбу широкие массы населения. В 2014 г. это движение было преобразовано в партию, которая на выборах получила простое большинство в сенате и значительное количество мандатов в палате депутатов, что дает возможность Лопесу Обрадору проводить в жизнь любые задуманные им преобразования.

3 Как показали первые 100 дней избранного президентства, мексиканское общество на 78% одобряет его действия, несмотря на явный популизм принимаемых им решений. Народу импонирует то, что он сократил заработную плату себе, министрам и государственным чиновникам; превратил в культурный центр резиденцию президентов Мексики «Los Pinos», которая с 1934 г. была домом для 14 президентов страны; сообщил, что будет летать коммерческими рейсами и решил выставить на продажу президентский авиапарк, включая борт № 1 стоимостью в 219 млн долл. [2]. Его правительство приступило к увеличению пенсий по старости, пособий матерям-одиночкам, повышению минимального размера заработной платы с 88,38 песо (4,38 долл.) в 2018 г. до 102,88 песо (5,1 долл.) в день в 2019 г. [3], предоставления студентам кредитов на обучение, улучшения инфраструктуры городов и сельских районов. При этом он не собирается приватизировать крупные промышленные предприятия, обещает создать здоровый деловой климат для малого и среднего бизнеса, а также обеспечить условия для иностранных инвестиций.
4

Внешнеэкономическая политика

 

Среди основных направлений деятельности нового президента Мексики, помимо борьбы с коррупцией и преступностью, решения проблемы социального расслоения, является диверсификация внешнеполитических связей. Невзирая на сильное влияние протекционистской политики США, Мексика при новом правительстве продолжает курс на открытую экономику, заключение соглашений о свободной торговле (на данный момент она имеет соглашения с 52 странами), рассчитывая расширить внешнеэкономическое сотрудничество. Учитывая высокую степень интеграции мексиканской экономики с северным соседом (80% мексиканского экспорта в США и 47% импорта из этой страны) в рамках перезаключенного Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) [4], представить возможность изменения основного вектора внешнеэкономической политики Мексики невозможно. Однако Лопес Обрадор считает, что его страна должна последовательно отстаивать свои национальные интересы и развивать другие направления своей внешней политики. Независимый характер этой политики уже проявился в отношении ситуации в Венесуэле, когда Мексика, в отличие от США и многих стран Латинской Америки, поддержала законно избранного президента Николаса Мадуро (2013 — н/в), а не самопровозглашенного и.о. президента Хуана Гуайдо.

5 Очевидно, что внешнеэкономический курс Мексики будет направлен на диверсификацию внешней торговли, особенно содействуя экспорту в Китай и сокращению дефицита с этой страной (около 70 млрд. долл.), а также на развитие торговли с другими странами Азии, используя Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (The Com-prehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP), которое она подписала 8 марта 2018 г. в Чили. Ожидается активизация внешнеторговых отношений с Бразилией, Аргентиной и другими государствами Латинской Америки, особенно в рамках Тихоокеанского альянса [5] и со странами Европейского союза.
6 Во внешнеэкономической повестке нового президента Мексики найдется достойное место и для отношений с Россией. Поэтому он принял приглашение нанести визит в нашу страну. Следует подчеркнуть, что (если не учитывать приезд в Санкт-Петербург в 2013 г. на саммит G-20 Э.Пеньи Ньето) последний официальный визит мексиканского лидера состоялся в 2005 г., когда президент Висенте Фокс (2000—2006, от партии PAN) посетил Москву. Спустя 14 лет новый президент Мексики А.М.Лопес Обрадор обозначил настрой на дополнительную активизацию двусторонних отношений, что обнадеживает и дает основания надеяться на развитие сотрудничества в торгово-экономической сфере.
7

Двусторонняя торговля

 

Россия не относится к числу крупных торговых партнеров Мексики, т.к. ее удельный вес в мексиканском экспорте и импорте составляют 0,06% и 0,35% соответственно. Однако рост товарооборота свидетельствует о наличии потенциальных возможностей для значительного расширения делового сотрудничества между Россией и Мексикой. Согласно данным международной статистики товарооборот между странами увеличился с 508 млн долл. в 2009 г. до 2,3 млрд долл. в 2018 г. За последний год товарооборот между Россией и Мексикой вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 34,7%, при том, что мексиканский экспорт в Россию увеличился на 27,7%, а импорт ― на 35,9% (см. таблицу ниже).

8 Динамика торговли Мексики с Россией за 20092018 гг. (млн долл.)
Годы Оборот Экспорт Импорт Сальдо
2009 508 39 469 -430
2010 1092 237 855 -618
2011 1620 471 1149 -678
2012 1699 490 1209 -719
2013 1685 473 1212 -739
2014 1784 274 1510 -1236
2015 1743 200 1543 -1343
2016 1481 179 1302 -1123
2017 1717 256 1461 -1205
2018 2312 327 1985 -1658
Источник: [6].
9 На фоне роста российского экспорта в Мексику происходит изменение и его структуры. Так, в период с 2013 по 2017 г. доля поставок металлов и изделий из них увеличилась с 50,5 до 79,4%, продукции химической промышленности уменьшилась с 22,8 до 12,3%, сократились поставки минеральных продуктов. Основные экспортные товары: полуфабрикаты из железа или нелегированной стали; прокат плоский из железа; минеральные удобрения; пшеница; алюминий необработанный. Все товары российского происхождения, экспортируемые в Мексику, подпадают под общую тарифную таможенную сетку. Основные товары, импортируемее из Мексики, это ― части и принадлежности моторных транспортных средств; легковые автомобили; приборы и устройства, применяемые в медицине; вычислительные машины и их блоки; руды; аппараты для телефонной и телеграфной связи; алкогольные и безалкогольные напитки.
10

Поставки авиатехники. Учитывая ускоренный рост авиационных перевозок в Мексике (в 2017 г. на внутренних и международных направлениях было перевезено около 90 млн пассажиров, что на 10,3% больше, чем в 2016 г.), в среднесрочной перспективе можно предположить возможность поставок российских самолетов и вертолетов в эту страну. В настоящее время Мексика — самый значимый покупатель российской гражданской авиационной техники. Она является единственной страной в мире, где эксплуатируются значительное количество (22 борта) самолетов «Сухой Суперджет 100». Несмотря на периодически возникающие проблемы, связанные с техническим обслуживанием, этот самолет является лучшим в региональном классе. Стоимость полета ниже, чем у аналогов типа «Embraer», потребление топлива примерно на 5% меньше аналогов, аэродинамика гораздо лучше, чем у подобных самолетов, а уровень неполадок не превышает 1%. В Мексике хорошо зарекомендовали себя (особенно в условиях природных катаклизмов) вертолеты Ми-17/Ми-17-1В российского производства, которые используются в военно-морских силах этой страны. В ближайшие годы ожидаются поставки российских вертолетов «Ансат» гражданского назначения, которые будут использоваться для VIP-перевозок, обслуживания корпораций, санитарно-меди-цинских полетов, а также при пожаротушении.

11 Сооружение энергетических объектов. Наиболее заметным направлением российско-мексиканского сотрудничества является энергетика. При участии российской компании ПАО «Силовые машины» были построены две гидроэлектростанции в мексиканском штате Наярит и одна в штате Халиско. На ГЭС «Aguamilpa» поставлены 3 генератора по 335 МВт каждый, 11 однофазных трансформаторов. ПАО «Силовые машины» выступало в консорциуме с фирмами Simens (Германия) и Voestalpine (Австрия), которые поставляли остальное оборудование для ГЭС. Эта станция успешно работает уже более 20 лет. Основным заказчиком ПАО «Силовые машины» на протяжении более чем 20 лет является мексиканская государственная компания Федеральная комиссия по электроэнергии (Comisión Federal de Electricidad, CFE). Однако, начиная с 2014 г., CFE стала изменять финансовые схемы контрактов, привлекать местное финансирование и кредиты Межамериканского банка развития, куда Россия не входит. Поэтому автоматически ПАО «Силовые машины» не может принимать участия в данных торгах. Учитывая опыт работы в Мексике ПАО «Силовые машины», у отечественных компаний есть перспективы для участия в проектах производства электроэнергии, сооружения линий электропередачи и поставки отдельных видов оборудования. Например, российское ООО «Аркасил СК» поставляло в эту страну высоковольтную арматуру.
12 Перспективы в нефтегазовой сфере. Мексика является одним из крупнейших в мире производителей нефти, импортеров газа и нефтепродуктов. В 2013 г. началась реформа, которая демонополизировала эту сферу, открыла доступ частному и иностранному капиталу к участию во всех процессах — от добычи до продажи углеродов. Помимо государственных компаний Petróleos Mexicanos (Pemex) и CFE в этой сфере начали работать крупные ТНК, а также сотни местных и иностранных средних компаний. Так, российская компания ПАО «Лукойл» совместно с итальянской Eni в 2018 г. выиграли тендер на участок углеводородов № 28 в провинции Куэнкас-дель-Сурэсте в прибрежных водах Мексиканского залива. Однако реформа не принесла положительных результатов, спровоцировала ряд управленческих, финансовых проблем в государственной компании Pemex и дальнейшему сокращению добычи нефти в стране с 2,5 млн баррелей в сутки в 2013 г. до 1,8 млн баррелей в сутки в 2018 г. Поэтому новое правительство во главе с Лопесом Обрадором 15 декабря 2018 г. представило свой план спасения компании Pemex и восстановления уровня добычи нефти. В 2019 г. этой компании (дополнительно к уже запланированным расходам) будут выделены средства около 3,6 млрд долл. с целью увеличения добычи нефти. Как отметил во время презентации этого плана президент страны, «мы собираемся инвестировать там, где мы знаем, что есть нефть, и ее добыча обходится нам дешевле. По необъяснимым причинам иногда государственные инвестиции направляются туда, где нефти нет, или нет прибыли, где нет бизнеса для нации. Теперь мы собираемся инвестировать в разведку, в бурение скважин, на суше и на мелководье в районах Веракрус, Табаско, Кампече» [7]. Стратегия предполагает выход на производство 2,4 млн баррелей в сутки к 2024 г.
13 Несмотря на вероятные перемены и возможность пересмотра результатов ряда проведенных конкурсов, процесс перемен в нефтедобывающей сфере Мексики уже не остановить. Рыночные отношения в этой области сформировались, а вовлеченность в него частного и иностранного капитала лишь подтверждает его необратимость. В сложившихся условиях открываются широкие возможности для предоставления услуг для компании Pemex и поставки оборудования для разведки нефтеносных участков, оптимизации добычи и переработки. В этих проектах могли бы успешно конкурировать российские не только ПАО «Газпром», ПАО НК «Роснефть», АО «Зарубежнефть», но и инжиниринговые компании, поставщики оборудования и услуг, такие, как ПАО ОМЗ, ООО НПП БУРИНТЕХ, АО «Октопус» и ряд других.
14 Проекты нефтепереработки. Новое правительство намерено существенно изменить ситуацию со снабжением страны нефтепродуктами путем реализации проектов по реконструкции шести нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и строительства одного нового НПЗ, а также сооружения инфраструктуры хранения и транспортировки, обеспечения безопасности транспортировки нефтепродуктов. Расположенные в городах Кадерейта, Мадеро, Тула, Саламанка, Минатитлан и Салина-Круз НПЗ имеют суммарную номинальную мощностью по переработке нефти в 1155 тыс баррелей в сутки. В связи с финансовым кризисом государственной компании Pemex, которой они принадлежат, все программы модернизации этих НПЗ были приостановлены, существенно сокращены расходы на профилактику и техническое обслуживание их оборудования. Это привело к росту числа аварий, снижению показателей использования их мощностей и падению производства на самый низкий уровень за последние четверть века. В период с 2014 г. по 2017 г. объем производства продуктов нефтепереработки в Мексике сократился на 34%. Новое правительство Мексики намерено провести реконструкцию действующих и построить один новый НПЗ в районе Дос-Бокас в штате Табаско мощностью 340 тыс. б/с нефти, которая добывается в этом районе. Помимо участия в этих проектах российские компании могли бы организовать поставки мини-НПЗ для частных мексиканских групп.
15  За годы проведения энергетической реформы контроль за транспортировкой нефтепродуктов ослаб еще больше, что привело к резкому увеличению числа незаконных подключений к нефтепроводам. Так, за период с 2013 по 2018 г. воровство нефти и нефтепродуктов организованными преступными группами выросло с 2 тыс. до 13 тыс. зафиксированных случаев. В Мексике государство и компании вынуждены уделять особое внимание вопросам охраны трубопроводов и нефтехранилищ. Этим занимаются местные компании с привлечением иностранных партнеров, среди которых могут быть и российские.
16 Быстрыми темпами в Мексике развивается рынок смазочных материалов, общий объем которого составляет около 800 млн литров в год, стоимостью в 4 млрд долл., из которых 50% потребляет автомобильная отрасль, 35% — промышленность, 5% — потребление Pemex. В Мексике используется порядка 600 видов разнообразных масел. Среди мексиканских компаний — производителей и дистрибьюторов этой продукции выделяются Quaker State, Raloy Lubricantes, Química Apollo. В 2017 г. на этот рынок Мексики со своим брендом вышло ПАО «Лукойл».
17 Автотранспортный сектор. В Мексике сформирована сильная сеть дистрибьюторов и поставщиков, а также технологическая база для производства автодеталей, что создает благоприятные условия для организации новых производств автомобилей для внутреннего рынка и экспорта. Учитывая эти факторы, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Валентинович Мантуров в ходе визита в Мексику в октябре 2017 г. предложил рассматривать мексиканскую платформу как одну из конкурентных площадок для создания индустриального хаба российских автомобилей для поставок на латиноамериканский рынок.
18 Уже имеются примеры поставок в Мексику российских автомобилей «Урал», внедорожников «УАЗ Хантер», мотоциклов «Урал». «Группа ГАЗ» изучает возможность поставок коммерческих автомобилей мексиканским крупным операторам перевозок и участия в модернизации общественного транспорта страны.
19 Горнодобывающая промышленность. Мексика занимает ведущие места в мире по добыче: 1 — серебра; 2 — плавикового шпата; 3 — сульфата стронция, висмута и сульфата натрия; 4 — силиката кальция; 5 — молибдена, свинца и цинка; 6 — графита; 7 — соли; 8 — золота; 9 — марганца и гипса; 10 — меди. Учитывая высокий уровень развития горнодобывающей промышленности в Мексике и низкий уровень производства оборудования для этой отрасли, российские производители горнообогатительного оборудования могли бы поставлять на этот рынок дробилки, грохота, мельницы, флотомашины, гравитационные концентраторы, лабораторные дробилки, фильтры. Есть перспективы для российских поставщиков карьерной мобильной техники (самосвалов, экскаваторов, бурильных машин), которая в Мексике не производится. Крупногабаритную сборку, дистрибуцию и ремонт российской техники могли бы осуществлять местные компании — производители малогабаритного оборудования, которые имеются в стране.
20 Сельское хозяйство. За последние десятилетия Мексика превратилась в одного из крупнейших производителей, экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Мексиканский экспорт продуктов питания достиг в 2017 г. 36 млрд долл. Россия, в рамках диверсификации импорта отдельных продуктов питания, может рассматривать Мексику как потенциального поставщика, расширяя уже имеющиеся поставки на наш рынок мексиканских фруктов, ягод, специй и другой сельскохозяйственной продукции.
21 Учитывая высокие объемы импорта Мексикой зерновых (импорт пшеницы ежегодно составляет около 4,5 млн т), Россия увеличивает объемы поставок зерновых и продуктов их переработки. В 2015 г. в Мексику из России было поставлено пшеницы на 25 млн долл., а в 2018 г. ― уже на 185 млн долл. [6].
22 Одним из наиболее востребованных в Мексике импортируемых продуктов для сельского хозяйства являются удобрения. Потребление удобрений оценивается в среднем в 3,9 млн т в год, из которых более 80% покрывается за счет импорта. Основным поставщиком калийных удобрений в Мексику (около 36% местного рынка) является ПАО «Уралкалий».
23 В Мексике сформировался емкий рынок сельскохозяйственной техники. Количество тракторов составляет около 240 тыс. единиц, из которых около 50% практически исчерпали свой ресурс и нуждаются в комплексном ремонте или замене. Ежегодная потребность мексиканского рынка в тракторах составляет около 18 тыс. единиц. Несмотря на высокую конкуренцию на мексиканском рынке сельскохозяйственной техники, присутствие крупных игроков, долгие годы работающих в этой стране, российская техника таких производителей, как ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш» или ООО Концерн «Тракторные заводы» могут найти своих покупателей в Мексике при условии применения гибкой стратегии.
24 Мексика для России является одним из ключевых латиноамериканских партнеров по различным аспектам. Результаты двустороннего экономи-ческого сотрудничества свидетельствуют о растущем количестве коммерческих сделок и совместных проектов. Несмотря на сильнейшее влияние на эту страну США, российско-мексиканские торговые связи развиваются более высокими темпами, чем торговля этой страны с другими государствами Латинской Америки. Отраслевые перспективы двусторонних связей вполне очевидны: энергетика, авиакосмическая сфера, автомобилестроение, нефтехимия, сельское хозяйство, фармацевтика и др. Определяющим фактором будущих торгово-экономических отношений Мексики и России, независимо от деталей внешнеэкономической политики нового мексиканского президента, останется прагматичный подход ее внешнеэкономических ведомств, предпринимательских организаций, региональных администраций, всех тех структур, которые оказывают содействие мексиканским компаниям в продвижении конкурентной продукции и услуг на российский рынок.

Библиография

1. Буэнростро Х. Ключи к пониманию выборов в Мексике. Латинская Америка, 2018, № 2, сс. 16-28.

2. Самолет президента Мексики выставят на продажу в США. Available at: https://ria.ru/20181203/1538515224.html (accessed 13.06.2018).

3. El Economista, 07.03.2019.

4. Яковлев П.П. От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской интеграции. Российский внешнеэкономический вестник, 2019, № 1 с. 75-87.

5. Лавут А.А. Тихоокеанский альянс латиноамериканской четверки. Латинская Америка, 2012, № 4, c.11-24.

6. Trade Map — Trade statistics for international business development. Available at: https://www.trademap.org/ (accessed 30.01.2019).

7. Presentación del plan Nacional de Hidrocarburos. Available at: https://lopezobrador.org.mx/2018/12/15/inversion-y-produccion-ejes-del-plan-nacional-de-hidro-carburos/ (accessed 30.01.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести