В статье представлены результаты исследования актуальных проблем правового обеспечения допуска и безопасного использования беспилотных автомобилей как в экспериментальном, так и в общем режиме эксплуатации, полученные в процессе реализации научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, и озвученные в рамках пленарного доклада на V Международной научно-практической конференции «Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях» («Лаптевские чтения-2023») (27 апреля 2023 года, ИГП РАН).
Целью подготовки статьи стало доведение до сведения научной общественности результатов осмысления новой для российского транспортного права проблемы, связанной с сущностным изменением парадигмальных подходов к построению системы обеспечения безопасности на транспорте и организации дорожного движения на автомобильных дорогах, а также некоторых сформулированных авторами предложений по совершенствованию системы правового регулирования в указанной сфере. Легализация в российском праве предложений, по мнению авторов, позволит минимизировать риски эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования, что имеет существенное значение для развития отечественного предпринимательства, решения задач обеспечения суверенитета Российской Федерации. В соответствии с поставленной авторами целью решен ряд частных исследовательских задач. В частности, на основе применения методик историко-правового анализа обосновывается вывод о том, что появление инновационных видов транспорта осознается, как правило, со значительным опозданием, в результате чего отсутствие правовой основы традиционно выступает сдерживающим фактором для его внедрения, а легализация норм, регулирующих отношения с его участием, имеет бессистемный характер. Применение инструментария сравнительно-правового анализа позволило сформулировать вывод о том, что указанная ранее тенденция характерна для всех без исключения развитых стран. Однако в КНР, США и государствах ЕС понимание необходимости урегулирования с использованием средств как публичного, так и частного права вопросов, связанных с переходом на общий режим эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, не предусматривающих наличия водителя, произошло ранее, чем в Российской Федерации, где правовое регулирование имеет лишь экспериментальный характер. Формально-догматический анализ действующего российского законодательства и проектов нормативных правовых актов дал основание авторам сделать вывод о бессистемном, не основанном на результатах достижений юридической науки правовом регулировании исследуемых закономерностей.
Изложенное позволило высказать умозаключение о необходимости принятия срочных мер к устранению выявленных пробелов в законодательстве, поскольку дальнейшее сохранение имеющегося состояния дел может повлечь за собой неустранимое отставание Российской Федерации от высокоразвитых государств в области внедрения и безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека