В статье анализируется история развития и некоторые перспективы будущего федерализма Российской Федерации, в частности, после проведенного 1 июля 2020 г. Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, согласно которым в государстве была закреплена единая система публичной власти. В теории государства и права с учетом современной мировой практики унитаризм вполне может сочетаться с самостоятельностью субъектов, а федерализм - с сильной центральной властью. Автор статьи исследует вопросы оптимального возможного сочетания унитаризма и федерализма. В числе мер, необходимых к принятию в целях осовременивания (модернизации) федеративных отношений, могут быть: реформирование государственного устройства посредством перехода к модели унитарного федерализма; унификация практики разграничения полномочий и предметов ведения федерального центра и субъектов федерации; развитие местного самоуправления; повышение ответственности государственных органов и местного самоуправления за состояние социального самочувствия населения. Достижение оптимального варианта федеративного устройства в Российской Федерации предполагает необходимость предварительного всестороннего анализа состояния федерализма Российской Федерации, построенного на принципах, сформулированных в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., принципах, которые по своему характеру соответствовали интересам либерально-демократического переустройства Российской Федерации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека