В статье рассматривается проблематика диалектики законности, выступающей надлежащей основой для понимания и трактовки сочетания в ней отвлеченно-смысловых и реально-вещественных (образных) характеристик. При таком подходе вносятся существенные уточнения в представления о законности как фундаментальной правовой идее, которая на разных уровнях своей иерархичности (внутренней и внешней) сопровождается важными моментами и релевантными признаками. Опираясь на достижения русской философской традиции, автором продемонстрированы возможности рассмотрения законности как идеи с точки зрения ее выражения в реальности и относительно влияния различных доминант внутреннего и внешнего характера. Это позволяет определить роль схематизма, иллюстративности, а также возможности достижения сбалансированного соотношения отвлеченно-смысловых и образных моментов законности. Предложенное понимание диалектики законности позволяет существенно пересмотреть эффективность и познавательный потенциал различных интерпретаций идеи законности в политико-правовых доктринах прошлого и современности, выяснить своеобразие и место соответствующих трактовок в эволюции представлений о базовых юридических проблемах, таких как законность, правопорядок, правовая система и др. В статье также показано, что актуальные направления анализа законности в зарубежной литературе фокусируются на вопросах, которые уже имели место в юридических исследованиях прошлого, особенно в отечественной философско-правовой литературе.
В статье рассматривается проблематика законности и ее разнообразные трактовки в истории современной политико-правовой мысли стран англосаксонской правовой традиции. В разнообразии различных подходов к пониманию роли права, закона и законности в различных национальных правовых традициях обнаруживаются существенные отличия. Проблематика законности в условиях социализма была детерминирована определенными обязательными идеологическими предпосылками, с позиции которых ей придавалось формальное значение правового режима. В англосаксонском правовом ареале распространенными и пока еще недостаточно освоенными в ряде отношений являются такие трактовки, которые формализуют водораздел между общим правом и так называемым статутным правом, т. е. актами, принимаемыми органами законодательной власти. Для англосаксонского права и соответствующей юридической мысли проблематика законности сегодня становится все более актуальной в плане защиты прав и свобод, выступает условием недопустимости снижения гарантированных общим правом уровней правовой защищенности и обеспеченности. Понимание законности в указанной традиции означает прежде всего анализ логики судебного толкования и попыток построить правовые знания вокруг и на основе антропологических подходов. Идея и принцип законности в контексте англосаксонской правовой традиции обнаруживают ряд существенных ограничений, связанных с пониманием роли права и рационального правового конструирования в социальной практике.
В статье рассматривается трактовка законности с точки зрения оригинального подхода, разработанного голландским и английским ученым Г. Линдалем. В основу представлений о законности в русле данного подхода положены идеи юридического позитивизма, феноменологии, структурно-функционального анализа. В исследовании раскрываются характер, содержание, основные позиции и место концепции а-законности Линдаля в современной правовой мысли. Показаны основные характеристики представлений об а-законности как способе поиска «слепых пятен», в частности, в контексте ориентирующегося на познавательные возможности социологии анализа правопорядка и моделей поведения. Оценивается эвристический и познавательный потенциал сформулированных Линдалем аргументов о возможности различения законности, незаконности и а-законности. Приводятся соображения относительно философско-правовых оснований и перспектив использования познавательного потенциала системы правовых представлений Линдаля. Продемонстрировано, что концепция а-законности Линдаля содержит несколько уровней анализа проблематики правопорядка – формальный и генетический (нормативный). Проанализированы агонистические теории демократии как основа для построения ключевых характеристик и смыслов концепции а-законности. Выявлены ограниченности, которые содержит концепция Линдаля.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation