Авторы дают анализ ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепляющей обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Общая обязанность граждан «заботиться о сохранении своего здоровья», содержащаяся в ч. 1 ст. 27, предполагает адресованное всем и каждому требование совершать действия, приносящие пользу здоровью, и воздерживаться от действий, наносящих ему вред. Авторы отмечают юридическую и фактическую неопределенность и другие особенности этой обязанности и обращают внимание на отсутствие в ней элементов понятия «юридическая обязанность», выделенных в теории права. Напротив, ч. 2 и 3 ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ не оставляют сомнений относительно требований к поведению граждан и обеспечиваются юридической ответственностью за их неисполнение. Об этом свидетельствуют те положения законодательства, которые связаны с общими нормами ч. 2 ст. 27, и, в частности, федеральные и местные правовые акты, принятые в связи с распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19). Авторы указывают признаки, отличающие общую норму-декларацию обязывающего характера от собственно юридической обязанности, которая может быть закреплена в законе.
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с сохранением врачебной тайны в психиатрической деятельности, включая производство судебно-психиатрических экспертиз. Так, Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» требует учитывать психическое состояние лица с психическим расстройством при сообщении ему сведений о состоянии его психического здоровья. Это требование не учитывает реалии цифрового здравоохранения и не отражено в законодательстве об охране здоровья граждан. На практике оно является практически неисполнимым и нуждается в законодательном закреплении дополнительного механизма доступа к медицинской документации с учетом специфики психиатрических пациентов. Проблемы возникают и при доступе лица с психическим расстройством к своей судебно-психиатрической истории болезни. С одной стороны, заключение судебно-психиатрической экспертизы является доказательством по судебному делу, и порядок ознакомления с его содержанием регламентируется процессуальным законодательством и законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности. С другой стороны, Конституционный Суд РФ рассматривает такое заключение одновременно и как медицинский документ, в отношении которого действуют нормы законодательства об охране здоровья граждан. В этой связи авторы предлагают свое решение этого вопроса, требующее корректировки позиции Конституционного Суда РФ. На основе анализа истории законодательных изменений в регламентации врачебной тайны и тенденций к постоянному расширению круга лиц, имеющих доступ к составляющим такую тайну сведениям без согласия гражданина, авторы отмечают, что врачебная тайна постепенно теряет характер гарантированного федеральным законом права. Особую озабоченность вызывают попытки ряда государственных органов и должностных лиц получить сведения о состоянии психического здоровья заранее не определенного круга лиц. Доступ к медицинским сведениям по разным поводам уже имеет слишком большое число третьих лиц, число которых еще более расширяется по мере внедрения информационных систем в сферу здравоохранения. Авторы приходят к выводу, что этот процесс чреват серьезными негативными последствиями для гарантированных законом прав граждан и требует особого внимания к защите медицинской информации, в том числе от неправомерного доступа и возможных утечек.
В России, как и в мире, искусственный интеллект, роботы и роботизированные технологии внедряются в различные области экономики, государственной и общественной жизни. Разнообразие сфер применения, в которых уже используются и будет использоваться искусственный интеллект в различных формах, оказывает воздействие на правовую систему и нуждается в разработке адекватного правового регулирования, учитывающего особенности этих принципиально новых и ранее неизвестных технологий. Решение такой сложной задачи, в свою очередь, требует теоретического осмысления ряда концептуальных вопросов, способных повлиять на успешность или неудачу правовой регламентации в рассматриваемой области общественных отношений. В статье анализируются законы робототехники А. Азимова и этические нормы, предлагаемые для искусственного интеллекта в Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года. Рассматриваются вопросы уголовно-правовой оценки поведения роботов, предлагаются понимание и определение таких понятий, как «этика» роботов и «правомерность» их поведения, «этические нарушения», «правонарушения», «вина» и «ответственность» роботов. Авторы также анализируют антропоморфизм как одну из стратегий социальной робототехники, ее плюсы и минусы. По мнению авторов, законодательство должно исходить из функций искусственного интеллекта и быть единообразным для всех возникающих его форм. На данном этапе развития для роботов (искусственного интеллекта) следует устанавливать правовой режим, а правовым статусом они смогут обладать только в будущем, когда приобретут реальную автономность и смогут осуществлять собственный свободный выбор поведения.
Цифровизация российского здравоохранения ведет к увеличению объема оцифрованных медицинских данных, становящихся в итоге Big Data (Большими данными), что требует разработки безопасных способов сбора, обработки, хранения и использования такой информации. В статье дается анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих способы защиты медицинской информации в цифровой форме, а также устанавливающих правовой режим персональных данных. Авторы обращают внимание на риски реидентификации обезличенных медицинских данных и сложности соблюдения некоторых требований законодательства о персональных данных при использовании технологий Big Data. Обсуждая ответственность за правонарушения в сфере компьютерной информации, авторы предлагают рассматривать информационные системы в здравоохранении, содержащие персональные данные, как объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Такой режим позволит квалифицировать неправомерный доступ к содержащейся в них информации и другие преступные деяния по ст. 274¹ УК РФ. Распространенность использования информационно-коммуникационных технологий как способа посягательств на оцифрованные медицинские данные, а в конечном счете – на неприкосновенность частной жизни приводит авторов к выводу о целесообразности дополнения ст. 137 УК РФ соответствующим квалифицирующим признаком.
Статья посвящена правовым проблемам, связанным с созданием метавселенной – новой цифровой среды, использующей технологии виртуальной и дополненной/расширенной реальности. По мере их совершенствования виртуальные миры в обозримом будущем могут стать широко доступными и предоставить новые возможности в сфере образования, здравоохранения, экономики и других областях государственной и общественной жизни. Специалисты прогнозируют, что экономика внутри метавселенной быстро превысит объем экономики реального мира. Наряду с позитивными метавселенная имеет и негативные стороны, что не только увеличивает уже существующие риски, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, но и создает новые, в том числе, для безопасности и конфиденциальности персональных данных пользователей и эффективного противодействия компьютерным преступлениям. В этой связи авторы отмечают необходимость правового регулирования метавселенной и управления создаваемой ею рисками, не исключая юридическую регламентацию применения сложнейших технологий, обеспечивающих ее существование. Уже сегодня следует разрабатывать принципы и правила регулирования отношений в метавселенной на опережение, поскольку в недалеком будущем они будут способны оказывать значительное влияние на право реального мира. Авторы вводят понятия «наблюдение» и «наблюдатель», формализующие в правовом контексте идею юридического взгляда, и обсуждают возможные, в зависимости от позиции наблюдателя, подходы к правовым основам управления метавселенной, виртуальному праву и его связям с правом реальным.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека