Law
Российская Федерация в рамках экспериментального правового режима начала апробацию в реальных условиях автоматизированных транспортных средств, управляемых системами искусственного интеллекта. Беспилотные автомобили стали полноценными участниками дорожного движения в нескольких городах. В специальных правовых режимах, созданных для эксплуатации систем искусственного интеллекта, не действуют некоторые федеральные законы и подзаконные акты, что снижает правовые гарантии соблюдения прав человека. В статье рассмотрена ситуация, когда это создает угрозу права на жизнь и здоровье человека. В процессе эксплуатации источника повышенной опасности создатель и пользователь исходят из вероятности причинения вреда третьим лицам. Подобные ситуации будут происходить с автоматизированными транспортными средствами. Это значит, что беспилотному автомобилю придется принимать решения, на кого совершить наезд. Этико-правовая дилемма, когда искусственный интеллект выбирает человека, которому он причинит вред, в отечественном праве не разрешена. Не вызывает сомнений, что подобные вопросы должны отражаться в машинном коде любой информационной системы. Для этого действия создателя систем искусственного интеллекта должны регламентироваться правом. Автором предложена классификация систем искусственного интеллекта, которая позволит создать три модели правового регулирования: системы, регулируемые «мягким» правом, системы, регулируемые машиночитаемым правом, системы, на использование которых введен временный мораторий. Реализация данных предложений будет способствовать охране жизни и здоровья человека в процессе использования искусственного интеллекта без негативного эффекта для развития цифровой технологии.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library