Куба: институциональные преобразования на службе экономики
Куба: институциональные преобразования на службе экономики
Аннотация
Код статьи
S0044748X0005399-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Калашников Николай Викторович 
Должность: Советник директора ИЛА РАН
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Николаева Людмила Борисовна
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
76-88
Аннотация

В статье рассматриваются изменения, которые вносит в регламентирование экономической деятельности государства принятая в апреле 2019 г. новая Конституция Кубы. Авторы высказывают мнение о том, что именно происшедшие в последние четверть века перемены в экономической жизни во многом повлекли за собой необходимость обновления Основного закона. Отмечается, что изменения в тексте Конституции, связанном с экономической деятельностью, коснулись, прежде всего, содержания существовавших статей конституции 1976 г., а не их количества. Закрепляется начатый процесс перехода к многоукладной экономике, когда при сохранении главенствующей позиции государственных предприятий важную роль начинает играть частнопредпринимательская деятельность, а привлечение иностранного капитала стало необходимым условием развития экономики. Рассмотрены некоторые итоги деятельности негосударственного сектора и регулирующая роль государства. Показаны результаты привлечения иностранного капитала, в частности, в зону экономического развития Мариэль и в сферу туризма. Отмечается законодательное закрепление необходимости тесного взаимодействия науки и производства.

Ключевые слова
конституции 2019 и 1976 гг., экономическое законодательство, частная собственность, иностранный капитал, наука, новые технологии
Классификатор
Получено
15.05.2019
Дата публикации
09.07.2019
Всего подписок
93
Всего просмотров
2297
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

24 февраля 2019 г. на общенациональном референдуме кубинский народ подавляющим большинством голосов (86,85% проголосовавших) одобрил текст новой Конституции страны, которая 10 апреля была принята на чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи народной власти и с этой даты вступила в силу. Это событие стало новым важным шагом на пути по «актуализации», по определению Рауля Кастро, модели социально-экономического развития государства1. Если сравнить тексты конституции 1976 г. с дополнениями 1992 г. и 2002 г. и новой Конституции, то легко заметить, что изменения не коснулись сути разделов, посвященных политическому устройству и социальной сфере. Куба продолжает строить социализм, опираясь на руководящую роль единственной Коммунистической партии, сохраняя прежнюю систему выборов и деятельности Национальной ассамблеи. Неизменными остались и основные положения социальной политики — важнейшего завоевания Кубинской революции. Новизна нынешней Конституции в этой части связана с тем, что многие положения, ранее просто обозначенные, ныне были широко раскрыты благодаря появившимся новым 92 статьям.

1. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista presentado por el Primer Secretario del Comité Central, General de Ejército Raúl Castro Ruz. Cuba, La Habana, 16 de Abril de 2016. Available at: >>> (accessed 10.10.2018).
2 На этом фоне, несомненно, радикальным и очень важным выглядит предусмотренное ныне Конституцией разделение ветвей власти. Дело не только в том, что это ослабляет позиции критиков, отмечающих недемократичность кубинского государства, но и ставится конституционный барьер возможности чрезмерного сосредоточения властных функций в руках одного человека. Наряду с укреплением позиций законодательной ветви власти отказ от совмещения должностей главы государства и главы правительства свидетельствует о намерении уделять еще больше внимания экономическим вопросам.
3

Можно сказать, что происходившие в последние четверть века перемены в экономической сфере в значительной степени повлекли за собой необходимость обновления Основного закона. Эти перемены не привели к увеличению количества статей, регламентирующих экономическую деятельность государства, сохранилось прежнее количество (13), хотя они были выделены в самостоятельный раздел «Экономические основы». Суть перемен отражена в их содержании. Уже в заглавной статье 18 этого раздела, где повторяется положение о социалистическом характере экономики Республики Куба, основывающейся на общенародной собственности на основные средства производства, добавлено, что плановое управление хозяйством «учитывает, регулирует и контролирует рынок в интересах общества»2. Упоминание о рынке в столь важном документе свидетельствует, с одной стороны, о том, что рыночные отношения уже стали неотъемлемой частью экономики страны, а с другой — о намерении через плановое хозяйство сохранить государственное регулирование и предотвратить стихию рынка и укрепление капиталистических отношений в условиях складывающейся многоукладной экономики.

2. Constitución de la República de Cuba. Available at: >>> (accessed 09.01.2019).
4 Принятая Конституция во многом подвела черту под той законотворческой деятельностью, которая осуществлялась с целью обеспечения преобразований в хозяйственной деятельности, начатых «в особый период в мирное время» Фиделем Кастро. Отход от некоторых незыблемых принципов организации социалистического хозяйства был вынужденным, так как страна в начале 90-х годов переживала глубокий экономический кризис. В 1993 г. начался поворот в сторону либерализации финансово-экономи-ческой жизни и внедрения элементов рыночных отношений. Среди них — допуск иностранного капитала, децентрализация и либерализация внешней торговли, легализация обращения иностранной валюты, предоставление права гражданам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Несмотря на то, что реформы 90-х годов носили ограниченный и непоследовательный характер, именно они заложили основу той экономической модели, которая реализуется и сегодня.
5

Новая Конституция закрепила главное изменение в экономической сфере — признание частной собственности, включая иностранную. В статье 22 в перечень признанных видов собственности, указанных в конституции 1976 г., добавлена «частная, распространяющаяся на определенные средства производства, используемые кубинскими и иностранными физическими и юридическими лицами, играющая вспомогательную роль в экономике»3.

3. Ibidem.
6 Фактическое признание новых форм собственности на Кубе можно отнести к 2008 г., когда государственная и политическая власть была передана Раулю Кастро, и взят курс на корректировку модели руководства народным хозяйством и отмену многочисленных запретов. Р.Кастро продолжил линию на осторожное и контролируемое расширение частного сектора. Суть социально-экономических трансформаций второго десятилетия ХХI в. сводилась к модификации механизмов государственного контроля и управления, изменениям в системе экономического планирования, сокращению государственного участия в хозяйственной сфере и расширению возможностей для негосударственного сектора. Первыми шагами стали либерализация торговли некоторыми видами товаров и услуг, передача в аренду неиспользуемых государственных сельскохозяйственных земель, переход большей части сферы обслуживания в руки мелких предпринимателей. В 2010 г. правительство страны официально разрешило местным жителям сдавать жилье туристам и предоставлять различные услуги в частном порядке. Был снят «предел» по заработной плате, и разрешена работа по совместительству.
7 Тогда же пересмотру подверглись многие законодательные и нормативные акты. Так, в 2010 г. приняты новый налоговый кодекс, ряд нормативных актов, определяющих общие принципы налогообложения, систему социального страхования для самозанятых лиц. В новом трудовом кодексе (Ley No 116/2013 Código del Trabajo) закрепляется наличие работодателей и наемных работников, определяются их права и обязанности.
8 Содержание экономического раздела Конституции, несомненно, отражает положения принятой в апреле 2011 г. на VI съезде Коммунистической партии Кубы программы «Направления экономического и социального развития партии и революции». Это было политическое решение о признании негосударственных предприятий и индивидуальной трудовой деятельности новыми факторами роста при сохранении ключевой роли социалистических государственных предприятий и государственного планирования и регулирования цен. По сути, произошло частичное разделение государственных и предпринимательских функций. В негосударственном секторе допускались различные формы деятельности, в том числе кооперативы, микро-, мелкие и средние частные предприятия. Одновременно было принято решение о сокращении на полмиллиона численности граждан, занятых в бюджетной сфере, пополнивших ряды самозанятых.
9

В настоящее время более 1 млн кубинцев (около 25% рабочей силы) работают в негосударственном секторе (несельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские хозяйства, индивидуальные и мелкие частные предприниматели, работники иностранных компаний). В 2018 г. более 590 тыс. кубинцев — около 13% трудоспособного населения — работали в статусе самозанятых, в первую очередь в сфере услуг4. О значении, которое придает этой категории трудящихся руководство страны, свидетельствуют слова главы государства Мигеля Диаса-Канеля: «Мы рассчитываем на большинство из них, чтобы стимулировать и оживить экономику… Мы должны очистить некоторые умы от предрассудков к их работе, которые причиняют нам столько вреда»5.

4. Cuba: una nueva Constitución y cinco grandes cambios. 18 de Noviembre 2018. Available at: >>> (accessed 25.03.2019).

5. Cuba aprueba proyecto de Constitución “comunista” que reconoce al mercado. Por Agencia AFP. 23 de diciembre 2018. Available at: >>> (accessed 24.03.2019).
10

Согласно прогнозам на 2019 г., негосударственный сектор может обеспечить до 13% от общего объема поступлений в государственный бюджет, превысив на 16% показатель предыдущего года6. Отмечается активный рост появившихся лишь в 2013 г. несельскохозяйственных производственных кооперативов, с 345 в 2014 г. до 434 в 2018 г., в том числе 130 в торговле, 157 в гостиничном бизнесе и общественном питании, 59 в строительстве, 49 в обрабатывающей промышленности. С 229 до 236 выросло и количество торговых компаний. К 2018 г. наибольшее число частных фирм было зарегистрировано в сфере торговли и ремонта бытового оборудования (366), риэлтерских услуг (246), обрабатывающей промышленности (310), сельском хозяйстве (273), строительстве (152), в сфере частных гостиниц и ресторанов (128)7. Особую роль негосударственный сектор играет в решении продовольственной проблемы. На его долю приходится более 85% национального производства овощей, риса, около 90% кукурузы, фасоли, цитрусовых, фруктов, а также 60% мяса птицы, 91% баранины, 83% свежего молока8.

6. Кубинское агентство новостей ACN. Куба: вклад негосударственного сектора в бюджет 2019 года возрастет. 19.12.2018. Available at: >>> (accessed 27.03.2019).

7. ONEI. Organización Institucional. Principales entidades. Octubre – Diciembre 2018. Edición Enero 2019, р. 5, 12.

8. ONEI. Sector agropecuario. Indicadores seleccionados. Enero - Septiembre de 2018. Edición Diciembre 2018, t. 1.2, 2.2.
11

Открытие экономики для частного сектора стало серьезным шагом не только для хозяйственной жизни, это был определенный социальный и политический вызов. Новая Конституция закрепила шаги, предпринятые в экономике за последнее десятилетие, легализовала существующие в стране предприятия малого и среднего бизнеса. Негосударственный сектор признан кубинскими властями как дополнение к деятельности государственных компаний, рассматривается как альтернатива обеспечения занятости и способ увеличения личных доходов населения. Вместе с тем, несмотря на признание рынка и, хотя и ограниченное, функционирование механизма спроса и предложения, государство считает необходимым искусственно сдерживать развитие частного предпринимательства, чтобы сохранить свою главенствующую роль в экономике. Важным является и социальный аспект: оплата труда и доходы в частном секторе значительно выше, чем в бюджетной сфере (в которой занято большинство экономически активного населения). Кроме того опыт первых лет деятельности частных предпринимателей показал их стремление уклоняться от налогов, сотрудничать с черным рынком и совершать другие правонарушения, связанные, в том числе, и с недостаточной проработанностью кубинского законодательства и недостатками в системе снабжения. Для наведения порядка в сфере частного предпринимательства в августе 2017 г. власти приостановили выдачу новых лицензий, которая возобновилась в декабре 2018 г., но уже по новым правилам. Теперь каждый кубинец может получить только одну лицензию. Количество категорий для ведения предпринимательской деятельности перегруппировано и сокращено с 201 до 123. Подобная практика, по замыслу властей, должна послужить препятствием для чрезмерного обогащения отдельных граждан. Закрепляет эту политику государства включение в Конституцию статьи 30, гласящей: «Концентрация собственности у частных или негосударственных юридических лиц регулируется государством, которое гарантирует с каждым разом все более справедливое перераспределение богатства с целью обеспечения пределов, совместимых с социалистическими ценностями равенства и социальной справедливости»9.

9. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.
12

Идет поиск новых способов развития экономики без перекосов и резкого расслоения общества, без нарушения основного принципа социальной справедливости социалистической Кубы — равенства граждан и равных возможностей для доступа к материальным благам и социальному обеспечению. Вопросы углубления неравенства и концентрации доходов и богатства был в числе наиболее острых в ходе дискуссии о реформе экономической модели в рамках обсуждения проекта новой Конституции. Отмечался рост бедности в республике, которая охватывает 20-25% населения, появление так называемых новых богатых и новых бедных10. Согласно официальным данным Национального института статистики, средняя заработная плата на острове за десять лет — с 2008 г. по 2017 г. — хотя и удвоилась с 415 песо (16,6 долл.) до 767 песо (31 долл.), однако это не повысило уровень жизни, в частности, из-за выских цен на ряд базовых услуг. При этом в сфере образования, культуры и спорта, коммунального хозяйства, госуправления и обороны средняя зарплата ниже — 550 песо11.

10. ¿Para qué transición? Nueva constitución en Cuba. Julio César Guanche. Noviembre 4, 2018. Available at: >>> (accessed 20.02.2019).

11. ONEI. Salario medio en cifras. Cuba 2017. Edición Agosto 2018, p. 6.
13

За средними цифрами скрываются сохраняющиеся различия в оплате труда на региональном и отраслевом уровнях. Наиболее высокая в стране средняя заработная плата в 2017 г. отмечалась в Гаване — 848 песо (33,9 долл.), а самый низкая — в Гуантанамо (около 24,9 долл.). Высокие зарплаты получают работники сахарной промышленности (1236 песо, или 49,4 долл.), горнодобывающей промышленности (1219 песо, или 48,7 долл.), финансового сектора (соответственно, 1048, или 41,9), обрабатывающей промышленности (1037, или 41,8), а также в сельском хозяйстве, животноводстве и лесном хозяйстве (1027, или 41)12.

12. Ibidem.
14

Работникам государственных предприятий и учреждений все сложнее обеспечивать удовлетворение потребностей их повседневной жизни на фоне роста цен и процветания «черного рынка». Анонимный опрос работников показал, что 93% недовольны уровнем своей заработной платы13. М.Диас-Канель признает, что «недостаточная заработная плата» является одной из главных причин «недовольства рабочих»14.

13. ¿Para qué transición? Nueva constitución en Cuba... Op. cit.

14. 30 dólares al mes: los cubanos tienen uno de los salarios más bajos de la región. 27 de agosto de 2018. Available at: >>> (accessed 21.02.2019).
15

Конституция определяет работу, в том числе индивидуальную трудовую деятельность, в качестве основного источника дохода. То, что заработная плата должна позволить удовлетворять потребности и повышать уровень жизни, было одним из самых распространенных требований в ходе обсуждения проекта Конституции. В новой Конституции (статья 65) сохранен принцип социалистического распределения «от каждого по способностям, каждому по труду»15. Однако, если в Основном законе 1976 г. (ст. 14) записано, что «закон устанавливает порядок, обеспечивающий эффективное выполнение этого принципа»16, то сейчас говорится лишь о том, что «каждый имеет право на то, что его работа будет вознаграждаться в соответствии с качеством и количеством…». Таким образом, ныне Конституция ставит задачу, а не констатирует существующий порядок. Об этом же свидетельствует и статья 31: «…Оплачиваемый труд должен быть основным источником доходов, обеспечивающих достойные условия жизни, позволяющих повышать материальное и духовное благополучие…». Отмечается также, что вознаграждение за труд «дополняется справедливым и бесплатным удовлетворением потребностей в общих социальных услугах и другими пособиями и льготами». Это положение свидетельствует о сохранении действующей на Кубе системы социальной поддержки.

15. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

16. Constitucion de la Republica de Cuba de 1976 (incluye la reforma constitucional del 26 de mayo de 2002). Available at: >>> (accessed 11.02.2019).
16

Бесплатное образование и здравоохранение, полученная с недавнего времени возможность дополнительного заработка путем мелкого предпринимательства позволяют кубинцам избегать нищеты. Линия на сохранение бесплатного образования и здравоохранения продолжится: в 2019 г. более 50% государственного бюджета выделено на обеспечение услуг здравоохранения и образования17. И все же отход от эгалитарного общества представляется неизбежным. Этому способствуют и возможность для значительной части населения получать денежные переводы из-за границы (преимущественно из США), и более высокий уровень доходов в частном секторе и у работающих в иностранных компаниях, появляющаяся практика заключения контрактов на работу за границей. В декабре 2018 г. было ратифицировано соглашение, которое впервые за 60 лет позволяет кубинским бейсболистам, живущим на острове, подписывать контракт на игры в высшей лиге США18, где выплаты исчисляются сотнями тысяч и миллионами долларов.

17. Кубинское агентство новостей ACN. Более половины бюджета 2019 года будет направлено на здравоохранение и образование. 21.12.2018. Agencia Cubana de Noticias ACN. Available at: >>> (accessed 03.03.2019).

18. Histórico acuerdo entre las Grandes Ligas y Cuba para contratar peloteros cubanos. 19 de diciembre de 2018. Available at: >>> (accessed 7.04.2019).
17

Сделав поворот в сторону признания необходимости развития частного предпринимательства, кубинское руководство по-прежнему считает, что «государственное социалистическое предприятие является основным субъектом национальной экономики: оно самостоятельно в управлении и хозяйственной деятельности, играет ведущую роль в производстве товаров и услуг и выполняет свои социальные обязанности» (статья 27 Конституции)19. После обсуждения проекта в Конституции появилась статья 20, в которой говорится об участии трудовых коллективов в «процессах планирования, управления и контроля за экономической деятельностью государственных и бюджетных производственных организаций». Все это призвано повысить эффективность в деятельности госсектора. Эту цель преследовала и передача некоторых мелких производств несельскохозяйственным производственным кооперативам, о росте численности которых говорилось выше. Вместе с тем хронический дефицит финансовых средств не позволяет государству решать проблемы социально-экономического развития только с опорой на собственные ресурсы. Решение о привлечении иностранного капитала в 90-е годы было трудным, но необходимым условием выхода из кризисной ситуации.

19. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.
18

Хотя после исчезновения СССР и появления возможностей для инвестирования кубинская экономика стала весьма привлекательной для иностранных компаний, приток зарубежных капиталовложений шел медленно. Это было связано не только с опасениями санкций со стороны США в связи с принятием конгрессом в 1976 г. закона Хелмса-Бертона. Кубинские власти привлекали инвесторов, прежде всего, для развития туристической сферы, принимаемые ими законодательные акты не опирались на конституцию 1976 г., в которой к тому же существовала статья 25, позволяющая экспроприировать собственность «по причинам государственной потребности и общественного интереса»20. С целью обеспечения законодательных возможностей для широкого привлечения дополнительных финансовых средств и зарубежных технологий, в 2014 г. был принят новый закон об иностранных инвестициях (Закон № 118). Он открывал иностранному капиталу любые сектора, кроме здравоохранения, образования и структур «силового блока», определял систему льгот, гарантий и правовой защиты для инвесторов. Однако процедура принятия и реализации проектов на Кубе оставалась сложной, медленной и обремененной бюрократическими препонами. Как отмечалось в газете «Granma», «…задержки, хотя они были и не единственный фактором, препятствовали стремлению превратить иностранные инвестиции в активный и фундаментальный элемент для развития определенных секторов экономики»21. Об этом на VII съезде Компартии Кубы говорил Р.Кастро, подчеркивая, что «необходимо оставить позади устаревшие предрассудки в отношении иностранных инвестиций и решительно продвигаться в подготовке, проектировании и реализации новых форм бизнеса»22.

20. Constitución de la República de Cuba de 1976. Op. cit.

21. Agilizar el camino de la inversión extranjera. Granma. 1 de Agosto de 2018. Available at: >>> (accessed 15.02.2019).

22. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista presentado por el Primer Secretario del Comité Central, General de Ejército Raúl Castro Ruz. Cuba, La Habana, 16 de Abril de 2016. - Available at: >>> (accessed 10.10.2018).
19 Для исправления ситуации в начале августа 2018 г. правительство Кубы приняло декрет и три резолюции, внесшие существенные изменения в Закон № 118 с целью упрощения подготовки и рассмотрения заявок на реализацию инвестиционных проектов. Сегодня на Кубе предусматриваются следующие формы присутствия иностранного капитала: совместные предприятия (существуют только с государственными компаниями), контракты экономической ассоциации и компании со 100%-м иностранным капиталом (они не имеют налоговых льгот).
20

Большие надежды на привлечение иностранных инвесторов Куба возлагает на создание особых экономических зон, первая из которых была открыта в 2014 г. вокруг модернизированного порта Мариэль (Zona Especial del Desarrollo Mariel, ZEDM). ZEDM предлагает льготные условия налогообложения, уменьшение таможенных платежей на импорт основных средств производства, снижение налога на рабочую силу. По данным на апрель 2019 г. для реализации в зоне Мариэль были одобрены бизнес-проекты 43 компаний, 19 из них уже начали свою деятельность и 24 находились в процессе подготовки. Таким образом, в экономической зоне Мариэль пока обосновались 6 кубинских компаний, 24 компании со 100%-м иностранным капиталом (6 испанских, по 2 из Бельгии, Мексики, Бразилии, Вьетнама и Франции, по одной из Нидерландов, Республики Кореи, Португалии, Пуэрто-Рико, РФ, Сальвадора, Чили и Китая), 12 совместных предприятий (4 с Испанией, 2 с Италией, по одной с Нидерландами, Бразилией, Канадой, Швейцарией, Вьетнамом, США) и 1 международная экономическая ассоциация (с Францией)23. Наибольшее число проектов связано с развитием инфраструктуры, строительной отрасли, производством продовольствия, химической промышленностью (краски, моющие средства и пр.), биотехнологиями. Общий объем инвестиций за время функционирования зоны составил 2,13 млрд долл., из них 474 млн долл. — в 2018 г.24.

23. ZED Mariel. Available at: >>> (accessed 20.04.2019).

24. Inversión extranjera: De complemento a motor clave en el desarrollo cubano. 18 diciembre 2018, 2018. Available at: >>> (accessed 05.03.2019).
21

Кроме ZEDM основные инвестиционные проекты связаны с развитием транспортной инфраструктуры (развитие портов и аэропортов, железнодорожной инфраструктуры, складского хозяйства), строительством, энергетикой, агропромышленным сектором. Однако пока приток капитала из-за границы существенно меньше требуемого. По оценкам кубинских властей, стране для обеспечения планов развития необходим ежегодный приток инвестиций в 2,0-2,5 млрд долл., при том, что с 2014 по 2018 г. их объем составил всего около 5,5 млрд долл.25. Эти показатели были зафиксированы еще до принятия правительством в 2018 г. целого ряда мер. В частности, принцип «одного окна», применяемый в особой экономической зоне Мариэль, будет действовать для всех компаний, намеренных инвестировать в экономику острова.

25. Ibidem.
22

Куба постоянно увеличивает количество предлагаемых инвесторам проектов. Если в 2014 г., когда был одобрен Закон об иностранных инвестициях, ее «Портфель деловых возможностей для иностранных инвестиций» включал 246 проектов, то на 2018—2019 гг. было предложено 525 инвестиционных проекта на общую сумму, превышающую 11,6 млрд долл. В последний «Портфель» включены 168 новых проектов, связанных с животноводством, пищевой, легкой и металлургической промышленностью, а также химией, туризмом и горнодобывающей промышленностью26.

26. Mayor dinamismo para la inversión extranjera y el comercio exterior. 4 de enero de 2019. Available at: >>> (accessed 10.04.2019).
23

Наибольшее число проектов (187) нацелено на развитие туризма27. Это неслучайно. Туристическая отрасль сегодня является «краеугольным камнем» кубинской экономики. Отрасль достигла существенных успехов с момента начала ее интенсивного развития в 90-е годы прошлого века, когда страну ежегодно посещали в среднем около 350 тыс. иностранных туристов. В последние годы их число постоянно росло, но в 2018 г. из-за санкционных решений администрации Дональда Трампа остров принял 4,7 млн человек (в том числе 1,1 млн из Канады)28 вместо ожидавшихся 5 млн.

27. Cuba. Cartera de oportunidades de Inversión Extranjera 2018-2019. Available at: >>> (accessed 11.04.2019).

28. ONEI. Turismo internacional. Indicadores seleccionados. Enero – Diciembre de 2018. Edición Marzo 2019, p. 2.
24

В условиях, когда действующая американская администрация предпринимает все новые шаги с целью лишить Кубу возможности привлекать для развития экономики иностранные компании (ввод в действие 3-го раздела закона Хелмса-Бертона), кубинское руководство обращает постоянное внимание на устранение существующих недостатков в работе с зарубежными партнерами. Комментируя результаты взаимодействия с иностранными инвесторами в 2018 г., министр внешней торговли и иностранных инвестиций Кубы Родриго Мальмьерка предупредил: чтобы превратить внешние связи в стратегический фактор развития страны, преодолев разного рода препятствия, которые все еще возникают в переговорных процессах, необходимо менять менталитет. Путь к этому — в сокращении сроков утверждения проектов, устранении бюрократических проволочек, мешающих прямым иностранным инвестициям занять в кубинской экономике соответствующее место важного источника развития страны. Министр не исключил возможность допуска зарубежных инвесторов в отдельные стратегические сектора и такие виды деятельности, как энергетика29.

29. Mayor dinamismo para la inversión extranjera y el comercio exterior... Op. cit.
25

Проводимая в последнее десятилетие властями Кубы политика по привлечению в страну иностранного капитала была окончательно оформлена в статье 28 Конституции: «Государство поощряет и предоставляет гарантии иностранным инвестициям в качестве важного элемента экономического развития страны на основе защиты и рационального использования людских и природных ресурсов, а также уважения национального суверенитета и независимости»30. Фактически эта статья закрепляет курс на превращение иностранного капитала в один из ключевых факторов экономического роста.

30. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.
26

Очень важным с точки зрения определения основ дальнейшего экономического развития Кубы является изменение государственной политики в сфере научных исследований, нашедшее отражение в тексте Конституции. Необходимо отметить, что практически с первых лет после победы революции руководство страны параллельно с борьбой за ликвидацию неграмотности вело целенаправленную работу по организации научных исследований. Эта деятельность государства была закреплена в статье 9 конституции 1976 г., в которой говорилось, что «Государство осуществляет волю трудового народа и обеспечивает образовательное, научное, техническое и культурное продвижение страны вперед»31. Уже к концу 80-х годов в республике работало 143 научно-технических центра, из них 27 — в области сельскохозяйственных наук, 57 — технических наук, 22 были связаны с биомедициной, 31 занимались общественными науками и 6 — точными и естественными науками32. Большое значение для современной экономики Кубы имела инициатива Ф.Кастро по концентрации усилий в начале 80-х годов на развитии биотехнологических и фармацевтических исследований. Это позволило стране достичь больших успехов в сфере биотехнологии и в фармацевтике, по уровню развития которых Куба входит в число мировых лидеров33. В настоящее время разработки в области биотехнологии, здравоохранения и ветеринарии ведутся в более чем 220 научно-исследова-тельских центрах, включающих научно-исследовательские отделения, опытные лаборатории и промышленное производство. Подобная система позволяет в короткие сроки осваивать выпуск новой продукции.

31. Constitución de la República de Cuba de 1976. Op. cit.

32. H. Simeón Negrín. Ciencia y técnica en Cuba. Bohemia, №53, 1988.

33. См. Н. В.Калашников, Л. Б. Николаева. Современное лицо кубинской экономики. Вопросы новой экономики, № 4(48) 2018, с.77.
27

Именно такая модель развития науки закреплена в новой Конституции, где в разделе II «Экономические основы» появилась статья 21: «Государство способствует продвижению науки, технологий и инноваций как необходимых элементов социально-экономического развития. А также вводит формы организации, финансирования и управления научной деятельностью; содействует систематическому и ускоренному внедрению результатов научных разработок в процессы производства и обслуживания путем принятия соответствующих институциональных и регулирующих решений»34.

34. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.
28

Эта статья свидетельствует о том внимании, которое руководство страны уделяет развитию новых производств, технологий, внедрению передовых достижений науки и техники. По мнению М.Диаса-Канеля, «научные исследования, компьютеризация и социальная коммуникация являются тремя основными инструментами работы в настоящее время»35. За последние несколько лет Куба достигла существенных результатов в плане компьютеризации, освоении киберпространства, развитии IT-технологий. Свидетельством эффективного использования инновационных технологий стало заявление М.Диаса-Канеля о том, что скоро появятся веб-сайт, канал «Youtube» и профиль в «Twitter», где будет содержаться информация о деятельности правительства страны36. Были подписаны четыре меморандума о взаимопонимании в целях размещения кубинского контента на платформах Google37. IT-технологии являются одним из стратегических направлений развития Кубы до 2030 г. Согласно данным за 2018 г. уже 56% населения страны (6,47 млн человек) имеют доступ к Интернету при среднемировом показателе 57%. Прогресс очевиден, если вспомнить, что еще в 2015 г. к всемирной сети было подключено всего 30% жителей, в 2017 г. — 40%. Куба вошла в число стран с наиболее высокими темпами роста числа пользователей интернет-пространством, а также социальных сетей. На сегодняшний день почти все пользователи Интернета зарегистрированы в какой-либо социальной сети38.

35. Y. Puig Meneses. Díaz-Canel: Todos los actores de la economía impulsan el desarrollo. Publicado en: Actualización del modelo socialista cubano. 8 febrero 2019. Available at: >>> (accessed 12.04.2019).

36. Кубинское агентство новостей ACN. Правительство Кубы будет использовать телевидение и социальные сети для решения проблем населения. 18.12.2018. Agencia Cubana de Noticias ACN. Available at: >>> (accessed 02.04.2019).

37. Кубинское агентство новостей ACN. Диас-Канель отметил роль специалистов ИТ в компьютеризации общества. 04.10.2018. Agencia Cubana de Noticias ACN. Available at: >>> (accessed 02.04.2019).

38. Randy Alonso Falcón. Informe Global Digital 2019: Cuba entre los países que más crecen en usuarios de internet y redes sociales. 13 febrero 2019. Available at: >>> (accessed 19.04.2019)
29

Правительство проводит политику интеграции науки, высшей школы и производства. Помимо специальных учреждений более 1/3 академических исследований приходится на университеты, научная деятельность также ведется в отраслевых министерствах. Основные усилия направлены на прикладные разработки. В числе приоритетных — исследования в области высоких технологий: информационной и генной инженерии (например, клонирование клеток растений и животных для производства медикаментов и пересадочных материалов), энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии и другие. Задача использования альтернативных (возобновляемых) источников энергии для ослабления зависимости страны от импорта углеводородов и обеспечения охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных. В соответствии с Планом социально-экономического развития до 2030 г. использование альтернативных источников должно обеспечить 24% национального производства электроэнергии при существующем уровне в 4,3%. Основным источником должно стать биотопливо, полученное путем переработки багассы* и древесины сорнякового колючего кустарника марабу, для чего предполагается построить 25 станций мощностью 872 МВт и производительностью 4300 ГВт-ч/год (53,6% общей генерации из возобновляемых источников). Следующим по значению источником является энергия ветра, суммарная мощность проектируемых 14 станций (полей) — 656МВт и производство электроэнергии в 1968 ГВт-ч/год (24,5%). Для использования солнечной энергии намечено построить 191 станцию общей мощностью 700 МВт и производительностью 1050 ГВт-ч/год (13,0%). Меньшее значение имеют малые ГЭС — 74 общей мощностью всего 56 МВт, способных произвести 650 ГВт-ч/год электроэнергии (8,1%). И 0,8% в производство энергии должно добавить использование промышленного биогаза, для этого будут построены 531 станция. Ввод этих мощностей общей производительностью в 7316 ГВт-ч/год позволит только за один год заменить использование органического топлива в объеме 1,75 млн т и соответственно существенно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу39. Кубинское руководство планирует осуществлять планы по развитию чистой энергетики, активно привлекая иностранные компании.

* Багасса — отход сахарного тростника после измельчения и отделения из него сока. Свежая багасса может служить кормом для скота, сухая используется как топливо.

39. Y. Martínez García. Por más energía renovable en Cuba. Granma, 31 de Agosto de 2018. Available at: http://www.granma.cu/cuba/2018-08-31/por-mas-energia-renovable-en-cuba-31-08-2018-10-08-49 (accessed 05.09.2018).
30 Отход от некоторых традиционных социалистических форм управления на Кубе происходит в условиях нестабильной международной обстановки. Политика администрации Трампа, из-за которой процесс нормализации двусторонних отношений фактически заморожен, к тому же существенно снижает интерес к капиталовложениям в кубинскую экономику со стороны европейских и азиатских компаний, которые заметно активизировались с потеплением отношений при Бараке Обаме. Некоторые инвесторы опасаются американских санкций (прямых или косвенных), сдерживает их и сложное экономическое положение острова. Признание частной собственности и внедрение элементов рыночных отношений чрезвычайно важно для оживления кубинской экономики. Поэтому принятие новой Конституции создает необходимую институциональную базу для дальнейшей адаптации кубинской социально-экономической модели.

Библиография

1. 1 Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista presentado por el Primer Secretario del Comité Central, General de Ejército Raúl Castro Ruz. Cuba, La Habana, 16 de Abril de 2016. Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/ (accessed 10.10.2018).

2. Constitución de la República de Cuba. Available at: http://www.granma.cu/file/pdf/gaceta/Nueva%20Constituci%C3%B3n%20240%20KB-1.pdf (accessed 09.01.2019).

3. Ibidem.

4. Cuba: una nueva Constitución y cinco grandes cambios. 18 de Noviembre 2018. Available at: https://www.elnuevodiario.com.ni/internacionales/479458-cuba-nueva-constitucion-grandes-cambios/ (accessed 25.03.2019).

5. Cuba aprueba proyecto de Constitución “comunista” que reconoce al mercado. Por Agencia AFP. 23 de diciembre 2018. Available at: https://www.prensalibre.com/economia/cuba-aprueba-proyecto-de-constitucion-comunista-que-reconoce-al-mercado/ (accessed 24.03.2019).

6. Кубинское агентство новостей ACN. Куба: вклад негосударственного сектора в бюджет 2019 года возрастет. 19.12.2018. Available at: http://www.novosti.acn.cu/экономика/2957-куба-вклад-негосударственного-сектора-в-бюджет-2019-года-увеличится (accessed 27.03.2019).

7. ONEI. Organización Institucional. Principales entidades. Octubre – Diciembre 2018. Edición Enero 2019, р. 5, 12.

8. ONEI. Sector agropecuario. Indicadores seleccionados. Enero - Septiembre de 2018. Edición Diciembre 2018, t. 1.2, 2.2.

9. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

10. ¿Para qué transición? Nueva constitución en Cuba. Julio César Guanche. Noviembre 4, 2018. Available at: https://jcguanche.wordpress.com/2018/11/04/para-que-transicion-nueva-constitucion-en-cuba/ (accessed 20.02.2019).

11. ONEI. Salario medio en cifras. Cuba 2017. Edición Agosto 2018, p. 6.

12. Ibidem.

13. ¿Para qué transición? Nueva constitución en Cuba... Op. cit.

14. 30 dólares al mes: los cubanos tienen uno de los salarios más bajos de la región. 27 de agosto de 2018. Available at: https://www.infobae.com/america/america-latina/2018/08/27/30-dolares-al-mes-los-cubanos-tienen-uno-de-los-salarios-mas-bajos-de-la-region/ (accessed 21.02.2019).

15. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

16. Constitucion de la Republica de Cuba de 1976 (incluye la reforma constitucional del 26 de mayo de 2002). Available at: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/constitucion-de-la-republica-de-cuba-de-1976 (accessed 11.02.2019).

17. Кубинское агентство новостей ACN. Более половины бюджета 2019 года будет направлено на здравоохранение и образование. 21.12.2018. Agencia Cubana de Noticias ACN. Availa-ble at: http://www.novosti.acn.cu/экономика/2964-более-половины-бюджета-2019-года-будет-направлено-на-здравоохранение-и-образование (accessed 03.03.2019).

18. Histórico acuerdo entre las Grandes Ligas y Cuba para contratar peloteros cubanos. 19 de diciembre de 2018. Available at: https://www.telemundo51.com/noticias/local/-Federacion-Cubana-y-MLB-acuerdan-contratacion-de-peloteros-en-Grandes-Ligas-503161601.html (accessed 7.04.2019).

19. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

20. Constitución de la República de Cuba de 1976. Op. cit.

21. Agilizar el camino de la inversión extranjera. Granma. 1 de Agosto de 2018. Available at: http://www.granma.cu/cuba/2018-08-01/agilizar-el-camino-de-la-inversion-extranjera-videos-01-08-2018-22-08-11 (accessed 15.02.2019).

22. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista presentado por el Primer Secretario del Comité Central, General de Ejército Raúl Castro Ruz. Cuba, La Habana, 16 de Abril de 2016. - Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/ (accessed 10.10.2018).

23. ZED Mariel. Available at: http://www.zedmariel.com/es (accessed 20.04.2019).

24. Inversión extranjera: De complemento a motor clave en el desarrollo cubano. 18 diciembre 2018, 2018. Available at: http://www.cubadebate.cu/especiales/2018/12/18/inversion-extranjera-de-complemento-a-motor-clave-en-el-desarrollo-cubano-video/ (accessed 05.03.2019).

25. Ibidem.

26. Mayor dinamismo para la inversión extranjera y el comercio exterior. 4 de enero de 2019. Available at: http://www.opciones.cu/cuba/2019-01-04/mayor-dinamismo-para-la-inversion-extranjera-y-el-comercio-exterior/ (accessed 10.04.2019).

27. Cuba. Cartera de oportunidades de Inversión Extranjera 2018-2019. Available at: http://www.procuba.cu/sites/default/files/carteraoportunidades/cartera_de_oportunidades_de_inversion_extranjera_2018-2019_web_opt_0.pdf (accessed 11.04.2019).

28. ONEI. Turismo internacional. Indicadores seleccionados. Enero – Diciembre de 2018. Edición Marzo 2019, p. 2.

29. Mayor dinamismo para la inversión extranjera y el comercio exterior... Op. cit..

30. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

31. Constitución de la República de Cuba de 1976. Op. cit.

32. H. Simeón Negrín. Ciencia y técnica en Cuba. Bohemia, №53, 1988.

33. См. Н. В.Калашников, Л. Б. Николаева. Современное лицо кубинской экономики. Вопросы новой экономики, № 4(48) 2018, с.77.

34. Constitución de la República de Cuba. Op. cit.

35. Y. Puig Meneses. Díaz-Canel: Todos los actores de la economía impulsan el desarrollo. Publicado en: Actualización del modelo socialista cubano. 8 febrero 2019. Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2019/02/08/diaz-canel-todos-los-actores-de-la-economia-impulsan-el-desarrollo/#.XLyyKisufcs (accessed 12.04.2019).

36. Кубинское агентство новостей ACN. Правительство Кубы будет использовать телевидение и социальные сети для решения проблем населения. 18.12.2018. Agencia Cubana de No-ticias ACN. Available at: http://www.novosti.acn.cu/куба/2954-правительство-кубы-будет-использовать-телевидение-и-социальные-сети-для-решения-проблем-людей (accessed 02.04.2019).

37. Кубинское агентство новостей ACN. Диас-Канель отметил роль специалистов ИТ в компьютеризации общества. 04.10.2018. Agencia Cubana de Noticias ACN. Available at: http://www.novosti.acn.cu/куба/2821-диас-канель-отметил-роль-специалистов-ит-в-компьютеризации-общества (accessed 02.04.2019).

38. Randy Alonso Falcón. Informe Global Digital 2019: Cuba entre los países que más crecen en usuarios de internet y redes sociales. 13 febrero 2019. Available at: http://www.cubadebate.cu/especiales/2019/02/13/informe-global-digital-2019-cuba-entre-los-paises-que-mas-crecen-en-usuarios-de-internet-y-redes-sociales/#.XLywsCsufcs (accessed 19.04.2019)

39. Y. Martínez García. Por más energía renovable en Cuba. Granma, 31 de Agosto de 2018. Available at: http://www.granma.cu/cuba/2018-08-31/por-mas-energia-renovable-en-cuba-31-08-2018-10-08-49 (accessed 05.09.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести