Модель федеративных отношений, закрепленная в Конституции РФ, постоянно эволюционирует в результате развития законодательного регулирования и практики его применения. В статье анализируется ее развитие в период 2000–2003 годов на основе Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в частности, такие изменения, как введение института федерального воздействия (принуждения); уточнение роли договоров и соглашений, заключаемых между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, в регулировании федеративных отношений; совершенствование разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, в том числе бюджетного федерализма. Российский федерализм рассматривается как кооперативный, правовое пространство которого не может формироваться без участия субъектов Федерации. Автор обосновывает, что в сфере совместного ведения федеральные органы государственной власти должны руководствоваться принципом «разумной сдержанности» и не вторгаться в те отношения, которые без ущерба для качественного выполнения задач публичной власти может урегулировать субъект Российской Федерации. Вместе с тем и субъектам Федерации не следует акцентировать свою специфику, необходимо исходить из принципа консолидации законодательства, создания единых правил, действующих в едином экономическом пространстве. Автор приходит к выводу, что неполнота конституционной регламентации федеративных отношений позволяет им эволюционировать в разных направлениях, искать оптимальную для России модель федеративного устройства.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека