Норвежская Конституция представляет собой уникальный для европейского континента опыт более чем двухсотлетнего непрерывного действия Основного закона. За истекший период страна из эпохи позднего абсолютизма перешла к состоянию современного постиндустриального общества. Последовательно эти метаморфозы отражались на конституционном уровне в рамках одного и того же формального акта. На этом пути Норвегия прошла стадию развития буржуазно-демократических свобод, формирование баланса власти в виде парламентаризма, становление Welfare state, а также оккупацию нацистской Германией (1940 - 1945 гг.), наконец, формирование социального правового государства (sozialer Rechtsstaat) современного типа. Эти изменения, носившие порой импульсивный характер (например, разрыв унии со Швецией и обретение государственной независимости в 1905 г.), получили отражение сначала в материальном содержании Конституции (rem publicam Constituere), потом через ряд конституционных реформ нашли воплощение в формальном ее понятии. Теоретическая основа классификации конституционного акта на материальный и формальный обусловлен сращиванием теоретических постулатов на скандинавской почве двух школ юридического позитивизма: нормативизма Г. Кельзена и «скандинавского правового реализма», как назвал это течение Т. Гейгер. В Скандинавии учение о Grund Norm приобрело яркие черты учения об обычно-правовой ее природе. Определенность ее содержания обусловлена тем, что она обеспечивает изменение или дополнение Конституции в этом регионе; таким образом, являясь движущей силой и инструментом кодификации всего корпуса конституционного права: перевода материального содержания в формальное. Важно также подчеркнуть, что идеология этой кодификации имеет здесь стойкую традицию «прогрессивного развития права», смысл которого раскрывается в понятии модернизации. В качестве примера в статье рассматривается ход последней по времени масштабной модернизационной реформы Конституции Норвегии (2006–2016 гг.), последовательно затронувшей такие темы, как институт парламентаризма, структура парламента, права и свободы человека, место и роль Верховного суда и др. Важную роль в процессе модернизации играет тренд на европеизацию правовой системы Норвегии. Формально она не входит в ЕС, но с 1992 г. между ней и Союзом действует договор об ассоциации (EØS-avtalen), практика реализации которого подтверждает этот тезис
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека