Мексика на новом историческом повороте
Мексика на новом историческом повороте
Аннотация
Код статьи
S0044748X0005398-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Боровков Анатолий Никитович 
Должность: Руководитель Научно-издательского центра ИЛА РАН, главный редактор журнала «Iberoamérica»
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
61-75
Аннотация

Приход к власти в Мексике молодой левой партии Движение национального возрождения (MORENA) во главе с создавшим эту партию Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором ознаменовал очередной крутой поворот в историческом развитии этой страны. Одновременно победа данной партии на всеобщих выборах в июле 2018 г. означала «закат» двух традиционных политических сил, правивших страной последние 20 лет. Мексиканский избиратель продемонстрировал неприятие результатов неолиберальных реформ, и настоятельную необходимость смены социально-экономической и политической парадигмы развития страны, доверив данную миссию Лопесу Обрадору и его партии. «Левый поворот» в Мексике представляет собой особый вариант, отличающийся от многих других левых режимов в Латинской Америке ярко выраженным центризмом и отсутствием радикализма на фоне принятия многочисленных популярных мер, включая режим экономии самих властных структур. Проводимые новым правительством преобразования, с одной стороны, получают поддержку завоеванного им большинства в конгрессе, с другой, происходят в неблагоприятных внешних условиях, что может осложнить выполнение левоцентристского проекта.

Ключевые слова
Мексика, всеобщие выборы, МORENA, инициативы Лопеса Обрадора, План экономии, Мексика — США, заявления Д.Трампа
Классификатор
Получено
19.03.2019
Дата публикации
09.07.2019
Всего подписок
93
Всего просмотров
2605
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Объективные и субъективные причины победы левых

 

К моменту выхода данной статьи в свет исполнится год, когда молодая, малоизвестная, относительно небольшая и недостаточно структурированная левая партия Движение национального возрождения (Movimiento de Regenerción Nacional, MORENA) в ходе очередных всеобщих выборов, состоявшихся в Мексике 1-го июля 2018 г., одержала победу на всех уровнях власти, начиная с президента в лице ее лидера Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (AMLO) и кончая губернаторами штатов, Национальным конгрессом и муниципальными структурами. При этом победа Лопеса Обрадора была просто поразительной. Получив по всей стране 53% голосов избирателей1, он вышел абсолютным победителем в 31-м из 32-х штатов, а в 10 штатах за него подали бюллетени от 60% (штат Герреро) до 80% (штат Табаско) принявших участие в голосовании2. Кроме того, кандидат МОRENA Клаудиа Шейнмаун с большим преимуществом (47%) победила на выборах главы мексиканской столицы3. В шести штатах из девяти на выборах губернаторов победу также одержали кандидаты МОRENA4. Возглавляемый МОRENA альянс левых сил «Вместе сделаем историю», куда также вошли левая Партия труда (Partido de Trabajo, PТ) и евангелистская Партия социальная встреча (Partido Encuentro Social, PES), завоевал 316 мест из 500 в нижней палате конгресса и 69 из 128 в верхней (см. таблицу).

1. Las cinco frases del discurso de victoria de López Obrador que tienes que escuchar. Excelsior, 03.07.2018. Available at: >>> (accessed 03.07.2018).

2. Elecciones en México: el único estado de los 32 de México en el que no ganó López Obrador. Available at: >>> (accessed 16.07.2018).

3. Сlaudia Sheinmaun se convierte en la primara jefa de gobierno. Excelsior. México, 03.07.2018.

4. AMLO GANA Y MORENA SE LLEVA 6 GOBERNATURAS SEGUN TENDENCIAS. Available at: >>> (accessed 08.07.2018).
2

Победа МОRENA означала коренной перелом в расстановке полити-ческих сил Мексики. Она положила начало закату и уходу с политического Олимпа двух традиционных партий, правивших попеременно страной последние 18 лет, — Институционно-революционной партии (Partido Revolu-cionario Institucional, PRI) и Партии национального действия (Partido Acción Nacional, PAN). Помимо того, что их кандидаты в президенты Рикардо Анайя и Хосе Антонио Меаде смогли набрать, соответственно, лишь 22,5% и 16,4%5, данные партии значительно сократили свое представительство, оказавшись в меньшинстве в Национальном конгрессе. PAN, занявшая как и прежде, второе место, получила в Палате депутатов 78 мест вместо прежних 109, а в Сенате — 31 вместо прежних 34 (см. таблицу).

5. México se tiñe de guinda; Morena conquista congresos, gobernaturas y alcaldiás. Excelsior, 04.08.2018. Available at: >>> (accessed 07.07.2018).
3 Но наибольшeе поражение потерпела самая старая PRI, скатившаяся с первого на третье место в Национальном конгрессе. В Палате депутатов она завоевала всего 47 мандатов вместо прежних 205, а в Сенате — 20 мест вместо прежних 55. Если прибавить депутатские и сенаторские места, полученные другими партиями, выступавшими в коалиции с PAN и PRI, картина существенно не изменится. Это Партия демократической революции (Partido de Revolución Democrática, PRD), Гражданское движение (Movi-miento Ciudadano, MC) и Экологическая зеленая партия Мексики (Partido Verde Ecologista de México, PVEM) (см. таблицу).
4

Представительство партий в Палате депутатов и в Сенате

Партии 2015—2018 2018-2021
Представительство в Палате депутатов
PAN 109 78
PRI 205 47
MORENA 47 259
PRD 54 11
PT 28
MC 28
PVEM 39 11
PES 10 29
Представительство в Сенате
PAN 34 31
PRI 55 20
MORENA 55
PRD 7 8
PT 19 6
PVEM 6 7
PES 8
MC   7

Источник: составлена по данным: >>>>>>

5

Причины столь резкого «поворота влево» кроются прежде всего в социально-экономических результатах 18-летнего пребывания у власти PAN и PRI, на чем представляется целесообразным кратко остановиться. Выборы показали, что мексиканский избиратель выразил наибольшее разочарование и недоверие самой старой партии PRI, которая после революции 1917 г. бессменно стояла у власти вплоть до 2000 года. Идеалы Мексиканской революции и революционный национализм как идеологическая основа партии, а также государственный патернализм в сочетании с импортзамещающей индустриализацией в течение многих лет обеспечивали социально-экономическое благосостояние страны и как следствие — поддержку политики PRI абсолютным большинством населения. Ее уход с политического Олимпа в 2000 г. объяснялся тяжелыми социальными последствиями неолиберальных реформ, которые партия начала проводить со второй половины 80-х годов прошлого столетия под давлением США в условиях долгового кризиса. Не последнюю роль сыграли и коррупционные скандалы, связанные с руководством в высших эшелонах власти6. Проголосовав в 2000 г., а затем и в 2006 г. за PAN, большинство мексиканского народа надеялось, что обещанная этой оппозиционной партией демократизация положительно скажется и на уровне их жизни. Однако 12-и летнее правление PAN, продолжившей неолиберальный курс открытой рыночной экономики, несмотря на усилия, предпринятые за это время президентами Висенте Фоксом и Фелипе Кальдероном, не оправдало данные надежды вопреки достигнутой финансовой стабилизации7. Разочарование в результатах их правления выразилось в том, что мексиканцы, испытывая ностальгию по временам благоденствия 1960—1970-х годов, решили вернуть к власти PRI, полагая, что она постарается себя реабилитировать, и проголосовали за ее кандидата в президенты в 2012 г. Возглавивший страну Энрике Пенья Ньето, получив в наследство оживившуюся экономику, взял на вооружение стратегию сохранения и закрепления существующего положения, поставив в качестве первоочередной стратегической задачи «поддержание макроэкономической стабильности в стране»8. Главным достижением проведения в жизнь данной стратегии стало сокращение почти вдвое (с 2,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% в 2017 г.) бюджетного дефицита9. Это, в свою очередь, способствовало некоторому снижению инфляции, которая за первые 4 года (2013—2016) правления PRI составила в среднем 3,4% по сравнению с 3,8% в предыдущие 4 года (2009—2012), когда у власти находилась PAN. Однако достигнутая финансовая стабилизация, по мнению ряда мексиканских ученых, обернулась «стабилизацией застоя». За пять лет — с 2013 по 2017 гг. — среднегодовой прирост ВВП составил 2,4%, т.е. почти вдвое меньше, чем за последние три послекризисных года правления предыдущей администрации10. Это было вызвано как ежегодным снижением мировых нефтяных котировок, так и в значительной мере сокращением государственных инвестиций в производство ради борьбы с инфляцией. Еще хуже дела обстояли с производством на душу населения: этот показатель сократился с 2,8 до 1,06% за соответствующий период. По данному критерию Мексика передвинулась на 71-е место в мире. Если в первые четыре года инфляцию удавалось удержать на прежнем уровне, то уже в 2017 г. она выросла почти вдвое — с 3,4 до 6,4%. Реальная зарплата за те же четыре года увеличилась чисто символически — примерно на 0,7%, сократившись в 2017 г. на 1,1%, что поставило Мексику по этому показателю на 150-е место среди 200 стран — членов Международной организации труда (МОТ)11. При некотором снижении открытой безработицы значительно возросло количество частично занятых. При экономически активном населении (ЭАН) в 54,3 млн человек на каждые 27 трудоспособных лиц приходился 1 полностью безработный, а на каждые 15 — 1 частично занятый12. Таким образом, за период очередного шестилетнего правления PRI уровень жизни населения нисколько не вырос, а продолжал падать на фоне агрессивных заявлений в адрес Мексики американского президента Дональда Трампа, повлекших за собой девальвацию мексиканского песо, рост инфляции, снижение реальных доходов, закрытие ряда предприятий и, соответственно, рост безработицы.

6. См. подробно: А. Н. Боровков, И. К. Шереметьев. Мексика на новом повороте эконо-мического и политического развития. М., ИЛА РАН, 1999, 284 с.

7. Мексика: парадоксы модернизации. М., ИЛА РАН, 2013, 336 р.

8. 1-er Informe de Gobierno 2012–2013. Presidencia de la República. Ciudad de México, septiembre de 2013, p. 397-423. Available at: >>> (accessed 20.08.2017).

9. CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2012, 2017.

10. Подсчитано по: CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2011, 2012, 2013, 2015, 2017. Santiago de Chile, 2018.

11. R. Gutiérrez Rodríguez. Los límites de la política social durante el sexenio de Peña Nieto. Available at: >>> (accessed 05.11.2017).

12. Подсчитано по: INEGI, Cuadro Resumen. Available at: >>> (accessed 02.10.2017).
6

Наряду с экономической составляющей не менее важное влияние на настроения мексиканских избирателей оказали рост организованной преступности и коррупции, получившие свое развитие в период правления PAN. «Возвращение к власти PRI, как отмечают авторы книги «Сoвре-менная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна», было воспринято мексиканской общественностью с воодушевлением и надеждой на возможность возрождения status quo, при котором представители преступного мира держалась как бы в тени и следовали неким правилам поведения….»13. Однако проводимая Пенья Ньето стратегия по борьбе с оргпеступностью также не дала ощутимых результатов. Мало того, особый размах приобрели преступления, совершаемые представителями самих силовых структур, тесно связанных с преступными группировками. Межамериканская комиссия по правам человека отмечала, что «Мексика — самая опасная страна в мире для работы журналистов, если не считать те государства, где идет война»14. А в мае 2018 г. Комиссия ООН по правам человека выступила с осуждением исчезновения в одном только северном штате Тамаулипас за первые четыре месяца текущего года 23 человек, причем в этом преступлении были замешаны силовые структуры федеральных властей15.

13. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. М., Весь мир, ИЛА РАН, 2017, с. 134.

14. Estrategia de Peña Nieto empeoró situación de derechos humanos y violencia: CIDH. Availa-ble at: >>> (accessed 12.01.2018).

15. Naciones Unidas denuncia la desaparición de 23 persona. Available at: >>> (accessed 02.06.2018).
7

Что касается коррупции, то в период правления Ф. Кальдерона, по признанию наблюдателей, Мексика вышла в «лидеры» по этому показателю. Не лучше обстояли дела и во время президентства Пеньи Ньето. В рейтинге стран по уровню коррупции, составленном международной организацией Transparency International, из 183 государств Мексика заняла 135-е место, уступив среди латиноамериканских стран лишь Венесуэле (169-е место) и Никарагуа (159-е место)16. По данным Организации американских государств, финансовые потери от коррупции в Мексике достигают 10% ВВП, в пять раз превышая среднемировые показатели (2% ВВП)17.

16. Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2017. Available at: >>> (accessed 2.04.2018).

17. Equivale la exacción a 10% del PIB. Uno más uno, p. 6. México, Octubre 27.
8 Приведенные данные дают представление о социально-экономическом положении страны и о настроениях мексиканского избирателя, который оказался перед нелегкой дилеммой за какую партию отдать свои голоса на очередных всеобщих выборах 1-го июля 2018 г. Дело в том, что в конце 1990-х годов в Мексике произошла трансформация политической системы из однопартийной в лице PRI в четко оформившуюся трехпартийную, представленную PRI, PAN и созданной в 1989 г. в результате объединения левых сил PRD. За прошедшие два десятилетия также произошла идеологическая конвергенция названных партий в сторону центра. PRI, раньше позиционировавшая себя как социал-демократическая, в процессе проведения неолиберальных реформ склонилась вправо, выступая за открытый рынок, на чем традиционно настаивала PAN. В свою очередь эта партия, считавшаяся правой и отстаивавшая христианско-демократические ценности, стала заимствовать левые лозунги в борьбе за голоса избирателей. PRD, находившаяся в левой части политического спектра, передвинулась к центру, поскольку ее руководство пришло к убеждению, что без эффективного рынка социальные проблемы решить невозможно. Таким образом, четкие идеологические разграничения, имевшиеся между партиями в прошлом, фактически стерлись, и большая часть мексиканских избирателей перестала видеть разницу между программными заявлениями ведущих политических штабов. Казалось бы, что реальной альтернативой PRI и PAN может стать третья по влиянию в стране PRD. И она, на наш взгляд, могла бы стать таковой, если бы ее продолжал возглавлять Лопес Обрадор и если бы партия не дискредитировала себя внутренними разногласиями, расколом и идеологическим шатанием в рядах ее руководства, что привело к выходу из нее многих членов, включая Лопеса Обрадора. А накануне выборов PRD лишилась еще больше своих сторонников, войдя в коалицию с правой PAN и потеряв тем самым свое лицо как левая партия. На фоне сложившейся обстановки МОRENA, официально провозгласившая себя левой политической силой, выглядела реальной альтернативой этим трем крупнейшим партиям, а ее кандидат в президенты – альтернативой кандидатам данных партий.
9

Если партия МОRENA представляла собой относительно молодое и малоизвестное политическое объединение, то образовавший ее Мануэль Лопес Обрадор являлся опытным 64-х летним политиком национального масштаба, уже не раз баллотировавшимся на высший государственный пост и представлявшим опасную конкуренцию кандидатам PRI и PAN. Так, участвуя в президентских выборах 2006 г. в качестве кандидата от PRD, он уступил Ф. Кальдерону с разницей в голосах менее 1%, а именно 35,31% против 35,89%. На президентских выборах 2012 г. он получил 31,7%, отстав от Пеньи Ньето (38,2%), но обогнав кандидата от PAN Хосефину Баскес Мота, которая набрала только 25,4%18. Свою карьеру Лопес Обрадор начинал в родном штате Табаско, вступив в середине 1970-х годов в члены PRI. Занимал ряд ответственных постов в правительстве данного штата, преподавал в местном университете. В 1982 г. возглавил Центр политических, экономических и социальных исследований PRI в штате Табаско. В 1983 г. был назначен председателем Исполнительного комитета PRI данного штата, отказавшись вскоре от этой должности в знак протеста против отдельных секторов партии, обвинивших его в «распространении социалистических идей» после того, как он предложил меры по созданию прозрачной системы расходования бюджетных средств. В 1984 г. переехал в столицу Мексики и возглавил социальный отдел Национального института потребителя. Автор ряда книг по вопросам регионального и национального развития. В 1988 г. он и Куаутемок Карденас, сын бывшего популярного президента страны Ласаро Карденаса, сформировали внутри PRI Демократическое течение (Movimiento Democrático, MD) в знак несогласия с авторитарными методами руководства и затем вышли из состава PRI. Объединившись с Мексиканской социалистической партией и другими левыми силами MD переросло в Национальный демократический фронт, на базе которого в 1989 г. была образована упомянутая выше PRD. С 1996 по 1999 гг. Лопес Обрадор являлся председателем PRD. Именно в эти годы партия добилась наибольших электоральных успехов, заняв второе место по числу своих представителей в Палате депутатов. В 2000 г. он победил на выборах мэра мексиканской столицы (Distrito Federal). За шесть лет его пребывания на этом посту было много сделано для совершенствования транспортной инфраструктуры города, были построены дополнительный виадук, система коридоров для общественного транспорта протяженностью первого участка в 19,5 км, так называемый Метробус, 7 мостов и один новый проспект. При нем были созданы и стали применяться программы финансовой поддержки пенсионеров старше 70 лет, одиноких матерей, инвалидов, бесплатная медицинская помощь семьям, не входящим в государственную систему страхования, было построено 126 тыс. квартир для людей лишившихся жилья в результате землетрясения 1985 г., построено 16 новых школ в наиболее отсталых районах столицы, Автономный университет и новый многопрофильный госпиталь19. Усилия Лопеса Обрадора не обошлись без нападок со стороны его оппонентов, которые обвиняли его в популизме и растрачивании государственных средств. Тем не менее его деятельность на посту мэра, по результатом опроса, поддержали 85% жителей столицы20, а по признанию лондонской газеты City Mayors, Лопес Обрадор зарекомендовал себя как второй самый лучший мэр в мире21.

18. Andrés Manuel Lopez Obrador. Available at: >>> (accessed 10.01.2018).

19. Andrés Manuel Lopez Obrador. Available at: >>> (accessed 11. 08.2018).

20. Aprobación y base social AMLO/ Parametría. Available at: >>> (accessed 12.01.2018).

21. López Obrador, segundo mejor alcalde del mundo. Available at: >>> (accessed 01.04. 2018).
10

Вряд ли будет преувеличением констатировать, что своим успехом на выборах МОRENA обязана исключительно популярности Лопеса Обрадора. Созданная им в 2010 г. как общественное движение, она была официально зарегистрирована как партия лишь в 2014 г. и еще не могла за столь короткий срок завоевать популярность и зарекомендовать себя в качестве альтернативы традиционным PRI и PAN. При всей притягательности ее Декларации принципов, Программы и Устава, осуждающих неолиберальные реформы, коррупцию и беззаконие, заявляющих о борьбе за подлинную демократию, за широкое участие всех слоев общества в принятии государственных решений, за новую экономическую модель, которая бы укрепляла роль государства и препятствовала приватизации стратегических областей экономики, не ущемляя при этом честный частный бизнес, за независимую внешнюю политику и т.п.22. сами по себе данные документы с точки зрения простого мексиканского избирателя мало чем отличались от деклараций PRI, PAN и PRD. Гораздо убедительнее они звучали из уст завоевавшего популярность и харизматичного Лопеса Обрадора. Как уже отмечалось, все три партии склонялись к центру, включая МОRENA, которая хоть и объявляла себя левой, старалась избегать ультралевых заявлений. На фоне выступлений остальных кандидатов, также выставлявших себя борцами против коррупции, позиции А.М.Лопеса Обрадора выглядели более выигрышными, поскольку он лично ничем себя не запятнал, а его молодую партию, еще не получившую доступа к власти, также не в чем было упрекнуть, в то время как за кандидатами PRI и PAN тянулся шлейф преступности и коррупции в период нахождения этих партий у власти. Что касается экономики, то все претенденты заявляли, что приложат максимум усилий для процветания Мексики. Однако Лопес Обрадор весьма конкретно говорил об отрицательных последствиях неолиберальной политики, о необходимости расширения внутреннего рынка, отказа от экспортно ориентированной модели экономики, зависимой от рынка США, о сохранении стратегических отраслей промышленности в руках государства и о социально ориентированной роли последнего. В качестве популярных мер он обещал вдвое увеличить размер пенсий, обеспечить всеобщий доступ к образованию и занятости среди молодежи, уделить приоритетное внимание положению бедных слоев населения23.

22. См. подробно: DECLARACIÓN DE PRINCIPIOS DE MORENA. Available at: https://lopezobrador.org.mx/wp-content/uploads/2013/02/Declaracion-de-Principios-MORENA.pdf (accessed 18.12.2018); Programa del Movimiento Regeneración Nacional (MORENA). Available at: >>> (accessed 18.12.2018).

23. Las claves del primer debate presidencial en México. El País, 18 de abril de 2018. Available at: >>> (accessed 10.05.2018).
11

То же самое можно сказать и о внешней политике, где в рамках дебатов основное внимание уделялось отношениям с США и, в частности, проблеме мигрантов, направляющихся из Центральной Америки по мексиканской территории в США. Выступления Лопеса Обрадора казались более убедительными, поскольку подкреплялись опубликованной им незадолго книгой «Послушай, Трамп!», в которой содержалась довольно резкая критика высказываний нового американского президента в адрес Мексики и намерение автора отстаивать права мексиканских мигрантов24. Обвинения в связях с Кремлем, которые сыпались на Лопеса Обрадора в ходе предвыборной кампании со стороны его внутренних и внешних оппонентов, в силу своей абсурдности, только прибавляли ему число сторонников.

24. Oye Trump, nuevo libro de AMLO. Available at: >>> (accessed 10.05.2018).
12

Меры по выполнению предвыборных обещаний

 

Ближайшие меры будущего президента, которые в той или иной степени озвучивались в ходе предвыборной кампании, были обнародованы им спустя 14 дней после избрания в Плане экономии государственных средств, состоявшем из 50 пунктов. В нем предусматривалось в первую очередь лишение президента республики статуса неприкосновенности, уравнивая его в правах с обычными гражданами в случае нарушения закона, включая коррупцию. Охрана президента, так называемый Президентский генеральный штаб, как самостоятельная организация, упразднялась, а ее функции передавались министерству обороны. Официальная резиденция предыдущих президентов «Лос Пинос» становилась частью столичного парка Чапультепек, местом всеобщего отдыха и культурных мероприятий. Наполовину сокращались зарплаты действующего президента и всех государственных служащих высшего ранга, получающих более миллиона песо (52000 долл.) в год, которым также вменялась в обязанность декларировать приобретенное за время пребывания на госслужбе имущество и имущество ближайших родственников. Существенно сокращалось количество личных секретарей, заместителей, советников и охраны госслужащих высшего ранга, количество загранкомандировок, выделяемых при этом суточных, а также число госслужащих ниже министра и замминистра, которым полагается служебный автомобиль. Среди остальных мер запрещалось проведение за государственный счет праздничных корпоративов, использование служебного транспорта в личных целях, приём на работу родственников и др. Данный план предусматривал также пересмотр контрактов, заключенных государством как с национальными, так и с иностранными компаниями путем коррупционных схем25.

25. López Obrador y gabinete revisan plan de austeridad. Available at: >>> (accessed 10.01.2019).
13

В то же время, чтобы успокоить частный бизнес и заручиться его поддержкой, Лопес Обрадор обещал проводить регулярные (раз в два месяца) встречи с ведущими предпринимателями страны, согласовывая с ними экономическую политику государства26. В беседах с представителями крупнейших компаний он подтвердил данное в ходе предвыборной кампании обещание не менять существующие финансово-экономические законы и не национализировать предприятия, которые были приватизированы с соблюдением мексиканского законодательства27.

26. López Obrador sorprende con su consejo asesor empresarial. El País, 16.11.2018. Available at: >>> (accessed: 20.11.2018).

27. Las reuniones de AMLO con empresarios. El Universal, 09.11.2018. Available at: >>> (дата обращения: 20.11.2018).
14

В соответствии с мексиканской конституцией, избранный президент приносит присягу и вступает в должность спустя 5 месяцев после выборов, а именно 1-го декабря. Однако Национальный конгресс в своем новом составе приступает к работе уже 1-го сентября. Не дожидаясь официального вступления в должность, Лопес Обрадор представил на рассмотрение новому составу конгресса упомянутый выше План экономии из 50 пунктов. Среди других важных инициатив, выдвинутых избранным президентом, следует назвать реформу образования, гарантирующую бесплатный доступ не только к начальному, базовому, но также к среднему и высшему образованию28. Что касается борьбы с оргпреступностью, Лопес Обрадор предложил конгрессу также озвученный в ходе избирательной кампании Национальный план мира и безопасности из 5 пунктов, в котором предусматривается воссоздание Министерства общественной безопасности, ликвидированное при Пенье Ньето, которое должно координировать и направлять действия также создаваемой по инициативе нового президента Национальной гвардии. Данная силовая структура должна формироваться из гражданских лиц, полиции, сухопутных и военно-морских подразделений в целях обеспечения безопасности в каждом из 32 штатов страны, подчиняясь местным властям, но в то же время действуя под руководством профессионалов и во взаимодействии с местными силами безопасности29.

28. 9 puntos para entender la nueva reforma educativa de AMLO. Nación, 15.02.2019. Available at: >>> (accessed 15.02.2019).

29. López Obrador creará una Guardia Nacional con soldados, marinos y policías. Available at: >>> (accessed 27.01.2019).
15

Сразу после вступления в должность новый глава государства начал проводить ежедневные утренние (в 7.00) пресс-конференции, отвечая на злободневные вопросы журналистов и телезрителей, чего раньше никогда не было в практике мексиканских президентов30. На третий день после официальной инаугурации Лопес Обрадор объявил о продаже президентского самолета Boeing Dreamliner стоимостью  218 млн. долларов, а также других 60 правительственных самолетов и 70 вертолетов, отметив, что он и его министры будут пользоваться рейсовыми самолетами, поскольку мексиканские власти не могут позволить себе роскошь, когда миллионы граждан живут в бедности31.

30. Anuncia AMLO en conferencia matutina. Available at: >>> (accessed 10.12.2018).

31. AMLO vende el avión presidencial y otros 60 aviones del Gobierno. Available at: >>> (accessed 20.12.2018).
16

На четвертый день после принесения присяги он внес в конгресс поправку в конституцию, отменяющую президентскую неприкосновенность32. На 24 день Лопес Обрадор провел через Национальный конгресс первый бюджет на предстоящий 2019 г., в котором предусматривалось с одной стороны сокращение расходов в рамках названного выше Плана экономии из 50 пунктов, а с другой, увеличение расходов на нужды сельского хозяйства и животноводства, на развитие сельских районов, рыболовства, производство продовольственных товаров, а также на увеличение финансирования университетов и экологию. Новый бюджет выделял дополнительное финансирование государственной нефтяной компании «Petróleos Mexicanos» (PEMEX) с целью расширения производства и строительства нового нефтеперерабатывающего завода33. Во второй половине января Палата депутатов утвердила закон о создании Министерства общественной безопасности и Национальной гвардии, куда должны войти 214 тыс. человек из сухопутного и 55,5 тыс. из военно-морского состава мексиканской армии34. В плане борьбы с коррупцией избранный президент предложил в феврале 2019 г. принять закон, запрещающий госслужащим переходить в частные компании ранее чем через десять лет после ухода с госслужбы35.

32. López Obrador elimina la inmunidad presidencial de la Constitución mexicana. Available at: >>> (accessed 10.12.2018).

33. El Congreso mexicano aprueba el primer Presupuesto de López Obrador. El País, 24 dе diciembre de 2018. Available at: >>> (accessed 03.01.2019).

34. Creación de Guardia Nacional avanza en Congreso de México. Available at: >>> (accessed 25.01.2019).

35. López Obrador anunció iniciativa de ley contra "chapulines fifís". Available at: >>> (accessed 15.02.2019).
17

Следует особо отметить, что преобладающее большинство в обеих палатах конгресса представителей левых партий во главе с МОRENA позволяет Лопесу Обрадору утвердить инициируемые им законопроекты, несмотря на сопротивление оказавшихся в меньшинстве оппозиционных PRI и PAN. Кроме того, в ряде случаев данные законопроекты поддерживают представители более мелких партий, переходя из оппозиции на сторону проправительственного блока, как, в частности, это произошло с партией «зеленых» — давних союзников PRI36.

36. AMLO no está feliz con como quedó la Guardia Nacional..... Available at: >>> (accessed 17.01.2019).
18

На фоне активной деятельности нового президента Мексики бросается в глаза отсутствие с его стороны заметных внешнеполитических инициатив. Это говорит о том, что на данном начальном этапе решение внутренних проблем является для него приоритетным. Как он сам ответил на вопрос о внешней политике, «самая лучшая внешняя политика это политика внутренняя»37. И с этим трудно не согласиться: только стабильная экономическая и политическая обстановка в самой стране может служить фундаментом уважительного отношения к ней на международной арене и гарантировать безопасность при отстаивании своих интересов в отношениях с другими странами и, в частности, с таким соседом как США. Именно поэтому явно просматривается осторожное поведение нового президента на данном начальном этапе, избегая обострения отношений с северным соседом. На смену решительной предвыборной риторике пришли общие заявления о невмешательстве в дела других государств, взаимном уважении, о дружеских отношениях с другими странами, о сохранении мира и взаимовыгодном сотрудничестве и т.п.38. Лопес Обрадор, выступавший против пересмотра на условиях США Североамериканского соглашения о свободной торговле (North America Free Trade Agreement, NAFTA), вынужден был проявить сдержанность, когда новая версия договора между Мексикой, США и Канадой была подписана президентами этих стран на саммите Двадцатки в Аргентине за день до его инаугурации, а именно 30 ноября 2018 г. Выступать сразу же против нового договора означало идти на обострение отношений с США уже с первых дней после прихода к власти, хотя по данному договору Мексика лишалась дополнительных иностранных инвестиций в строительство новых сборочных предприятий и, соответственно, создания новых рабочих мест. Кроме того, она лишалась возможности заключать торговые и финансовые сделки со странами, которых США сочтут недемократическими39.

37. La major política exterior es la interior: AMLO. Available at: >>> (accessed 25.09.2018).

38. Los cuatro principios de AMLO para política exterior. Available at: >>> (accessed 10.12.2018).

39. EE UU podrá vetar en el nuevo TLC acuerdos comerciales de México o Canadá con China. Available at: >>> (accessed 21.11.2018).
19

Не проявляя особой внешнеполитической активности, Лопес Обрадор в то же время не может не отвечать на вызовы, диктуемые конкретной ситуацией и твердо отстаивать традиционные принципы внешней политики Мексики. Так, он подтвердил отказ предыдущего президента участвовать в финансировании строительства заградительной стены вдоль мексикано-американской границы, а также отказ размещать на своей приграничной с США территории лагеря центральноамериканских беженцев на период, пока американские власти будут рассматривать их заявления на въезд в США, поскольку данная мера грозила огромными гуманитарными и финансовыми проблемами для мексиканской стороны40. Лопес Обрадор также поддержал план «Ты у себя дома», выдвинутый Пеньей Ньето в октябре 2018 г., чтобы ослабить напряженность на юге Мексики в связи со скоплением беженцев, направлявшихся в США. План предусматривал создание специальных поселений с обеспечением их водой, продовольствием, медицинской помощью, с предоставлением работы, а также политического убежища при условии наличия необходимых документов41. В развитие данного плана Лопес Обрадор выступил перед Д.Трампом с инициативой вложить за счет взносов всех заинтересованных стран 30 млрд долл. в экономическое развитие Центральной Америки и тем самым способствовать решению миграционного кризиса42.

40. Caravana de migrantes: México acepta dar refugio a los que soliciten asilo en Estados Unidos. Available at: >>> (accessed 08.01. 2019).

41. Cм. подробно: Н. Ю. Кудеярова. Караван мигрантов: кризис региональной системы миграционного регулирования. Iberoamérica. Мoscow, No 1, 2019.

42. López Obrador plantea a Trump un proyecto para evitar más caravanas de migrantes. Available at: >>> (accessed 30.10. 2018).
20

Принципиальная позиция Лопеса Обрадора проявилась в связи с событиями в Венесуэле, Никарагуа, Эквадоре и Боливии. Он отказался присоединиться к США и странам — членам Лимской группы с осуждением политики правительств названных стран, отказался признать самопровозглашенного Хуана Гуайдо президентом Венесуэлы. Свою позицию он обосновывал традиционной приверженностью Мексики Доктрине Эстрады — бывшего министра иностранных дел, провозгласившего в 1930 г. данную доктрину, отрицающую право любого государства вмешиваться в дела других стран, определять легитимность или нелегитимность того или иного правительства и, соответственно, заявлять о его признании или непризнании, ибо на это имеет право только народ соответствующей страны43.

43. Доктрина Эстрады. Available at: >>> (In Russ) (accessed 06.02.2019).
21 Первые месяцы пребывания у власти Лопеса Обрадора продемонстрировали его намерение выполнять предвыборные обещания в первую очередь в сфере экономики, борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Тот факт, что на данном этапе он вынужден реагировать лишь на конкретные внешнеполитические вызовы, на наш взгляд, не означает, что Мексика под его руководством будет долго ограничиваться пассивной ролью в международных делах.
22

Заключение

 

Приход к власти в Мексике молодой левой партии МОRENA во главе с ее лидером Лопесом Обрадором и «закат» традиционных партий PRI и PAN можно смело назвать очередным «крутым поворотом» в историческом развитии этой страны. Проголосовав за левых, как за альтернативу, подавляющее большинство мексиканцев выразило недовольство неолиберальными реформами и недоверие обещаниям двух партий, которые попеременно эти реформы проводили.

23

Значение прихода к власти левых в Мексике выходит далеко за рамки одной этой страны. Это объективно предполагает в первую очередь моральную поддержку народов других латиноамериканских стран, выбравших левый проект, и тех, где назревшая потребность политических и социальных перемен совпадет с личными качествами, харизмой лидера нового политического движения, выступающего в качестве альтернативы старым партиям и способного объединить вокруг себя большинство избирателей независимо от их политических предпочтений. В то же время «левый поворот» в Мексике имеет существенную особенность, отличающую его от некоторых других режимов латиноамериканских стран. Его можно охарактеризовать как умеренный левоцентризм при полном отсутствии левого радикализма. По мнению одного из крупнейших американских рейтинговых агентств Standard & Poor's Financial Services, занимающегося аналитическими исследованиями финансовых рынков, администрация Лопеса Обрадора станет расширять участие государства в экономике, но не будет предпринимать действий популистского и антирыночного характера44.

44. AMLO reforzará rol del Estado en la economía, sin políticas “populistas y antimercado”, confía S&P. Available at: >>> (accessed 10.07.2018).
24 Важным преимуществом Лопеса Обрадора при проведении в жизнь многих законопроектов является достигнутое его партией абсолютное, хотя и не конституционное большинство в Национальном конгрессе. Для конституционного большинства его блоку не хватает 17 голосов. Однако практика первых месяцев показала, что и эти голоса его альянс может получить путем привлечения на свою сторону парламентариев других мелких партий. Существенное значение имеет также широкая поддержка населением популярных мер нового президента, с первых дней продемонстрировавшего скромность в поведении и доходах своего кабинета и себя лично. Тем не менее стабильность нового режима будет зависеть, прежде всего, от социально-экономических результатов проводимого им курса. Приходится иметь в виду, что если решение вопросов, связанных с преступностью и коррупцией, главным образом зависит от мер, принимаемых новыми властями, то решение экономических проблем в значительной мере зависит от новых торгово-экономических условий, навязанных Д.Трампом Мексике. Лопесу Обрадору будет нелегко переломить ситуацию в свою пользу, учитывая общий антимексиканский настрой его североамериканского коллеги. Важно учитывать, что сам факт победы левых сил, пусть даже центристских, в подбрюшье у США объективно является вызовом северному соседу, который, как известно, всегда боролся против левых правительств, особенно в Латинской Америке. Именно поэтому Лопесу Обрадору приходиться действовать осторожно и учитывать ошибки других левых режимов в Латинской Америке.
25 Исходя из предвыборных заявлений Лопеса Обрадора, можно предположить развитие контактов с латиноамериканскими странами, более доверительные отношения с левыми режимами в Латинской Америке, развитие торговых связей с Европейским союзом. Активизация торгово-экономи-ческих связей с Китаем будет наталкиваться на санкционное сопротивление со стороны США. Тем не менее, Лопес Обрадор будет пытаться отстаивать традиционные принципы взаимовыгодных отношений со всеми странами насколько это ему позволит экономическая и политическая ситуация в стране. Принимая во внимание давно сложившиеся в Мексике антиамериканские настроения, надо полагать, что в этих вопросах он сможет опираться и на поддержку оппозиционных партий.
26

В отношении России новая мексиканская администрация постарается сохранить давно сложившиеся хорошие связи между нашими странами. В.В.Путин в числе первых поздравил Лопеса Обрадора с победой на выборах, а тот, в свою очередь, пригласил В.Путина на свою инаугурацию и принял приглашение посетить Россию, в то же время не приняв приглашение Д.Трампа45. Как сказал Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Мексике Виктор Викторович Коронелли, помимо официальных визитов, даты которых пока не согласованы, у двух президентов есть достаточно возможностей, чтобы встретиться и обсудить взаимоинтересующие вопросы на полях соответствующих саммитов, поскольку обе являются членами Организации стран — экспортеров нефти и G-2046. Можно рассчитывать на более благожелательную позицию Мексики по отношению к России при голосованиях в ООН и в других международных организациях. В плане торгово-экономических связей особого прорыва ожидать не приходится в силу прежде всего зависимого положения мексиканской экономики от США и необходимости действовать с оглядкой на северного соседа.

45. AMLO acepta invitación a Rusia de Putin después que rechazó la de Trump. Available at: >>> (accessed 20.08.2018).

46. Habrá muchas oportunidades para que Putin y AMLO se reunan: embajador ruso. El Universal. México, 31.10.2018. Available at: >>> (accessed 05.11.2018).
27 Пока еще рано давать оценку политике Лопеса Обрадора. Тем не менее, его первые шаги говорят о том, что он намерен твердо следовать предвыборным обещаниям вопреки внутреннему и внешнему сопротивлению. В любом случае есть все основания полагать, что практические шаги нового мексиканского президента и его команды могут продемонстрировать новый вариант левоцентристского правления в условиях широкой поддержки внутри страны принимаемых им популярных мер, но без ущемления интересов легального бизнеса и обострения отношений с США при существующем экономическом, политическом и информационном давлении. От того, насколько Лопесу Обрадору удастся сохранить этот баланс, зависит будущее левого политического проекта его партии МОRENA.

Библиография

1. Las cinco frases del discurso de victoria de López Obrador que tienes que escuchar. Excelsior, 03.07.2018. Available at: https://www.univision.com/temas/elecciones-mexico-2018 (accessed 03.07.2018).

2. Elecciones en México: el único estado de los 32 de México en el que no ganó López Obrador. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-44689634 (accessed 16.07.2018).

3. Сlaudia Sheinmaun se convierte en la primara jefa de gobierno. Excelsior. México, 03.07.2018.

4. AMLO GANA Y MORENA SE LLEVA 6 GOBERNATURAS SEGUN TENDENCIAS. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=_zygPkTR9GY (accessed 08.07.2018).

5. México se tiñe de guinda; Morena conquista congresos, gobernaturas y alcaldiás. Excelsior, 04.08.2018. Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/mexico-se-tine-de-guinda-morena-conquista-congresos-gubernaturas-y-alcaldias/1249811 (accessed 07.07.2018).

6. См. подробно: А. Н. Боровков, И. К. Шереметьев. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. М., ИЛА РАН, 1999, 284 с.

7. Мексика: парадоксы модернизации. М., ИЛА РАН, 2013, 336 р.

8. 1-er Informe de Gobierno 2012–2013. Presidencia de la República. Ciudad de México, septiembre de 2013, p. 397-423. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/Primer_Informe_de_Enrique_Peña_Nieto (accessed 20.08.2017).

9. CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2012, 2017.

10. Подсчитано по: CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2011, 2012, 2013, 2015, 2017. Santiago de Chile, 2018.

11. R. Gutiérrez Rodríguez. Los límites de la política social durante el sexenio de Peña Nieto. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1665952X16300159 (accessed 05.11.2017).

12. Подсчитано по: INEGI, Cuadro Resumen. Available at: http://www3.inegi.org.mx/sistemas/temas/default.aspx?s=est&c=25433&t=1 (accessed 02.10.2017).

13. Современная организованная преступность в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. М., Весь мир, ИЛА РАН, 2017, с. 134.

14. Estrategia de Peña Nieto empeoró situación de derechos humanos y violencia: CIDH. Available at: http://www.proceso.com.mx/432055/estrategia-pena-nieto-empeoro-situacion-derechos-humanos-violencia-cidh (accessed 12.01.2018).

15. Naciones Unidas denuncia la desaparición de 23 persona. Available at: https://elpais.com/in-ternacional/2018/05/30/mexico/1527712498_230493.html (accessed 02.06.2018).

16. Transparency International. The Corruption Perceptions Index 2017. Available at: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017 (accessed 2.04.2018).

17. Equivale la exacción a 10% del PIB. Uno más uno, p. 6. México, Octubre 27.

18. Andrés Manuel Lopez Obrador. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Andrés_Manuel_López_Obrador (accessed 10.01.2018).

19. Andrés Manuel Lopez Obrador. Available at: https://es.wikipedia.org/wiki/Andr%C3%A9s_Manuel_L%C3%B3pez_Obrador#Inicio_de_su_carrera_pol%C3%ADtica (accessed 11. 08.2018).

20. Aprobación y base social AMLO/ Parametría. Available at: https://www.google.com/search?q=.+Parametr%C3%ADa+%C2%ABAprobaci%C3%B3n+y+base+social+AMLO%C2%BB&rlz=1C1CHMC_ruRU611RU611&oq=+Parametr%C3%ADa++%C2%ABAprobaci%C3%B3n+y+base+social+AMLO%C2%BB&aqs=chrome.69i57.29894j0j9&sourceid=chrome&ie=UTF-8 (accessed 12.01.2018).

21. López Obrador, segundo mejor alcalde del mundo. Available at: www.jornada.unam.mx (accessed 01.04. 2018).

22. См. подробно: DECLARACIÓN DE PRINCIPIOS DE MORENA. Available at: https://lopezobrador.org.mx/wp-content/uploads/2013/02/Declaracion-de-Principios-MORENA.pdf (accessed 18.12.2018); Programa del Movimiento Regeneración Nacional (MORENA). Available at: https://lopezobrador.org.mx/wp-content/uploads/2013/02/Programa-MORENA.pdf (accessed 18.12.2018).

23. Las claves del primer debate presidencial en México. El País, 18 de abril de 2018. Available at:https://elpais.com/internacional/2018/04/16/mexico/1523898908_316373.html (accessed 10.05.2018).

24. Oye Trump, nuevo libro de AMLO. Available at: http://www.unomasuno.com.mx/oye-trump-nuevo-libro-de-amlo/ (accessed 10.05.2018).

25. López Obrador y gabinete revisan plan de austeridad. Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/lopez-obrador-y-gabinete-revisan-plan-de-austeridad/1252291 (accessed 10.01.2019).

26. López Obrador sorprende con su consejo asesor empresarial. El País, 16.11.2018. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/11/16/actualidad/1542330021_375162.html (accessed: 20.11.2018).

27. Las reuniones de AMLO con empresarios. El Universal, 09.11.2018. Available at: https://www.eluniversal.com.mx/mario-maldonado/cartera/economia/las-reuniones-de-amlo-con-empresarios (дата обращения: 20.11.2018).

28. 9 puntos para entender la nueva reforma educativa de AMLO. Nación, 15.02.2019. Available at: https://www.nacion321.com/gobierno/9-puntos-para-entender-la-nueva-reforma-educativa-de-amlo (accessed 15.02.2019).

29. López Obrador creará una Guardia Nacional con soldados, marinos y policías. Available at: https://www.defensa.com/mexico/lopez-obrador-creara-guardia-nacional-soldados-marinos-policias (accessed 27.01.2019).

30. Anuncia AMLO en conferencia matutina. Available at: https://www.sopitas.com/noticias/fuero-presidente-amlo-conferencia-matutina/ (accessed 10.12.2018).

31. AMLO vende el avión presidencial y otros 60 aviones del Gobierno. Available at: https://www.reportur.com/mexico/2018/12/03/amlo-vende-avion-presidencial-otros-60-aviones-del-gobierno/ (accessed 20.12.2018).

32. López Obrador elimina la inmunidad presidencial de la Constitución mexicana. Available at: https://www.telam.com.ar/notas/201812/311808-lopez-obrador-elimina-la-inmunidad-presidencial-de-la-constitucion-mexicana.html (accessed 10.12.2018).

33. El Congreso mexicano aprueba el primer Presupuesto de López Obrador. El País, 24 dе diciembre de 2018. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/12/24/mexico/1545638508_491137.html (accessed 03.01.2019).

34. Creación de Guardia Nacional avanza en Congreso de México. Available at: https://www.hispantv.com/noticias/mexico/409053/amlo-guardia-nacional-congreso (accessed 25.01.2019).

35. López Obrador anunció iniciativa de ley contra "chapulines fifís". Available at: https://www.infobae.com/america/mexico/2019/02/12/lopez-obrador-anuncia-iniciativa-de-ley-contra-chapulines-fifis/ (accessed 15.02.2019).

36. AMLO no está feliz con como quedó la Guardia Nacional..... Available at: https://vanguardia.com.mx/articulo/amlo-no-esta-feliz-con-como-quedo-la-guardia-nacional-quiere-que-fuerzas-armadas (accessed 17.01.2019).

37. La major política exterior es la interior: AMLO. Available at: https://www.sdpnoticias.com/nacional/2018/05/20/la-mejor-politica-exterior-es-la-interior-amlo (ac-cessed 25.09.2018).

38. Los cuatro principios de AMLO para política exterior. Available at: https://www.unotv.com/noticias/portal/nacional/detalle/los-tres-principios-de-amlo-para-politica-exterior-384472/ (accessed 10.12.2018).

39. EE UU podrá vetar en el nuevo TLC acuerdos comerciales de México o Canadá con China. Available at: https://elpais.com/internacional/2018/10/03/actualidad/1538582361_899682.html (accessed 21.11.2018).

40. Caravana de migrantes: México acepta dar refugio a los que soliciten asilo en Estados Unidos. Available at: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-46641649 (accessed 08.01. 2019).

41. Cм. подробно: Н. Ю. Кудеярова. Караван мигрантов: кризис региональной системы миграционного регулирования. Iberoamérica. Мoscow, No 1, 2019.

42. López Obrador plantea a Trump un proyecto para evitar más caravanas de migrantes. Available at: https://www.excelsior.com.mx/nacional/lopez-obrador-plantea-a-trump-un-proyecto-para-evitar-mas-caravanas-de-migrantes/1272801 (accessed 30.10. 2018).

43. Доктрина Эстрады. Available at: https://studopedia.ru/12_218086_doktrina-estradi.html (In Russ) (accessed 06.02.2019).

44. AMLO reforzará rol del Estado en la economía, sin políticas “populistas y antimercado”, confía S&P. Available at: https://www.proceso.com.mx/541915/amlo-reforzara-rol-del-estado-en-la-economia-sin-politicas-populistas-y-antimercado-confia-sp (accessed 10.07.2018).

45. AMLO acepta invitación a Rusia de Putin después que rechazó la de Trump. Available at: https://www.google.com/search?ei=heeIXJ_UNPzQmwXRm4yABw&q=andres+manuel+lopez+obrdor+y+putin&oq=Lopez+Obrador+y+putin&gs_l=psyab.1.2.0i19j0i22i30i19l3.2579.12111.24487.0.0.1.275.2646.6j13j1.0.1.gws-wiz.33i21j0j0i22i30.qnRr4_pivL8 (accessed 20.08.2018).

46. Habrá muchas oportunidades para que Putin y AMLO se reunan: embajador ruso. El Universal. México, 31.10.2018. Available at: https://www.eluniversal.com.mx/mundo/habra-muchas-oportunidades-para-que-putin-y-amlo-se-reunan-embajador-ruso (accessed 05.11.2018).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести