«Нам нужно пользоваться словом “ведантисты” вместо “индусы”»: интерпретация истории индийской философии в трудах Свами Вивекананды
«Нам нужно пользоваться словом “ведантисты” вместо “индусы”»: интерпретация истории индийской философии в трудах Свами Вивекананды
Аннотация
Код статьи
S004287440003632-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скороходова Татьяна Григорьевна 
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
184-194
Аннотация

Выяснение происхождения неоведантистского подхода к истории индийской философии у её историков С. Радхакришнана и С. Дасгупты приводит к идеям Свами Вивекананды (1863–1902). На основе анализа трудов философа автор реконструирует его концептуальное видение индийской философии через понимание веданты как сути, сердцевины и главного принципа религии, философии и культуры Индии. Вивекананда интерпретировал веданту как тождественную индуизму и его философии и создал концептуальную основу для исследования истории индийской философии: 1) рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму веданты как его сущности и идеальной модели; 2) понимание историко-философского процесса как мысли, развивающейся от первых прозрений Упанишад до триумфа веданты во всеиндийском масштабе; 3) объяснение большинства даршан как религиозных и спиритуалистических в противовес материализму и скептицизму. 

Ключевые слова
история индийской философии, Свами Вивекананда, неоведантизм, веданта, даршаны, индуизм, метод индийской философии
Источник финансирования
Исследование поддержано грантом Российского научного фонда в рамках проекта № 16-18-10427: «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов».
Классификатор
Получено
15.02.2019
Дата публикации
19.02.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
951
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S004287440003632-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 29.12.2018
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Бхагавадгита 1999 – Бхагавадгита. Перевод с санскрита, исследование и примечания В.С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, РАН, 1999. (The Bhagavadgita).

2. Рай 2014 – Рай Раммохан. Краткое изложение веданты. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 138–150 (Roy Rammohun. Abridgement of Vedanta).

3. Рай 2016 – Рай Раммохан. Иша-упанишада. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 140–149 (Roy Rammohun. Isa-Upani?ad)

4. Радхакришнан 1983 – Радхакришнан С. Мои поиски истины // Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М.: Наука, 1983. С. 128–139 (Radhakrishnan, Sarvepalli, The Pursuit Of Truth).

5. Упанишады 1992 – Упанишады. Перевод с санскрита и комментарии А.Я. Сыркина. В 3 т. М.: Ладомир, 1992 (The Upanisads).

6. Чоттопаддхай 2016 – Чоттопаддхай Бонкимчондро. Исследование индийской философии. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 167–174 (Chattopaddhyay Bankimchandra, The Study of Hindu Philosophy).

7. Banerjea, Krishna Mohun (1861) Dialogues on the Hindu Philosophy, Williams & Norgate, London, Edinburgh.

8. Radhakrishnan, Sarvepalli (1922) Indian Philosophy, Vol. I, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

9. Radhakrishnan, Sarvepalli (1923) Indian Philosophy, Vol. II, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

10. Roy, Raja Rammohun (1982) The English Works, ed. by J.C. Ghose, In 4 vols, Cosmo, New Delhi.

11. Vivekananda, Swami (1998–2002) Complete Works, Mayavati Memorial Edition, 12th ed., 9 vols, Advaita Ashrama, Mayavati, Almora.

12. Ишервуд 1997 – Ишервуд К. Рамакришна и его ученики. Перевод с английского М.Л. Салганик. М.: Ладомир, 1997.

13. Костюченко 1993 – Костюченко В.С. Свами Вивекананда: жизнь и наследие // Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. Под ред. В.С. Костюченко. М.: Ладомир, 1993. С. 13–34.

14. Костюченко 1983 – Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

15. Литман 1983 – Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М.: Наука, 1983.

16. Мезенцева 2003 – Мезенцева О.В. Проблема деятельности человека в учении Свами Вивекананды / Ценностные ориентиры индийского общества. М.: ИВ РАН, 2003. С. 123–150.

17. Прусак 2000 – Прусак А.И. Теория действия Свами Вивекананды // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 93–98.

18. Челышева 1986 – Челышева И.П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша. М.: Наука, 1986.

19. Штитенкрон 1999 – Штитенкрон Г. фон. О природе индуизма. О правильном употреблении обманчивого термина // Древо индуизма. М.: Восточная литература, 1999. C. 246–264.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести