Современный этап развития творчества характеризуется повышением технологичности этого вида деятельности. Искусство создания популярной музыки укладывается в эту тенденцию, высвечивая её преимущества и недостатки наиболее ярко. Особенность производства популярной музыки заключается в повторении стандартных выразительных средств, доказавших свою привлекательность. Копирование популярных фрагментов и эффектных музыкальных приемов приобрело массовый характер, вылившийся в становление звуковой ремикс-культуры. На этом фоне в судах как в России, так и за рубежом увеличилось количество споров о границах законного заимствования музыкального материала. В медиа сфере обсуждаются примеры противоправного присвоения фрагментов из популярных песен, нарушающие права их композиторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Для разрешения таких споров выработаны специализированные процедуры, результаты применения которых вызывают критику. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к правовой квалификации копирования музыкального материала. Исследуется феномен образования музыкальных стандартов, повторяющихся элементов, приёмов и клише, которые предлагается отнести к категории неохраняемых музыкальных идей на доктринальном уровне. Анализируются способы, применяемые для установления нарушения авторских прав, выявления фактов противоправного присвоения музыкального материала и существенного сходства произведений. Обращено внимание на тест уникального качества музыкального произведения и его обоснование с точки зрения принципов авторского права. Для вынесения решений по делам о копировании музыки предлагается использовать данные о количественном соотношении охраняемого и неохраняемого материла в сравниваемых произведениях, а также об источниках заимствования, которые могут быть получены с помощью компьютерных средств распознавания музыки
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека