Статья посвящена анализу сложных государственно-правовых процессов в условиях глобальной нестабильности. Наблюдаемые изменения свидетельствуют о трудностях использования объективных закономерностей и подчас произвольном давлении интересов на жизнедеятельность субъектов права. Поэтому важное значение имеет анализ созидательного потенциала права, позволяющего преодолевать трудности общественного развития. Имеется в виду опережающее воздействие права на происходящие процессы в интересах гражданского общества, государства, человека и гражданина. Возникающие противоречия между интересами субъектов снижают потенциал права. Особенно это заметно в кризисных ситуациях. Приходится менять правовые режимы, перестраивать деятельность органов и организаций, принимать оперативные акты. Это требует разработки механизмов правильного отражения разных социальных интересов и организации согласованной деятельности юридических лиц и граждан. С учетом внутренних и внешних факторов происходит изменение в структуре права. Во многом они вызваны цифровизацией и переходом к управлению большими данными, что позволяет расширять и повышать качество информационной базы правовых решений, более точно рассчитывать варианты деятельности субъектов и последствия реализации правовых актов. Неизбежны изменения в систематике права, которые позволяют усилить его воздействие на жизнь и деятельность людей. Усиливается взаимодействие отраслей права и законодательства, появляется такой новый феномен, как нормативно-правовые комплексы. Тем самым обеспечивается сочетание разных правовых регуляторов для решения стратегических и тактических задач. Это облегчает адаптацию новых отраслей и институтов законодательства в условиях стремительного научно-технологического развития. На этой основе создаются благоприятные условия для формирования правовых целей развития государства. Качество целеполагания должно быть органически связано с циклом управления для их достижения и получения высоких конечных результатов. Управляемость становится важным критерием оценки соотношения целей, действий и результатов. Требуется совершенствовать работу публичных и иных социальных институтов. В связи с этим анализируется активная роль государства как универсальной политико-управляющей системы, действующей на основе мандата общества, констатируется неизбежность перестройки в системе публичной власти, в ее взаимоотношениях с бизнесом и другими институтами. В статье используется методика оценки эффективности деятельности публичных органов, с одной стороны, и методика оценки действия закона и иных актов - с другой. Названные элементы соединяются с деяниями правового человека и социальных общностей. Это позволяет оценить реальную эффективность управления. В то же время неизбежен конфликт интересов, в рамках которого возникают юридические коллизии и острые социально-правовые конфликты. В их основе устойчивые либо подвижные интересы субъектов, которые подчас сталкиваются между собой. Особую остроту приобретает феномен «право силы», когда допускается неправомерное вмешательство в дела других государств под прикрытием каких-либо норм и их произвольного толкования. Поэтому актуальной задачей является разработка способов укрепления доверия и согласованности действий между субъектами, использование институтов посредников и медиаторов, а также потенциала мягкого права. При этом институты ответственности должны применяться на прочной правовой основе. Статья построена на основе методологии сохраняющейся преемственности правового развития и новых поворотов в механизмах правового регулирования. Обобщен опыт правотворчества и правоприменения. Использована новейшая научная литература и материалы научных конференций и семинаров.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека